Ну что, доигрались?
В августе текущего года российский Центр политических технологий «ПолитКонтакт» провёл на территории Гагаузии социологическое исследование, направленное на выяснение внешнеполитических приоритетов местного населения. Результат в этой части никого не удивил — 65% гагаузов выступают за интеграцию в Таможенный союз. Гораздо более неожиданными оказались выводы по второстепенной цели исследования — по определению отношения жителей Гагаузии к нынешнему статусу своего региона. Как оказалось, более 40% жителей автономии выступают за независимость края.
Раскрывая подробности, поясним, что 40% - это совокупная доля тех, кто ратует за повышение статуса автономии до уровня Приднестровья (25,4%) и тех, кто выступает за полный государственный суверенитет Гагаузии (16,1%). Учитывая, что Приднестровье де-факто имеет главные черты независимого государственного образования, мы посчитали возможным объединить эти две группы респондентов в одну категорию. Если кому-нибудь это покажется недостаточным, то мы озвучим и третью категорию опрошенных, которые хотели бы вхождения Гагаузии в состав России. Таковых, по данным исследования оказалось 13,2%. Нынешний статус автономно-территориального образования устраивает меньше половины жителей (41,7%).
Суть проявленной этим исследованием реальности можно охарактеризовать одним вопросом, обращённым к властям Республики Молдова: ну что, доигрались? Мы привыкли считать, что требования о независимости Гагаузии озвучивают радикалы. Но когда с таких позиций выступает 40% жителей, то привычная нам шкала оценок просто рушится. Не могут быть радикалами почти половина (а если к ним прибавить 13% желающих присоединиться к России, то и вовсе большинство) жителей. И если идея о независимости Гагаузии у местных жителей уже не считается крайностью, то трудно даже представить, какие лозунги возьмут на вооружение настоящие радикалы? До каких пределов сместилась граница, разделяющая общепринятое от маргинального, совершенно непонятно.
В сфере межнациональных отношений, и шире — в сфере государственного строительства не бывает успехов «раз и навсегда». Любое достижение и успех, если его не развивать и не закреплять, будет одномоментным. Интеграция Гагаузии в правовое поле Республики Молдова в 1994 году была однозначным успехом официального Кишинёва. Но спустя почти 19 лет мы вдруг обнаруживаем, что этот регион так и не вписался в государственную систему
Принятие молдавским парламентом закона «Об особом правовом статусе Гагаузии» решило на тот момент гагаузский вопрос. Однако было заблуждением считать, что принятием одного закона власть сняла проблему с повестки дня. Закон — это всего лишь инструмент, эффективность действия которого зависит как от степени совершенства самого закона, так и общественного контекста его применения. Поэтому вместе с признанием Гагаузской автономии руководство РМ должно было решить множество других, рутинных «гагаузских вопросов». Как наладить эффективное сотрудничество с Комратом? Как интегрировать политическую элиту региона в государственную систему Республики Молдова? Как преодолеть изоляционистские настроения местного населения и сделать гагаузов частью молдавской гражданской нации? Как использовать «гагаузский фактор» для налаживания выгодных отношений с Россией и Турцией? Все эти и другие подобные моменты должны были найти отражение и системный анализ в специальной государственной стратегии. Понятно, что такие документы не из тех, что публикуются на официальном сайте правительства. Тем не менее, если судить по практике взаимоотношений Кишинева и Комрата, в том, что никакой стратегии в этой области не существует, сомнений не остаётся.
Молдавской власти никуда не уйти от того факта, что большая часть «гагаузских вопросов» до сих пор являются открытыми. И чтобы не ждать практического подтверждения отражённых в социсследовании настроений жителей региона, руководство страны должно как минимум обратить на это внимание. Приватизация госсобственности и «революционная» погоня за голосами электората — это, конечно, важное и кому-то нужное дело. Но во всём этом не хватает главного — государственного интереса.
Вячеслав Крачун — экс-советник башкана (главы) Гагаузии.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Главе проекта «Архангел» пытались вручить заминированную грамоту в рамке
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Путин поговорил с семиклассницей Таисией из Подмосковья
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО