Виген Акопян: Турецкий бросок к Нахичевани. Чего опасается Ильхам Алиев?
На фоне отсутствия каких-либо внятных исследований или же прогнозов относительно экономических последствий разблокирования армяно-турецкой границы, опасения Баку относительно того, что Турция, открыв границу с Арменией, "вдохнет" в армянскую экономику "глоток живительного воздуха", кажутся не только малоубедительными, но и весьма подозрительными.
Явно гиперболизированные оценки Азербайджана, сводящиеся к констатации "экономического краха" в Армении, носят неприкрытый пропагандистский характер, и все, кто в последний период побывал в Армении, могут это подтвердить. За почти 20 лет блокады со стороны Турции и Азербайджана, Армения уже давно свыклась с реалиями и, по мере возможностей, обеспечила необходимые условия для развития своей экономики. Достаточно указать, что энергетический потенциал Армении и продовольственная безопасность - главные мишени любой блокады - обеспечены в полной мере. За период блокады Армения нарастила экономику в десятки раз, сумела полностью диверсифицировать поставки энергоресурсов, а также обеспечить мощности, позволяющие даже экспортировать электроэнергию. Важный вклад в этом направлении принадлежит компании "АрмРосгазпром" (80% - ОАО "Газпром", 20% - правительство Армении). В магазинах Еревана полные прилавки, а в ресторанах негде иголке упасть. Одним словом, описываемыми азербайджанскими политиками и экспертами в режиме реального времени катаклизмами здесь и не пахнет.
Конечно, говорить о том, что проблем в республике нет, было бы недопустимым преувеличением. Проблемы есть. Их много. Но, очевидно, разблокирование армяно-турецкой границы, тем более, когда не ясно, в каком режиме она будет функционировать, как долго будет оставаться открытой, какие грузы будут поставляться в Армению из Турции, какая таможенная политика будет проводиться с двух сторон и т.д., не может волшебным образом преобразить экономическую ситуацию в Армении.
Более того, было бы наивно предполагать, что усилия США, направленные на разблокирование армяно-турецкой границы, основаны сугубо на гуманистической заботе об уровне жизни рядовых граждан Армении. Ну а предположение, что в случае открытия границы Турция будет целенаправленно подпитывать армянскую экономику, является абсолютной утопией. Никакой внятно описанной экономической подоплеки разблокирование армяно-турецкой границы не имеет. Единственная страна, которая может заработать здесь минимальные дивиденды - Россия, обеспечившая себе в Армении стартовые позиции для начала экспорта электроэнергии в Турцию, а также контролирующая армянскую железную дорогу. Однако и по российским меркам экономический интерес здесь явно уступает политической составляющей такого присутствия.
С другой стороны, даже если армяно-турецкая граница будет открыта, то Азербайджан, отказавшись поставлять и принимать грузы по этой дороге, автоматически снизит экономическую эффективность этого маршрута на 50%. А если учитывать, что пройдя Грузию, железная дорога упирается в абхазский тупик, то теряется и остаток смысла. Ведь железная дорога из Турции, войдя на территорию Армении в районе Гюмри, тянется далее на север в сторону Грузии до Абхазии и на юг - в сторону Нахичевани. (см. карту)
Очевидно, коммерческим поставщиком грузов для железной дороги в этом регионе является именно Азербайджан. Разговоры о том, что железная дорога позволит армянским экспортерам быстрее и дешевле поставлять грузы в Европу и страны Персидского залива, как минимум, не внушают доверия. Стоит только взглянуть на структуру внешнеторгового оборота Армении, чтобы понять, что "живительных" дивидендов придется ждать очень долго.
Так что же так сильно беспокоит Азербайджан?
Региональная роль Турции после военных действий между Россией и Грузией резко выросла. Наблюдая за нынешней ситуацией в Грузии, где влияние российского фактора низведено к нулю, можно заметить активное заполнение вакуума внешнего политического и экономического влияния со стороны Турции. Показательна в этом плане ситуация в Аджарии, где турецкий капитал прочно занял доминирующие позиции, а политическая элита начинает проявлять признаки недовольства попытками централизации бюрократической системы со стороны власти Саакашвили.
С другой стороны, надо констатировать, что Турция сегодня лишена операционного влияния на ситуацию в зоне карабахского конфликта. Армения и Карабах - закрытые зоны для Турции и в ближайшие годы таковыми и останутся. Но Анкара оказывает огромное влияние на политическое поле и имеет мощные экономические рычаги в Азербайджане. И, судя по всему, не прочь это влияние в дальнейшем усилить. Хотя бы для того, чтобы отныне не сталкиваться с такими неприятностями как спущенные национальные флаги в Баку, остановка транзита нефти и газа и т.д.
Турция закрыла границу с Арменией тогда, когда военная фаза карабахского конфликта уже была практически позади, то есть проблема получила свое решение военным методом. Именно это решение и было заморожено вплоть до сегодняшнего дня. В результате войны Азербайджан оказался отрезан не только от доступа в Нагорный Карабах, но, что самое главное, был лишен возможности контролировать и развивать Нахичевань. Зато такая монопольная возможность есть сегодня у Турции. Не секрет, что для посещения Нахичевани президенту Азербайджана необходимо согласовать дату своей поездки с Турцией, поскольку именно через территорию этой страны он может туда попасть. Фактически, Турция сегодня полностью контролирует эту территорию.
Решение карабахской проблемы и разблокирование транспортных артерий между Арменией и Азербайджаном, в первую очередь, лишит Турцию монополии на Нахичевань. Разблокирование армяно-турецкой границы без решения карабахской проблемы укрепит эту монополию Турции еще и железнодорожным доступом. А это категорически не может устраивать Азербайджан.
Таким образом, за надрывной реакцией официального Баку на известие о том, что в Вашингтоне президент Армении и премьер Турции договорились разблокировать армяно-турецкую границу даже в том случае, если протоколы не будут ратифицированы парламентами двух стран, опасения не столько в близком экономическом процветании Армении, сколько в усилении турецкого фактора в Нахичевани. Интерес Турции здесь налицо. Впрочем, как и интерес США, ведь Нахичевань, подпадающий под монопольный контроль члена НАТО Турции, тянется вдоль границы Ирана. Железнодорожный коридор Ирак-Турция-Нахичевань представляется стратегическим в условиях эскалации давления на Тегеран.
- Ругавший День Победы актер Майков пообещал россиянам свет в конце тоннеля
- Зеленский выдал военного из Тувы за пленного из КНДР — 1053-й день СВО
- Шесть балконов жилого дома обрушились в селе в Орловской области
- МЧС сформировало федеральный оперштаб по ликвидации ЧП с разливом мазута
- СМИ: в Калифорнии из-за усиления пожаров эвакуировали музей Гетти