Попытка грузинского блицкрига не удалась, однако война в Южной Осетии продолжается. По самым предварительным итогам, жертвами грузинских формирований стало около полутора тысячи человек. Подразделения российской 58-й армии взяли под контроль отдельные кварталы в столице Южной Осетии, которой, впрочем в настоящее время уже как таковой не существует.

Ранее грузинским вооруженным силам был поставлен ультиматум, покинуть территорию столицы Южной Осетии - Цхинвали до 18:00, однако он не был выполнен. Срок ультиматума истек, и две танковых колонны 58-й армии РФ обогнули Цхинвал по Зарской дороге и начали обстрел позиций грузинских военных. На улицах Цхинвали горят подбитые грузинские танки. Осетинские силы пытаются вернуть утраченные позиции. Решающие события по освобождению Цхинвала предстоят в ночь с 8 на 9 августа. В информационных сообщениях грузинских источников постепенно меняется тон: от бравурных реляций к воплям о "российской оккупации". Эти истеричные вопли в духе геббельсовской пропаганды незамедлительно подхвачены "объективными" глобальными СМИ, которые трагедию маленького народа первоначально вовсе не заметили. В сообщениях BBC, CNN и других западных масс-медиа - ни слова о случившейся гуманитарной катастрофе, а между тем - ее масштабы потрясают и граничат, как представляется, с актом геноцида - уже не первого в истории этого народа. Цхинвал практически полностью сожжен и разрушен. Впрочем, подобным действиям тбилисских "западников" вовсе не стоит удивляться. Саакашвили, как и многие деятели этого государства до него, неоднократно давал понять, что собирается действовать именно методами государственного терроризма и геноцида, и никак иначе. Совершенно непонятно, почему его слова не воспринимались всерьез. Более того, начиная с 1992-1993 гг., российские позиции в Грузии бездумно и последовательно сдавались (достаточно вспомнить вывод военных баз из Батуми и Ахалкалаки). Отсутствие сколько-нибудь внятной реакции после признания в феврале 2008 года косовской псевдонезависимости также, без сомнения, прибавили грузинскому лидеру дополнительной наглости. Поэтому некоторые комментарии с рассуждениями на тему о том, что нападение грузинских формирований на Цхинвал оказалось, дескать, "неожиданным", мягко говоря, не выдерживают критики. Именно к этому вел Саакашвили все годы своего правления, и не замечать это могли разве что люди совсем наивные...

Военная фаза противоборства отнюдь не закончена, однако уже сейчас возникает вопрос: что же делать дальше? Отвечая на него, необходимо признать: болезнь зашла слишком далеко, и лечить ее придется хирургическим путем. Прежде всего, грузинские вооруженные формирования, которые продолжают оставаться на территории Южной Осетии, должны быть нейтрализованы либо уничтожены. Военная инфраструктура противника в Гори, Сахчере, Сенаки и других регионах за пределами Южной Осетии должна быть ликвидирована прицельным огнем с суши и с воздуха. Добровольческое движение народов Северного Кавказа необходимо взять под контроль и придать ему необходимое организационное оформление - наподобие того, как это было сделано в Дагестане в 1999 году после вторжения банд Басаева. Саакашвили объявил в Грузии всеобщую мобилизацию резервистов, однако и рядовые жители, и все вменяемые политические силы Грузии должны понимать: в случае продолжения агрессии жертвы с их стороны будут огромными, а главным источником бед и несчастий всех народов Кавказа (не исключая и народ Грузии) является режим Саакашвили, исповедующий идеологию крайнего национализма и практику государственного терроризма. Следовательно, единственным путем, способным избавить жителей Грузии от большой беды, является скорейшая смена правящего режима.

Следующим закономерным шагом является немедленное признание Южной Осетии и Абхазии, предоставление им всех необходимых гарантий, заключение необходимых соглашений и размещение на территории республик полноформатных российских военных баз, оснащенных всем необходимым вооружением. Затем - восстановление объектов экономической и социальной инфраструктуры, точнее - создание с нуля новой инфраструктуры, объединяющей обе Осетии. При этом необходимо совершенно четко осознавать, что апелляции к международному праву ни к чему не приведут, а симпатии западных "друзей" будут не на стороне Москвы. Как и во второй половине 1930-х в случае с Гитлером, ставка будет сделана не просто на "умиротворение агрессора", а на его использование в качестве долгоиграющего "тарана" для разрушения региональной стабильности и подрыва российского государства.

ООН в этой ситуации становится жалким подобием бесславно канувшей в Лету Лиги Наций. Если мы собираемся и впредь отстаивать свою позицию едва ли не исключительно на площадке ООН - лучше сразу отказаться от этой затеи (или, по крайней мере, не придавать ей приоритетного значения). Опора исключительно на "бумажные" резолюции - это удел государств, у которых просто нет других ресурсов - как внутренних, так и внешних. Именно поэтому задача по укреплению существующих и созданию новых военно-политических союзов с участием России, Ирана, Китая и других государств, заинтересованных в мирном и спокойном развитии региона Черного моря и Кавказа, актуальна как никогда. В настоящее время такой системы (которая включала бы, помимо других компонентов, собственные миротворческие силы) нет. Регион пытается активно освоить НАТО во главе с США, а что происходит в этом случае - нам продемонстрировали очень хорошо и наглядно.

На кону стоит очень много. Речь идет о будущем Кавказа, а значит - и о будущем самой России. Отступать нам некуда.

Андрей Арешев - Фонд стратегической культуры.