Приднестровское урегулирование: "Заявление Медведева-Януковича дает начало новой экспансионистской кампании Кремля". Федерализация Молдавии: "Федерализация - это ужас, потому что - это приднестровизация, т.е. полная зависимость от Москвы". Политика: "Без Воронина и коммунистов хорошо всем". Европейская интеграция: "Молдавская власть атрофируется, а ЕС от года к году принимает на себя все больше функций нашего государства". Румыния: "Вступление в ЕС стало для Румынии не трамплином, а непосильным грузом". Газовые долги: Если у Приднестровья появится сепаратный контракт с "Газпромом", сразу возникает вопрос о "территориальной целостности" Молдавии.

Приднестровское урегулирование: "Заявление Медведева-Януковича дает начало новой экспансионистской кампании Кремля"

На прошедшей неделе президенты России и Украины подписали совместное заявление по приднестровскому урегулированию, пишут "Молдавские ведомости". При Ющенко Украина была союзником Евросоюза в приднестровском урегулировании. Эта позиция чрезвычайно раздражала приднестровскую и российскую сторону, но, в общем и целом, устраивала местную элиту и европейских чиновников. При посредничестве Украины ЕС и Молдавия смогли установить контроль на молдавско-украинском участке границы (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней - прим. ИА REGNUM Новости). В Приднестровье этот жест расценивали и расценивают, как жест недружественный и называют эту политику экономической блокадой. Россия неоднократно высказывалась против подобных действий Кишинева, Брюсселя и Киева. Но пока в Киеве был Ющенко, как-то изменить позицию Киева было невозможно. Ющенко верный идеям европейской интеграции, проводил курс на сближение с Европой, и одним из векторов этой политики было давление на Приднестровский регион.

Россия прекрасно отдавала себе отчет, что подобная политика не отвечает национальным и государственным интересам Украины, и что как только режим Ющенко падет, автоматически изменится отношение Украины к Приднестровью, пишут "Молдавские ведомости". С момента избрания Януковича следовало ждать, что политика Украины по отношению к Тирасполю изменится на 180 градусов. И вот примерно месяц назад стало известно, что Медведев и Янукович готовят совместное заявление по приднестровскому вопросу.

Конструктивный диалог по линии Тирасполь-Киев-Москва - единственный способ облегчить связь между Тирасполем и Кишиневом, продолжают "Молдавские ведомости". После того, как в Киеве президентом стал Янукович, диалог стал возможен. Украина из фактора разделяющего превратилась в фактор влияния Москвы на процессы приднестровского урегулирования. В переговорной формуле баланс сил снова оказался в пользу России. Менять переговорный формат, конечно, никто не намерен. Изменилась всего лишь политика одного из важных участников переговоров - Украины. Теперь весь дальнейший процесс урегулирования будет проходить по совершенно новой модели, которую будут проводить в жизнь Киев и Москва, подводит итог издание.

Сенсация не состоялась: Россия и Украина по-прежнему ратуют за территориальную целостность Молдавии, пишет "Пульс". Вопреки многочисленным прогнозам приближенных к власти экспертов и журналистов, совместное заявление Януковича и Медведева оказалось написанным в самых общих тонах и лишь подтвердило прежние принципы, уже закрепленные в рамках переговорного процесса "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости). Главы двух государств-гарантов в очередной раз призвали Кишинев и Тирасполь вернуться за стол переговоров и определить будущий статус Приднестровья в составе единой Молдавии.

В целом дружественное по духу совместное заявление президентов Украины и России вызвало, на удивление, достаточно жесткую реакцию со стороны молдавских властей, продолжает "Пульс". С одной стороны, правительство Молдавии "выразило готовность приступить без промедления и без предварительных условий к конструктивным переговорам в формате "5+2", обращаясь ко всем сторонам с призывом поступить точно так же". А с другой стороны, "правительство Молдавии призывает к сокращению военного фактора в регионе, в том числе полному вывозу боеприпасов, принадлежащих Российской Федерации, и военного контингента, охраняющего их". Более того, премьер Владимир Филат пообещал в скором времени "начать консультации о преобразовании миротворческой операции в многонациональную гражданскую миссию с международным мандатом".

Противоречивые отклики заявление вызвало и в молдавском экспертном сообществе. По мнению исполняющего обязанности директора Ассоциации по внешней политике Виктора Кирилэ, совместное заявление президентов Украины и России не "противоречит национальным интересам Молдавии и открывает новые возможности для приднестровского урегулирования", пишет "Пульс". "Это новая формула, которая идет навстречу нашим пожеланиям, а именно - преобразовать миссию в международную по ходу урегулирования конфликта (В подписанном 17 мая заявлении президентов России и Украины содержится прямая отсылка к Московскому заявлению президентов Молдавии, Приднестровья и России от 18 марта 2009 года, в котором говорится, что нынешняя миротворческая операция в регионе может быть трансформирована в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после приднестровского урегулирования. В заявлении Медведева-Януковича, в частности, отмечается: "Российская Федерация и Украина подчеркивают важную стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе и выступают за конструктивное взаимодействие всех входящих в нее компонентов. Страны-гаранты отмечают, что в Московском заявлении от 18 марта 2009 года стороны высказались за трансформацию нынешней операции в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ в контексте приднестровского урегулирования, и подтверждают принципиальную готовность принять в этом активное участие" - прим. ИА REGNUM Новости). Это шаг, который может способствовать началу консультаций по данному вопросу, и, думаю, этот момент должны подхватить американская дипломатия и дипломатия ЕС и включить его в постоянную программу своих переговоров с Россией", - выразил мнение Виктор Кирилэ. Директор программ Кишиневского института общественной политики Оазу Нантой, напротив, скептически расценил готовность Москвы заменить российских миротворцев международным контингентом. По мнению политолога, в решающий момент Москва сошлется на несогласие Тирасполя. Лидер движения "Народное действие" Сергей Мокану вовсе заявил, что подписанная 17 мая в Киеве совместная декларация президентов Украины и России дает начало новой экспансионистской кампании Кремля.

Если в Кишиневе к перспективе совместного заявления Януковича и Медведева относились, мягко говоря, настороженно, то в Тирасполе от этого документа, напротив, ожидали послаблений в таможенном режиме на приднестровском сегменте молдавско-украинской границы, продолжает "Пульс". Но, как оказалось, публикации в нескольких российских СМИ, содержащие подобные прогнозы, были поспешными, и в итоге Тирасполю пришлось расценить совместное заявление Януковича и Медведева как "документ компромиссов". "Нельзя рассчитывать, чтобы были учтены только чьи-то односторонние интересы, поэтому те моменты, которые, возможно, вызывают у нас вопросы, мы рассчитываем прояснить с партнерами в России и Украине в рамках наших традиционных межведомственных внешнеполитических консультаций", - заявил по этому поводу глава приднестровской дипломатии Владимир Ястребчак. В целом же, по мнению Ястребчака, подписанный в Киеве документ означает "сближение позиции стран-гарантов по тематике молдавско-приднестровского урегулирования, от которых напрямую зависит благополучие граждан, проживающих в Приднестровье". "Более того, главное в этом документе - это равноправие сторон в переговорах, приверженность всем ранее достигнутым договоренностям, и, что особенно для нас важно, это готовность России и Украины как государств-гарантов оказывать содействие экспертной работе", - полагает приднестровский дипломат.

"Перестрелка" заявлениями о приднестровском конфликте, произошедшая на прошлой неделе с участием большинства участников процесса переговоров, свидетельствует о серьезных синхронизациях, позиционированиях и перегруппировках внутри формата "5+2", пишет Info-Prim Neo. И этот факт следует учитывать, чтобы понимать, чего мы можем ждать от самого процесса урегулирования приднестровского конфликта. Заявления Российской Федерации и Украины, Европейского союза и Республики Молдова появились практически в один день, 17 мая, с интервалом всего в несколько часов. Эта почти абсолютная синхронизация по времени ясно указывает на несколько вещей:

1. Назрели внутренние и, в особенности, внешние предпосылки для возобновления официальных переговоров в формате "5+2" после перерыва в несколько лет.

2. Все стороны процесса переговоров либо открыто изложили свои позиции, с которыми возвращаются за стол переговоров, либо эти позиции можно легко определить, как в случаях США и Тирасполя. Определенные акценты в соответствующих позициях изменились, и время покажет, насколько благоприятны эти изменения для переговорного процесса.

3. Кишиневу отводится особенная роль, чего не бывало ранее в молдавской дипломатии, в синхронизации позиций основных участников переговорного процесса, а по сути - по балансировке этих позиций. Здесь стоит вспомнить поездки вице-премьера по проблемам реинтеграции Республики Молдова Виктора Осипова в Брюссель, Москву, Вашингтон и Киев. Немногим ранее дипломатическое турне подобного формата совершил и заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции Андрей Попов, несколько раз поочередно побывав в Москве, Киеве и Бухаресте. Последний ход в этом же направлении предпринял 15 мая премьер-министр Владимир Филат, передавший комиссару Европейского союза по расширению и политике соседства Штефану Фюле записку о повышении роли ЕС в процессе урегулирования приднестровского конфликта. Это послужило аргументом и, если хотите, поводом для заявления, подписанного высоким представителем Европейского союза по внешним делам и политике безопасности, вице-председателем Европейской комиссии Кэтрин Эштон, появившегося в рекордные сроки, чтобы совпасть с заявлением Медведева-Януковича.

Именно такая синхронизация, скорее всего, и вызвала недовольство и даже раздражение Российской Федерации, заметное в комментарии российского Министерства иностранных дел о реакции молдавского правительства на заявление Медведева-Януковича, пишет Info-Prim Neo. Слон рыкнул на собачку из басни, ведь не бросаться же ему, в самом деле, на другого слона.

Позиция Европейского союза означает фактически готовность принять приглашение молдавских властей по активизации своей роли в процессе урегулирования приднестровского конфликта, продолжает Info-Prim Neo. Подобная позиция объявляется впервые, и, возможно, потому, что Европейский союз впервые четко и решительно об этом попросили. ЕС не ставит предварительных условий для "незамедлительного" возобновления официальных переговоров в формате "5+2", находит вежливым подтвердить "абсолютное" уважение "основных принципов суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова". Европейский союз утверждает, что находит целесообразными решения, которые предлагает ему молдавское правительство. Похоже, что заявление Кэтрин Эштон не оставляет места для уклончивых интерпретаций, не скрывает ловушек и подводных камней. Суть возникновения этого документа заключается в самом факте его очень "своевременного" появления.

Российская Федерация и Украина, которые с этих пор провозгласили единую позицию, также подтверждают соблюдение суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова, пишет Info-Prim Neo. Они делают шаг вперед относительно преобразования нынешней миротворческой операции в международную миссию под эгидой ОБСЕ "в контексте", а не "после" политического урегулирования приднестровского конфликта, как заявлялось ранее. Новые нюансы появились и в позиции двух этих государств о "едином", а не "общем" правовом, экономическом и оборонном пространстве, созданием которого должен завершиться процесс урегулирования приднестровского конфликта.

В то же время две страны-гаранта заложили в текст заявления и "мины", которые само же российское внешнеполитическое ведомство раскрыло спустя всего дня после появления документа, продолжает Info-Prim Neo. В упомянутом выше комментарии Министерство иностранных дел России подвергает Кишинев критике за желание "договориться сразу и обо всем", давая понять, что Российская Федерация в обозримом будущем не согласится на вывод собственного военного контингента и вооружений из приднестровского региона Молдавии, а соответственно, не может быть и речи о каких-либо практических шагах по преобразованию военной миротворческой миссии, в которой Россия играет центральную роль, в международную операцию, в которой роль Российской Федерации намного сократится. Похоже, что двадцать лет продолжающегося конфликта не кажутся некоторым странам-гарантам и посредникам слишком большим сроком, и они готовы гарантировать и посредничать еще по крайней мере столько же.

Другая раскрытая "мина" из документа связана с полноправным статусом в переговорах, которого Россия (и Украина) требует для сепаратистских приднестровских властей, пишет Info-Prim Neo. Российская Федерация предупреждает, что Кишиневу надо будет дискутировать с Тирасполем на равных и не пытаться оказывать давление на "оппонента". Такое требование естественно для приднестровских властей, которые оперируют термином "молдавско-приднестровский конфликт", заявляя, что представляют иное государство, а не часть Республики Молдова. Однако подобное абсолютно неестественно для двух стран-посредников и гарантов, которые заявляют об уважении основных принципов суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. Ведь, по сути, приднестровский режим уже двадцать лет нарушает эти основные принципы. Нарушителей собственного суверенитета и целостности страны, чеченских сепаратистов, да и не только, российские власти так сильно не обхаживают. Российскую политику в отношении "своих" сепаратистов Владимир Путин сформулировал еще на заре своего первого президентского мандата. "Мочить в сортире" - такова суть политики и действий России в отношении собственных сепаратистов. Кроме основного своего значения, возможно, эта фраза может означать и "растворить в кислоте и спустить в канализацию". Так, как утверждается, иногда реализовывал на практике подобное послание сталинский режим. Это совсем не призыв перенимать столь ужасные методы, это призыв к соблюдению чувства меры при использовании двойных стандартов, пишет агентство.

Так или иначе, подписав заявление Медведева-Януковича, Украина сформировала единую группу с Российской Федерацией, отдалившись от позиции Республики Молдова, от ее национальных интересов, продолжает Info-Prim Neo. Очевидно, нынешние украинские политики искренне верят, что делают это во имя собственных национальных интересов, и думать так - их право. Украина уже выгадала для себя снижение цены на российский газ. Возможно, Россия пообещала сдерживать все разгорающиеся аппетиты определенных пророссийски настроенных политических групп в Крыму. Возможно, что Россия захочет и сможет держать свое слово при определенной геополитической конъюнктуре. Однако, попав в учебники истории, приднестровская модель сепаратизма может быть реанимирована когда и где угодно. Вместе с тем национальным интересам Украины абсолютно не отвечает наличие поблизости сепаратистского режима и замороженного конфликта еще на многие годы или даже десятилетия вперед. Каждый извлекает для себя преимущества, вместе с тем принимая на себя и соответствующие последствия. В любом случае, арифметика переговоров, до сих пор известная, как формула "5+2", с этих пор будет выглядеть, как "4+3" или "3+1+3". А значит, остается в силе математическое правило о том, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Таким образом, похоже, официальные переговоры в формате "5+2" могут начаться достаточно скоро, однако ожидать окончательного урегулирования приднестровского конфликта в обозримом будущем мы никак не можем, пишет Info-Prim Neo. Часть международных участников процесса выражают еще большую, чем до сих пор, заинтересованность в сохранении конфликта в "замороженной" форме. Очень маловероятно, что подобная ситуация может начать меняться раньше, чем через один-два политических цикла в России и Украине, а это может означать еще 15-20 лет. И даже при таких обстоятельствах, властям Республики Молдова, нынешним и будущим, остается лишь нести на себе дипломатический "крест", ведя политику по сближению берегов Днестра и жителей этих берегов ради улучшения их жизни. И это будет единственный аргумент в пользу реинтеграции страны, который не в такой большой мере зависит от геополитической конъюнктуры, подводит итог агентство.

Федерализация Молдавии: "Федерализация - это ужас, потому что - это приднестровизация, т.е. полная зависимость от Москвы"

На прошлой неделе одно из российских информационных агентств так представило мнение лидера ДПМ Лупу, что он будто бы не только сожалеет об упущенных по вине Кишинева положительных перспективах "меморандума Козака", но и высказывается за отказ от унитарного характера РМ, пишет "НИКА-пресс". По мнению Лупу, "необходимо было вести переговоры и подписать меморандум, превращающий Молдавию из унитарного государства в федерацию в составе Гагаузии и Приднестровья". Источник в руководстве Демпартии выразили сомнение, что их лидер мог себе позволить выходить на широкую аудиторию с подобными высказываниями, и даже предположил некие недобросовестные намерения СМИ вложить в уста Лупу то, что он никогда не произносил. Он же сообщил о явном отсутствии сегодня интереса как правящей коалиции, так и Демпартии к приднестровской проблематике хотя бы в силу того, что пока здесь заняты более важными внутренними и внешними политическими проблемами, требующими максимальной сосредоточенности в принятии решений на среднесрочные перспективы, в том числе касающимися выхода из затяжного политического кризиса.

Между тем, в кишиневском экспертном сообществе отмечают вновь появившийся интерес к "федерализационной теме" в различных общественных и политических кругах, опять увязывая ее с отвергнутым в 2003 году "меморандумом Козака", продолжает "НИКА-пресс". С новой силой зазвучала она в Гагаузии от официальных властей АТО: апрельский текст обращения башкана автономии к жителям края содержит массу намеков на необходимость пересмотра взаимоотношений центра и регионов. Высказывание гагаузского лидера о "двух крепких крыльях - Гагаузии и Приднестровье" для Молдавии - это более чем намек. Попытки болгарских и гагаузских активистов начать действия по слиянию двух регионов тоже носят черты активно готовящихся перемен. В тираспольской администрации предположили лишь, что более чем смелые мысли Лупу о федеративном будущем Молдавии российские журналисты могли отметить во время мартовского посещения им Москвы и встречи (если она на самом деле состоялась) с российским премьером Путиным, где лидер молдавских демократов стремился заинтересовать российское руководство своим неутраченным политическим потенциалом.

Упоминание лидером Демпартии в интервью радио "Эхо Москвы" приднестровской проблемы и размышления о ее влиянии на отношения между Молдавией и Российской Федерацией также следует отнести к действиям по подготовке нового этапа урегулирования и с использованием основных положений "меморандума Козака", пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". Возможно, Лупу еще остается в игре. И его, бывшего безоговорочного (только коммунисты были против) кандидата на пост президента РМ, очевидно, проверяют, насколько он в ближайшем будущем сумеет быть полезным и устойчивым в непростых дискуссиях о живучести меморандума от 2003 года: основные положения этого документа Москва до сих пор считает актуальными и полезными. Явно неслучайно Лупу заговорил о "допущенных ошибках молдавской стороной по неправильному ведению переговоров". И явно неслучайно он ни слова не сказал об "ошибках", содержащихся в самом меморандуме, о которых так яростно говорили после провала московско-кишиневского плана объединения Молдавии воронинцы - т.е. сами заказчики документа. Значит, опять к федерализации? И вместо Воронина Лупу, поддерживаемый Москвой, а внутри - южанами и мелкими левоцентристскими формированиями? А то, быть может, и сами коммунисты опять вернутся к федеральным идеям, правда, только после существенного реформирования партии, о котором Лупу упоминал и не раз, и после существенных перемен в высшем руководстве, а проще говоря, без Воронина?

Все пока непонятно, пишет "НИКА-пресс". И все это слишком сложно, чтобы всерьез поверить в чью-то готовность запросто в обмен на высшую власть в РМ поступиться "высшими молдавскими принципами". Малопристойная возня у подножья президентского и парламентского тронов, да при участии внешних заинтересованных лиц, лишний раз показывает: приднестровский вопрос с первых дней и по день нынешний является эффективным механизмом влияния на внешнюю и внутреннюю политику Молдавии. Хоть один молдавский политик, хоть одна партия РМ входили во власть без планов объединения, без обещаний урегулировать "проклятый вопрос" или без оглядки на внутренние и внешние последствия того или иного решения в рамках переговоров? Федерализация - это ужас, потому что - это приднестровизация, т.е. полная зависимость от Москвы. В этом была главная идея отказа от меморандума в 2003 году. Борьба же за унитарный характер РМ, отстаивание положений парламентского документа 2005 года об условиях приднестровского урегулирования - означает, что Приднестровье следует сначала победить, а уж потом объединять берега. Но уже пробовали - в 1992 году. Повторения подобного ужаса тоже никто не хочет; все правильно боятся еще одной войны на Днестре, а Молдавия еще раз ее не переживет и уж точно потеряет все.

До сих пор, т.е. до высказываний Лупу об ошибках молдавских переговорщиков в 2003 году, мы знали из откровений коммунистических деятелей лишь о вероломном характере Москвы, "беспардонно решившей изуродовать Молдавию федерализацией", продолжает "НИКА-пресс". Об отечественных промахах говорить было не принято. Лупу предлагает разговор. Хорошо... В мае 2003 года Воронин в прямом смысле слова заказал Москве проект документа об условиях и механизмах урегулирования конфликта на Днестре. Почему Кишинев отказался от федерализационного проекта ОБСЕ 2002 года, до сих пор непонятно. Но догадаться можно - Россия, десять лет хранящая мир на Днестре, заревновала. И вот итог, подведенный одним из кишиневских переговорщиков, кстати, на страницах не молдавской прессы: "...приднестровский вопрос должен решиться в Молдавии только в обстановке консенсуса великих держав. У России был шанс именно так решить вопрос. У Дмитрия Николаевича (имеется в виду Дмитрий Козак, чьим именем назван меморандум от 2003 года) был шанс войти в историю, а Молдавия обладала всеми возможностями для объединения. Меморандум не был подписан, но его оскорбительные статьи еще надолго выбили из колеи внутриполитическую ситуацию в стране".

Но ведь иначе и быть не могло, пишет "НИКА-пресс". Чужой дядя - будь то русский, американский или еще какой - никогда не напишет Молдавии документ, вокруг которого можно собирать общенациональные нетрезвые танцы до утра, да с салютом. И нечего жаловаться на "оскорбительные статьи", если не считается оскорбительной просьба - напишите нам, слабоумным и неуверенным, документ по решению нашей главной беды, а уж мы-то его воплотим в нашу бестолковую жизнь. Мало кто знает, что изначально допущенные в мае 2003 года ошибки Кишинева-заказчика планировалось исправить выступлениями молдавской оппозиции, активисты которой в ноябре этого же года намеревались перекрыть дороги из аэропорта в Кишинев и в Бендеры, чтобы помешать тогдашнему президенту РФ Путину участвовать в подписании меморандума. А окончательный итог молдавской беспомощности и лени подведет под закат своей карьеры президент Воронин, сказав мимоходом, что настоящая правда о судьбе меморандума станет известна не скоро. Это что ж там такого было, что даже Воронину стыдно вспоминать?! И готов сегодняшний Кишинев не повторить прежних ошибок? - задается вопросами агентство.

Комментируя мнение председателя Демократической партии РМ Мариана Лупу относительно событий вокруг "меморандума Козака", и, в частности, высказанное им сожаление об отказе в 2003 году официального Кишинева подписать план действий по приднестровскому урегулированию, вице-премьер Виктор Осипов заявил агентству "НИКА-пресс", что в стране есть не только сожалеющие о так называемых упущенных возможностях "меморандума", но и радующиеся, что власти страны в последний момент отказались от такого документа. Осипов в очередной раз подтвердил приоритетные задачи, поставленные перед его ведомством либерально-демократическим правительством Молдавии, среди которых, по его словам, подготовка всех необходимых условий для разработки жизнеспособных условий и методов приднестровского урегулирования, и возобновление полномасштабного переговорного процесса в установленном формате "5+2". "Сегодня наши главные задачи на приднестровском направлении - это будущие действия", - сказал вице-премьер, дав таким образом понять, что различные мнения относительно молдавских судеб в свете подписанного или неподписанного документа от 2003 года уже никакой практической пользы не имеют.

Политика: "Без Воронина и коммунистов хорошо всем"

Экс-президент и лидер молдавских коммунистов Владимир Воронин в очередной раз оказался "окружен врагами", пишет интернет-издание MoldovaNova.md. На этот раз под горячую руку главного коммуниста страны попались иностранные дипломаты. Воронин пригласил на встречу аккредитованных в Кишиневе послов России, Украины, США и ЕС, чтобы всех скопом отчитать за "отсутствие принципиальной позиции" относительно "бесцеремонного попрания" Альянсом за европейскую интеграцию молдавских "демократических стандартов", очевидно заложенных самим Ворониным.

По мнению Воронина то, что дипломаты закрывают глаза на "антикоммунистический произвол" демократических властей, "уже становится симптомом", продолжает MoldovaNova.md. "Не замечается инквизиция Гимпу, которая готовит фактически запрет ПКРМ. Не замечаются чудовищные нарушения регламента парламента, ограничение доступа представителей ПКРМ в здание парламента. Не замечается полицейское давление на прессу. Игнорируются массовые чистки по политическим мотивам. Не замечается политизация органов власти центрального и местного уровней", - перечислял чужие грешки тот, кто 8 лет узурпировал власть, строил полицейское государство, запрещал общественные организации, давил неугодные СМИ, распихивал по тюрьмам своих оппонентов, а еще врал, врал и врал, бесстыдно продолжая делать это и сегодня. Не постеснялся лидер ПКРМ обвинить АЕИ даже в "беспрецедентном давлении на экономических агентов" - аргумент, который и вовсе предпочтительно оставить без комментариев...

По словам Воронина, "этот Альянс только называет себя проевропейским", пишет MoldovaNova.md. "И мы знаем, что он вызывает симпатии некоторых присутствующих на этом брифинге. И симпатии эти в основном сводятся к тому, что Альянс этот не столько проевропейский, сколько антикоммунистический. И поэтому, мол, можно закрывать на многие вещи глаза", - добавил лидер коммунистов. В общем, не увидело "молдавское общество" в лице Воронина во всех перечисленных историях "принципиальности со стороны европейского сообщества". "Если Альянс и далее будет путать европейскую политику с игрой в казино, если он не найдет в себе мужества либо пойти на компромисс, либо распустить 16 июня парламент, то эта власть идет на огромный риск. Как вы знаете, существует бесчисленное количество демократических способов остановить узурпаторов власти", - пригрозил напоследок дипломатам России, Украины, США и ЕС Воронин.

Адепты Воронина тут могут возмущенно поправить, мол, вождь, клеймя на встрече "некоторых дипломатов", в первую очередь обращался к представителям ЕС и США, продолжает MoldovaNova.md. Но, во-первых, зачем тогда позвал россиян и украинцев? И потом, в таком случае ситуация становится еще более пикантной. Получается, что от также сохраняющих олимпийское спокойствие России и Украины Воронин выступлений в защиту попираемой молдавской демократии и не ждет. Уж не намекает ли он на недемократичность, да и вообще нецивилизованность "отсталых восточных варваров", о чем давно и без особого стеснения любит поразглагольствовать за стаканом вина воронинское окружение?

Впрочем, между строк воронинских жалоб скорее читается пришедшее с задержкой в коммунистическую голову трагическое прозрение - осознание того, что больше нет до него и его партии дела ни России (после Меморандума Козака и "российских оккупационных войск" 2005-2007гг.), ни Украине (после откровенно антиукраинской истеричной кампании вокруг Паланки), ни ЕС (после многих лет бла-бла-бла-"евроинтеграции"), ни США (после так толком и не сыгравшей "красно-оранжевой" ставки в 2005). Без Воронина и коммунистов хорошо всем, пишет MoldovaNova.md. Сама Молдавия уже выразила вотум недоверия Воронину в 2009, и без сомнения закрепит этот исторический вердикт в ходе ближайших выборов. Молдавии хорошо без коммунистов. Следующий этап выздоровления - Молдавия без коммунистов и русофобов. В качестве задачи на ближайшие выборы эта цель - то что доктор прописал, подводит итог издание.

Европейская интеграция: "Молдавская власть атрофируется, а ЕС от года к году принимает на себя все больше функций нашего государства"

По Молдавии прокатилась Неделя Европы, пишут "Молдавские ведомости". Республика подводила итоги сотрудничества с Евросоюзом и строила планы на будущее. Опоздав к европейскому экспрессу, уходящему в Брюссель, наша страна попусту не горюет. Ведь все понимают, что, как и прежде, сейчас Молдавия не соответствует самым минимальным европейским стандартам. Евросоюз - весьма разнородный конгломерат государств, и даже в старой Европе, до включения в ЕС новых восточноевропейских государств, были страны-аутсайдеры. Для этих государств нужны преференции и льготы. Последнее расширение ЕС показало, что включение целого блока восточноевропейских стран сопровождается еще долгим процессом трансформации этих государств и их реформирования под стандарты ЕС. Слишком уж различны исторические пути развития между Западной и Восточной Европой, и поэтому стандарты ЕС для новых членов не всегда внедряются так быстро, как этого хотелось бы Брюсселю и новым государствам-членам. На этом опыте и выстроена база европейского "Восточного партнерства" - привести к стандартам Евросоюза государства не члены ЕС.

Молдавия очень поздно заявила о своих проевропейских устремлениях, продолжают "Молдавские ведомости". Мы очень быстро, быстрее многих других стран СНГ, стали членами ОБСЕ и Совета Европы, но четкой позиции по вопросу евроинтеграции у нас не было. Путь в Европу Молдавия начала тогда, когда ЕС фактически завершал последнее расширение. Сегодня Европа предлагает нам лишь экономическую, финансовую и экспертную поддержку для проведения реформ у себя дома. Приоритеты для ЕС - экономика, права человека, безопасность и экология. По всем четырем направлениям Молдавия для ЕС - большая проблема у самой границы. Экономика у нас хромает на обе ноги и требует больших вливаний и реформирования. Права человека находятся на крайне низком уровне - достаточно заглянуть в наши тюрьмы и СИЗО. Безопасность - это нерешенный приднестровский вопрос. Ну а что касается экологии... На юге мало воды, Днестр очень грязен, продолжается эрозия почв, не прекращается незаконная вырубка лесных массивов.

ЕС готов помогать в решении практически всех молдавских проблем, пишут "Молдавские ведомости". И в Молдавии к этому уже привыкли. ЕС дает деньги практически на все - на строительство европейских мусорок, на посадку деревьев, на решение нашего, а не их приднестровского конфликта, на восстановление и строительство дорог... У европейских чиновников и бюрократов есть один приятный пунктик, который радует сердце всех бюрократов из соседних с ЕС государств - они дают деньги всем, кто у них хорошо просит, и на все, на что хорошо просят. Дают на демократию, борьбу со СПИДом, на тетради и учебники, на дороги и больницы.

Для такого государства как Молдавия любые деньги это благо, но любые деньги для чиновников это безусловное зло, продолжают "Молдавские ведомости". Деньги, выделяемые ЕС не всегда идут строго по назначению и это полбеды, деньги развращают чиновничество и государственный аппарат. В результате государство начинает лениться, и не считает для себя нужным выполнять те функции и задачи, которые оно должно выполнять. В Молдавии нет экономики, но чиновники не переживают из-за этого, так как знают - ЕС пришлет деньги, "заграница нам поможет". Мы не можем решить конфликт на Днестре - европейцы готовы нам в этом помочь. Не можем нормально хранить пестициды и гербициды, доставшиеся в наследство от СССР? ЕС и об этом позаботится. ЕС от года к году принимает на себя все больше функций нашего государства. Молдавские власть и элита атрофируются, они не могут сами принимать решения по важным политическим вопросам и... приходится звать Венецианскую комиссию, экспертов из Брюсселя. Говорят уже, что Молдавия - любимое детище ЕС. Но, как известно, у семи нянек дитя без глазу.

ЕС подобно огромному сверкающему мегаполису расположился рядом с нашими худыми и грязными жилищами, пишут "Молдавские ведомости". Иногда жители мегаполиса выглядывают из окон и, жалея нас, дают что-то на жизнь от своих щедрот. Простые граждане, безусловно, стремятся к стандартам ЕС, но их устремления упираются в глухую и невидимую преграду - местную бюрократию и элиту. Они выстроили искусственный потолок своих возможностей и устремлений при минимуме затрат и максимуме удовольствия. Им достаточно минимально соответствовать нормами и стандарта ЕС, дабы иметь гарантированную финансовую и экономическую помощь. В результате элита живет по-европейски, а население выезжает в ЕС, чтобы хоть там ощутить прелесть и комфорт европейской жизни.

Уже пять лет мы сотрудничаем с ЕС в рамках "Восточного партнерства" (учредительный саммит "Восточного партнерства" состоялся 7 мая 2009 года, программа была представлена в мае 2008 года - прим. ИА REGNUM Новости), цифры и отчеты выглядят убедительно, даже обворожительно, но в жизни все без изменений, продолжают "Молдавские ведомости". Происходит глубокое и тесное партнерство европейской и молдавской бюрократии. Одни выделяют деньги, другие имитируют реформы, а на выходе - Молдавия до сих пор самая бедная соседка ЕС. Аттракцион неслыханной щедрости ЕС рано или поздно может закончиться. Денежный ручеек из Брюсселя для фасадных реформ в Молдавии не вечен. ЕС уже испытывает большие трудности и проблемы экономического и политического характера. Фаза активного сотрудничества и участия в жизни соседей продолжается, но если кризис в ЕС не отступит, Евросоюз может дистанцироваться от соседей и экономически, и политически. В результате Молдавия останется с инфантильной элитой и недовольным обществом.

ЕС предлагает нам совершенные инструменты для проведения первоклассных реформ, но полное отсутствие деталей и механизмом в самой Молдавии обрекает партнерство на неудачу, пишут "Молдавские ведомости". Это проблема не ЕС, а наша. Прежде чем начинать партнерство с Европой, нам нужно наладить партнерство в самой Молдавии - между властью и обществом и отрегулировать механизмы общественного и гражданского контроля. Иначе нет смыла в европейском сотрудничестве. В нашем случае ситуация напоминает повесть братьев Стругацких, где вещи оставленные инопланетянами на Земле использовались землянами самым примитивным образом. И как говорит один из героев повести, быть может, великие дары внеземной цивилизации мы используем без особых знаний, как варвары, забивающие микроскопом гвозди, подводит итог издание.

Румыния: "Вступление в ЕС стало для Румынии не трамплином, а непосильным грузом"

Румыния взорвалась! - пишет "Пульс". 50 тысяч человек перед Дворцом победы в Бухаресте, где заседало правительство, освистали антикризисную политику властей, которая больше походила на наложение дани на целую страну пополам с режимом вражеской оккупации. И это все произошло на фоне, мягко говоря, скептических комментариев МВФ о способности Бухареста выполнить все пункты программы без потерь. Румыния "попала" крепко - национальная экономика оказалась не только не готовой, но и максимально раздутой системой, неспособной противостоять внешним вызовам.

Ну, вот и все: эра президента Траяна Бэсеску по всем показателям завершилась, продолжает "Пульс". Слишком мало прошло времени с момента выборов, чтобы простые люди забыли разглагольствования "президента всех румын" о том, что пенсия-то в стране мала, что бюрократия слишком раздута, что мало эффективности в экономике и что если его переизберут на второй срок - то Румынию не узнают. Румынию и вправду не узнать. В Бухаресте на манифестацию вышло людей столько же, сколько и во время Декабрьской революции 1989 года, когда дружно свергали Николае Чаушеску, сделавшего, по совокупности заслуг, куда больше, нежели либерализм румынского розлива. Больше властям на слово не поверят - население страны загнано куда-то в 40-е годы, когда диктатор Ион Антонеску установил жесточайший режим, сопряженный с фактически рабским трудом, несоблюдением прав и повсеместной ликвидацией и без того слабых социальных гарантий. "Долой правительство! Долой Бэсеску! Отставка!", - кричали манифестанты, которые могли лишь биться о глухие стены здания, где шло заседание правительства, члены которого как бы не понимают, чем недоволен народ. Парадокс, но возвращать взятое взаймы власти намерены за счет простого народа, не потрудившись заметно снизить свою зарплату. Экономия на народе, по определению, ничем хорошим не закончится.

Страна, разбитая и разворованная, но амбициозная и хвастливая, вступила в большой Европейский союз, не имея для того ни предпосылок, ни материальной базы, пишет "Пульс". Бухарест сделал шаг на свой страх и риск. И, похоже, проиграл. Такие особенности, как массивные государственные затраты на социальные гарантии, справедливая оплата эффективной бюрократии и жесткие Копенгагенские и Маастрихтские критерии стали для Румынии не трамплином, а непосильным грузом. Пока в 2007-2008 году мировой экономический кризис только зарождался, Румыния занимала деньги на внешнем рынке, удачно развивая строительство, транспорт, ряд отраслей тяжелой промышленности, но в 2009-м рухнуло все. Деньги за рубежом исчезли - они были поглощены водоворотом кризиса, а Румыния осталась не только без денег, но и с гигантским долгом. Вопрос о состоянии румынской экономики стал подниматься в полный рост где-то осенью 2009 года. Уже тогда становилось понятно, что ряд явно предвыборных и популистских шагов президента Траяна Бэсеску - это даже не шаги, а топтание на месте, экономика давала средства не просто в долг, но выдавливая из себя последнее. Однако если осенью говорили о готовности лавировать на переговорах с Международным валютным фондом, то уже весной 2010 года Бухарест верно шагал туда, куда ему указывал всесильный фонд. И шагали румынские власти по своему собственному народу, на который, без каких-либо сомнений, повесили все свои ошибки.

Цинизм Траяна Бэсеску не знает границ - это известный факт, продолжает "Пульс". Но заявить в обращении к народу, что МВФ - не Армия спасения и дает кредиты на тех условиях, на каких считает нужным, а все, кто не согласен, могут, образно говоря, выйти. В итоге румынские власти спасовали перед МВФ и вызвали на себя совершенно праведный и справедливый гнев граждан, не понимающих антикризисной политики, основанной на жертве целым народом. Мало того, сами эксперты МВФ говорят, что антисоциальные требования, предпринятые румынским правительством, не были навязаны фондом, а стали результатом суверенного выбора румынской власти. Как отметил глава миссии МВФ в Румынии Джеффри Фрэнкс, фонд предлагал несколько вариантов, в том числе основанных на повышении НДС и подоходного налога. Но Бухарест неожиданно заявил, что идет на беспрецедентное сокращение одних только расходов, которые вышли из-под контроля, снижает зарплаты в бюджетном секторе на четверть, пенсии на 15 процентов, максимально урезает социальные гарантии и ставит себе цель выйти из дефицита в 8,3 процента на уровень 6,8 в течение нескольких лет. И вот тут наступает неловкая тишина. Джеффри Фрэнкс прямо и честно заявляет - фонд не верит в способность правительства страны выйти на заявленные цифры и считает, что приведенные расчеты не верны, а сокращение расходов называет "резким". Фонд не отрицает, что Румыния пошла бы на серьезные жертвы в любом случае, фонд не видит проблемы в том, что зарплаты снижаются беспрецедентно и ставят целый слой населения на грань выживания, но, любя точные цифры, делает неутешительный вывод - антикризисная политика может привести к негативным последствиям. К слову сказать, Европейский банк реконструкции и развития также разочарован антикризисными мерами и снизил прогноз роста ВВП Румынии до 0 процентов. И это уже ясный сигнал. Да, МВФ, конечно, не Армия спасения, но и власть - не враг своему народу.

До 1 июня в Румынии пошел обратный отсчет, когда массы более не будут сдерживаемы полицией, стоящей с ней в одном антиправительственном ряду, пишет "Пульс". Правительство уже пошло на очень и очень рискованный шаг, заявив, что берет на себя ответственность за антикризисные меры и ставит вопрос о вотуме доверия со стороны парламента. Такое поведение храбро, но безрассудно. Премьер-министр Эмиль Бок, заявивший о готовности поставить на кон все, прекрасно осознает, что фактически у правительства нет ничего. Правящая коалиция - независимые депутаты, пропрезидентские демократ-либералы и этнические венгры - это хлипкая сила, выстроенная даже не на общих интересах, а на общей безысходности. Правительство с большой долей вероятности вотума доверия не получит - депутаты из правящей коалиции осознают, что тот, кто поднимет руку в таком голосовании - политический труп. И именно поэтому социал-демократы и национал-либералы, работающие в негласном союзе друг с другом, начинают свою атаку на коалицию, намереваясь дать реванш Траяну Бэсеску, сократив его президентский срок до минимума. А президент говорит, что есть политические силы, пытающиеся довести ситуацию до кровавых событий, что правительство спасло ситуацию от подобной греческой, что меры очень и очень эффективны. Но это все уже проявление политического страха. "Президент всех румын" поставил рекорд, открыто отказавшись от всех предвыборных обещаний на четвертом месяце правления. Самое главное - Траян Бэсеску начинает понимать: румынский народ далек от его идеалов. Нация хлебопашцев и слагателей легенд не собирается складывать голову за амбиции президента, выбирая нормальную жизнь, а не великодержавную политику, подводит итог издание.

Газовые долги: Если у Приднестровья появится сепаратный контракт с "Газпромом", сразу возникает вопрос о "территориальной целостности" Молдавии

ОАО "Газпром" подал в суд на АО "Молдова-газ", пишет "Кишиневский обозреватель". Причем дважды. Первый иск российского концерна датируется еще ноябрем прошлого года. "Газпром" обратился в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово- промышленной палате РФ (именно эта инстанция по действующему контракту должна решать все споры между сторонами) с иском о взыскании с "Молдова-газ" задолженности в $80,2 млн, накопленной за четвертый квартал 2006 года. А на прошедшей неделе "Газпром" подал в Арбитражный суд еще один иск с требованием погасить задолженность в $208 млн за газ, поставленный Молдавии в течение 2007 года. Таким образом, общая сумма, требуемая к возмещению, составляет $280 млн.

Первое слушание по делу "Газпром" против "Молдова-газ" уже состоялось, продолжает "Кишиневский обозреватель". Предполагается, что окончательное решение Арбитражный суд вынесет в течение месяца. Адвокаты говорят, что у "Молдова- газ" нет никаких шансов на победу: Московский арбитражный суд наверняка примет сторону российского концерна.

А откуда "Молдова-газ" изыщет $280 млн? - задается вопросом "Кишиневский обозреватель". Выхода два: или за счет конечных потребителей (то есть придется опять увеличивать внутренние тарифы, что чревато неприятными для властей последствиями), или Молдавии при заключении контракта на 2011 год придется уступить в вопросе определения тарифа на транспортировку по ее территории газа, предназначенного для европейских потребителей. Как заявил в прямом эфире замминистра экономики Илларион Попа, именно эту цель и преследует "Газпром", начав игру с судебными разбирательствами. Российский концерн, по его мнению, сейчас просто шантажирует Республику Молдова.

Параллельно с судебными разбирательствами с "Газпромом", на прошедшей неделе в очередной раз всплыла проблема приднестровской задолженности за природный газ, пишет "Кишиневский обозреватель". Эта сумма уже перевалила за $2 млрд. и мертвым грузом висит на "Молдова-газ" в отдельной графе "долг приднестровской стороны". В своем недавнем интервью российскому изданию "Коммерсант" Владимир Филат пообещал, что вместе с Путиным он очень скоро решит эту проблему. Скобки не раскрывались. Свой вариант решения проблемы предложил и председатель правления "Молдова-газ" Александр Гусев: он сказал, что нужно просто переуступить накопленную задолженность приднестровскому предприятию "Тираспольтрансгаз". "Важно, чтобы долги оплатил тот, кто их создал", - сказал г-н Гусев.

Так-то оно так, но если накопившиеся $2 млрд. будут "переуступлены" левобережному предприятию, это будет автоматически означать, что "Газпром" теперь должен заключить с "Тираспольтрансгаз" отдельный договор на поставку газа, продолжает "Кишиневский обозреватель". Тогда сразу возникает вопрос - почему на территории целостной Республики Молдова голубое топливо поставляется двум разным предприятиям? Кроме того, на сегодняшний день "Тираспольтрансгаз" является одним из подразделений АО "Молдова-газ". Но если у него появится сепаратный контракт с "Газпромом" и отдельные расчеты с российским концерном, это тут же даст ему возможность выйти из состава АО "Молдова-газ", и окончательно и бесповоротно отделиться от молдавского предприятия, как в свое время и собиралась сделать тираспольская администрация, отмечает издание.

Справка ИА REGNUM Новости: В соответствии с действующим между Молдавией и "Газпромом" соглашением, разграничение газовых долгов Молдавии и Приднестровья не предусмотрено. "Газпром" пытался взыскать долг Приднестровья с "Молдова-газ", действуя через международный коммерческий арбитраж. Один из исков "Газпрома" к "Молдова-газ" на $42 млн коммерческий арбитраж удовлетворил. В свою очередь, занимавший на тот момент пост председателя правления "Молдова-газ" Геннадий Абашкин заявил, что "Молдова-газ" предпринимает все необходимые действия для того, чтобы долги за газ оплачивались теми юридическими лицами, которые принимали решение о его отборе и последующей продаже". Вместе с тем, 24 декабря 2008 года, в ходе встречи с президентом ПМР Игорем Смирновым представители "Газпрома" сообщили о намерении разделить компании "Молдова-газ" и "Тираспольтрансгаз-Приднестровье" на две отдельные и установить прямые отношения между "Газпромом" и получателями газа в ПМР. О возможности раздельного учёта долгов за потребляемый газ заявил в конце ноября 2009 года на заседании молдавского правительства министр экономики страны Валерий Лазэр. Тема газовых долгов обсуждалась также в ходе состоявшейся 20 ноября 2009 года встречи молдавского и российского премьер-министров Владимира Филата и Владимира Путина в Ялте.

В свою очередь руководство Приднестровья признаёт, что расчёты с Россией за потреблённый газ не производятся. В частности, 15 января спикер Верховного совета ПМР Анатолий Каминский сообщил, что средства, поступающие от населения республики за потреблённый российский газ, используются властями для поддержания стабильности социальных выплат государства. По данным АО "Молдова-газ", задолженность Приднестровья за российский газ на 14 января 2010 года достигла $2,3 млрд. В то же время, по информации компании, исторические долги молдавских потребителей за газ составляют $350 млн. Основными акционерами АО "Молдова-газ" при создании предприятия в 1999 году стали ОАО "Газпром" (50% акций), правительство Молдавии (35,33% акций) и администрация Приднестровья (13,44% акций). В 2005 году Приднестровье в одностороннем порядке вышло из состава АО "Молдова-газ", передав свои акции в доверительное управление "Газпрому".