Внешняя политика

Новый многосторонний формат сотрудничества Армении с Евросоюзом будет внедрен уже в 2009 году. Об этом, передает PanARMENIAN.Net, сообщил председатель парламентской комиссии по европейской интеграции Авет Адонц в ходе парламентского брифинга 13-го июня.. "Недавно в Брюсселе состоялась конференция Европарламента под названием "Выход на восток", в котором приняли участие восточные соседи ЕС - Армения, Грузия, Азербайджан, Молдова, Украина, представители оппозиции Беларуси. Уже в 2009 году у нас будет новый формат сотрудничества с ЕС - многосторонний", сообщил Адонц. По его словам, данная инициатива довольно перспективна. Как отметил Адонц, до сих пор Армения участвовала в двусторонних форматах сотрудничества, но с 2009 года получит возможность сотрудничать с ЕС в многостороннем формате. Он проинформировал, что в 2009 году будет создана Парламентская ассамблея ЕС-Восток, а на исполнительном уровне будет действовать еще один формат - орган, который будет работать два-три раза в год. Таким образом, страны получат возможность сотрудничать с ЕС в рамках парламентской ассамблеи ЕС, развивать партнерство с соседними странами и сотрудничать на уровне министров. "Это новая довольно перспективная инициатива и мы приветствуем ее", - сказал он.

На вопросы российской "Независимой газеты" отвечает новый глава МИД Армении Эдвард Налбандян

Господин министр, избрание новых президентов в Армении и России, предстоящие президентские выборы в Азербайджане, неизбежная смена руководства США отразятся на внешней политике и Еревана, и Москвы. Возможна ли корректировка внешнеполитических приоритетов Армении?

Мы будем проводить активную, интенсивную внешнюю политику, основанную на защите национальных интересов и прагматизме, подразумевающую более высокий уровень вовлеченности страны в международные и региональные организации, динамичное наращивание наших взаимоотношений как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Для Армении чрезвычайно важное значение имеет наше союзническое, стратегическое сотрудничество с Россией, основанное на традиционных узах дружбы между нашими народами, которое мы намерены и дальше расширять и укреплять посредством реализации новых взаимовыгодных проектов. Армения будет углублять дружеское партнерство с США, прилагать усилия для более высокой вовлеченности в евроинтеграционные процессы. Мы и дальше готовы укреплять отношения с теми государствами, с которыми наше партнерство носит характер дружественного сотрудничества, и мы приложим все усилия для улучшения отношений с теми странами, с которыми еще имеются неразрешенные вопросы. Мы заинтересованы в том, чтобы регион, в котором мы живем, стал безопасным и стабильным. Все это свидетельствует не о коррекции внешнеполитических приоритетов, а о преемственности. Если и появятся какие-то изменения, то они будут касаться лишь определенных акцентов.

В опубликованном на днях очередном докладе Госдепартамента США содержатся довольно жесткие формулировки относительно политики Армении. В частности, критикуется сотрудничество Еревана с Тегераном. При этом признается вклад Армении в борьбу с международным терроризмом, высоко оценивается сотрудничество с США, в частности, в Ираке и Косово. Не секрет, что доклад Госдепа вызвал в Армении нечто вроде шока. Как бы Вы прокомментировали оценки американских коллег?

Развивающееся в рамках международных обязательств открытое, транспарентное сотрудничество с Ираном не должно быть предметом беспокойства для наших партнеров.

Вступив в должность министра, Вы подтвердили стремление Армении к нормализации отношений с Анкарой. Но турецкая сторона по-прежнему настаивает на установлении дипотношений только после отказа Армении от государственной политики по вопросу геноцида, а также нормализации отношений между Ереваном и Баку. Насколько реален прогресс в отношениях Армении с Турцией?

Убежден, что, сколь бы сложными ни были проблемы между Арменией и Турцией, они должны и могут найти свое решение посредством конструктивного диалога, что будет отвечать интересам наших народов и стран, да и всего региона в целом.

События, происшедшие в Ереване в ночь c 1 на 2 марта нынешнего года после выборов президента Армении, повлияли на имидж страны. Существуют опасения, что Запад, разочарованный "регрессом демократического развития" республики, в заметной степени свернет связи с Ереваном, сократит число и объем социально-экономических программ. Насколько обоснованны подобные прогнозы?

Сложившаяся в поствыборный период ситуация, когда процессы вышли из-под контроля даже тех, кто их спровоцировал, вынудила власти задействовать предписанные Конституцией механизмы. Благодаря чему удалось обеспечить стабильность, предотвратить попытку навязать волю меньшинства большинству и нормализовать ситуацию в стране. По решению президента создана рабочая группа по выработке мер по реализации всех рекомендаций ПАСЕ по этому поводу. За короткий период были предприняты соответствующие шаги с учетом мнения международных экспертов как в законодательном, так и в практическом плане. Мы сознаем, что еще немало нужно сделать, но мы решительно настроены продолжать демократические реформы. И не только из-за наших обязательств перед европейскими организациями, членом которых является Армения, но потому, что демократические преобразования - это осознанный выбор нашего народа.

Вопрос Нагорного Карабаха продолжает оставаться ключевой проблемой внешней политики Армении. В последнее время миротворческий процесс в рамках Минской группы ОБСЕ опять "пробуксовывает". Не связано ли это с пресловутым "косовским прецедентом"?

Если есть искреннее стремление к решению проблемы, то никакие "прецеденты" не могут быть препятствием на этом пути. Недавно в Азербайджане был проведен опрос общественного мнения, в результате которого выяснилось, что 29% населения высказались за военный путь решения вопроса. Это очень опасная тенденция, которая является результатом милитаристской риторики, постоянно звучащей в Азербайджане. Я не думаю, что в мире найдется еще одна страна, которая бравировала бы десятикратным увеличением своих военных расходов, а каждый третий хотел бы войны. Война не может быть ответом, война не может быть решением. Переговорному процессу нет альтернативы. Поэтому мы надеемся, что состоявшаяся 6 июня встреча президентов Армении и Азербайджана, которую мы считаем положительной и конструктивной, позволит нам продолжить переговоры для нахождения пути урегулирования на основе предложений, сделанных сопредседателями Минской группы ОБСЕ в конце прошлого года в Мадриде.

Насколько реально возвращение непризнанной НКР в качестве полноценного участника переговорного процесса?

Когда посредники - сопредседатели Минской группы посещают регион, то почти всегда стараются иметь встречи с руководством Карабаха. Президент Армении и министр иностранных дел постоянно консультируются с руководством Карабаха до и после встреч с азербайджанской стороной, то есть Карабах, хотя и опосредованно, участвует в переговорном процессе. Но я думаю, что прямое участие Степанакерта в переговорах может приблизить урегулирование конфликта.

Спикер Госдумы РФ Борис Грызлов в ходе недавнего визита в Баку заявил, что российская сторона располагает возможностями воздействия на переговорные стороны по нагорно-карабахской тематике. Как Вы оцениваете это заявление?

Я незнаком с этим заявлением, но думаю, что слово "воздействие" нужно понимать в контексте продолжения переговорного процесса, в котором мы высоко оцениваем роль России. Так же, как двух других сопредседателей Минской группы - США и Франции, усилия которых направлены не на навязывание решения, а на содействие сторонам в поиске компромиссного выхода.

Если переговоры окажутся безрезультатными, как долго может продолжаться статус-кво? Возможно ли возобновление военных действий на линии перемирия?

Я настроен более оптимистично и надеюсь на результативность переговорного процесса. В любом случае нужно приложить максимум усилий, чтобы не допустить возобновления военных действий. Армения придерживается такого подхода, и надеемся, что Азербайджан также осознает необходимость этого.

В силу объективных причин отношения с Грузией имеют для Армении особое значение. Однако создается впечатление, что напряженность в отношениях Тбилиси с Москвой из-за Абхазии и Южной Осетии начинает негативно сказываться и на отношениях Еревана с Тбилиси. Об этом, в частности, можно судить по тем диаметрально противоположным позициям, которые занимают в ООН делегации Армении и Грузии...

Объективные причины важности армяно-грузинских отношений имеют не только экономический характер, но и исторические корни. В Грузии проживает значительная армянская община. В силу этих и многих других причин любые вопросы, возникающие между нашими странами, могут быть решены в духе добрососедства, нацеленного на будущее. ("Независимая газета").

Газета "Айкакан жаманак" замечает: "Со дня инаугурации 9-го апреля самым высокопоставленным чиновником, удостоившим своим визитом нового президента Армении, был координатор госдепартамента США по вопросам оказания США поддержки странам Европы и Евразии Том Адамс. То есть, чиновник далеко не первого значения. Особое место в числе гостей Сержа Саркисяна занимают также несколько американских конгрессменов, представитель Еврейского комитета Америки Питер Розенблат. По сравнению с начальником Федерального агентства культуры и кинематографии России и президентом Международной ассоциации любительского бокса, Розенблат и Адам Шиф, конечно же, сойдут и за министров иностранных дел. В особенности, когда президентов, премьеров и министров ИД соседних стран не видно и не слышно... В большой семье президентов Серж Саркисян пока что покинут и одинок".

Ситуация в Армении

Возникшая после президентских выборов Армении напряженность в обществе все еще сохраняется и кризис все еще не преодолен. Подобное мнение на пресс-конференции 12 июня сообщила психолог Карине Налчаджян. По ее словам, хотя властями предпринимаются какие-то глубинные меры, однако координированной пропаганды не осуществляется. "В этом плане, кажется, общество предоставлено саморегулированию", отметила Налчаджян. Поэтому, считает она, та часть общества, которая была увлечена революционными идеями, не готова дать положительные оценки проводимой работе. По словам психолога, хотя возможности смягчения кризиса намечаются, жизнь вошла в свою колею, но если вновь будет оказываться сильное влияние, не исключено, что страсти в обществе вновь разгорятся. "Будут новые вспышки, если вновь станут оказывать влияние на людей", отметила Налчаджян. ("Ноян Тапан").

Нынешнее состояние отечественной политической системы Армении удостаивается взаимоисключающих оценок, пишет газета "Айоц Ашхар". "Радикальная оппозиция считает сформировавшийся у нас политический режим антидемократическим, более того, утверждает, что страна превратилась в авторитарное государство. Провластные деятели заверяют, что некоторые национальные особенности развития отечественной государственности вовсе не исключают ее общую демократическую направленность. С одной стороны невозможно отрицать, что в настоящее время объем прав и свобод наших граждан несравнимо больший, нежели у населения классического авторитарного государства. С другой - невозможно не заметить проблемы, связанные с теми же правами и свободами, политической конкуренцией, разделением ветвей власти и другими вопросами".

Газета "Айкакан жаманак" пишет: "Ситуацию, в которой оказалась Армения, можно охарактеризовать одним словом - хаос. Есть замерший в ожидании чего-то и готовый на все народ, есть движение, пытающееся руководить этим народом и есть праздно наблюдающий за всем этим мир. И все ждут, и не знают что делать. Серж Саркисян, к примеру, не очень представляет как ему быть: с одной стороны, хватает людей, с другой - отпускает, с одной стороны не позволяет проводить митинги, с другой - создает Общественный совет, с одной стороны прикидывается тираном, с другой - реформатором. Такие, как Серж Саркисян, могут вести себя подобным образом лишь в условиях хаоса".

Газета "Азг" пишет: "После президентских выборов практически весь оппозиционный электорат (несколько сот тысяч избирателей) перешел под контроль команды Левона Тер-Петросяна, что, думается, вовсе не нравится властям. В конце концов, выборы 2007 и 2008 годов - это еще не последние выборы. И власти, создавая Общественный совет, попытаются на данное обстоятельство повлиять. В частности, думается, в Общественный совет будут привлечены представители "конструктивной оппозиции", чья "пламенная" критика в Общественном совете, без сомнения, будет часами транслироваться по телевидению. Цель этого - создать квазиоппозицию, и попытаться с ее помощью вывести из-под контроля "левоновцев" часть оппозиционного электората.

Депутат Национального собрания от Республиканской партии Ашот Агабабян предложил в беседе с газетой "Аравот" свой вариант решения проблемы: "Ситуация может выправиться, если несколько человек депортировать из страны, как в свое время коммунисты сослали из СССР Паруйра Айрикяна (армянский диссидент-шестидесятник. - прим. ИА REGNUM)".

Армения сегодня экономически изолирована и в экономической конкуренции давно уже отстает от своих соседей. Об этом на состоявшемся 13 июня в Национальном пресс-клубе обсуждении заявил бывший глава Центробанка Армении Баграт Асатрян. По его словам, два года назад Армению в плане развития экономики власти называли "кавказским тигром", а сегодня они пытаются убедить всех в том, что страна имеет все возможности стать финансовым центром. Между тем, по словам Асатряна, ничего подобного не может быть, так как Армения не имеет своей модели развития. ("Ноян Тапан").

Газета "Площадь" сравнивает армянскую действительность с известным произведением Джанни Родари "Приключение Чиполлино": "Отец Чиполлино случайно наступает на ногу герцогу Лимону (так, как если бы кто-нибудь из наших наступил бы возле памятника Мясникяну на мозоль полиоцейскому). Старика-Чиполлино немедленно арестовывают и наклеивают на него ярлык "террориста": "Посмотрите на него, хотел зарубить Его превосходительство! В кармане злоумышленника нашли пулемет... Ну, точь в точь, как в наши дни".

В другой своей публикации газета "Площадь" пишет: "Не для кого не секрет, что для того, чтобы общественные и государственные институты не выходили за рамки закона необходимы, в первую очередь, независимые и беспристрастные суды. Однако и невооруженным глазом видно, что суды Армении превратились в постыдный инструмент исполнительной власти - более зависимый, чем даже год назад. Высшее руководство Армении успело за считанные месяцы так испортить и развратить все правовое поле и обслуживающие его и без того дискредитированные структуры, что ввергла страну в невиданную доселе пучину правового нигилизма".

Сегодня политическое поле полностью заморожено и мы испытываем политический отлив. Как сообщает "Ноян Тапан", такое мнение на пресс-конференции 12 июня выразил председатель Марксистской партии Армении Давид Акопян. По его словам, обе противоборствующие стороны пока ведут себя пассивно как в комментариях, так и в своей деятельности, так как любая, даже самая маленькая ошибка, может привести политическое поле во взрывоопасное состояние. Коснувшись муссирующихся в последнее время слухов о том, что бывший президент Армении Роберт Кочарян "вернется с портфелем премьер-министра", Акопян отметил, что по его мнению, новая Конституция была создана Кочаряном именно для обеспечения своего политического возвращения. "Если Кочарян будет выдвинут той или иной партией коалицией в качестве кандидата на пост премьер-министра и займет эту должность, он, фактически, поведет общество к катастрофе, так как общество после событий 1 марта абсолютно не может выносить этого человека", - отметил Давид Акопян. По его словам, если Серж Саркисян думает, что с возвращением Кочаряна его престол укрепится и он окажется в более устойчивом положении, то это самообман. "Возвращение Кочаряна в кресло премьер-министра станет полным провалом Азатыча. Редки те политические деятели, которые имеют смелость вернуться даже ценой крушения страны", отметил Акопян. Лидер марксистской партии, считает, что "возвращение второго президента означало бы начало новых политических катаклизмов, так как слишком сильна к нему ненависть народа за трагические события 1 марта, и общество не сможет принять его обратно". По словам Акопяна, если Серж Саркисян вовремя почувствует опасность и распустит нынешний парламент, то он, как составная часть оппозиции, готов встать рядом с ним.

По мнению газеты "Лрагир", сегодня Серж Саркисян все свои, не воспринимаемые общественностью решения опосредовано обусловливает фактором Роберта Кочаряна, и так же опосредовано создает впечатление, что он не только пытается исправить вызванную ошибками Кочаряна ситуацию, но и пытается предотвратить "поползновения" Кочаряна помешать ему в этих честных намерениях. По мнению газеты, Саркисян пытается превратить Кочаряна в "обитель зла", что может позволить ему несколько укрепить свои позиции в обществе и, одновременно, повысить степень своей независимости от Кочаряна. В противном случае, пишет газета, Саркисян, для того, чтобы стать общественно воспринимаемым, вынужден будет идти на шаги, направленные против правящего режима, что может вызвать у последнего ностальгию по Кочаряну. Таким образом, заключает газета, Роберт Кочарян, на сегодня, является компромиссом между Сержа Саркисяна с правящим режимом. "То есть, действующий президент предлагает режиму оптимальный, на их взгляд, вариант сохранения статус-кво - мы друг друга не обижаем, обижаем Роберта Кочаряна".

Почти 70% граждан Армении уверены, что большинство населения страны боится открыто выражать свои политические взгляды. Как сообщает радио "Свобода", согласно опросу, проведенному исследовательским центром Gallup, эта цифра, по сравнению с 2006 годом, выросла в Армении на более чем 20%. Подобный высокий показатель, среди стран СНГ, зафиксирован также в Таджикистане. Во всех других странах он ниже: в Азербайджане избегают проявлять свои политические взгляды 60%, в Грузии - 55%, в Беларуси - 50%, в Российской Федерации - 40%. Аналитики Gallup отмечают, что одной из наиболее серьезных проблем Армении является недоверие рядовых граждан к политическим деятелям. В ходе исследований, проведенных в 2007 году, 92% опрошенных граждан Армении отметили, что коррумпированность политических деятелей является "серьезнейшей проблемой".

"Среди жертв 1 марта пострадавших нет"

Создавшаяся в стране ситуация - это точка в политике властей Армении. Как сообщает АрмИнфо, об этом в ходе пресс-конференции заявил вышедший 9 июня из заключения на свободу командир Шушинского батальона в период боевых действий нагорно-карабахского конфликта Жирайр Сефилян. По его словам, нынешние власти страны - "конченые политики, им осталось месяц-два, не больше", и теперь оппозиция решает, что будет дальше. Он отметил, что власти доказали, что без крови не собираются уходить, но в то же время выразил уверенность, что можно добиться смены власти даже обычными митингами. По мнению Сефиляна, 1 марта в Ереване на территории возле посольства Франции оппозиционеры были как никогда решительны в стремлении пойти на радикальные шаги. "Но лидер оппозиции Левон Тер- Петросян оказался настолько сознательным человеком, что не допустил этого, поскольку в этом случае жертв было бы не 10, а 110. Если выбирать между сменой власти сегодня с большими жертвами и через полгода, но с меньшими потерями, то надо однозначно выбрать второй путь, поскольку человеческая жизнь - самая большая ценность", подчеркнул Сефилян. Комбатант сравнил события 1 марта с армянскими погромами в Сумгаите, заметив, что нет разницы, кто является организатором - азербайджанцы или армяне. По его мнению, все участники этих событий должны ответить перед законом. При этом он отметил, что у него нет личных проблем с руководством страны. "Я долго работал с Сержем Саркисяном и если он не причастен ко всему этому, у меня нет к нему претензий, но пусть он это докажет", -заявил Сефилян.

"В том, что произошло 1 марта виновата, в первую очередь, оппозиция. Мне так кажется, поскольку первый шаг сделала возглавляемая Тер-Петросяном оппозиция. А уважающее себя государство не могло это не остановить. Сегодня высказывается еще и такая мысль: говорят, что Тер-Петросян не собирался избираться, его целью было смутить страну, повести народ на столкновения, пошатнуть авторитет нашей страны. Однако, думаю, что и избраться он хотел, хотел бы избраться... Даже очень хотел избраться, стать президентом, что не так уж хорошо. Наоборот, вызывает антипатию. Нельзя чего-то так страстно желать. И всех оскорбил. Всех нас назвал подонками, поскольку мы не были рядом с ним. Не думаю, что он оговорился. Нет, сознательно оскорбил: кто не с ним - подонок", сказал в беседе с газетой "Айоц Ашхар" писатель Перч Зейтунцян.

По мнению экс-депутата парламента Армении Баграта Асатряна, события 1 марта являются осуществленным против армянского народа преступлением. По его словам, сегодня власти преследуют одну цель - ликвидировать инакомыслие. По его мнению, сегодня мы имеем виртуальную Армению должностных лиц и Армению рядовых граждан. По словам Асатряна, виртуальная Армения создала свой парламент, где решаются только вопросы олигархов, но не простых граждан. По его мнению, для того, чтобы добиться перемен в стране, в первую очередь нужно восстановить конституционные права граждан, освободить политзаключенных, дать оценку событиям 1 марта, а также провести новые выборы. ("Ноян Тапан").

"Если у властей Армении есть надежда, что народ и мы забудем трагические события 1 марта, то их ждет глубочайшее разочарование", заявила корреспонденту АрмИнфо председатель оппозиционной Социал-демократической партии "Гнчакян" Людмила Саркисян. По ее словам, пока не будет дана окончательная оценка трагическим событиям, не будет проведено свободное независимое расследование относительно того, кто отдавал приказы стрелять и кто стрелял в этот день, говорить о наличии тенденции к смягчению внутриполитической напряженности будет невозможно. "Только по официальным данным погибли 10 человек, в каждого из погибших кто-то стрелял, и совершенно очевидно, что не из сторонников оппозиции. Так что пусть власти Армении будут добры позволить провести независимое расследование", -сказала Саркисян. Напрочь отвергнув официальные заявления о том, что 1 марта в сотрудников внутренних войск и полицейских стреляли из рядов оппозиции, она подчеркнула, что из арестованных лидеров и активистов оппозиции никто не обвиняется в применении оружия. "1 марта до последней секунды я находилась на месте событий и настаиваю, что в руках у сторонников оппозиции оружия не было. Наша общая стратегия была направлена только на самооборону. Некоторые держали деревянные прутья, так как утром на народ уже было совершено нападение, а человек, чисто инстинктивно, не может не защищаться", - заключила Людмила Саркисян.

Как сообщает газета "Жаманак-Ереван", председатель Хельсинкской ассоциации Микаел Даниелян подал 11 мая в Генеральную прокуратуру запрос о количестве возбужденных уголовных дел по факту гибели жертв 1-го марта. В ответ на запрос, прокуратура сообщила, что на данный момент ни одна из жертв не признана пострадавшей, и, следовательно, лиц, привлеченных в качестве правоприемников пострадавших - нет. В беседе с газетой Даниелян не смог прокомментировать этот факт, вернее, пишет газета, ему не хватило воображения представить, как может человек погибнуть и не быть признанным пострадавшим. "Я уже более 10 лет занимаюсь правозащитной деятельностью, однако такого ответа еще не слышал. Это означает, что власти не имеют ни малейшего желания раскрыть события 1 марта и наказать виновных", - отметил он.

Депутат Национального собрания от оппозиционной партии "Наследие" Заруи Постанджян, при встрече с содокладчиками мониторинговой группы Парламентской Ассамблеи Совета Европы Джоном Прескоттом и Жоржем Коломбье, касаясь темы убитых в ходе событий 1 марта, сообщила, что в связи с ними нет возбужденных уголовных дел, и, что родственники жертв время от времени приглашаются в прокуратуру, где их подвергают шантажу, чтобы те не вздумали жаловаться. ("Чоррорд ишханутюн").

Газета "Чоррорд ишханутюн" называет позицию прокуратуры в отношении жертв 1 марта "беспрецедентным цинизмом". "Своим таким шагом режим в очередной раз подтвердил, что режим воспринимает народ Армении как врага, с которым надо обращаться так, как обычно обращаются с населением оккупированных территорий, то есть, грабить и физически уничтожать особо непокорных". Касаясь правовых аспектов такого явления, газета пишет: "Жертвы 1 марта не признаны пострадавшими по очень простой причине: будь они признаны пострадавшими, сразу же возник бы вопрос: а от чьих рук они пострадали? То есть, возник бы вопрос раскрытия убийц. Потому и прокуратура возбудила уголовное дело не по факту убийств, а по факту массовых беспорадков", пишет газета.

Накануне летней сессии ПАСЕ

16-го июня в Армению с двухдневным ознакомительным визитом прибыли содокладчики ПАСЕ по мониторингу исполнения обязательств Армении перед Советом Европы Жорж Коломбье и Джон Престкотт. Как сообщает АрмИнфо, целью визита содокладчиков в Армению является необходимость оценить выполнение требований ПАСЕ по резолюции 1609 "О функционировании демократических институтов в Армении". В ходе своего визита содокладчики намерены встретиться с президентом Армении Сержем Саркисяном, председателем НС Армении Тиграном Торосяном, представителями политических партий, а также с представителями вне парламентской оппозицией, включая Левона Тер-Петросяна. Кроме того, содокладчики встретятся с представителями президентской рабочей группы по координации действий по выполнению резолюции ПАСЕ 1609, а также парламентской рабочей группой по реформированию избирательного кодекса, а также адвокатами арестованных активистов оппозиции. Согласно агентству, если по итогам визита в Армению содокладчики решат, что прогресс, сделанный Арменией недостаточен, Ассамблея может назначить в порядке срочной процедуры дебаты по теме о Функционировании демократических институтов в Армении, которые в этом случае состоятся 25 июня в ходе летней сессии ПАСЕ.

Как сообщает PanARMENIAN.Net, в ходе встречи президента Армении Сержа Саркисяна с содокладчиками Мониторинговой комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы Джоном Прескоттом и Жоржем Коломбие, Саркисян подчеркнул, что осуществление положений 1609 Резолюции ПАСЕ вытекает из его предвыборной программы и созвучно приоритетам, провозглашенным политической коалицией. Демократические реформы не ограничиваются шагами, предпринимаемыми по положениям ПАСЕ, и будут иметь продолжение, отметил президент Армении. Стороны коснулись хода выполнения мероприятий, разработанных созданной распоряжением Саркисяна рабочей группой, обменялись мнениями по реализации различных пунктов Резолюции. Согласно агентству, Джон Прескотт высоко оценил создание главой государства специальной рабочей группы и мероприятия по реализации положений 1609 резолюции ПАСЕ. Хотя ПАСЕ хорошо понимает, что установленный период для реализации требований резолюции недостаточен для достижения прогресса по всем направлениям, однако с радостью констатирует наличие политической воли по достижению прогресса, подчеркнул он. Серж Саркисян вновь подтвердил четкое намерение властей Армении двигаться по пути дальнейшего углубления демократических реформ.

По мнению руководителя парламентской фракции АРФ Дашнакцутюн Ваана Ованнисяна, очередная сессия ПАСЕ не таит в себе никаких угроз Армении, поскольку требования резолюции 1609 повторяют положения подписанного ранее коалиционного соглашения. "Авторы резолюции имели под рукой коалиционное соглашение и воспользовались им", заявил Ованнисян в беседе с газетой "Айоц Ашхар". При этом он отметил, что выполнение коалиционного соглашения интересует его больше, нежели резолюции ПАСЕ.

В направлении выполнения требований принятой на весеннней сессии ПАСЕ резолюции 1609 о деятельности демократических институтов в Армении ведется активная работа. Как сообщает "Ноян Тапан", такое мнение на брифинге 13 июня высказала руководитель парламентской фракции "Оринац еркир" Эгине Бишарян, добавив, что именно поэтому не видит угрозы лишения права голоса армянской делегации на летней сессии ПАСЕ. В плане выполнения требований депутат особо отметила важность принятых на заседаниях последней очередной четырехдневки весенней сессии НС ряда законопроектов, по которым, в частности, были внесены поправки и дополнения в закон Армении "О проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций" и в регламенте НС. Была отмечена важность обсуждения проекта решения "О создании временной комиссии НС по изучению причин произошедших в Ереване событий 1-2 марта".

В период, последовавший за принятием резолюции ПАСЕ номер 1609, партия "Наследие" выступила с различными предложениями и инициативами, представив коллегам из коалиции как свою комплексную программу по пунктам содержания резолюции, так и предпринимая регламентированные шаги, направленные на диалог. Об этом на брифинге 13 июня заявил руководитель оппозиционной парламентской фракции "Наследие", член армянской делегации в ПАСЕ Раффи Ованнисян. "Скоро начинается летняя сессия ПАСЕ, и до сих пор, по-моему, существенных шагов не предпринято как в содержательном плане, так и в смысле регламента и в процессуальном плане. В общей сложности я отрицательно оцениваю предпринятые нами шаги, и думаю, что эта республиканская компрометация, которую мы переживали в последний период, продолжится, если до 23 июня кардинальных, реформистских шагов не будет предпринято", заявил Ованнисян, отметив, что он настроен пессимистически. По его словам, вопрос о лишении или не лишении армянской делегации ПАСЕ права голоса является второстепенным, так как "самым важным являются права гражданина Армении, международный авторитет Армении, которые находятся под ударом". ("Ноян Тапан")

В связи с визитом в Армению содокладчиков ПАСЕ о состоянии демократических институтов в Армении Джона Прескотта и Жоржа Коломбье, оппозиция организовала 16 июня акцию протеста. Сотни митингующих с плакатами на армянском и английском языках "Не верьте в ложь хунты", "Не защищайте убийц 1 марта", "Свободу политзаключенным", "Руки Европы также в крови" двинулись от Северного проспекта к гостинице "Армения Мариотт", где остановились содокладчики. Как сообщила в беседе с "Ноян Тапан" активистка Общенародного движения Анаит Григорян, участники акции дают понять содокладчикам, что все то, что делают власти в направлении выполнения пунктов резолюции 1609, является попросту "примитивной имитацией". "В нашей стране нет демократии, и при этой власти ее и не будет. Они хотят половинчатыми решениями обмануть Европу, якобы выполняют резолюцию ПАСЕ", - сказала Григорян.

Что правильнее - желать, чтобы 23-го июня в Страсбурге Армению лишили бы права слова, или же делать все, чтобы этого не произошло? - спрашивает газета "Аравот и отвечает. "Этот вопрос однозначного ответа не имеет. С одной стороны, если в отношении нашей страны не будет принято санкций, будет означать,ч то нашим властям удалось "навесить лапшу" на уши европейцам, убедить,ч то демократия у нас процветает. Теперь представим, что, тем не менее, санкции в нашем отношении будут приняты. Власти Армении, конечно же, заслуживают этого. Но, очевидно, что они от этих санкций особо не пострадают - ни денег своих не лишатся, ни дворцов, ни джипов".

Ряд правозащитных организаций Армении распространили заявление, в котором его авторы утверждают, что власти страны не делают достаточных шагов в направлении выполнения требований резолюции 1609 ПАСЕ. "Мы заявляем, что выполнение режимом резолюции ПАСЕ носит имитационный характер, что свидетельствует об отсутствии политической воли осуществлять демократические реформы", говорится в заявлении. "В отношении событий 1 марта по сей день не осуществлено независимого расследования, и никто не привлечен к ответственности за гибель 10 жертв и сотен раненных". Авторы заявления пишут, что "не выпущены на свободу люди, арестованные за свои политические убеждения", а в законе "О митингах и демонстрациях" "осуществлены лишь косметические изменения". (Радио "Свобода").

Газета "168 Жам" пишет: "В рамках операции "Выполнение требований резолюции ПАСЕ" создалась очередная временная комиссия, в работах которой, по всей видимости, не примет участия ни один оппозиционный деятель. Так что, не трудно предсказать: эта комиссия придет к такому заключению, что все с тоской будут вспоминать оценки, даваемые, по сей день, Генпрокуратурой" и ее "ответственными" органами. Остается надеяться, что мы окончательно не впадем в депрессию".

"Для реализации требований резолюции ПАСЕ власти должны предпринять не имитационные, а реальные шаги", заявил на встрече с журналистами председатель оппозиционной Народной партии Армении Степан Демирчян. По его словам, принятые парламентом поправки в закон о проведении массовых мероприятий носят половинчатый характер, нет никакого прогресса в вопросе освобождения политических заключенных. Одновременно он призвал не делать прогнозов относительно вероятности лишения армянской делегации права голоса в ходе летней сессии ПАСЕ, поскольку до ее открытия осталось мало времени. "Поживем - увидим. Во всяком случае, нельзя забывать того, что и прежние требования многих резолюций ПАСЕ до сих пор остаются невыполненными, в частности, не предоставлен эфир независимой телекомпании "А1+", сказал Демирчян. Он отметил, что в день трагических событий 1 марта армянское общество столкнулось с логичным результатом периодически повторяющихся и ставших уже хроническими массовых фальсификаций итогов выборов. "Разница лишь в том, что на этот раз поствыборные процессы, к сожалению, привели к человеческим жертвам, поскольку власти пытаются любой ценой воспроизвести себя", подчеркнул Демирчян. (АрмИнфо).

Если ПАСЕ не вынесет решения о лишении делегации Армении права голоса, то все политические заключенные, которые "на счету" властей Армении, станут также "политзаключенными Европы". Как передает корреспондент ИА REGNUM, такое заявление на пресс-конференции 19 июня сделал представитель Армянского общенационального движения Давид Шахназарян. По его словам, обычно европейские структуры при рассмотрении важных вопросов отправляют миссии, состоящие из нескольких человек, которые коллективно несут ответственность, однако это не так в случае с приездом в Армению Прескотта и Коломбье, которые должны будут решать от имени европейских структур. По мнению Шахназаряна, в ПАСЕ есть люди, которые позволят себя обмануть, соответственно, и ответственность за политзаключенных в Армении всецело падает на них. По словам представителя оппозиции, было бы лучше, если бы ПАСЕ лишила делегацию Армении права голоса еще на апрельской сессии. "Вы знаете, мы против экономических санкций, так как из-за них пострадает народ, но подобное политическое решение могло бы вразумить власти", заметил Шахназарян. Говоря о возможном диалоге с властями, представитель оппозиции заметил, что ни одно из положений резолюции ПАСЕ до сих пор не выполнено, отметив, что именно это и является условием переговоров. "В резолюции было 3 главных пункта, однако Левон Тер-Петросян как главное условие для начала переговоров поставил только одно: освобождение политических заключенных", - заявил Шахназарян, отметив, что "параллельно" согласию оппозиции идти на переговоры после удовлетворения ее главного требования, власти идут на имитацию "отпуская" заключенных. "На сегодняшний день в тюрьмах и других учреждениях находятся 86 человек, в то время как генпрокуратура называет вымышленные цифры", заявил Шахназарян. Комментируя вопрос о возможности признания оппозицией решения Конституционного суда, Шахназарян заявил, что это решение не было и не будет признано, а перед ПАСЕ должна отчитываться не оппозиция, а власти, тем более что и сама ПАСЕ "должна отчитаться перед народом Армении".

Даже при большом желании власти Армении не смогут выполнить требования резолюции №1609, так как боятся реальных изменений. Такое мнение, передает ИА REGNUM, выразил на пресс-конференции в Ереване эксперт Центра стратегических и национальных исследований Манвел Саркисян. "Страх перед изменениями вынуждает прибегать к репрессиям, прикрываемым имитацией изменений",- подчеркнул эксперт, отметив, что сохранение статус-кво под знаменем реформ ведет лишь к дальнейшему отчуждению власти от общества. Саркисян подчеркнул, что невнятное расследование событий 1-2 марта является лишней причиной роста недоверия к властям. "До сих пор нет ответа, почему так много людей погибло на улице Лео, далеко от места проведения митинга оппозиции, и почему за три месяца не найдено ни одного стрелявшего по полицейским", - заметил эксперт.

С чем пришли содокладчики ПАСЕ Жорж Коломбие и Джон Прескотт в Армению, и что отсюда унесут, станет ясно совсем скоро, в ходе летней сессии ПАСЕ, которая состоится 23-27 июня, пишет ARMENIA Today. Два дня дипломаты проводили в Ереване встречи с представителями властей и оппозиции, а также правозащитниками. Несмотря на то, что детали и подробности этих встреч в прессу практически не просачивались, тем не менее, из имеющееся скудной информации, можно сделать вывод, что основными вопросами были подвижки в выполнении рекомендаций ПАСЕ. Европейцы предложили спикеру парламента Армении Тиграну Торосяну привлечь независимых судей и омбудсмена к работе временной парламентской комиссии по расследованию событий 1-2 марта. По мнению Прескотта, омбудсмен может сыграть серьезную роль в работе комиссии, несмотря на то, что представленный им детальный доклад был расценен как превышение полномочий. Спикер парламента согласился с предложениями Прескотта, заметив, что в работе комиссии могут принять участие как местные, так и международные эксперты, и должно быть сделано все, чтобы в этом вопросе была поставлена достойная точка. Другая же интересующая гостей тема, вопрос политзаключенных была не столь желанна для Торосяна, он заявил, что в Армении нет политзаключенных. "Всем предъявлено обвинение соответствующими органами, которые должны серьезно аргументировать совершенные преступления", цитирует слова спикера пресс-служба парламента. По сообщению же пресс-службы первого президента, Левон Тер-Петросян, на встрече с содокладчиками ПАСЕ 16 июня в Ереване обсудил ход выполнения положений резолюции ПАСЕ, а также пути выхода из внутриполитического кризиса. Сами Содокладчики также не горели желанием поделиться с прессой о подробностях переговоров, которые, судя по их длительности (более часа длилась встреча с коалиционными фракциями) были довольно жаркими. Тем не менее Жорж Коломбье выразил надежду на то, что "Армения вновь обрела путь демократии". По его словам окончательную оценку по процессу выполнения Арменией положений резолюции ПАСЕ 1609 содокладчики мониторинговой группы ПАСЕ выскажут на июньском заседании ассамблеи. По его оценке, встречи в Армении были интересными и важными.

80 голосами "за", 4 "против", 2 - "воздержались", парламент Армении принял заявление в связи с выполнением Арменией резолюции ПАСЕ №1609. В заявлении отмечается, что за прошедшие два месяца после принятия резолюции, предприняты конкретные шаги по выполнению предложений резолюции, а также проведена определенная работа, направленная на укрепление стабильности и углубление демократии в Армении. В заявлении парламента Армении выражается надежда, что на сессии ПАСЕ 25-27 июня будет дана положительная оценка выполнению Арменией положений резолюции. В проекте также отмечается, что согласно требованиям резолюции, из-под ареста были освобождены 41 заключенный, или 36% от общего числа задержанных во время мартовских беспорядков. Также, парламент Армении принял одобренные Венецианской комиссией поправки к закону "О проведении демонстраций, митингов, собраний и шествий". В заявлении отмечается, что результат проделанной работы проявится только через определенное время. (ИА REGNUM). Несанкционированный митинг

Как сообщает АрмИнфо, 13 июня, в своем выступлении на встрече с руководством Полиции Армении, президент Армении Серж Саркисян отметил, что в Армении митинги были и будут, поскольку являются составляющей демократии. По его словам "мы строим демократическое государство, в котором должно быть место и массовым мероприятиям, акциям протеста и другим методам волеизъявления". "Однако, это не дает права для вседозволенности. Мы должны сделать так, чтобы все прошло в рамках закона", отметил он. Если массовые мероприятия выходят за рамки закона, полиция всецело несет за это ответственность. "Никто не имеет права под лозунгом демократии, скрывать свои криминальные наклонности. Все нарушения порядка должны строго пресекаться. Строго но не грубо", отметил он. По словам президента, все действия полиции обязаны быть только в рамках закона, подчеркнув, что в противном случае нельзя добиться правопорядка.

17 июня Административный суд Еревана признал обоснованными доводы мэрии о том, что проведение 20 июня митинга оппозиции несовместимо с мероприятием "Маленькие ереванцы", которое проводиться на той же площади с 9 июня и будет продолжаться до 23 июня. По оценке суда, это мероприятие способствует духовному развитию детей и может проводиться мэрией без получения разрешения каких-либо структур. Таким образом, Административный суд отклонил иск первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, оспаривающего решение столичной мэрии о запрете проведения митинга оппозиции 20 июня на площади Свободы. Однако, как сообщил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM пресс-секретарь первого президента Армении Арман Мусинян, митинг оппозиции 20 июня состоится, несмотря на решение суда, которое, по его словам было явно политическим, искажающим и нарушающим уже вступивший в силу новый закон о массовых собраниях и мероприятиях. Мусинян подчеркнул, что митинг состоится на площади Свободы в намеченное время, и будет носить только мирный характер. Он выразил надежду, что полиция будет действовать согласно закону, отметив, что организация мирных массовых собраний является конституционным правом всех граждан Армении, и любые запреты на их организацию носят неконституционный характер. Арман Мусинян также заметил, что проведение митинга не могло помешать мероприятию "Маленькие ереванцы", поскольку митинг оппозиции запланирован на вечер. Пресс-секретарь также отметил, что новых заявок на разрешение митинга подано не будет, так как согласно закону, время на подачу заявок истекло. Агентство напоминает, что 12 июня Мэрия Еревана отказала армянской оппозиции провести 20 июня митинг на площади Свободы. Мотивировкой отказа стало заявление о том, что в этот день на том же месте будет проведено иное мероприятие. В то же время мэрия порекомендовала оппозиционерам, провести митинг около стадиона "Раздан".

Как сообщает радио "Свобода", мэрия Еревана отказала в заявке оппозиции провести 20 июня митинг также возле здания Матенадарана. Об этом "Свободе" заявил представитель центра возглавляемого Левоном Тер-Петросяном движения Левон Зурабян.

"Митинг оппозиционеров, который состоится 20 июня, не представляет никакой опасности, заявил в беседе с АрмИнфо член фракции Республиканской партии Армении Карен Авагян. Отвечая на вопрос, почему было принято решение организовать концерт именно 20 июня на площади Свободы, в то время, как оппозиционеры решили там же провести митинг, Авагян сказал: "Если у представителей оппозиции есть что сказать, то думаю, что место митинга не сможет играть важную роль".

"Отказываясь санкционировать митинг оппозиции 20 июня, нынешние власти Армении далеко не в первый раз сознательно идут на обострение внутриполитической ситуации в стране и новые провокации", - заявила АрмИнфо пресс-секретарь и член Правления оппозиционной Народной партии Армении Рузан Хачатрян. По ее словам, оппозиция давно осознала преступный характер властей и не испытывала особого оптимизма в связи с перспективой санкционирования митинга на Площади Свободы. "Мы не раз убеждались, что режим готов пойти на все, чтобы убержать в своих руках власть. Наиболее отчетливо армянское общество увидело это во время трагических событий 1 марта. Власти еще должны ответить и ответят за применение силы против собственного народа, а вторая подобная попытка будет говорить об их безумии", сказала Хачатрян. Она подчеркнула, что отказ мэрии Еревана санкционировать митинг сторонников Левона Тер-Петросяна вновь показал всю фальшь заявлений представителей властного лагеря о своем стремлении начать диалог с оппозицией и смягчить острейший внутриполитический кризис.

Революционеры с глубокой скорбью сообщают о том, что мэрия Еревана отказала санкционировать намечаемые на 20 июня митинг и шествие. Интересно: почему эти типы, рыдая извещают всю Армению о том, что уже в 44-й раз получают отказ? Действительно интересно: уважаемые организаторы, провокаторы и исполнители массовых беспорядков - что вас так сильно возмутило? Вы же еще до представления заявки решили его проводить, и подтвердили свою решимость в своем вчерашнем заявлении. Вы сказали: 20-го июня митинг состоится "в любом случае", "независимо ни от чего", "при любых обстоятельствах" и "при любой погоде". ("Айоц Ашхар"). Газета "Аравот" пишет: "Чрезвычайно трудно, если не сказать - невозможно, найти какое-либо более или менее вразумительное объяснение решению властей Армении не санкционировать митинг 20-го июня. Возражение, что это мероприятие может быть проведено возле стадиона "Раздан" не выдерживает никакой критики - с тем же успехом можно было предложить провести митинг возле совхоза им. Прошяна или, скажем, в садах Далмы. Те, кто запрещает проведение митингов на площади Свободы прекрасно знают, что становление Третьей республики Армения символизировано митингами, проведенными именно на площади Свободы, и многие из них, причем лично, принимали участие в направленных против коммунистического режима и несанкционированных коммунистами митингах". Узурпаторы власти прекрасно понимают, что митинг не поставит конституционный строй под угрозу и не нарушит внутриполитическую стабильность - все это бессмысленные угрозы и пустые слова для наивных. Факт, что в стране существует кризис. Кризис и в политической жизни, и в экономике, и в социальной сфере, и в образовательной системе, и в области культуры, пишет газета "Тарегир". "Этот кризис власти хотят преодолеть маргинализируя оппозицию. Маргинальным, в данном случае, является стадион "Раздан". Но оппозиция не намерена идти 20 июня на стадион. Оппозиция настроена решительно и проведет митинг в "несанкционированном" месте - либо на площади Свободы, либо возле Матенадарана. И это, как бы ни было досадно Сержу Саркисяну, является не акцией протеста, а шагом, направленным на выход из этого проклятого кризиса. Правда, одним митингом его не решишь, но этот митинг нужен людям как воздух,ч тоб еще больше не погрязнуть в болоте".

На вопросы АрмИнфо отвечает глава Ассоциации политологов Армении Амаяк Ованнесян

Что, на Ваш взгляд, может стать выходом из создавшегося в Армении внутриполитического кризиса?

Выходом из создавшегося внутриполитического кризиса для Армении могут стать только внеочередные парламентские выборы. Только в них политические силы участвуют в процессах на институциональной основе и политические процессы представлены на институциональной основе именно в высшем законодательном органе - парламенте.

Как по-Вашему, во внеочередных парламентских выборах, если они состоятся, примет участие первый президент Армении Левон Тер-Петросян?

На состоявшемся в мае армянском общенациональном Конгрессе первый президент РА заявил, что он и возглавляемый им Конгресс намерены участвовать в проводимых в стране выборах на всех уровнях - от муниципальных, до парламентских и президентских, включая выборы мэра Еревана. Если внеочередные парламентские выборы состоятся и Тер-Петросяну удастся таким образом организовать взаимодействие поддерживающих его политических сил, чтобы эти выборы расценивались как некий суррогат несостоявшегося 2-го тура президентской кампании, его успех на выборах очень возможен. Ведь после "ренегатства" лидера партии "Оринац еркир" Артура Багдасаряна часть поддерживающего его протестного электората в случае поляризации политического соперничества может отдать голоса за сторонников Тер-Петросяна, как и часть электората "лишившихся реноме оппозиционных политиков" лидера Национально-Демократического Союза Вазгена Манукяна и "Национального единения" Арташеса Гегамяна, а все вместе - это 40-45% голосов. При этом нельзя сбрасывать со счетов и административный ресурс властей, который обеспечивает им почти 50% голосов даже в таких "образцовых для Запада в плане демократии на постсоветском пространстве странах как Грузия и Украина". Власть конечно поборется за контрольный пакет депутатских мест в парламенте, однако ей вряд ли удастся его получить, но в результате выборов реальная оппозиция окажется в парламенте и это позволит перевести политические процессы из уличного противостояния в лоно институционального соперничества, иначе говоря - в стены парламента. Как Вы прокомментируете идею формирования Общественного Совета при президенте Армении?

Формируемый при президенте Армении Общественный совет - жалкая полятива, неспособная решить задачу разряжения имеющегося в стране кризиса. Идея формирования подобной структуры устарела на год, ведь я предлагал создать такую структуру еще после парламентских выборов 2007 года, когда не было ни такого противостояния, ни такого отчуждения между протестным электоратом и властью. Теперь же в состав Совета вошли в основном полностью исчерпавшие себя политики, а реальная оппозиция работать в составе Общественного Совета отказалась. Таким образом, Общественный Совет не может стать средством вовлечения реальной оппозиции в легальные политические процессы. а значит, затея обречена на провал.

Насколько реальна угроза применения санкций в отношении армянской парламентской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы по итогам июньской сессии?

Лишение армянской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы - вполне реальная угроза. 18 июня Ассоциация политологов Армении организует Круглый Стол, посвященный вопросу последствий трагических событий. произошедших в Ереване 1 марта и политики властей после принятия ПАСЕ резолюции номер 1609. Что касается предстоящей сессии, то, несмотря на то, что Бюро ПАСЕ пока не включило вопрос об Армении в повестку дня предстоящей июньской сессии, предложение начать обсуждения может быть внесено уже по ходу сессии. Избежать обсуждений не удастся, а к чему они приведут - ясно, с учетом непрекращающихся голодовок в Ереване и Гюмри и других акций протеста.

Как Вы думаете, как будет развиваться ситуация в стране в связи с тем, что мэрия Еревана дважды отказала оппозиции в проведении митинга 20 июня?

Отказ столичной администрации санкционировать митинга оппозиции на площади Свободы в Ереване выгоден экс-президенту Армении Роберту Кочаряну и членам его отстраненной от власти команды. Спрашивается - кому это выгодно? Ведь такая позиция столичных властей не сулит ничего хорошего ни президенту Армении Сержу Саркисяну, ни первому президенту Армении Левону Тер-Петросяну. Это выгодно Роберту Кочаряну и, например, бывшему начальнику его охраны Грише Саркисяну. Ведь в случае повторения событий 1 марта даже в мягкой форме - без жертв - но с применением силы - Роберт Кочарян и его команда может легко переложить всю ответственность за события 1 марта на Сержа Саркисяна. используя уже обкатанный в прессе тезис о том, что 1 марта было выгодно только Сержу Саркисяну.

Как Вы прокомментируете упорно муссируемые в обществе слухи о скором возвращении в большую политику экс-президента Армении Роберта Кочаряна? В частности, идут разговоры о том, что ему может быть предложен пост спикера парламента.

Считаю разговоры о возможном скором возвращении в политику экс-президента Армении Роберта Кочаряна абсолютно надуманными. Возвращение Роберта Кочаряна по крайней мере в ближайшие годы невозможно. Для того, чтобы Роберт Кочарян актуализировался в политике, ему следует убедить нынешнего президента Армении Сержа Саркисяна взять на себя ответственность за 1 марта. Между тем Серж Саркисян такую ответственность на себя добровольно не возьмет. Перед ним сейчас стоит прямо противоположная задача - доказать, что именно Роберт Кочарян ответственен за гибель людей. (АрмИнфо).