Георгий Коларов: Болгария - поствыборная дилемма и "Южный поток"
Парламентские выборы в Болгарии прошли в условиях беспрецедентного спада доверия болгарского народа к государственным институциям и старым идеологемам переходного периода. У болгар пропала вера в "демократию", "рыночную экономику", "Европу", которые должны были вывести их из незавидной ситуации и открыть перспективу. Эксперты сталкиваются с тотальным отрицанием знаковых партий и политических лидеров, считающихся виновными в катастрофической ситуации, в которой находится государство после почти четвертьвекового переходного периода.
Социально-психологическая структура избирателей характеризуется необычайным по широте социальным слоем деклассированных, люмпенизированных, маргинальных элементов, с экстремальным, податливым манипуляциям поведением, которые идут за ультрапопулистскими лозунгами, выдвигаемыми со стороны соответствующих популистских партий. Быстро усиливаются ультралевые и ультраправые настроения и приобретают большую популярность политики, выдвигающие такие же лозунги. На этот раз они уменьшили остроту антитурецкой и антицыганской риторики. Вместо этого говорили то, что хочет услышать огромное большинство болгар - о консолидации православной веры, о том, что Запад приносит Болгарии только вред, о левопопулистских решениях проблем в социально-экономической сфере. Они, так сказать, "обходят с левой стороны" левоцентристскую Болгарскую социалистическую партию - БСП (бывшую коммунистическую), изобличая ее в том, что она в реальности является не левой, а правой партией олигархического типа. В доказательство приводятся многочисленные разоблачения злоупотреблений и махинаций в финансово-экономической сфере со стороны бизнесменов, связанных с верхушкой БСП. Это, в основном, бывшие ответственные функционеры центрального или областных комитетов бывшей коммунистической партии и комсомола, или их ближайшие родственники. Многие из них на самом деле стали олигархами за 23 года, на фоне падения жизненного уровня большинства болгар.
С другой стороны, правящая до сих пор партия Граждане за европейское развитие Болгарии - ГЕРБ, хотя и вновь оказалась в роли лидирующей политической силы, не имеет никаких шансов составить стабильное, действующее правительство, которое могло бы работать дольше полугода. Если ГЕРБ продолжит править страной до завершения осени, мир обязательно станет свидетелем новых социальных протестов с человеческими жертвами в Болгарии - как в результате самосожжений, так и стычек с полицией. Будут, скорее всего, и дикие разграбления магазинов и продуктовых складов. Людям опять не на что будет кормить своих детей.
Ксенофобские настроения среди этнических болгар могут повернуться в сторону двух народов, традиционно с болгарами связанных. Антипатия в отношении греков, имеющая историческую подоплеку (три войны за 40 лет в первой половине ХХ-го века: 1913-1944.) может вылиться в "линчевание" греческих бизнесменов, которые в свое время, в начале переходного периода, скупили за копейки болгарскую текстильную промышленность. Кстати, именно в антигреческом общественном настрое кроется основная причина консенсуса в болгарском обществе по поводу неприятия проекта "Бургас-Александруполис". Никто не собирается давать возможность обогащения греческой стороне и возможность для развития инфраструктуры старого болгарского порта Дедеагач, захваченного греками в Первой мировой войне и названного ими Александруполис. Болгарское население было вынуждено эмигрировать оттуда и город, и область заселялись "понтийскими" греками, которых, со своей стороны, выгнали турки с южного черноморского побережья. Там однако остались болгары-мусульмане, которые уже с трудом определяют свою национальную идентичность.
Ксенофобия обездоленных болгарских граждан в сегодняшней катастрофической ситуации может быть направлена даже и в отношении исторических друзей - чехов! Следует подчеркнуть, что между двумя народами всегда существовали дружеские крепкие связи в сфере экономики, культуры, образования. Есть много смешанных браков, и в Чехии проживает много граждан болгарского происхождения, а в Болгарии - чешского. Однако безобразия, творимые Чешской электрической компанией - ЧЕЗ и самое главное - перспективы очередного повышения цен на электроэнергию уже привели к призывам выгнать эту компанию из Болгарии. Как сказал лидер партии "Атака" Волен Сидеров, "хватит пенсионерам в Чехии жить хорошо за счет бедствующих болгар". Учитывая то, что "Атака" является единственным возможным партнером правящей до сих пор партии ГЕРБ в новоизбранном парламенте, если бывшему премьер-министру Бойко Борисову все таки удастся составить правительство, ЧЕЗ вряд ли сможет остаться в Болгарии. Угрозы ее руководства обратиться в суд в Страсбурге только нагнетают ситуацию.
Если до осени в стране будет править правительство ГЕРБ при поддержке "Атаки", оно должно проводить внешнюю политику, частично исходящую из концепции "атакистов". Это означает обострение конфликтных ситуаций со всеми соседними странами, поскольку основной внешнеполитической темой станет третирование болгарских меньшинств в Турции, Греции, Румынии и Сербии, а политическая верхушка Македонии будет подвержена сильному нажиму с требованием признать болгарский национальный характер этой республики и начать официальную политику реболгаризации македонской истории и культуры. Это, конечно, не может не привести к новому обострению отношений между Софией и Скопье, и как следствие - к замораживанию всякого рода поддержки со стороны Болгарии для македонской евроинтеграции на ближайшее будущее. Это может оказаться фатальным для Скопье.
Правительство ГЕРБ и "Атаки" будет вынуждено смягчить антикоммунистическую риторику, чтобы не раздражать российских партнеров и не мешать реализации "Южного Потока" и проекту строительства новых реакторов на АЭС "Козлодуй". Известно, что за день до своей отставки Бойко Борисов позвонил Владимиру Путину и, принеся извинения за все недоразумения и конфликты, произошедшие в период его президентства, заверил, что проект "Южный Поток" будет реализован, а также попросил помощи Болгарии для выхода из кризисной ситуации.
Неизвестно только, что ответил ему Путин. В помощи, скорее всего, было отказано, иначе болгарский премьер-министр вряд ли ушел бы в отставку. Учитывая то, что Борисов убрал вице-премьера и министра финансов Симеона Дянкова, который строго следовал указаниям Всемирного банка в проведении монетаристской политики и ограничении российских инвестиционных проектов, можно надеяться, что "дзюдоист" и "каратист" еще имеют шанс договориться и по "Южному Потоку", и по финансовой помощи со стороны России. Тогда однако болгарская сторона будет вынуждена пойти на послабление визового режима для российских хозяев болгарской недвижимости и вообще на всевозможное облегчение пребывания россиян в Болгарии.
Правительство ГЕРБ и "Атаки" однако может привести к изоляции партии Бойко Борисова со стороны Европейской Народной Партии, членом которой ГЕРБ является. Там стараются не допускать националистов в правящие коалиции нигде в Европе. И пока это удается.
Если же правительство будет составлено БСП при поддержке протурецкого "Движения прав и свобод" (ДПС), можно ожидать серьезной поддержки со стороны европейских левых сил, поскольку лидер БСП Сергей Станишев является еще и председателем партии Европейских социалистов. Но в случае, если обвинения в адрес ДПС о ее участии в финансировании исламистских организаций и конкретно чеченских террористов будут доказаны, на фоне теракта в Бостоне, выражающее интересы болгарских турков и цыган ДПС может повести за собой в политическое небытие и БСП. Поэтому ветераны руководства соцпартии уже принимают превентивные меры: бывший зампредседателя партии Румен Петков и министр внутренних дел в правительстве Сергея Станишева уже призвали его подать в отставку. Если это случится, "оба Румена", скорее всего, возьмут реванш и вернутся в руководство партии, а "второй Румен" - Овчаров, бывший зампредседателя партии и министр экономики и энергетики в правительстве Станишева будет в срочном порядке продвигать не только "Южный Поток", но и другие российские энергетические проекты. Дело в том, что он, в отличие от Румена Петкова, является неприемлемой для ДПС фигурой и маловероятно, что получит их поддержку в качестве члена кабинета.
"Южный поток" имеет больше всего шансов на реализацию, если будет составлено программное правительство во главе с дважды избранным на пост президента Республики Болгарии и до этого лидером соцпартии Георгием Пырвановым. Это он в качестве формального главы государства (Болгария не президентская, а парламентская республика) подписывал с Путиным все энергетические договора. Он был частым гостем в России, и его регулярные встречи с Путиным и Медведевым приносили серьезные результаты для развития экономического сотрудничества и восстановления духовных и культурных связей между Болгарией и Россией. Самый успешный политик болгарского переходного периода имеет шанс завоевать серьезную поддержку, как в парламенте, так и в обществе в целом. Второй мандат он выиграл с результатом 75% против 25% лидера "Атаки" Волена Сидерова. В своем первом интервью после выборов, второй человек в партии ГЕРБ, вице-премьер и министр внутренних дел в правительстве Бойко Борисова Цветан Цветанов уже сказал, что "Пырванов был лучшим руководителем, чем Станишев". Это был намек на то, что ГЕРБ поддержит его кандидатуру. Похоже, она не устраивает только Сергея Станишева, который упорно проталкивает своего министра финансов Пламена Орешарского. Он или другой финансово-экономический эксперт с европейской ориентацией ни в коем случае не поддержат "Южный поток".