Молдавско-приднестровское урегулирование: "План Маракуцы": бизнес-план или план "слива" ПМР?" Власть: "Получилось, что правительство пытается выбросить на улицу четверть бюджетников, депутаты сопротивляются, и тогда озлобленные "шоковые терапевты" уходят". Приднестровье - Молдавия: "Так поступать, не считаясь с интересами как минимум 100 тысяч населения - подло".

Молдавско-приднестровское урегулирование: "План Маракуцы": бизнес-план или план "слива" ПМР?"

После шестилетнего перерыва возобновились официальные переговоры по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), пишет "Приднестровье". На переговоры в 2012 году приднестровская сторона возлагала большие надежды. Поначалу переговорный процесс шел активно, регулярно проводились встречи в столице Ирландии городе Дублине. Но, несмотря на оптимистичные заявления представителей председательствующей в ОБСЕ Ирландии, каждый раз переговоры заканчивались без конкретных результатов. Последняя в этом году встреча в Дублине 28-30 ноября подвела итог годовых переговоров и завершила председательство Ирландии в ОБСЕ. Ноябрьская встреча закончилась, как и предыдущие, фактически ничем.

По словам политолога, доцента кафедры политологии Института истории, государства и права Светланы Осиповой, "процессу урегулирования политической ситуации в Приднестровье практически столько же лет, сколько и самому приднестровскому государству". "За время существования этого процесса предпринималось множество разнообразных мер, представленных в политическом арсенале современных международных отношений. Однако, как и через более чем двадцать лет, мы, словно снова на старте: не помогли ни политические усилия, ни даже попытка решить конфликт военным путем, ни последующая широкая интернационализация процесса урегулирования. Все застыло на мертвой точке, и даже есть вероятность "глубокой заморозки" молдавско-приднестровского противоречия. В начале 2012 года на некоторое время показалось, что Кишинёву и Тирасполю наконец-то удастся найти точки соприкосновения: надежды возлагались на председательство Ирландии в ОБСЕ и реалистическую позицию ирландского руководства, на здравый смысл нового демократического правительства в Молдавии, на посредничество государств-гарантов (прежде всего, России), которые вроде как рассмотрели свой геополитический интерес в Приднестровье, и, наконец, на политические амбиции (в позитивном смысле этого слова) нового приднестровского истеблишмента. Впервые за многие годы появились реальные предпосылки того, что молдавско-приднестровская проблема если и не разрешится в ближайшее время, то, по крайней мере, продвинется по пути достижения эффективной модели сотрудничества между обоими берегами Днестра". ("Приднестровье")

"Тактика "малых шагов", провозглашенная приднестровским руководством, к сожалению, провалилась, - продолжает Осипова. - Политикам не удалось кардинально решить задачу политического урегулирования в формате "5+2". Правда, достижением является уже само возобновление работы международного формата урегулирования, однако на этом направлении существенных успехов пока не регистрируется. По мнению некоторых кишинёвских экспертов (к примеру, Анатолия Цэрану), "главной причиной является блокирующая позиция Москвы, которая будучи главным спонсором приднестровского сепаратизма, видит свой интерес в замораживании конфликта, а не в его полномасштабном урегулировании". Мне видится, что основным тормозящим фактором разрешения противоречий между двумя государствами является отношение официального Кишинёва к проблеме. За два десятилетия у руля молдавского правления стояли представители разных политических сил, во многом не похожие друг на друга, но было у них всех объединяющее начало - непринятие приднестровской реальности, а она такова - Приднестровье состоялось как государство, и с этим нужно считаться. Отрицание очевидного в ситуации с Приднестровьем стало стилем политического мышления кишиневских политиков. Тактика "малых шагов" не сработала из-за изначального нежелания официального Кишинёва делать эти шаги навстречу и приднестровскому государству, и, главное, приднестровскому народу". ("Приднестровье")

"Что же касается ирландского раунда председательства в ОБСЕ и новых надежд, связанных с председательством в европейской структуре Украины, которая является страной-гарантом переговорного процесса в совещательном формате "5+2", то, я думаю, рассчитывать на какие-либо подвижки в решении приднестровского вопроса не приходится: слишком мал политико-правовой вес этих государств на европейском политическом ринге. Временами у меня создается впечатление, что официальный Киев имеет четкие рекомендации относительно поведения в процессе урегулирования. Об этом свидетельствует, в частности, реакция официального Киева на внеправовые действия молдавского руководства, связанные с введением экономической блокады, и это при том, что сама Украина терпит от такого "мероприятия" миллионные убытки", - подвела итог Светлана Осипова. ("Приднестровье")

В свою очередь политолог, директор бюро аналитических исследований и информационных технологий "Медиатор" Сергей Широков полагает, что "прошедший в конце ноября в Дублине раунд переговоров по урегулированию молдавско-приднестровских отношений обозначил финализирование нескольких процессов в годовом исчислении". "Во-первых, завершилось ирландское председательство в ОБСЕ, которое на саммите министров иностранных дел ОБСЕ 6-7 декабря перешло к Украине. Во-вторых, завершился первый год официальных переговоров в формате "5+2", которые фактически не велись с 2006 года. Таким образом, можно подвести промежуточные итоги 2012 года для молдавско-приднестровского урегулирования. С подачи приднестровской стороны, в 2012 году особое внимание в переговорах было уделено социально-экономической проблематике. Приднестровье инициировало "тактику мелких шагов" в отношении Молдавии, а также активно внедряло в повестку дня переговоров и регламент работы формата "5+2" социальное и экономическое измерения. Поэтому можно считать, что 2012 год войдет в историю переговоров, как "год экономического урегулирования", - отмечает эксперт. ("Приднестровье")

"Каковы же реальные итоги переговоров и в формате "5+2", и в двустороннем диалоге Тирасполя и Кишинева? - продолжил Широков. - Формально их можно разделить на несколько условных блоков: достижения (конкретные подписанные и реализованные договоренности), согласованные вопросы и "блокирующий пакет" (проблемы, решение которых возможно только на политическом уровне, а также проблемы, решение которых невозможно из-за кардинальной разницы в подходах сторон). Вероятно, не стоит перечислять все достижения или частично согласованные вопросы, они достаточно известны и широко освещались в СМИ, к тому же очевидно, что объем проблемных, нерешенных вопросов между Приднестровьем и Молдавией на сегодняшний день гораздо больше. В этом контексте возникает закономерный вопрос: а насколько соизмеримы конкретные результаты переговоров с заявленными позициями переговорщиков и общественными ожиданиями? И вот здесь следует обратить внимание на объективную реальность как в дипломатической, так и в переговорной плоскости. Во-первых, Молдавия и Приднестровье впервые за последние шесть лет начали вести официальные переговоры, что в отличие от существовавших ранее неформальных консультаций в разы повышает степень ответственности за предложенные инициативы и согласованные решения. Во-вторых, в Приднестровье сменилась команда переговорщиков, были сформулированы новые подходы к двусторонним отношениям с Молдавией. Эти факторы однозначно повлияли на уровень и глубину переговоров, так как всем участникам пришлось тратить дополнительные усилия и время не только на обработку новых инициатив, но и на "дипломатическое прощупывание" позиций друг друга. В то же время можно вспомнить, что в начале года все-таки звучало очень много оптимистических заявлений и многозначительных сигналов о возможном скором прогрессе. Итоговая встреча в Дублине, в частности, выступления переговорщиков от Приднестровья и Молдавии, показала, что "медовый месяц" завышенных ожиданий оставлен позади. На пятом раунде переговоров стороны все-таки подошли к обсуждению очень тонкого, но и очень важного вопроса - какие цели и задачи в урегулировании преследуют участники переговоров в формате "5+2"? Судя по реакциям переговорщиков, открытый обмен мнениями на эту тему не добавил оптимизма". ("Приднестровье")

"Таким образом, можно констатировать, что 2012 год и в переговорном процессе, и в двусторонних отношениях Приднестровья и Молдавии стал скорее неким подготовительным этапом перед началом возможно более жесткого, но и более прагматичного периода. В 2013 году председателем ОБСЕ станет Украина - тем самым Киев сконцентрирует в своих руках серьезный объем полномочий и компетенций и как страна-посредник в процессе молдавско-приднестровского урегулирования, и как руководитель международной организации, также обладающей статусом посредника в переговорах между Кишиневом и Тирасполем. Очевидно, что приднестровская проблематика станет одним из приоритетов Украины в 2013 году, что в свою очередь будет, как минимум, означать сохранение прежней динамики и активности в переговорном процессе. Однако до этого времени следует серьезно проанализировать итоги 2012 года, включая и проблему "пропорции компромисса", когда односторонние действия Приднестровья в рамках "жеста доброй воли" воспринимаются Молдавией как некие уступки приднестровской стороны. Стоит обратить внимание и на "легалистский" подход Молдавии в переговорах, на основе которого Кишинев блокирует практически любые инициативы, не соответствующие молдавскому законодательству. Также необходимо провести оценку экономической эффективности достигнутых соглашений и баланса между экономической целесообразностью и политическими интересами", - подвел итог Сергей Широков ("Приднестровье").

Сообщения в СМИ о существовании некоего нового плана по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта, обозначенного как "план Маракуцы", производят несколько странное впечатление, пишет РИА "Днестр". Прежде всего, сам предполагаемый автор плана не объявлял о наличии такового. А внести ясность тут необходимо, потому что время келейных проектов в 10-х годах XXI века прошло. В кратком сообщении даются какие-то детали, названия таких населённых пунктов, которые вроде бы от балды не придумаешь - от Навои до Сехешфехервара. Они обозначены как часть транзитно-транспортного узла; эдакого пути "из мадьяр в узбеки" и даже "в китайцы". Хотя о приведённый венгерский город язык сломаешь, но зато у читателя должно создаться впечатление детальной проработанности проекта.

А теперь пропоём о главном, продолжает РИА "Днестр". Ибо, как говаривал Никита Сергеевич Хрущёв, "главное - в главном". В предполагаемом плане, автором коего назван бывший председатель Верховного Совета и один из опытнейших политиков ПМР, о главном вроде взаимоотношений Приднестровья с Молдавией, о юридическом нахождении ПМР в том или ином политическом пространстве, ничего не говорится. Можно даже сделать крамольный вывод, что перед нами - отдельные детали какого-то бизнес-плана, а не проекта по урегулированию. Здесь нет и намёка на то, о чём говорят все приднестровцы - от политиков и до обычных граждан. Так, совсем недавно в различных СМИ шла речь о создании "евразийского региона "Приднестровье". Теперь перед нами - "еврорегион "Приднестровье". Получается, на евразийском регионе, что предполагает участие ПМР в интеграции с участием России, Белоруссии и Казахстана (да пусть и без Казахстана!) поставлен крест?

Идём далее, пишет РИА "Днестр". Мы читаем, что экс-спикер вручил свой проект специальному представителю президента России по Приднестровью Дмитрию Рогозину и послу Григорию Карасину... И что они согласны с превращением ПМР в часть еврорегиона, то есть с превращением "форпоста России", как это модно говорить у наших пропагандистов, в часть контролируемого Евросоюзом пространства? При этом вновь отметим: ни Маракуца, ни Рогозин, ни Шевчук ни одним словом не намекнули о том, что есть такой план. А ведь можно было бы сказать: есть у нас, товарищи, патриарх приднестровской политики, ветеран битв седой древности! А у патриарха есть задумка мудрая, от земли идущая - как сделать так, чтобы было нам всем счастье... Но все молчат. А поскольку сам патриарх и ветеран ничего о плане не говорит, мы почтительно позволим вопросить вслед за Максимом Горьким: "А есть ли мальчик? Может, мальчика-то и нет?" Есть ли "план Маракуцы" в готовом виде? Кто, кроме Григория Степановича, участвовал в его разработке, просчитывал роль в решении наших судеб венгерских, узбекских и китайских градов и весей?

В наши дни келейность в принципе неприемлема, продолжает РИА "Днестр". Мы читали в полном объёмы такие документы, как планы Козака, Ющенко, закон Молдавии от 22 июля 2005 года (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях статуса некоторых населенных пунктов левобережья Днестра". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM), приднестровский проект Договора о дружбе и сотрудничестве (2008 год). Это очень разные планы. Но есть у них и общее - гласность. Хотелось бы и "план Маракуцы" увидеть целиком.

А вообще, любой план не должен быть оторванным от реальной жизни, пишет РИА "Днестр". О разнице в геополитических ориентирах ПМР и РМ мы знаем. Слышали краем уха кое-что. Как это совместить при реализации самого распрекрасного плана? Молдавия пытается добиться, чтобы в 2013 году подписать договор об ассоциации с ЕС, закрепиться в зоне торговли с Евросоюзом, снять визовый режим с Европой. У нас в приоритетах Таможенный союз и Евразийское пространство. От конкретных решений по этому поводу всё равно не уйти. На двух стульях не усидишь - Запад не даст. Там так и говорят: вхождение в Европу (как будто мы в Америке!) исключает Таможенный союз. Неужто мы, как можно предположить из нового плана, сможем всех перехитрить?

"Фишка" в том, что маленькое государство должно быть в каком-то политическом, экономическом, юридическом и военном пространстве, продолжает РИА "Днестр". И о культурном факторе, о своих корнях тоже нельзя забывать. Приднестровью, проще говоря, нужны могучие союзники, близкие по духу. Кто они? Из того, что нам называют "планом Маракуцы", этого не видно. Или нам просто не всё показывают. Но мы и сами можем кое-что спросить. Например, что означает: "Нынешняя территория Приднестровья должна стать свободной экономической зоной"? Должны ли мы отказаться от государственности в форме независимой республики? В начале 1990-х годов Приднестровье было согласно на статус свободной экономической зоны. Говорить об этом сейчас, когда построено по постсоветским меркам полноценное государство - смешно. Это означает после серии побед в становлении ПМР, принести свою капитуляцию Кишинёву на блюдечке с трёхцветной каёмочкой.

Из плана ясно, что авиация ПМР если и будет, то только под контролем Кишинёва, пишет РИА "Днестр". Читаем: "Молдавия дает разрешение на использование своего воздушного пространства, а также предоставляет свою территорию для транспортировки и хранения транзитных грузов". А в Тирасполе будет "аэропорт-хаб". Да неужто РМ согласится на всё это без обременительных условий? Тут даже консульство России не дают открыть. Можно предположить, что от нас потребуют допустить полицию РМ для обеспечения безопасности "хаба". Нужно это Приднестровью?

Кстати, с приходом в президентское кресло ПМР Евгения Шевчука придворные златоусты повадились вести медовые речи: "всё должно быть для простых людей; главное - это экономика!", продолжает РИА "Днестр". Это всё здорово, да только одной экономикой не обойтись - от тебя всегда потребуют чётких ответов на конкретные политические вопросы. Каких военных ты хочешь видеть на своей земле? В какой блок входить думаешь? С кем унифицировать свои законы? Как с Кишинёвом собираешься отношения строить? А если ЕС "повесит" на тебя кучу сопутствующих условий, прежде чем станет вообще говорить о каком-то "еврорегионе"? И неужели в составе еврорегиона ПМР будет абсолютно независима в своей внутренней жизни от Кишинёва?

Сейчас на дворе не 90-е годы, когда страны бывшего СССР пребывали в непонятном с точки зрения перспективы положении, пишет РИА "Днестр". Что дальше - никто не знал. Поэтому можно было из года в год усыплять Восток и Запад пышными словесами о готовности работать и с теми, и с другими. Нынче же размежевание идёт быстрее, в 2013 году оно может уже состояться. Если будут у РМ ассоциация с ЕС и полноценная зона торговли, да безвизовый режим в придачу - то граница ПМР и РМ станет самой, что ни на есть настоящей. Помните, как проводились "мосты цветов" в 90-е между "братскими" Молдавией и Румынией? А стоило Бухаресту вступить в ЕС, как для приезда в Румынию надо либо получить визу, либо обзавестись румынским гражданством. Так и у нас - будем пробиваться в Таможенный союз - жди барьеров на молдавско-приднестровской границе и для людей, и для товаров. А согласимся быть еврорегионом - тогда не пришлось бы приднестровцам получать визы, чтобы в Россию и Украину поехать, чтобы на море в Одессе отдохнуть...

Те, кто писал этот документ (если он есть в готовом виде) ответов нам на эти многочисленные вопросы не дают, продолжает РИА "Днестр". Или нам эти ответы по каким-то причинам не показывают. А если план боятся показать тем, кого он напрямую касается, то есть приднестровцам, то не есть ли перед нами настоящий план сдачи или, если угодно, "слива" ПМР? Чтобы плохие мысли не лезли в наши светлые головы, давайте почтительно попросим тех, от кого это зависит, обнародовать данный план. А если это зондаж общественного мнения, эдакая политико-сюрреалистическая добрая провокация в стиле Сальвадора Дали - то пора так и сказать. Посмеёмся вместе за рюмкой "Сюрпризного"... Так или иначе, когда в историю с "планом Маракуцы" будет внесена ясность, когда мы прочитаем его целиком в случае его наличия, тогда и будем делать окончательные выводы, подводит итог издание (автором статьи является глава Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов - прим. ИА REGNUM).

Власть: "Получилось, что правительство пытается выбросить на улицу четверть бюджетников, депутаты сопротивляются, и тогда озлобленные "шоковые терапевты" уходят"

Заседание Верховного совета ПМР 12 декабря было ожидаемым - парламентарии и исполнительная власть, наконец, должны были рассмотреть проект основного финансового закона на следующий год, пишут "Профсоюзные вести". Неоднократно писалось, в каких "муках" он рождался, какую горячую полемику вызвал, как "развел" по разные стороны баррикад представителей двух ветвей власти. Поэтому повторяться нет смысла. Заметим лишь, что рассмотрение проекта бюджета во втором чтении несколько раз откладывалось - стороны не могли согласовать позиции по некоторым моментам законопроекта. К тому же время поджимает - бюджет должен быть принят до наступления нового финансового года.

Накануне пленарного заседания ситуация вокруг бюджета была все еще напряженной - некоторые эксперты и даже министр финансов Елена Гиржул не исключали вероятности его непринятия, продолжают "Профсоюзные вести". Премьер-министр Петр Степанов во вторник, на заседании правительства с несвойственной ему резкостью отмечал, что "консолидация органов власти отсутствует, что со стороны законодательной ветви власти сегодня идет прямое противодействие исполнительной власти - в ответ принимаются совершенно сумасбродные законодательные инициативы в угоду не государства, а отдельных бизнес-структур".

Но вот пленарное заседание Верховного Совета объявлено открытым, пишут "Профсоюзные вести". Парламентарии и члены правительства - для тонуса - "размялись" на принятии законопроектов о внесении изменений в бюджет этого года и оказании помощи сельхозпроизводителям. А потом споро, слаженно и практически без ставших обычными препираний стали "проходить" по бюджетным поправкам (их более 150-ти). И казалось нам, наивным, что законодатели и исполнительная власть, изрядно "попортившие" друг другу крови на предбюджетном этапе, все-таки нашли такой необходимый компромисс. Но, увы, достигнутое, пусть шаткое, равновесие "обрушилось" при обсуждении предложенного правительством сокращения в новом году до 25% бюджетников. Парламентарии еще до второго чтения выразили свое мнение по этому поводу - прежде чем "резать по-живому", необходимо продумать механизм трудоустройства освобождаемых работников. На пленарном заседании они вновь его подтвердили, не отрицая при этом, однако, что "штаты чрезвычайно раздуты". "Но речь идет о 5 тысячах человек, которые могут потерять работу, - заметил Владимир Боднар, - нам нужны специальные программы, и не на один год, которые позволят трудоустроить этих людей, иначе они уедут из республики". Спикер Михаил Бурла выразил сомнение относительно возможной экономии средств после сокращения штатов - "люди станут на учет в центр занятости, государство будет вынуждено выплачивать пособия по безработице, и может статься так, что финансовый эффект может оказаться невелик, а уровень социальной нестабильности в обществе резко возрастет".

Речь депутата Дмитрия Соина и вовсе разворошила угли пока тлеющего костра полемики, продолжают "Профсоюзные вести". Он сказал, что "поднять зарплату лучшим" в понимании правительства означает ничто иное, как "поднять заработную плату себе и своим приближенным", что предлагаемые меры - "это коварный, но детский лепет, промывание мозгов" и т.д. Жесткость дискуссии, естественно, вызвала ответную реакцию со стороны представителей исполнительной власти. Министр экономразвития Майя Парнас потребовала не допускать такого формата обсуждения, а также извинений, но Дмитрий Соин заметил, что "ни от одного слова не откажется". За него был вынужден извиняться спикер Михаил Бурла. Но члены правительства не сочли возможным работать в такой обстановке, и покинули зал заседаний. Был объявлен технический перерыв, стороны обменивались звонками, но члены правительства в зале заседаний более не появились. Законодатели в отсутствие "противной стороны" все же "добили" вопрос, проголосовав за отмену нормы, предусматривающей сокращение штатов, но далее предпочли не продолжать работу по бюджету.

В связи с произошедшим инцидентом стороны высказывают свою точку зрения - еще на сессии парламентарии сочли уход правительства "демаршем", для которого не было юридических оснований, и неуважением к депутатскому корпусу ("мы же не уходим!"), пишут "Профсоюзные вести". На следующий день появилось заявление правительства и полномочного представителя президента в Верховном Совете Елены Донник. Петр Степанов (им подписано заявление) обратился к президенту с просьбой провести "открытое обсуждение вопросов дальнейшего взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти" с участием их представителей. Елена Донник выразила обеспокоенность тем, что "на заседании сессии Верховного Совета руководству законодательного органа власти не удается сформировать конструктивную полемику для выработки решений, которые сегодня необходимы". Чем закончится противостояние - неизвестно, но, если честно, эти "игры взрослых дядь" уже вызывают оскомину. Общеизвестно, когда паны дерутся, чубы трещат у холопов - а уже явная "несработка" двух "столпов" государственной власти, "вставление" палок в колеса, отсутствие желания контактировать, "бодание" по поводу и без оного не могут способствовать улучшению ситуации в стране. Это было бы смешно, если бы не было так опасно для республики. В конце концов, пора уже вспомнить о народе, чьим именем так удобно прикрываться для решения своих интересов, и сделать для него хоть что-то полезное. Например, начать работать, а не устраивать "политические разборки", подводит итог издание.

Уход членов правительства ПМР и представителя президента с сессии Верховного Совета 12 декабря представляет собой игру на обострение с целью окончательного сокрушения приднестровского парламента как самостоятельной силы, пишет "Лента ПМР". С точки зрения тактики правительство ПМР явно старается отвлечь внимание приднестровцев от следующих своих действий, бьющих как по интересам граждан, так и по приднестровской государственности в целом: 1. Готовящиеся массовые увольнения бюджетников под маской так называемой "оптимизации". Минимальное число возможных уволенных - 25%. 2. Предлагаемый президентом ПМР Евгением Шевчуком и правительством рост тарифов на газ для промышленных предприятий, что нанесёт тяжелейший удар по экономике страны и приведёт к остановке или сильному сокращению производства на ряде заводов.

Скандал, созданный искусственно под руководством вице-премьера Майи Парнас 12 декабря, призван помочь провести вышеупомянутые решения, выставляя противящихся этому парламентариев консерваторами и противниками политики президента ПМР по "наведению порядка", продолжает "Лента ПМР". Анализируя обстановку, приходишь к выводу, что первоначальная заготовка исполнительной власти состояла в уходе из Верховного Совета в случае, если депутаты отвергнут предложения президента и правительства о 75-процентном повышении газовых тарифов. На такой вывод наталкивает ожесточённая антипарламентская пропагандистская кампания в государственных СМИ Приднестровья, а также то странное упорство, с которым президент и правительство стараются продавить этот смертельно опасный для приднестровского производителя шаг.

Однако в силу политической неопытности "молодых реформаторш" в лице Майи Парнас, министра финансов Елены Гиржул и других представителей правительства, бывших тогда в ВС, команда Евгения Шевчука ушла из зала в невыигрышный для неё момент, пишет "Лента ПМР". Получилось, что исполнительные структуры пытаются выбросить на улицу четверть бюджетников ПМР, но депутаты этому сопротивляются, и тогда озлобленные "шоковые терапевты" уходят, не в силах аргументировать свои предложения. В итоге министры получились кем-то вроде Анатолия Чубайса и Егора Гайдара в России, а Верховный Совет - защитником людей, которых хотят уволить, не создавая, как сказал депутат Дмитрий Соин, новых рабочих мест. Правительство однозначно проиграло столкновение 12 декабря - и с политической точки зрения, и с точки зрения итогов полемики. К тому же некоторые истеричность и крикливость представителей исполнительной власти, неумение выслушивать критику, объективно произвели впечатление каприза избалованных детей. Это тоже не добавило очков правительству.

События всего 2012 года, а особенно последних недель, показывают, что говорить о правительстве под руководством премьер-министра Петра Степанова неверно, продолжает "Лента ПМР". С самого начала в правительстве были и есть люди, которые сориентированы напрямую на президента Шевчука, а их подчинение Петру Степанову носит во многом формальный характер. Это, прежде всего, вице-премьеры Нина Штански (МИД) и Майя Парнас (экономический блок), а также вице-премьер по гуманитарным вопросам Наталья Никифорова и министр финансов Елена Гиржул. Ранее к таким же "президентско-ориентированным" чиновникам относилась бывший министр экономики Алёна Шульга. С уходом из правительства Натальи Русановой, которая много лет проработала с Петром Степановым и была его организационной опорой, премьер бюрократически "обезглавлен" и лишился, как представляется, серьёзного влияния на управление. К тому же - вольно или невольно - сторонники президента систематически превращают Петра Степанова в карикатурный персонаж, заставляя опытного управленца повторять примитивные "детсадовские" перлы о том, что Верховный Совет должен определиться с доверием к правительству. Но, поскольку все понимают, что такое голосование было бы предоставлением повода для роспуска Верховного Совета президентом Шевчуком, такие фразы премьера вызывают лишь весёлый смех в зале парламента и у телеэкранов. А горячая поддержка Степановым идеи 75-процентного повышения тарифов на газ для предприятий заставили многих приднестровцев прийти к неутешительному выводу о некомпетентности премьера в сфере реальной экономики. Возможно, Степанова сознательно превращают в одиозную фигуру, чтобы в обозримой перспективе уволить его в отставку и заменить непосредственным членом ближайшего окружения Евгения Шевчука. При этом реальная компетентность нового назначенца уже не будет иметь существенного значения.

То, что предлагает правительство, объективно отвечает интересам противников Приднестровья, пишет "Лента ПМР". Если заводы остановятся, люди начнут выезжать ещё интенсивнее, чем сейчас, пенсионеры получат удар монетизацией, у студентов отберут льготы по проезду, квартплаты сравняются с молдавскими - тогда ПМР ослабнет до критически опасной черты. Когда глава правительства говорит, что при повышении тарифов на газ выживут сильнейшие - это поразительная безответственность и какая-то озлобленная некомпетентность. И здесь вполне допустимы депутатские выражения о "детском лепете" и "промывании мозгов" со стороны правящей команды. Инструменты такого "промывания" известны. Это превратившиеся полностью в средства обмана народа и манипуляции общественным мнением государственные СМИ, которые полностью контролирует президент ПМР. Из электронных СМИ нередко льётся сознательная ложь, а альтернативные точки зрения или замалчиваются или столь же сознательно искажаются.

Пример - попытки придать обратную силу закону об отмене сроков давности, что позволит расправиться с неугодными путём фабрикации уголовных дел с использованием громких преступлений из "лихих" 90-х, продолжает "Лента ПМР". Тем, кто говорит об истинных причинах этой настойчивости, которая неизбежно, в случае принятия такого закона, обернётся колоссальным ущербом для ПМР на международной арене, слова не предоставляют. Тем, кто обращает внимание, что наши власти рыдают над анонимными "изнасилованными 20 лет назад девочками", но при этом почему-то милуют пачками названных пофамильно уголовных авторитетов, доступ на государственные ТВ и радио воспрещён. В этой ситуации исполнительная власть, желая избежать разговоров на неприятные для неё темы, делает, как показывают события 12 декабря, ставку на скандалы. При этом все видят, что нынешнее правительство ПМР несостоятельно и некомпетентно, пишет "Лента ПМР". Здравый смысл подсказывает, чтобы президент уволил его и предложил стране Правительство Народного Доверия и Согласия. Оно должно опираться на самые различные общественно-политические силы и авторитетные фигуры из числа опытных руководителей производства, специалистов в различных областях и т.д. И правительственный курс должен быть существенно изменён в сторону поддержки отечественного производства и социальной защиты населения. Решится ли на это президент? С одной стороны, он на совещании с представителями правительства и Верховного совета призвал их к совместной конструктивной работе и диалогу. С другой, на ВС ПМР продолжается атака в государственных СМИ. Пока же верным представляется не реагировать на явную истерику некоторых членов правительства, заблокировать предложения о неподъёмных тарифах на газ, а Верховному Совету - заняться созданием собственных масс-медиа. Диалог между ветвями власти не может быть односторонним диктатом. В противном случае ПМР погрузится в полномасштабный политический кризис, что для непризнанного государства смертельно опасно, подводит итог издание.

Приднестровье - Молдавия: "Так поступать, не считаясь с интересами как минимум 100 тысяч населения - подло"

В середине ноября Молдавия объявила о том, что молдавские операторы сотовой связи запускают услугу 4G/LTE (широкополосный формат мобильного интернета), на что ими была получена соответствующая лицензия, пишут "Профсоюзные вести". Эта услуга будет распространяться на той же частоте, которую сегодня занимает кабельный оператор приднестровского телевещания, а именно ТВ "Шериф". Запуск 4G создаст помехи в его сигнале. А это означает, что около 100 тысяч приднестровских семей - абонентов сети MMDS - могут лишиться возможности смотреть ТВ. Министр иностранных дел ПМР Нина Штански обозначила эту проблему на встрече 14 ноября в Тирасполе с вице-премьером РМ по реинтеграции Евгением Карповым. Тем не менее, реакции молдавских властей не последовало, и 19 ноября компания Orange провела официальную церемонию запуска данной услуги. Лицензией на оказание услуг 4G в РМ также располагают компании Moldcell и "Молдтелеком".

Ситуацию комментирует начальник Государственной службы связи, информации и СМИ Евгений Зубов: "Молдавским операторам была выдана лицензия на использование радиочастот в диапазоне 2500-2690 МГц. В этом же диапазоне находятся выделенные частоты телевидения "Интерднестркома" сети MMDS (цифровое эфирно-кабельное телевидение). Сделано это было в одностороннем порядке, без предупреждения приднестровской стороны. С точки зрения молдавского законодательства, эти частоты мы занимаем нелегитимно. Но так поступать, не считаясь с интересами как минимум 100 тысяч населения - подло. Этот вопрос поднимался с весны, потому что уже тогда было известно, что эти частоты собираются продавать. Но мы не думали, что они продадут их уже в ноябре, т.к. из операторов молдавской связи никто не собирался внедрять 4G/LTE, потому что это дорогая технология. Каков будет выход из положения, честно говоря, не знаю. Мы ведем переговоры с молдавской стороной, но результатов нет. Мы пытаемся решить этот вопрос, проводим консультации, "Интерднестрком" также ищет выход из ситуации. Но это не так просто - ни в финансовом, ни в техническом плане, т.к. связано с большими финансовыми затратами. Все оборудование настроено на определенные частоты. И для того чтобы перейти на другие частоты, нужно полностью менять парк оборудования: все конвертеры, передающие, приемники, всё полностью. Также мы сейчас работаем над созданием альтернативной эфирной сети - "народного телевидения". ("Профсоюзные вести")

"Что касается текущего момента, то могу сказать, что оперативно внедрить такую технологию невозможно, - продолжил Евгений Зубов. - Система 4G совершенно новая, и в мире не везде есть соответствующее оборудование. Насколько я знаю, молдавские операторы сейчас начали разработку системы только по Кишиневу. Поэтому уповаем на то, что это не произойдет завтра. В ближайшие полгода точно можно быть спокойными на этот счет, хотя, в любом случае, нервничать нужно нам, а не жителям, потому что жители как получали услугу, так и будут ее получать. За время, пока молдавская сторона будет внедрять систему, мы будем пытаться найти решение, чтобы в итоге жители Приднестровья, являющиеся абонентами ТВ, не пострадали. Но неприятен сам факт того, что частоты были проданы, нас поставили в определенную позицию, это с нами не согласовали, не прислушались к нашему мнению, - учитывая то, что мы почти во всех вопросах, которые предлагались, шли навстречу, в поисках компромисса пытались найти удобные решения для обеих сторон". ("Профсоюзные вести")

"С трансляцией телеканалов та же история, - отмечает Зубов. - Мы с 1 декабря отключаем вещание молдавского 1-го канала в Приднестровье, как предупреждали молдавскую сторону - в ответ на то, что наш приднестровский канал не транслируют на территории Молдавии, хотя договоренность об этом была подписана. Весной это предложение было выдвинуто, и уже через два дня после этого мы нашли техническую возможность и начали вещание в тестовом режиме. В августе молдавская сторона подписала нам документ о том, что они не нашли технических препятствий для трансляции нашего канала. Но вещание так и не началось. К нам за это время обратились несколько операторов молдавских кабельных телевизионных сетей с просьбой заключить договор на вещание Первого приднестровского канала - чтобы мы разрешили им включить в свой пакет. Но мы им, естественно, отказали, потому что была договоренность на другом уровне, достигнутая в ходе переговорного процесса. В ответ на наше предложение как-то ускорить решение этого вопроса молдавская сторона посоветовала нам обратиться в Координационный совет по телерадиовещанию Молдавии, который дает лицензию на вещание. Таким образом, нас обязали вступить в молдавское правовое поле, ведь чтобы получить разрешение, надо соответствовать законодательству Молдавии. Это заведомо проигрышная ситуация. Молдавия в итоге так и не выполнила ни один из пунктов договоренности, поэтому с 1 ноября мы отключили "Публику ТВ", а с 1 декабря мы отключаем трансляцию в Приднестровье канала "Молдова 1", о чем мы их предупредили письменно". ("Профсоюзные вести")

"И плюс к тому, что молдавская сторона не выполнила договоренности по телевидению, она еще и продала частоты 4G, заранее зная, что это нанесет нам непоправимый ущерб. В Европе, в международном союзе электросвязи проводили соответствующие испытания, которые подтвердили, что 4G и LTE, как излучающее средство, будет наводить помеху. Причем, ситуация такая, что эфирно кабельные сети MMDS не могут, в свою очередь, "вывести" помеху на молдавских операторов связи. Так что это будет вред, нанесенный конкретно нашим сетям, нашим абонентам", - подвел итог Евгений Зубов. ("Профсоюзные вести")