Николай Радов: Стоит ли Белоруссии всерьез воспринимать угрозы ЕС
Известие о новом обострении отношений между Белоруссией и Евросоюзом, выразившемся в отъезде большинства послов ЕС в свои страны для получения консультаций, превратилось в республике в новость №1, затмив собой и экономические, и социальные проблемы. Даже такое, казалось бы, немаловажное для Белоруссии событие, как президентские выборы в России, отошло на второй план, уступив место своеобразной истерии как со стороны официальных СМИ, так и со стороны оппозиции. Предположений о том, к чему приведет новый виток противоречий, с каждым днем становится все больше и больше. Причем все они, как правило, сводятся к двум основным направлениям.
Первое - наконец-то Брюссель перешел к действительно серьезным действиям, которые смогут образумить президента Белоруссии и привести к скорым политическим и социально-экономическим переменам. Главным основанием подобной идеи является то, что Европа, скорее всего, решится ввести в отношении Минска некие экономические санкции, которые, по мнению ряда европейских аналитиков, могут окончательно разрушить белорусскую экономику за пару месяцев. Казалось бы, рациональное зерно здесь есть, так как по данным, представленным в пресс-релизе Национального статистического комитета, в январе 2012 года положительное сальдо внешней торговли товарами в Белоруссии составило 126,1 млн. долларов США (год назад наблюдался дефицит в размере 739,9 млн. долларов США), что объясняется профицитом торговли товарами (в основном нефть и нефтепродукты) со странами Евросоюза (1 млрд. 216,3 млн. долларов США). В случае реальных экономических санкций, о которых так мечтают белорусские оппозиционеры, считая, что "чем хуже, тем лучше", Минску грозит очередная волна финансово-экономического кризиса, оправиться от которого самостоятельно страна вряд ли сможет. Однако развитие по такому сценарию ограничено рядом довольно существенных проблем, которые, скорее всего, похоронят идею экономической блокады Белоруссии.
Во-первых, экономическая нецелесообразность каких-либо серьезных ограничений. Причем отказ от сотрудничества не выгоден абсолютно никому, что совсем недавно продемонстрировала Словения, не позволившая ввести санкции в отношении Юрия Чижа, так как словенская компания Riko Group в сотрудничестве с принадлежащей ему компанией "Трайпл" выиграла тендер на строительство в Минске пятизвездочного гостиничного комплекса "Кемпински". Попытки главы политического департамента словенского министерства иностранных дел Маттео Марна оправдаться тем, что "Словения поддерживает введение ограничительных мер в отношении предприятий и бизнесменов, сотрудничающих с белорусскими властями, однако они должны быть рассмотрены в комплексе", выглядят довольно смешно. Заявления же представителей Литвы и Латвии вообще нельзя рассматривать как самостоятельно осознанные, так как страны, живущие практически только за счет кредитных ресурсов Евросоюза, вряд ли способны принимать независимые от Брюсселя решения, которые, к тому же, грозят ухудшить состояние их и так неблагополучной экономики. Например, через порты Латвии идет до 90% белорусского экспорта в страны Европы, что обеспечивает их загрузку более чем на треть, а латвийские инвесторы вложили в белорусскую экономику более 600 млн. долларов США. К тому же нельзя забывать и того, что Белоруссия является транзитной страной, которая наряду с Украиной, является основным транспортным коридором, соединяющим Европу с российским рынком. Учитывая то, что белорусская сторона уже продемонстрировала свою готовность идти на жесткую конфронтацию, вряд ли европейские политики рискнут проверять, у кого крепче нервы. Тем более что руководство Белоруссии уже неоднократно доказывало всем, что оно готово пойти на принцип, даже если последствия для страны и ее народа будут плачевными.
Во-вторых, политическая нецелесообразность, которая выражается, в первую очередь, в боязни ЕС окончательно утратить Белоруссию, полностью "отдав" ее под влияние России. Истерия Брюсселя, которая, похоже, подогревается в основном из Варшавы, основана на стремлении противостоять российскому продвижению на Запад в любом его проявлении. Поэтому Белоруссия, как, впрочем, и Украина, представляет собой своеобразную разменную монету, которая при прочих равных может склонить чашу весов в чью-либо сторону. Вряд ли Запад намерен отдать ее России.
В-третьих, у Брюсселя все еще нет четкого объяснения того, зачем необходимо принимать те или иные санкции в отношении Белоруссии. Известно, что права человека в полной мере не соблюдаются ни в одной стране мира, так как в противном случае это грозило бы анархией и распадом ряда государственных систем. Поэтому требовать от Белоруссии того, чего в принципе нет ни в Евросоюзе, ни в США достаточно сложно. Более того, необходимо учитывать, что нынешняя конфронтация представляет собой конфликт не столько между Западом и Лукашенко, сколько между двумя культурно-идеологическими системами: западной моделью с ее опорой на индивидуализм и свободу действий, и постсоветской, где в основе лежит государственный патернализм с различными национальными особенностями. Политическая культура белорусов, сформированная на базе традиционализма, коллективизма и пассивности в общественной жизни, вряд ли в ближайшем будущем воспримет западные ценности в том объеме, в котором этого хотят в Брюсселе и Вашингтоне и, по-видимому, в ЕС это понимают. Поэтому ничего, кроме пустых разговоров о гражданском обществе, правах и свободах человека, белорусам ни Западная Европа, ни США предложить не могут. В итоге получается, что европейским политикам, по-прежнему, выгодно, чтобы в Белоруссии все оставалось так, как есть, тем более, что на "борьбу с режимом" все еще выделяются финансовые средства, которые с легкостью оседают в карманах еврочиновников.
И, наконец, в-четвертых, внешнеполитическая позиция Российской Федерации. В связи с тем, что Москва на сегодняшний день добилась многого в своих отношениях с Минском, ожидать в обозримом будущем усиления давления на Минск со стороны Кремля не приходится. Более того, несмотря на прошлые противоречия, Москва все еще готова предоставлять белорусам определенную помощь. Примером политической поддержки являются, как самостоятельные, так и совместные заявления политиков двух стран. Так, еще 24 февраля президенты России и Белоруссии выступили с совместным заявлением о недопустимости применения экономических санкций в отношении официального Минска со стороны Евросоюза и США: "президенты Белоруссии и России подтверждают недопустимость использования мер экономического давления либо принуждения в межгосударственных отношениях". Чуть позже первый зампред комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев и вовсе заявил, что "внешнее давление со стороны ЕС носит открытый и бесцеремонный характер и, в конечном итоге, ведет лишь к международной изоляции Белоруссии... в то время как Россия вносит в решение белорусских проблем значительно более конструктивный и созидательный вклад, чем так называемые "друзья Белоруссии", действующие со стороны ЕС". Подобная позиция Москвы, по всей видимости, призвана остудить европейских политиков, которые, похоже, потеряли связь с реальностью, заигравшись в продвижение демократии, как в свое время заигрались в мировую революцию коммунисты. Чем закончилась подобная игра, известно всем.
Исходя из всего вышеизложенного, приходится признать, что идея об окончательной решимости Запада "дожать" президента Белоруссии на сегодняшний день несостоятельна. На наш взгляд, более близка к реальности другая часть экспертов, которая заявляет, что белорусско-европейские отношения в скором времени вернутся к прежнему состоянию. Фактов, которые, как напрямую, так и косвенно, говорят об этом, предостаточно.
Первое. Первоначальная шумиха, которая должна была возвестить о начале новой, более жесткой политики Евросоюза по отношению к официальному Минску, закончилась звуком лопнувшего пузыря. На саммите в Брюсселе 2 марта Совет ЕС, как обычно, выразил "серьезную и глубокую обеспокоенность продолжающимся ухудшением ситуации" в Белоруссии. В итоговом протоколе саммита белорусскому вопросу даже отвели отдельный параграф, где страны Европы призвали принять "дальнейшие меры" по отношению к республике, что вызвало в оппозиционных кругах бурные аплодисменты. Правда, на большее, чем очередное расширение списка лиц, к которым будут применены визовые и экономические санкции Евросоюза в связи с тем, что они "ответственны за нарушения прав человека, репрессии в отношении оппозиции и гражданского общества в Белоруссии, а также поддерживают или являются бенефициарами режима Лукашенко", Брюссель пойти так и не решился. Очередная же отсрочка "последнему авторитарному режиму Европы" до 23 марта, когда запланировано заседание министров иностранных дел ЕС, по всей видимости, будет продлена и дальше, так как маловероятно, что за это время в Евросоюзе выработают новую программу взаимодействия с Минском.
Второе. Экономические санкции не страшат крупный белорусский бизнес так, как смена политического режима. Известно, что все так называемые белорусские олигархи обязаны своим существованием нынешней официальной власти, без которой они существовать вряд ли смогут. Поэтому и требовать от них пойти против главы государства, не предлагая взамен ничего, попросту наивно. К тому же вряд ли у поддерживаемой Западом оппозиции (если, конечно, ее не купят) в будущем изменится отношение к "пособникам режима", что значительно сужает рамки переговорного процесса с теми, кого считают "бенефициарами режима Лукашенко". В подобной ситуации Брюссель может рассчитывать лишь на то, что крупный белорусский капитал решится на поиск и поддержку оппозиции в окружении главы государства, которая будет способна обеспечить дальнейшее существование status quo в экономике, при котором и Юрий Чиж, и Александр Мошенский (руководитель СП ООО "Санта-Импэкс Брест"), и Александр Шакутин (председатель совета директоров ОАО "Амкодор"), и Павел Топузидис (руководитель ООО "Табак-Инвест" и владелец сети гипермаркетов "Корона") смогут чувствовать себя спокойно. Правда, в таком случае возникает один простой вопрос - готовы ли они рискнуть своей свободой ради предлагаемой Брюсселем эфемерной свободы всех?
Третье. Белорусские власти довольно спокойно воспринимают отъезд послов и скептически относятся к требованиям введения экономических санкций (хотя оппозиция говорит о панике в правительственных кругах). Конечно, подобное поведение можно объяснить растерянностью и непрофессионализмом большинства чиновников, находящихся у власти, однако, на наш взгляд, причина кроится не только в этом. Минск на фоне улучшения отношений с Россией и создания Таможенного союза, похоже, перестал всерьез воспринимать угрозы со стороны ЕС. Повторяющиеся из дня в день однотипные требования, часть из которых является лишь простой демагогией, при одновременном увеличении двухстороннего товарооборота, сегодня не представляют для белорусских властей практически никакого интереса. Более того, сама политика некоторых стран Евросоюза способствует этому. Например, в прошлом году Польша, сегодня больше всех требующая освобождения политзаключенных, вместе с Литвой стали причиной ареста Алеся Беляцкого, так как передали белорусской стороне сведения о его счетах в литовском Nordbank и польском Bank Slaski. (на счетах было около 500 тыс. евро). Подобная "оплошность", на наш взгляд, неслучайна, и является очередным элементом в игре, главной целью которой является поддержание статуса Белоруссии как страны, "нуждающейся в финансировании институтов гражданского общества для продвижении идей демократии и защиты прав человека". А это, как известно, предполагает широкое поле возможностей для махинаций с денежными средствами, ежегодно выделяющимися структурами Европы и США (не секрет, что до белорусской оппозиции деньги практически не доходят, оседая в карманах еврочиновников). К тому же те, кто заявляет о необходимости введения санкций и проведения более жесткой политики по отношению к Белоруссии, в массе своей даже не знают имен большинства оппозиционеров и так называемых "узников совести", имея лишь отдаленное представление о их деятельности внутри страны. Вряд ли в высших государственных структурах, имеющих сегодня за спиной еще и поддержку России, этого не понимают. Поэтому скептическое отношение белорусского руководства к европейской критике вполне объяснимо.
Сегодняшние попытки Евросоюза отрегулировать свои отношения с Белоруссией на основе политических, экономических или каких-либо иных санкции, являются абсолютно бесперспективными. Более того, расчет европейских политиков на то, что после официального вступления в должность президента России Владимир Путин начнет очередную волну давления на Александра Лукашенко, вряд ли имеет под собой серьезные основания, так как Белоруссия уже достаточно серьезно включилась в процесс интеграции на постсоветском пространстве и конфронтация никому, кроме Брюсселя и прозападной оппозиции, рассчитывающей на европейские гранты, не нужна. Подтверждением этому является заявление чрезвычайного и полномочного посла России в Белоруссии Александра Сурикова, сделанное им 3 марта в программе "Картина мира" на канале РТР-Беларусь: "Мы с вами создали Таможенный союз, с 1 января стартовало Единое экономическое пространство, идет кропотливая тяжелая работа...Почему они (отношения - Н.Р.) должны меняться, чего ради мы должны оказываться на других позициях".
На наш взгляд, нынешнее обострение в белорусско-европейских отношениях необходимо рассматривать не как начало новой политики ЕС, а как желание Евросоюза сохранить лицо при осознании своей беспомощности в деле трансформации общественно-политической и идеологической модели современной Белоруссии. Так ли это на самом деле - покажет ближайшее время.
- Минобороны готовит ответ на удары ВСУ ракетами ATACMS — 1007-й день СВО
- Лавров русскими пословицами ответил об ударах ВСУ американскими ракетами
- В России растёт число женщин-предпринимателей
- Российские школьники проверят цифровую грамотность на онлайн-олимпиаде
- Маск подтвердил, что книги Достоевского превосходят труды по психологии