В Белоруссии стартует кампания по выборам президента страны. Действующий глава государства Александр Лукашенко ранее уже заявил, что она будет "очень тяжёлой". Ситуацию прокомментировал 27 мая для ИА REGNUM Новости заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев.

Лукашенко будет проводить свою кампанию так же, как он делал это в предыдущие годы. Белорусский президент - это человек, который действует по схеме, которая когда-то принесла ему успех. В этом плане внутренних изменений не будет. Но что касается внешних факторов, то они будут, прежде всего, диктоваться тем, что глава белорусского государства попытается доказать мировому сообществу, и, прежде всего, странам Запада, что кампания будет легитимной, открытой и демократичной, а подсчёт голосов - честным.

С моей точки зрения, кампания, конечно же, не будет протекать в этих параметрах. Будут спущены так называемые административные показатели (желаемые цифры), и региональные избиркомы станут руководствоваться именно ими. Но так как доказать это с помощью международных наблюдателей не представляется возможным в силу закрытости технологий подсчёта голосов, у президентской администрации есть надежда на этот раз обосновать легитимность всей процедуры. Естественно, команда президента будет работать на это. Это важно, поскольку с нелегитимным президентом общаться на высоком уровне никто не будет. Легитимация выборов - задача № 1 для нынешнего белорусского руководства.

С другой стороны, у президентской администрации, кажется, есть опасения, что какие-то технологи из сопредельных стран (прежде всего, имеется в виду Россия и, возможно, Польша) попытаются вмешаться в ход президентской кампании и реализовать механизмы, которые будут работать не на нынешнего президента. Такое опасение существует, и поэтому будет предпринят ряд шагов и мер, которые должны купировать эту мнимую или реальную опасность.

При этом угрозы того, что в ход выборов открыто вмешается ЕС или Россия, не существует. Минск в большей степени опасается тяжёлой экономической ситуации, которая может сложиться перед выборами и повлиять на их исход таким образом, что никакие административные варианты подсчёта голосов не приведут к желаемому результату. Будет очевидно, что народ не поддерживает Лукашенко. Поэтому для администрации президента первоочередной задачей сейчас является определение сроков выборов. Им кажется, что если они угадают со сроками, предсказав, когда финансово-экономическая обстановка в республике будет стабильной, то Лукашенко как единственный кандидат, поддержанный всем информационным ресурсом республики, получит высокие шансы на переизбрание. И головоломка с датой до сих пор не решена, поскольку если выборы проводить так, как это планировалось ранее (в начале весны следующего года), то экономическая ситуация к этому времени может обостриться. Поэтому, скорее всего, выборы будут перенесены либо на самое начало 2011 года, либо вообще на конец 2010.

Я также полагаю, что у российской власти пока не сложилось отношения к будущим выборам президента Белоруссии. Поэтому оценивать и анализировать позицию российской стороны пока преждевременно. Белоруссия в последние годы не являлась приоритетом российской внешней политики и рассматривалась как второстепенное или даже третьестепенное направление. Естественно, торопиться с определением своей позиции по отношению к очередному переизбранию Лукашенко Кремль не будет.

С другой стороны, предыдущие белорусские выборы показывали, что Россия признавала их результаты, несмотря на очевиднейшие нарушения. В Минске есть иллюзия, согласно которой Россия крайне заинтересована в поддержании идеи Союзного государства, и в ещё большей степени - Таможенного союза и ЕЭП. По мнению белорусского руководства, Россия никуда не денется, она будет вынуждена признать итоги выборов, каковы бы они ни были. Поэтому в данном отношении большее беспокойство у Минска вызывают российские наблюдатели, которые могут приехать в республику, начать выявлять нарушения и говорить о них в СМИ. Поэтому Белоруссия, скорее всего, будет отключать вещание российских средств массовой информации, в которых эти наблюдатели могли бы начать высказывать своё мнение.