Интервью президента Армении

Агентство "Ноян Тапан" опубликовало полный текст интервью Сержа Саргсяна немецкой газете "Frankfurter Allgemeine Zeitung":

Г-н президент, на прошлой неделе в Москве Вы достигли договоренности с президентом Азербайджана по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, конфликта, который так долго держит в напряжении отношения между двумя странами. Как сегодня он будет развиваться?

Для нас важен тот факт, что подписан документ, который исключает решение конфликта военным путем. Конечно, это всего лишь декларация, а мы были бы очень рады довести ее до договора. Тем не менее, я не хочу недооценивать важность этого документа. Я рад также тому, что Азербайджан подписал документ, который для решения конфликта принимает все принципы международного права, а не только принцип территориальной целостности. Считаю положительным и тот факт, что несмотря на жесткие оценки, касающиеся эффективности деятельности Минской группы ОБСЕ, отмечена важность формата Минской группы, и роль стран-сопредседателей - США, России и Франции, как посредников.

Готовы ли Вы вывести свои войска из семи прилегающих к Карабаху районов, как это требуется?

Ключевой проблемой конфликта является статус Карабаха. Азербайджан должен признать право населения Нагорного Карабаха на независимость. За решением этой основной проблемы могут последовать и другие вопросы. Контроль над территориями для нас не является самоцелью, а всего лишь мерой, направленной на безопасность Карабаха. Сегодня нам необходимо вести переговоры о принципах урегулирования, за которым может последовать основной договор о мире. Перед нами еще долгая дорога.

Вы сами из Карабаха. Может ли Карабах в качестве автономной области оставаться в составе Азербайджана?

Речь идет о создании таких условий, которые могут обеспечить дальнейшее развитие населения в безопасных условиях. История показывает, что в составе Азербайджана это невозможно. Мы никогда не думали, что Карабах в каком-либо статусе может оставаться в составе Азербайджана.

Недавно Вы побывали в Брюсселе. Может ли ЕС быть полезным в деле решения этого конфликта?

Европа должна четко указать, если одна из сторон собьется с пути, нарушит мирный характер урегулирования проблемы. Кроме того, если какая-либо международная организация отмечает важность одного принципа урегулирования конфликта, тем самым она поощряет действия этой страны в этом направлении и проявляет неконструктивный подход. Америка и некоторые европейские страны применили в случае с Косово право наций на самоопределение. А когда этот же принцип применила Россия, он был отклонен США и Европой.

Но ведь и Вы не признали независимость Южной Осетии и Абхазии?

Вы правы. Как известно, независимость Косово мы также не признали. Мы не имеем права признавать независимость этих стран, так как не признали независимости Нагорного Карабаха. Наш народ не поймет этого шага. Теперь Вы меня спросите, почему в этом случае мы не признаем независимости Нагорного Капрабаха( Мы считаем, что признание независимости является последним шагом в этом процессе. Мы не настолько сильны, чтобы в одностороннем порядке признать независимость Карабаха и тем самым посчитать процесс завершенным.

Какие геополитические последствия имела война в Грузии для Вас?

События показали насколько уязвим весь регион. Грузия очень важна для нас, так как более 70% внешней торговли нашей страны осуществляется через территорию Грузии. Здесь проживают более 350 000 армян. В то же время с Россией мы являемся стратегическими партнерами. Для нас важно было соответствовать обязательствам перед этими двумя странами, что, я думаю, нам удалось. Мы с Грузией имеем разные подходы к различным принципиальным проблемам, однако, естественно, мы уклонялись от всего того, что могло бы рассматриваться как вражда. И несмотря на многочисленные изменения в регионе, произошедшие вследствие войны, слова Богу, могу сказать, что армяно-грузинские и армяно-российские отношения от этого не пострадали.

Вы являетесь также членом Программы партнерства с НАТО. Значит ли это, что уроком, извлеченным из войны является то, что Северо-Атлантический альянс должен держаться подальше от Кавказа?

Я бы не разделял Вашей формулировки. В этом случае было бы невозможно дальнейшее развитие наших отношений с НАТО. Мы считаем, что наше сотрудничество с альянсом является составной частью системы нашей безопаности. С другой стороны, мы не стремимся стать членами НАТО. Создание новых разделительных линий в нашем регионе может быть очень опасно. Это является уроком, извлеченным из грузинской войны.

Должны ли Ваши соседи прекратить свои стремления в НАТО?

Я не могу говорить от имени других стран. За последние 10 лет мы стремились вести такую сбалансированную политику, которая была бы совместима с интересами Америки, России и НАТО. Извлечение пользы из разногласий этих сил может быть соблазнительным, но в то же время это очень опасно.

Недавно Вы пригласили в Армению президента Турции для совместного просмотра футбольтного матча. Весь мир приветствовал этот Ваш шаг. Сегодня турки предлагают создать совместную комиссию по исследованию событий Геноцида армян 1915 года. Думаете ли Вы, что это было бы полезно?

В этом нет абсолютно никакой необходимости. Мы не думаем, что этим можно чего-либо добиться. Мы желаем установить дипломатические отношения между двумя странами без предусловий, открыть границы, затем на уровне межправительственного процесса сможем обсудить все вопросы, касающиеся соседних стран. Признание Турцией Геноцида мы не считаем предусловием для установления отношений. Мы желаем этого, но не любой ценой. Европейские страны в свое время не создавали комиссий для развития нормальных отношений. Подобный шаг может значить попытку ввести в заблуждение международную общественность, особенно, когда этот процесс может длиться годы.

Может ли Армения стать транзитной страной для доставки в Европу энергоносителей, каковой сегодня является Грузия?

Я не считаю, что мы должны стремиться заменить кого-либо. Но то, что мы преследуем цель иметь развитые инфраструктуры, создать альтернативные пути поставок, это однозначно. Мы желали бы, чтобы восстановились наши коммуникации с Турцией и Азербайджаном. Мы хотим также построить в Армении железную дорогу в направлении север - юг, которая в дальнейшем может связать Армению с Ираном. Насколько развиты и разнообразны будут наши инфраструктуры, настолько привлекательнее и безопаснее будет Армения. ("Ноян Тапан").

У президента Армении Сержа Саргсяна нет четкой концепции внешней политики страны: каждый его шаг служит одной цели - сохранить собственную власть. Такое мнение высказал директор Института политических исследований "Политэкономия", политолог Андраник Теванян на пресс-конференции 12 ноября. По его словам, именно проблема сохранения власти является причиной того, что Серж Саргсян время от времени допускает противоречивые высказывания: например, вначале соглашается с идеей создания армяно-турецкой комиссии историков, затем категорически высказывается пртив этого. Противоречивы и высказывания президента относительно урегулирования проблемы Нагорного Карабаха: то он говорит, что Азербайджан может делать инвестиции в Карабахе, и, может, после этого карабахцы пожелают жить в составе Азербайджана, то заявляет, что Карабах никогда не станет частью Азербайджана. Кроме удержания власти, считает политолог, Саргсян имеет задачу открытия армяно-турецкой границы любой ценой. Тем самым он, по мнению Теваняна, нанесет удар радикальной оппозиции, в программе которой большое место отведено урегулированию армяно-турецких отношений. Коснувшись визита президента Турции в Ереван, Теванян заявил, что от этого Армения ничего не выиграла: выиграли Турция и ее президент. Последний, по наблюдению политолога, приобрел некоторые элементы легитимности в глазах всего мира. ("Ноян Тапан").

Армения-Турция

Ожидается, что министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян посетит Турцию до конца текущего года. Об этом, передает "АрмИнфо", по сообщению турецкой газеты "Хюриет", заявил на пресс-конференции глава турецкого МИД Али Бабаджан. Кроме того, он добавил, что ожидает, что президенты Армении и Турции вновь встретятся в ближайшее время. "В последнее время между двумя странами наблюдаются активные дипломатические подвижки", заявил Бабаджан, отметив, что Турция приветствует трехстороннюю встречу и Декларацию, подписанную между Арменией, Россией и Азербайджаном. "Мы ожидаем, что Россия внесет существенный вклад в нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном", заявил Бабаджан. Он также добавил, что все стороны желают поддержать процесс, начавшийся в ходе трехсторонней встречи министров иностранных дел Армении, Турции и Азербайджана в Нью-Йорке. По его словам, "мы должны тщательно определить нашу повестку дня для того, чтобы добиться реальных результатов", отмечает турецкая газета. "Самое главное это обеспечение мира и стабильности на Кавказе. Поэтому предложенная Турцией Кавказская платформа очень важна", заключил Бабаджан.

Как сообщает газета "Азг", 11-го ноября сайт Турецкого общественного телевидения в статье под заголовком "Положительные разъяснения Саргсяна" коснулся интервью президента Армении "Евроньюз", отметив следующее: "Президент Армении Серж Саргсян сказал, что в скором времени возможны будут положительные развития в отношениях с Турцией. Затем он сказал: "Для установления дипломатических отношений с Турцией не является предусловием признание армянских утверждений о событиях 1915 года". В то же время г-н Саргсян добавил, что контакты с Турцией будут продолжаться, и он в 2009 году направится в Стамбул с ответным визитом - для совместного просмотра футбольного матча". На мысли, высказанные Саргсяном в той же беседе, откликнулась и "Заман", отметив их как положительный подход к инициативе организации трехсторонней встречи президентов Армении, Азербайджана, Турции. Турецкая газета, в статье под названием "Ереван подмигнул Анкаре", пишет: "Единственно решенный вопрос - это предусмотренная встреча в Стамбуле в октябре будущего года, в связи с ответной игрой Армения-Турция. Однако не думается, что весь год пройдет без встреч, потому что продолжающиеся переговоры обнадеживающи в аспекте скорейшей организации встречи. Саргсян повторил мысль о необходимости утверждения отношений между Турцией и его страной без предусловий, а посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыч подчеркнул: "Возможно, что до конца года состоится встреча президентов Турции, Азербайджана и Армении". Во время визита министр ИД РА Эдуард Налбандян отметил: "Усилия Армении, направленные на международное признание Геноцида армян будут продолжены". В то же время он уточнил, что он не использовал выражение "признание геноцида не решение", которое турецкая пресса приписала ему".

Как сообщает АрмИнфо, недавно министр обороны Турции Веджи Генул заявил, что переселение армян и греков с территории Анатолии в начале прошлого столетия было важным шагом на пути становлении этнического турецкого государства. Заявление уже вызвало возмущение армянской общины Турции, и группа из более чем 40 представителей армянской общины Турции направила открытое письмо премьер-министру этой страны Реджепу Таипу Эрдогану. В своем письме представители общины выражают жалобу относительно заявления министра. В письме отмечается, что заявления министра "поощряют этнические чистки и преступления", а также говорится о том, что "замечания Генула противоречат турецкой Конституции". "Последнее заявление министра обороны Турции является демонстрацией типично турецкого образа мышления", заявил член Бюро АРФ Дашакцутюн Агван Варданян, комментируя заявление Генула. "Мы все прекрасно понимаем, что Веджи Генул не является выразителем лишь своей собственной точки зрения, эта точка зрения присуща всему турецкому генералитету, составляющему существенную часть турецкой властной элиты", отметил он. В этом контексте, Варданян отметил, что Армении в переговорах с Турцией по проблеме Геноцида следует исходить от той опорной точки, что турецкая элита пока не готова сделать шаг вперед и осознать ошибки своего прошлого.

Судя по последнему заявлению посла Турции в Азербайджане Хулуси Кылыча, Анкара планирует провести встречу президентов в трехстороннем формате (Армения, Турция, Азербайджан), пишет газета "Айоц Ашхар". Но спрашивал ли кто-нибудь мнение армянской стороны? - спрашивает газета и отвечает: "Ясно же, что нет, но Анкару это мало волнует. В данный момент для Турции важна не сама трехсторонняя встреча, тем более что результат ее будет нулевым, а "продолжение процесса", точнее его имитация, приводящая международное сообщество в умиление. (...) Какие у нас гарантии, что завтра это геноцидальное государство, приглашающее нас за стол переговоров с Баку, не использует факт неизбежного провала переговорного процесса, чтобы прибегнуть к новым шагам, вплоть до открытой агрессии против Республики Армения? Учитывая недавние попытки турецкого руководства оправдать Геноцид армян и этнические чистки в Анатолии, Армения должна сказать стремящейся к посреднической миссии Турции окончательное и бесповоротное "нет" и мотивировать свой отказ нежеланием повторения событий начала прошлого века.

На вопросы АрмИнфо отвечает эксперт российского Фонда стратегической культуры Андрей Арешев

Можем ли мы говорить о начале новой политики в регионе Южного Кавказа после "пятидневной войны" в контексте предложения Турции о создании "Платформы безопасности и стабильности на Кавказе", и что это дает самой Турции?

Кардинальные изменения на Южном Кавказе после "пятидневной войны" были использованы Турцией для того, чтобы произвести переориентацию своей внешней политики. Уже в разгар конфликта было ясно, что Анкара намерена играть более серьезную роль на Кавказе, нежели это было раньше. В период вооруженного грузино-осетинского противостояния Турция лавировала между вовлеченными в конфликт державами в вопросе о проходе военных судов США и НАТО через Черноморские проливы. Сразу же после этого Анкара выступила с инициативой разработки "Платформы безопасности и стабильности на Кавказе", приглашая к участию Россию, Грузию, Армению и Азербайджан. Наиболее спорные потенциальные участники проекта - Москва и Ереван - неожиданно высказались в поддержку "платформы". (...) Выбор кавказского направления может быть использован турецкой элитой как консолидирующий фактор: на данный момент именно Закавказье является тем регионом, где Анкара может вести самостоятельную национальную политику, свободную от давления Запада, с одной стороны, и политического ислама - с другой. Здесь у Анкары есть контролируемый союзник - Азербайджан, а также Грузия, которая в силу кризиса грузинской государственности пошла на максимальное сближение с Турцией. Анкаре осталось правильно определить момент, когда можно будет втянуть в орбиту турецкой политики "проблемную" Армению и своего старого конкурента на Кавказе - Россию.

Увенчаются ли успехом усилия Анкары, и как Вы оцениваете "помощь", оказанную Арменией Турции в этом направлении в контексте начала диалога между двумя странами?

Можно ли говорить, что Анкара воспользовалась региональным хаосом и смогла, быстро сориентировавшись, проникнуть на Южный Кавказ? Думаю, правильнее сказать, что Турция использовала осложнение ситуации для того, чтобы начать осуществление давнего плана проникновения в регион, который долго был для турецкой элиты "крепким орешком". Это хорошо заметно на примере Армении - самого проблемного соседа Турции. Армяно-турецкие отношения показывают, что резкий выход Турции на кавказскую арену был заранее рассчитан до мелочей. В сентябре 2008 года произошло беспрецедентное событие - в Ереван по приглашению Сержа Саргсяна приехал на футбольный матч президент Турции Абдулла Гюль. Сразу заговорили о том, что "лед тронулся" и наконец-то, Армения и Турция смогут решить свои проблемы и стать "нормальными" соседями. С Арменией переговоры о шагах по нормализации отношений велись закулисно в Швейцарии, по крайней мере, за несколько месяцев до того, как Абдулла Гюль приехал в Ереван на футбол. Хотя на поверхности всё выглядело так, что Ереван и Анкара брошены в объятия друг другу "пятидневной войной", в действительности грузино-осетинский конфликт стал лишь катализатором событий, которые так или иначе должны были произойти. С другой стороны, маловероятно, что Ереван и Анкара неожиданно пошли навстречу друг другу исключительно из возникшей вдруг жажды добрососедства. Вероятнее всего, сценарий сверхдинамичного сближения Еревана с Анкарой был разработан при посредничестве западных держав еще при президенте Роберте Кочаряне. Ждали лишь удобного момента для начала реализации этого сценария. Иначе трудно объяснить, например, молниеносное подписание соглашения о поставках армянской электроэнергии в Турцию, снятие вето Армении на полноценное членство Анкары в ЕБРР (Европейском банке реконструкции и развития), сообщения о полном разблокировании воздушного пространства Армении со стороны Турции и т.д. Вспомним, что Серж Саргсян сделал свое официальное предложение по улучшению армяно-турецких отношений в июне 2008 года. К тому времени он только-только стал президентом, и положение его было довольно шатким Предложение пойти на диалог с Турцией в тот момент было крайне рискованным, во всяком случае, прочности в армянском обществе новому президенту не добавляло. Инициатива Саргсяна на турецком направлении была выдвинута даже без предварительной подготовки благоприятного общественного мнения. Это еще один довод в пользу того, что стремительное сближение между Турцией и Арменией было подготовлено заранее, а события вокруг Грузии послужили лишь сигналом к началу игры.

В чем причина проявления инициативы по налаживанию армяно-турецких отношений со стороны Еревана?

По всей видимости, Ереван был вынужден начать действовать на турецком направлении под серьезным давлением Запада. Для Вашингтона и Брюсселя разблокирование армяно-турецкой границы означает резкое изменение баланса сил в регионе, так как в этом случае Армения будет отвязана в плане транспортных коммуникаций от России, и, соответственно, влияние Москвы на Ереван резко уменьшится. Однако параллельно начавшееся укрепление позиций России на Кавказе привело к деформации американского плана уменьшения влияния Москвы на Ереван. Здесь Анкара прибегла к собственным внешнеполитическим методам ослабления влияния на неё извне. Пойдя на сближение с Россией, Турция смогла в целом нейтрализовать воздействие западных держав. При этом сама Россия "удерживается" турецкой стороной, так как через Азербайджан и частично Грузию Анкара имеет серьезные рычаги давления на Южном Кавказе. В настоящий момент Анкаре удается маневрировать между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном, всюду зондируя возможности расширения турецкого присутствия в регионе. В самой Армении, похоже, также не особо рады сомнительным планам резкого улучшения отношений с Турцией. Несмотря на то, что весь сентябрь армянская политическая элита посвятила одам улучшению армяно-турецких отношений, уже в середине октября премьер-министр Армении Тигран Саркисян дал понять в довольно резкой форме, что Анкара не изменила сути своей политики. (АрмИнфо, с сокращениями).

В Армении будет цензура?

Как сообщает радио "Свобода", Министерство юстиции разработало законопроект "О свободе получения сведений", который должен заменить закон "О свободе информации". Согласно "Свободе", ряд общественных организаций выразил озабоченность тем, что такой закон будет регрессом в сфере свободы информации. По мнению Центра свободы информации, новый законопроект содержит ряд серьезных недостатков. В частности, сообщает Центр, действующий закон позволяет в спорных случаях защитить давших информацию должностных лиц, в то время как законопроект этого не позволяет. Кроме того, по словам пресс-секретаря Центра свободы информации Анаит Кочарян, новый законопроект ограничивает возможности ограничения информации: перечень не подлежащей распространению информации содержит 15 групп, вместо 5-ти групп в действующем законе.

По сообщению радио "Свобода", представители СМИ Армении выразили озабоченность решением правительства создать Центр Общественных связей и информации, предполагая, что на самом деле таким образом будет введена цензура. По решению правительства, Центр будет заниматься общим и тематическим мониторингом и анализом СМИ, будет выступать с инициативами, связанными с правовым регулированием деятельности СМИ. "Это прямой путь к цензуре, - сказал "Свободе" руководитель "А1+" Месроп Мовсесян. - Что означает контролировать, проводить мониторинг? Что означает правовой контроль? Я считаю это прямой цензурой. Тем паче, что все это будет организовываться в администрации президента, под, так сказать, его рукой. Я уверен, что это будет то, что есть сегодня в России, и это ведет в тот же тупик, в котором находится сегодня пресса и телевидение России". Главный редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян считает тревожным уже одно то, что создаваемый центр будет действовать при президенте. "У нас любое решение правительства может вызвать беспокойство, поскольку у нас не ясно, что во что может превратиться, - сказал Абраамян. - например, когда была создана Национальная комиссия по телевидению и радио, я даже подумать не мог, что она создается для закрытия телекомпании "А1+". Из самого текста решения таких явлений - ограничения и прочее, - не вытекало. Но, поскольку у нас нет действительных механизмов правового регулирования, то и это может стать чем-нибудь подобным. И, самое главное: насколько я понимаю, правовым регулированием занимается не администрация президента, а парламент. Если возник вопрос усовершенствования закона, то этим должны заниматься именно парламент и соответствующая комиссия. То, что подобные задачи фокусируются в аппарате президента, безусловно, тревожит".

Газета "Чоррорд ишханутюн" пишет: "Одной из целей Центра является общий и тематический мониторинг и анализ СМИ. Ясно? Теперь средства информации будут скрупулезно "рассматриваться и изучаться". Причем - тематически. То есть, что написала газета о Серже Саргсяне, как представила бизнес Сашика Саргсяна (брат Сержа Саргсяна, - ред.) и так далее. Этот центр имеет также право выступать "с инициативами, связанными с правовым регулированием деятельности СМИ". Одним словом, в Армении создается государственный орган, имеющий твердую цель уничтожить последние крохи свободы слова".

Газета "Площадь": "Лица, занимавшие в период независимости Армении должность президента, считают своим долгом бороться со свободой СМИ. Если первый президент Армении пришел к такому решению за 3-4 года своего правления, закрыв в 1994 году газету партии Дашнакцутюн, то последние два президента сориентировались и пришли к этой "истине" быстрее. В период Роберта Кочаряна поползновений в отношении СМИ было так много, что трудно на чем-то остановиться. В частности, можно припомнить закрытие газеты "Лрагир", телекомпаний "Ноян Тапан" и "А1+", тотальное давление на все электронные СМИ. Серж Саргсян, всего 7 месяцев правления которого были довольно сложными, еще покажет свое "лицо" врага прессы. И первой ласточкой этому является создание Центра общественных связей и информации".

О событиях 1 марта

Международная правозащитная организация Amnesty International выразила обеспокоенность событиями 1-2 марта в Ереване и последовавшими за этим насилием и арестами. "Нас очень беспокоят сообщения о том, что ряд арестованных были избиты, а также то, что судебные процессы не соответствуют международным стандартам", заявил радио "Свобода" эксперт организации Лоуренс Броерс. По его словам, Amnesty International обеспокоена ходом расследования событий 1-2 марта. "Мы утверждаем, что этот процесс должен быть оперативным и беспристрастным, а его итоги как можно в кратчайшие сроки представлены общественности", подчеркнул Броерс. Известная правозащитная организация обеспокоена также фактами попирания свободы слова в Армении. В частности, насилию подвергнуты ряд представителей СМИ и оппозиции. Броерс назвал также тревожащей проблему проведения митингов, которая, по его словам, продолжает оставаться актуальной даже после упразднения чрезвычайного положения. Эксперт Amnesty International проинформировал, что все имеющиеся в Армении проблемы находят свое отражение в докладах организации и доводятся до сведения властей страны.

Газета "Аравот" приводит версию событий утра 1 марта у посольства Франции и прилегающей к нему территории, которую заместитель начальника Полиции Армении, генерал-майор Сашик Афян изложил на заседании Временной парламентской комиссии по выяснению событий 1-2 марта: "После утренних событий (имеются в виду действия по вытеснению митингующих с площади Свободы) мы отправили мобильные группы на дежурство, и они периодически докладывали нам, где имеются скопления и что происходит в городе. Около 13 часов поступил сигнал о том, что человек 300-400 собрались у французского посольства. Туда сразу же были отправлены 50-60 сотрудников полиции. Они доложили, что ситуация довольно напряженная. (В связи с этим член Временной комиссии Гурген Арсенян напомнил ответ прокуратуры, в котором указывалось, что уже в 10.30 в сторону Еревана двигались военные силы, а в 11 часов в городе уже было много солдат. - "Аравот"). Мы направили новые силы, но мне лично было поручено проследить за тем, что там происходит. Я взял с собой дополнительные силы и примерно в 11.30 подошел к французскому посольству. Лично я. Мы заметили, что на участке улицы Григора Лусаворича с линии уже был снят троллейбус и поставлен поперек улицы. Улица Лусаворича была перекрыта. За троллейбусом стоял грузовик. Мы попытались разблокировать дорогу, но это оказалось невозможно. Я видел, что атмосфера довольно накалена. Сперва возникло желание очистить этот участок от митингующих, то есть оттеснить их на одну сторону и открыть дорогу. Но они, разумеется, не подчинились. Уже начали звучать призывы, появились металлические и деревянные палки, которые складывались в кузов грузовика. В бутылки заполнялся бензин, вставлялись фитили. Я решил оцепить этот участок, чтобы исключить возможность продвижения людей в сторону центральных улиц. В течение примерно получаса собралась большая толпа. Мы оцепили территорию, на которой находилось французское посольство, чтобы не дать народу возможность объединиться, так как людей становилось все больше". По словам Афяна, в течение 2-3 часов он "лично" вместе с остальными вел переговоры с Ерджаником Абгаряном, Анаит Бахшян, Самвелом Геворкяном, Давидом Шахназаряном. Полиции было предложено снять оцепление, чтобы митингующие смогли пройти на соседнюю с Республиканским стадионом территорию или на привокзальную площадь. Договориться не удалось. Только после переговоров с Шахназаряном было решено, что митингующие пойдут к Матенадарану. "Мы разрешили им двигаться к Матенадарану. Я лично предоставил Шахназаряну громкоговоритель. Он выступил, и народ одобрил. Договорились, что мы снимаем полицейское оцепление (конечно, у нас там была техника - водометы, полицейские машины), чтобы осободить участок улицы Лусаворича, а они поднимаются по проспекту Маштоца к Матенадарану. Потом пришел Левон Зурабян и сказал, что Давид Шахназарян не компетентен в этом вопросе, и, что переговоры нужно вести с ним. Я лично, генерал Гизирян и лично Унанян начали вести переговоры уже с Зурабяном. Но к тому времени мы уже сняли оцепление. Все это время Зурабян звонил кому-то. Он лично попросил меня предоставить ему машину, так как должен был ехать на встречу с господином Тер-Петросяном. Я лично остановил для него такси, посадил Зурабяна в машину, а сам отправился в сторону моста Победа". По словам Афяна, "после этого пришел Никол Пашинян и обратился к людям с призывом никуда не уходить, закрепляться здесь, строить баррикады. Начали останавливать грузовики, вышвыривать людей и возводить баррикады. Не стихийно (но по их словам стихийно) стали поджигать полицейские машины, нападать на полицию". Представитель АРФД Артюша Шахбазян напомнил о том, что факт этого выступления Никола Пашинян был официально опровергнут в газете "Айкакан жаманак". В действительности Пашинян заявил, что необходимо остаться на площади и готовится к обороне. Как отмечает "Аравот", к рассказу замначальника Полиции РА члены парламентской комиссии отнеслись "осторожно". Так, например, по мнению Защитника прав человека Армении Армена Арутюняна, люди, собравшиеся у посольства Франции, просто были напуганы утренними событиями на площади Свободы и собрались в районе, где находилось несколько иностранных посольств, поскольку предположили, что там они будут в большей безопасности. "Почему спокойно стоявшие люди неожиданно проявили агрессивность? Не считает ли г-н Афян, что если бы митингующие не узнали о приходе войск, они бы просто разошлись?", спросил Омбудсмен. Те же, кто сообщил о приходе войск, по мнению Омбудсмена, были провокаторами. Касаясь ограбления магазанов, он обратил внимание на следующий примечательный факт: соседние с "Роберто" магазины, которые находились ближе к месту событий (в частности магазин по продаже оружия "Свин"), не были ограблены. Председатель парламентской комиссии Самвел Никоян попросил уточнить, кто отдал приказ стрелять, применить огнестрельное оружие. В ответ на последний вопрос Афян сказал, что лично он такой приказ не отдавал и не думает, что его мог отдать кто-то другой. "Обо всех своих действиях мы докладывали начальнику Полиции", добавил Афян.

"Пожалуй, оптимальным вариантом решения проблем лиц, арестованных по делу 1 марта и лишенных свободы после приговоров суда, является амнистия", считает председатель парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам, руководитель армянской делегации в ПАСЕ Давид Арутюнян. По его мнению, проблема лиц, осужденных за оказание сопротивления полиции, должна быть решена. Причем решение должно быть политическим. О тех же, кому вменяется попытка государственного переворота, по словам Арутюняна, можно будет говорить лишь после вынесения судебных вердиктов. Комментируя поднятый резолюциями ПАСЕ вопрос о правомерности использования показаний полицейских при судебных процессах, он сказал, что это проблема скорее политическая, нежели правовая. "В плане выполнения требований резолюций ПАСЕ 1609 и 1620 существуют некоторые погрешности, однако основное внимание сосредоточено на показаниях представителей правопорядка, и с юридической точки зрения тут нет никаких проблем: если законодательством страны подобная практика предусмотрена, то показания полицейских могут быть использованы как свидетельства", сообщил Арутюнян в ответ на недавнее заявление Омбудсмена Армена Арутюняна о том, что в случае подобной судебной тяжбы в Европейском суде Армения рискует проиграть. ("Новое время").

По сведениям газеты "Жаманак-Ереван", в Европейский суд по правам человека поступил уже первый пакет жалоб по делу "О 1 марта". При этом, газета отмечает, что довести эти пакеты до Евросуда не такое уж и простое дело, "поскольку режим Сержа Саргсяна, с помощью охраняющего вход в суд своего цербера, препятствует приему и регистрации этих документов в Евросуде". Согласно газете, факт наличия "цербера" был обнаружен адвокатами экс-замгенпрокурора республики Гагика Джангиряна Лусине Саакян и Ервандом Варосяном, которые в суде общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш заявили, что протест их подзащитного до Евросуда не дошел. В дальнейшем, пишет газета, выяснилось, что представитель Армении, "с типично армянской ловкостью" попросту скрывает поступающие в Евросуде протесты. "Однако его "ловкости" была дана оценка, и Евросуд изменил порядок регистрации заявлений".

Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что министр юстиции Армении Геворг Даниелян, в беседе с газетой не исключил, что в отношении арестованных по делу "О 1 марта" может быть объявлена амнистия, но добавил, что "в правовом отношении такое решение уязвимо". "Амнистию объявляют в том случае, когда человек исправился. То есть, необходимости нести наказание нет, то есть, он не представляет опасности для общества. А одним из показателей того, что человек не представляет для общества опасности является то, что он признает свою вину и обещает впредь этого не повторять", сказал газете Даниелян. Согласно газете, реакция политзаключенных на такое предложение было очень резким:

Гагик Джангирян (экс-замгенпрокурора Армении). - Мы категорически против того, чтобы нас простили. Мы преступления не совершали, чтобы надеяться на прощение. Если же они столь дальновидны, что готовятся принять акт об амнистии, то, на самом деле, они делают это для себя, поскольку боятся, что завтра их призовут к ответственности за свои тяжкие преступления - за то, что стреляли в народ, за тяжкие преступления против правосудия.

Усик Багдасарян (бывший командир добровольческого отряда "Масис" периода Карабахской войны). - Самой большой опасностью для общества являются Геворг Даниелян и этот режим. Это самые большие преступники. Сегодня они должны были быть на нашем месте. Что касается того, чтобы просить прощения, то скорее Даниелян и его хозяева должны просить прощения у нас.

Вардан Малхасян (депутат Национального собрания). - Нас удивляет то, что об амнистии говорят люди, которые не имеют ничего общего с нашей страной, с нашей верой. Эти люди стреляли в армянский народ, совершили резню армянского народа. Теперь люди, осуществившие резню, решают прощать нас или не прощать. Это более чем смешно, потому что в первую очередь они сами должны строжайшим образом ответить за совершенные ими преступления. Если они думают, что мы сильно озабочены тем, как поскорее отсюда выйти, то сильно ошибаются. Они всю страну превратили в тюрьму. Наша цель не в том, чтобы выйти из этого учреждения, наша цель заключается в том, чтобы освободить нашу страну от туркотипных армян, от не имеющего ни родины, ни национальной принадлежности отребья, избавление от которых является вопросом спасения нашего народа. И мы будем бороться за решение этого вопроса, будем драться до последнего дыхания. ("Айкакан жаманак").

"Уголовное дело по событиям 1 марта является полностью сфабрикованным. Все политзаключенные должны быть немедленно освобождены", заявил на встрече с журналистами председатель Народной партии Армении Степан Демирчян, в ответ на просьбу АрмИнфо прокомментировать ход подготовки судебного процесса над семерыми представителями оппозиции, в том числе и троими депутатами парламента. По словам Демирчяна, ставшие достоянием общественности результаты прослушивания телефонов лидеров и активистов оппозиции однозначно говорят о стихийном характере многотысячного митинга перед памятником Александру Мясникяну и вокруг него днем 1 марта. "Мы неоднократно говорили и готовы повторить: дневной митинг и спровоцированные властями вечером трагические события, являются результатом утренних силовых противоправных действий режима против мирных демонстрантов на Площади Свободы. Вместо того, чтобы выявить виновных за человеческие жертвы, лиц, отдававших противоправные приказы, следственный орган все это время был занят фабрикацией несостоятельного по определению обвинения в отношении представителей оппозиции", подчеркнул Демирчян. Лидер НПА, как и другие представители оппозиции, в очередной раз выразил уверенность, что ни о какой попытке захвата власти в результате поствыборных процессов не может быть и речи. "Люди преследуются за свои убеждения, и они должны быть немедленно освобождены", заключил Степан Демирчян.

Как сообщает АрмИнфо, в ближайшее время ожидается начало судебного процесса над депутатами Национального собрания Сасуном Микаеляном, Миасником Малхасяном, Акопом Акопяном, председателем Центрального предвыборного штаба лидера оппозиции Левона Тер-Петросяна, экс-министром ИД Армении Александром Арзуманяном, бывшим мэром города Абовян Григором Воскерчяном, активистами оппозиции Суреном Сируняном и Шантом Арутюняном. Все они обвиняются в организации массовых беспорядков и попытке насильственного захвата власти. Согласно агентству, адвокаты обвиняемых требуют от следствия предоставить дополнительные материалы, доказывающие вину своих подзащитных. Как заявил на встрече с журналистами представитель группы защиты, адвокат Овик Арсенян, защита представила ряд ходатайств. В частности, адвокаты семерых представителей оппозиции требуют приложить к уголовному делу копии видеозаписей ограбления магазинов "Ереван сити" и "888" во время событий 1 марта, допросы председателя Народной партии Армении Степана Демирчяна и других оппозиционных лидеров, копии всех распоряжений и приказов, отданных полиции и внутренним войскам, результаты экспертиз химического и металлического составов осколков, извлеченных из тел полицейских и военных, а так же все материалы, доказывающие слова Генпрокурора о наличии единого центра, из которого руководили действиями обвиняемых.

Возбужденное против семи оппозиционных политических деятелей - Александра Арзуманяна, Сасуна Микаеляна, Мясника Малхасяна, Сурена Сируняна, Акопа Акопяна, Григора Воскерчяна и Шанта Арутюняна уголовное дело не иеет перспективы: в нем, по сути, нет доказательств. Такое заявление сделал адвокат Овик Арсенян в ходе пресс-конференции 13 ноября. По его убеждению, в действиях его подзащитных отсутствует состав преступления. Арсенян сообщил, что он ходатайствовал перед следственным органом и получил извлеченные из тел раненных во время событий 1 марта полицейских осколки и сравнил их с осколком, извлеченным из тела погибшего в ходе этих же событий командира роты полицейских войск Гамлета Тадевосяна. Выяснилось, что все осколки "есть следствие применения взрвычатки". Адвокат добавил, что как ни странно, экспертиза этих осколков не была назначена. "До сих пор предварительное следствие не выяснило, какие средства и оружие использовались против участников митинга", сказал адвокат, подчеркнув, что в этих убийствах сегодня фактически несправедливо обвиняются его подзащитные. "Получается, что если бы в этот день Роберт Кочарян использовал против митингующих артиллерию, то в этом также были бы виновны эти семь человек", заявил Арсенян. Руководитель центра юридической помощи помощи Армянского Национального Конгресса Арман Хачатрян добавил, что если в Армении есть хотя бы 5% справедливости, то семь деятелей должны быть оправданы и освобождены. Любой судья, по его словам, ознакомившись с делом, увидит, что оно - "мыльный пузырь". ("Ноян Тапан").

Почему закрыт завод минеральных вод "Бжни"?

27 октября Служба по принудительному исполнению судебных актов министерства юстиции Армении сообщила о наложении секвестра на имущество принадлежащего оппозиционному депутату парламента Армении Хачатуру Сукиасяну завода "Бжни". Требования о конфискации имущества, предъявленные фискальными органами республики, составили 4,6 млрд драмов (около 13,5 млн долларов). Всего с завода было конфисковано около 40 единиц движимого имущества. Готовая продукция, находившаяся на заводе и на складе ЗАО "Завод минеральных вод "Бжни", была опечатана. Как сообщает "АрмИнфо", крупная российская дистрибьюторская компания ООО "Пивгород-С" направила открытое письмо президенту и премьер-министру Армении, призывая как можно скорее возобновить работу армянского завода минеральных вод "Бжни". Компания "Пивгород-С" является дистрибьютором "Бжни" в России. В письме отмечается, что за короткие сроки компанией проведена масштабная работа по продвижению торговых марок "Бжни" и "Ной" по всей России. В этих целях в компании работает специальный отдел, насчитывающий более 50 сотрудников. "При существующей сегодня перенасыщенности российского рынка минеральных вод, достигнуть 35%-ного увеличения объёмов продаж по сравнению с 2007 годом было непросто. При этом мы ни на секунду не забываем, что наши успехи обусловлены в первую очередь отменным качеством воды, чёткой и слаженной работой всего коллектива сотрудников завода "Бжни", ответственно относящихся к продукции поставляемой на экспорт", подчеркивается в письме. Компания "Пивгород-С" поставляет продукцию завода "Бжни" во все крупнейшие города России, указанные бренды представлены в крупнейших российских торговых сетях: "Перекресток", "Пятерочка", "Спар", "Азбука вкуса" и др. "Понимая всю стратегическую важность поставок продукции на российский рынок для Армении вообще, просим Вас сделать всё возможное для скорейшего возобновления работы завода. Выполнение заводом обязательств по своевременному обеспечению российского рынка своей продукцией, уже полюбившейся потребителю и успевшей занять на полках магазинов пусть пока скромное, но достойное место, на наш взгляд, является одной из задач общенационального уровня для Армении в современных реалиях", говорится в письме.

"В настоящее время, когда международную экономику сотрясают мировой финансовый и экономический кризисы, каждое государство должно думать о всевозможной поддержке и содействии нормально работающих местных предприятий. Однако это не всегда так. И тому есть пример", заявил директор немецкой компании MediaConsult Эрих Келм. Руководимая им компания имеет торговые отношения с заводом минеральных вод "Бжни". "Недальновидные чиновники, до сих пор господствующие в Армении, приняли непонятное решение о закрытии компании "Бжни", предъявив при этом невыполнимые требования. На мой взгляд, это - политичесткая расправа", отметил Эрих Келм. "С правовой точки зрения, компания не имела долгов и работала, придерживаясь стандартов и норм ISO 9001, которые используются пока не во всех странах Восточной Европы. В условиях высокого уровня безработицы, компания обеспечивала работой, насколько мне известно, около 500 человек. Такое поведение было бы непонятным в любой европейской стране, руководствующейся демократическими принципами, и вызвало бы волну протестов в обществе. Такого произвола народ не должен допустить. Непонятно, каким образом в 21-ом веке могут существовать страны, где попирается демократия и свобода? Предприниматели, которые своим личным и финансовым вкладами способствуют росту экономики, поднимая престиж страны на мировых экономических рынках, подвергаются необъяснимому произволу. Правительство, которое действует в таком стиле, не должно удивляться недоверию со строны западно-европейских компаний. И малое количество компаний в условиях высоких рисков согласятся устанавливать экономические отношения с армянскими компаниями. Я и мои партнеры также не готовы идти на такой риск, потому что завтра все может повториться безо всякой на то причины и без закона", заявил немецкий предприниматель. ("А1+").

Газета "Аравот" пишет: "Дело "О 1 марта" частично выродилось в процесс расправы с оппозиционно настроенными предпринимателями, в частности, в процесс расправы с Хачатуром Сукиасяном. Что "выигрывают" при этом власти? Это "месидж" всем местным предпринимателям: если желаете заниматься в Армении бизнесом, то обязаны прислуживать нам. Но в чем-то они и "проигрывают": институт собственности в Армении не действует, занятие бизнесом зависит от политической конъюнктуры. А вот это уже "месидж" зарубежным инвесторам".

По мнению газеты "Чоррорд ишханутюн", террором, развязанным в отношении семьи Сукиасянов, режим показал, что "собственности у предпринимателей нет". "Произошедшее доказывает, что у всех, без исключения, предпринимателей Армении в сейфах находятся не свидетельства о собственности, а клочки бумаги".

По сведениям газеты "Айк", брат Сержа Саргсяна, Сашик Саргсян в своем ближайшем окружении заявил, что он любой ценой хочет прибрать к рукам принадлежащую Сукиасянам компанию "Бжни". "Мы что, лопухи, чтобы выпустить из рук этот завод?", заявил, согласно газете "Айк", депутат Национального собрания Сашик Саргсян.

Кризис в Армении

Экономику всего мира, в том числе, и Армении, в 2009 году ожидают серьезные вызовы, связанные с всемирным финансовым кризисом. Об этом, передает АрмИнфо, заявил журналистам министр финансов Армении Тигран Давтян. По его словам, именно по этой причине правительство не приняло предложение ряда депутатов о том, чтобы минимальная зарплата Армении с 1 января 2009 года составила 40 тыс. драм. "Мы не можем себе позволить подобной роскоши", отметил министр. "Однако, я думаю, что в условиях кризиса мы сможем сохранить стабильную динамику экономического развития", подчеркнул Давтян. Он также отметил, что по официальным данным, средняя зарплата в Армении составляет 90 тыс. драм. "Но, по оценкам экспертов, реальная средняя зарплата составляет больше", отметил Давтян.

На фоне мирового финансового кризиса, бюджет Армении на 2009 год имеет высокий уровень риска для экономики страны по части заложенных объёмов повышения налоговых поступлений, в частности - для малого и среднего бизнеса. Об этом в беседе с ИА REGNUM заявил руководитель исследовательского центра "Политэкономия" Андраник Теванян. По мнению эксперта, в процессе подготовки проекта бюджета Армении, размер которого может достигнуть около $3,3 млрд, не было достаточно внимательно учтено воздействие мирового финансового кризиса, что может привести к серьёзным трудностям. Опасения экономиста вызывает тот факт, что бюджет планируется пополнить за счёт ужесточения налогового бремени частного сектора, в первую очередь - малого и среднего бизнеса. Теванян заметил, что финансовый кризис уже и так уменьшил уровень трансфертов и иностранных инвестиций в Армению, а усиление налогового прессинга поставит малый и средний бизнес в ещё более затруднительное положение. Отметив, что многие государства в условиях мирового кризиса идут на понижение налогового бремени, а их Центральные банки понижают уровень процентной ставки, экономист заметил, что в Армении все проходит с точностью до наоборот. По словам эксперта, неверно говорить, что мировой кризис пока не оказывает никакого воздействия на экономику Армении, тем более что он уже ощутим на рынке металлов. По мнению Теваняна, кризис серьёзно отразится на экономике страны уже в первом квартале 2009 года, когда сезонно будут прекращены строительные работы и количество безработных вновь возрастет. Эксперт заметил, что именно в этот период малый и средний бизнес ощутит на себе воздействие налогового прессинга. Экономист заметил, что кризис серьёзно ударит и по национальной валюте - армянскому драму, тем более что все предпосылки для этого имеются. Отметив, что уже два года уровень инфляции драма в бюджете отмечен на уровне 4% +/- 1.5, а на следующий год заложен курс доллара в 302,4 драма, Теванян заметил, что в связи с уменьшением количества инвестиций и трансфертов, трудно будет сохранять этот курс. По его словам, уменьшение поступлений валюты в экономику страны приведет к ее дефициту, и никакими средствами падения курса драма не удастся избежать, если не будет необходимого импорта капитала. "Конечно, можно будет искусственно удержать курс, однако тем самым инфляция будет всего лишь отсрочена", отметил эксперт. По словам экономиста, достаточно сильный налоговый прессинг, связанный с желанием пополнить почти удвоенный бюджет страны, как и финансовый кризис, приведут к тому, что многие компании, в особенности, в среде малого и среднего бизнеса, либо лишатся капитала, либо их деятельность будет приостановлена. По мнению Теваняна, если налоговый прессинг не будет сбавлен, то Армению может ожидать экономический коллапс. Эксперт заметил, что если в других странах мира бюджет составляют по экономическим возможностям, то в Армении экономику подстраивают под ее бюджет.

11 ноября областной центр занятости города Капан получил письмо от ЗАО "Дино Голд Майнинг", в котором, в частности, отмечалось, что компания, из-за изменения объемов производства, экономических, технологических и организационных условий работы, а также вследствие производственной необходимости, сокращает численность работающих, а именно 725 человек". В письме эти сокращения обуславливаются мировым финансовым кризисом, в частности, резким падением цен на медь и цинк.( "168 Жам").

Как сообщает газета "Лрагир", центральный офис Армянского Национального Конгресса распространил заявление, касающееся экономического положения. В заявлении отмечено, что "АНК давно уже предупреждал о воздействии мирового кризиса на экономику Армении". "Кризис уже оказал серьезное воздействие на горнодобывающую промышленность, которая имеет для экономики Армении стратегическое значение, говорится в заявлении. АНК утверждает, что отрасль контролируется отдельными людьми, пользующимися поддержкой властей. Резкое повышение цен на металлы никак не отразилось на государственном бюджете Армении, говорится в заявлении, но как только цены стали понижаться, хозяева предприятий стали предпринимать попытки восстановить за счет государства свои сверхприбыли. Результатом стало приостановление деятельности ряда предприятий и увольнение сотен людей. Армянский Национальный Конгресс предлагает властям не прибегать к полумерам и осуществить следующие шаги: провести мониторинг выполнения собственниками предприятий инвестиционных программ, обеспечить прозрачность процесса ценообразования, применить к пострадавшим предприятиям рыночные механизмы, использовать акции предприятий как гарантии обеспечения зарплат рабочим горнодобывающих предприятий", говорится в заявлении АНК.