Гай Борисов: Россия укрепляет потенциал в Закавказье на фоне предстоящего входа НАТО в Грузию
В последнее время военно-политическая активность Москвы в Закавказье существенно возросла. Буквально в течение нескольких дней Армению посетили секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев и генсек ОДКБ Николай Бордюжа. Результатом, в частности, стало подписание договора о развитии российско-армянского военно-технического сотрудничества. Говорилось о дальнейшем укреплении 102-й российской базы в Армении, активизации совместных учений, усилении армянских ВВС и ПВО, модернизации структур погранотряда ФСБ РФ, военнослужащие которого, совместно с армянскими коллегами, несут охрану армянской границы с Турцией и Ираном. Также будет создана такая совместная структура, как "АрмРосгосрезерв", по своим масштабам, как сообщалось, имеющая региональное значение.
Параллельно с этим начались поставки в Азербайджан российских вооружений и техники, причем стоимость сделки оценивается в $750 млн - $1 млрд. На такие средства можно "с нуля" полностью вооружить, экипировать и оснастить полнокровную дивизию сухопутных войск. Это, разумеется, вызвало определенные вопросы со стороны армянских экспертов, однако российская сторона дала понять, что Ереван давно уже был в курсе предстоящей продажи вооружений Баку. Говорилось о том, что речь идет о "бизнес-проекте", который призван, как считает, например, эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), доктор военных наук Владимир Захаров, восстановить паритет сил в регионе, который сместился в сторону Армении после появления информации о размещении на её территории ракетных комплексов "Искандер-М" (при этом официального подтверждения этой информации как не было, так и пока нет).
Однако истинная суть сделки с Азербайджаном в том, что поставками оружия и вооружений в Азербайджан Россия пытается в какой-то мере сохранить свое военно-политическое присутствие в этой стране, которое начало сходить на нет после ухода российских специалистов с РЛС в Габале. Между тем, в свете краткосрочной перспективы развития ситуации в регионе дальнейшее ослабление российских позиций выглядит крайне чреватым. Дело в том, что уже через год американцы и их союзники начнут отвод своих войск из Афганистана. Значительная их часть будет отступать в Европу по территории Азербайджана и Грузии. Неслучайно на строящейся железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс (Турция) стали в ударном порядке настилать рельсы. Очевидно, что эта стройка, еще недавно испытывающая немалые проблемы с финансированием и вообще вызывающая ряд вопросов со стороны нового грузинского руководства, получила второе дыхание. Ведь эта дорога станет одним из главных сухопутных маршрутов для вывода войск НАТО из Афганистана. О чем, заметим, прямо заявил на днях грузинский министр обороны Ираклий Аласания, по словам которого "основной план участия Грузии в международной миссии ISAF - восстановление железной дороги вместе с Азербайджаном и Турцией".
И сегодня уже совершенно ясно, что вскоре НАТО так или иначе войдет в Грузию. А вот когда выйдет (процесс переброски войск будет довольно длительным и затянется, возможно, на годы), да и выйдет ли вообще - это большой вопрос. Не зря же грузинский премьер-министр Бидзина Иванишвили заявил, что хотя "стремление Грузии в НАТО не нравится России, главное, что это нравится грузинскому народу, это - его выбор. Европа и евроатлантическое пространство является нашей стратегией, и мы будем неукоснительно продолжать стремление в данном направлении". При этом после встречи с генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном в Тбилиси, Иванишвили оговорился, что Тбилиси даже не станет настаивать на скорейшем предоставлении Грузии Плана действий по членству в альянсе (MAP). По его словам, для грузинской стороны данный вопрос не принципиален, важны "реальные шаги", поскольку государства вступали в НАТО и без этого плана. В какой-то степени грузинского руководителя понять можно: само по себе активное участие Грузии в процессе эвакуации войск ISAF из Афганистана, превращение её в ключевой транзитный участок на их пути способно настолько укрепить связи Тбилиси с Брюсселем, что "формальности", действительно, могут отойти на второй план. А заодно это даст грузинской стороне возможность отвергать любые претензии Москвы, которая, разумеется, не будет в восторге от такой переформатировки региона.
Как бы то ни было, бесспорно, что не только идеологическое влияние, но и непосредственное физическое присутствие Североатлантического альянса в Грузии и Азербайджане в ближайшие годы начнет неуклонно возрастать и без формального приема Тбилиси в ряды НАТО или предоставления статуса кандидата на вступление. И нынешние действия России, направленные на укрепление как союзнических армянских, так и собственных оборонно-технических структур в регионе, попытка хотя бы частично восстановить свое присутствие на Апшероне полностью укладываются в понимание Москвой такой перспективы.
Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Выживший в авиакатастрофе в Актау: экипаж до последнего помогал пассажирам
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Крупное ДТП произошло в Лефортовском тоннеле в Москве
- Рогов заявил об уничтожении самолёта F-16 в Запорожской области