МИД Приднестровья 2 февраля (стоит отметить, что на официальном сайте МИД ПМР комментарий датирован 3 февраля 2009 года) выступил с комментарием в связи с публикацией статьи редактора-координатора ИА REGNUM по Молдавии и Приднестровью Сергея Колерова "Стокгольмский синдром: Региональные последствия "газовой войны" между Россией и Украиной" от 30 января. ИА REGNUM публикует заявление МИД ПМР полностью:

"30 января 2009 года информационным агентством "Регнум" на своем сайте была размещена статья "Стокгольмский синдром: Региональные последствия "газовой войны" между Россией и Украиной", претендующая на анализ ситуации в Приднестровье и вокруг молдо-приднестровского урегулирования, хотя автор данного материала (или лицо, подписавшее указанную статью) никаких успехов на ниве приднестровской тематики доселе не снискал.

Так, в материале дается весьма вольная трактовка событий, связанных с газовым кризисом и действиями руководства Приднестровья. Вынуждены напомнить, что уже 6 января 2009 года МИД ПМР проинформировал посредников и гарантов о ситуации и заявил о возможности гуманитарной катастрофы в Республике. Министерство иностранных дел Приднестровья поддерживало постоянный контакт с Посольствами России и Украины, с центральными аппаратами Министерств иностранных дел РФ и Украины, поэтому вполне естественным стало выражение признательности как украинским, так и российским дипломатам (МИД ПМР не делал никаких официальных заявлений в адрес России, характеризующих ее действия в период газового кризиса - прим. ИА REGNUM), благодаря которым ситуация с газоснабжением Приднестровья оперативно доводилась до сведения высшего руководства Российской Федерации и Украины.

Не меньшее удивление вызывает и приводимая в материале г-на Колерова интерпретация позиции руководства МИД ПМР по поводу участия Румынии в переговорах по молдо-приднестровскому урегулированию. В Приднестровье прекрасно помнят об "участии" Румынии в процессе урегулирования, тем более, что эту тему изучали не по рассказам "старших товарищей". Поэтому и заметили, что Румыния могла бы действовать через структуры ЕС, членом которого она является, а приднестровская сторона не ведет никаких переговоров об изменении формата консультаций за счет непосредственного участия в них Румынии. Впрочем, в такие нюансы г-ну Колерову вдаваться недосуг, как и в то, что Европейский Союз является наблюдателем не в переговорном процессе, а в консультативном "Постоянном совещании по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию" (однако, ни президент, ни МИД, ни другие официальные лица ПМР, перечисляя участников формата "5+2" - Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели, сами не делают никаких оговорок по поводу формата их участия - прим. ИА REGNUM).

Весьма характерно, что обе так взволновавшие автора "Стокгольмского синдрома..." темы были подняты в рамках встречи приднестровской стороны со Специальным представителем Украины по вопросам приднестровского урегулирования В.В. Крыжановским, на которую были также приглашены и корреспонденты ИА "Регнум" и могли бы почтить ее своим присутствием, задав участникам встречи так беспокоившие их вопросы, однако предпочли проигнорировать данное событие.

Как выяснилось, ИА "Регнум" пока вообще избегает получения аккредитации для журналистской деятельности на территории Приднестровья (Данное утверждение не соответствует действительности, так как корреспонденту ИА REGNUM Министерством информации и телекоммуникаций 29 августа 2008 года была выдана аккредитационная карточка №308. Этот документ позволяет работать на территории Приднестровской Молдавской Республики в течение года и заниматься освещением социально-экономической и политической жизни ПМР. Стоит отметить, что заявка на получение аккредитации направляется в адрес Министерства информации ПМР, после чего данное ведомство отправляет ее в министерства госбезопасности и иностранных дел ПМР, и только после получения положительных ответов из этих ведомств выдается аккредитационное свидетельство - прим. ИА REGNUM).

Такой подход, основанный на нежелании получать информацию из первых рук, свидетельствует о том, что публикация "Стокгольмский синдром: Региональные последствия "газовой войны" между Россией и Украиной" не имеет ничего общего с принципами журналистской этики и объективности. Скорее всего, таких задач никто и не ставит. Главное - дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в Приднестровье, внести разлад между органами власти, сыграть в своих собственных интересах, не имеющих ничего общего с интересами приднестровцев, на тех противоречиях между ветвями власти, которые объективно есть в любом демократическом государстве.

По-видимому, украинская тема и взаимодействие Украины и Приднестровья являются основными раздражающими факторами для некоторых лиц, участвовавших в подготовке данной публикации. В этом плане весьма симптоматична мысль о том, что "именно при Ястребчаке произошла заметная активизация Киева в процессе приднестровского урегулирования". Несмотря на столь высокую оценку действиям МИД ПМР, абсурдность этого заявления очевидна, ведь с таким же успехом можно "обвинить" Приднестровье в мировых экономических проблемах, а то и найти приднестровский след в тайне Бермудского треугольника. Впрочем, такого рода "мелочи" явно не интересуют автора материала, как и то, что первые официальные встречи В.В. Ястребчака после назначения его Министром иностранных дел ПМР состоялись с российскими и абхазскими дипломатами.

Министерство иностранных дел в очередной раз напоминает: Приднестровская Молдавская Республика - это суверенное, независимое, демократическое государство, реализующее свой внешнеполитический курс в соответствии с волей народа, в том числе выраженной в ходе всенародного референдума 2006 года, и принципами международного права. МИД Приднестровья, отвечающий за практическую реализацию внешней политики, будет и впредь продолжать свои усилия, направленные на развитие внешнеполитических контактов на всех уровнях со всеми субъектами международного общения, согласно духу и букве Концепции внешней политики ПМР, утвержденной Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.

Приднестровская сторона подчеркивает, что стратегический выбор народа Приднестровья является безусловным императивом для всех органов государственной власти. Российская Федерация была и остается главным гарантом мира и стабильности во всем регионе. Приднестровцы прекрасно знают цену истинной дружбы и не нуждаются в том, чтобы их учили прописным истинам.

В то же время никто не снимал с органов государственной власти ПМР обязанностей по реализации государственных и общественных интересов во взаимодействии с другими государствами и международными организациями.

В связи с этим продолжается и будет продолжаться наше сотрудничество с Украиной - государством-соседом и гарантом, от которого зависят вопросы трансграничного взаимодействия, транспортного сообщения и другие. Мы продолжим диалог с Брюсселем и Вашингтоном, действуя в рамках приднестровского правового поля и существующих международных обязательств Приднестровской Молдавской Республики.

МИД Приднестровья, реализуя стоящие внешнеполитические задачи, будет идти путем не изоляционизма, а открытого, конструктивного, равноправного диалога со всеми государствами и международными организациями, отстаивая позицию Приднестровской Молдавской Республики как состоявшегося государства на международной арене и приближая тем самым признание независимости нашего государства.

При этом Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики исходит из того, что в демократическом государстве все институты, включая средства массовой информации, действуют на основе основных принципов демократии, а не вседозволенности, и способны нести не только моральную, но и юридическую ответственность за свои заявления и действия, тем более, если такие заявления носят заведомо провокационный и клеветнический характер.

В связи с этим в настоящее время определяется форма правового реагирования на материал, размещенный агентством "Регнум", о чем будет сообщено дополнительно".