"Внутривидовая борьба за существование - это борьба между особями одного вида, наиболее ожесточенная и особенно упорная. В её процессе организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, пропитание и пр. Усиливается с увеличением численности популяции...".

Школьный учебник биологии

Раскол и растерянность - так можно охарактеризовать состояние правящей элиты Армении перед лицом не стихающей кампании гражданского неповиновения, направленной против недавнего повышения на 50% тарифов на общественный транспорт в Ереване. В складывающейся ситуации много непривычного, такого, с чем республика пока еще практически не сталкивалась. Так, о своей поддержке кампании заявили многие популярные лица местного шоу-бизнеса, артисты, другие известные и узнаваемые люди, которые даже создали свое движение Free car. Его участники не только предлагают жителям армянской столицы не пользоваться услугами общественного транспорта, но и развозят горожан на собственных автомобилях. К протестующим присоединились даже некоторые водители маршрутных такси. Они срывают объявления о новой таксе и возят пассажиров по старым тарифам. А это уже из области невероятного, так как дневной план водителей также повышен. То есть работают они себе в убыток, лишь бы не становиться мишенью постоянных упреков и проклятий пассажиров.

Нет сомнений, что власти не ожидали подобной реакции и никакого действенного "рецепта" для стабилизации обстановки у них не было. Тем более что возникшая гражданская инициатива не имеет отношения ни к одной из политических партий, поэтому привычные методы, позволяющие "разрулить" ситуацию, не действуют. О растерянности и расколе свидетельствуют и диаметрально противоречивые комментарии политиков из лагеря власти. Так, зампред правящей Республиканской партии Армении (РПА), депутат Размик Зограбян в интервью радиостанции "Свобода" назвал протестные акции "антигосударственными", "спланированными против Армении". При этом он прозрачно дал понять, что за всеми этими процессами, могущими привести к социальному бунту, стоят крупные внешние геополитические игроки. "Евросоюз и Россия способны одним движением пальца создать для Армении внутренние проблемы преследуя при этом собственные цели - подтолкнуть Ереван к сближению с ЕС либо к вступлению в Таможенный союз. В результате борьба гигантов получает внизу некий отклик, и дай бог, чтобы всё ограничилось лишь протестами против подорожания транспорта", - заявил он.

Понятно, что комментарии такого рода как раз и способны создать определенные проблемы для Армении, поскольку явно не могут понравиться упомянутым "гигантам".

Неслучайно вскоре премьер-министр Тигран Саркисян фактически дезавуировал своего однопартийца, назвав протестные акции "самопроизвольным проявлением борьбы за социальную справедливость". По его словам, в стране сформировалось мощное гражданское общество, с которым следует считаться при принятии государственных решений. Более того, министр юстиции Грайр Товмасян вовсе не считает незаконным отказ граждан платить по новым тарифам. В свою очередь, председатель Общественного совета Армении, экс-премьер-министр Вазген Манукян, отвечая на вопросы одного из местных изданий, назвал новые транспортные тарифы "взятыми с потолка", что является проявлением "деревенского образа мышления".

Может создаться впечатление, что, если протесты не пойдут на убыль, "крайним" во всей этой истории может стать мэр Еревана Тарон Маргарян. По-видимому, прав был в какой-то мере министр образования и науки республики Армен Ашотян, который недавно заявил, что оппозиция в стране слаба, и поэтому власти сами вынуждены формировать внутри себя инакомыслие. Если это так, то несомненно, что речь идет, помимо прочего, о явственном обострении "внутривидовой борьбы", которая, к тому же, происходит на фоне бесспорного дефицита доверия общества к правящей элите.

Недоверие еще более выросло после серии громких скандалов, в которых фигурировали имена представителей высшего властного эшелона. Речь, в частности, идет об "оффшорном скандале", одним из фигурантов которого некоторые местные СМИ называют премьер-министра Саркисяна, о крупной афере с горючим для сельскохозяйственных нужд, в которой, якобы, замешаны люди, близкие к спикеру парламента Овику Абрамяну, наконец, о сенсационном выступлении руководителя Контрольной палаты Ишхана Закаряна, который по результатам проверок заявил о гигантских масштабах расхищения бюджетных средств. При этом много говорится о давних и глубоких противоречиях между премьером и спикером, о том, что все разоблачения носят заказной характер. В обществе созрело убеждение, что грядут неизбежные масштабные кадровые перестановки, некоторые наблюдатели прогнозировали "чистку рядов" правящей партии. Однако ничего не произошло, как говорится, весь пар ушел в свисток. Возможно, это также стало одной из причин глубокого общественного недовольства, поводом для проявления которого и стало повышение транспортных тарифов, тем более, что большинство владельцев "линий" маршрутных такси - это хорошо известные олигархи и политики, а это уже само по себе является дополнительным раздражающим фактором.

Положение осложняется и тем обстоятельством, что одновременно Армения столкнулась с определенными трудностями и на внешнеполитической арене. Это, конечно, вовсе не означает, что прав упомянутый зампред РПА Размик Зограбян, связывающий происходящее с происками внешних сил. Как известно, никакие внешние силы не в состоянии навредить какому-либо народу больше, чем это могут легко сделать свои доморощенные бюрократы. Факт, однако, состоит в том, что президент России Владимир Путин, как это уже официально объявлено, 12-13 августа нанесет визит в Азербайджан. Это будет его первая поездка в Баку после начала нового президентского срока. Между тем многократно анонсированный на неофициальном уровне возможный визит Путина в Армению, являющуюся "стратегическим союзником" Москвы, так пока и не состоялся. И вряд ли состоится в ближайшее время - это было бы нелогично на фоне того, что буквально на днях ЕС и Армения заявили об успешном завершении переговоров вокруг Соглашения о создании зоны свободной торговли.

Однако общественное мнение склонно трактовать такие ситуации по-своему: "Путин едет в Баку, чтобы продемонстрировать поддержку Ильхаму Алиеву накануне президентских выборов". Вывод, проистекающий из того обстоятельства, что в Ереван российский руководитель не приехал и вряд ли вскоре приедет, - очевиден. Тем более, что тема недавней крупной оружейной сделки между Россией и Азербайджаном по-прежнему актуальна в Армении, где многие просто не в состоянии понять, как может Москва продавать наступательное оружие противнику своего ближайшего союзника.

На этом фоне некоторые местные социологи продолжают утверждать, что, якобы, никакой социальный бунт в Армении невозможен, ибо ментальные особенности народа таковы, что армяне либо "терпят и смиряются", либо ищут лучшей доли за пределами отечества. Эксперты ИА REGNUM не раз указывали, что такой подход нельзя назвать правильным, постоянно накапливающееся социальное недовольство рано или поздно может стать причиной весьма серьезных коллизий. Причем предсказать, когда это случится, невозможно. Иногда достаточно бывает самого незначительного повода. Любопытно, что еще до того, как нынешний гражданский протест в Ереване стал приобретать относительно широкий характер, посол Франции в Ереване Анри Рено в беседе с журналистами философски заявил, что у Армении, как и у любой другой страны, есть свои "бастилии", процесс взятия которых постоянен. Это, по словам дипломата - универсальная закономерность, избежать которой никому никогда не удается.

P.S. Стало известно, что мэр Еревана Тарон Маргарян отменил решение о повышении тарифов на все виды общественного транспорта. По-видимому, это свидетельствует о том, что вероятность штурма армянской "бастилии" власти расценили как высокую.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)