Саймиддин Дустов: У Душанбе появился шанс расквитаться с Ташкентом и технологически отсталой Россией
Обычно в Таджикистане, как и во всем СНГ, лето - неполитический сезон, так как большинство влиятельных политических деятелей и деловые круги находятся в длительных летних отпусках. И это, конечно же, несмотря на самый низкий уровень производительности труда в мире и один из самых низких уровней ВВП на душу населения. Такова печальная реальность стран с переходной экономикой и авторитарным правлением. Однако, прошедшая неделя и начало текущей выдались богатыми на политсобытия. Появились несколько новостей, буквально взорвавших информационное пространство Таджикистана, региона и России. Русские, американские и таджикские информационные ресурсы пестрили заголовками, званиями и чинами комментаторов, рос градус высказываний. К середине недели стало очевидно, что все это прямой результат реализации американской стратегии "Новый шёлковый путь" в Средней Азии, которому Кремлю нечего противопоставить. И уже на этом этапе видно, что дальнейший ход событий будет решающим для судеб путинских проектов, Таможенного и Евразийского союзов, будущего 201-й РВБ в Таджикистане, Рогунской ГЭС, правления Эмомали Рахмона, и, конечно же, судьбы таджикской государственности.
Сигнал Чиркина и "асимметричный ответ"
В начале прошедшей недели Главком Сухопутных войск России Владимир Чиркин во время своего выступления в Комитете по делам обороны и безопасности Совета Федерации РФ дал "утечку" о 10-летном сроке пребывания российских военнослужащих в Таджикистане. Чиркин выразил свое несогласие отношением правительства Эмомали Рахмона к данной проблеме и намекал на ближайшее будущее Таджикистана. Русский генерал-полковник не стеснялся в выражениях: "...обострение межгосударственных разногласий по водно-энергетическим вопросам между странами Центральной Азии может повлечь за собой вооруженный конфликт с участием Узбекистана, Киргизии и Таджикистана". Те, кто не поддались эмоциям, смогли увидеть в этом выступление месседж: Кремль признал крах "плана на 49 лет" и ищет пути "принятия" 10-летного срока пребывания в своих политических и военных кругах, одновременно оказывая давление на правительство Таджикистана. Потом последовало заявление начальника Генерального штаба Вооруженных сил России Николая Макарова, который посчитал условия 10-летного продления пребывания 201-й РВБ неприемлемыми и назвал переговорный процесс "восточным базаром". Таджикская сторона не замедлила с ответом. Министр обороны Таджикистана Шерали Хайруллоев ответил русскому коллеге в Калининграде, где проходила встреча министров оборон стран СНГ. Он сказал Анатолию Сердюкову - человеку, который в свое время лично ему в руки передал российскую версию проекта договора (в обход дипломатических каналов и правил), что таджикская сторона документ еще даже не читала. Это был "асимметричный ответ", который поставил Сердюкова и Кремль, мягко говоря, в неловкое положение. Российский ответ был предсказуем: резкая критика Таджикистана и всего таджикского в русскоязычных СМИ и в Рунете. И это в то время, когда очередное приостановление членства Узбекистана в ОДКБ освещалась достаточно дипломатично и политкорректно, даже в российской "желтой прессе". И славу Богу, что никто не вспомнил о 3 миллионах узбекских трудовых мигрантах. Но это было еще начало.
Мессидж американского Конгресса
В прошлую пятницу, 6 июля, события развивались еще более динамично. Дэн Бартон, член Комитета по внешним связям Конгресса США в ходе пресс-конференции в Душанбе сказал, что передислокация американского центра из киргизского Манаса в Душанбе и создание Центра оперативного управления в Таджикистане, конечно же, с целью предотвращения возможной активизации Талибана и Аль-Каиды в регионе, не только возможно, но и обговорено. Место размещения Центра оперативного управления также известно. Это малая родина Героя Таджикистана, посла мира СССР, поэта Мирзо Турсунзаде. Заброшенный курортный Каратаг, что находится в двух десятках километров западнее Душанбе, вблизи узбекской границы. Аналитики тут же начали искать подводные камни, как в самом приезде конгрессменов, так и в этом громком заявлении. Месседж заявления был очевиден: прежде всего, это был сигнал киргизской стороне. Американцы дали понять Киргизии, что хотят использовать базу в Манасе еще некоторое время, но в случае отказа готова альтернатива, что правительству Алмазбека Атамбаева не следует торопиться и отказываться от прибыли, получаемой от арендной платы и транзита товаров в двух направлениях, и тем более доступа к бесплатной военной технике, что американцы хотят оставить в регионе. Второй месседж был менее прозаичен: переговоры с Таджикистаном увенчались успехом, и о них можно с уверенностью говорить в присутствии СМИ. И это в то время, когда караваны ISAF опробовали дорогу Нижний Пяндж - Вахдат - Манас, и, похоже, высоко оценили качество дороги, что построили китайцы на свои деньги. На то американцы и стратеги, чтоб использовать китайские инвестиции в инфраструктуру стран Средней Азии в своих "шкурных" интересах. Однако какова реакция таджикского общества на все происходящее?
ЦОУ в Каратаге: Быть или не быть?
В то время как политические круги Таджикистана, в том числе руководящая элита, выставляют напоказ свое колониальное мышление и каждый раз становятся жертвой путинского и каримовского прагматизма (термезское соглашение, капитуляция "Сочи-2004", демонтаж железнодорожного участка Галаба-Амузанг и т.п.), таджикское общество тоже не проявляет единства в вопросе дальнейшего пребывания российских военных и военного сотрудничества с США и Западом. Некоторые СМИ и пророссийские круги встали в позу, патриоты опасаются "дикости" российской политики и возможной агрессии Кремля, противники власти, которым уже нечего терять, говорят о скором перевороте и смене режима и т.п.
Но в чем суть? Насколько открытие американского Антитеррористического центра или Центра оперативного управления, как его называют сами американцы, реально? Отвечает ли это интересам таджикского общества и государства? Какую альтернативу предлагает технологически отсталая Россия, которая сама превращает собственную армию в стыковочный модуль НАТО? Что делать нынешним властям и лично Эмомали Рахмону: сотрудничать с США и Западом или отказаться?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо взвешивать плюсы и минусы этого этапа сотрудничества Таджикистана с Западом, на которое в 2001 году республику толкнула кремлевская же власть. При этом мы ни на йоту не должны подаваться эмоциям: нужно учитывать национальные интересы Таджикистана, хотя бы в рамках среднесрочной, 5-7 летней национальной стратегии. Мы убеждены, что необходимо и архиважно учесть следующее:
1) С приостановлением членства Узбекистана в ОДКБ (на самом деле, это сигнал Соединенным Штатам, что Ташкент хочет и может стать основным союзником Вашингтона в Средней Азии ) существенно увеличилась возможная военная угроза против Таджикистана и Киргизии (например, воздушная атака на створ Рогунской и Камбаратинской ГЭС со стороны Узбекистана), создание такого центра сводит к нулю возможную согласованную политику России и Узбекистана;
2) Экономические и инфраструктурные интересы Таджикистана в "Северной сети", объем логистических услуг которого до 2015 года может составить от 30 до 40 миллионов тонн грузов, будут учтены Западом (демонтажом участка железной дороги "Галаба-Амузанг" Узбекистан попытался выдворить нас с этого рынка, и, одновременно, дал понять западным партнерам, что не хочет, чтобы Таджикистан играл существенную роль в Северном маршруте;
3) Возможности политического маневра во время переговоров о дальнейшем пребывании российских военных в Таджикистане увеличатся (скорее всего, Эмомали Рахмон готов подписать 10-летнее соглашение в обмен на плату за аренду в объеме $200 млн - $250 млн и с условием совместной обороны Таджикистана в случае войны и даже чрезвычайного положения);
4) Угроза ликвидации таджикских и протаджикских лидеров (уже уничтожены генерал Мухаммад Давуд и профессор Бурханиддин Раббани) в Афганистане, вроде губернатора Балха Ато Мухаммад Нура и министра энергетики Исмаилхана уменьшится, и Балх превратится в ось региона, как во время вывода войск ISAF до 2015 года, так и во время проведения скорых президентских выборов в Афганистане, что, несомненно, пойдет на пользу Таджикистану и укоротит руки Ташкента на юге;
5) США отменят поправку Джексона-Вэника для Таджикистана и посодействуют подписанию протоколов согласования со странами Евросоюза. Это даст возможность Таджикистану до конца нынешнего года вступить в ВТО. Это, в свою очередь, позволит официальному Душанбе лучше маневрировать в отношении к таким путинским проектам, как Таможенный Союз и Евразийский Союз, корни которого идут от гумилевщины и евразийства;
6) Строительство железной дороги Яван - Вахдат получит международные инвестиции и впервые в истории Юг и Центр получат железнодорожное сообщение в обход узбекской территории. Начнется строительство речного порта и 182-метрового моста в местечке Айвадж Шаартузского района, что обеспечит Таджикистан относительно безопасной дорогой с Мазари Шарифом (качество нынешней дороги хорошее, но она проходит через Кундуз, где сложно обеспечить безопасность с учетом рельефа местности, влияния племен и доступа российских и узбекских спецслужб) и таджикская железная дорога соединится через Мазари Шариф с туркменскими железными дорогами, что обеспечит нам выход к Ирану и Персидскому заливу. С появлением этой дороги появится возможность погашения миллиардного долга Таджикистана перед Китаем, так как Китай рассчитывает на прокладку газопровода вдоль этой дороги. Эта дорога также увеличит транзит китайских товаров по маршруту Кулма-Обигарм-Вахдат - Шахритус Мазари Шариф - Кабул (дешевая альтернатива морскому маршруту Гуанджоу -Бандар Аббас-Кабул), объем которого составит как минимум 30 тысяч контейнеров в год;
7) Всемирный Банк (читай США) больше не будет препятствовать строительству Рогунской ГЭС (мало кто в Таджикистане знает, что ВБ давно уже требует сокращения рабочих мест до 1000 человек и свертывания восстановительных работ на Рогунской ГЭС, что, несомненно, приведет к организованным рабочим протестам и снижению и без того низкого рейтинга правительства Эмомали Рахмона у населения страны);
8) Возобновится работа по проекту дороги Кулма-Ишкашим-Файзабад-Кабул, и в Бадахшане появится рынок транзита 35-40 тысяч контейнеров китайских товаров в Афганистан. Этот проект положит конец давлению и притязаниям киргизской стороны на 50% долю с транзита грузов в Афганистан. Также эта дорога соединит таджикский Бадахшан через туннель Чатрол с Пакистаном, что приведет как минимум к 50% снижению стоимости продуктов питания и многих строительных материалов в Бадахшане и будет способствовать небывалому экономическому росту этого горного региона страны;
9) Активное участие Таджикистана в Северном маршруте, что невозможно без ЦОУ в Таджикистане, не позволит Узбекистану единолично овладеть военной техникой и вооружением натовского образца, стоимость которых может равняться $2,5 млрд - $3 млрд, и которые должны оставаться в Средней Азии в любом случае. Киргизия и Таджикистан, страны, не имеющие больших военных бюджетов, но имеющие большие проблемы с Ташкентом, обязаны предотвратить превращение Узбекистана в самую мощную военную и экономическую державу региона, и, к тому же, американского союзника, а, возможно, и сателлита.
10) Очевидно, что идет активная спекуляция вокруг президентских выборов, которые должны состоятся в 2013 году в Таджикистане. Президент Эмомали Рахмон высказал свою точку зрения: "Меня погребет собственный народ, мне чужая поддержка не нужна". Возможно, слукавил, возможно, нет. Но очевидно одно: если Рахмон решит участвовать, то он победит, и не потому, что имеет достаточно широкую народную поддержку, а просто потому, что никаких выборов не будет, как и не было до сих пор.
Возвращаясь к нашим баранам, становится ясно, что прогнозы российских и таджикских экспертов о том, что именно Ташкент станет костью в горле российских интересов в Средней Азии, сбываются. Хотя и невооруженным глазом видно, что это все и есть результаты американской стратегии "Новый шелковый путь", и очевидно, что у таджикского правительства Эмомали Рахмона - безропотного стратегического партнера Кремля, - нет особого выбора. Поймут ли это русские? Скорее нет, чем да, а потому лето и осень 2012 года будут жаркими для российско-таджикских отношений и таджикского президента. Но он, по сути, игрок поневоле, ведь все это эффект "аэродрома подскока", который аукнулся России в Средней Азии.
Эффект "аэродрома подскока"
Будучи еще российским премьер-министром, Владимир Путин, то ли с целью получения больших прибылей, то ли рассчитывая на симпатии Барака Обамы и Запада, подписал соглашение о предоставлении Ульяновского аэродрома для нужд НАТО. И, сознательно или нет, но, по факту, стал объектом американской стратегии "Новый шелковый путь". Таджикистан же, будучи в перманентной блокаде Узбекистана (при молчаливом согласии Москвы, конечно), может стать субъектом в этой новой Большой игре. Это шанс для таджиков, судьбу которых в 19 веке решали русские и англо-саксонцы, не спрашивая их. И только глупое правительство может не воспользоваться новым историческим моментом для защиты национальных интересов, а, быть может, даже для сохранения таджикской государственности. Как бы не было жарко, нынешнее правительство Таджикистана не имеет права на сиесту.
Саймиддин Дустов, руководитель Аналитического центра "ИНДЕМ", специально для ИА REGNUM
- Путин назвал Шольцу причину начала конфликта на Украине — 996-й день СВО
- СК возбудил дело после сообщений о митинге с русофобскими лозунгами в МФЮА
- Как изменится материнский капитал в 2025 году
- Роспотребнадзор сообщил, что проверяет информацию о личинках в консервах
- Бетербиев бросил вызов победившему Тайсона блогеру