Европа Молдову похвалила и дала наставления: Молдова за неделю
Европа Молдову похвалила и дала наставления. Посольство России возмущено. Парламент утвердил налоговую политику на следующий год. Как промышленный рост обогнал рост ВВП. Так доллар или...? ВТО накажет Молдову?
Европа Молдову похвалила и дала наставления
В Кишиневе на этой неделе проходило заседание на высшем уровне Совета Европы-ОБСЕ в формате "2+2". Совет Европы представляли его генеральный секретарь Вальтер Швиммер и действующий председатель Комитета министров Совета Европы (КМСЕ), министр иностранных дел Молдовы Николай Дудэу. От ОБСЕ в форуме участвовали генеральный секретарь организации Ян Кубис и министр иностранных дел Нидерландов, действующий председатель ОБСЕ Яап де Хооп Схеффер.
С идеей проведения заседания выступила Молдова. В выступлении на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы в конце сентября Дудэу заявил, что "проведение форума является частью рабочего плана молдавского председательства в Комитете министров СЕ".
На форуме обсуждалась ситуация в Приднестровье, перспективы урегулирования приднестровского конфликта и выполнения Россией своих обязательств перед ОБСЕ по выводу войск из региона. Этот вопрос рассматривается в перспективе подготовки к предстоящему заседанию ОБСЕ в Маастрихте. Стороны рассмотрели также вопросы борьбы против терроризма, торговли оружием, наркотиками и людьми. На состоявшейся отдельно встрече Вальтера Швиммера и Яапа де Хооп Схеффера обсуждались вопросы политической архитектуры Европы и роли международных организаций.
Для участия в сессии в молдавскую столицу прибыли 150 представителей 45 стран-участниц Совета Европы. Молдова передала пост председателя Комитета министров Совета Европы Голландии.
Глава МИДа Молдовы Николай Дудэу удовлетворен результатами шестимесячного председательства Молдовы в Комитете министров Совета Европы. В интервью журналистам он заявил, что "программа председательства Республики Молдова в Комитете министров Совета Европы выполнена успешно". "За последние 50 лет сессия Комитета министров лишь в пятый раз проводится не в Страсбурге. Это свидетельствует об отношении СЕ к Молдове", - отметил Дудэу.
Он напомнил, что во время председательства Молдове удалось организовать четырехстороннее совещание с участием Европейского союза, несколько международных семинаров, ряд визитов в государства, которые недавно присоединились к СЕ, а также в страну-кандидат Монако. Самым большим успехом, достигнутым за последние шесть месяцев, Николай Дудэу назвал изменение отношения к Молдове, создание ее положительного образа на международной арене и приближение Молдовы к Евросоюзу.
Президент Молдовы Владимир Воронин также считает, что председательство Молдовы в Комитете министров Совета Европы благоприятно сказалось на имидже государства. Он особо отметил, что за последние полгода Молдове удалось ускорить проводимые демократические реформы и внедрить у себя ряд международных стандартов.
"Опыт конструктивного сотрудничества с Советом Европы является для нас серьезным подспорьем в реализации задач, которые мы намечаем на будущее. Прежде всего, речь идет о вступлении в Европейский Союз", - отметил Воронин.
По его словам, Молдова стремится стать членом ЕС не только потому, что является составной частью Европы с географической точки зрения, но и исходя из традиций и общих корней со ЕС. Президент сказал, что республика продвигает те же главенствующие ценности, что и другие государства ЕС: соблюдение фундаментальных прав человека, строительство правового государства. "Мы понимаем, что путь в ЕС - труден, но наше решение интегрироваться в эту организацию неизменно", - заявил Владимир Воронин.
По его мнению, стремление Молдовы вступить в ЕС благоприятно сказывается и на процессе урегулирования приднестровской проблемы. "Европейское сообщество предложило нам тот оптимальный алгоритм, на основе которого может быть разрешена эта проблема. Только благодаря многонациональному составу страны, гарантированию прав национальных меньшинств мы сможем устранить последствия сепаратизма и национализма", - подчеркнул Владимир Воронин ("Инфотаг").
Как отметил генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер, за время председательства в КМСЕ Молдова успешно выполнила стоявшие перед ней задачи, сумела зарекомендовать себя в Европе с положительной стороны, а репутация государства на континенте в значительной степени возросла. "Правящей партии удалось вывести на первый план национальные интересы, быть может, иногда даже в ущерб партийным", - считает Швиммер.
Он заверил Кишинев в том, что сотрудничество между Республикой Молдова и СЕ продолжится и после передачи поста председателя в КМСЕ. "Молдова получит помощь для реализации законодательной реформы. Мы будем проводить экспертизу по ходу проведения всех реформ в стране", - сказал генсек.
Тут же Европа указала Молдове и направление дальнейшего движения. Республике следует поработать над качеством и приоритетами общественного сознания, воспитать проевропейский народ. Поэтому, помимо обсуждения проблем урегулирования приднестровского конфликта и борьбы с терроризмом и торговлей людьми, высокие европейские гости уделили внимание вопросу образования.
Основой демократического развития общества генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер на церемонии открытия Центра образовательных инноваций назвал изучение истории. Он подчеркнул необходимость изучения и региональной, и национальной, и всемирной истории.
Глава СЕ приветствовал усилия молдавского руководства по поиску компромисса и выразил уверенность, что создание Центра образовательных инноваций внесет весомый вклад в преодоление разногласий в образовательном процессе ("Время").
Министр иностранных дел Нидерландов, действующий председатель ОБСЕ Яап де Хооп Схеффер (скоро он станет одним из руководителей НАТО) провел встречу с представителями гражданского общества по вопросам урегулирования приднестровского конфликта. Он назвал урегулирование приднестровской проблемы "неотложным делом". "В 2004 г. Молдова станет соседкой НАТО, а в 2007 г. - Европейского союза, организаций, которым "не нужен такого рода конфликт на своих границах", - сказал Схеффер.
По его словам, позицию ОБСЕ разделяют страны-посредники - Россия и Украина. Вместе с тем, действующий председатель ОБСЕ сказал, что какие бы усилия не прилагали посредники и представляемая ими организация, конфликт не будет урегулирован до тех пор, пока Кишинев и Тирасполь не придут к консенсусу.
Яап де Хооп Схеффер уклонился от прямого ответа на вопросы представителей гражданского общества, какая форма федерации предусматривается в Молдове. По его словам, Молдове нужна федерация, "которая гарантировала бы окончательное разрешение приднестровского конфликта".
Он считает абсурдными заявления о том, что ОБСЕ в целом и глава ее миссии в Молдове Уильям Хилл в частности продвигают интересы России в вопросах урегулирования приднестровского конфликта. Председатель ОБСЕ сказал, что его организация учитывает мнение посредников, но не продвигает их интересы. Вместе с тем, он отметил, что Россия играет важную роль в процессе урегулирования приднестровского конфликта, и окончательное разрешение проблемы без нее невозможно.
Представители ряда неправительственных организаций Молдовы выразили мнение, что федерализация республики подвергает большому риску будущее Молдовы как государства. Председатель движения "Pro Europa" Олег Серебрян сказал, что, если Молдова изменит свой нынешний статус, Гагаузия может воспользоваться правом самоопределения, предусмотренным законом об особом правовом статусе административно-территориального образования "Гагауз-Ери".
По его словам, серьезные вопросы вызывает и намечаемый референдум по вопросу о федерализации, который может открыть Приднестровью путь к независимости.
Серебрян выразил озабоченность поведением Украины, "которая способствует сепаратизму, препятствуя введению совместных молдавско-украинских таможенных постов вдоль границы с Приднестровьем. Он предложил международному сообществу оказать давление на Украину.
Председатель Европейского центра по Молдове Николай Киртоакэ предложил изменить нынешний пятисторонний формат переговорного процесса путем привлечения к нему Европейского союза.
Эту точку зрения поддержал председатель Ассоциации по внешней политике Василий Недельчук. По его мнению, посредники в этом конфликте "должны быть независимыми, не преследовать в этом регионе своих интересов". Он подверг критике Россию и особенно Украину, которой, как он выразился, никто не предложил решать проблему Крыма путем федерализации.
Недельчук считает, что вести конкретный разговор по урегулированию приднестровской проблемы можно только после того, как будут эвакуированы российские войска из Молдовы.
Против намечаемой федерализации республики высказался также председатель Хельсинского комитета по правам человека в Молдове Штефан Урыту. По его словам, федерация Молдовы и Приднестровья - это все равно, что "федерация США и Бен Ладена".
Единственным оратором, который поддержал проект федерализации Молдовы, предложенный ОБСЕ, был представитель гражданского общества Приднестровья, редактор "Новой газеты" Андрей Сафонов. "Позиция международного сообщества в урегулировании приднестровской проблемы правильная. Ясно, что крайности неприемлемы - ни намерение Приднестровья стать независимым государством, ни идея унитарного государства Республика Молдова. Решение, предложенное ОБСЕ, является компромиссным", - заявил Сафонов ("Инфотаг").
Посольство России возмущено
Министерство иностранных дел России выступило с заявлением, в котором призвало власти Молдовы "положить конец разжиганию антироссийской истерии в стране". В документе, текст которого поступил во все молдавские СМИ, российский МИД обращает внимание на то, что в Кишиневе перед посольством Российской Федерации более месяца проводятся "несанкционированные провокационные акции, организатором которых выступает представленная в парламенте Молдовы Христианско-демократическая народная партия".
"Ее лидеры, прикрываясь надуманными предлогами о якобы "преднамеренном невыполнении" Россией международных обязательств, вновь предпринимают попытку разжечь в стране ксенофобию и межэтническую вражду. При этом, организуя шествия и пикеты перед российским дипломатическим представительством под флагами Румынии, а также Европейского союза и НАТО, депутаты от этой партии и их немногочисленные сторонники позволяют себе скандировать оскорбительные выражения и лозунги", - говорится в заявлении.
Его авторы подчеркивают, что "российская сторона неоднократно официально обращалась к внешнеполитическому ведомству Молдовы с призывами неукоснительно придерживаться положений Венской конвенции о дипломатических сношениях от 1961 г. и обеспечить надлежащие условия для нормальной деятельности посольства Российской Федерации, однако все эти обращения до сих пор остаются без ответа".
МИД России предлагает властям Молдовы "не допускать впредь противоправных действий, организуемых агрессивными политиками радикально-националистического толка, пытающихся бросить тень на дружественный характер отношений между нашими народами и государствами".
Единственным депутатом, который высказался в прессе по поводу акции молдавских националистов, был представитель фракции партии коммунистов в молдавском парламенте Александр Чугуряну. Он назвал пикетирование посольства России в Кишиневе, организованное ХДНП, "национальным позором". "Пикетирование не санкционировано, а также нелогично по отношению к стране, которая всегда оказывала и оказывает Молдове помощь", - отметил Чугуряну.
Пикетирование посольства началось в конце сентября. Его участники протестуют против российского военного присутствия в Молдове и требуют вывода российских войск и вооружений с территории Приднестровья до конца 2003 г.
По мнению депутата, хотя пикетирование носит мирный характер, его участники ведут себя нецивилизованно, допуская хулиганские выходки. "Считаю, что Генеральная прокуратура должна предпринять меры, направленные на прекращение незаконной акции", - подчеркнул Чугуряну.
Депутат ХДНП Влад Кубряков опроверг обвинения Чугуряну, отметив, что пикетирование проводится в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека. "Ранее мы испробовали все другие возможные пути решения проблемы. Представили в парламент соответствующий законопроект, но он был отклонен. Мы выразили желание побеседовать с представителями дипломатической миссии России, но они отказались встретиться с нами. В создавшейся ситуации пикетирование осталось единственным средством нашего протеста", - сказал депутат ХДНП.
Как сообщила газета "Accente", министр внутренних дел Молдовы Георгий Папук распорядился разогнать пикет у посольства России. Посольство Российской Федерации в Кишиневе получило заверения в том, что до 10 ноября пикет у дипломатической миссии исчезнет. Газета пишет, что пикет терпели до сих пор только для того, чтобы не предстать в плохом свете перед участниками сессии Комитета министров Совета Европы.
Тем временем в ночь на 6 ноября из Приднестровья отправили в Россию еще один эшелон с боеприпасами и имуществом бывшей 14-й российской армии. Он составлен из 20 вагонов с боеприпасами и другим имуществом. Об этом сообщили "Инфотаг" в Оперативной группе российских войск (ОГРВ).
По словам представителя ОГРВ, это второй эшелон с российскими вооружениями, отправленный за последние пять месяцев. В штабе ОГРВ полагают, что нет оснований говорить о возобновлении ритмичного процесса вывоза вооружения и боеприпасов. Даже примерной даты отправки следующего эшелона названо не было. Для вывоза из Приднестровья только транспортабельных боеприпасов потребуется не менее 35 железнодорожных составов из 20 вагонов каждый, сказали в ОГРВ.
С начала года из Приднестровья был отправлен 31 эшелон с военным имуществом, в том числе 22 - с боеприпасами. В Россию было вывезено почти 17 тыс. тонн боеприпасов из 42 тыс., которые были складированы на начало года.
По словам представителя ОГРВ, погрузка других эшелонов осуществляться не будет, так как администрация Приднестровья снова наложила запрет. Это связано с тем, что в тираспольской администрации командованию ОГРВ официально заявили, что до тех пор, "пока Приднестровье не получит обещанной Москвой компенсации в виде зачета части долга за полученный от России газ, "нет даже смысла формировать новые эшелоны".
Согласно тому же источнику, "отправка эшелонов может стать предметом переговоров", если Россия выполнит обязательства по компенсации в счет долга за газ. Как сообщает агентство "Инфотаг", правительство России уже приняло постановление на этот счет. Ситуацию изучает и находящийся в Молдове действующий председатель ОБСЕ Яаап де Хооп Схеффер, который с 1 января 2004 года станет генеральным секретарем НАТО. 6 ноября он посетил Колбасну, где ознакомился с условиями хранения на складах боеприпасов бывшей 14-й армии.
На Стамбульском саммите ОБСЕ в ноябре 1999 г. Россия взяла на себя обязательство завершить вывоз военного имущества из Приднестровья к 31 декабря 2002 г. Однако в срок не уложилась, и на саммите в Порто он был продлен до конца 2003 г. По расчетам специалистов, для завершения вывоза необходимо отправить в Россию еще 45 эшелонов.
По словам замминистра иностранных дел РФ Вячеслава Трубникова, который находился в Кишиневе в связи с работой 113-й сессии Комитета министров совета Европы, Россия подтверждает намерение следовать обязательствам стамбульского саммита ОБСЕ по вывозу вооружений из приднестровского региона Республики Молдова. Трубников отметил, что за последний год России удалось существенно продвинуться в этом направлении, и выразил надежду, что списание долга приднестровского региона за газ направит диалог с тираспольскими властями в конструктивное русло.
Замминистра не стал называть конкретные сроки возможного завершения вывоза вооружений, подчеркнув, что, по его мнению, установление жестких рамок позволит заинтересованным силам давить на Россию и препятствовать этому процессу.
В начале декабря 2003 года в Маастрихте состоится саммит ОБСЕ, одной из ключевых тем которого будет несоблюдение Москвой обязательств по вывозу военного имущества Оперативной группы российских войск из Приднестровья до конца 2003 года, отмечает "Молдпрес".
Парламент утвердил налоговую политику на следующий год
Новая фискальная политика станет гораздо жестче нынешней. Как пишет "Кишиневский обозреватель", экономические агенты сетуют: в условиях молдавской экономики, которой характерно почти полное отсутствие условий, бизнес вести очень сложно. Составит какой-либо предприниматель бизнес-план, заложит в него действующие ставки налогов, а парламент - раз, и изменил их. Нынешний год не стал исключением: Налоговый кодекс вновь переверстали.
Основные изменения коснулись налога на добавленную стоимость. Сначала правительство предложило отменить льготы по уплате НДС. Даже для крестьян, несмотря на заявления о поддержке сельского хозяйства. К удивлению левых, фермеры позволили себе возмутиться. В тот день, когда налоговая политика утверждалась в первом чтении, они пришли к парламенту и стали требовать сохранения прежних ставок НДС и земельного налога. Если бы законодатели согласились с правительством, то через некоторое время фермеры вышли бы на площадь. Такой вариант левых никак не устраивал: ни депутатов, ни президента.
Глава государства Владимир Воронин даже направил письмо спикеру Евгении Остапчук с просьбой сохранить для сельхозпроизводителей прежний налоговый режим. Свою позицию он аргументировал тем, что увеличение налогов негативно скажется на сельском хозяйстве, учитывая размер убытков, понесенных фермерами в этом году. В итоге налоговая политика по отношению к сельскому хозяйству осталась почти прежней. Парламент сохранил действующие в нынешнем году ставки НДС и земельного налога и освобождения от уплаты НДС на удобрения и прочие необходимые в сельском хозяйстве химикаты и материалы. Налогом на добавленную стоимость не будет облагаться оборудование, предназначенное для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Правда, не все, как в нынешнем году, а лишь 10 наименований.
Однако, по мнению "Кишиневского обозревателя", крестьянам рано радоваться. Президент считает, что в следующем году нужно будет снова вернуться к вопросу о равном налогообложении. Поэтому существует вероятность, что в 2005 году земельный налог и НДС будут увеличены. Не исключено также, что в будущем году, во время обсуждения налоговой политики на 2005 год, вновь появится предложение о применении НДС к медикаментам. В этом году оно пока не прошло.
Фермерам, несмотря на то, что налоги в будущем могут измениться, все же больше повезло, чем другим предпринимателям. Впрочем, причина сохранения нынешних налоговых ставок кроется, как считают в "Кишиневском обозревателе", не в везении, а в нежелательных для левых последствиях увеличения налогового бремени. Сельхозпроизводители могли устроить такие массовые акции протеста, которые не снились даже праворадикалам.
Что касается других предпринимателей, то их недовольство ликвидацией льгот было не таким явным, как возмущение фермеров. Видимо, поэтому освобождения от уплаты НДС на импортированное оборудование сохранили только для техники, предназначенной для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Отмена льгот по НДС на импорт оборудования, по мнению многих бизнесменов, негативно скажется на развитии экономики. Некоторые предприятия, не имеющие достаточного количества свободных средств, не смогут закупить новое оборудование, что обязательно скажется на конкурентоспособности их продукции. Другие вынуждены будут заложить НДС на оборудование в стоимость товаров, что неминуемо приведет к росту цен и, возможно, к снижению покупательского спроса.
Впрочем, несмотря на все минусы, позицию правительства, настаивавшего на отмене льгот, понять можно. Кабинет министров не заложил в проект бюджета ни копейки внешних кредитов. "Стране нужно будет научиться жить на собственные средства", - говорят представители правительства, то ли не желая, то ли не рассчитывая получить кредиты от международных финансовых организаций. Других собственных средств, кроме налогов, у государства нет, поэтому их приходится увеличивать.
Полученн6ые в результате отмены освобождений доходы от НДС правительство планирует направить на повышение зарплат работникам бюджетной сферы. То есть деньги будут использованы на социальные, а не экономические нужды. На капитальные вложения планируется выделить средств в шесть раз меньше необходимого количества и в четыре с половиной раза меньше, чем на поддержание общественного порядка и национальную безопасность.
Как считает заместитель министра экономики Молдовы Вячеслав Афанасьев, доходы, упущенные в результате изменения налоговой политики, могут быть компенсированы за счет использования альтернативных источников дохода.
По словам Афанасьева, налоговая политика на 2004 год была построена исходя из роста валового внутреннего продукта на 5% и уровня инфляции в 4,5%, но есть более оптимистические оценки, предполагающие более высокий рост и соответственно повышение бюджетных доходов. "Для этого нужна более обдуманная и правильная экономическая политика, агрессивное продвижение экспорта и привлечение иностранных инвестиций. Увеличение экономического роста, укрепление финансовой дисциплины, снижение теневой экономики и приватизация - реальные источники доходов", - сказал Афанасьев.
Он отметил, что на конечной стадии разработки находится проект нового закона об инвестициях, составленного в соответствии с европейскими стандартами, а также предусматривается укрепление Организации по продвижению экспорта Молдовы в целях привлечения инвестиций. "В последнее время объем прямых иностранных инвестиций сократился, поэтому необходимо усилить политику по их привлечению".
В первой половине 2003 г. объем прямых иностранных инвестиций в Республику Молдова составил 35,21 млн. USD и снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти на 14 млн. USD.
Вячеслав Афанасьев, который на прошлой неделе встречался с журналистами, подчеркнул, что изменение налоговой политики "не является несоответствием деятельности правительства деятельности парламента". "Мы живем в рыночной экономике. Политика была разработана в одних экономических условиях, а сейчас - другие. Это не говорит о недоверии к правительству, скорее, парламент выдвигает защитную политику в сельском хозяйстве с учетом нынешнего положения в данной отрасли. Субсидии для сельского хозяйства свойственны и странам Евросоюза", - уточнил Афанасьев.
Как промышленный рост обогнал рост ВВП
Молдова занимает последнее место по темпам роста внутреннего валового продукта (6,5%) среди стран СНГ по итогам экономической деятельности в январе-сентябре 2003 года. По данным Статистического комитета статистики СНГ (без учета Туркмении и Узбекистана), первое место по темпам роста ВВП остается за Арменией - 15,2%. В тройку лидеров входят также Азербайджан (10,5%) и Казахстан (9,2%)
В целом, за три квартала ВВП в странах СНГ увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2002 года примерно на 7%. Объем инвестиций в основной капитал в январе-сентябре 2003 года увеличился в среднем на 15%. Стоимостной объем взаимной торговли в СНГ составил 46,9 млрд. долларов. В том числе экспорт составил 22,3 млрд. долларов, импорт - 24,6 млрд. долларов, передает агентство "Новости-Молдова".
Данные Статистического комитета СНГ по росту объемов промышленного производства распространил "Инфотаг". По итогам девяти месяцев 2003 г. Молдова заняла второе место по росту объемов промышленного производства среди стран СНГ.
По сравнению с январем-сентябрем 2002 г. рост промышленного производства составил 19,3%. Молдова уступает только Армении, у которой этот показатель равен 20,5%.
По транспортным грузоперевозкам Молдова оказалась впереди всех. За год они возросли на 17%. В отношении роста ВВП (6,5%), розничного товарооборота (8,4%), индексов цен производителей и потребительских цен (7,3% и 9,9%) республика расположилась в середине списка.
По данным комитета, в среднем по странам СНГ производство промышленной продукции - на 8%, розничный товарооборот - на 9%, инвестиции в основной капитал - на 15%.
Как передает "БАСА-прес", Министерство экономики Молдовы также огласило результаты социально-экономического развития за девять месяцев. В 2003 году экономический рост в Республике Молдова может составить 6,8%, этот показатель включает уровень инфляции в 15%, прогнозируемый на конец текущего года, заявил на пресс-конференции заместитель министра экономики Молдовы Вячеслав Афанасьев. В первой половине 2003 г. валовой внутренний продукт возрос в реальном выражении на 6,5% и составил 10 831,9 млн. леев.
Основной макроэкономический показатель, свидетельствующий об уровне экономического роста, - инвестиции в основной капитал. Данный показатель увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 23%. В результате рекордный рост "после 90-го года" был отмечен в промышленности - на 19,3% в реальном выражении против января-сентября 2002 года. Положение в отрасли во многом определялось деятельностью предприятий перерабатывающей промышленности, которые увеличили объем производства на 20,4%.
Неблагоприятные погодные условия отрицательно сказались на сельскохозяйственной отрасли, где положение достаточно критично, а объем производства сократился на 19,9% (в сопоставимых ценах). "Это негативное явление не позволит нам превысить темпы экономического роста (на 7,1%), установленные в 2002 году", - сказал Афанасьев. В то же время, он подчеркнул, что более высокий урожай винограда, фруктов, кукурузы и подсолнечника позволит в конечном итоге свести спад в сельском хозяйстве до 10%.
В результате темпов роста в промышленности и спада в сельском хозяйстве в дальнейшей политике экономического развития предлагается делать упор на промышленность и услуги. В Молдове на долю сельского хозяйства приходится 22-23% ВВП.
Среди проблем молдавской экономики, которые должны быть решены, Вячеслав Афанасьев отметил высокий уровень отрицательного сальдо торгового баланса и инфляции. "Увеличение торговли неустойчиво, покрываемость импорта экспортом ухудшилась, составив за восемь месяцев 58,6% против 60,6% в соответствующий период прошлого года".
По данным статистики, в январе-августе внешнеторговый оборот увеличился на 27,8%, в том числе, экспорт - на 25,1%, а импорт - на 29,4%. Отрицательное сальдо торгового баланса составило 332,4 млн. USD и увеличилось на 36,1%. До конца года, по прогнозам Министерства экономики, дефицит торгового баланса достигнет 505 млн. USD против 424 млн. USD в 2002 году.
Вячеслав Афанасьев объяснил укрепление национальной валюты, несмотря на рост дефицита торговли, ростом официальных доходов молдавских резидентов, работающих за рубежом, которые покрывают примерно 60% отрицательного сальдо внешней торговли. В первой половине года в Республику Молдова было переведено доходов на сумму 149 млн. USD, что составляет 20% ВВП.
По словам Афанасьева, рост импорта вызван увеличением потребления на 9,9% в результате повышения зарплат, а также валютными переводами из-за рубежа и ростом импорта сырья.
Уровень инфляции составил за девять месяцев 11,4% и по прогнозам увеличится до конца года до 15%. Вячеслав Афанасьев отметил, что данный рост не является дестабилизирующим для макроэкономического положения. В числе причин высокого уровня инфляции было названо положение в сельском хозяйстве и, соответственно, рост цен на продовольственные товары, рост цен на природный газ и электроэнергию, а также повышение цен в странах Евросоюза, на долю которых приходится 28,5% импорта в Республику Молдова.
Средняя заработная плата работника национальной экономики в январе-августе увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 32,5%, а реальный рост составил 21,3%. "С учетом реального роста я на согласен с утверждениями о том, что инфляция поглотила проведенное в этом году повышение зарплаты", - сказал Афанасьев.
На 2004 год правительство Молдовы прогнозирует экономический рост в 5% и уровень инфляции в 4,5%.
Так доллар или...?
Валютный рынок Молдовы переживает особые процессы, считает известный в республике экономист Вячеслав Негруцэ. Он убежден, что эту ситуацию следует рассматривать не как сезонную, а гораздо серьезнее.
В своей статье в газете "Молдавские ведомости" Негруцэ подчеркивает, что "долларизация" национальной экономики на самом деле является искусственной и отвлекает внимание от истинных причин отмечающихся в последнее время колебаний на валютном рынке. Роль евро в развитии национальной экономики, пишет экономист, заслуживает большего внимания как со стороны общества, так и со стороны властей, прежде всего финансовых, убежден экономист.
По его мнению, Республике Молдова необходимо пересмотреть валютную политику, в частности, отказаться от продолларового консерватизма и утвердить в качестве базисной валюты евро. Молдова уже упустила несколько шансов (прежде всего финансовых) из-за поддерживания своих валютных резервов в основном в долларах США.
Время доллара в Молдове проходит. Это подтверждает и структура валют во внешней торговле. Доллар все больше уступает евро или российскому рублю. Торговые партнеры из Молдовы и Европы избегают посреднической валюты в коммерческих сделках и таким образом минимизируют затраты.
Парадоксальной назвал Негруцэ ситуацию, при которой в Молдове бюджетно-налоговая система "евроизирована" (таможенные сборы, акцизы и т.д. установлены в евро), а валютно-банковская - "долларизирована" (прямая котировка осуществляется только по отношению к доллару). Отсюда и дополнительные поступления в бюджет (за счет потребителей), и укрепление лея по отношению к доллару.
Вопреки официальным данным, экономика Молдовы значительно "евроизированнее", чем принято считать. Доллар выступает как фактор, который искажает и минимизирует растущую зависимость молдавской экономики от евро и перечисляемых из-за рубежа доходов, изначально полученных в евро.
Простой анализ цен, пишет Негруцэ, указывает на то, что рынок автомобилей, недвижимости, бытовой техники, в том числе обогревательных приборов, видео-, аудиоаппаратуры и т.д. "евроизирован" или "евроизируется". Почему не падают цены, раз лей "укрепляется" по отношению к доллару? Потому что существует евро, который и определяет цены на импортируемые товары. Это ответ и на вопрос, почему у в Молдове относительно высокая инфляция при том, что лей растет по отношению к доллару.
Похоже, настало время решиться: доллар или евро, или есть еще один вариант - базисная корзина валют, убежден Вячеслав Негруцэ. Во всяком случае, сегодняшняя ситуация заслуживает особого внимания и прагматичного подхода. Более того: принятие евро в качестве базисной валюты могло бы послужить дополнительным козырем на различных переговорах с европейскими структурами. По крайней мере, "финансовый язык" был бы общим", утверждает экономист.
ВТО накажет Молдову?
Всемирная торговая организация (ВТО) может наказать Республику Молдова за несоблюдение ряда соглашений о регистрации знаков, в основном за взимание неравных сборов с местных и иностранных хозяйствующих субъектов, предупредил на пресс-конференции генеральный директор Государственного агентства по охране промышленной собственности (AGEPI) Николай Таран. При регистрации знака хозяйствующие субъекты Республики Молдова оплачивают сбор в размере до 1 800 лей (130 USD), тогда как зарубежные соискатели платят примерно 600 USD. Согласно положениям ВТО, при регистрации знаков применяется единая пошлина, передает "БАСА-пресс".
"С учетом того, что правительство отказывается от сбалансирования этого сбора, ВТО может применить к Республике Молдова меры наказания", - сказал директор AGEPI. Агентство представило правительству проект постановления, предусматривавший установление единого сбора в размере 300 USD для всех желающих зарегистрировать знак, однако проект получил отрицательный отзыв и был передан на дополнительное рассмотрение Экономическому совету при премьер-министре Молдовы.
За десять лет работы AGEPI зарегистрировало около 40 тыс. знаков, в том числе 13 тыс. национальных и 27 тыс. - международных. Срок действия свидетельства о регистрации знака составляет 10 лет с возможностью обновления на следующие 10 лет или столько раз, сколько будет необходимо.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Лавров заявил, что Франция предлагала России наладить диалог без Киева
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- ФСБ обнародовала аудио с инструкциями жены готовившего теракт агента СБУ