"Контролеры недовольны законодателями". Интервью председателя южнороссийского отделения Ассоциации контрольно-счетных органов России, председателя КСП Ростовской области Валерия Хрипуна ИА REGNUM
В городе Геленджике 1 октября завершилась научно-практическая конференция Контрольно-счетных органов РФ, организованная Ассоциацией контрольно-счетных органов России (АКСОР). В ней приняли участие председатель Счетной палаты России С.В. Степашин, председатель Государственной Думы РФ Г.Н. Селезнев, руководители Краснодарского края. На конференцию съехались руководители контрольно-счетных органов субъектов из 70 регионов РФ. Вел конференцию председатель отделения АКСОР в ЮФО, председатель КСП Ростовской области Валерий Хрипун.
О проблемах, которые поднимались на конференции, рассказывает Валерий Хрипун.
- Что обсуждали контролеры на своей конференции?
-На мой взгляд, одной из наиболее интересных проблем стала подготовка заключения на проект федерального бюджета 2004 года. Участникам конференции раздали заключения на проект федерального бюджета, сделанные Счетной палатой РФ, и методическое обеспечение по проведению такой же работы в регионах.
И сегодня у нас, руководителей контрольно-счетных органов субъектов РФ, есть возможность использовать методические подходы и материалы заключения, сделанные Счетной палатой РФ, при проведении аналогичной работы в регионах. В материалах Счетной палаты, в частности, шла речь об особенностях, которые имеет нынешний проект федерального бюджета. К сожалению, ряд моментов, которые отмечались в заключении Счетной палаты РФ на проект федерального бюджета 2004 года, создают, скажем так, некоторые проблемы в формировании региональных бюджетов. Это касается не только Ростовской области, а в целом России.
В части межбюджетных отношений серьезной критике Счетной палаты подверглась федеральная политика по отношению к регионам. Поскольку предложенный в нынешнем проекте порядок межбюджетных отношений, конечно, не будет способствовать повышению сбалансированности бюджетной системы. По информации Счетной палаты России, объем финансовой помощи регионам из федерального бюджета в будущем году уменьшится, по сравнению с нынешним годом, по ряду позиций, от 4 до 10%.
- Как участвует Контрольно-счетная палата Ростовской области в подготовке бюджета Ростовской области 2004 года?
- Проект бюджета Ростовской области сейчас находится в стадии формирования, над ним работает областное министерство финансов, отраслевые министерства, несколько раз он уже рассматривался на коллегии областной администрации. Пока он еще не внесен на заключение к нам, в Палату, и в Законодательное Собрание. По нашей информации, это произойдет где-то в 20 числах октября, что соответствует законодательству Ростовской области.
В любом случае, бюджетом области, несмотря на уже сказанное мною выше, будут обеспечены и текущие расходы, будет обеспечено повышение заработной платы бюджетникам: учителям, врачам - а "цена вопроса" здесь - почти 2 млрд рублей. Будут обеспечиваться и обязательства по федеральным законам, хотя, если взять текущий год, то исполнение как мы говорим, "федеральных мандатов", иначе - федеральных обязательств субъектам - Ростовской области, в частности, в исполнение законов о ветеранах, инвалидах, выплате детских пособий и других, на эти цели из бюджета области было выделено 3,5 млрд рублей. Это достаточно большая сумма, и обязательства эти выполняются перед населением. Однако федерация компенсировала и выделила области только 1,3 млрд, примерно 40% от этих расходов. Поэтому, как понимаете, проблемы здесь есть.
И, конечно же, более тщательно и скрупулезно приходится сегодня области подходить к вопросам развития. В создавшейся ситуации они наиболее сложно решаются, но, надеюсь, они будут решены, и это позволит области и дальше идти вперед.
Вообще, вопрос справедливого перераспределения доходных источников между бюджетами различных уровней неоднократно поднималась на конференции. Анализ взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней, которые на сегодня есть, был проведен аудитором Счетной палаты России С.Н. Рябухиным, и его вывод однозначен. Распределение финансовой помощи из федерального бюджета не учитывает налогового потенциала регионов, и не обосновано расчетами минимальной бюджетной обеспеченности. И это, конечно, трансформируется в то, что и дальше внутри субъектов этот процесс не всегда отрегулирован с муниципальными образованиями. На этом фоне Ростовская область выглядит более привлекательно, потому что уже бюджет 2003 года формировался на основе принятого закона о межбюджетных отношениях, и сегодня бюджет 2004 года так же верстается с учетом этого закона. Этот закон, позволяет на основе нормативов, и базы, которой располагает муниципальное образование, провести формирование бюджета таким образом, чтобы учесть объективное состояние той сферы, которая требует бюджетной обеспеченности.
- Какие вопросы Вы, как руководитель Ростовской КСП, поднимали на конференции?
- Вопросы методического обеспечения работы: подготовки контрольных мероприятий, объединение усилий подготовки программ совместных мероприятий.
Вообще, сегодня важно сочетание различных этапов финансового контроля, ведь проверка расходования бюджетных средств по фактам, когда уже расходы проведены, когда нарушения уже совершены, да, они тоже нужны, такие проверки. Но здесь встает вопрос - какие меры мы принимаем по выявленным нарушениям? На сегодня основные меры -это сокращение дотаций либо муниципальным образованиям, которые допустили нецелевые расходы, либо главным распорядителям - министерствам и ведомствам. Сокращения ассигнований, наверное, бьют по тем, кому направлены эти деньги - по получателям бюджетных средств, а не тем лицам, которые принимали решения, повлекшие нарушения.
У нас в сентябре Законодательное Собрание Ростовской области приняло изменения в областной закон об административных правонарушениях. Введены статьи об административных мерах за нецелевое использование бюджетных средств. После вступления в действие этого закона, а сейчас он находится на подписи у губернатора, у нас появится рычаг воздействия на тех лиц, которые допустили финансовые нарушения. У Контрольно-счетной палаты РО появляется право составления административных протоколов на таких руководителей, а у минфина РО - возможность взыскивать конкретных нарушителей. Размер штрафа для физических лиц составит от 40 до 50 МРОТ, для юридических - от 400 до 500 МРОТ. Думаю, что таким образом вводится механизм персональной ответственности за нарушения, связанные с расходованем средств и областного, и муниципальных бюджетов. И это очень важно для нас, так как более 50% нарушений, которые выявила Палата в этом году, были допущены в муниципальных образованиях, и связаны с нарушениями местного законодательства.
Направления контроля должны быть не только по факту совершения нарушений, но должен быть оперативный контроль в ходе исполнения бюджета, и упреждающий контроль? Мы должны смотреть проекты бюджетов, чтобы исключить возможные нарушения в будущем.
- Что обсуждал руководитель Счетной палаты с руководителями счетных органов субъектов?
- С Сергеем Вадимовичем Степашиным шла речь об обмене материалами проверок, методическом обеспечении нашей работы. Для нас это очень важно, потому что, от того, насколько мы вооружены методиками, зависит качество проверок. Сегодня у каждой Палаты Южного округа есть возможность использовать методические материалы для проведения своих проверок.
Кроме того, с С.В Степашиным обсуждались планы проведения целого ряда совместных проверок Счетной палаты России и счетных палат субъектов федерации.
- О чем шел разговор с председателем Госдумы?
- Блок вопросов, связанных с законотворчеством, мы адресовали Геннадию Николаевич Селезневу, потому что у контролеров сегодня, прямо скажем, есть претензии к законодателям, связанные с тем, что законодательная база н а федеральном уровне отстает от реальной жизни. Сегодня нет федерального закона о контрольно- счетных органах субъектов, а такой закон - федеральный, рамочный, который бы определил общие подходы палат в месте финансового контроля - нужен, потому что сегодня в каждом регионе полномочия, численность, финансирование палат - разное, и зависит от руководителя региона.
Сегодня необходимо внесение поправок в федеральное законодательство: и в Бюджетный кодекс, и Кодекс административных правонарушений, и Налоговый кодекс в части ужесточения мер, которые должны быть рассмотрены федерацией, и мы такой пакет внесли Г.Н Селезневу. Мы понимаем, что нынешний состав Думы завершает работу 7 декабря, и, наверное, не успеет принять поправки за эти 2 месяца, но внести их в план рассмотрения Думы, сказать об их необходимости принятия таких поправок, конечно, нынешняя Дума еще в состоянии. Думаю, мы сумели убедить председателя Госдумы, что здесь Дума не доработала.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Проход судов через Босфор временно перекрыли из-за шедшего в РФ танкера
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Суд оштрафовал Тамару Эйдельман* за дискредитацию армии