Айдын Мелик-Мирзоев: Кого Хельсинкский Акт считает "внешней" силой?
Ваграм Атанесян вновь продемонстрировал "чудеса" своих познаний в области международного права и вольную манеру интерпретации международных документов. На сей раз его анализу подвергся Заключительный Хельсинкский Акт 1975 года.
Напомним, в статье 8 данного документа говорится: "Государства- участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств. Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также о важности исключения любой формы нарушения этого принципа".
Атанесян сделал вид, что будто не заметил ключевого условия при реализации народами права на самоопределение - ненарушения принципов Устава ООН, в том числе территориальной целостности государств. Вместо этого он сразу перепрыгнул на следующее предложение, где речь идет о недопустимости вмешательства извне.
И тут наступает самая абсурдная часть его суждений: под самоопределяющимся народом он называет "народ Карабаха" (хотя такого народа нет), а под "внешней силой" - Азербайджанское государство. Между тем статья 8 Хельсинкского акта касается самоопределения народов как населения государств, которые вправе выбирать политический и экономический строй без вмешательства извне, то есть со стороны иностранных государств. Иными словами, если народ Ливана желает реализовать свое право на самоопределение в форме избрания нового правительства или смены внутри- и внешнеполитического курса, то он имеет на это право без внешнего вмешательства, допустим со стороны Сирии. Или, допустим, если народ Польской Народной Республики желает перейти с социалистической формы хозяйствования на рыночную экономику и выйти из Варшавского Договора и вступить в НАТО, то это - его право на самоопределение, которое он вправе осуществить без вмешательства извне, то есть со стороны Советской Армии или ГДР.
Термин "извне","внешние силы", "внешняя оккупация" и т.д. в международных документах относятся к иностранным государствам и носят именно это значение. Вряд ли Ваграм Атанесян найдет в Хельсинкском документе хоть малейшее упоминание населения той или иной провинции или деревни как "отдельном народе" и какой-нибудь намек на деление суверенного государства на внутреннюю и внешнюю части. Такого в документе нет, поэтому это типичная спекуляция армянских авторов. Ни в одном документе Нагорный Карабах не указывается как отдельная единица, по отношению к которой Азербайджанская Республика является внешней силой.
В действительности же Хельсинкский документ нарушила именно Армения, так как именно она является по отношению к части признанной на международном уровне территории Азербайджана - Нагорно-Карабахскому региону и семи прилегающим районам - той внешней силой, вмешательство которой непозволительно. Поэтому в результате ее вмешательства извне нарушено право части населения Азербайджана на самоопределение - права жить в своих домах.
Повторяем, термин "извне" содержит политическое значение и относится только к иностранным государствам. Баку по отношению к своим регионам не является внешней силой, и в Хельсинкском документе под понятием "народ" имеется в виду население государств, а не отдельных городов и сел.
Абсурдность интерпретации Атанесяна очевидна также и в том, что если развить его логику, то получится, что Ереван как "внешняя сила" по отношению к азербайджанскому населению (или "народу"!) Зангезура и Восточной Гёйчи тоже нещадно нарушил право последнего на самоопределение.
И все это происходит на фоне почти актерского незамечания Атанесяным главного условия, обозначенного в документе - ненарушения в процессе самоопределения территориальной целостности государства.
Далее Атанесян пишет: "Бакинские власти считают "нелегитимным" референдум, проведенный в Нагорном Карабахе 10 декабря 1991 года, поскольку "он проходил вне правового поля Азербайджана". Однако они "упускают" тот момент, что такого "правового поля", во-первых, и не было, во-вторых же, международное право, в том числе и Заключительный Акт, никоим образом не ограничивает механизм свободного волеизъявления внутренним законодательством государства."
Во-первых, так называемый "референдум" 10 декабря 1991 года не имел под собой вообще никакого правового фундамента, так как союзный закон он 3 апреля 1990 года к тому времени уже перестал действовать - он утратил свою правовую силу после принятия решений на внеочередном съезде народных депутатов СССР в сентябре 1991 года. Но даже если и предположить, что закон продолжал действовать, организаторы "референдума" нарушили закон во многих эпизодах, что сводило на нет правовые последствия этого мероприятия. Об этом много раз писалось, в том числе и в ИА REGNUM.
Во-вторых, условие о ненарушении территориальной целостности государства, обозначенное в Хельсинкском Акте (и не только в нем), и есть то самое ограничение "свободного волеизъявления".
В одном можно согласиться с Атанесяным: "чтобы быть "уважаемым", надо быть "уважающим"". Вот это правда! Чтобы рассчитывать на внешнее самоопределение населения НКАО, надо быть готовым к возвращению и внешнему самоопределению азербайджанского населения Армении. Чтобы рассчитывать на уважение своей территориальной целостности, Еревану необходимо научиться уважать территориальную целостность Азербайджана. Чтобы желать появления на месте Азербайджанской ССР двух новых государств, надо быть готовым к появлению двух государств и на территории бывшей Армянской ССР. Воистину, "в международном праве все взаимосвязано"!
Обращается Атанесян и к тексту 4 резолюций СБ ООН. По его вольному мнению, "субъектом "гнева" СБ ООН признаны "армяне "Нагорно-Карабахского региона", а не Республика Армения". Однако его не смущает, что ООН "почему-то" обращается не к армянам Нагорно-Карабахскоко региона как "субъекту", а к Армении. Вот уж загадка.
Напоследок заметим, что лирическими отступлениями в сторону от сугубо правовой дискуссии занимается именно Атанесян - почему-то у него не нашлось ни одного контраргумента против того неоспоримого факта, что Нагорно-Карабахский регион не внесен в список ООН по части колониальных и несамоуправляющихся территорий, к которым согласно Уставу ООН распространяется право на внешнее самоопределение. А вместо этого мы слышим привычные и мало интересующие международных правоведов слова о том, что "народ НК (?) давно воспользовался (злоупотребил) своим правом на самоопределение и продолжает строить свое независимое (?) государство".
- Харьковские власти заявили об эвакуации 11 тыс. человек — 1043-й день СВО
- Подозреваемый в подрыве Cybertruck в США покончил с собой перед взрывом
- Полиция перекрыла подходы к небоскрёбу Трампа в Нью-Йорке
- Подозреваемый в подрыве Cybertruck в Лас-Вегасе обучал бойцов ВСУ
- Санкции не отразились на российской экономике — СМИ