В Архангельске, как и в других регионах, должен появиться институт уполномоченного по правам ребенка. Об этом заявил еще во время своего визита Уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов. О том, какая работа предстоит человеку, который займет этот пост, корреспондент ИА REGNUM Новости побеседовал с юристом Архангельского регионального отделения ВОГ Еленой Шинкаревой.

ИА REGNUM Новости: В Архангельском области уже озвучено намерение создать институт уполномоченного по правам ребенка. Скажите, пожалуйста, на какой стадии сейчас находится эта инициатива?

Я думаю, что этот институт будет создан в Архангельской области, это лишь вопрос времени. Насколько я знаю, губернатор региона обратился к уполномоченному по правам человека с просьбой, чтобы должность уполномоченного по правам ребенка была предусмотрена в его аппарате.

ИА REGNUM Новости: Почему не хватает одного уполномоченного по правам человека? Почему нужен еще и уполномоченный по правам ребенка?

Я даже не знаю, стоит ли пояснять, почему он нужен. Есть конвенция о правах ребенка, к которой Россия присоединилась. Мы выполняем обязательства, предусмотренные этой конвенцией. Полагаю, что это уже факт - правозащитная структура для детей должна быть на уровне государства. Это обычная практика, основанная на положениях международного права. Сейчас стоит обсуждать место этого органа в системе государственных органов, место и роль этого человека в защите прав ребенка.

ИА REGNUM Новости: Елена Юрьевна, какие, на ваш взгляд, полномочия должны быть предоставлены этому человеку?

Конечно, его голос не должен быть только совещательным. Уполномоченный должен иметь право какой-то процесс остановить или наоборот, кого-то к чему-то обязать. Его роль должна быть совершенно особой. Несмотря на то, что возможно эта должность будет входить в структуру областной администрации, Уполномоченный должен быть самостоятельным, у него своя ниша - защита прав ребенка. Эта должность предполагает, что вся работа человека, который ее занимает, сосредоточена только на защите интересов ребенка. Другие органы, которые сегодня занимаются защитой прав детей, - прокуратура, органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, подразделения милиции по делам несовершеннолетних и другие - все они занимаются правами ребенка вместе с реализацией множества других полномочий. Это лишь одно из направлений их работы. И в результате получается, что если ребенок выпал из направления из работы, он может остаться без внимания. Бывают случаи, что никто не увидел трудную жизненную ситуацию конкретного ребенка, что он оказался как бы между всеми органами, и заниматься его проблемами бывает некому. Это проблема любой системы, она существует не только в России. Если, например, в благополучной семье родился ребенок-инвалид, возникает множество проблем: трудности в устройстве его в садик, если тяжелая форма инвалидности, проблемы в получении помощи, не только материальной, но и психологической, трудности в устройстве на работу родителей, и как следствие - падение уровня жизни. Если в таким случае нет нарушения прав ребенка, прокуратуре не на что реагировать, органы опеки тоже не могут подключиться, ибо семья считается благополучной. Вот здесь и нужен уполномоченный по правам ребенка. Именно он увидит эти "дыры" в системе и укажет на них. Или проблема насилия в отношении детей - недавний опрос московских школьников, проведенный по инициативе Павла Астахова, подтверждает снова, что уровень насилия очень высок. A опубликованные результаты исследования, проведенного по инициативе Алексея Голованя о беспризорности детей - это факты, которые не всегда известны в полной мере властям.

ИА REGNUM Новости: Что же в этом случае должен сделать уполномоченный по правам ребенка? Наказать кого-то?

Я не думаю, что карательныe меры помогут решить все вопросы. Уполномоченный не должен надзирать или наказывать, это не его функция. Он, по моему мнению, должен выявлять эти проблемы и находить решения. Иногда нужно изменить закон, а иногда достаточно просто организовать встречу за круглым столoм представителей разных органов власти, чтобы они могли договориться о совместных действиях в той или иной ситуации. Именно поэтому важно, чтобы эта должность была учреждена в области.

ИА REGNUM Новости: Вы уже отчасти ответили на мой вопрос. Что нужно, чтобы выстроить систему соблюдения прав детей?

Необходимо наладить взаимодействия различных органов власти и общества. Но я говорю не об общении на круглых столах "для галочки", а о результативном взаимодействии. В какой-то момент обнажится серьезная проблема, которую нельзя решить без изменения законодательства. И поэтому возможность законодательной инициативы по вопросам защиты прав ребенка - это одно из главных полномочий детского омбудсмэна. Также инструментом работы уполномоченного будет опубликование его доклада, в котором отражены существующие проблемы. И конечно, у него должно быть право посещать учреждения, проводить мониторинг, запрашивать информацию у органов власти, чтобы иметь возможность увидеть, что происходит на самом деле, выявлять теневые стороны существующей системы защиты детских прав.

ИА REGNUM Новости: Но все-таки это будет не контролирующий орган?

Да, я бы не хотела, чтобы вся работа сводилась к надзору. Этим должна заниматься прокуратура. А уполномоченный должен больше исследовать ситуацию, наладить каналы получения информации: через школы, через детские телефоны доверия, через детские учреждения. Получение объективной информации - это результат диалога с обществом.

ИА REGNUM Новости: Елена Юрьевна, как вы относитесь к инициативе ЛДПР в Госдуме по рассмотрению законопроекта о том, чтобы женщинам, нежелающим рожать детей, выдавать по 100 тыс. рублей за то, чтобы они отказались от абортов, а предпочли отдать своих детей в детдомы?

Это ужасное предложение, вообще неприемлемое ни с моральной, ни с правовой позиции. Нужно наоборот выстраивать систему поддержки семьи. Не точечные мероприятия: дали денег там, провели конкурс здесь, наградили... A именно систему защиты, чтобы каждый в трудной жизненной ситуации мог получить помощь. А ведь у нас любая семья с ребенком может оказаться в трудной жизненной ситуации уже завтра, даже если сегодня она является благополучной. Родился еще один ребенок, в семье понизились доходы на каждого, или папа теряет работу, в то время как мама находится в отпуске по уходу за ребенком. Социальные исследования показывают, что семья с детьми часто находится в группе риска. У нас не всегда государство может сразу отреагировать и помочь семье. Люди должны собрать массу справок, чтобы получить материальную помощь. А она зачастую весьма небольшая, поэтому и говорят, что усилия по сбору этих справок несопоставимы с размерами помощи. И это снова точечная поддержка "здесь и сейчас", а нужна поддержка в целом: и помощь в поиске работы, и социальная поддержка в виде денег и бесплатных услуг, и психологическая помощь, которую, кстати, превосходно могут оказать общественные организации через группы взаимной поддержки и разные программы помощи. Особенно, если государство будет готово покупать эти услуги, чтобы они могли оказываться бесплатно тем, кому нужны.

ИА REGNUM Новости: А как же материнский капитал? Это государственная программа стимулирования рождаемости работает уже, который год.

Материнский капитал тоже, по моему мнению, нельзя назвать серьезной системной поддержкой. Исследования показывают увеличение рождаемости, но социологи дают осторожные оценки. Есть мнение, что высокую рождаемость обеспечило то многочисленное поколение детей 80-х, которое сейчас подошло к родительскому возрасту. Сейчас каждый год рождается сравнительно много детей, а государство оказалось к этому не готово. Не хватает детских садов. И большая проблема в том, что нет правил, помогающих людям самим организовать частный детский сад. Недостаток детсадов есть, но законных путей его восполнить через частные малые группы - нет. Пока же люди находят выход из положения в том, чтобы договариваться, друг с другом о том, что кто-то будет заниматься с их детьми в течение рабочего дня. Это абсолютно теневая деятельность, но это объяснимо - людям нужно работать. Думаю, что одна из задач уполномоченного по правам ребенка - это организовать проведение исследований, чтобы выявлять проблемы. Эта информация будет помогать выстроить последующие действия в конструктивном ключе. Иногда люди не верят в помощь государства, надеюсь, что уполномоченный по правам ребенка будет именно тем, кто изменит это отношение.

ИА REGNUM Новости: Справится ли один уполномоченный с потоком обращений?

Конечно, если он будет один, он не справится. У него должен быть аппарат. Надо понимать, что уполномоченный - это не тот человек, который будет заниматься только решением точечных конкретных проблем. Его работа должна быть системной.

ИА REGNUM Новости: Не превратится ли эта должность в бюрократическую, когда человек будет работать только с бумажками?

Есть такая опасность. Но это зависит от того человека, который будет выполнять эту работу, a также от того, какими правами он будет наделен. Кроме того, важна поддержка других институтов, СМИ и гражданского общества. Я надеюсь, что на эту должность придет человек с опытом и со своей стратегией работы, ему нужно дать возможность эту работу построить. А результаты появятся через какой-то период времени.