Секретные миллионы Бухареста в Молдове. Молдова грозит разорвать мирное соглашение с Приднестровьем. Европа ждет разрешения конфликта. Кто будет брать деньги за транзит? Молдова будет вылавливать приднестровскую контрабанду. В Молдове применяются пытки. Премьер предложил провести амнистию. В Кишиневе проходят славянские чтения.

Секретные миллионы Бухареста в Молдове

Правительство Румынии узаконило проведение тайных операций на территории Республики Молдова, пишет газета "Независимая Молдова". С таким заявлением это государственное издание выступило через два дня после того, как постоянный представитель РМ в Совете Европы Алексей Тулбере сделал в Парламентской Ассамблее СЕ доклад, в котором отметил: "Десять лет правительство Румынии тратит на территории Молдовы сотни тысяч, миллионы долларов. Несмотря на то, что оно было обязано координировать свои траты с правительством Молдовы - этого не было сделано до сих пор и не делается и сейчас, хотя обещания в этом смысле были даны". "Мы склонны думать, что у румынского правительства есть серьезные причины скрывать получателей этих денег (в этом году правительство Румынии даже внесло поправки в закон о спецфонде, из которого были изъяты слова о координации использования средств с Молдовой), мы вынуждены считать, что эти деньги идут в руки тех, кто подрывает суверенитет Молдовы и выступает за объединение с Румынией. Мы склонны считать, что массовые националистические, ксенофобные, прорумынские выступления 2002 года были финансированы и из Румынии (премьер этой страны Адриан Нэстасе тогда лично послал письмо лидеру Христианско-демократической народной партии Юрию Рошке, в котором поддерживал его "борьбу"). И так мы будем считать до тех пор, пока не убедимся в обратном из всей той информации, которую должно предоставить нам правительство Румынии касательно назначения денег, потраченных на территории Молдовы", подчеркнул Алексей Тулбуре.

Слова постпреда РМ в СЕ поддержал в своем обращении к Совету Европы МИД Молдовы. Как отмечается в обращении, "в настоящее время эти проблемы не находят решения в рамках двустороннего диалога, так как Румыния продолжает игнорировать аргументы и обоснованные требования молдавской стороны".

Румыния пыталась сгладить впечатление европейских депутатов от доклада представителя Молдовы. Министр иностранных дел этой страны Мирча Джоанэ тут же выступил с заявлением, в котором отметил, что Республика Молдова является абсолютным приоритетом для румынской политики, независимо от "сбоев", которые могут возникнуть между двумя странами. "Наша политика последовательна, независимо от сбоев, которые могут возникнуть по разным причинам в тот или иной момент. Наш основной интерес состоит в том, чтобы видеть Республику Молдова независимой, одним из членов европейской семьи. В этом заинтересована Румыния, в этом заинтересована Европа и, наконец, в этом заинтересовано население Республики Молдова, независимо от этнической принадлежности граждан - румынской, украинской, молдавской, гагаузской или любой другой", - уточнил Джоанэ.

По его словам, Румыния и впредь намерена придерживаться точки зрения, согласно которой судьба Европы неразрывно связана и с судьбой Республики Молдова, которая должна присоединиться к европейской семье в условиях, когда эта страна "трансформирует свою политическую и экономическую систему, а также систему дипломатических рефлексов в европейском духе", - передает агентство "БАСА-пресс".

Джоанэ сказал также, что Румыния была и остается адвокатом интеграции Республики Молдова в политику ЕС и в "юго-восточное европейское течение".

"Независимая Молдова" взялась разобраться в причинах дипломатического конфликта и нашла их в документах, которые касаются создания и расходования средств Специального фонда, созданного правительством Румынии (только в 2002 году из этого фонда было потрачено в Республике Молдова около 4 миллионов долларов). Но прежде чем сообщить о них, автор публикации Ион Пэдуре напомнил о событиях, предшествовавших демаршу Молдовы в СЕ.

16 апреля 2003 года в Бухаресте проходит встреча между делегацией Межминистерского комитета правительства Румынии по отношениям с РМ и делегацией представителей Молдовы в Межправительственной молдаво-румынской комиссии по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству. На этом заседании представители Румынии согласились с тем, что "необходимо принять меры для координирования действий обеих сторон в процессе расходования средств из Фонда правительства Румынии по связям с Республикой Молдова, определить направления и приоритетные проекты с выработкой двустороннего механизма работы, который должен быть обсужден во время следующей встречи в Кишиневе 25 мая 2003 года". Со стороны Румынии протокол заседания подписал госсекретарь правительства Румынии Адриан Бэлэнеску, уполномоченный по связям с Республикой Молдова, со стороны Молдовы - Мариан Лупу, тогда вице-министр экономики.

Как утверждает газета, подписывая этот документ, Адриан Бэлэнеску знал, что ничего подобного происходить не будет. Так как еще 13 марта 2003 года премьер-министр Румынии Адриан Нэстасе подписал ордонанс, предназначенный к срочному исполнению "Об изменении Закона Э36/1993 о финансировании некоторых действий по экономической и культурной интеграции между Румынией и Республикой Молдова". Кроме премьера, ордонанс в румынском правительстве подписали министр иностранных дел Мирча Джоанэ, министр публичных финансов Михай Тэнэнеску и министр по координации Генерального секретариата правительства Петру Михэйлеску. Адриан Нэстасе подписал тогда и пояснительную записку к ордонансу, что свидетельствует о экстраординарной важности документа. Это исключение из обычного правила: составлять пояснительные записки - это дело не премьер-министра, а его аппарата.

Ордонансом Адриан Нэстасе предлагает румынскому парламенту изменить формулировку статьи 1 указанного закона, принятого в 1993 году. Первоначальная формулировка статьи 1 звучит так: "Для обеспечения финансирования важных мероприятий, согласованных с властями Республики Молдова, в целях ускорения экономической интеграции, укрепления и развития общего культурного и духовного пространства, образовать при Правительстве Румынии Фонд развития отношений с Республикой Молдова". Нэстасе предложил исключить из закона всего несколько слов, а именно: "согласованных с властями Республики Молдова".

В пояснительной записке к ордонансу отмечается, в частности, следующее: "Так как в последние годы, особенно начиная с 2001 года, после прихода к власти кишиневских коммунистических (прорусских) сил (здесь слово "русский" для Нэстасе, видимо, является синонимом слова "недружественный". Это чрезвычайно интересно смотрится в контексте "укрепления отношений с Российской Федерацией", которое декларируется Румынией в последнее время, - отмечает автор публикации), двусторонние отношения претерпели глубокую деградацию, определение приоритетных целей, которые должны были финансироваться из Фонда развития отношений с Республикой Молдова, и особенно их согласование с властями Республики Молдова стало невозможным в соответствии с духом и буквой указанного закона". "По этой причине отдано предпочтение более общим формулировкам, без конкретного указания партнеров в Республике Молдова или конкретных мероприятий. Детали по каждому проекту межминистерский комитет правительства Румынии по развитию отношений с Республикой Молдова сообщает непосредственно главным заинтересованным распорядителям кредитов".

Обосновывает необходимость изменения формулировки Адриан Нэстасе так: "Учитывая враждебное, скорее, даже агрессивное отношение, высказываемое открыто в официальных заявлениях, а также косвенно в печати, контролируемой нынешними кишиневскими властями, к продвижению и финансированию из бюджета Румынии проектов, в которых интерес нашей страны является преобладающим..."

Ордонанс, которым правительство Румынии сознательно узаконило тайный характер финансовых операций, проводимых на территории Республики Молдова, быстро двигался по коридорам власти Бухареста. Молдавская сторона не была информирована об изменениях закона десятилетней давности. Андриан Бэлэнеску, улыбаясь, подписывал протокол заседания, где было сказано, что Румыния будет совместно с Молдовой распределять деньги из Специального фонда. Подписывал, хотя румынская сторона прекрасно знала о том, что эти финансовые операции должны быть скрыты от молдавского правительства, потому что ордонанс правительства уже был одобрен Палатой депутатов парламента Румынии. А когда румынская и молдавская делегации 25 мая вновь должны были сесть за стол переговоров в Кишиневе, этот документ уже был передан на подписание президенту Румынии.

Молдова грозит разорвать мирное соглашение с Приднестровьем

Кишинев выступил с заявлением, в котором не исключает возможности разрыва мирного соглашения с Приднестровьем от 92-го года. В специальном обращении к ОБСЕ и странам-гарантам молдавская сторона недвусмысленно угрожает прекращением миротворческой операции на Днестре, сообщает тираспольское агентство "Ольвия-пресс".

Поводом для нагнетания обстановки Кишинев выбрал недавнее решение горсовета Бендер - города, расположенного на самом берегу Днестра. Решение предусматривает прекращение деятельности на подведомственной территории подразделения полиции Молдовы и переведение ее в микрорайон Варница, который находится под молдавской юрисдикцией.

История с молдавской полицией на протяжении многих лет -"больная" тема для бендерчан. С момента окончания войны в 92-м на территории города наряду с приднестровскими правоохранительными органами действуют полицейские Молдовы. Для поддержания правопорядка тогда была создана оперативная следственная группа милиции и полиции.

Как отметил в интервью "Ольвия-пресс" первый заместитель министра государственной безопасности ПМР, член приднестровской делегации в ОКК Олег Гудымо, "милиция Бендер в полном объеме способна выполнять и выполняет необходимую работу по обеспечению правопорядка в городе. Что касается полиции, то на территории Бендерского городского совета она, скорее, имитирует какую-то деятельность, всячески пытается найти для себя работу, но это у нее плохо получается. Когда стремишься делать то, что тебе не положено, естественно, возникают конфликты, поступают жалобы".

Из стражей порядка полицейские Молдовы превратились в один из главных источников нестабильности в городе, отмечает агентство. В Объединенной контрольной комиссии (ОКК) накоплен архив обращений и жалоб горожан на действия сотрудников молдавского МВД. Приднестровская делегация в ОКК считает, что решение горсовета Бендер о переводе полиции в Варницу - это единственный путь к стабилизации обстановки в городе. Только таким образом можно избавиться от главного очага нестабильности и наладить эффективную борьбу преступностью.

Как отмечает Олег Гудымо, "мы считали и считаем, что перевод полиции на территорию Варницы поможет более эффективно вести борьбу с преступностью, более эффективно организовать взаимодействие между полицией и милицией, так как будут четко обозначены границы тех территорий, за которые будут ответственны стороны".

В ответ на это решение молдавская сторона выступила с небывало резким заявлением, в котором осудила действия горсовета Бендер. В документе, в частности, отмечается: "Решение бендерских властей является прямым вмешательством в деятельность ОКК и может привести к денонсации соглашения о мирном урегулировании приднестровского конфликта 1992 года. В сложившейся обстановке обе стороны, подписавшие соглашение, фактически оказываются не в состоянии выполнить его требования в полном объеме. Это может привести к прекращению деятельности ОКК и, как следствие, - всей операции по мирному урегулированию вооруженного конфликта".

Комментируя ситуацию, Олег Гудымо отметил: "Мы готовы организовать публикацию всех материалов Объединенной контрольной комиссии, которые накопились за 11 лет и которые наглядно подтверждают правоту Бендерского городского совета, правоту приднестровской делегации в ОКК. Они показывают, что именно таким шагом можно ликвидировать постоянный очаг напряженности, какой из себя представляет полиция РМ, которая находится в центре города. Она уже однажды явилась детонатором кровавых событий. И мы бы не хотели, чтобы эти события повторились, чтобы вторично этот детонатор сыграл свою преступную, кровавую роль".

Европа ждет разрешения конфликта

"Молдова не сможет интегрироваться в Европейский союз, не урегулировав приднестровский конфликт на корректной и справедливой основе", - заявил на прошедшей в Кишиневе международной конференции "Молдова на пути интеграции в ЕС" представитель миссии ОБСЕ в Молдове Клаус Нойкирх.

Выступая на конференции, организованной немецким фондом "Bertelsmann" в сотрудничестве с Центром политических исследований в Мюнхене, Кишиневской ассоциацией по внешней политике и фондом Фридриха Эберта, Нойкирх отметил, что "приднестровскую проблему невозможно урегулировать за одну ночь, но ОБСЕ готова удвоить усилия, чтобы это произошло уже в ближайшее время".

"Ни мы, ни Молдова не можем ждать несколько лет, чтобы разрешить эту проблему. Решение следует принять справедливое, которое воспринималось бы обеими сторонами, и граждане на левом и правом берегах Днестра должны быть равноценно представлены в парламенте", - отметил Нойкирх.

По его мнению, передает "Инфотаг", соответствующее соглашение об урегулировании конфликта должно базироваться на демократических нормах, соблюдении прав человека в той мере, в какой может быть воспринято международным сообществом.

"Решение должно быть долговременным, для его достижения имеются соответствующие механизмы. Если нам удастся это сделать, Молдова может рассчитывать на большую помощь, в том числе финансовую, со стороны европейского сообщества", - подчеркнул представитель ОБСЕ.

Он считает, что с урегулированием приднестровского конфликта удастся устранить и многие другие проблемы республики.

Накануне вопросы политического урегулирования приднестровского конфликта и роль ОБСЕ в нем обсуждали в Нидерландах президент Молдовы Владимир Воронин и действующий председатель ОБСЕ, глава МИДа Нидерландов Яап де Хооп Схеффер. Согласно официальному сообщению, на встрече рассматривались повестка дня предстоящего межминистерского совещания ОБСЕ в Маастрихте и сроки вывода российского военного имущества с территории Молдовы, которые также будут уточнены на форуме в Маастрихте.

Владимир Воронин и Яап де Хооп Схеффер высказались за углубление диалога, который будет продолжен 6-7 ноября на кишиневском заседании Комитета министров Совета Европы. На нем Молдова официально передаст Нидерландам председательство в КМСЕ.

После встречи Владимир Воронин заявил журналистам, что он удовлетворен состоявшейся беседой, и выразил признательность Нидерландам, как стране, которая во время своего председательства в ОБСЕ оказала наиболее ощутимую поддержку Молдове. "Надеюсь, что диалог между Молдовой и Нидерландами будет и впредь поддерживаться на уровне, который позволит успешно решать существующие проблемы", - сказал Воронин. ("Инфотаг")

Оценивая в интервью агентству "Молдпрес" успехи, достигнутые сторонами в процессе разрешения конфликта, Яап де Хооп Схеффер отметил создание Совместной конституционной комиссии, в состав которой вошли эксперты ЕС и Венецианской комиссии. "В этом плане следует упомянуть и деятельность в области прав человека, - сказал Схеффер. - Мы готовы удесятерить свои усилия в следующие месяцы. Работа, которую в настоящее время проводит ОБСЕ и посредники над всеохватывающим регламентирующим документом, - яркое тому доказательство. Надеюсь, что мы сможем представить 1-2 декабря в Голландии Министерскому совету ОБСЕ четко продуманную стратегию разрешения приднестровского конфликта. Как мне кажется, в этом, в первую очередь, заинтересована Молдова и весь регион в целом".

На вопрос о том, в какой мере сохранится нынешний подход Схеффера к приднестровскому урегулированию после его предстоящего назначения на пост генерального секретаря НАТО, действующий председатель ОБСЕ сказал: "Мне бы не хотелось предвзято относиться к этой проблеме в качестве будущего генерального секретаря НАТО. Я также не буду говорить о программе деятельности моего преемника - министра иностранных дел Болгарии Соломона Пасси. Отмечу, что мы пытались на протяжении всего года обеспечить преемственность участия ОБСЕ в подобных конфликтах. Представители Болгарии сопровождали меня в поездках, активно привлекались к нашей работе. Надеюсь, что в конце года смогу представить министру Пасси результат, который послужит позитивной основой для его участия в разрешении проблем Молдовы.

Я, конечно же, намерен поддерживать тесную связь с Пасси и после вступления Голландии на пост председателя ЕС в 2004 году. Среди членов Евросоюза есть договоренность и далее поддерживать контакты с Молдовой. Не следует забывать и о привлечении экспертов ЕС и СЕ к работе Совместной конституционной комиссии".

По поводу возможности введения в Молдову международных миротворческих сил, инициатором которого выступил Схеффер, он сказал: "На карту поставлен поиск решений сложной политической проблемы. Общеизвестно, что политическое решение, к которому мы хотим прийти, требует определенных военных гарантий, поэтому мы и инициировали переговоры по вопросу миротворческих сил, носящие только консультационный характер. Тем не менее, вы должны задуматься над этим "домашним заданием", готовясь к постконфликтной ситуации.

Мы изучаем различные варианты. И силы, которые получат мандат ОБСЕ, должны быть многонациональными, - состоять из представителей военных контингентов государств ОБСЕ.

И раньше, и теперь я придерживаюсь следующего мнения: ввиду близости Республики Молдова к новым границам Евросоюза, участие ЕС в решении этого конфликта попросту необходимо".

Кто будет брать деньги за транзит?

Экспертные группы Молдовы и Приднестровья пытаются разрешить вопрос распределения платежей за проезд и транзит грузов по территории РМ и ПМР - об этом агентству "Ольвия-пресс" сообщил первый заместитель министра промышленности Приднестровья Юрий Ганин.

Он отметил, что позиция приднестровской стороны заключается в том, чтобы взимать плату с транспорта, который въезжает на территорию со стороны ПМР, в пользу приднестровского бюджета, и далее транспортное средство проезжает через территорию Молдовы бесплатно. В случае, если транспорт въезжает со стороны РМ, через Приднестровье он проезжает без дополнительных сборов.

Молдавская сторона, по словам Юрия Ганина, считает, что часть поступлений, которые взимаются приднестровскими органами, должны перечислятся в Молдову, тогда как платежи, собранные молдавскими уполномоченными органами, полностью остаются в РМ.

Компромисс возможен, считает Юрий Ганин, только в случае, если молдавская сторона будет действительно настроена искать выход из проблемных ситуаций. Если Молдова будет вносить только ей выгодные предложения - диалога не получится.

По словам Ганина, также не найдено компромиссное решение и по платежам за эксплуатацию приднестровского участка Молдавской железной дороги. 90% прибыли молдавской железной дороги дает именно этот участок. Однако все платежи за транзит грузов поступают в центральный офис в Молдове, а Приднестровье ничего не получает. Предприятия, относящиеся к МЖД и расположенные на территории ПМР, не получают деньги, которые они реально зарабатывают. Нет налоговых поступлений и в бюджет ПМР.

Стороны начали дискуссию. Было принято решение, что молдавская сторона предоставит финансово-экономические документы, которые позволят узнать, сколько фактически зарабатывает МЖД на транзите через приднестровский участок. Однако материалы, которые предоставила молдавская сторона, не позволили сделать подробный анализ.

Первый заместитель министра промышленности ПМР заявил, что поскольку со стороны Молдовы нет желания договариваться в разрешении проблемы платежей за транзит, было принято решение легализовать эти предприятия путем регистрации в ПМР, так как, во-первых, они работали до сих пор на территории Приднестровья полулегально, а, во-вторых, это даст возможность контролировать их деятельность.

Молдова будет вылавливать приднестровскую контрабанду

Правительство Молдовы ввело выборочный подход к товарам из Приднестровья, пишет еженедельник "Экономическое обозрение". Четыре года назад кабинет министров пошел на эксперимент и создал 20 мобильный контрольных налоговых постов. Налоговики, сопровождаемые полицейскими, курсировали вдоль границы с Приднестровьем, пытаясь пресечь поток контрабанды из левобережных районов. Однако через два года правительство признало, что эксперимент провалился: контрабанда ничуть не уменьшилась, поступления в бюджет оказались символическими, зато затраты на содержание мобильных постов - весьма значительными. И вот еще через два года кабинет министров (по указанию президента Владимира Воронина) вновь обратился к своему антиконтрабандному "ноу-хау". На этот раз полицейские будут сопровождать не налоговиков, а таможенников, а внутренние контрольные посты из мобильных превратятся в стационарные.

Обеспечить деятельность постов правительство потребовало в 20-дневный срок. За это время штат Таможенного департамента должен увеличиться на 272 единицы, штат МВД - на 248 единиц. "Учреждение таможенных постов на пути следования товаров из Приднестровья не означает установления таможенной границы" - говорится в постановлении правительства. Как пояснил "Инфотаг" генеральный директор Таможенного департамента Николай Вылку, деятельность постов позволит таможенной службе "стать ближе к экономическим агентам, сокращая их время на таможенные процедуры".

Взимание пошлин с товаров, поступающих из Приднестровья, будет осуществляться на внутренних постах таможенного контроля с экономических агентов, которые не поддерживают налоговых отношений с бюджетной системой Молдовы. Оплата должна производиться на казначейские счета таможенных бюро, в подчинении которых находятся посты.

В Молдове применяются пытки

Правозащитная организация "Международная амнистия в Молдове" озабочена тем, что в республике продолжается применение пыток в отношении заключенных, а также лиц, задержанных сотрудниками полиции. Об этом заявила на пресс-конференции в агентстве "Иинфотаг" сотрудница секретариата организации Amnesty International Джулия Шервуд.

Она выразила недовольство тем фактом, что новый Уголовный кодекс Молдовы не квалифицирует истязания как правонарушение. По ее мнению, это "создает трудности для представителей Amnesty International в борьбе с этим отрицательным явлением".

Джулия Шервуд отметила, что Amnesty International пытается влиять на правительства стран, в которых имеет свои представительства, для того, чтобы они довели национальное законодательство до международного уровня. Для Amnesty International имеет значение не политический цвет того или иного правительства, а его желание обеспечить соблюдение прав человека.

Глава представительства Amnesty International в Молдове Вячеслав Цуркан сказал, что за 10 лет деятельности в республике организация получила немало сообщений о применении пыток. Наибольший резонанс, по его словам, вызвал случай, произошедший несколько лет назад в Рыбнице, когда невиновный человек был обвинен в дорожном происшествии со смертельным исходом пешехода. Полицейские подвергали гражданина пыткам, заставляя взять на себя вину за действия, которые он не совершал, до тех пор, пока он не скончался.

Цуркан сообщил, что Amnesty International в Молдове решила расширить поле своей деятельности. Если до настоящего времени организация обращала внимание лишь на факты применения пыток, необходимость отмены смертной казни и обеспечение справедливого суда над политическими заключенными, то отныне приложит все усилия для соблюдения прав человека в целом.

В связи с этими изменениями организация по-новому определяет свою миссию: "способствовать формированию мира, свободного от нарушений прав человека посредством кампаний по предотвращению этих нарушений в республике".

Премьер предложил провести амнистию

Премьер-министр Василе Тарлев призвал министерство юстиции сократить число заключенных с одиннадцати тысяч до семи тысяч. По словам Тарлева, пенитенциарные заведения Республики Молдова переполнены и поэтому амнистия нескольких тысяч заключенных благоприятно скажется, прежде всего, с экономической и финансовой точки зрения.

Выпустить на свободу премьер предложил пенсионеров, за которыми не числится тяжких преступлений, а к Национальным дням молодежи, которые будут отмечаться в ноябре, - и несовершеннолетних заключенных, не совершивших тяжких преступлений.

Тарлев предложил срочно вывести за черту столицы тюрьму, расположенную практически в центре Кишинева, близ студенческого городка и Республиканского стадиона. Свое предложение он мотивировал тем, что на территории столицы не должно находиться ни одно учреждение "повышенного риска". "Если Минюст так привязан к этому зданию тюрьмы, он может открыть там музей", отметил премьер.

Заместитель начальника департамента пенитенциарных заведений Андрей Викол сообщил для "БАСА-пресс", что амнистия около 4 тыс. заключенных невозможна. "Имеется уже проект амнистии, разработанный правительством, на основание которого будут отпущены на свободу лица, не совершившие серьезных преступлений, но их число значительно меньше четырех тысяч", -сказал Викол.

По его словам, другая часть заключенных попадет под амнистию на основание новой уголовной политики, которая предусматривает, в частности, альтернативные меры пресечения, в том числе исправительные работы на благо общества. Викол уточнил, что постепенно число заключенных существенно снизится, поскольку содержание 11 тыс. человек в тюрьмах слишком дорого обходится Республике Молдова.

Предыдущая массовая амнистия состоялась в августе 2001 года, когда президентским указом около 1500 заключенных были отпущены на свободу по случаю 10-летия провозглашения независимости Республики Молдова.

В Кишиневе проходят славянские чтения

Второй год подряд в Славянском университете Молдовы проходит научно-теоретическая конференция "Славянские чтения". Как сообщила "Инфотаг" член оргкомитета конференции, профессор, заведующая кафедрой славянской филологии университета Ирина Ионова, "для Молдовы - страны с весомым славянским "компонентом" в структуре населения - исследования во всех областях славяноведения имеют серьезное теоретическое и практическое значение".

Конференция проходит при содействии Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы с участием многочисленных зарубежных гостей. Доцент Мария Андрей (Румыния) рассказала на форуме о славистике в Тимишоарском западном университете, доктор филологических наук, профессор Волгоградского государственного педагогического университета им. А. Серафимовича Лариса Жаравина (Россия) проанализировала мотивы смерти в творчестве Пушкина ("И бездны мрачной на краю"), а доктор филологических наук, профессор Белорусского госуниверситета Елена Руденко обозначила перед коллегами проблемы сопоставления семантики слов русского и белорусского языков.

Отечественный ученый мир представлен на "Славянских чтениях" ведущими ВУЗами и учреждениями республики.

Два дня "Славянских чтений" завершатся литературно-музыкальной композицией к 300-летию северной столицы России - "Санкт-Петербург в русской поэзии". Материалы и рекомендации ставшего традиционным научного форума будут изданы отдельным сборником - таково решение редакционно-издательского совета Славянского университета.