Расим Агаев: Азербайджан получает 20 лет для продолжения политики "балансирования между двух сил".
Интервью ИА REGNUM с азербайджанским политологом Расим Агаевым.
ИА REGNUM: В ближайшее время ожидается проведение переговоров между представителями министерств обороны Азербайджана и России о продлении срока аренды после января 2012 года Габалинской РЛС. С точки зрения складывающейся в регионе ситуации и произошедших геополитических изменений, как стоит сегодня воспринимать это событие и чего от него ожидать?
Начнем с того, что переговоры эти запланированные, рабочие. Они ожидались, и время их проведения просто совпало с изменившейся ситуацией, что, по общему признанию, никем не прогнозировалось. Но независимо от того, произошло бы это новое движение за демократию на прилегающем к Азербайджану геополитическом пространстве, как раз, на том самом пространстве, которое отслеживается Габалинской РЛС, они бы все равно состоялись. Как известно, договор на аренду был заключен в 2002 году на 10 лет. А сейчас уже ставится вопрос о том, что пора и на 20 лет.
Ну, я забежал несколько вперед. Хочу сказать, что ситуация вокруг Габалинской РЛС за последние 10-15 лет менялась очень резко, и ситуация складывалась иногда даже очень поразительная. Я помню времена, когда председатель экологического ведомства Азербайджана мог со своими подчиненными приехать туда и, не спрашивая особого разрешения, пройтись и заявить, что пора это дело закрывать, и т.д., и т.п. Помню времена, когда поднималась буря всяких скандальных сообщений о Габалинской РЛС, о центре шпионажа - это во времена Народного фронта, об ограничении и даже полном свертывании независимости Азербайджана в связи с существованием этой РЛС. Были времена, когда говорилось, что на территорию РЛС завозится оружие, которое поставляется Бог знает кому и так далее.
Но эти времена благополучно остались позади. Отношения Азербайджана и России по данному вопросу перенесены в правовую плоскость, на договорных началах, где все прописано от финансовых вопросов - 7 миллионов в год за аренду, и до всякого рода компенсаций за экологический ущерб, а также вопросы сотрудничества, присутствия азербайджанского персонала и т.д. Был момент несколько лет назад, когда говорилось о том, что Азербайджан, якобы, собирается передать РЛС в аренду США и Турции. Такие разговоры были. Но, в общем-то, всё движется, к общей радости, без осложнений. Стороны, насколько мне известно из последней информации, тщательно подготовились к переговорам и имеют ряд конкретных предложений. В печать даже просочились общие положения о том, что Россия собирается на 20 лет продлить аренду. Азербайджан, в свою очередь, собирается резко повысить стоимость эксплуатации.
Конечно, переговорам придают особую окраску и особый шарм некоторые своеобразия, связанные с внешнеполитическими осложнениями Азербайджана. Припоминаются в связи с этим разговоры с российской стороной вокруг будущего РЛС, которые как раз связывались с двумя факторами. Фактором американских ПРО в Европе и иранским фактором. Первый уже, так сказать, как бы утратил свое значение в связи с известными изменениями. А второй приобретает особое значение, и в связи с этим возникает вопрос уже о том, что информация, которая ежечасно добывается на РЛС, может попасть в руки и третьих стран, на чем на предыдущих переговорах не раз акцентировала внимание азербайджанская сторона.
Переговоры военных ведомств Азербайджана и России пройдут на фоне явно имеющегося похолодания в отношениях с США и с Западом в целом, если иметь в виду недавние критические заявления в азербайджанском парламенте ряда официальных лиц, которые последовали вслед за публикациями в западной прессе относительно обвинений в авторитаризме, в свертывании демократии в Азербайджане. Азербайджанская сторона не скрывает, что США позволяют себе вмешиваться в ее внутренние дела, что, конечно, сейчас звучит более чем странно, поскольку Азербайджан является членом Совета Европы, присутствует в ПАСЕ, подписал Хельсинкские соглашения, взял на себя соответствующие обязательства и объявил интеграцию с Европой стратегическим направлением своей внешней политики. Ясно, что, интегрируясь с Европой, придется думать и о том, что журналисты, простые люди, оппозиция должны себя чувствовать в Баку также вольготно, как это происходит, скажем, в Берлине, в Париже, Амстердаме, Риме и т.д.
Естественно, многие могут из происходящего сделать вывод о том, что обстановка в целом благоприятствует России. Но не надо забывать и того, что первая цветная атака на Тегеран хотя и была отбита, но в связи с тем, что происходит внутри Ирана сегодня, а именно, явная перегруппировка сил, явное противостояние различных группировок, духовного лидера и президента, мы вправе ожидать в этой стране серьезных изменений. То есть того стабильного Ирана, на который можно было рассчитывать, сегодня нет. Тем более что уже и не будет. Видимо, возможные изменения затронут санкции, которые применяются сейчас в отношении Ирана. Наконец, сама довольно затхлая обстановка авторитаризма, она уже стесняет очень местные элиты, особенно те, которые получили образование на западе. Иранское общество, в общем-то, достаточно продвинулось с точки зрения технологий, с точки зрения образования, и я думаю, что какие-то изменения здесь могут произойти. Какое-то движение, как минимум, эволюцию исламского общества мы будем наблюдать. Именно, эволюцию в сторону демократии, но это другой разговор, потому что речь идет о том, что события могут, как это часто бывает в предреволюционных ситуациях, пройти по неожиданному руслу, в неожиданном направлении. И я так полагаю, что за переговорами военных ведомств Азербайджана и России с большим вниманием будут следить и по ту сторону Аракса. Не говоря уже о том, что США в данном случае также могут тревожиться за поведение Баку и будут судить о новых нюансах в его внешнеполитических предпочтениях по тому, как будут вестись переговоры.
В наиболее предпочтительном положении находится Россия, которая к этому времени обзавелась новой РЛС в Армавире, в Краснодарском крае, которая практически может продублировать все то, что с точки зрения технических возможностей делается на Габалинской РЛС. За исключением вопросов информации. И поэтому Россия, кажется, сможет отстоять, продавить наиболее важные свои предложения, связанные со сроками аренды, например, и, может быть, ей удастся понизить и потолок финансовый за аренду, а также, наверное, будут достигнуты согласования по другим вопросам, которые будут на столе. Но надо заметить, что наши местные наблюдатели и эксперты уже начинают комментировать вопрос о том, что все, что будет происходить за столом переговоров, не должно противоречить, прежде всего, интересам Азербайджана, интересам безопасности. И, наверное, они под этим подразумевают и международные интересы Азербайджана, ее внешнеполитические интересы, и сделают так, чтобы они не пострадали.
Ситуация довольно непростая, примерно такая же, какой она была, скажем, в 2002 году, когда в разгаре была политика балансирования Гейдара Алиева между двумя силами - Россией и Западом, точнее, Соединенными Штатами Америки. Тогда удалось найти какую-то золотую середину и избежать осложнений, сделать так, как говорят на Кавказе, что и шашлык не подгорел, и шомпол остался невредимым. Удастся ли так же вот ловко и мастерски провести между Сциллой и Харибдой нынешний политический курс Азербайджана? Я полагаю, что многое говорит за то, что цель, которую ставят нынешние переговоры, будет все-таки достигнута.
ИА REGNUM: Во время президентства Владимира Путина Россия выступала с предложением к США по совместной эксплуатации Габалинской радиолокационной станции. В то время на повестке дня особо остро стоял вопрос установления американских ПРО в Чехии и Польше. Стоит ли ожидать в дальнейшем аналогичных сценариев, в том числе и новых предложений Москвы к Вашингтону касательно Габалинской РЛС?
Это тот компонент проблемы, от которого, в общем-то, свободен Азербайджан. Это, так сказать, проблема между США и Россией. И, кстати, российская сторона в последнее время часто говорила, что настаивая на установке этих ПРО в Восточной Европе, американцы кивают на Иран. Говорят, что они опасаются того, что из Ирана полетят ракеты, тогда как Россия здесь вправе сказать, что, слушайте, у нас два РЛС на пути иранских ракет. Каждая из них в течение шести секунд обнаруживает пуск ракеты, и в следующие секунды Габалинская РЛС уже дает параметры траектории, цели и так далее, и обеспечивает перехват. Чего опасаются американцы, непонятно. Я так полагаю, что сейчас американо-российские отношения, несмотря на особую информационную шумиху и всякого рода подозрения, переживают как раз более-менее достаточно благоприятный период, о чем можно судить хотя бы потому, что американский вице-президент позволяет себе высказываться публично о том, кого бы они хотели видеть во главе России. Несмотря на всякого рода спекуляции на сей счет, в общем-то, у американцев с российским политическим истэблишментом, в том числе и оппозиционным, полное взаимопонимание. Поэтому это никак не отразится на судьбе переговоров по Габалинской РЛС. Там речь идет сугубо об отношениях двух сторон, которые по своим военным целям никак не вредят в данном случае интересам США.
Другое дело, что передавая России РЛС в аренду на 20 лет, Азербайджан получает как бы значительный срок для продолжения той политики, которая получила название "балансирование между двух сил". Это серьезный задел для более-менее стабильной, устойчивой политики. Продолжения того курса, который обеспечивал стабильность Азербайджана в течение последних 10-15 лет.
- Суд в Москве вынес решение о закрытии доступа к фото и картам НПЗ
- США нечего противопоставить российским подлодкам типа «Ясень-М» — СМИ
- Байден перед заявлением о теракте пошутил про своё появление
- Харьковские власти заявили об эвакуации 11 тыс. человек — 1043-й день СВО
- В Ростовской области за ночь уничтожили четыре беспилотника ВСУ