Председатель Санкт-Петербургского добровольного общества ингерманландских финнов "Инкерин Лиитто" Владимир Кокко рассказал ИА REGNUM Новости о том, чем финны отличаются от русских, почему в России сложно выучить финский язык, что такое лютеранская нравственность и почему Финляндия активно сотрудничает с Северо-западными регионами России.

ИА REGNUM Новости: Владимир Адольфович, каковы главные задачи сообщества ингерманландцев?

Цель сообщества в том, чтобы сохранить ингерманландских финнов как этническое сообщество. Задача эта сложная. На сегодняшний день на этой территории из 6 млн. жителей ингерманландских финнов - 12 тысяч. Это капля в море, поэтому естественная ассимиляция выглядит вполне реальной перспективой - это первый вызов.

Другой вызов для сообщества ингерманланцев - это отъезд ингерманландских финнов в Финляндию. С 1990 года финское государство предоставило им право на репатриацию. Репатриация довольно... смешная, учитывая то, что мы живем на этой территории уже больше 350 лет, поэтому ясно, где родина, а 20 лет назад выяснилось, что у нас две родины. Правда, у евреев еще смешнее, они через 2 тысячи лет репатриируются...

Теперь финское правительство планирует ингерманландскую репатриацию прекратить. Мы не во всем понимаем политику Финляндии в данном вопросе, она, конечно, станет одной из тем для обсуждения в рамках заседания Парламента Зарубежных Финнов.

ИА REGNUM Новости: Ассимиляция - это плохо?

Естественная - нет, это... как закон природы. Плохо - когда альтернативы нет. Выглядит это так: современные ингерманландские финны на 90% состоят в смешанных браках, в таких случаях разговорным семейным языком как правило, становится русский, что очень легко ведет к утрате языка (финского), а с ним и идентичности... Беда, что, у ингерманландцев нет возможности учиться на родном языке. К примеру, если вы родились в Токсово (поселок в Ленинградской области- ИА REGNUM Новости), и вы русский, то вы имеете возможность учиться на родном языке, а если вы финн - то нет.

В то же время, до 1938 года на территории современной Ленинградской области было около 300 учебных заведений, в которых велось преподавание на финском языке. Большинство из них были начальными школами, но были и другие. Мой дед получил высшее образование на финском языке - в Ленинграде! Но с 1938 года учебные заведения были переведены на русский язык и выросло два поколения людей, лишенных финского в школе.

ИА REGNUM Новости: Что мешает в настоящее время наладить обучение финскому на Северо-Западе?

Прежде всего, то, что в Санкт-Петербурге, учителей финского языка практически не готовят! Есть кафедра финно-угорской филологии в Санкт-Петербургском государственном университете - на пять бюджетных мест. Там действительно хорошо учат финскому языку, но выпускники этого факультета совершенно не мечтают о карьере учителя.

Хороших учителей финского языка готовят в Петрозаводске. Более того, их там некоторый избыток. Но они не могут переехать в Ленинградскую область и в Санкт-Петербург - слишком невелики зарплаты учителей. А если они и переезжают, то предпочитают работать в финских фирмах. Кроме того, учителям негде повышать квалификацию. Мы ("Инкерин Лиитто") стараемся организовывать такие курсы, но больше в Санкт-Петербурге повышать квалификацию в финском языке негде.

ИА REGNUM Новости: Потребность в финском в России возрастает?

Это вопрос, который меня мучает! По статистике на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области живут 12 тысяч финнов. Из них лишь треть так или иначе владеют финским. А вот по результатам переписи населения 2002 года в Санкт-Петербурге по-фински говорят 10 тысяч человек. То есть русских, которые выучили финский язык больше, чем финнов, которые владеют им как родным. Это говорит о какой-то фантастической популярности финского языка!

ИА REGNUM Новости: Фантастическая популярность финского языка?

Я в свое время работал в школе, в которой преподавался финский язык как основной иностранный. В нее везли детей со всего Санкт-Петербурга. Это для меня до сих пор тайна! Учить финский - это как учить санскрит. Тратить время надо на нормальный язык, широко распространенный. Может быть, играет роль близость Финляндии, то, что многие жители России открывают там бизнес, покупают недвижимость?

ИА REGNUM Новости: А кроме языка - финского, какие еще элементы национального самосознания ингерманландских финнов важны?

Культурные традиции, приверженность конфессии... Вот если бы мы разговаривали 50 лет назад, то ингерманландский финн автоматически означало бы - лютеранин. А сегодня - уже нет. Я знаю тех, кто не имеет никакого отношения к религии, также все больше и больше финнов становятся православными. И наоборот! В лютеранских приходах (в Колпанах, в Колтушах) весьма велика доля людей нефинского происхождения.

ИА REGNUM Новости: Если вспомнить, что на протяжении истории было очень много смешанных браков, то финское происхождение - это условно или нет? Кто такой ингерманландский финн? Где провести грань между русским и финном?

Нигде! Эта грань внутри человека. Я знаю огромное количество людей, которые считают себя русскими, при том, что оба их родителя - финны. Знаю и тех, кто при небольшой доле финских кровей считает себя финном. Это выбор человека, свободный выбор! Который нужно уважать.

Вообще национальная идентичность - это часть вашей идентичности. А она, последняя, состоит из многих кусочков. Вы идентифицируете себя как, например, молодой человек, как петербуржец, как поклонник группы ДДТ, как пенсионер... одна из составляющих - это национальная идентичность. У одного она занимает 10%, у другого - 80%. Все индивидуально. И если мы хотим выращивать свободных и гармонически развитых людей, то надо понимать - если часть идентичности зажата, то это нехорошо.

ИА REGNUM Новости: Ингерманландский финн отличается от финна финляндского?

Конечно. Самое главное отличие в том, что мы, ингерманландские финны, никогда не были финляндскими гражданами. В Финляндии нас относят к зарубежным финнам. Последних в мире за пределами Финляндии живет около 1 млн.200 тысяч финнов. И все кроме нас - потомки финляндских граждан. Финляндское гражданство, как понятие, появляется с 1809 года (в 1809 году в составе Российской Империи было создано Великое Княжество Финляндское, первое собственно финляндское государственное образование - прим. ИА REGNUM Новости, к тому моменту наши предки уже жили на территории Ингерманландии.

Кроме того, судьба ингерманландских финнов неразрывно связана с Россией. Когда здесь появился Санкт-Петербург, это было огромным подарком! Для наших предков открылись рынки труда и сбыта Санкт-Петербурга. А культурное влияние! Это великое преимущество, которое потянуло наш народ резко вверх! Но с другой стороны, мы разделили с русскими и войны, и революции и сталинские репрессии, в жернова которых попали и ингерманландцы. И поэтому историческая судьба ингерманландских финнов иная, чем у финляндских финнов.

Я изучал характер ингерманландских финнов и заметил, что у нас есть... синдром репрессированного народа. Я спрашивал у тех, кто родился в 60-е годы, чувствуют ли они себя репрессированными, и они говорили - да! Когда в семье такая атмосфера - "папа сидел, дядя был в ссылке" - это очень крепко оседает в сознании. Кроме того, социальные условия жизни в России повлияли на национальный характер. Финляндский финн - это даже не индивидуалист. Это индивидуалист в квадрате. Он уверен, что в жизни все зависит от него. Такой характер - следствие того, что финны жили хуторной системой и были всегда лично свободными. А в России сначала мы попали под действие крепостного права и жили в деревнях, а не на хуторах, а потом были колхозы. В результате у ингерманландских финнов сформировался коллективизм, который, кстати, свойственен большинству народов бывшего СССР.

ИА REGNUM Новости: А есть специфические финские черты характера?

Я бы выделил уважение к труду. И уверенность финна в том, что все зависит от этого и он должен много работать.

В 1935-36 годах "убийц Кирова", среди которых были и ингерманландские финны, высылали в Среднюю Азию и в Казахстан. И я встретил однажды финна с медалью "Заслуженный хлопкороб Казахской СССР". У них была фантастическая работоспособность и умение выживать. Это общее для всех финнов качества. Еще нас - финнов - объединяет лютеранская вера. Даже тех, кто не является верующими - мы все равно выросли в лютеранской морали: аскетизм - это хорошо. Даже если ты богат - это не надо явно демонстрировать. Надо быть честным. Надо быть чистым. Это лютеранская нравственность, которая...на самом деле, она исходит из прагматизма.

ИА REGNUM Новости: Ингерманландцы в России тесно общаются между собой?

Мне сложно сравнивать с другими национальными объединениями, но думаю, что мы один их самых хорошо организованных народов. Не менее половины входят либо в лютеранский приход, либо в общество "Инкерин Лиитто". Половина - это очень много! Разумеется, есть люди, которые живут далеко либо более или менее осознанно порвали с финским сообществом. Хорошо, когда это сделано добровольно. Плохо, когда это происходит из-за того, что у человека просто нет возможности знать родную культуру и родной язык. Мы такие возможности стараемся создавать.

ИА REGNUM Новости: Вы сотрудничаете с Финляндией?

С первых дней существования сообщества мы старались поддержать контакты с финским государством. Дело в том, что наша культура пострадала в годы репрессий, настольно, что остались, по существу, руины. И нам не имеет смысла преподавать финский язык, если мы не будем уверены, что существует страна, где этот язык развивается.

У нас до 38 года было финское радио, был финский театр. Писались романы по-фински. Мы отчетливо понимаем, что этого больше не будет, но мы знаем, что это есть где-то еще. Так что нам необходима морально-культурная подпитка из Финляндии.

ИА REGNUM Новости: Ощущение корней?

Да. Осознание того, что этот язык что-то стоит.

ИА REGNUM Новости: Идея независимой Ингерманландии...

Если под сомнение ставится целостность Российской Федерации, то пора применить закон. Меня же эти заявления не интересуют до тех пор, пока они не звучат на финском, а соответственно, ингерманландцы не являются их авторами. Если появятся слова на финском, то я начну разбираться.

Если вспомнить историю, то расцвет ингерманландского национального движения приходится на 1917 - 1918 годы. В это время было проведено три общеингерманландских национальных съезда, на которых были сформулированы задачи движения. И даже тогда, когда нас было 150 тысяч, мы выступали за расширение преподавания финского языка, за укрепление его позиции в регионе - и ни за что больше. Так что никто из ингерманландских финнов задачи создания независимого государства перед собой никогда не ставил. Ибо мы в основном адекватные люди.

ИА REGNUM Новости: Финское государство участвует в поддержке общества "Инкерин Лито"?

Реализован ряд совместных проектов с финляндским государством. Так, в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области построены на финские деньги дома ухода за престарелыми, возникли связи по линии трудоустройства. Эти проекты финансировались Финляндией из средств, выделенных на развитие приграничного сотрудничества. Но политика финского государства - в том, чтобы создать некоторую базу, на которой мы можем самостоятельно развиваться. То есть, не вечно кормить нас рыбой, а научить ее ловить. С 2007 года финансирование закончено, но мы продолжаем конструктивно работать. Так что, видимо, чему-то мы научилось.

ИА REGNUM Новости: Как вы полагаете, для чего Финляндия вкладывает деньги в приграничное сотрудничество?

Фонд приграничного сотрудничества направлен на улучшение жизни на приграничных территориях. Зачем это нужно: если на приграничных территориях будут голод и беда, то все будут стремиться переехать в Финляндию...

Поэтому лучше заблаговременно позаботиться о безопасности атомной электростанции, финансировать модернизацию канализации Санкт-Петербурга, думать о развитии предпринимательства в Карелии. Финский прагматизм налицо везде и всегда. Можно называть его и разумной политикой.

Справка: Ингерманландия (финск. - Inkeri) - территория, лежащая между реками Нарвой и Ладогой (часть территории современной Ленинградской области). Название происходит от названия реки Inkerejoki (финское название р. Ижоры).

Древнейшими жителями Ингерманландии являются финно-прибалтийские народы водь и ижора. В начале XVII века Ингерманландия оказывается под властью Швеции. и Территория заселяется переселенцами из Восточной Финляндии (которая в тот период являлась частью Швеции), которые составили основу финноговорящего населения, продолжающего жить в современной Ингерманландии и в наши дни. В 1640 году финны составляли 40% населения приневских земель, а к концу XVII века - около 75%. На сегодняшний день ингерманландцы составляют порядка 0,2% всего населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

"Инкерин Лиитто" ("Ингерманландский Союз") - добровольное общество ингерманландских финнов. Цели сообщества - развитие культуры и языка и защита социальных и имущественных прав ингерманландцев. Действует на территории исторической Ингерманландии и в других районах России, кроме Карелии, где интересы финнов-ингерманландцев представляет Ингерманландский Союз Финнов Карелии. "Инкерин Лиитто" основан в 1988 г., официально зарегистрирован 30.01.1989. "Инкерин Лиитто" принимает участие в работе Парламента зарубежных финнов, основанном в 1997 г., он представляет ингерманландских финнов в движении финно-угорских народов и в Организации непредставленных стран и народов (ОНН).