Станислав Тарасов: Два фронта Баку: энергодиалог с Россией и подрыв турецко-армянского сближения
Министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев выступил с любопытным заявлением. По его словам, у проекта газопровода NABUCCO есть нерешенные вопросы, одним из которых является ресурсная база. "На сегодняшний день единственной реальной ресурсной базой для газопровода NABUCCO является Азербайджан, - уточнил министр.- От нас сегодня в этом проекте ничего не зависит. Мы все сделали, и теперь только ждем дальнейших продвижений по проекту".
Это заявление можно дополнить тем, что сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев на совместной пресс-конференции с президентом Болгарии Георгием Пырвановым в Софии: "Нерешенность транзитных вопросов является, по существу, основным препятствием для реализации проекта NABUCCO." Напомним, что строительство газопровода NABUCCO стоимостью 7,9 миллиарда евро намечено на 2011 год. Первые поставки ожидаются в 2014 году. Максимальная мощность трубопровода составит 31 миллиард кубометров в год. Еще недавно этот проект в Баку- и не только там - представляли в качестве одного из вариантов осуществления программы по диверсификации вывода своих энергоресурсов из Средней Азии на мировой рынок в обход России. Поэтому вокруг NABUCCO вертелись острые сюжеты региональной геополитики.
Отрезвление наступает только сейчас. Россия и Словения подписали завершающее соглашение о взаимодействии в энергетической сфере. По словам премьер-министра РФ Владимира Путина, "Южный поток" становится большим общеевропейским проектом". Таким образом у Баку, как заявил министра Натик Алиев, появился "другой вариант вывода углеводородов на мировой рынок - "Южный Коридор", который рассматривается Азербайджаном шире. Не случайно 14 октября между ГНКАР и "Газпромом" был подписан среднесрочный контракт (с возможностью пролонгации) о купле-продаже азербайджанского газа в Россию. Он охватывает период 2010-2014 года. Ежегодно азербайджанская сторона будет поставлять в Россию газ в объеме не менее 500 миллионов кубических метров. Причем в контракте не указан верхний предел объемов поставки газа.
Но расширяющийся энергетический диалог между Азербайджаном и Россией происходит на фоне ценовых "недоразумений" между Баку и Анкарой. Они возникли еще в апреле 2008 года, когда Турция готовилась к подписанию "Дорожной карты" с Арменией. В этой связи в Баку вспомнили, что ранее продавали газ Турции по цене в 120 долларов за 1000 кубических метров. Тогда, когда стоимость газа для потребителей на внутреннем рынке Турции составляет около 380 долларов за 1000 кубических метров. Сейчас, по словам министра энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыза, Анкара готова выплатить разницу.
Проблема, конечно, не в долгах. В подвешенном состоянии может оказаться уже и коммерческое турецко-азербайджанское соглашения по разработке морского азербайджанского месторождения "Шах-Дениз", откуда Турция намерена получать 6,6 миллиарда кубических метров газа. Это означает, что мечта министра энергетики и природных ресурсов Турции Танера Йылдыза о том, что "при нормальных условиях единственный путь азербайджанского газа на западные каналы лежит через Турцию", может так и остаться только мечтой. После того, как цюрихские протоколы попали в турецкий парламент, ожидаемых Турцией " нормальных условий" не будет.
Баку заметно меняет вектор своей внешней политики. Связано это с пониманием того обстоятельства, что в ситуации, когда правительство Эрдогана максимум, что может сделать, так это задержать процесс нормализации турецко-армянских отношений, но не сорвать его. Даже несмотря на то, что турецкие официальные лица призывают Азербайджан "верить обещанию премьер-министра страны о том, что граница с Арменией не откроется, пока не будет урегулирован нагорно-карабахский конфликт".
Эрдоган посылает миру "неоднозначные сигналы". Например, выступая на заседании Партии справедливости и развития (ПСР) в Стамбуле он заявил, что "сближение Турции с Арменией является одним из существеннейших вопросов, соприкасающихся с демократическим сближением. Мы стремимся решить этот вопрос". Но при этом на первое место турецкий премьер-министр выдвигает вопрос азербайджано-армянских отношений, которые, по его словам, " являются первостепенным" фактором. Что же тут первично - сначала примирение, а потом решение Карабахской проблемы - или наоборот?
Анкара много не договаривает. Однако, учитывая многоопытность турецкой дипломатии, можно предполагать, что, вступая в диалог с Арменией, турки просчитали негативную реакцию Азербайджана и разработали "запасной сценарий". С одной стороны, действия Турции по урегулированию отношений с Арменией нашли поддержку мирового сообщества, и в первую очередь со стороны ведущих держав. Турция фактически солидарна и с предложениями Россия, США и Франция, которые были озвучены летом нынешнего года в итальянской Аквиле. Они предусматривают возврат территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана. Кроме того, определяется промежуточный статус для Нагорного Карабаха. Армению с Нагорным Карабахом должен связать коридор. Вопрос определения правового статуса Карабаха должен решиться путем волеизъявления его граждан. Беженцы должны иметь право на возвращение в места прежнего проживания.
С другой стороны, Турция нагрузила себя только урегулированием отношений с Арменией и дистанцируется от карабахского вопроса. Она понимает, что в случае неудачи возможной посреднической миссии, ее влияние в Закавказье будет быстро локализовано и переведено в фазу геополитического офсайта. В этом смысле Анкара приобрела некогда утраченные возможности для ведения активной политики на Кавказе. Но для нее очевидны риски потерь. Речь идет, конечно, в первую очередь об Азербайджане. Поэтому на данном этапе сложно определить, имеет ли место фактор совместной игры Турции и Азербайджана, или дело идет все же к формированию конфликтных отношений между двумя странами, чего тоже нельзя исключать.
Фактом пока является только то, что Азербайджан запустил в ход одновременно два параллельных политических проекта: подрыв ратификации турецким парламентом цюрихских протоколов и расширение энергетического диалога с Россией. Прагматика диктует Москве поддержать позиции Баку в карабахском урегулировании хотя бы за счет инициирования процесса очередной модернизации Мадридских принципов. В то же время интересы большой политики определяют задачу не выбиваться из общего строя до момента, когда созреют новые нестандартные решения и ходы в карабахском вопросе. В этом смысле Баку действует примитивно, предлагая Москве и Анкаре один и тот же "энергетический ребус". Как правило, в подобной ситуации решения часто приходят со стороны, оттуда, откуда меньше всего ждешь.