Молдавия - Россия: "В Молдавии дряхлой старухой СНГ больше не считают". Молдавия - Приднестровье: "В юридическом пространстве не существует долга Молдавии перед "Газпромом" за потреблённый Приднестровьем газ". Местные выборы: "На выборах мэра Кишинева ни один из кандидатов не одержит легкую победу в первом туре". Молдавия - Румыния: "Если бы не позиция Москвы, Бухарест с огромным удовольствием поглотил бы Приднестровье, Северную Буковину и Южную Бессарабию".

Молдавия - Россия: "В Молдавии дряхлой старухой СНГ больше не считают"

Итоги визита вице-премьера, министра экономики Валерия Лазэра в Москву показали, что готовность России и Молдавии договариваться значительно возросла, пишут "Молдавские ведомости". Так в ходе работы молдавско-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству была достигнута предварительная договоренность по проблеме оплаты исторических задолженностей Молдавии перед АО "Газпром". Кроме того, страны пришли к соглашению о возможном пересмотре цены транзита российского газа через территорию Молдавии.

Как рассказал глава Минэкономики, соглашение о реструктуризации долгов "Газпрому" предусматривает разделение активов АО "Молдова-газ" на правом и левом берегу Днестра. По словам Лазэра, речь идет о разделе обязательств "Тираспольтрансгаз" и "Молдова-газ", продолжают "Молдавские ведомости". После этого свои задолженности каждая сторона будет погашать отдельно. Но о конкретных деталях процесса говорить пока рано, они будут рассмотрены позднее. Важно, что удалось найти взаимоприемлемое решение в целом. "Газпром" уже начал проводить консультации с администрацией Тирасполя.

Обсуждался на межправкомиссии и новый договор о поставках газа в Молдавию, пишут "Молдавские ведомости". Он будет подписан до конца 2011 года. К этому времени "Газпром" и "Молдова-газ" должны выработать конкретные условия поставок. Коснувшись возможности повышения стоимости транзита российского газа через территорию Молдавии, Лазэр отметил, что в этом году в процессе непосредственной эксплуатации сетей будет выяснено, покрывает ли все расходы установленный в этом году тариф в три доллара за прокачку 1 тыс. куб. м. газа на 100 км. "Если окажется, что этой суммы недостаточно, у нас появятся аргументы для обсуждения повышения тарифа", - сказал министр экономики.

На заседании обсуждались и перспективы молдавско-российского торгово-экономического сотрудничества в агропромышленном комплексе, продолжают "Молдавские ведомости". В этой сфере также удалось существенно продвинуться. Стороны пришли к соглашению об установке дополнительных таможенных пунктов для экспорта молдавской винодельческой продукции на российский рынок. Также будут предприняты меры по обеспечению качества и упрощению процедуры экспорта молдавской алкогольной продукции. Было принято во внимание и предложение молдавской стороны о расширении спектра экспортируемой на российский рынок алкогольной продукции, в том числе водки, ликеров и аперитивов. Лазэр также отметил открытие в Санкт-Петербурге дополнительного таможенного терминала для экспорта молдавских вин на российский рынок.

Хорошие новости привез глава Минэкономики и для транспортников, пишут "Молдавские ведомости". В этом году намечено проведение совместной встречи по вопросам сотрудничества в области международного автомобильного транспорта. Основной темой этой встречи станет обсуждение возможности увеличения числа авторизаций на международную перевозку товаров автомобильным транспортом.

Во время пребывания в Москве молдавская делегация также приняла участие в Международном экономическом форуме СНГ "20 лет вместе: опыт сотрудничества и перспективы", продолжают "Молдавские ведомости". По мнению Лазэра, в свете формирования общего экономического пространства на территории СНГ для Молдавии открываются большие перспективы. "Развитие взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ определено Республикой Молдова в качестве одной из важнейших целей, которая вкупе с нашими устремлениями по европейской интеграции, представляет успешную формулу региональной политики, - подчеркнул глава Минэкономики. - Это обеспечит как Молдавии, так и ее партнерам с Востока и Запада, конструктивную и долгосрочную платформу для проведения последовательной внешнеэкономической политики, которая призвана служить национальным интересам нашей страны". Особенно важным для Молдавии представляется взаимодействие стран-членов содружества в агропромышленном комплексе. Главной задачей в этой сфере Лазэр назвал проведение согласованных действий, направленных на обеспечение граждан стран СНГ основными продуктами питания собственного производства. Он напомнил, что 2011 год объявлен Годом продовольственной безопасности в Содружестве, а в конце 2010 года наши страны подписали ряд важных документов, в том числе и Концепцию повышения продовольственной безопасности. Молдавия представила к рассмотрению на форуме разработку универсальных принципов идентификации материальных ресурсов. В результате ее реализации можно будет снабжать каждое промышленное изделие идентификационной меткой, что позволит достаточно легко отличать любой легальный товар от контрафакта. Эта инновация позволит существенно упростить таможенные процедуры.

По словам Лазэра, у Молдавии нет проблем при переходе к режиму свободной торговли со странами СНГ, пишут "Молдавские ведомости". "Именно способность сочетания взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ наряду с европейской интеграцией позволит не только Молдавии, но и странам-партнерам на Востоке и Западе создать конструктивную и прочную экономическую базу", - заявил Лазэр на московском форуме. Судя по всему, в Молдавии дряхлой старухой СНГ больше не считают (в 2009 году лидер Либеральной партии Михаил Гимпу назвал СНГ "старухой при смерти", впоследствии, став и.о. президента Молдавии и председательствуя на саммите СНГ в Кишиневе, Гимпу заявил в этом контексте, что "старушка еще хочет пожить" - прим. ИА REGNUM), подводит итог издание.

Молдавия - Приднестровье: "В юридическом пространстве не существует долга Молдавии перед "Газпромом" за потреблённый Приднестровьем газ"

Что скрывается за ширмой избавления от приднестровского долга? - задается вопросом "Пульс". В 1999 году создание реорганизованного акционерного общества "Молдова-газ" предполагало фактически воссоединение всего газового комплекса Республики Молдова. Сегодня происходит прямо противоположный процесс.

Всё время нахождения у власти коммунисты официально заявляли, что все газовые долги Приднестровья в случае объединения ложатся на единую страну, продолжает "Пульс". Нынешнее министерство экономики в лице его руководителя начало деконструкцию единой газовой системы именно с этого. Поводом для объявления о разделе активов "Молдова-газ" стал приднестровский долг. 22 марта министр экономики Валерий Лазэр заявил, что активы "Молдова-газ" будут разделены, в результате чего будут созданы два отдельных предприятия на обоих берегах Днестра. При этом долги за потребленный российский газ Молдавия и непризнанная республика оплатят отдельно. "Молдавия согласна на разделение активов АО "Молдова-газ" на правом и левом берегу Днестра", - сообщил на пресс-конференции вице-премьер Лазэр и тем самым согласился удовлетворить давнее желание Приднестровья. "Этот вопрос будет вынесен на общее собрание акционеров в мае. Реструктуризация позволит решить проблему оплаты исторических задолженностей. В результате разделения долги Приднестровья придётся погашать администрации Приднестровья", - отметил Лазэр.

Итак, судя по озвученному мнению Лазэра, для Молдавии счастье - избавиться от непосильного долгового ярма и ради этого стоит позволить Тирасполю отколоть часть общемолдавского акционерного общества (основными акционерами АО "Молдова-газ" являются ОАО "Газпром" (50% акций), правительство Молдавии (35,33% акций) и администрация Приднестровья (13,44% акций) - прим. ИА REGNUM) и таким образом получить правосубъектность ещё в одной сфере, пишет "Пульс". Оставим пока аргументы о целесообразности и просто проанализируем саму логику нашего министра экономики. А она, по сути, является чистейшей воды манипуляцией. Поскольку долг Приднестровья в два с чем-то миллиарда не является на сегодняшний день долгом Республики Молдова. После решения ЕСПЧ о том, что юрисдикция Кишинёва не распространяется на левый берег Днестра, ни один суд в мире не примет иск в отношении Молдавии относительно взыскания газового долга (да и сами эти долги взяты с потолка - они объявлены назывным порядком) в юридическом пространстве не существует долга Молдавии перед "Газпромом" за потреблённый Приднестровьем газ (В 2007 году ОАО "Газпром" подало 4 иска на взыскание с АО "Молдова-газ" исторической задолженности за поставленный газ в 2005 и 2006 (I-III кварталы) годах на общую сумму $96,1 млн, которая полностью является приднестровской задолженностью. По этим 4 искам в 2008 году Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) вынес решения в пользу ОАО "Газпром". В данный момент в МКАС при Торгово-промышленной палате Российской Федерации рассматриваются еще 2 иска ОАО "Газпром" о взыскании с АО "Молдова-газ" исторической задолженности за 2006 - 2007 годы на общую сумму $288,2 млн. Первый иск, поданный "Газпромом" в ноябре 2009 года, касается суммы $80,3 млн за IV квартал 2006 года, из которой долг "Молдова-газ" составляет $34,2 млн, а остальное составляет долг приднестровской газовой кампании "Тираспольтрансгаз" - $46,1 млн. Второе дело - иск, поданный ОАО "Газпром" в феврале 2010 года на сумму $207,9 млн за 2007 год, из которой долг "Молдова-газ" составляет $6,3 млн, а долг "Тираспольтрансгаз" - $201,6 млн. Таким образом, основную долю рассматриваемой задолженности составляет приднестровская задолженность - $247,7 млн или 86%. Разъясняя свою позицию по данным искам, в "Молдова-газ" отметили, что формирование задолженности является следствием форс-мажорных обстоятельств из-за невозможности влияния на "Тираспольтрансгаз", функционирующий на территории Приднестровья. Иски ОАО "Газпром" рассматриваются в МКАС Москвы в соответствии с положениями контракта на поставку газа между ОАО "Газпром" и АО "Молдова-газ", не предусматривающими разделения долга компании на молдавский и приднестровский - прим. ИА REGNUM). Вот когда страна будет объединена и юрисдикция Кишинева распространится на всю территорию Молдавии, тогда и приднестровский долг станет молдавским и власти должны будут подойти к этому вопросу со всей ответственностью. Но только в таком случае. А в настоящий момент просто абсурдно делать вид о необходимости урегулирования приднестровского долга, ведь, с точки зрения юриспруденции, на Молдавию нельзя повесить из него ни одного доллара. Поэтому логика Лазэра лжива в корне. Экономист Виссарион Чешуев полагает, что такая преамбула разделения "Молдова-газ" на два отдельных организма выявляет очевидный преступный сговор. "Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что в основании этой идеи - личные интересы, ради которых Минэкономики готово жертвовать государственными", - говорит он. Даже Оазу Нантой, соратник Лазэра по партии, считает, что говорить сейчас о разделении, выделении этого долга - это значит признавать этот долг, в то время как он считает, что Республика Молдова не должна признавать этот долг.

В оппозиции в заявлениях Лазэра чётко разглядели гигантскую коррупционную составляющую и продолжение сдачи национальных интересов, продолжает "Пульс". Бывший советник президента по экономическим вопросам, который непосредственно занимался проблемами с приднестровским долгом, ныне депутат Олег Рейдман пояснил: "Для нас основной задачей всегда было сохранение газотранспортной системы Молдавии. Негативным при этом являлось то, что приднестровская часть Республики Молдова не платит за газ. И тем самым нарастали долги "Молдова-газ" как единого приобретателя газа. С давних пор власти непризнанной ПМР мечтают о том, чтобы заполучить активы "Молдова-газ" в своё безраздельное пользование. Но, согласно Закону об акционерных обществах, так не бывает, чтобы один из акционеров мог выйти из предприятия с активами". По мнению Рейдмана, "попытки списать долги господином Лазэром - это не что иное, как продажа национальных интересов за 2 миллиарда долларов. То есть от общенационального предприятия, от единой газотранспортной системы Молдавии пытаются взять кусок и отдать неизвестно кому. Ведь никто даже не оценивал эти левобережные активы предприятия "Молдова-газ", находящиеся за Днестром. И потом - не понятно, с кем, с юридической точки зрения, и каким образом "Газпром" будет заключать контракты по поставкам газа в Приднестровье после разделения активов "Молдова-газ". В целом, полагает Олег Рейдман, "правительство либерал-демократов готово занимать на Западе и продавать всё, что связано с целостностью Республики Молдова, - её имущество, её территории, готово продавать кому угодно, лишь бы освободиться от бремени ответственности и подготовиться для объединения с другой страной".

Экс-министр реинтеграции, депутат Василий Шова прокомментировал для "Пульса" политические последствия развития подобного сценария. "Всё, что касается судьбы "Молдова-газ", ни в коем случае не может рассматриваться исключительно с точки зрения "рациональности" решения долгового спора, даже если этот вопрос встанет ребром. Это вопрос для обсуждения и нахождения компромиссного решения, которое ни в коей мере не должно затрагивать незыблемость идеи суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова". Василий Шова не исключает, что Демпартия, которую представляет глава Минэкономики, пытается таким образом наладить отношения с Москвой, испорченные в декабре прошлого года после провала создания левоцентристской коалиции. "Но комплексное решение газовой проблемы кроется в нахождении модели окончательного урегулирования приднестровского вопроса. Надо искать такую модель, которая позволит разрешить и такие вопросы, как долги, безопасность, гарантии и постконфликтное развитие Молдавии. В таком ключе нужно открыто говорить о проблематике, а не вести себя, как нашкодивший подросток, который пытается загладить свою вину", - говорит Шова. По мнению Василия Шовы, сделанное Лазэром заявление свидетельствует о том, что сегодня в Молдавии отсутствует системное управление государственными институтами. "Страна не управляется. Она хаотично движется в каком-то направлении, которое никто не задаёт. На словах определяются какие-то пути, а в реальности - хаотическое, ситуационное развитие путём манипуляции и комбинаций. За последние месяцы можно назвать десятки противоречащих заявлений. Последнее - это обсуждения бюджета на 2011 год. То, как власть это делает, доказывает: верхи не могут управлять страной", - уверен Шова.

Идея раздела "Молдова-газ" не первый случай, пишет "Пульс". Передаются территории. Переносятся столбы, отчуждаются объекты собственности. "Граждане понимают, что они не защищены ни от каких экспериментов власти. Это уже вопрос не об ответственности некоторых чиновников, а всего альянса за положение дел в стране", - уверен дипломат. Шова предложил задаться вопросом: "Мнение Минэкономики нам известно. А какое мнение по этому поводу у правительства? У вице-премьера по реинтеграции? Парламента, в конце концов? Ответа нет. Реальность в том, что нет никакого альянса. Есть три абсолютно независимо действующие друг от друга партии, которые используют те рычаги, что имеют. Они не могут сработаться как единая власть", - ставит диагноз политик. Василий Шова расценивает кредит доверия нынешней власти как исчерпанный. "Пора дать чёткий сигнал: данная схема трехпартийного альянса не состоялась. Нужен процесс переформатирования власти. Иначе Молдавия будет продолжать катиться в абсолютный хаос", - предупреждает он. Василий Шова считает, что самым опасным симптомом в последнее время стало то, что на всех уровнях - от кулуаров политических партий до кухонь простых граждан - стали слишком часто обсуждать процесс распада и дезинтеграции Республики Молдова. "Об этом говорят и за пределами нашей страны, - говорит депутат. - При таком управлении мы можем потерять нашу страну в том смысле, что она станет не нужной нашим гражданам. Это станет безумием и катастрофой. Нам нужно чётко понимать, какова перспектива. Что реально? Программа правительства или то, что мы наблюдаем каждый день? В ближайшие месяцы мы должны получить ответ на этот вопрос".

Местные выборы: "На выборах мэра Кишинева ни один из кандидатов не одержит легкую победу в первом туре"

Подготовка политических сил к намеченным на начало июня выборам в местные органы власти набирает обороты, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Главный приз - пост мэра Кишинева. Между партиями правящего Альянса за европейскую интеграцию уже началась заочная полемика о былых и будущих заслугах перед городом. Коммунисты продолжают определяться со своим кандидатом, перед которым стоит задача минимум - пройти во второй тур. В том, что ни один из кандидатов не одержит легкую победу с первого раза, эксперты не сомневаются.

Местные выборы неумолимо приближаются и оказывают все большее воздействие на молдавский политический класс, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Рассмотрение проекта закона о госбюджете опять застопорилось (на этот раз в парламенте), депутаты делят деньги. Каждый старается пролоббировать выделение бюджетных средств своим населенным пунктам, своим местным советам и своему мэру.

Общая же картина будущего избирательного бюллетеня на местных выборах выглядит пестро, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Пока достоверно известно только про одного кандидата: нынешнего главу городского хозяйства столицы Дорина Киртоакэ. Недавно примкнувший к либералам экс-председатель движения "Европейское действие" Вячеслав Унтилэ выступил с предложением ко всему составу правящего альянса. Господин Унтилэ поддерживает выдвижение единого кандидата от АЕИ на пост мэра Кишинева. По его мнению, Дорин Киртоакэ показал за прошедшие четыре года "исключительные качества". И потому альянсу, по словам господина Унтилэ, следует "проявить мудрость - и уступить".

Коллеги по коалиции не слишком восторженно восприняли сигнал к объединению усилий, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Либеральные демократы объявят о своем кандидате до 10 апреля. Так что сейчас ЛДПМ выступает за здоровую конкуренцию, говорит вице-председатель партии Юрий Цап. С другой стороны, Дорина Киртоакэ могут поддержать демократы. У демократической партии сейчас непростое положение. С одной стороны, явного претендента на главный приз избирательной гонки на местных выборах у них нет. С другой - даже если он и появится, ему придется соревноваться с когортой соперников, подготовленных не в пример лучше. Возможно, что демократы решатся открыто поддержать кандидатуру господина Киртоакэ во втором туре выборов. Подавляющее большинство аналитиков уверены, что Кишиневу второго тура никак не избежать.

Пока же электоральную атаку начала только ЛДПМ, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Премьер-министр и по совместительству лидер либеральных демократов Владимир Филат пытается отобрать лавры Дорина Киртоакэ по поводу подписанного контракта на поставку сотни троллейбусов из Белоруссии. Мэр Кишинева утверждает, что средства кредита будет возвращать городская казна, премьер говорит, что новые троллейбусы - заслуга правительства. Жесткое отслеживание заявлений столичного мэра будет продолжено. Тем более что и сам городской глава дает достаточно поводов для критики, как со стороны коммунистической оппозиции, так и коллег по альянсу, грядущих соперников. Так, Дорин Киртоакэ высказывал мнение, что озеро в парке "Валя Морилор" будет наполнено водой к июню и даже к апрелю. Хотя масштабные строительно-монтажные работы только-только начались. Рассуждал мэр Кишинева о том, как необходим столице скоростной трамвай, одна ветка которого свяжет Южный автовокзал и поселок Вадул-луй-Водэ. А это - не менее 40 километров путей и миллиарды инвестиций. Притом что строительство другого обещанного проекта - мусороперерабатывающего завода - так и не началось. Политические консультанты ЛДПМ с радостью пользуются неосторожными заявлениями мэра Кишинева и более четко указывают избирателю на принципиальные отличия вице-председателя Либеральной партии от пока что неназванного кандидата ЛДПМ.

Коммунисты называют несколько имен: Игорь Додон, Юрий Мунтян, Виолетта Иванова и Эдуард Мушук, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Если учитывать разногласия, возникающие внутри партии между Игорем Додоном и главным идеологом ПКРМ Марком Ткачуком, то вероятнее выдвижение бывшего главы социал-демократов Эдуарда Мушука. Он уже возглавлял кишиневский муниципальный совет, управленческий опыт у него богатый. Так что, рассуждают в ПКРМ, при правильной раскрутке господин Мушук вполне способен замахнуться на второй тур, подводит итог издание.

Молдавия - Румыния: "Если бы не позиция Москвы, Бухарест с огромным удовольствием поглотил бы Приднестровье, Северную Буковину и Южную Бессарабию"

Существует ли у нынешнего правящего класса Молдавии иная, не связанная с идеей "унири" (молд. "объединение"; в молдавском политическом дискурсе используется в контексте объединения Молдавии с Румынией - прим. ИА REGNUM), перспективная политическая программа? - задается вопросом "Пульс". На этот счёт есть весьма серьёзные сомнения. Поскольку, пусть неброско, пусть тихой сапой, без громких деклараций и символических жестов, но данный губительный процесс при нынешнем режиме не прекращается ни на секунду.

Незначительному, казалось бы, румынскому чиновнику, всего-навсего советнику президента Бэсеску по вопросам национальной безопасности и обороны, Юлиану Фоте устраивают в Кишинёве поистине царский приём, продолжает "Пульс". Его принимают на самом высоком уровне, оказывают почести, ведут беседы за тщательно закрытыми дверями, а по итогам переговоров ограничиваются слишком уж сухими пресс-релизами. Из которых, тем не менее, можно сделать достаточно очевидные выводы. Так, в отчёте о встрече румынского советника с молдавским министром обороны пресс-службы военного ведомства, недвусмысленно сообщается о том, что Виталий Маринуца зачем-то отчитался перед Юлианом Фотой о проделанной в 2010 году работе и сообщил о приоритетах, стоящих перед Минобороны в 2011-м. А Фота в свою очередь пообещал Маринуце всяческую поддержку румынского правительства в реформировании национальной армии Молдавии. Каковая поддержка, по словам министра обороны, уже оказывалась в прошлом году, за что Румынии и её руководству пламенный "гран-мерси".

Когда армия, в которой от щедрот либерального правительства на питание солдата тратится 20 (двадцать!) леев в сутки (1 рубль = 0,4 лея - прим.ИА REGNUM), благодарит румынское руководство за помощь в реформировании вооружённых сил, сразу начинает казаться, что здесь что-то неладно, пишет "Пульс". И вот что именно: раз румынская сторона участвует в реформировании национальной армии Молдавии - стало быть, реформы идут по румынскому образцу. Вероятно, это не самый плохой образец в мире, бывают армии и похуже. Но ведь дело не в этом, а в унификации оборонных стандартов, неизбежных при реформировании вооружённых сил при непосредственном участии румынских консультантов-военспецов. А вот это уже элемент не из военной, а - напрямую - из политической сферы. Так в своё время, под конец 90-х производили административно-территориальную реформу, ликвидировав районы и введя так называемые "жудецы" (румынская административная единица - прим. ИА REGNUM). Прикрывались и тогда рекомендациями МВФ, необходимостью укрупнить административно-территориальные единицы и сэкономить тем самым бюджетные средства, однако на поверку оказалось: сделали, как в Румынии - от принципа деления до названия "жудец". Как шутил покойный Виктор Черномырдин: что ни строим - получается КПСС. Так и здесь: за какую бы реформу ни брались отечественные правые - получается, как в Румынии.

С армией всё ещё очевиднее. Румыния - страна НАТО, Молдавия обладает статусом конституционного нейтралитета, продолжает "Пульс". Если реформировать вооружённые силы по румынским лекалам получается, что это автоматически становится реформой по натовским стандартам. А НАТО, напомним, прямо сейчас, в эту секунду ведёт как минимум две войны одновременно - в Афганистане и Ливии, не говоря уже об Ираке, где обстановка весьма далека от мира. Так зачем, спрашивается, нейтральной и невоюющей Молдавии такие стандарты в организации вооружённых сил? И вот здесь круг замыкается. Ответ прост: потому что так в Румынии. И точка. Вернее - многоточие.

Предельная неинформативность сообщений о контактах румынского советника в Кишинёве в качестве наивной попытки скрыть содержание переговоров не в состоянии скрыть их последствия, пишет "Пульс". Не успели ещё высохнуть слезы на платках кишинёвских визави Юлиана Фоты, провожавших его домой в Бухарест, как одно за другим посыпались сообщения, которые нельзя не связывать с его пребыванием в наших краях. Начались переговоры о новом соглашении между Республикой Молдова и Румынией. Новый договор будет предусматривать такие положения, как контроль за вооружениями, обмен разведывательной информацией, совместное использование полигонов, предоставление военных карт, участие в миротворческих операциях и другие виды сотрудничества. Это то, что называется "высоким уровнем" сотрудничества. Вплоть до полного стирания границ и различий. Фактически, если исходить из этих скупых данных, национальной армии Молдавии в обновлённом договоре с румынской стороной отводится роль одного из подразделений национальной армии Румынии. Ну а как же иначе, раз речь идёт - повторимся - об общем контроле над вооружениями, обмене разведданными, совместном использовании полигонов, работе по одним и тем же военным картам и даже совместном участии в миротворческих операциях.

Характерный момент: Виталий Маринуца, явно превышая полномочия и выходя за рамки круга функциональных обязанностей, зачем-то обсуждает с Юлианом Фотой проблемы, связанные с приднестровским урегулированием, продолжает "Пульс". И это не удивительно: Приднестровье - главное препятствие на пути вожделенной "унири". Бухарест с огромным удовольствием поглотил бы и территорию Левобережья, равно как Северную Буковину и Южную Бессарабию (Черновицкая и Одесская области Украины - прим. ИА REGNUM), воспроизведя карту так называемой "Великой Румынии" времён оккупации 1941-1944 годов, аппетита и амбиций у него хватает. Однако Румыния, даже опираясь на сверхлояльное руководство в Кишинёве, не может не отдавать себе отчёта в том, что это невозможно. Невозможно по целому ряду причин, в том числе связанных с позицией России. И потому прямо на наших глазах начинается реализация так называемого плана Белковского - Мокану, подразумевающего раздел нынешней Молдавии на "Бессарабию", отходящую к Румынии, и "незалежное" Приднестровье - с признанной границей по Днестру. Московские договорённости министра экономики Валерия Лазэра, представляющего вроде бы прогосударственническую Демпартию, о разделе газовых долгов Кишинёва и Тирасполя с разделом газотранспортной системы и отделении "Тираспольтрансгаза" от "Молдова-газ" все мало-мальски значимые эксперты назвали первым шагом в признании Кишинёвом Приднестровья.

Из той же "оперы" - нищенские подачки, предусмотренные в проекте разработанного кабинетом Филата государственного бюджета для населённых пунктов кишинёвской юрисдикции, расположенных в левобережье Днестра, пишет "Пульс". Их фактически выпихивают в Приднестровье в поисках финансирования социальных и инфраструктурных проектов, более высоких зарплат, справедливых пенсий. Насколько известно, подобные настроения в последние полтора года там очень сильны. Ещё какое-то время подобной политики - и пресловутая граница по Днестру обретёт вполне осязаемые очертания. Ну а то, что приднестровский вопрос становится предметом обсуждения министра обороны Молдавии и советника румынского президента по военным вопросам, порождает опасения, что этот "процесс" даже постараются "ускорить".

Активное сближение Кишинёва и Бухареста по военной линии - всего лишь элемент масштабного сближения по всему фронту двусторонних отношений, продолжает "Пульс". На июнь, как известно, запланировано совместное заседание правительств двух стран. Причём премьер Филат был вынужден признаться, что совместных заседаний с кабинетами других государств он не планирует. У Румынии - эксклюзив. Вдруг выясняется, что румынские коммерсанты претендуют на приватизацию стратегических отраслей на территории Молдавии, включая связь, железную дорогу, авиасообщение, банковский сектор. Вполне в духе знаменитого: почта, телефон, телеграф, банки. Кроме того, Румыния же является наряду со Швецией коспонсором развернувшейся переписи сельскохозяйственного имущества, включая пахотные земли. Характерно, что премьер Филат на этом фоне вновь заговорил о возможности продажи земли иностранцам. А когда молдавская земля не в цветочных горшках, а на корню, физически окажется в руках румынских помещиков, вопроса о её государственной и национальной принадлежности уже попросту не встанет. Скоро Бухарест будет управлять Молдавией на правах основного инвестора, подводит итог издание.