Красноярский край: Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 15 июля 2003 (часть 2)
"Прилипалы у бюджетной кормушки".
("Красноярский рабочий", 15.07.03, Елена Дмитриева)
Юрий Николаевич Швыткин родился 24 мая 1965 года в Красноярске. После окончания факультета воздушно-десантных войск Новосибирского высшего военного общевойскового училища направлен в Псковскую воздушно-десантную дивизию. Был командиром отдельной разведроты дивизии, заместителем командира парашютно-десантного батальона. В 1992 году переведен на службу в органы внутренних дел Красноярского края, сначала в управление вневедомственной охраны, затем в управление по борьбе с организованной преступностью и в отряд милиции особого назначения (ОМОН). За время службы побывал в служебных командировках в Баку, Фергане, Кировабаде, Ленинакане, Чечне и других "горячих" точках. Награжден тремя орденами Мужества и медалью "За боевые заслуги". В 1999 году окончил академию управления МВД РФ. В 2001 году избран депутатом Законодательного Собрания Красноярского края.
Фонд "Правопорядок" сегодня на слуху у каждого жителя края, имеющего телевизор, радиоприемник или читающего газеты. Как уже сообщал "Красноярский рабочий", несколько месяцев назад Законодательное Собрание своим постановлением образовало комиссию депутатского расследования, которой было поручено разобраться с ситуацией вокруг фонда. Поводом послужили многочисленные жалобы и обращения жителей края на непонятные поборы, которые взимались с людей при получении паспортов, снятии и постановке на учет автотранспорта и так далее. В комиссию вошли депутаты ЗС, представляющие различные политические движения и взгляды: Валентина Бибикова, Марина Добровольская, Алексей Клешко, Александр Симановский, Леонид Федотенко, Юрий Швыткин.
С первых же дней работы комиссии началось непонятное. Депутатов, вопреки их статусу, не пропускали в здание фонда, чинили разные препятствия при получении документации. И не удивительно. Слишком велика оказалась цена вопроса - только по предварительным расчетам, обнародованным комиссией в докладе на последнем заседании сессии, доходы, так или иначе связанные с деятельностью фонда, составили 550 миллионов рублей. Как проходило депутатское расследование и к каким выводам пришла комиссия, рассказывает депутат ЗС, полковник МВД РФ Юрий ШВЫТКИН.
- Юрий Николаевич, давайте разберемся, что это за "Правопорядок" такой. Ведь есть несколько организаций под этим наименованием.
- До недавнего времени в крае существовало два фонда "Правопорядок" - бюджетный и внебюджетный. Оба они были созданы в разное время администрацией края с самыми благими целями. Предполагалось, что деньги пойдут на решение проблем правоохранительных органов, в том числе на укрепление материально-технической базы. В бюджетный фонд поступали средства краевого бюджета, деньги, полученные в виде платы за прием экзаменов на право управления транспортным средством, за выдачу и замену специальной продукции, штрафы за административные правонарушения. Второй, внебюджетный фонд является некоммерческой благотворительной организацией. Для того чтобы управлять средствами бюджетного фонда, был создан еще один "Правопорядок". На этот раз - краевое государственное учреждение (КГУ). Схематично движение денег, деятельность фондов и КГУ должны были выглядеть так. Бюджет направляет средства в целевой бюджетный фонд, главным распорядителем является КГУ, оно переправляет деньги на оговоренные цели в ГУВД, а внебюджетный фонд привлекает спонсоров.
- Пока все как будто соответствует закону, Бюджетному кодексу.
- Вот именно что "пока". Все три организации возглавил Евгений Кротов. К слову сказать, он возглавляет также страховую компанию правоохранительных органов Красноярского края. И он же создал ряд коммерческих структур, подвизавшихся на оказании услуг при выдаче паспортов, проведении операций по постановке и снятию с учета транспорта, изготовлению спецпродукции, например номерных знаков. Всего таких организаций, по его собственным словам, не раз звучавшим в СМИ, было около двадцати. И большинство из них возглавил он сам или его брат.
- Но услуги-то они оказывали?
- Это смотря что называть услугами. Например, получает человек новый паспорт в паспортно-визовой службе (ПВС). За бланк паспорта взимается плата в размере 50 рублей. Никаких дополнительных средств ни за какие услуги по закону брать не должны. На этот счет имеется даже приказ N 272 министра внутренних дел России. Однако паспорт вы не получите, пока не заплатите по отдельной квитанции еще 54 рубля. И реквизиты в квитанции указаны не ПВС, а коммерческой организации ООО "Движение", руководителем которой является, естественно, Кротов. Прокуратура края еще в 2001 году обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора между ГУВД и ООО "Движение", поскольку последнее не имеет права заниматься деятельностью, отнесенной к полномочиям государственных органов. В итоге договор был аннулирован, но деньги продолжают с людей собирать и сегодня! Только после начала работы комиссии в бланках квитанций, выдаваемых в паспортных столах, в строке "назначение платежа", где раньше указывалось "за услуги ПВС", от руки стали вычеркивать аббревиатуру "ПВС". На этой нехитрой операции ООО "Движение", по нашим подсчетам, "заработало" 52 миллиона рублей. И где здесь услуги?
Оправдывая деятельность фирмы Кротова в системе ПВС, некоторые руководители жалуются на нехватку кадров, на большую загруженность работников отделов и, как следствие, на большие очереди. Это одна сторона медали. Но есть и другая. Работники ПВС зачастую привлекаются к выполнению несвойственных им функций. Например, они занимаются выявлением нарушений правил торговли на потребительских рынках. Чтобы поднять раскрываемость за счет этой категории дел, им даже выдаются плановые задания. Если освободить сотрудников ПВС от несвойственных функций, как многие из них сами говорят, им не потребуются коммерческие "помощники", не будет и скопления людей в отделениях ПВС.
- Много было разговоров об участии Евгения Кротова и связанных с ним фирм в системе ГИБДД.
- Здесь схема аналогичная. Та же самая коммерческая фирма оказывает населению услуги по регистрации автомототранспорта, выдаче водительских удостоверений, принятию экзаменов - всего таких услуг 9. Альтернативы у водителей нет, поскольку иначе не пройти все эти процедуры. ООО "Движение" монополизирует информационно-справочную систему ГИБДД края (вопреки законодательству).
На этом основании оказывает в обязательном - подчеркиваю это - порядке платные услуги гражданам без всякого их на то согласия. Здесь "выручка" еще больше, чем в ПВС,- 258 миллионов рублей. С учетом других источников доходов, связанных с правоохранительной системой, фирмы Кротова заработали, по предварительным подсчетам комиссии, более полумиллиарда рублей.
- Существуют ли результаты проверок каких-либо финансовых органов, которые могли бы подтвердить выводы комиссии?
- Это еще один интересный вопрос. За все время краевые власти ни разу не озаботились своим детищем, хотя должны были принимать отчеты о деятельности фондов и проверять КГУ ежегодно. Только Счетная палата края забила тревогу. На самом деле, я думаю, деятельность империи Кротова получила гораздо больше дивидендов, чем предполагает комиссия. Ведь мы просчитали далеко не все потери бюджета, а уж тем более прибыли коммерческих фирм, присосавшихся к "Правопорядку". Вся отчетность завуалирована, не выдерживает никакой критики. А о спешно ликвидированном после начала работы депутатов внебюджетном фонде "Правопорядок" жители края вряд ли когда-нибудь узнают правду. Хотя известно, что непонятным образом плата от сборов ГИБДД вместо целевого бюджетного фонда стала зачисляться во внебюджетный, который по уставу должен был вообще-то заниматься поиском спонсоров и оказывать благотворительную помощь, а не "крутить" бюджетные деньги.
- Как только в Законодательном Собрании заговорили о "Правопорядке", в ряде СМИ началась информационная кампания о героической деятельности фонда и КГУ. Оказывается, чеченские командировки красноярских милиционеров полностью спонсирует и снаряжает фонд, и суперремонты ведет в отделениях ПВС и райотделах, и мебель закупает, и новейшее специализированное оборудование...
- Давайте по порядку. Во-первых, две газеты и один не самый популярный телеканал - это еще не ряд СМИ. К чести журналистов нужно сказать, что мало кто стал участником этой плохо срежиссированной постановки. Во-вторых, я сам не раз бывал в "горячих" точках и принимал участие в подготовке к отправке туда наших отрядов. Происходит это примерно так. На совещании руководства между начальниками управлений и отделов ГУВД распределяются роли - "ты едешь на мясокомбинат, ты на "Пикру", ты еще куда-нибудь". Мы элементарно просим руководителей предприятий о спонсорской помощи. И они помогают. Но ни разу на этих совещаниях я Кротова не видел. Ему как руководителю в том числе и благотворительного фонда, наверное, нужно было бы одним из первых не только присутствовать на подобных совещаниях, но и встречаться с командирами подразделений, убывающих в Чечню, работать со спонсорами.
Безусловно, некоторую помощь фонд оказывал командированным сотрудникам милиции и их семьям. Непонятен сам принцип - каким отрядам, в каком размере ее оказывали? Существует документ, представленный командиром ОМОНа ГУВД края 30 мая нынешнего года, согласно которому вся помощь фонда нашим омоновцам с 2000 по 2002 год равна 10 тысячам рублей. Теперь что касается ремонта и мебели. Да, согласно документам, представленным Счетной палатой, огромные деньги были затрачены именно по этим статьям. Непонятно только, почему евроремонт ведется в административных зданиях, в офисе того же Кротова, и туда же закупают современную мебель, тогда как в территориальных отделах милиции -Свердловском, Советском, Кировском и других - стоят допотопные шкафы и столы, купленные, наверное, при советской власти. И вообще, на мой взгляд, произошла подмена понятия "укрепление правоохранительных органов". Ремонтируются офисы, Кротов разъезжает на дорогом "Вольво" с синими милицейскими номерами, в то время как сотрудники уголовного розыска ищут бензин, чтобы выехать на оперативно-разыскные мероприятия.
- Так куда же уходили деньги, бюджетные в первую очередь?
- Бюджетные деньги вкладывались в создание коммерческих фирм. Те, в свою очередь, оказывали мифические или противозаконно навязываемые населению услуги на ниве правоохранительной системы. Полученные от населения за эти услуги средства опять же возвращались в коммерческие фирмы. Имя руководителя большинства фирм я уже назвал.
- Пока речь шла только об ООО "Движение".
- Это предприятие снимало сливки. Хотя деятельность остальных тоже впечатляет. Например, существует несколько фирм под общим названием "Знак" и "Символ-К". Они занимаются изготовлением спецпродукции - номерных знаков. Принадлежат сами понимаете кому. Именно здесь ГУВД размещает заказы, несмотря на то, что в Красноярске работает несколько предприятий по производству автомобильных номерных знаков - высокотехнологичных и зачастую более дешевых. Прибыли от таких сделок составляют миллионы рублей.
Еще одно предприятие, ООО "Образовательный комплекс "Класс-А", аккумулирует все недвижимое имущество братьев Кротовых. Площадь помещений исчисляется тысячами квадратных метров и сдается в аренду правоохранительным органам по очень приличной ставке. Например, эта фирма сдала в аренду ГУВД помещение по улице Пограничников, 51, с помесячной платой в размере 54 тысяч рублей. В то же время ГУВД бесплатно, без заключения договора передает КГУ "Правопорядок" помещение по улице Ленина, 85. Помимо КГУ в этом здании вольготно располагаются присосавшиеся к фонду и государственному предприятию коммерческие фирмы, не выплачивая за аренду ни рубля. Все затраты по эксплуатации несет ГУВД.
Некоторые фирмы Кротовых вообще с криминальным душком. ООО "Сибирский цирюльник" связано с производством суррогатной спиртосодержащей продукции, об этом в своем докладе упоминал даже заместитель губернатора Сергей Сокол. За вывеской ООО "Яр" скрывается казино с далеко не бесспорным правом на эксплуатируемое имущество. В числе учредителей "Яра" - брат Е. Кротова А. Кротов, а также не-однократно судимый гражданин, чья личность и сегодня вызывает определенный интерес правоохранительных органов. Часть фирм, получивших деньги от некоммерческого фонда "Правопорядок", просто исчезла - вместе с имуществом фонда. По нашим данным, это имущество "всплывает" теперь в недавно созданных фирмах, юридически уже никак не связанных с "Правопорядком".
- Но хоть какие-то средства фонды и КГУ направляли правоохранительным органам?
- Направляли. И получали назад в рамках своей гениальной схемы. Только, естественно, на счета связанных с "Правопорядком" коммерческих структур. Всего в ГУВД поступило 386 миллионов рублей, из этой суммы сборы ГИБДД за спецпродукцию составили 344 миллиона. И тут же эта самая спецпродукция закупается на 240 миллионов в фирмах братьев Кротовых.
- Факты просто шокирующие. Да и цифры фигурируют такие, что заниматься всем этим должны специалисты. Почему именно депутаты взялись за расследование деятельности фонда и КГУ?
- Это не просто расследование - это депутатское расследование. Мы имеем полное право и даже обязаны были вмешаться в ситуацию, когда под носом у властей края в течение нескольких лет творилось такое беззаконие. В рамках нашей беседы не хватит времени и места даже перечислить выявленные нами нарушения. Часть их достаточно подробно изложена в докладе комиссии. Однако эта часть - едва лишь одна пятая того, что было установлено комиссией. Сжатые сроки не позволили обнародовать весь собранный материал, но ведь расследование продолжается, все факты будут проверены. Безусловно, одни депутаты не смогли бы столь оперативно провести такую огромную работу. Нам помогали сотрудники ГУВД, на определенном этапе к расследованию подключились спецслужбы.
- Юрий Николаевич, скажите честно, заказ был?
- Я всегда говорю честно. Что имеется в виду под "заказом"? Слухи о том, что за расследованием стоит Быков или кто-либо еще?
- И это тоже. Те самые СМИ, о которых мы уже говорили, сообщали также, что вы или кто-то другой из депутатов сами бы хотели возглавить фонд.
- Отвечаю - заказа не было. Если, конечно, не считать заказом обращения жителей края и собственную совесть. Когда стало ясно, что Быков никакого отношения к деятельности группы расследования не имеет, режиссеры, заинтересованные в том, чтобы дело зашло в тупик, нашли еще несколько "заказчиков". Это все глупости. Глупо и то, что мне приписывают желание поруководить фондом или КГУ. Начиная с военного училища, будучи офицером ВДВ, а затем ГУВД, я служил государству. Вся моя семья - мама, отец, сестра - офицеры МВД. Родители, правда, уже на пенсии. Работа в коммерческих или околокоммерческих структурах, во-первых, запрещена законодательством для служащих МВД, во-вторых, совершенно чужда мне по характеру.
- Во время работы комиссии на вас оказывали, наверное, самое большое давление. Публично пытались опорочить как офицера, как депутата. Возникли трения с коллегами по блоку "За Лебедя!". Не жалеете, что вошли в состав комиссии?
- В Законодательное Собрание я пришел под девизом борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Работа в комиссии соответствует этой цели. Мне было бы стыдно, если бы я не принял участие в ее работе. А попытки дискредитировать меня пусть останутся на совести организаторов этой кампании. Они носили явно заказной характер, так же как и обострение ситуации в блоке "За Лебедя!". Один из депутатов упрекнул меня в том, что я пытался "прислониться к кранику", из которого текут деньги. Видимо, ему самому близка эта идея. Остается только догадываться. Были попытки поставить под сомнение полученные мною боевые награды. Вот это было больно, не скрою. Я никогда не выставлял награды напоказ, не буду этого делать и сейчас, тем более в связи с таким гнилым делом. Одно скажу - я горжусь своими орденами и каждый день помню, что они - заслуга в первую очередь боевых товарищей, моих подчиненных.
- Кстати, Евгений Кротов тоже имеет награды...
- Депутаты были в шоке, когда узнали об этом. Кто представлял его к медали "200 лет МВД России"? Эта медаль учреждена в первую очередь для пенсионеров и заслуженных сотрудников МВД. За какие заслуги ее получил господин Кротов, ни дня не служивший ни в армии, ни в милиции? Но еще больший шок я пережил, когда узнал, что Кротов представлен к ордену, выше которого только звание Героя России. Люди, ставящие визы на документах, вообще понимают, что творят?! К счастью, как слышал, производство по награждению приостановил губернатор.
- Еще один слух. Говорят, что с помощью расследования депутаты пытаются "разобраться" с правоохранительными органами края в целом, с руководством ГУВД. И связано ли расследование с делом "оборотней в погонах"?
- Наша комиссия была создана задолго до громкого московского дела, так что связи никакой не вижу. Вопрос в другом. Целая серия дел, связанных с работой правоохранительных органов, прокатилась по всей стране. То тут, то там возникают скандалы и громкие уголовные дела. Значит, действительно, что-то не в порядке с системой. Я не хотел бы ставить под сомнение работу всех сотрудников органов МВД в крае. Я сам из этой системы и знаю, что подавляющее большинство офицеров и рядового состава ГУВД честно стоит на страже закона. Однако факты говорят сами за себя. Смог бы Кротов так долго процветать, не будь ему создан режим наибольшего благоприятствования со стороны высоких покровителей? Конечно, нет. С самого начала работы наша группа встретила сильное противодействие, которое без высокой санкции оказывать бы не стали.
- Вам известно, как отнеслись к расследованию рядовые сотрудники ГУВД, ваши товарищи?
- Я даже не ожидал такой поддержки. К нам обращались целыми отделами, шли делегации. Ребята из ОМОНа звонили и приходили. Это во многом поддержало нас во время расследования. Но теперь происходят странные вещи. Некоторые офицеры, оказавшие нам содействие, стали подвергаться разного рода гонениям. Напрямую это вроде бы нельзя связать с расследованием деятельности фонда, но, по-моему, причина очевидна. Уверяю, что сделаю все возможное, чтобы защитить товарищей.
- И что дальше? Доклад комиссии по итогам проверки - еще не решение суда. Кто и когда поставит точку?
- Сессия приняла решение направить доклад комиссии в прокуратуру края, начальнику ГУВД, министру внутренних дел РФ, в Генеральную прокуратуру России, депутатам Государственной Думы. Мы предложили администрации края главным распорядителем бюджетных средств фонда назначить непосредственно ГУВД, централизовать средства в краевую целевую программу. Предлагаем ужесточить контроль за деятельностью КГУ "Правопорядок", привести в соответствие с законом устав. Руководитель государственного предприятия не имеет права параллельно заниматься коммерческой деятельностью и работать не на бюджет, а на свой карман - это должно быть четко прописано в уставе. Необходимо разобраться с оказанием платных услуг, избавившись от множества фирм в пользу одного государственного предприятия. При этом полученная прибыль должна поступать в бюджет. Насколько мне известно, ознакомившись с докладом комиссии, деятельность "Правопорядка" взял на контроль совет безопасности края. Есть реакция и в Москве. Будем ждать результатов. Мы намерены добиться полной ясности и привлечения виновных к ответственности.
"Человек с ружьем".
("Комок", 15.07.03, Юрий Чигишев)
Как можно зарабатывать с пистолетом.
"Постановлением Законодательного собрания Красноярского края от 22.04.03 № 6-991-П была образована комиссия депутатского расследования в целях проверки обстоятельств, изложенных в многочисленных обращениях граждан, по вопросу законности взимания дополнительных платежей при оформлении паспорта гражданина Российской Федерации, а также замене водительского удостоверения и регистрации автомототранспорта в ГИБДД ГУВД Красноярского края.
Комиссия свою работу завершила. Результат - кому как нравится. Одни считают удачным, другие - не совсем. Проверяли-то деятельность фонда "Правопорядок". Что само по себе странно. Согласитесь, название как-то обязывает. С другой стороны - это же фонд. Если кто-то припомнит фонд, который был создан для иных целей, кроме отмывания денег, пусть немедленно сообщит об этом куда следует. Там орудуют опасные чудаки. Или его просто не проверяли как следует.
Фонд "Правопорядок" тоже не проверяли как следует. Из доклада комиссии явствует, что на 40 депутатских запросов в разные инстанции - кстати, имеющие прямое отношение к органам правопорядка, - ответов не было получено. Были одни отписки. При этом проверялась самая скромная и легальная сфера деятельности фонда - оказание информационно-справочных услуг. Мы когда паспорт получаем, пятьдесят рублей платим законно. И еще 54 рубля - за услуги паспортно-визовой службы. Притом, что министр внутренних дел специально для подобных случаев написал приказ: никаких дополнительных средств с населения взиматься не должно. Услуги оказывало одно из многочисленных разветвлений фонда "Правопорядок" - фирма 000 "Движение". Кстати, во время работы комиссии депутаты задались вопросом - а вообще, какие могут быть особые услуги оказаны гражданам? Выяснилось, что даже теоретической возможности нет.
Другая тема депутатского расследования - номерные знаки. Управление внутренних дел за три года выделило 240 миллионов рублей на производство этой продукции. Бюджетных денег. Все они попали в фонд "Правопорядок", а затем - в сеть частных фирм, созданных Евгением Кротовым. Для производства одного номерного знака из готовых пластин потребовалось пять фирм под общим названием "Знак". При том, что в Красноярске есть минимум четыре фирмы, которые способны за гораздо меньшие деньги выполнить полный цикл производства.
За три года работы фонда в ГУВД края поступило 386 миллионов рублей. Из них благотворительная помощь - только 12 миллионов рублей. Цифра не то чтобы не впечатляет, она просто удивляет. Те самые 240 миллионов можно было просто хранить в банке, и процент получился бы большим.
Собственно, на этом депутатское расследование и закончилось. Для того чтобы доказать, что фонд работал неэффективно, этого вполне хватает.
Вопрос в другом. Сейчас можно предположить нормальную последовательность действий: администрация края, как учредитель фонда "Правопорядок", проведет собственную проверку. Когда выяснится, что нарушения действительно имели место, будет назначен новый управляющий. Через год. от силы - два года, в зависимости от коммерческой хватки нового управляющего, можно будет собирать комиссию и обнаруживать нарушения.
Притом, что проверка фонда "Правопорядок" вызвала нездоровый ажиотаж и породила множество версий - кто заказал Кротова, отчего-то о главном не было сказано ни слова. А что такое фонд "Правопорядок"? Вне зависимости, государственное это учреждение или внебюджетный фонд? При его создании было заявлено, что он станет аккумулировать средства для развития материально-технической базы правоохранительных органов. Так вот, если спросить любого рядового милиционера, как сильно изменилась их база (в лучшую сторону), вряд ли кто найдет, что ответить. В то же время руководители УВД, которые не так давно приехали в край, защищали фонд до последнего. Вероятно, они убедились в том, что он приносит пользу.
Так вот, само назначение фонда непонятно. Если мы предположим, что создан этот фонд для того, чтобы перераспределять государственные средства - это глупо. Поскольку гораздо удобнее и приличнее финансировать напрямую, из бюджета. Все равно деньги от штрафов, от продажи номерных знаков и так далее поступают на счета финансового управления.
Нет, говорят, что фонд должен зарабатывать средства за счет коммерческой деятельности. Вот здесь странности начинаются в самой постановке вопроса. Как это представляется - люди с оружием и большими, в сравнении с другими гражданами, правами, зарабатывают деньги? Вариант почему-то рисуется один. Грубый. При этом возникают новые вопросы. Для чего понадобилось в, десятки раз увеличивать количество людей с оружием, выпускать их на улицу и не платить зарплату? Просто чтобы посмотреть - что из этого получится? Вроде бы очевидный результат. Деньги, которые могли быть в фонде, помимо бюджетных, - как их можно воспринимать? Кажется, в Уголовном кодексе спонсорство в отношении государственных служащих называется взяткой. Другой вариант - если эта помощь не совсем добровольная. Так тоже название есть - рэкет. Других источников финансирования фонда нет.
"Дело Кротова".
("Комок", 15.07.03)
"Знак" качества и количества.
Депутатская проверка фонда "Правопорядок" закончилась. Но точку в этом деле ставить рано. Депутаты, по большому счету, смогли осветить только небольшой кусочек деятельности фонда. Результаты впечатлили. Но при этом вопросов возникло больше, чем ответов. Почему все фонды начинают благими намерениями, а после первой же серьезной проверки заканчивают уголовными делами! Способно ли государство контролировать собственные силовые структуры? Кого бережет милиция? Часть вопросов мы адресовали депутату краевого Законодательного собрания Александру СИМАНОВСКОМУ. Именно он делал на сессии ЗС нашумевший доклад о результатах проверки фонда "Правопорядок".
- Нужен ли вообще фонд, если каждый его шаг сопровождается нарушениями закона? Какое-то издевательство даже - называется-то он "Правопорядок"...
- Нужно уточнить - о каком фонде идет речь. Если мы говорим о внебюджетном фонде "Правопорядок" - да, к нему множество вопросов. Но у нас есть государственное учреждение, целевой бюджетный фонд. Он, безусловно, нужен. Когда есть строчка в бюджете, есть целевые деньги и его всегда можно проверить. И вторым пунктом нашего решения по результатам проверки мы приняли: государственное учреждение нужно оставлять. Оно может заниматься предпринимательской деятельностью для улучшения материально-технической базы правоохранительных органов, в том числе милиции.
Если мы возьмем ту схему, по которой работало одно из предприятий Евгения Кротова - 000 "Движение", которое ни с кем не заключало договоров, здесь договор будет заключать государственное учреждение. Но тогда, прежде чем сделать какую-либо платную услугу, по закону края и по федеральному законодательству они должны согласовать это с комитетом цен, пройти антимонопольную проверку - законна ли эта услуга. Значительно сложнее увести деньги. Если договор заключает госучреждение, тогда исполнительный директор отвечает за законность всех сделок. И он же заинтересован в том, чтобы минимизировать расходы.
Структура становится значительно прозрачнее. Счетная палата может проверять его деятельность, депутаты. Мы ведь не можем проверять внебюджетные фонды. Госучреждение может заключать договоры, да хотя бы с теми же фирмами "Знак", но после проведения конкурса. Устав госучреждения полностью списан с устава внебюджетного фонда. Они разнятся единственным - контроль администрации, Счетной палаты, депутатов. А внебюджетные фонды можно проверять только тогда, когда выявлены нарушения.
Депутаты полностью "за" - в том, что милиции и правоохранительным органам нужно помогать. Но при этом директор должен быть заинтересован.
- Но у Кротова нет контракта, поэтому он туг вообще ни при чем.
- Не совсем так. Есть в Уголовном кодексе примечание о должностных преступлениях: должностным лицом является человек, который распоряжается финансами, бюджетными средствами, имеет в подчинении людей и так далее.
- То есть как - пришел человек с улицы, распоряжался деньгами, так разве это его проблема? Уж, наверное, тех, кто позволил ему...
- Типовой контракт был принят администрацией Лебедя за три дня до назначения Кротова исполнительным директором. Он уже был подписан губернатором. С Кротовым не заключили контракт якобы потому, что он был опубликован только через три дня и правовое управление ссылалось на то, что закон обратной силы не имеет. Тут есть одна неточность - закон не имеет обратной силы только в уголовно-правовом применении. Если человека осудили на три года, а потом изменилось законодательство и ему полагается десять лет, только в этом случае закон обратной силы не имеет. Мы говорим о трудовом законодательстве. Все должно было быть приведено в соответствие с новым положением. И Кротову обязаны были предложить контракт. Это уже его право - подписывать или нет. Поэтому и возникают сомнения-почему контракт не был предложен? Там ведь есть четкое положение: исполнительный директор не имеет права заниматься... И идет перечисление всего того, чем Кротов в основном и занимался. Схема была рассчитана на бесконтрольность. Депутаты были далеко не первыми, кто заинтересовался деятельностью фонда. Прокуратура в свое время нашла нарушения, Счетная палата давала заключение - деньги должны идти напрямую в правоохранительные органы. О том, что не ведется учет выданных номерных знаков. То есть вся система полностью была выведена из-под контроля.
И комиссия написала - из бюджета было получено 240 миллионов рублей. Сколько реально было затрачено на производство номерных знаков, мы точно сказать не можем, потому что это не входит в нашу компетенцию. Есть непроверенные данные, что все четыре фирмы, занимающиеся производством знаков, находятся в одном здании, в одном помещении. Просто как повод для размышления-для чего нужно рассчитываться за один знак с пятью фирмами, две из которых однодневки. Они были созданы за счет средств внебюджетного фонда "Правопорядок" и тут же ликвидированы.
- Непонятно со знаками - зто же статья доходов ГИБДД. Ясно с затратами - 240 миллионов. А доход где?
- Доход считается за спецпродукцию вообще. По этой статье УВД получило за три года 344 миллиона рублей. Из них 240 заплатили за производство знаков. Разница - это и есть доход. Но я еще раз говорю - затраты эти завышенные. Как минимум в два раза. Однако ответ на это вопрос мы могли бы получить только в рамках возбужденного уголовного дела. Чтобы получить всю документацию.
- Вам не кажется, что в этом есть жесткая закономерность: любой фонд существует до первой настоящей проверки. Начиная с детского фонда им. В.И.Ленина
- Что значит - кажется? Я знаю, что все фонды создаются под кого-то, кто рано или поздно начинает на этом зарабатывать. Насколько мне известно, новая администрация намерена свести к минимуму количество подобных фондов. Если есть фонд, там должен сидеть государственный человек, который должен быть заинтересован в решении поставленной задачи, а не в набивании кармана. Пускай в наблюдательные советы входят депутаты, представители общественности, которые должны следить, чтобы деньги шли по назначению.
- А вам известен пример хорошего фонда?
- Никогда этим не занимался. Я убежден, что все зависит от человека, который фондом руководит. Извратить и опошлить можно самую благую идею.
- Существует ли схема финансирования правоохранительных органов без всяких фондов, напрямую?
- По сути, это - государственный шантаж. Выход очевиден - менять законодательство, финансировать силовые структуры так, чтобы не возникало желания искать средства на стороне.
- Тысяча милиционеров с зарплатой в 2 тысячи рублей - самая главная угроза законности...
- У нас была проблема с судьями. Не скажу, что она решена, но с тех пор, как им значительно подняли оплату, количество тех, кто работает "налево", стало значительно меньше. А потом стали подравнивать под эту систему милицейских, прокурорских работников. Полностью проблему это не решает. Человек слаб, в каждой профессии есть определенный процент людей порядочных и подлецов. Независимо от того, кто ты - милиционер, судья, журналист.
- Фонд - это узаконенный ракет?
-Все зависит от человека, который стоит во главе. Если бы исполнительным директором был человек, который прошел все ступени, от опера, я убежден, все было бы по-другому. Рука не поднимется наживаться на тех, с кем ты ел из одной чашки, с кем голову подставлял. Я знаю великих оперов, следователей. Они сейчас не работают в органах. Но у них есть свой менталитет, понятие о чести, и если бы любой из них стал директором фонда, это была бы гарантия, что воровать не стали бы.
"Цифры и факты".
("Красноярский рабочий", 15.07.03)
В июне 2003 года состоялось 26 заседаний постоянных комиссий Законодательного Собрания края.
На заседаниях рассмотрено 232 вопроса (проекты федеральных и краевых законов, обращения граждан, трудовых коллективов и так далее).
Выездные заседания комиссий состоялись в городах Канске, Заозерном, в поселке Ирша, в Емельяновском районе.
Проведено совместное заседание постоянных комиссий по культуре, спорту и туризму, по финансам, бюджету и налоговой политике.
За первое полугодие в ЗС поступило более 1900 заявлений, обращений и жалоб граждан.
"Бег на месте".
("Комок", 15.07.03, Юрий Владимиров)
С точки зрения СПС, в этом смысл бизнеса.
Когда по закону начнется агитация, тогда по закону агитировать будет нельзя, поэтому, чтобы соблюсти закон, нужно закон нарушить. И все это благодаря и вопреки депутатам нынешней Государственной думы. Поскольку они одни способны ориентироваться в перевернутом пространстве и оперировать перевернутыми понятиями, так и повадились в край ездить. Чтобы ради и вопреки, соблюдая букву закона, всемерно способствовать его нарушению.
На прошлой неделе двое припожаловало - заместитель спикера Думы Ирина Хакамада и председатель комитета той же организации Валерий Зубов. Бывший губернатор ничем особенным не удивил, Его для протокола приглашали. Зато Хакамада повернулась с неожиданной стороны. Проявила готовность защищать малый бизнес до последнего бизнесмена. Притом советовала пикетировать администрацию и вообще вести себя непринужденно. Оно, конечно, понятно. С точки зрения тех, кто кормит СПС, малые, сирые и убогие бизнесмены мало чем отличаются от бичей вокзальных. Но все-таки вот так прямо их еще идентифицировали.
Замечательная конференция под кодовым названием "Большие проблемы малого бизнеса" полностью свое название оправдала. Союз правых сил придумал такую картинку, она сейчас на баннерах красуется: белка в колесе и надпись, подходящая случаю. Правда, для некоторых белка в колесе представляется символом дурацкого, бесполезного труда, но с другой стороны - если ее выпустить, так вообще практической пользы никакой. Понятно, что имели в виду создатели полотна: надо этих трудящихся хоть чем-то занять, иначе хуже будет.
Не удивительно, что среди приглашенных на конференцию, кроме партийных функционеров из СПС, были сильно известные в нашем городе люди. Физик Данилов, который с некоторых пор представляется как жертва режима. Союзу правых сил, надо сказать, очень повезло с физиком Даниловым. Потому как тема репрессий стала забываться, а тут, пожалуйста, живое свидетельство того, что КГБ (НКВД) действует. Дело ученых. С другой стороны, и с точки зрения малого бизнеса личность вполне подходящая. Если даже не обращать внимания на то, был гриф "Секретно" на проданных материалах или его не было, то есть состоялся факт измены Родине или нет, коммерческие способности-то проявились. Китайцам он продал не свои материалы. Вероятно, сейчас в ученой среде это воспринимается скорее как доблесть, недаром же они такой горой вступаются за своего коллегу. Раньше эта предприимчивость называлась по-другому. Хорошо, что не при старом режиме живем.
Еще был предприниматель Погожее. Надо сказать, один из первых предпринимателей в Красноярске. Он, правда, так и не вырос из "малых", но надежды подавал большие. Так, его первая коммерческая сделка может войти во все учебники для предпринимателей. За символические деньги выкупил у книжного издательства корешки для книг. А потом то же самое тому же издательству продал по баснословной цене. Сейчас он возглавляет "Городскую типографию". Изготавливает бланочную продукцию для администрации Красноярска. Исключительно для души открыл секрет бессмертия или, как минимум, долголетия. Теперь городская администрация пробивает открытие клуба "Долголет". Вот тут непонятно. Если все станут жить вечно, на них ни жилья, ни бюджета не напасешься.
Третья яркая личность, почтившая своим присутствием конференцию, - председатель Союза безработных "Солидарность" Алексей Полковников. Пожалуй, самый опытный политический и общественный деятель. Тоже, кстати, жертва режима и демократ со стажем. Во времена всяких притеснений и репрессий Алексей Полковников потерял любимую работу. И вынужден был заняться правозащитной деятельностью. Он до сих пор ей занимается, теперь вот рука об руку с Ириной Хакамадой. Кстати, защитник малого бизнеса Полковников - профессиональный дворник. По крайней мере, последнее место его полезной, а не политической и общественной деятельности -ЖЭК. Была странная история, как его пытались поймать работники этого ЖЭКа, чтобы вручить трудовую книжку, а он от них убегал - чтобы рассказывать, как ему эту самую трудовую книжку не выдают. Вообще Алексей Полковников может считаться зеркалом нашей демократии.И политики, само собой. Удивительно, что этот замечательный человек до сих пор не в Государственной думе. Пожертвовав любимым делом - уборкой улиц - ради общественных интересов, он десять лет доказывает, что созрел, что готов. И вот наконец оценен по достоинству. Интересно, а это на самом деле сейчас считается малым бизнесом - работа дворника? А сантехники - они, случаем, не олигархи? Ну да это к делу не относится.
Чего там греха таить - заседание получилось сильно пленарным, кворум такой подобрался острый. После конференции любому дураку стало ясно, что малый бизнес надо как можно быстрее освобождать. И девать куда-нибудь. Иначе, если он вырастет, да вот из этих ростков, горя можно огрести по самой не стесняйся.
В порту вице-спикер Государственной думы Ирина Хакамада имела продолжительную беседу с губернатором Красноярского края Александром Хлопониным. Как член высшего политсовета "Единой России" Александр Геннадиевич заверил собравшуюся вице-спикера Государственной думы в своей приверженности идеалам демократии и избирательных прав граждан. Кроме того, в том же качестве он заверил собравшуюся, что лично ему симпатичны идеи и вообще СПС.
Визит Хакамады можно было бы назвать триумфальным, если бы не одно обстоятельство, которое несколько подрывает доверие народа к означенной партии. Вот тут гонения обнаружились на одного малого, предпринимателя, естественно. Он нефть добывает. Так вот за этого Ходорков-ского никто почему-то не заступается. Столько профсоюзов для предпринимателей создано - вон, в котором Ашлапов состоит, или другой, где Сергиенко командует, партия вон целая бьется-а ведь душат Ходорковско-го. Так может ли рассчитывать на серьезную помощь, скажем, промышленник Полковников? Неужели вздумается ему вернуться в бизнес да взять в руки метлу? Сомнительно.
Бывший губернатор Зубов отбыл в Москву никем и ничем не отмеченный. Спрашивается, для чего было принимать поправки в закон о выборах, если пользоваться ими все равно не умеешь. Надо отметить скромность и немногословие наших прославленных политиков. То есть они на протяжении ряда лет говорят один и тот же набор слов, и это уже не случайность, но закономерность. Значит, других слов они выучить уже не в состоянии. Разглагольствования по поводу малого бизнеса появились, когда этого самого бизнеса еще не было. Они продолжались, когда бизнес еще мог быть. Теперь малого бизнеса уже нет, это всем понятно, кроме СПС. А слова остались. Или вот закон о тарифах, с которым носится Зубов. Все, началась реформа РАО ЕЭС, уже появилась сетевая компания и диспетчерская. Никто не станет повышать тарифы - когда можно просто поднять абонентскую плату. Но ведь наверняка бывший губернатор станет рассказывать свою историю о законе. Который умер, не родившись. Скромность и немногословие.
"Хакамаду послали... по грибы".
("Комок", 15.07.03, Андрей Агафонов)
А вот не надо два раза повторять глупую шутку.
То, что вице-спикер Госдумы учинила в городке Шарыпове, трудно охарактеризовать иначе, нежели кураж и дебош. Хакамада вела себя как подгулявшая купчиха в брюках. Ее чин чином встретили у трапа самолета (путешествует вице-спикер за казенный счет), предоставили зал для встречи с малым бизнесом, дарили цветы и так далее. В результате встречающая сторона, сиречь администрация города, заслужила ласковое прозвище "саботажников" и несколько советов по реформированию городского хозяйства космического масштаба и космической же глупости. Впрочем, раздавать такие советы Хакамада привыкла с давних пор. Лет пять назад она же популярно объяснила шахтерам Воркуты, как им перестать беспокоиться и начать жить. Залить шахты, пойти в лес, насобирать грибов и ягод, продать их, сколотить таким образом стартовый капитал и открыть свой малый бизнес. Например, ресторан. Или аптеку. Или бутик. Или салон красоты.
Шахтеры ее тогда не поняли. Какие в тундре грибы, какие ягоды? И кто их будет покупать в шахтерских же поселках?
Удивительно ли, что за прошедшие годы Хакамада осталась столь же интеллектуально девственной и буквально тот же совет быстрого обогащения преподнесла уволенным шарыповским шахтерам. И очень удивилась, не встретив понимания. Даже оскорбилась и перешла на мат. Ну, тут шахтеры ее сделали.
Официальный повод визита - встреча с малым бизнесом - никакой критики не выдерживает. Имел место обычный гастрольный чес под фанеру. До бизнесменов Хакамаде такое же дело, как до шахтеров: "Я не встречаюсь с отдельными бизнесменами, я общаюсь с представителями малого бизнеса на публичных конференциях. Кто захотел, тот пришел. У меня была индивидуальная встреча только с губернатором, потому что он один. С бизнесменами я встречаюсь, когда они все вместе защищают систему предпринимательства (читай - СПС), а не каждый свое дело".
В том, что Хакамада осталась Хакамадой, удивительного нет ничего. Равно как и в том, что мэр города Леонид Плешков не сумел сразу и адекватно ответить на предложение продать всю городскую собственность за рубль: "Я обязан встречать таких гостей. Тем более что Хакамада - не только член СПС, но еще и зам. председателя Госдумы". А вот то, что эту сытенькую дамочку лично провожает в аэропорту губернатор; то, что ради безопасности ее передвижения перекрывают трассы; то, что такие люди сидят в Думе и что-то решают, - это, пожалуй, диагноз.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Путин заявил, что транзит газа через Украину невозможен из-за иска Киева
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Американское СМИ заявило о дискредитации США со стороны их партнёров
- В Краснодарский край прибыла установка для откачки мазута из танкеров