Референдум в Ирландии: кризис вынуждает поделиться суверенитетом с Брюсселем
"Отдайте Ирландию ирландцам"! Еще не забыта эта старая добрая песня 1972 года сэра Пола Маккартни. Но вот ровно 40 лет спустя в минувший четверг 31 мая эти самые ирландцы вдруг решили на референдуме сами отдать "часть" своей Ирландии в виде ее суверенитета... Брюсселю. Так образно можно определить исход прошедшего референдума о присоединении Ирландии к мартовскому 2012 года европакту о нормах единой бюджетной политики в Евросоюзе.
Избирательные участки в день голосования были открыты в четверг с 7 часов утра по местному времени и закрыты в 10 вечера. Тем не менее, половина граждан Ирландии из 3,1 миллионов ее избирателей предпочли уклониться от ответственности участия в референдуме вместо того, чтобы решить для себя, Ирландии и Европы трудную дилемму. Явка на референдум оказалась низкой. Предварительные прогнозы по результатам общественных опросов, однако, полностью подтвердились. Никаких сюрпризов референдум 31 мая 2012 года в отличие от ирландских референдумов 2001 и 2008 годов (в последнем случае по Лиссабонскому договору) нам не принес. Вот его итоговый результат - 60,3% "за", 39,7% - "против". Референдум 2012 года выявил еще и типичное для местного сообщества (но не типичное для континентальной части ЕС) заимствованное от британцев классовое разделение. Так, например, чисто пролетарский округ Бэллифермот в Дублине дал 90% "нет", а в нескольких километрах от него округ Сэндмонт - место проживания средних слоев - 70% "да".
"Да" на ирландском референдуме было поддержано ирландским политическим мэйнстримом: правительством, основными политическими партиями, профсоюзами и предпринимателями. Из партий за "да" выступили две правящие - Фине Гэл и Лейбористская партия, а также одна из основных оппозиционных партий - Фианна Файл. Против были - Социалистическая партия, а также партия ирландских националистов со славным боевым прошлым и большим авторитетом в соседней британской Северной Ирландии - Шинн Фейн (основана в 1905 году). О нынешнем низком удельном весе в собственно ирландской политике этой партии может свидетельствовать один депутат в Европарламенте из всего 15 от Ирландии. Но сейчас Шинн Фейн неожиданно для ее оппонентов стала главным центром в кампании "нет". Можно с большой долей уверенности предположить, что позиция на референдуме этой партии повысит ее популярность к следующим выборам в Ирландии. Рейтинги показывают, что и глава Шинн Фейн Джерри Адамс сейчас вышел в Ирландии в первый круг лидеров по политической известности.
Кампания за референдум в Ирландии, тем не менее, проходила достаточно вяло. Ирландский премьер и лидер партии Фине Гэл Энда Кенни вообще предпочел уклониться от телевизионных дебатов с лидером Шинн Фейн Джерри Адамсом только для того, чтобы, как было сказано в одном комментарии, "не поскользнуться на ровном месте на шкурке банана". Единственным забавным эпизодом в кампании по подготовке ирландского референдума стало участие в ней на стороне "да" дальнего родственника нынешнего президента США по линии его матери, "восьмого кузена", как его определяют в Ирландии, - Генри Хили из деревни Манегалл графства Оффали. И Хили, и его деревенька стали знамениты после недавнего посещения родных мест его предков афроамериканцем Бараком Обамой.
Премьер-министр Ирландии Энда Кенни, проголосовавший в своем родном графстве Мейо в западной Ирландии, отметил, что референдум омрачен низкой явкой избирателей и апатией, порожденной социальным неравенством. По мнению премьера, причиной положительного результата стало то, что люди поверили, будто европакт обеспечит им в будущем определенность, стабильность, экономический рост и рабочие места. Пропаганда "да" играла на опасении, что отрицательный результат референдума откроет путь к развитию ирландского варианта греческого кризиса и банкротству Ирландии в 2014 году. Страна, не ратифицировавшая мартовский европакт, не получит доступа в общий антикризисный фонд Евросоюза. Европейский стабилизационный механизм заранее предусмотрел это условие. В данных обстоятельствах министр финансов Ирландии предупредил, что "нет" станет прыжком в неизвестность. Бизнес-партнеры Ирландии сказали, что "нет" поставит в опасность иностранные инвестиции. Поэтому люди голосовали, стиснув зубы, - сказал один из участников прошедшего референдума. Референдум породил противоречивые эмоции у ирландцев. На итог референдума косвенно повлияли, как страхи обывателей, так и упадок общего духа у части граждан Ирландии. Пропагандисты "нет", как ни странно, звали к общеевропейской солидарности против политики экономии по рецепту Меркель-Саркози.
Поводом для референдума стало принятие на саммите ЕС 2 марта 25 странами Евросоюза из 27 т. н. "европакта", иначе "фискального договора". Полное название этого 11-ти страничного документа - "Договор о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе" (the Treaty on Stability, Coordination and Governance in the Economic and Monetary Union). Согласно положениям акта, государство не будет считаться нарушителем европакта в том случае, если годовой структурный дефицит его бюджета не превысит 0,5% его ВВП в рыночных ценах. За превышение страной дефицита бюджета выше 3% ВВП включается система автоматических санкций в размере до 0,1% ВВП. Таким образом, заключившие договор страны Евросоюза должны иметь сбалансированный бюджет или бюджет с профицитом. Договор войдет с силу с 1 января 2013 года в том случае, если 12 стран еврозоны из 17 ратифицируют его. Сейчас европакт ратифицирован следующими государствами: Грецией (28 марта), Словенией (19, 30 апреля), Румынией (8, 21 мая), Португалией (13 апреля), Данией (31 мая) и Латвией (31 мая). Как видим, к еврозоне в этом перечне относится пока всего три страны - Греция, Словения и Португалия. Поскольку в случае с Ирландией 31 мая речь шла не о ратификации, а о референдуме, то он не имеет для европакта никаких юридических последствий. Однако положительным результатом референдума в Ирландии сейчас является зримая и символическая победа стратегического курса в ЕС германского канцлера Ангелы Меркель и выбывшего президента Франции Николя Саркози. Но и ирландцам, выбравшим "нет" в ходе референдума, сейчас не следует отчаиваться. Курс Меркель-Саркози, что ни день, подвергается атакам со всех сторон, в том числе и со стороны заинтересованной в укреплении ЕС высшей евробюрократии.
В аспекте ирландского референдума интересно и другое. Европакт является первым шагом на пути государств ЕС к более тесному финансовому союзу в некоторой временной перспективе с федеральным правительством, занимающимся общей экономикой, с общей казной, с расширенными компетенциями Европейского центрального банка, с общими кредитными обязательствами в виде евробондов. По крайней мере, в части контроля за бюджетной политикой страны европакта начинают напоминать Соединенные Штаты Европы. Европакт, как правовой международный документ, без сомнения, потребует в дальнейшем общего пересмотра договоров ЕС на пути к финансовому союзу с единой дисциплиной и солидарной ответственностью за долги. Ирландия своим референдумом продемонстрировала готовность идти по пути сближения именно со странами континентальной Европы с перспективой вхождения в создаваемую федерацию. Сам европакт - это уже по существу конфедерация, хотя пока только по одному крайне узкому направлению.
Одновременно ирландский референдум проходил на фоне беспрецедентного роста антиевропейских настроений у британцев. По проведенному 30 мая в Великобритании опросу три четверти британских консерваторов выступают за выход их страны из Евросоюза. Все сейчас в туманном Альбионе ругают евро. В случае одновременного с ирландским проведения референдума о членстве Британии в ЕС, он, без сомнения, дал бы положительный результат относительно выхода островного государства из Союза. В то время как остальная континентальная Европа делает шаги в сторону более тесного объединения, Великобритании, не присоединившейся к европакту 2 марта, и не требуется делать резких движений. Теперь ей остается только стоять на месте и ждать, чтобы автоматически очутиться вне рамок Евросоюза. Нынешний свой статус она благополучно может обменять в недалеком будущем на некое ассоциативное членство.
Таким образом, прошедший без особых проблем ирландский референдум, во-первых, продемонстрировал устойчивость местных традиций в отношениях Великобритании и Ирландии, со стремлением последней максимально отдалиться в сфере международной политики от своей бывшей ненавистной метрополии. И, во-вторых, ирландский референдум продемонстрировал конкретные приемы нейтрализации национального чувства у избирателей. Ощутимый перевес на референдуме в 20% демонстрирует, насколько эффективными становятся эти методы в условиях тяжелого экономического, финансового и социального кризиса в Ирландии.
* * *
Теперь о некоторых конкретных реалиях кризисной Ирландии, в которой только что успешно для ЕС состоялся референдум. При населении в 4,5 млн человек ее ВВП на душу населения в 2010 году составлял $39 тыс., что является высоким показателем, характерным для стран т. н. "золотого миллиарда". Национальной особенностью ирландского кризиса в декорации общего мирового и европейского финансового кризиса, является то, что он пришел в страну из частной финансовой сферы. В 2010 году лопнул надуваемый до этого годами местными банками пузырь ипотеки и потребительских кредитов. Для того чтобы спасти банковскую сферу страны, правительству пришлось в 2010 году по требованию Европейского центрального банка национализировать 5 крупнейших банков Ирландии, в том числе - Anglo Irish Bank. На поддержку этих банков правительство Ирландии в 2010 году бросило своих €50 млрд. В результате дефицит бюджета сразу же достиг рекордного значения для еврозоны - 32,4% от ВВП. В прошлом году дефицит бюджета Ирландии составил 13,1%. В 2012 году он сохраняется на уровне 8,6% ВВП.
Уже в 2010 году из-за дефицита финансов Ирландия была вынуждена согласиться на принятие от ЕС и МВФ "пакета помощи" в €85 млрд. (из этих средств траншами на сегодняшний день Ирландией получено €32.2 млрд.). Необходимость оплаты государством несостоятельности национализированных банков и привела к взлету национальной задолженности Ирландии до нынешних астрономических на конец 2011 года 104.9% к ВВП страны. Хуже этот показатель среди стран ЕС только у Португалии - 110,1%, Италии 119,6% и Греции - 159,1%. У Великобритании он также высок - 85,2%. Далее постараемся сведения по Ирландии давать в сравнении с текущими сведениями по Великобритании - бывшей метрополии Ирландии и протагонисту этой страны.
Сейчас в 2012 году прогнозируемый рост ВВП Ирландии составляет ничтожную величину - 0,5%. Т. е в данном случае мы имеем дело с депрессией, которая стала хронической. Правда, и соседняя Великобритания дает по этому показателю сейчас не лучший результат - 0,6%.
Несмотря на кризис, уровень налогов, что важно для международного бизнеса, остается в Ирландии на невысоком уровне. В общей структуре ВВП Ирландии доля налогов составляет всего 29.8%. Лучше показатель по странам ЕС только у Литвы - 27,4%. Для сравнения в Великобритании он -37,4%.
В результате жестких финансовых мер и возникшего профицита в торговле Ирландия продемонстрировала в 2011 году рекордно низкий уровень инфляции по ЕС - 1,5%. В феврале 2012 года инфляция в годовом измерении составила 1,3%. По сравнению с Ирландией лучший показатель в ЕС по инфляции сейчас демонстрирует только одна страна - безкризисная Швеция - 1,0%. В Великобритании инфляция составила сейчас 3,6%.
В результате хронического кризиса, в Ирландии сократилось потребление. По некоторым группам товаров - драматически. Так, местный авторынок продемонстрировал рекордное по ЕС падение. Покупка новых автомобилей в сентябре 2011 года уменьшилась на 35,3%. Тяжелое положение сохраняется в ипотечной задолженности ирландцев. Сейчас 15,2% ипотечных кредитов по регулярным платежам находятся в зоне риска.
Принятие "пакета помощи" было обусловлено мерами экономии. Чиновникам, медикам, соцработникам, полицейским и другим работникам бюджетной сферы зарплаты были сокращены на 5%-15%. Социальные пособия сократились в целом не на много - на 4%, а выплаты на ребенка на 10%. Также правительство было вынуждено увеличить уже существующий НДС (21%) на 0,5%. Все эти меры не выглядят излишне критичными. Несмотря на это, в 2012 году около половины жителей Ирландии отказались уплачивать специальный налог, введенный властями в рамках борьбы с долговым кризисом, считая эту меру несправедливой.
Чрезвычайно тяжелое положение сложилось на рынке труда Ирландии. Осенью 2011 года уровень безработицы в Ирландии составил 14,6%. Хуже, чем в Ирландии, дела по этому показателю в ЕС обстояли только у Испании - 22,9%, Греции - 18,8%, Литвы - 15,3% и Латвии 14,8%. Для сравнения в Великобритании безработица - только 8,3%.
Промышленный подъем в Ирландии начала ХХI века привел к большой иммиграции в эту страну. За короткий промежуток времени иностранцы составили в населении Ирландии в 2010 году 8,6%. Из стран ЕС этот показатель сопоставим с успешными Германией - 8,7% и Австрией - 10,5%, Испанией - 12,3%. Иностранцев привлекали в Ирландию самой высокой в ЕС (за исключением специфического Люксембурга) минимальной зарплатой. В 2009 году она составляла в месяц €1462. Для сравнения в Великобритании в пересчете - только €1010. Нынешний кризис привел к оттоку из Ирландии, как ее граждан, так и зарегистрированных в ней иностранцев - сейчас из страны каждый месяц уезжает около трех тысяч человек, что напоминает ирландский исход в Новый Свет в конце ХIХ века.
Нынешнее кризисное положение Ирландии не выглядит безнадежным. После некоторой заминки реальный сектор экономики Ирландии стал вытягивать страну из того положения, в котором она очутилась по воле своих незадачливых банкиров. Это выразилось в росте профицита торгового баланса, достигшего рекордного уровня в 2011 году. В этом году Ирландия экспортировала товаров на сумму в €92,3 млрд., а импортировала - на €48,2 млрд. При этом экспорт рос более быстрыми темпами, чем импорт. В начале 2012 года показатели профицита торгового баланса продолжали расти. В абсолютных цифрах профицит торгового баланса Ирландии является третьим в еврозоне после показателей Германии и Нидерландов, что признается очень хорошим результатом. В этих условиях Ирландии удалось вернуть частичное доверие к своим депозитам. Купившие облигации Ирландии в июле 2011 года на пике их доходности в 15% уже сейчас могут получить возврат на свои инвестиции в 50%. Ирландия надеется полностью вернуться на рынок облигаций в конце 2013 года.
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM
- США нечего противопоставить российским подлодкам типа «Ясень-М» — СМИ
- Байден перед заявлением о теракте пошутил про своё появление
- Харьковские власти заявили об эвакуации 11 тыс. человек — 1043-й день СВО
- ВСУ грозились расстрелять половину населения Селидово в ДНР — беженка
- Боец ВСУ перед смертью назвал солдата ВС РФ лучшим в мире — 1044-й день СВО