"Сеющий ветер пожнет бурю": Правительство Николы Груевского официально ставит вопрос о македонском меньшинстве в Греции. Накануне публикации докладов Еврокомиссии: "Европа устала ждать прогресса Болгарии", Румыния по достижениям в борьбе с коррупцией может скатиться на уровень 2003 года. Косово и Метохия: Евросоюз выступил главным финансовым донором государства косовских албанцев.

"Сеющий ветер пожнет бурю": Правительство Николы Груевского официально ставит вопрос о македонском меньшинстве в Греции

Одной из ключевых политических новостей Балканского региона, широко обсуждаемой местными СМИ, стал в последние дни новый виток напряженности в отношениях между Грецией и Македонией. Непосредственной причиной ему послужили официальные письма, которыми обменялись главы правительств двух стран Никола Груевский и Костас Караманлис. В центре резкого спора оказался поднятый македонской стороной вопрос о положении македонцев-беженцев из Греции и о правах славянского меньшинства в этой стране.

Напомним вкратце историческую подоплеку данной проблемы. Территория Эгейской ("Беломорской" - для болгар) Македонии со смешанным многонациональным населением с последней трети XIX века, еще при османском владычестве, была ареной борьбы греческого и болгарского национально-политических движений. Процесс постепенного принудительного вытеснения греческими властями македонских болгар из Эгейской Македонии начался в 1913 году, после окончания 2-й Балканской войны. Следующей важной вехой на этом пути стало окончание Первой мировой войны, когда по Нейискому мирному договору 1919 года побежденная Болгария лишилась своих владений в Эгейской Македонии и Западной Фракии и потеряла выход к Эгейскому (Белому) морю. Наконец, возвратив на короткий срок Эгейское побережье во время Второй мировой войны, после ее окончания Болгария окончательно утратила приморскую Македонию и Фракию и оказалась отрезана от этого моря. Сразу после этого Эгейская Македония стала одним из главных театров гражданской войны в Греции 1946-1949 гг., во время которой симпатии значительной части славянского населения области были на стороне коммунистических повстанческих формирований, опиравшихся на поддержку Югославии и Болгарии. Победа в войне правительственных сил повлекла за собой вынужденное массовое переселение македонских болгар в Югославию, Болгарию и другие социалистические страны. О статистике этого процесса ведутся споры, называются числа до нескольких сотен тысяч беженцев, однако более достоверной выглядит цифра в 70 тыс. славян, покинувших Эгейскую Македонию в конце Второй мировой войны и в 1946-1949 гг.

Как и предполагал ряд местных политологов, убедительная победа правого блока Николы Груевского на последних выборах в Собрание (парламент) Македонии, заключение им коалиционного соглашения с албанскими радикалами из ДУИ и упрочение позиций его правительства повели к ужесточению риторики официального Скопье в затянувшемся споре с Грецией о названии Македонии и определении национальной идентичности ее граждан. Фактически Никола Груевский и его соратники избрали для себя активно-наступательный образ действий.

В понедельник 14 июля 2008 Груевский обратился с официальным письмом к главе правительства Греции Караманлису, в котором призвал его к обсуждению вопроса о правах беженцев и о положении македонского населения на греческой территории. Груевский настаивает на признании македонцев этническим меньшинством Греции и распространении на них прав на получение образования на родном языке, сохранение национально-культурной самобытности, употребление родного языка в местных учреждениях. Также глава правительства Македонии призывает положить конец тройной дискриминации в отношении беженцев-славян, которые были лишены своего имущества, возможности свободного въезда в Грецию и прав на законное получение второго греческого гражданства. По мнению Груевского, решение всех этих проблем способно исправить многие исторические несправедливости, улучшить жизнь многих людей и способствовать нормализации отношений двух стран (Дневник. 15.7.2008).

Как отмечают все эксперты, это письмо стало первым обращением такого уровня со стороны официального Скопье к греческому правительству по поводу статуса беженцев и славянского меньшинства в Греции. Македонские аналитики сходятся во мнении, что именно письмо Груевского Караманлису формально возбудило межгосударственный вопрос о положении эмигрантов и македонцев в Греции. Некоторые обозреватели высказывают также мнение, что Груевский отчасти поторопился с отправлением письма, не дождавшись голосования в парламенте Македонии по резолюции о "жертвах войн" в Греции. В Собрании прежнего созыва рассмотрение резолюции о государственной поддержке "эгейцев" было отложено из дипломатических соображений накануне Бухарестского саммита НАТО в апреле 2008 года.

О своей поддержке инициативы Груевского заявил его младший партнер по новообразованной властной коалиции Али Ахмети, лидер радикального этнического албанского Демократического союза за интеграцию (ДУИ). Это следует расценить как бесспорный успех Груевского и его сторонников, поскольку ранее широко озвучивалась мысль, что именно представители албанского меньшинства в правительстве Македонии могут занять наиболее уступчивую позицию в споре с Грецией и там самым сыграть роль своего рода "пятой колонны" при отстаивании славянским большинством страны ее названия и своей национальной идентичности. Представители леволиберальной оппозиции объяснили выступление Груевского популизмом и призвали его обеспечить большую гласность и прозрачность тактики правительства в споре с Грецией, однако воздержались от осуждения последних шагов премьер-министра (Дневник. 16.7.2008).

Примечательно, что одновременно с появлением несколько недель назад первых слухов о возможном предъявлении претензий к Афинам со стороны официального Скопье - в македонских СМИ началась публикация разнообразных материалов о беженцах из Эгейской Македонии и о положении славянского меньшинства в Греции. В статьях с заголовками "Драма Эгейцев" и т.п. рассказывались индивидуальные истории жизни и злоключений людей, бежавших детьми из Греции. Скопский "Дневник" предупреждал также о подготовке греческими "неонацистами" расправы над участниками традиционной встречи македонских славян в селе Овчарани близ греческого города Флорины (Лерин) для празднования Ильина дня (Дневник. 17.7.2008). Вопреки опасениям, праздник, участие в котором приняло 5-6 тыс. человек, прошел без помех (Makfax. 20.7.2008).

С большим размахом на прошедшей неделе в столице страны Скопье был проведен 4-я всемирный сбор детей-беженцев из Эгейской Македонии, приуроченный к 60-й годовщине вынужденной эвакуации из Греции в 1948 году 24 тысяч малолетних македонских славян, которые оказались оторваны от своих семей и разбросаны по разным странам мира. На встрече присутствовали президент Македонии Бранко Цервенковский и председатель парламента Трайко Вельяновский. Последний выступил с речью против дискриминации македонцев в Греции, в которой заявил, что в споре с Афинами о названии Македония не может переступить через красную линию и отказаться от своей национальной идентичности. Широкий характер подобных мероприятий и выступлений в прессе позволяет говорить о начале македонским государством систематической пропагандистской кампании для укрепления своих позиций в споре с Грецией. Реакция Афин была бурной и жесткой. 15 июля, на следующий день после отправления письма Груевского, министр иностранных дел Греции Дора Бакояннис заявила, что Македония рискует и что "экстремальный национализм сеет ветер, а пожнет бурю" (Дневник. 16.7.2008, SETimes. 17.7.2008). Как пишет македонский "Утрински Весник", всю неделю главной темой публикаций греческой прессы были "провокации" "скопцев" (т.е. людей из Скопье, которых греки предпочитают не называть македонцами) (Утрински весник. 19.7.2008).

Все политические партии Греции, вне зависимости от их ориентации и отношения к власти, выступили с резкими осуждениями инициативы Груевского. Представитель оппозиционного Всегреческого социалистического союза (ПАСОК) Андреас Ловердос заявил, что премьер-министр Македонии заступается за меньшинство, которого не существует, и тем самым дестабилизирует ситуацию. Леворадикальная коалиция СИРИЗА высказалась в том смысле, что претензии Груевского могут осложнить переговорный процесс между двумя странами. С осуждением письма македонского премьера выступила и ультраправая православная партия ЛАОС. Префект Салоник Панайотис Псомиадис призвал греческое правительство прервать переговоры с Македонией, заявив, что "демоны" из Скопье действуют как в самой Греции, так и вовне ее (Дневник. 16.7.2008).

Наконец, в четверг 17 июля премьер-министр Греции Костас Караманлис направил ответное послание Груевскому, в котором заявил, что в его стране нет македонского национального меньшинства и что любые доводы в пользу его существования абсолютно необоснованны, политически мотивированы и отражают неуважение к историческим реалиям региона. По словам Караманлиса, письмо Груевского не способствует продвижению переговоров о названии Македонии и противоречит добрососедским отношениям двух стран. Инициативу премьер-министра Македонии он расценил как попытку вмешательства во внутренние дела его страны и "расфокусирования" цели переговоров.

Также Караманлис заявил, что любые вопросы о восстановлении имущественных и гражданских прав эмигрантов могут быть рассмотрены по частным искам в обычных судебных инстанциях, вплоть до Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Македонскими СМИ это было расценено как попытка индивидуализировать проблемы греческих македонцев и уклониться от рассмотрения положения всей славянской общины страны.

Караманлис высказал сожаление, что Груевский обратился со своим письмом именно в тот момент, когда международный посредник Мэтью Нимиц выдвинул ряд новых предложений, якобы способных продвинуть вперед разрешение спора о названии Македонии. Глава греческого правительства напомнил, что единственным спором между Грецией и Македонией, существование которого признают и разрешение которого поддерживают ООН, Евросоюз и НАТО, является дискуссия о названии Македонии. Будущее Балкан лежит в Евросоюзе и НАТО, заявил Караманлис, а не в "националистических формулах прошлых веков, которые нужно оставить позади раз и навсегда" (Дневник, Утрински Весник, Kathimerini. 19.7.2008).

О своей поддержке позиции Греции сообщил Бернар Кушнер, министр иностранных дел Франции, председательствующей в Евросоюзе в текущем полугодии. Однако, несмотря на возражения греческой стороны, представляющий США посредник в греко-македонском споре о названии Мэтью Нимиц заявил, что он готов включить последние претензии официального Скопье в повестку текущего обсуждения (SETimes. 17.7.2008), впрочем Госдепартамент США дал понять, что он устраняется от участия в споре вокруг поднятого македонской стороной "Эгейского вопроса" (Дневник. 19.7.2008). Никто из македонских или греческих аналитиков, суждения которых попали в поле нашего зрения, не берется сейчас предсказывать перспективы развития греко-македонского спора после официального предъявления претензий Скопье к Афинам. Однако ни у кого не вызывает сомнения, что последние события заведут разрешение этого спора в еще более глухой тупик, что неизбежно скажется на темпах евроатлантической интеграции Македонии.

Накануне публикации докладов Еврокомиссии: "Европа устала ждать прогресса Болгарии"

Главным предметом обсуждения в болгарских СМИ на прошедшей неделе стали готовящиеся к публикации доклады Еврокомиссии об успехах Болгарии в освоении европейских фондов и в борьбе со злоупотреблениями при их расходовании. Официально доклады должны быть обнародованы 23 июля, однако многочисленные заявления и интервью еврочиновников и утечки информации уже давали основания болгарским и иностранным аналитикам делать выводы о возможном содержании документов. Ожидается, что доклад о борьбе с коррупцией в Болгарии будет содержать резкую критику достижений Софии в этой области, что напрямую угрожает значительным сокращением потоков финансирования этой страны из ЕС.

Влиятельный праволиберальный "Дневник" в статье под заголовком "Европа устала ждать прогресса Болгарии" комментирует содержание черновика доклада, опубликованное порталом "Европа". По его сведениям, в докладе будет говориться не о "продолжении реформ", но о необходимости их "начала" буквально с чистого листа. Также ожидается, что документ будет упоминать о "видимых связях между политическим классом, бизнесом и организованной преступностью". (Дневник. 19.7.2008).

Предполагается, что после обнародования доклада Еврокомиссия отменит аккредитацию двух органов болгарского правительства, ответственных за расходование еврофондов - Центрального звена по финансированию и договорам при Министерстве финансов и Исполнительного агентства по программе PHARE (Poland and Hungary: Assistance for Restructuring their Economies; учреждена в 1989 году для Польши и Венгрии, позже распространена на ряд других стран Восточной Европы) в Министерстве регионального развития и благоустройства. Как ожидается, доклад будет рекомендовать запретить двум этим органам заключать договоры о расходовании европейских денег, пока они не обеспечат эффективного управления и контроля над своей работой. Поскольку лишь эти органы в Болгарии могут заключать контракты по программе PHARE, это может означать для Софии безвозвратную потерю 748,52 млн. евро. Также не исключаются и санкции в отношении органов, отвечающих в Болгарии за расходование европейских денег по сельскохозяйственной и инфраструктурной программам SAPARD (Special accession programme for agriculture and rural development) и ISPA (Instrument for Structural Policy for Pre-accession).

"Среда 23 июля станет самым важным днем для Болгарии как страны-члена Евросоюза", - пишет авторитетный правый еженедельник "Капитал". Как полагает издание, в этот день Болгарию ждет не только беспрецедентно острая критика, но и жесточайшие финансовые санкции. "Кто понесет ответственность?", - задается риторическим вопросом "Капитал" в другой своей статье. Для этого издания, как и для других праволиберальных органов, ответ достаточно очевиден: политические последствия потери миллиарда евро из карманов европейских, в том числе и болгарских налогоплательщиков, должны лечь на правительство (социалистов Сергея Станишева - ИА REGNUM), утверждает обозреватель "Капитала" (Капитал. 18.7.2008).

Иными словами, полностью сбылись предсказания тех политических аналитиков, кто уже довольно давно говорил о неизбежности организации болгарской оппозицией "штурма власти" под шум скандала вокруг докладов Еврокомиссии. Еще до обнародования официальных текстов этих документов оппозиционные правые и "ультра-европейские" партии повели систематическую атаку позиций правительства Станишева и президента Георгия Пырванова.

В четверг 17 июля оппозиционные партии объявили о своем намерении начать переговоры о возбуждении процедуры импичмента Пырванова по обвинению его в связях с бизнесменом Людмилом Стойковым, финансировавшим избирательную кампанию президента. В докладе Еврокомиссии Стойков упоминается как человек, причастный к отмыванию денег, полученных Болгарией по европейской программе сельскохозяйственной помощи SAPARD. 17 июля представители оппозиции покинули заседание Консультативного совета по национальной безопасности, созванного Пырвановым для обсуждения недавних взрывов боеприпасов на армейских складах в Челопечене. Поводом для демарша послужил отказ президента начать заседание с ответов на вопросы о предстоящих докладах Еврокомиссии (Дневник, Mediapool.bg, 16-17.7.2008).

На следующий день после публикации доклада Еврокомиссии оппозиция обещает провести вотум недоверия правительству Станишева. Это будет уже шестая попытка парламентским путем свалить кабинет возглавляемой социалистами коалиции. Прежние пять закончились неудачно, однако усилившиеся трения внутри правительственного лагеря, нервозность президента и падение к низшей точке доверия правительству со стороны болгарской и европейской общественности "обещают тяжелые времена для власти", пишет "Капитал". Издание предполагает, что против премьера Станишева и его команды могут обратиться президент Георги Пырванов и "желтая" или "царская" партия НДСВ экс-царя Симеона Кобурга, ныне входящая в состав правящей коалиции. Причиной разногласий социалистов Станишева и Пырванова "Капитал" называет возрастающую концентрацию в руках министра-председателя нитей управления силовыми и иными структурами государства, как это было в недавнем случае с переформированием Дорожного фонда. Что касается "царской" партии, то она изначально считалась своевольным и малонадежным партнером социалистов во власти. В любом случае, убежден обозреватель "Капитала", после доклада Еврокомиссии правительство Станишева вновь перейдет в "режим отставки", когда ему будет просто необходимо кем-то пожертвовать для сохранения своего мандата. Наиболее уязвимыми выглядят позиции министра регионального развития Асена Гагаузова, однако и сама фигура Станишева неизбежно окажется под ударом (Капитал. 18.7.2008).

В целом можно утверждать, что публикация докладов 23 июля и реакция на них в руководстве ЕС, во властных структурах и в обществе Болгарии станут важнейшими событиями в политической жизни страны за все последние месяцы. Не вызывает сомнения, что коалиционное правительство Сергея Станишева столкнется с серьезнейшим кризисом за все время его пребывания у власти, как и то, что от формулировок доклада и от способности правительства адекватно отреагировать на них будет зависеть, смогут ли социалисты и их коалиционные партнеры управлять страной до истечения полного срока своего мандата в 2009 году.

Румыния по достижениям в борьбе с коррупцией может скатиться на уровень 2003 года

Доклады Еврокомиссии об успехах в освоении финансовой помощи и борьбе с коррупцией новых членов ЕС будут посвящены не только Болгарии, но и Румынии. В последней не ожидают столь же резких обвинений и острого кризиса, как в случае с Болгарией, однако, как пишут балканские СМИ, ожидаемые документы обещают быть неблагоприятными и для Румынии. Антикоррупционная борьба этой страны ослабевает на всех фронтах. К такому выводу пришел бельгийский прокурор, советник Еврокомиссии по борьбе с коррупцией Виллем де Паув (Willem de Pauw) в своем докладе, написанном в ноябре 2007 года, но обнародованном только в июле 2008. В этом документе де Паув утверждает, что, при сохранении прежних темпов падения борьбы с коррупцией, в течение шести месяцев Румыния должна была скатиться на то же место, где она была в 2003 году.

В качестве конкретных примеров отсутствия прогресса в борьбе со злоупотреблениями государственных чиновников эксперт приводит застопорившееся расследование дел обвиняемых в коррупции деятелей оппозиционной социал-демократической партии Адриана Нэстасе (премьер-министра Румынии в 2000-2004 гг.) и экс-министра транспорта Мирона Митря. По недавнему решению Конституционного суда Румынии, для судебного преследования видных политических деятелей в каждом конкретном случае требуется разрешение парламента страны. Это решение вызвало острые нарекания со стороны представителей Евросоюза, в том числе де Паува, которые считают подобный подход нелогичным и препятствующим борьбе с коррупцией (SETimes. 18.7.2008).

"В удобной тени Софии", - в статье под таким заголовком болгарский "Капитал" с неприкрытой завистью пишет о том, что нависший над Болгарией гигантский скандал из-за коррупции обещает сыграть положительную роль для других стран, о которых пойдет речь в докладах Евросоюза. Фактически Болгарии придется стать своего рода громоотводом для критики со стороны Объединенной Европы. "Благодаря проблемам своего южного соседа Румынии повезло избежать неприятных прожекторов внимания европейских медиа", - утверждает автор статьи. Меж тем, по его мнению, и к северу от Дуная не все выглядит в розовом свете.

До 2013 года Румыния может рассчитывать на финансовую помощь от Евросоюза в размере 30 млрд. евро. Однако до сих пор не ясно, будет ли способна страна в полной мере освоить эти средства, реализовав необходимое число крупных проектов в экономике. Как и в Болгарии, одним из самых слабых мест Румынии остается инфраструктура. К примеру, за последние 15 лет в стране было построено всего 500 км магистральных дорог. Источником затруднений является и закостеневший, негибкий бюрократический аппарат. По румынским законам, каждый чиновник несет личную ответственность за расходование денег по его распоряжениям, и это сковывает всякую инициативу со стороны госслужащих, боящихся обвинения в злоупотреблении при любой технической ошибке. Наконец, немалые проблемы создает судебная система, реформа которой застопорилась, а также противостояние между президентом Траяном Бэсеску и премьер-министром Калином Попеску-Таричяну.

Ссылаясь на источник в Еврокомиссии, причастный к разработке докладов, "Капитал" пишет, что оценки достижений Болгарии и Румынии будут существенно различаться между собой, причем наиболее острая критика достанется именно Софии. Обозреватель "Капитала" убежден, что Румыния постарается использовать факт своего превосходства над Болгарией в достижениях антикоррупционной борьбы и расходовании еврофондов. В том же, что Румыния опережает своего южного соседа, есть заслуга не только румынских политиков, но и представителей болгарского правительства, пишет издание. Cainii latra, caravana trece ("Собаки лают, караван идет") - этой румынской поговоркой болгарский обозреватель характеризует предполагаемое развитие отношений Румынии и Евросоюза после предстоящего обнародования докладов. (Капитал. 18.7.2008).

Косово и Метохия: Евросоюз выступил главным финансовым донором государства косовских албанцев

Как сообщают балканские и мировые информагентства, в четверг 17 июля 2008 года Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что, учитывая сложившуюся в Косове новую реальность, ооновская миссия UNMIK не в состоянии более выполнять роль временной администрации края. Пан Ги Мун подчеркнул, что провозглашение независимости Косова упразднило администрацию миссии UNMIK, а сама ее деятельность в крае столкнулась с принципиальными вызовами со стороны властей Приштины и косовских сербов. Генсек дал новому главе UNMIK Ламберто Занниеру инструкции начать реконфигурацию миссии с целью приспособления ее к новым условиям. На предстоящей неделе доклад Пан Ги Муна станет предметом обсуждения Совета Безопасности ООН (Makfax. 18.7.2008, и др.)

11 июля на международной конференции в Брюсселе, созванной с целью сбора денежных средств для помощи Косову, удалось собрать 1 млрд. 200 млн. евро, что превзошло ожидания организаторов акции. Крупнейшими финансовыми донорами выступили Евросоюз и США, выделившие для Косова 500 и 256 млн. евро соответственно. Вклады европейских экономических "тяжеловесов" сильно разнились между собой. Так, Германия подарила Косову 100 млн. евро, а Франция - всего 2 млн. Помимо стран-членов ЕС, значительные суммы выделили Норвегия, Швейцария, Турция и Саудовская Аравия. Всего в конференции приняли участие представители более чем 40 стран, а также различных международных организаций, включая Всемирный банк. Как было объявлено, собранные деньги предполагается использовать для развития экономики Косова, реформ и усиления его демократических институтов (SETimes. 15.7.2008).

На прошедшей неделе появились сообщения о том, что Международный валютный фонд (МВФ) рассматривает возможность принятия Косова в ряды своих членов в качестве независимого государства. Власти Сербии выступили с протестом против эвентуального прием Косова в МВФ (Makfax. 16.7.2008). Вопросы о борьбе с мафией, коррупцией и целевом расходовании средств спонсоров властям Косова не задавались и "успехи" косоваров на этой ниве на процесс выделения денег никак не повлияют. По крайней мере, в течение ближайших нескольких лет.

Прочие новости Балканского региона

Сербия. На прошедшей неделе Народной Скупщине Сербии из-за противодействия оппозиции по процедурным вопросам не удалось принять решения о ратификации Соглашения о стабилизации и партнерстве с Евросоюзом (ССП) и нефтегазового соглашения с Россией. Тем не менее, можно не сомневаться, что оба этих документа в ближайшем будущем получат одобрение сербского парламента, что объявлено приоритетной задачей новосформированной проевропейской коалиции Демократической партии и социалистов (Политика. 17-18.7.2008)

Сохранивший за собой портфель министра иностранных дел Сербии Вук Еремич, видный член ДС и близкий соратник президента Бориса Тадича, заявил, что правительство намерено вернуть своих послов в те страны Евросоюза, откуда они были отозваны после признания этими государствами независимости Косова. Вопрос об этом будет рассмотрен на заседании правительства в ближайший четверг. По мнению Еремича, возвращение послов позволит Сербии активизировать свои дипломатические усилия и до конца года добиться статуса кандидата в члены ЕС. На вопрос информагентства "Танюг" - оказала ли российская сторона влияние на это решение, Еремич, только что вернувшемийя из рабочей поездки в Москву, ответил, что Сербия суверенна в своих дипломатических шагах, но данное решение встретило полное одобрение главы МИД России Сергея Лаврова (Танюг. 20.7.2008).

Румыния. Румынские СМИ сообщают о двухдневном государственном визите в Румынию президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова, состоявшемся 16-17 июля. По итогам его переговоров с президентом Румынии Траяном Бэсеску и премьер-министром Калином Попеску-Таричяну стороны выступили с заявлениями о взаимном желании развивать двустороннее сотрудничество, прежде всего в сферах экономики и особенно энергетики. Как передает Rompres, Бердымухамедов заявил, в частности, что одним из способов поддержки Румынией попыток Туркмении развивать отношения с европейскими странами могут служить различные акции, предпринимаемые в рамках ООН, Евросоюза и НАТО. В ходе переговоров была затронута и проблема европейского газопровода NABUCCO, однако о конкретных договоренностях по этому вопросу ничего не сообщается (Rompres. 16-17.7.2008).

Также Rompres передает, что, как было объявлено 17 июля, румынская сторона, представленная нефтяными компаниями Oil Terminal и Conpet, подписала меморандум и уставные статьи об участии в совместной компании по строительству Пан-Европейского нефтепровода Констанца - Триест (Pan-European Oil Pipeline, PEOP). Другими участниками проекта являются нефтетранспортные компании JP Transnafta Pančevo (Сербия) и Jadranski Naftovod (Хорватия). Главной целью строительства нефтепровода PEOP, начало работы которого запланировано на 2012 год, является транспортировка сырой нефти из Каспийского региона на европейский рынок. Протяженность нефтепровода от румынского черноморского порта Констанца до итальянского Триеста составит 1300 км, стоимость его оценивается от 2 до 3,5 млрд. долларов. Проектируемая пропускная способность нефтепровода - 60-90 млн. тонн нефти в год, или же 1,2-1,8 млн. баррелей в сутки. (Rompres. 17.7.2008). Учредители и сторонники проекта нефтепровода Констанца - Триест не скрывают, что он планируется, прежде всего, как один из альтернативных путей поставки в Европу энергоносителей в обход России.

Босния и Герцеговина. Республика Сербская (в составе БиГ) получила новую символику. Как напоминает белградская "Политика", прежним решением Конституционного суда БиГ Республике Сербской было запрещено иметь своим гербом белого двуглавого орла Неманичей и гимном - песню "Боже правды" - официальные символы Сербии. Согласно вердикту суда, эта символика нарушала интересы хорватов и босняков. 15 июля 2008 года в Баня-Луке Народная Скупщина РС большинством голосов утвердила новые герб и гимн Республики Сербской. Основу герба РС отныне будет составлять все тот же двуглавый белый орел на красном щите, поддерживаемом двумя красными львами, а гимном станет композиция "Моя республика" Младена Матовича. Представители мусульман-босняков выступили против новой символики, утверждая, что она никак не отражает их существование в Республике Сербской, и пообещали опротестовать ее в суде (Политика. 17.7.2008).

Хорватия. Загреб увеличивает свои военно-морские силы. Как сообщает Southeast European Times, в четверг 17 июля правительство Хорватии подписало соглашение о покупке у финской компании Patria двух бывших в использовании фрегатов. Общая сумма сделки составляет 10 млн. евро. Покупка боевых кораблей рассматривается как часть программы по модернизации и приведению в соответствие с натовскими стандартами военно-морских сил Хорватии, получившей в апреле 2008 года приглашение к Плану действий по членству в НАТО. Компания Patria обязалась взять на себя подготовку хорватских моряков и обеспечение кораблей запасными деталями в течение ближайших десяти лет (SETimes. 18.7.2008).

Албания. Как сообщает македонское издание Makfax, 18 июля Тирана официально обратилась к НАТО и ЕС с просьбой о помощи в утилизации старых боеприпасов. На встрече с иностранными дипломатами министр обороны Албании Газменд Окета заявил, что в настоящее время в стране на 25 складах хранится 98 тыс. тонн старых боеприпасов, которые представляют значительную опасность (Makfax. 18.7.2008).