11 февраля 2013 года в Брюсселе состоялось очередное заседание Еврогруппы - совета министров 17-ти стран еврозоны. Событие это оказалось примечательно весьма важным обстоятельством: Еврогруппу возглавил министр финансов Голландии Йерун Дейсселблум, сменивший на этом посту люксембуржца Жана-Клода Юнкера - первого председателя этого созданного в 2005 году органа.

Финансовый кризис 2008-2012 годов в ЕС сделал Еврогруппу значимым руководящим органом ядра Евросоюза. Кандидатура нового председателя Еврогруппы стала предметом согласования и компромисса ведущих держав Евросоюза. Считается, что голландский министр финансов Дейсселблум стал председателем Еврогруппы в результате уступки германского канцлера Ангелы Меркель президенту Франции Франсуа Олланду.

Дейсселблум (1965 года рожд.) - социал-демократ, член Рабочей партии (PvdA) состоит министром финансов в коалиционном кабинете Марка Рютте (Народная партия - VVD). Примечательно, что Дейсселблум - дебютант в европейской политике, сразу же получивший весьма важный пост в иерархии Евросоюза. Впрочем, как кажется, значение председательского поста в Еврогруппе определяла личность Юнкера. Будет интересно понаблюдать, сможет ли новый ее председатель Дейсселблум остаться на высоте на этом посту. Впрочем, не успел Дейсселблум начать свою работу, как ему пришлось решать весьма деликатную проблему. Французское правительство намерено спровоцировать дебаты о том, чтобы лидеры стран Еврозоны договорились о согласованной политике обменного курса евро. Германия выступает против этой идеи. Предварительные переговоры по означенной проблеме будут проходить в заинтересованном кругу на предстоящей встрече G20 в Москве в пятницу 15 февраля 2013 года.

Однако вернемся к упомянутому заседанию в понедельник, на котором Еврогруппа рассмотрела несколько важных вопросов. Первый из них перспектива оказания прямой финансовой помощи кризисным банкам в государствах еврозоны из фонда Европейского стабилизационного механизма (ESM). Подобный ход позволит не задействовать в передаче помощи национальное правительство, а, следовательно, не увеличивать национальный долг. Проблема рекапитализации кризисных банков с использованием ESM, затронутая Еврогруппой, на самом деле, касается весьма деликатного вопроса, кто и в какой мере будет платить за убытки банков-банкротов. Соглашение по ESM принято лидерами ЕС в 2011 году. Этот фонд имеет доступ к €500 млрд. Основная часть финансовых средств ESM предназначена для оказания помощи правительствам стран еврозоны, которые не могут получить взаймы на открытых рынках. Только €100 млрд. из ESM предназначены для оказания прямой помощи банкам.

Проблема оказания прямой помощи кризисным банкам через ESM актуальна, прежде всего, для Кипра, чей финансовый сектор терпит бедствие. Переговоры о €17,5 млрд. пакете помощи Кипру начались в ноябре 2012 года. Из этой суммы €10 млрд. прямо предназначены для рекапитализации кризисных банков Кипра. Подобный расклад является предварительным, и Еврогруппа пока отказывается назвать точный размер суммы пакета помощи. Германия связала проблему оказания помощи Кипру с оффшорной практикой островного государства в его делах с Россией и российским капиталом.

Как и предсказывалось еще летом 2012 года, окончательное определение Еврогруппой помощи Кипру состоится в конце марта 2013 года лишь после президентских выборов, которые назначены на 17 февраля. Ожидается, что победителем на них станет кандидат от правоцентристской оппозиции Никос Анастасиадес. Еврогруппа - коллективный министр финансов еврозоны рассчитывает, что новый президент Кипра не будет столь неуступчивым в вопросе приватизации государственных активов, как нынешний президент - коммунист Димитрис Христофиас. Представители т. н. "тройки" - Европейской комиссии, Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного валютного фонда (МВФ) не планируют в ближайшее время переговоры с правительством Кипра по проблеме финансовой помощи островному государству.

Еврогруппа намерена бороться с незаконным оффшорным перемещением капиталов через банки Кипра. В частности, принято решение о привлечении независимой аудиторской компании, которая расследует, как Кипр выполняет свои обязательства по борьбе с отмыванием незаконных капиталов. Она будет изучать конкретные банки на предмет нарушений ими законного финансового оборота. Аудиторы должны незамедлительно начать работу на Кипре с тем, чтобы представить отчет к следующему заседанию Еврогруппы в марте.

Дейсселблум заявил, что аудиторское расследование является предварительным условием для любого обсуждения условий предоставления помощи Кипру. Он предупредил, что условия помощи могут быть ужесточены, если обнаружатся нарушения правил финансовой деятельности. "Возможно, нам потребуются дополнительные меры предосторожности", - сказал глава Еврогруппы.

Европейский комиссар по финансам Олли Рен полностью согласен с действиями Еврогруппы, которые ведут к задержке оказания помощи Кипру. "Это необходимое условие, чтобы Кипр соответствовал правилам ЕС, касающимся отмывания денег, прежде чем мы перейдем к обсуждению условий спасения", - сказал он.

Власти Германии пока не прояснили свою степень готовности удовлетворить запрос островного государства. Именно Германия блокирует решение партнеров по Евросоюзу об оказании немедленной финансовой помощи Кипру. Активность вокруг незаконных русских депозитов на Кипре связана со стремлением Германии использовать часть этих средств для рекапитализации кризисных банков Кипра.

Экономисты Европейского центрального банка полагают, что Кипр сможет самостоятельно продержаться до конца марта, после чего последует его банкротство. Директор ЕЦБ Марио Драги опасается, что этим будет подорвано финансовое доверие в еврозоне. Драги выступает за предоставление помощи Кипру из опасения эффекта домино, когда банкротство одного члена еврозоны может привести к неуправляемому падению евро. По мнению аналитиков, спасение уязвимых европейских стран может быть подорвано из-за неспособности сформулировать сделку по Кипру в следующем месяце.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM