Иннокентий Адясов: Таможенный союз: первые итоги
2 июля 2010 года был запущен Таможенный союз ЕврАзЭс в составе России, Беларуси и Казахстана. Идея Таможенного союза стала продолжением идеи еще Экономического союза СНГ, ставшим в последствии ЕврАзЭс - интеграционного объединения с наднациональными органами Основа деятельности ТС состоит в том, что несколько таможенных территорий заменяются единой таможенной территорией. По словам ответственного секретаря комиссии ТС Сергея Глазьева, на единой таможенной территории устанавливается общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменяется таможенный контроль на внутренней таможенной границе.
Таможенный кодекс разработан на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), прозрачен и максимально удобен как для участников хозяйственной деятельности, так и для контролирующих органов. Он является кодексом прямого действия, обязательным к исполнению на территории всех трех государств. То есть впервые после распада СССР в 1991 году на постсоветском пространстве появились наднациональный орган управления (комиссия ТС) и стали действовать общие правила в сфере таможенного регулирования. В июле 2010 года общим местом в комментариях аналитиков было предсказание неминуемого провала нового интеграционного объединения. Резкое обострение отношений между руководством России и Беларуси добавляло уверенности пессимистам. Однако первые месяцы функционирования Таможенного союза вызывает острожный оптимизм. На чем он основан?
В первую очередь явные выгоды от формирования единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. По оценкам российских экспертов в области международной логистики формирование ТС позволило решить следующие задачи:
* сформировалась Единая таможенная территория, с сохранением государственных границ стран-участниц ТС.
* дан серьезный импульс взаимной торговли, так как внутри ТС исчезли таможенные барьеры, и дополнительные затраты на брокеров и оформление экспортных деклараций внутри ТС.
* увеличен до 4-х месяцев срок подачи деклараций, ранее он был 15 дней. Это дополнительная отсрочка для бизнеса выходящего на новые рынки сбыта. * сокращен нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение. * теперь не применяются в рамках ТС для стран-участниц меры нетарифного регулирования, такие как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам ВЭД.
* на Единой таможенной территории между (ЕТТ) странами - членами Таможенного союза можно беспошлинно перемещать как товары собственного производства, так и иностранные товары, выпущенные в свободное обращение в одной из стран-участниц ТС, при наличии соответствующих документов
Стоит отметить, что до создания ТС более 50% времени транспортировки тех или иных товаров, например, из Беларуси в Казахстан, занимало время простоев на таможенной границе и таможенное оформление. Таможенные сборы и плата за оформление могли доходить до 15 процентов конечной себестоимости продукции. После создания ТС любой импортный товар, независимо от места пересечения пункта таможенного контроля (Россия, Беларусь, Казахстан) после оформления приобретает статус "товара таможенного союза" и одновременно право свободного обращения на всей территории Таможенного союза. Снятие таможенных барьеров внутри ТС самым благоприятным образом сказался на товарообороте внутри интеграционной тройки. За первые сто дней функционирования ТС объем взаимной торговли вырос на 25-30%. Наиболее впечатляющий рост показал товарооборот между Беларусью и Казахстаном - за десять месяцев 2010 года товарооборот странами составил $419,3 млн, что в сравнении с прошлым годом говорит о 97,8 % увеличении показателя. Создание ТС способствует и создания общего инновационного пространства в ЕЭП- согласно Таможенного кодекса интеграционного объединения обнулены пошлины на ввоз технологического оборудования, которое не производится внутри ТС. Как и предполагалось, первые месяцы работы Таможенного союза потребовали реальной координации работы многих министерств и ведомств интеграционной тройки.
Принципиальное согласие на создание совместной коллегии таможенных органов трех стран уже есть. Предполагается, что наблюдателями в этом органе будут Украина и Киргизия. В первую очередь дальнейшая интеграция выразится в объединении усилий пограничных служб трех стран. Россию и Беларусь волнует возможность увеличения наркотрафика и незаконной миграции с Юга после снятия контроля с российско-казахстанской границы в июле 2011 года. Внешние границы Казахстана (южная граница ТС) оснащены значительны хуже, чем западные границы России и Беларуси. 5 октября 2010 года транспортный контроль с российско-белорусской границы был перенесен на внешний контур ТС, то есть на западную границу Беларуси. Остается только выборочный контроль за товарами, входящими в протокол изъятий. Пока в рамках ТС не унифицированы товары, в отношении которых применяются защитные меры. В Беларуси это 3 товара, в России - около 50. С 1 июля 2011 года прекращают действовать таможенные изъятия на ввоз автомобилей физическими лицами-гражданами Беларуси и Казахстана. Однако Астана еще при подписании договора о создании ТС оговорила право на беспошлинный ввоз до 2016 года сырья для сахарной промышленности Казахстана. Транспортные ведомства России, Беларуси и Казахстана начали формировать общую концепцию развития инфраструктуры. Так, профильные ведомства Беларуси и России уже подготовили проект плана по формированию объединенной транспортной системы на 2011-2012 годы. Об этом заявил министр транспорта России Игорь Левитин на встрече с премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским. "Мы сделали проект плана по формированию объединенной транспортной системы на 2011-2012 годы и будем просить правительства Беларуси и России утвердить этот план. Мы начинаем смотреть реформирование наших транспортных комплексов, унификацию тарифной политики и выходить на совместные проекты", - сказал Игорь Левитин. Российский министр транспорта отметил, что аналогичное соглашение Россия готовит к подписанию и с Казахстаном. Тогда между странами ТС будет установлен единый свободный транспортный коридор. В рамках формирования ТС-ЕЭП крайне важное место занимает вопрос создания арбитражных органов. Новый статут суда ЕврАзЭс предусматривает расширение компетенции суда сообщества - его решения обязательны как для стран-участниц, так и для хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Таможенного союза. Сейчас спорные вопросы в отношении интеграционной тройки (такие как вопрос о вывозных пошлинах на российскую нефть и нефтепродукты для Беларуси) рассматривается Экономическим судом СНГ. В вопросе введения единой валюты таможенная тройка учла негативный опыт Союзного государства России и Беларуси и отнесла этот вопрос на последний этап создания ЕЭП. Вопрос унификации налогов и координации действий Центральных банков стран-участниц, по всей видимости, самый сложный в процессе формирования ЕЭП. Например, сейчас в Белоруссии ставка НДС составляет 20%, тогда как в РФ - 18%, а в Казахстане - всего 12 процентов. При этом Белоруссия перешла на зачетный метод при исчислении НДС, который применяется в России, в обеих странах действуют унифицированные вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты. Эти факты подтверждают, что при наличии политической воли общие налоговые правила для всех членов ЕЭП могут быть сформированы достаточно быстро.
Успешное функционирование ТС и создание ЕЭП невозможно представить без деятельности Комиcсии Таможенного союза - первого наднационального органа на постсоветском пространстве. Ответственность за формирование ЕЭП ЕврАзЭС перешла от Интеграционного комитета к комиссии ТС. Можно говорить, что комиссия ТС сейчас -некий прообраз будущего союзного правительства или Еврокомиссии. Весьма показательна эволюция отношения Минска к Таможенному союзу. В конце 2009 года Александр Лукашенко выражал явный пессимизм по отношению к ТС- " прямо скажу, меня беспокоит, достаточно ли защищены и полностью ли учтены белорусские экономические и внешнеполитические интересы на этапе согласования условий Таможенного союза''. Летом 2010 года Президент Беларуси заявлял о невыгодности для Минска членства в ТС. Основные претензии белорусская сторона связывала с введением вывозных пошлин на российскую нефть и нефтепродукты. Однако к осени тон Минска в отношение ТС стал меняться. Белорусская сторона явно оценила те преимущества, которые Минск получил от членства в новой интеграционной организации. Прежде всего, Беларусь получила преимуществ от прекращения торговых войн с Россией из-за допуска белорусской продукции на российский рынок. Сейчас белорусские сертификаты соответствия имеют равную силу на всем пространстве Таможенного союза. Кроме того, Минск получил значительную выгоду от перенаправления транспортных потоков на белорусские таможни. По мнению председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Александра Шпилевского, белорусская таможня смогла выиграть конкуренцию за транспортные потоки внутри ТС за счет реализации комплекса мер, направленный на снижение издержек бизнеса при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в том числе временных и финансовых затрат при таможенном оформлении. В ноябре наметился компромисс по самому болезненному вопросу внутри ТС- вывозных пошлин на российскую нефть и нефтепродукты для Беларуси.
Российский Минфин предложил вариант отмена вывозных пошлин в обмен на возврат Минском в российский бюджет вывозных пошлин на нефтепродукты, произведенных на НПЗ Беларуси из российской нефти (примерно такая схема применялась до 2010 года - вывозные пошлины на белорусские нефтепродукты в 2009 году распределялись в пропорции 85 процентов в пользу российского бюджета к 15 процентам, идущим в бюджет Беларуси). Министр экономики Беларуси Николай Снопков подтвердил, что Минск может принять условия России об отмене пошлин на нефть при условии возврата ей пошлин на нефтепродукты. "Как мы можем не согласиться, если в основе этой темы - равные условия хозяйствования", - сказал министр. По его словам, "это и есть то, к чему мы стремимся". Речь идет о равных условиях хозяйствования с точки зрения входа нефти и выхода нефтепродуктов для белорусских и российских нефтеперерабатывающих заводов. Определенной сенсацией стало желание Минска ускорить процесс формирования ЕЭП. Шесть из семнадцати документов, касающихся формирования Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, готовы к подписанию. Об этом сообщил заместитель министра экономики Беларуси Андрей Тур. Вероятно, Минск объявит о готовности к подписанию ядра соглашений о создании ЕЭП 19 ноября на заседании Совета глав правительств СНГ в Санкт-Петербурге. Для Казахстана проект ТС был прежде всего политическим. Астана не может не понимать, что усиление экономического присутствия Китая в Казахстане может привести к фактической потере политического суверенитета. В рамках ТС Казахстан также хотел добиться свободного доступа к российской системе трубопроводов для увеличения своего экспорта в Западную Европу. Также Минск и Астана достигли предварительной договоренности о прямых поставках казахстанской нефти на НПЗ Беларуси. Для Казахстана, который добудет в 2010 году около 80 млн. тонн (при собственном потреблении менее 10 млн. тонн), вопрос новых экспортных маршрутов становится первостепенным. Несмотря на принципиальную поддержку ТС-ЕЭП, Астана достаточно последовательно проводит политику защиты своих интересов в рамках интеграционного объединения. Казахстан не поддержал предложение России о переходе на единую ставку вывозной пошлины на нефть (в этом случае для нефтяных компаний, работающих в Казахстане, она выросла бы в 15 раз). Первые месяцы функционирования Таможенного союза показали, что, несмотря на множество трудностей и неурегулированных проблем, данный интеграционный проект не повторил судьбу СНГ и действительно стал первым этапом формирования ЕЭП ЕврАзЭС- конфедеративного образования на постсоветском пространстве.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Профессора киевского университета уволят после слов о «голодных украинках»
- Выживший в авиакатастрофе в Актау: экипаж до последнего помогал пассажирам