"Рейтинг профессиональной репутации региональных администраций".

("Формула карьера", №10, октябрь, 2003 г.).

Ежемесячный журнал "Формула карьеры" публикует рейтинг профессиональной репутации региональных администраций, в котором администрация Красноярского края (губернатор края А.Хлопонин, заместитель губернатора по экономическим вопросам Э.Акбулатов) занимает 7-е место. Лидируют в рейтинге администрации Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов соответственно.

"Александр Хлопонин: "Время быстрой езды".

("Городские новости", 14.10.03, Ольга Карлова)

Российские вопросы и ответы, которых нет сегодня в России.

Да, нашим дедам с их размеренным, неторопливым бытом жилось бы сейчас неуютно. Не я одна ловлю себя на мысли, что год при нынешних темпах жизни идет за два. Каким же должен был показаться этот год работы и ответственности за Красноярский край губернатору? Насколько изменилась его точка зрения на проблемы региона при взгляде, так сказать, изнутри? Об этом и многом другом - наша беседа с Александром Геннадиевичем Хлопониным.

Туристская Мекка в Саянах

- "Городские новости" - газета Красноярска и красноярцев. А потому первый вопрос - о том, каким вам видится завтрашний день столицы края?

- Я долго думал, что такое "идея Красноярска", откуда появились "наши" и "чужие". И пришел к выводу: для Красноярска это абсолютно искусственная тема. Вот для Севера это актуально. А для Диксона, самой отдаленной территории, вообще тема номер один. Чем более замкнутое пространство, тем больше люди боятся всего, что находится вовне.

- В этом смысле Красноярск - не провинция?

- Именно. Для Красноярска важнее общероссийские интересы, но они, безусловно, должны соседствовать с красноярскими идеями, которые нас сближают и объединяют. С культурными ценностями, традициями, которыми красноярцы гордятся. Почему вдруг столько разговоров вокруг "Чехова", который ушел с Енисея на Волгу? Не потому, что большинство горожан плавали на нем, и не потому, что они сосчитали экономическую выгоду. Не важно даже, что он уже по Енисею ходить не может - для этого волну надо с ГЭС пускать. Люди говорят о "Чехове" потому, что он-объединяющая нас ценность. С моей точки зрения, должен быть баланс между тем, чем мы всегда гордились, и тем новым, что разумно входит в нашу жизнь.

- Проблема, наверное, в том, что не все и не сразу видят в новом разумное.

- А это уже проблема понимания, которая лежит в плоскости ценностей. Вот прошел год губернаторства Хлопонина. Что произошло за это время? Подняли тарифы ЖКХ, ушел "Чехов", развалился вокзал, хоккеисты команды "Енисей" начали уходить в другие регионы. Можно соединить факты и так, а можно-по-иному. Вокзал не развалили - нас, как говорится, Бог отнес, что не пришлось сотни людей из-под руин спасать. Здание отжило свой век. Зато на следующий год у нас будет красивый новый вокзал. Да, "Чехов" ушел, но мы построим наш корабль-красавец, который сможет ходить по Енисею, да еще при этом каждому красноярцу будет по карману прогулка на нем.

- Пусть он называется "Чехов-2"...

- Пусть, конечно, если людям дорого воспоминание. Нельзя отказываться от ценностей - нужно только разумно проверять их жизнью. Вот хоккей с мячом. Я понимаю наших болельщиков, но ничего не могу сделать, если где-нибудь в Ханты-Мансийске предлагают игрокам платить 20 тыс. долларов в сезон. У нас нет такой возможности сегодня. Главное- сохранить костяк команды. Сергей Ломанов остался, и команда не пропадает, мы ее будем держать на бюджете. Нужен нам хоккейный дворец спорта: в Сибири Красноярск - единственный город, где нет крытой ледовой арены. И горнолыжную трассу строим недалеко от Красноярска. А это означает, что Красноярск будет развиваться как туристская Мекка. Тысячи людей будут проводить здесь зимний горнолыжный сезон, приезжая вечерами в Красноярск, финансируя из своего кармана развитие бизнеса развлечений и торговли, расширение инфраструктуры гостиниц и ресторанов. Заодно пополняя бюджет города и края. Это то новое, что ждет Красноярск наряду с суриковскими традициями, с существующими сегодня музейными биеннале, со всем тем, что нужно заботливо сохранять, совершенствуя и преумножая.

- Как складываются отношения между городом и краем?

- Идея в том, чтобы отношения власти были прозрачны. Мы с вами, говорю я Петру Ивановичу, должны бюджет города утверждать за 1 секунду: кнопку компьютера нажали - а там весь бюджет, который строится по нормативам отчислений. Вывели, зафиксировали, пошли работать. Другое дело - сами эти нормативы. Если есть аргументы, давайте сделаем закон Красноярского края о статусе Красноярска, и если аргументы серьезные, поверьте мне, все поймут. По большому счету, город Красноярск - это наша витрина, это визитная карточка края. Скажем, в соответствии с этим законом из краевого бюджета 3 процента мы выделяем конкретно на эту нашу витрину, чтобы ее помыть, почистить, чтобы она была красивой. Здесь еще много совместной работы, нужны инициативы, дельные предложения.

Откуда что на Руси возьмется?

- Думаю, вы согласитесь со мной, что одной из бесспорных духовных ценностей сибиряков-красноярцев была гордость за край-донор, за мощный регион, который был делом рук нескольких поколений.

- Поверьте мне, все у нас в крае хорошо. Ничего мы не растеряли. Проблема заключается в том, что очень медленно набираем темпы. Мы, русские люди, запрягаем медленно, но уж если запряжем, то мало не покажется никому. Время быстрой езды не за горами. Но самая трудная задача сегодня - стимулировать людей для эффективной работы, работы с той отдачей, которая нужна времени, нужна краю. Не может-ни в России, нигде в мире-инициатива исходить только сверху, от президента или губернатора.

- А как вы видите эффективную модель организации деятельности? Каков ваш стиль руководства?

- Скажем так: я могу собрать руководителей какой-то отрасли и сказать: завтра все приватизируем, идите думайте. Это не значит, что я уверен, будто действительно нужно все приватизировать. Просто создаю для людей мощный стимул к деятельности: сначала паника (начинают бегать по городу и ругать Хлопонина), потом приходит осмысление. А через неделю они сами мне объясняют, что можно сделать, а чего ни при каких обстоятельствах делать нельзя. Вот такая модель.

- И всегда срабатывает?

- Не всегда, но что-то делать с этим надо. Сколько времени должно пройти, чтобы мы всерьез занялись селом? А для этого надо элементарно подразделить хозяйства на четыре-пять категорий. Вот это село современное, оно развивается. И кое-что можно сделать, чтобы оно развивалось еще более быстрыми темпами. Вторая категория - сёла, у которых есть хорошая перспектива, но руководители слабые. Решаем, чем тут помочь. Третья категория -бесперспективная, там сегодня ничего не растет, но их ни при каких обстоятельствах трогать нельзя - это исторические поселения, здесь испокон века жили люди, здесь похоронены предки сибиряков-красноярцев.

- У историков-регионалистов есть такое понятие - "культурные гнезда". В этом смысле?

-Да, это та часть нас, нашей истории, которую нельзя терять из-за чьей-то бесхозяйственности или неблагоприятных обстоятельств. Эти села надо дотировать. А вот четвертая категория сел-умирающая, там ничего не развивается и нет никакого смысла их содержать. Скажите, от кого эти идеи должны исходить? Я недавно беседовал с главами районов южного куста, говорю: может, вы сами мне что-то предложите? Или вы считаете, что я один должен во всем разбираться? Ну, хорошо, допустим, я со своими заместителями займусь этой работой. Но ведь вы же мою команду каждый день загружаете своей "текучкой": там прорвало, там отключили. Бегает заместитель, с энергетиками договаривается. Без "текучки", конечно, никуда, но она, в отличие от стратегии, "латает дыры", а не движет нас вперед.

- Это проблема края или России в целом?

- Проблема России. Я понимаю, почему сегодня президент стоит на распутье. Модель развития страны избрана, но законы реально противоречат ее реализации. Реформы превращаются в простое повышение цен, потому что нет условий. Мы теряем темпы, значит, теряем все. И, прежде всего, доверие людей. Можно, конечно, потихонечку ползти, давая 1,5 процента роста ВВП, и к 2020 году выйти на какой-то показатель. Но что с людьми будет к 2020 году? Должна об этом думать Государственная дума? Должна. Почему тогда она не может принять закон о толлинге?

- Или закон о ломе цветных металлов, благодаря отсутствию которого стоят в нерабочем состоянии по всей стране тысячи лифтов, светофоров, километры электросетей, а у людей из дач и квартир выгребают подчистую даже алюминиевые ложки. Один из наших депутатов как-то сказал, что этот закон не проходит в Думе дальше секретаря-референта.

- Выход один: на переходном этапе создать партию власти как партию большинства, она должна обеспечить быстрое принятие этих законов и взять на себя ответственность за них. А то запутали народ окончательно, не поймешь, какие реформы надо делать, какие-нет. Кто-то должен взять на себя смелость и ответственность: да, пусть я сегодня буду плохой, но люди уже через пять лет почувствуют, что жить стало лучше.

- Слово "реформа" стало у нас если не ругательством, то синонимом простого повышения цен. Далеко ходить за примером не надо - возьмем ЖКХ.

- Реформа ЖКХ и закон, который повысил планку оплаты до 90 процентов, - это совершенно разные вещи. Реформа-это создание условий для отрасли ЖКХ реально получать деньги и вкладывать эти деньги в эту же отрасль. Создавать эти условия надо на местном уровне, этим должны заниматься главы городов и районов. А что происходит сегодня? Люди платят деньги за воду, свет, тепло-но не производителям, а в бюджет. Глава района их тоже производителям не отдает: есть другие расходы. Руководитель муниципального предприятия помалкивает-его ведь тоже глава назначает. В результате энергетики отключают свет, руководители МУПов ездят на "Мерседесах", люди не получают зарплату, и никто не может понять, кто виноват во всей этой ситуации. Заколдованный круг. Что предлагается? Производители, идите и собирайте деньги с населения. Главы, занимайтесь своей функцией. Что вы так держитесь за эти средства? Отдайте напрямую, у нас есть Региональная энергетическая комиссия, которая регулирует тарифы.

- А РЭК, на ваш взгляд, - достаточная защита от монополистов?

- Вполне. Да к тому же при таком подходе и монополистов будет меньше. Квартиры у нас частные, а сети - муниципальные. Давайте сделаем просто. Есть организации, производящие энергию, тепло, водоснабжение и так далее. Эти услуги нужны людям? Так и решайте вопросы между собой, что же вы государство в посредники вовлекаете. Дорого? Не нравится? В суд. Мы добиваемся того, что есть во всем мире:

частные компании должны конкурировать за право прийти и предложить вам услуги. Тогда люди почувствуют, что реально меняется ситуация. У нас есть такие примеры: в Красноярске начали переходить на эту модель обслуживания частными компаниями, в Сосновоборске. Но есть и такие главы, кто боится, сидит на сетях- нет, не отдадим. А при этом должны энергетикам воз и маленькую тележку.

- Видимо, сказанное касается и других сфер, которые должны саморазвиваться. Однако принято считать, что есть традиционно дотируемые отрасли, такие как культура, которая, видимо, поэтому традиционно находится в сложном положении. Здесь тоже нужно что-то менять?

- Все зависит от взгляда на проблему. Вы приходите и говорите: помогите, нам дорого содержать театр. Я говорю: хорошо, отдайте театр мне. Вот эта сцена, это коммунальное хозяйство будут в ведении губернатора. А вы, труппа, свободны. Ни затрат, ни проблем. Но имейте в виду: чтобы окупить содержание, я завтра приглашу любых других популярных актеров. И люди пойдут и будут покупать дорогие билеты. Вы говорите: нет, мы не можем отдать театр. Почему? Не можете конкурировать на рынке, качество слабенькое? Тогда, может, начнем с другого: вы начнете думать над качеством своего продукта. Теперь цены. Если у вас потрясающе интересная постановка, что, Хлопонин не может заплатить за билет в театр по нормальной цене? А бабушка, скажете вы? А вот бабушку я буду субсидировать из бюджета. Вместо того чтобы содержать театр, я буду выкупать из бюджета, скажем, 30 мест на каждый спектакль, чтобы могли сходить те, у кого мало денег. Для пенсионеров, школьников, инвалидов. Заложу у себя дотации - но это будет нормальная адресная помощь, а не передача массы средств "на обогрев" региональной культуры. Те, у кого есть деньги, сами придут - в Красноярске театры любят и те люди, которые неплохо получают. Во всем мире деньги собирают с билетов. Почему у нас должно быть иначе?

Рыночные дистанции

-Что происходите нашей экономикой? Если рассматривать ее как макропроцесс, можно сказать, что мы "бежим" в сторону Китая, в сторону рынка Дальнего Востока. И, по большому счету, надо производить продукцию, ориентированную на огромный потребительский рынок Юго-Восточной Азии. Там живет 4 млрд людей, а в Европе-всего 800 млн.

- Что такая рыночная ориентация означает для красноярских предприятий?

-Она означает, что мы не должны производить привычные холодильники "Бирюса", а должны на завод "Бирюса" затащить, скажем, корейские технологии производства холодильников, которые будут востребованы на том рынке. Притащить тех же корейцев, кого угодно, кто там эффективно и прибыльно развивается, чтобы они строили у нас автобусы. И для них, и для нас. Такой вот далеко играющий процесс. Можно его запустить? Можно. У нас есть лес, уголь, энергетика. Производителей надо привязывать ресурсами, чтобы они заходили в нашу экономику и делали ее конкурентоспособной. А то мы так сегодня доуправлялись, что в Китае уже четыре новых ЦБК построено, а у нас нет ни одного-последний, считай, разваливается. А надо было сделать всего-то одно действие - поставить таможенный терминал, чтобы навести порядок в лесоэкспорте.

- Немало слухов ходит о развале нашей экономики, низком уровне жизни. Вы знаете ситуацию "из первых рук". Как вы ее оцениваете?

- Поверьте, у нас огромный потенциал, и уровень жизни сегодня у нас очень высокий. Мы же все статистике верим. Она говорит: в киоске зарплата 500 рублей. Но не учитывает, что все остальное наличными платится. А вот вам реальность: за 8 месяцев в Красноярске приобретено 69 000 автомобилей - это 7 млрд рублей инвестиций красноярцев в экономику. На руках у людей 800 тысяч мобильных телефонов, не самая дешевая игрушка. A по статистике эти деньги где? В основном в тени. Потому что зарплату предприятия не показывают. Другой пример: машиностроение у нас на 20 процентов выросло, а статистика показывает общий рост производства-3,7 процента. Почему? Потому, что "Норильский никель" 70 процентов в экономике края занимает, а он вырос только на 1 процент (и больше не сможет, так как зависит от мировых рынков). Итак, он-на 1 процент, остальные - на 20 процентов, а в совокупности получается-3 процента.

- Значит, надо поднимать другие отрасли, тем самым перераспределяя их места в экономике края, тогда и статистика другая будет?

- Да, только опять же начинать надо с федерального уровня, он нас сдерживает. Я, губернатор, говорю олигарху: "Плати налоги". Он отвечает: "Плачу". Я уверен: "Не все платишь". Он: "Плачу все налоги, установленные законом". - "А почему ты платишь их на Чукотке? Почему работаешь в нашем крае, а кормишь чукчей? Я ведь не прошу платить больше, просто то, что платишь там, пожалуйста, заплати мне, потому что у меня живут твои люди, работают твои рабочие, и я их кормлю, пою, лечу, учу, вожу на автобусах и т. д." Логика понятна. Надо менять федеральное законодательство: есть шесть законов, которые надо сегодня изменять в срочном порядке. Но кто это будет делать, если страна находится в состоянии перманентных выборов? И в Думе проходит только то, что лоббирует бизнес, который все это и оплачивает.

- Вы сторонник прекращения бесконечной череды выборов? В таком случае, как вам видится разумная организация политической системы России - во имя ее экономики?

-Это сложный вопрос. Франция была сильной только при де Голле, то есть при сильном президенте. Во все остальное время она переживала фактически падение экономики. Потому что та парламентская модель, которая у них сегодня существует, подразумевает именно сильную президентскую власть. Китайская модель- другая, американская-третья.

У избранного нами пути развития есть закон: в России должен быть сильный президент. Если мы хотим иную модель, то должна быть партия власти, и эта партия пусть отвечает перед населением за то, что происходит. Тогда население на следующих выборах поддержит эту партию или не поддержит, и власть перейдет кдругой партии, которая станет в этом случае новой партией власти. Это другая модель, и я ее сторонник, потому что она прозрачна для населения. вот вы понимаете, за кого мы голосуем?

- Думаю, скорее за людей, чем за программы.

- В стране колоссальный дефицит успешного дела. С 90-х годов народ политически "раскочегарили" так, что люди уже забыли, что такое работать. С утра до вечера одни выборы. Надо постепенно успокаиваться, консолидироваться. За это выступает президент, и в этом я его поддерживаю. Не важно, коммунист ты, СПСовец или жириновец, если у тебя светлая голова - приходи, будем работать. Не просто кричи, а анализируй, что мы делаем не так, предлагай, действуй.

Бизнес по закону Паркинсона

- А теперь вы ответьте мне на вопрос: кто у нас в России сегодня правящий класс?

- Во всяком случае, не олигархи...

-Правильно. Чиновники. И это самая большая беда России.

- Но чиновничество существовало и, видимо, будет существовать всегда.

- Но не всегда оно правит бал.

У нас сегодня даже нет четкого разграничения полномочий и ответственности между уровнями власти. Вот и "натягивает" чиновник добрую половину функций на себя сам, и вместо того чтобы создавать условия для эффективной деятельности, создает инструмент, при котором к нему должны прийти и с ним должны договариваться. Вот мне говорят: почему ты не сделаешь заместителя по лесу? Я отвечаю: зачем, у нас же вся отрасль частная? Чем будет заниматься заместитель? Для этого же есть Министерство природных ресурсов и соответствующее управление. Нет, подавай вам чиновника, чтоб якобы было "одно окно". Какое окно?

- Сами предприниматели и просят? Значит, зачем-то он им нужен?

- Это естественная функция бизнеса, известный закон: платить все налоги-плохо, не платить- тоже плохо, всегда нужно найти некую оптимизацию. Бизнес придумывает правила игры - чтобы они были просты и понятны. Еще в XVIII веке англичане нашли вариант, как оптимизировать налоги: стали платить работникам невысокую заработную плату, а остальное давать в виде каких-то бонусов, материальных подарков, скажем. Бизнес всегда будет искать лазейку, а задача власти, наоборот, эту лазейку сужать. И не путем каких-то там давлений, а путем законов, которые надо правильно и качественно принимать сегодня.

- Это опять-таки вопрос федеральный. К тому же бороться с философией чиновничества сложно. В свое время Сирил Паркинсон вывел его международные формулы. Они гласят: "Чиновник множит подчиненных, а не соперников", "Чиновники работают друг на друга", "Сокращение аппарата чиновников всегда приводит к его увеличению".

- Могу сказать по собственному опыту: я в одном месте сократил, у меня в другом всплыло в два раза больше. Чиновничья психология реально мешает кризисному управлению, этот механизм просто не дает работать менеджерам. Потому что у человека на посту чиновника и с его психологией больше инструментария замотать нужный вопрос по разным согласованиям, чем его решить. Истинные чиновники будут сидеть в кабинетах напротив и никогда друг кдругу не зайдут, чтобы решить проблему, а затеют переписку.

Кто будущее страны?

- Тогда возникает естественный вопрос: какого типа люди нужны России, в том числе и в управленческих аппаратах?

-Вопрос хороший. Как сегодня вузы готовят специалистов? На факультете, скажем, сто мест бесплатных, пятьдесят- платных. Я спрашиваю:

Эти пятьдесят зачем? Чтобы вам заработать? А вы спросили, будут ли места? Может, проще и дешевле в масштабах страны поднять преподавателям зарплату или вузы отремонтировать? Сегодня я как губернатор не могу дать всем рабочие места. Могу только создать условия, развивая экономику, которая потребует не столько профессиональных исполнителей, сколько людей нового типа-профессиональных управляющих, современных менеджеров. Тут подходим к самому интересному. Есть ли сегодня на это социальный заказ?

- А кто должен сформулировать этот заказ на выпускника школы или вуза?

- Общество, государство. В конце концов, если больше некому, давайте мы с вами-администрация и пресса. А то реформу образования проводим, а зачем, кого в результате получим - неизвестно.

- Кстати, советская власть такую задачу ставила - общественным заказом воспитания и образования был тогда Моральный кодекс строителя коммунизма.

- А сегодняшняя ситуация требует от человека умения быстро адаптироваться, проявлять инициативу, мыслить рационально и логично, находить эффективное решение. Я уверен: финансировать надо, на самом деле, инициативу. Надо вытряхивать из работоспособных людей иждивенчество. А наши преподаватели и учителя не очень понимают, кого им нужно готовить, да и не ставят такого вопроса. Возможно, это их беда: они сами бюджетники, зарплата, пусть небольшая, им гарантирована. В России вообще как на дрожжах идет рост численности в бюджетной сфере и, соответственно, сокращается численность в сфере производства.

- То есть стране нужна предпринимательская инициатива, а она вместо этого все больше превращается в собес?

- Такой вот парадокс. Это надо менять, начать раскручивать в обратную сторону. Я пытаюсь главе района объяснить: единый государственный экзамен показал, что такое малокомплектные школы. Зачем они вам, тем более, зачем они детям? Если стоит три деревни на расстоянии 10 км друг от друга, ну сделайте одну нормальную школу, с Интернетом, с компьютерами, и автобусы пустите теплые. Попробуйте! Увидите, и детишкам будет лучше, и качество образования будет намного выше. Хоть бы один ко мне с этой идеей подошел! А я бы еще к этой самой школе пристройку сделал и там библиотеку открыл. Закончил учитель урок - и пошел отработал еще полставки как библиотекарь. Нет, мы себе придумываем кучу ставок, у нас вообще не педагоги, не врачи, а ставки. Везде ма-локомплектнье школы, везде больницы. Это все ведь поперек экономики, но люди боятся сказать, потому что выборы. Не дай бог, истолкуют вкривь и вкось. Я уже сам дошел до того, что сижу и думаю: можно это сказать или меня неправильно поймут. И скажут, что я хотел урезать учителей, врачей, сократить бюджет и тому подобное-потом отмывайся, как умеешь.

- Но в конце концов выигрывает тот, кто скажет правду.

- Истина в том, что нельзя формулировать задачи, ставки, бюджеты ради них самих - без четко определенной цели. И цель эту должны понимать и управленцы, и население.

- Для этого многое надо менять не только в действительности, но и в головах людей.

- Придется. Мы не можем себе позволить ждать, когда подрастут те, кто сегодня только пошел в первый класс и сделает российскую экономическую революцию. Если не начнем сегодня, этих будущих "революционеров" просто некому будет готовить.

"Оцениваю работу на три с плюсом".

("Красноярская газета", 14.10.03)

Из интервью губернатора А.Г. Хлопонина краевому радио.

(10 октября 2003 г.)

Александр ХЛОПОНИН:

- ПЕРВЫЙ ЭТАП РАБОТЫ - ЭТО ЭТАП РЕВИЗИИ, и кто бы что ни говорил, любой руководитель, приходящий на новое место, начинает свою деятельность с ревизии того, что получил в наследство. Мы много говорили, и я не хочу повторяться, о тех проблемах, в которых край находился. Вспомним некоторые вещи. Фактически на начало 2003 года Красноярский край являлся банкротом, по большому счету это 14 млрд. рублей кредиторской задолженности при бюджете 25-26 млрд. Трехмесячная задержка по заработной плате. Я этих факторов могу назвать предостаточно.

Давайте оценим, что мы имеем на сегодняшний день: долгов по заработной плате нет, ревизия полностью закончена, хотя мы ставили более длительные сроки, но я считаю, что за полгода нам удалось реально дать оценку краю. Мы зафиксировали, застабилизировали всю кредиторскую задолженность, реструктурировали её, и на сегодняшний день мы реально её погашаем. Это означает, что, по большому счету, инвестиционные потоки, которые в Красноярский край могут прийти, должны прийти.

Есть сухие статистические цифры, которые говорят, что 2003 год уже на сегодняшний день дал экономический рост валового регионального продукта на 3,7%. Казалось бы, что такое 3,7% валового регионального продукта, если мы ставим перед собой задачу удвоения и т.д. На самом деле, если посмотреть в глубь, то увидишь, что, например, в машиностроении рост составил 20%. По другим отраслям, например, в строительстве частного жилья, за счет денег населения рост 51 %.

А почему же тогда по краю 3,7 - поясняю: потому что цветная металлургия занимает сегодня около 70% валового регионального продукта. Это значит, что в цветной металлургии у нас сегодня нет запаса роста. Есть запас роста по цене, но нет запаса роста по объему производства. Металлургия работает на внешнем рынке, где всё четко сбалансировано. Если "Норильский никель" производит 200 тыс. тонн по никелю, он не сможет произвести 230 или 240, потому что спроса не будет. Поэтому "Норильский никель" показывает, и не только "Норильский никель", но и "Русский алюминий" и другие предприятия цветной металлургии показывают рост 1-2%. Но в совокупной массе, несмотря на то, что у нас по другим отраслям рост составляет около 15-20%, получается 3,7.

Увеличился и рост вкладов населения на 87%. Люди начали вкладывать в экономику, в банки и т.д. У нас за 6 месяцев люди купили около 69,5 тысячи автомобилей. Это значит, что жители инвестировали в экономику края 7 млрд. рублей. Я могу этих факторов приводить очень много. По большому счету, динамика очень хорошая, но абстрагируемся от этих цифр, потому что можно приводить и другие цифры, которые не очень порадуют.

Фактически все понятно, что надо делать в социальных направлениях. Но пока не понятно, что делать на наших отраслевых и промышленных предприятиях. Не видны конкретные точки роста и куда мы дальше должны двигаться и где мы должны сконцентрировать наше внимание, что будет для нас являться приоритетным.

Очевидно, что это лесная отрасль, и реально в ней заложен очень большой потенциал. Здесь надо очень серьезно поработать. Сейчас готовится программа, и основные инвестиции пойдут туда. Абсолютно очевидно, что если мы не хотим превратить Россию в большое министерство по чрезвычайным ситуациям, то нам надо на сегодняшний день закладывать инвестиции и в коммунальную сферу, в ЖКХ. Нам реально надо инвестировать в жилищно-коммунальный комплекс. Это тоже базовая часть реформирования. И третье направление инвестиций, очень важное, с моей точки зрения, это инфраструктурные инвестиции, это вложения, которые мы должны делать в дороги, в коммуникации, в трубопроводы, в месторождения. Это называется инфраструктурные инвестиции. Мы должны показать бизнесу, куда у государства будет направлено основное внимание. Тогда, поверьте, на рубль, вложенный государством, приходит 5-6 рублей стороннего инвестора.

Безусловно, очень важный сектор экономики, который во всем мире занимает от 50 до 60% - это малый и средний бизнес. Сегодня очень много о нем говорят, а реально никаких стимулов и никаких инструментов для этого не создано. Поэтому в рамках инвестиционной программы необходима программа стимулирования малого и среднего бизнеса.

Собственно говоря, это то, что в результате ревизии удалось сделать. После ревизии идет второй этап. Его мы называем - НАВЕДЕНИЕ ПОРЯДКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ. И это мы постарались сделать. Сейчас мы поставили очень жесткие сроки - до конца 2003 года, при защите бюджета следующего года, при разработке стратегии социально-экономического развития обязательно должны эти приоритеты быть показаны.

На самом деле работа проделана очень большая. Плохой тот человек или руководитель, который доволен своей работой, поэтому самый высокий балл по 5-балльной шкале для моей администрации, моих заместителей не может быть выше 4, поэтому я оцениваю работу на три с плюсом.

"Страной руководят не олигархи, а чиновники".

("Известия-Красноярск", 14.10.03, Максим Царев)

Состоялась "прямая линия" читателей "Комсомолки" с губернатором.

На этой неделе исполняется год, как губернатор Красноярского края официально приступил к исполнению своих обязанностей. Это и стало поводом для общения с народом. Руководитель региона более часа отвечал на телефонные звонки. Красноярцев интересовало буквально все: как зовут собачку губернатора и как обстоят дела с созданием лесного холдинга в крае, какой бы он хотел подарок получить на годовщину инаугурации и каковы его взгляды на проблемы образования.

Разговор начался с риторического вопроса, кем все же больше считает себя Хлопонин, политиком или менеджером. Ответ был уклончивым - в том смысле, что каждый менеджер немного политик, а каждый политик немного менеджер.

Надо заметить, "прямая линия" продемонстрировала, что как политик Александр Геннадиевич заметно вырос. Если год назад во время выборов он иногда говорил длинновато и заумно, то сейчас стал отбивать неудобные вопросы с ловкостью опытного фехтовальщика.

Отвечая на вопрос, возобновится ли ежегодная традиция выдачи губернаторской премии, прервавшаяся со смертью Лебедя, Хлопонин дал утвердительный ответ, потому что создавать стимулы для тех, кто идет нам на смену, необходимо, заметив меж тем, что образование молодежи - дело общегосударственное:

- По сути дела, мы финансируем не образование, а здания, в которых это образование дается. Сам же образовательный процесс мы не в состоянии поддержать материально и решать его на федеральном уровне. Каким мы хотим видеть молодого человека будущего? Спортивным, владеющим тремя иностранными языками, компьютером, умеющим играть на фортепьяно... Кто эту задачу поставил, кто просчитывал, во что это государству обойдется? Необходимо сформулировать госзаказ, и под него уже искать деньги...

В этом с Хлопониным трудно не согласиться: все-таки государство - это прежде всего люди, его населяющие, а не дома и даже нефтяные вышки. Однако сегодня получение нужного документа об образовании зависит не столько от способностей ученика, сколько от кошелька его родителей. Диплом можно купить, знания - нет.

Отвечая на блок вопросов о жилищно-коммунальном хозяйстве, губернатор высказал твердое убеждение, что содержание этой сферы необходимо переложить на плечи частного капитала.

- Мы сами создадим частное предприятие в сфере коммунальных услуг и докажем, что это дело прибыльное и перспективное.

Кстати, о проблемах создания и открытия частных и коммерческих фирм Хлопонин сказал особо. Он считает, что количество чиновников в нашей стране непомерно высоко.

- Если хочешь завалить какое-либо дело, напиши письмо в инстанцию и оно навсегда там сгинет.

Более того, губернатор считает: утверждение, что страной руководят олигархи - миф. На самом деле страной руководят чиновники, от них зачастую зависит судьба предприятия или коммерческой фирмы. У них в кабинетах гибнут многие полезные начинания. В то же время связь чиновников с народом, по мнению Хлопонина, утеряна. Тут можно только добавить, что губернатор по рангу своему тоже является чиновником. И все, как говорится, в его руках. Например, для чего нужно краевое управление коммунального хозяйства, когда в каждом муниципальном образовании существуют соответствующие структуры, занимающиеся своим населенным пунктом? Нужна ли координация местных жилкомхозов на краевом уровне? Довольно интересный вопрос.

Нужна ротация кадров в административных структурах? Хлопонин считает, что нужна. В то же время, по мнению губернатора, омоложение управленческих кадров не должно быть самоцелью - нужен разумный сплав молодости и опыта. И главное:

- Необходимо понять, какой человек нужен на ту или иную должность. И не всегда надо изобретать новое, иногда лучше взять старое и идти дальше...

В то же время, по мнению губернатора, государство не защищает гражданина там, где это необходимо. Например, в банковской и инвестиционной сфере. Наши соотечественники были обмануты различными финансовыми "пирамидами" да и самим государством уже не один раз. Нужны законы и гарантии, тогда люди начнут вкладывать средства в строительство недвижимости, делать долгосрочные и пенсионные вклады.

А вообще, подводя итоги первого года своего губернаторства, Хлопонин заявил что "на горло собственной песне" он не наступал, ломать себя в чем-то ему не пришлось.

"Село, построенное добрыми людьми".

("Красноярский рабочий", 14.10.03)

Вчера Александр Хлопонин в торжественной обстановке вручал грамоты всем, кто принимал активное участие в ликвидации последствий пожара в селе Казачинском.

Губернаторский зал оказался заполнен до отказа. Всего награжденных оказалось 39 - от членов инициативных групп жителей села до президентов банков. Бурных аплодисментов был удостоен заместитель губернатора края Николай Глушков. "Если мы все будем работать, как Николай Сергеевич, то быстрее дойдем до желаемых результатов", - отметил губернатор.

"По краю бродит призрак дефицита".

("Красноярский рабочий", 14.10.03)

Прогнозируемый дефицит краевого бюджета исчисляется суммой 1 миллиард 766,2 миллиона рублей.

Такая цифра прозвучала на проведенном первым заместителем губернатора Василием Кузубовым совещании, которое было посвящено исполнению краевого бюджета на 2003 год. Основные причины ожидаемого недовыполнения бюджета - срыв заданий по сбору налогов на прибыль, доходов от госсобственности, платы за землю, а также несвоевременный возврат бюджетных ссуд, в том числе районам на кассовый разрыв и сельхозпроизводителям на проведение полевых работ.

Участники рабочей встречи особо подчеркнули необходимость усиления ответственности финансово-промышленных групп за своевременную и полную уплату налогов. На совещании также были определены источники покрытия выпадающих налогов - это, в частности, экономия текущих расходов и пролонгация федеральных бюджетных ссуд.

"Цените труд учителя".

("Красноярский рабочий", 14.10.03, Владимир Шишмарев, начальник главного управления образования администрации Красноярского края)

Уважаемые педагоги, коллеги! Главное управление образования администрации Красноярского края разделяет вашу озабоченность будущим образования и делает все возможное, чтобы решить социальные проблемы педагогов не только на региональном уровне, но и на федеральном.

В соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 2.10.03 N609 расчет заработной платы работникам системы образования края будет производиться по повышенным в 1,33 раза ставкам (окладам) ЕТС с 1 октября текущего года. Объем дополнительных средств, предусмотренных в краевом бюджете на повышение заработной платы в 2003 году, составляет 465,7 млн руб. Кроме того, в октябре 2003 года всем работающим в системе образования будет произведена выплата двух окладов, по которым происходит начисление основной заработной платы. Объем средств, предусмотренных в бюджете для выплаты компенсации, составит 215,2 млн руб.

Согласно проекту Закона Красноярского края "О краевом бюджете на 2004 год" доплаты молодым педагогам сохранены. Всего на эти цели запланировано направить 80,8 млн руб. Также в 2004 году будут сохранены льготы по оплате жилищных услуг специалистам системы образования, проживающим в сельской местности и рабочих поселках края. Финансирование расходов, связанных с возмещением затрат на проезд в отпуск работникам бюджетной сферы, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, планируется осуществлять в форме субвенций муниципальным образованиям. На эти цели в проекте бюджета предусмотрено 80,5 млн руб.

Второе направление, над которым работает краевая власть,- обеспечение безопасности образовательных учреждений и сохранение здоровья учащихся и педагогов. Несколько дней назад губернатор края выделил из резервного фонда 10 млн руб. на приобретение необходимого оборудования для проведения противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях края.

Третье направление - формирование бюджета 2004 года, в котором приоритетным будет являться сфера образования. Впервые за последние 5-7 лет спланированы средства на приобретение учебно-наглядных пособий и повышение квалификации педагогических работников. Особенностью проекта Закона Красноярского края "О краевом бюджете на 2004 год" стало планирование средств на ипотечное кредитование приобретения жилья педагогическим работникам.

И это лишь часть мер, предусмотренных краевой администрацией, которые должны качественно изменить жизнь учительства края и в целом сферу образования. Я полагаю, что общими усилиями мы сохраним в образовании все самое лучшее и обновим его, подняв на достойный уровень.

"Право, долг и обязанность".

("Красноярская газета", 14.10.03)

Не так давно журналисты РИА "Пресс-Лайн" на своем сайте открыли рубрику "Online-интервью". Первым ее гостем стал председатель Законодательного Собрания Красноярского края Александр Викторович Усс. Около месяца он отвечал на вопросы посетителей сайта в оперативном режиме. Вопросы носили разнообразный характер. Посетителей интересовали как взгляды Александра Усса на те или иные явления и ситуации, так и era личная жизнь - его интересы и пристрастия. Недавно беседа была закончена.

Предлагаем вниманию читателей "Красноярской газеты" некоторые фрагменты.

После парламентских каникул приступило к работе Законодательное Собрание Красноярского края. Впереди - нелегкий депутатский сезон.

Какие документы примут наши парламентарии в наступившем депутатском году, над какими вопросами будут работать, каким будет бюд-жет-2004, что они считают первоочередным - всё это, безусловно, волнует жителей края. Одним словом, тем для беседы множество, они актуальны и очень важны для нас. Вот почему было решено пригласить в агентство "Пресс-Лайн" председателя Законодательного Собрания А.В. УССА.

ВОПРОС: Александр Викторович! Ваше отношение к работе красноярских СМИ. Качественно ли они освещают работу Законодательного Собрания? И что бы Вы, как опытный законник, пожелали им в период выборов? Андрей, журналист.

ОТВЕТ: Есть известная мысль, я ее неоднократно высказывал, что прессу можно только любить. Как правило, любить безответно. Я считаю, что, во всяком случае, в межвыборный период средства массовой информации освещают нас так, как мы того заслуживаем. Могу добавить лишь то, что мы не занимаемся специально такой работой, которая позволила бы нам видеть себя в более выгодном свете, не занимаемся размещением заказных материалов. Для этого у нас нет ни желания, ни возможности.

Я пожелал бы журналистам и в период выборов, и в обычное время сохранять собственное достоинство, собственную позицию, а не превращаться за деньги - и даже за большие деньги - в доску объявлений, на которую каждый вешает то, что ему захочется.

ВОПРОС: Программа переселения "Север на Юг" практически не финансируется. 1 процент от запланированного в этом году из краевого бюджета перечислили. Ранее в администрации ликвидировали Управление по делам Севера. Изменилась политика по отношению к северянам? Это теперь не актуально? Надежда Семенова, северянка.

ОТВЕТ: Это актуально всегда, поскольку территория Красноярского края в значительной степени является северной территорией. На Севере Красноярского края находится город, который является, по существу, финансовой столицей Красноярского края. Более того, он является очень значимым и для России в целом.

Я думаю, что сегодня у нас имеется уникальная возможность в связи с избранием нового губернатора сделать всё для того, чтобы Север стал ближе к Югу. Надеюсь, что уйдут в прошлое попытки отделить Норильск от Красноярского края и, соответственно, лишить нас значительной части налоговых поступлений, за счет которых живет край.

Надеюсь также, что недалек тот день, когда три субъекта федерации станут одним. Свою часть пути на начальном этапе мы прошли. Я имею в виду создание соответствующего Координационного совета законодателей. Относительно недавно нечто похожее сделали и губернаторы Красноярского края, Таймыра и Эвенкии.

Я во власти уже давно, и на моей памяти было много таких хороших начинаний, которые начинаниями и остались. Мне хочется верить, что сегодня, когда предпосылки для этого есть, мы довели дело до конца.

Что касается частного вопроса - программы переселения "Север на Юг", то, к сожалению, программа действительно практически не финансируется, и серьезных изменений в последний год в этом направлении не достигнуто.

ВОПРОС: Как Вы оцениваете действия администрации края в отношении переговоров с финансово-промышленными группами? Будет ли реальная отдача?

ОТВЕТ: Работа с финансово-промышленными группами, безусловно, необходима. Наша экономика стала такой, что именно от них в решающей мере зависит положение дел в крае и в России в целом. Мы понимаем, что без участия ФПГ немыслимы сегодня ни развитие производства, ни его планирование, ни какие-то серьезные проекты в области социальной сферы. Насколько удачными и прорывными являются сегодня те попытки заключений соглашений с ФПГ, которые предпринимаются сейчас в краевой администрации, - это отдельный вопрос. Пока я не вижу ничего такого значимого, что заслуживало бы особого комментария и оценки. По моему мнению, те соглашения, которые были подписаны к настоящему моменту, лишь зафиксировали сложившееся, реальное положение дел. Поэтому о радикальном изменении внимания ФПГ к судьбам людей на нашей территории речь пока не идет, и я бы не стал преувеличивать значение этих соглашений. На мой взгляд, договоренности носят больше пиаровский, чем содержательный характер. Но это вовсе не означает, что работу надо прекращать и не заниматься ею дальше. Необходимо продолжать эту работу в разных направлениях - и с точки зрения просьб, и с позиции силы, и в плане координации усилий.

ВОПРОС: Александр Викторович, кто-то из ваших депутатов где-то сказал, что выборы, по сути, закончились где-то в 1995 году, а сейчас идет "реализация коммерческих проектов". По-моему, здорово сказано. А как Вы думаете? Владимир, учитель.

ОТВЕТ: Я не согласен с этой оценкой. Как тенденция - это верно, это начинает проявляться. И это очень опасная и ошибочная стратегия для государства. Не для того народ наш столько выстрадал, чтобы то, что называется демократией, просто отбросить на обочину истории. Известно выражение: демократия - это очень неудобная вещь и не самая эффективная, но ничего лучшего, с точки зрения управления, человечество, к сожалению, не придумало.

Мне понятно стремление некоторых наших политиков: в тот момент, когда государственная власть оказывается в их руках, как-то сдержанно относиться к институтам демократии. Но, думаю, что истинные государственные мужи понимают неприемлемость такого подхода. Народ наш, я полагаю, достаточно умен и горд, и поэтому в рамках тех возможностей, которые у него имеются, вполне может сказать свое слово. Другое дело, что иногда этот народ дает возможность купить себя за три рубля, но это уже вопрос не к организации выборов, а к конкретным людям.

ВОПРОС: Объявили о том, что в декабре пройдет съезд депутатов Красноярского края. Что это дает краю? Не напрасная ли трата денег?

ОТВЕТ: Сначала о деньгах. Скажу, что это небольшие деньги, они исчерпываются, главным образом, затратами на аренду залов в течение одного дня. Думаю, что даже такая простая необходимость, как ощущение депутатским сообществом себя чем-то единым, цельным уже оправдывает эти затраты. Съезды депутатов всех уровней собираются один раз в два-три года, и, мне думается, что это не напрасная трата времени.

А.В. УСС. Это позволяет сверить часы, наметить какие-то стратегические направления развития края, перспективы совершенствования институтов государства на территории края, развития местного самоуправления и, как следствие этого, позитивного влияния на нашу жизнь. Но, естественно, эффект от проведения съезда нельзя измерить в рублях, килограммах или километрах. Это не та материя.

Насколько мне известно, в других субъектах федерации имеются единичные эпизоды проведения съездов, и я думаю, что всё, что начато, надо продолжать. Наша Россия и край, в частности, страдают не от отсутствия каких-то нововведений, а от их изобилия, и оттого, что мы часто бросаем начатое и начинаем жить по-новому. Мы начали проводить эти съезды 6 лет назад и надеемся, что наши последователи и через 5, и через 10 лет будут их продолжать, поскольку полезность и необходимость их в тех условиях, когда не существует вертикали власти в депутатской среде, очевидна.

ВОПРОС: Александр Викторович! Что Заксобрание будет делать с СУЭКом? Сколько можно издеваться над краем?! Николай Волобуев.

ОТВЕТ: Насколько мне известно, в соглашениях, подписанных с СУЭКом относительно недавно, есть его обязательства платить налоги в крае хотя бы в том объеме, которые они платят сейчас, а также погасить довольно крупные долги, накопившиеся к этому дню. К концу года будет ясно, насколько эти обязательства выполняются. К сожалению, этот договор не содержит никаких реальных рычагов давления на СУЭК в случае его очередного невыполнения тех обязательств, которые он принял.

Моя позиция заключается в том, что акции государства, которые были, скажем так, воровским путем отчуждены в свое время, необходимо было возвращать обратно. Но, к сожалению, сегодня в администрации края возобладала другая позиция. Возможно, у сторонников этой позиции есть свои резоны и свои мотивы, не мне об этом судить.

ВОПРОС: Года два назад вышла из печати Ваша книга "Наш край - моя родина". Мне удалось её почитать. Без всякой лести скажу, что книга толковая. Всё конкретно, ясно и убедительно. Что мне особенно понравилось - написана дерзко-наступательным языком, что даёт некоторые представления о характере автора. В связи с этим четыре вопроса:

- Почему доктор юридических наук решил стать экономистом?

- Какова судьба самой книги и изложенных в ней Ваших предложений по экономическому развитию Сибири? Знаком ли с ними Драчевский?

- Как отреагировало правительство, администрация президента на Ваш доклад по этой теме на заседании Совета по внешней и оборонной политике?

- Что сегодня на кончике Вашего пера? Сергей Кокорин, Красноярск.

ОТВЕТ: Начнём по порядку: почему доктор юридических наук решил стать экономистом? Вообще-то на роль теоретика-экономиста я не претендую. Однако, находясь в этой должности, неизбежно сталкиваешься с основным блоком социально-экономических проблем, которые существуют в крае. Чтобы решать их на законодательном уровне, просчитывать стратегию развития, определённый багаж экономических знании, конечно, должен быть. Думаю, их у меня было достаточно, чтобы понять суть происходящих процессов в нашей экономике. Но становиться доктором экономических наук я не собираюсь.

- Книга успешно разошлась, у меня осталось несколько экземпляров, которые я просто берегу для своих друзей, для памяти, для каких-то случаев. В принципе, она пользуется довольно большой популярностью, универсальным спросом. Леонид Вадимович Драчевский с ней знаком. Думаю, книгу не обошли вниманием и многие члены правительства и администрации президента. Вскоре после выхода её из печати я был привлечён в рабочую группу, которая занималась стратегией развития Сибири. И в соответствующем документе ряд идей, изложенных в книге, нашли отражение.

Что сегодня на кончике пера? Есть некоторые наброски, касающиеся вопросов государственного строительства в России. Но этот год, который был у меня относительно свободным от политики, промелькнул слишком быстро. А чтобы наброски стали книгой, требуется около двух-трёх месяцев спокойной работы.

ВОПРОС: Александр Викторович! Почему на выборах в губернаторы Вы шли под лозунгом "Русский характер", а не "Сибирский характер"? Яков Климам, Красноярск.

ОТВЕТ: Всё объясняется просто. В слове "рУССкий" при написании легко выделяется "УСС". Ребята из штаба увидели в этом, как сейчас говорит молодёжь, "что-то прикольное", и решили как-то обыграть при изготовлении материалов наглядной агитации. Вот и всё, и никакого двойного смысла тут не закладывалось.

Можно было, конечно, взять на вооружение и "Сибирский характер". Сибиряки являются яркими представителями русского характера. Но я думаю, это не имело принципиального значения. Исход дела решали всё же не плакаты, не лозунги - и Вы это, надеюсь, понимаете.

ВОПРОС: Уважаемый Александр Викторович! Я не один раз слышала, что Вы не хотите, чтобы Ваши дети подносили кому-то чай. Разве не вызывает уважения человек, который красиво делает свою работу, даже если она заключается в том, чтобы подносить кому-то чай? По Вашему, лучше быть плохим юристом, врачом, еще кем-то, но сидеть в кабинете, получив высшее образование? Светлана.

ОТВЕТ: Я очень удивлен такой постановкой вопроса. По-видимому, я имел в виду совершенно другое. Считаю, что всякий труд, всякая работа, - тем более, красиво и качественно сделанная, - безусловно, почетна. И в каждом деле есть свои мастера.

Я имел в виду совершенно другую вещь: чтобы мои дети не были вынуждены оказаться в роли холуев у новых хозяев жизни, которые ни с точки зрения своего образования, ни заслуг перед народом этого не заслужили. Именно это я имел в виду. Хорошая работа и самоунижение - это, на мой взгляд, разные вещи. Можно унижаться, будучи министром, можно быть гордым и независимым человеком, собственными руками на земле добывая хлеб насущный. Полагаю, это понятно каждому.

ВОПРОС: Появилась информации, что Вас выдвинули на звание "Спикер России", это так?

ОТВЕТ: Я видел подобный документ, и предложение такое делается не в первый раз. Есть некая организация с названием - не ручаюсь за точность - "Российский национальный Олимп". Там сначала сообщают, что принято предварительное решение о присуждении этого замечательного звания. А затем сообщается, что необходимо внести несколько десятков тысяч долларов за эту благородную награду, и все будет хорошо. Поэтому я отношусь прохладно к такого рода наградам и предложениям. Опять мне не быть лучшим спикером года, увы!

ВОПРОС: Ваше отношение к референдуму по ЖКХ?

ОТВЕТ: Я не против референдума, я - за. Помните, на сессии в июне этого года, когда обсуждался вопрос о возвращении 40-процентой планки оплаты за услуги ЖКХ, Олег Анатольевич Пащенко предложил обратиться к главам местного самоуправления. И это правильно, нужно понимать, что источник власти в народе, поэтому принципиальные и болезненные вопросы необходимо выносить на суд населения. Поэтому я за референдумы. Но не за опросы общественного мнения за счет самого же населения, а за вопросы с конкретными правовыми последствиями. То, что предлагается в сегодняшнем варианте - попытка получить ответ на вопрос, который и так всем ясен. И сам губернатор, и его заместители говорят о том, что реформа идет не так, как ее замыслили. Зачем еще тратить деньги, чтобы получить подтверждение этой мысли?

ВОПРОС: Александр Викторович, Вы не боитесь, что многие депутаты ЗС могут быть избраны в Государственную Думу и просто некому будет работать в краевом парламенте?

ОТВЕТ: Естественно, предвыборная кампания затронет Законодательное Собрание, да и жизнь в крае в целом. Но я уверен, что это не перевернет наш краевой корабль, мы и не такие бури выдерживали. Не стоит рассчитывать, что половина состава ЗС перейдет работать в Госдуму (об этом можно только мечтать, но подозреваю, что наши мечты не воплотятся в жизнь). Но если два-три депутата повысят свой статус, это будет очень хорошо, и я думаю, что при благоприятном стечении обстоятельств это реально. И как председатель ЗС, и как житель края, я хотел бы, чтобы это случилось. Вне зависимости от политических пристрастий - мы уже научились над ними подниматься в защите общекраевых интересов.

ВОПРОС: Как-то забывается, что Вы не только спикер, но и депутат от Железнодорожного округа. Что Вами сделано в округе? И вообще, куда и когда можно к Вам придти поплакаться на жизнь? Екатерина Попова. Красноярск, Железнодорожный район.

ОТВЕТ: Когда я выполняю обязанности председателя Законодательного Собрания, то, надеюсь, что я работаю и в интересах тех красноярцев, которые выбирали меня депутатом. Конечно, в общем объёме работ есть и конкретные дела, имеющие чисто городское и районное значение. У меня очень хороший контакт и с мэром города П.И. Пимашковым - как бы ни казалось это странным после известных ситуаций на губернаторских выборах - я считаю, что некоторые перекосы и шероховатости в личных отношениях людей на каких-то определённых этапах нашей истории не должны влиять на работу. У меня хорошие, рабочие отношения и с главами Центрального и Железнодорожного районов. Нередко бываю в коллективах районов, провожу личный приём и встречи, стараюсь помогать людям в трудных жизненных ситуациях, особенно пенсионерам, инвалидам. Я не хотел бы называть конкретные фамилии и суммы из этических соображений.

ВОПРОС: Вы человек публичный. Бывают ли моменты, когда вы ощущаете себя свободным от нее? Ольга Шкляр. Лесосибирск.

ОТВЕТ: Хороший вопрос... Публичность - это не самое приятное свойство должности председателя Законодательного Собрания. Мне иногда бывает трудно сходить в магазин, чтобы купить себе там галстук или рубашку... Ясное дело, что тебя очень многие знают. Жена как-то заметила, что я и там разговариваю как на трибуне. Поэтому... предпочитаю покупки какие-то делать в Москве. Короче говоря, в Красноярске чувствовать себя непубличным человеком не удаётся.

Вот был в отпуске в Сочи. Кругом абсолютно незнакомый народ. И ты, как все, можешь гулять в шортах, заходить в бар, пить пиво, можешь даже не бриться, если не хочется... Ничто не отягощает. В общей массе людей чувствовал себя очень комфортно.

ВОПРОС: Можно вопрос, как к отцу троих детей? Появился ли педагогический опыт, становятся ли более осознанными подходы к воспитанию детей. Или все больше вопросов и меньше ответов? Любовь Клачкова. Красноярск.

ОТВЕТ: Хорошим педагогом себя не считаю - хотя, наверное, эти качества и есть - дети-то, слава Богу, не огорчают. Вообще с возрастом приходит и способность посмотреть со стороны и на детей, и на себя педагогическим зрением. Теперь появляется и больше опыта, и больше человеческой мудрости в отношениях с детьми. Эго тоже большие личности - они только маленькие ростом. Ими нельзя командовать, им нельзя что-то навязывать...

Если бы я вдруг опять вернулся в молодость, то был бы отцом гораздо лучшим, чем раньше.

Теперь я знаю, что такое жизнь, и готов продолжить педагогические опыты со своими внуками.

ВОПРОС: Что-то не слышно ничего о блоке "НАШИ!", иногда в прессе что-то промелькнет негативное, и всё. Что Вы на это скажете? Сторонник блока "НАШИ!".

ОТВЕТ: О блоке "НАШИ!" я не раз уже отвечал, что он был создан в конкретной политической ситуации. В него вошли сторонники совершенно разных взглядов, политического опыта и профессий... И коммунисты, и демократы, и предприниматели, и представители интеллигенции. Нас объединяло желание отстоять край от корыстных посягательств заезжих проходимцев, чьи интересы были очень далеки от интересов жителей края. И мы делали своё дело, опираясь на позиции наших избирателей, всех жителей края. Потому и победили на выборах в Законодательное Собрание. Мы были, образно говоря, как сборная команда сильных игроков из разных клубов, которая сыграла матч, как надо.

Сейчас ситуация другая, но если кто-то опять попытается вытирать о красноярцев ноги, "Наши" вновь скажут своё слово и, надеюсь, получат поддержку своих земляков.

ВОПРОС: Александр Викторович, как Вы относитесь к Интернету? Является ли он инструментом Вашей ежедневной работы? Планируете ли Вы возобновить работу своего персонального сайта?

ОТВЕТ: К Интернету отношусь очень хорошо. Прекрасно понимаю, какие огромные возможности он дает в области связи, в области информационных технологий. На работе, честно говоря, мне не хватает времени на Интернет, - большинство вопросов, которые приходится решать, требуют моего личного участия, непосредственных встреч с людьми. Но знаю, что многие документы на моем столе, особенно аналитические справки, дайджесты и даже проекты законов прошли сравнительный анализ с подобными документами, поступившими, в том числе, и через Интернет. А вот дома к "сети" обращаюсь часто.

Что касается возобновления работы моего личного сайта - тут нужно подумать. Работа председателя Законодательного Собрания сейчас достаточно полно и оперативно освещается на официальном сайте ЗС. Может быть, со временем снова открою свой. Времени на все, к сожалению, не хватает.

ВОПРОС: Вы неоднократно выступали с предложением о создании государственного аналога "Красэнерго". Что подвигается в этом вопросе? Группа работников красноярского завода.

ОТВЕТ: Спасибо за вопрос. Действительно, для создания конкурентной среды на этом рынке необходимы помимо "Красэнерго" и другие операторы. Только тогда можно говорить о нормальных сетевых тарифах. Создать такого оператора - вполне конкретная, управленческая задача, решить которую краевым властям по силам. И затраты потребуются небольшие, а выгода очевидна. Покончено будет с монополизмом "Красэнерго", а население и объекты социальной сферы не будут настолько зависеть "от рубильника". Да и энергетикам конкуренция пойдет на пользу. Это предложение привлекло достаточно серьезное внимание заинтересованных сторон. Говорить о конкретных результатах пока не буду, процесс этот достаточно непростои. Но мы обязательно вернемся еще к этому разговору.

ВОПРОС: Какие задачи в этом депутатском сезоне нужно решить краевому парламенту в первую, на Ваш взгляд, очередь? РИА "Пресс-Лайн".

А.В. УСС. Сейчас, насколько мне известно, в постоянных комиссиях на рассмотрении находится более шестидесяти проектов постановлений и законов Красноярского края. В их числе можно назвать такие, как "Об основных направлениях государственной политики Красноярского края в области местного самоуправления", "О местном референдуме", "О выборах депутатов Законодательного Собрания", "О выборах губернатора Красноярского края", О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края", "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Красноярского края", "О государственной поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий"... и ряд других, социально значимых и необходимых. Это очень кропотливый и трудоёмкий процесс. Но каждый период в деятельности законодателей, действительно, имеет свои особенности, свои политические оттенки. В их ряду я бы назвал и выборы в Государственную Думу и наш, ставший традиционным краевой съезд депутатов всех уровней, третий по счёту, который мы планируем провести в начале декабря.

Главной заботой каждой осени, конечно, является бюджет будущего года. Он будет сложным, как и нынешний - многое тут зависит от федерации. Сегодня у нас уже появилась программа социально-экономического развития края, это хорошо. Но одно дело - программа, и совсем другое - деньги под эту программу.

ОТ РЕДАКЦИИ "КГ". Сейчас на сайте (www.press-line.ru) российского информационного агентства (РИА) "Пресс-Лайн" отвечает на вопросы красноярцев председатель Правительства Республики Хакасия Алексей Иванович Лебедь. В течение трех недель глава соседнего региона будет, надеемся, интересным, ярким, остроумным и откровенным собеседником.

Первые вопросы и ответы уже поступили... Подключайтесь и вы.