ИА REGNUM: Александр Михайлович, в российско-украинских отношениях сегодня сложилась парадоксальная ситуация. В условиях существования колоссальной базы для взаимовыгодного сотрудничества во всех сферах - от экономики до культуры, отношения между двумя странами развиваются практически в конфронтационном русле.

Я бы не стал драматизировать ситуацию. Однако вынужден признать: взаимоотношения между нашими странами развиваются не так успешно, как могли бы. Я не буду углубляться в богатую историю наших взаимоотношений. Сложно найти еще две таких страны, которых бы объединяло столь многое, как Россию и Украину. К огромному сожалению, мы не реализуем и малой части колоссального потенциала экономического сотрудничества. Украина является одним из главных экономических партнеров России, но сегодня недостаточно обсуждать пути развития торгово-экономических отношений, говорить о том, что надо больше покупать и продавать. Сейчас необходимо ставить вопрос об интеграции двух экономик. Давайте рассмотрим возможность создания чего-то нового на базе того, что уже есть. Это и сельская кооперация, и сотрудничество в промышленности. Для этого у нас есть все необходимое - кадры, технологии, традиции совместной работы, в конце концов.

Еще одно направление развития взаимоотношений России и Украины - гуманитарное сотрудничество или, как это принято называть, культурный обмен, контакты между гражданами. Вот здесь действительно сложилась парадоксальная ситуация. Сегодня Европа демонстрирует стремление к сближению стран, к стиранию государственных границ. Что же делаем мы? Мы планомерно строим и укрепляем границы! Да, я понимаю, что есть миграционные проблемы и еще множество других факторов - найти объяснение можно чему угодно, но факт остается фактом, мы отдаляемся друг от друга, а Запад объединяется. Резюмируя, хочется сказать, что реальные интересы России и Украины требуют огромной кропотливой работы, а не пустой риторики.

ИА REGNUM: Есть версия, что Россию и Украину сталкивает лбами некая третья сила. Можно ли представить два огромных по своему экономическому и культурному потенциалу государства в столь пассивной и нелицеприятной роли?

Я с вами отчасти соглашусь. Наши страны искусственно втягиваются в орбиту сложных и проблемных вопросов. Отсюда и постоянные спекуляции вокруг темы НАТО, ряда гуманитарных проблем, появление темы Косово и так далее. Все это происходит на фоне укрепления России, что, очевидно, многим не нравится. Однако сложно себе представить, что кто-то может манипулировать сознанием миллионов наших граждан. Я все же далек от мысли, что кто-то целенаправленно сталкивает между собой Россию и Украину. Другое дело, что такая тема интересна многим государствам, в этом и сомневаться не приходится.

В списке спекулятивных тем свое место заняла и проблема голода 30-х годов. Недавно данный вопрос был рассмотрен на заседании политической комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы в Стокгольме. Отмечу, что благодаря четким действиям членов российской делегации и поддержке подавляющего числа депутатов, комиссия приняла решение о подготовке единого доклада по проблеме голода 30-х годов на территории всего бывшего СССР, а не только на Украине -- в Поволжье, Центрально-Черноземной области, Северном Кавказе, Урале, части Западной Сибири, Казахстана, Белоруссии. Я вообще против политизации болезненных для народов исторических проблем, тем более, когда это делается в заведомо предвзятой форме. Бесспорно, такая болезненная тема существует, однако ею должны заниматься, в первую очередь, историки. Искать в этой проблеме национальные признаки можно только с помощью очень большого фонаря, но и даже с ним этого делать не стоит, поскольку это лишено всякого смысла.

Спекуляции же вокруг темы НАТО больше похожи на заигрывания с Россией с помощью Украины и других стран. Это подергивание за важные ниточки. Кто мне может объяснить, почему блок НАТО, в котором ведущую роль играют США, настолько заинтересован в том, чтобы приблизиться к российским границам. Технически это мало что решает. Я не специалист, но и военные не могут этого понять. Ну, какая разница, долетит не 30, а одна ракета с ядерной боеголовкой - последствия в любом случае будут катастрофическими. Значит, проблема не в этом, а цель - в спекуляциях и искусственном нагнетании напряженности. Это тактика, исходящая из реальных экономических интересов определенных игроков. А ведь какие при этом используются аргументы, мол, членство в НАТО приближает к демократии. Господа, демократия развивается с помощью совсем других механизмов!

ИА REGNUM: Насколько, по Вашему мнению, для Украины актуальна проблема русского языка?

Я бы предложил взглянуть на вопрос русского языка с прагматической точки зрения. Люди сегодня тяготеют к изучению нескольких языков - это элемент культуры многих стран. Украинцы обладают уникальным богатством - знанием украинского и русского языков. Но последнее время с упорством и ажиотажем создаются условия, чтобы люди попросту забыли русский. Неужели человеку будет хуже от того, что он владеет еще одним языком, тем более что никаких особых усилий для этого предпринимать не надо? Надо только сохранить и развивать то, что есть. Сегодня на Западе учат русский язык, чувствуя, что с ростом влияния российской экономики русский язык будет все чаще востребован. А ряд украинских политиков пытаются от него отказаться. Объяснить это очень сложно. Я задам простой вопрос: а много ли среди нас тех, кто в совершенстве владеет английским, французским или немецким, хотя учат все эти языки с детства? Зачем же мы и в этом вопросе поступаем нелогично - разрываем наши традиции, тогда как мировая культура развивается по логике сближения? Я не хочу обсуждать, нужен ли русский язык украинскому, грузинскому, армянскому или казахскому народам - он просто необходим любому образованному человеку, тем более, что его уже знают практически все жители Украины.

ИА REGNUM: Согласно некоторым оценкам, ограничительные меры против русских школ в Армении и Грузии привели к общему упадку общественной культуры в этих странах. Русский язык искоренить почти удалось, а заменить его английским - нет.

И это естественно. К примеру, на Украине приводится аргумент, что собственно украинский язык недостаточно защищен, и в том направлении сделано мало шагов. Такой подход не выдерживает никакой критики. Как же можно защищать один язык, убивая при этом другой? Может, стоит защищать и развивать украинский язык, сохраняя при этом русский?

ИА REGNUM: На Украине развивается очередной внутриполитический кризис. На сей раз, линия разлома лежит между бывшими соратниками - президентом Ющенко и премьером Тимошенко. В зоне интересов - приватизация и контроль над силовиками. Каков ваш прогноз, чем завершится этот конфликт - неужели, новыми выборами?

Очевидно, что описанная вами ситуация не работает на интересы Украины и украинского народа. Сегодня отличительной особенностью внутренней ситуации в России является переход к политике стабильности. Люди начинают привыкать к мысли, что они вполне могут планировать свое будущее. В том числе, это достигается усилиями по накапливанию определенных ресурсов, нацеленных на финансирование общенациональных проектов в сферах образования, здравоохранения и т.д. У людей появился жизненный ориентир.

Перманентные внутриполитические конфликты, пусть даже в разные степени своей зрелости, так или иначе, отнюдь не укрепляют государство, не делают страну сильнее. Конечно, это внутреннее дело Украины, но хотелось бы пожелать, чтобы политики там как можно быстрее решили свои вопросы. Нам есть, о чем говорить с парламентариями Украины в области совместного законодательства. Есть общие темы, которые вполне могли бы стать предметом созидательной работы, а не деструктивной риторики. Между тем, сегодня многие украинские политики увлечены совершенно иными вопросами, что, естественно, сказывается на всех остальных темах, представляющих взаимный интерес. Говорить о новых выборах - это, конечно, законодательное право президента и народа Украины, но, наверняка, для простых граждан Украины это некий абсурд. Каждый год новые выборы - здесь дело уже не в затратах. Просто скоро уже говорить будет не о чем. Выборный процесс предполагает некий эмоциональный подъем, а здесь, наоборот, эмоциональное опустошение, люди уже не реагируют на политические призывы. Мы столкнемся с тем, что на Украине получит развитие некий политический нигилизм. Во всяком случае, ситуация близка к этому. Хотелось бы, чтобы эти конфликты не перерастали в тиражирование избирательных кампаний.

Впрочем, стоит отметить, что и Россия, и Украина переживают период становления и динамичного развития политических элит. Некие контуры в обеих странах уже проступают. Скорость, с которой протекает указанный процесс, в данном случае играет не столь позитивную роль. В России превалирует одна партия, а общий политический вектор нацелен на укрепление стабильности. В украинском парламенте, хотя и представлены пять партий, политический процесс тяготеет к выходу за рамки парламентской дискуссии. Назвать это рывком вперед очень сложно. Мне приходилось неоднократно присутствовать на различных форумах в Киеве, в том числе и по обсуждению итогов состоявшихся парламентских выборов. Всегда поражала эмоциональность отдельных политических деятелей и нескрываемый негатив, испытываемый ими в отношении друг друга. Взаимоотношения здесь развиваются на уровне персоналий, что пагубно сказывается на общей политической культуре. И, тем не менее, повторюсь, я бы рассматривал политические системы России и Украины как формирующиеся.

ИА REGNUM: Считаете ли вы, что сложившаяся в украинской политической системе ситуация - это, на самом деле, шлейф 2004 года, когда произошла силовая ломка основ всей системы, в том числе конституционных?

Конечно, это не могло не сказаться. После событий 2004 года сложилась искусственная и очень сильная поляризация на два лагеря. Сложные внутриполитические вопросы возникают во всех странах - вот в Чехии по итогам выборов сложился абсолютный паритет между оппозицией и властью, и лишь переход трех депутатов из одного лагеря в другой позволил сформировать коалицию. Таких примеров много. Но в любом случае необходима добрая воля и понимание приоритетных задач государства. Радикальное отстаивание интересов со стороны отдельных политических групп без учета мнения оппонентов ведет страну в тупик.

ИА REGNUM: Еще один проблемный сюжет развивается вокруг Черноморского флота РФ. Киев принялся активно развивать эту тему, хотя и между государствами существует четкая договоренность по срокам вывода флота - это 2017 год. Очевидно, времени достаточно для того, чтобы спокойно обсудить все вопросы и задачи. Какова ваша позиция по проблеме российского флота, Севастополя и Крыма в целом?

Все эти вопросы невозможно оторвать от нашей с Украиной общей истории. Это непростая тема, очень болезненная для украинской элиты. Но сохранение Черноморского флота - это не дань традиции, а вполне конкретная российская гарантия безопасности черноморского бассейна. В истории наших отношений так много общего, что я слабо представляю, как та же тема Крыма, при всем моем уважении к украинскому суверенитету, может быть рассмотрена отдельно от вопроса о флоте.

Очевидно, сегодня необходимо использовать все возможности для развития рекреационного потенциала Крыма. Тем более, что кроме Сочи Россия в данном случае не имеет ничего. Это тема не просто серьезных инвестиционных проектов, но и интеграции, закладывания на долгие десятилетия фундамента взаимовыгодного сотрудничества. Мы признаем суверенитет и территориальную целостность Украины. К сожалению, и на Украине, и в России чаще звучат не вполне взвешенные заявления, не способствующие укреплению атмосферы доверия и уважения. Может быть, политики наших стран искренни в своих чувствах, но их слова могут трактоваться в определенном контексте и ничего хорошего двум странам не принесут.

ИА REGNUM: Упрямое стремление Киева раньше срока активизировать тему Черноморского флота связано с одним из ключевых приоритетов США - укрепить позиции в Черноморско-Каспийском регионе. В этом контексте, считаете ли вы возможным вывод Черноморского флота из Севастополя?

Думаю, здесь нас ожидает не простая ситуация с отстаиванием и сохранением того договора, который есть (О базировании Черноморского флота РФ в Севастополе - ред.). Вообще-то, в идеале хотелось бы пролонгировать действия этого документа. Повторюсь, мы сегодня не представляем какой-либо угрозы, речь идет о размещении флота на территории Крыма, где российский флот базируется уже не одно столетие.

Что касается интересов США в Черноморском бассейне, то они их и не скрывают. Это реальная экономика, которая движет всем остальным. В этой связи меня иногда поражает наивность, с которой политики разных стран пытаются находить то, чего на самом деле нет. Последствия таких действий могут быть очень серьезными для отношений с Россией, поскольку мы с одной стороны говорим о развитии контактов, а на пути этих контактов могут встать конкретные ограничения, связанные с проникновением в регион вооруженных сил других государств.

ИА REGNUM: А вы сторонник увязывания темы Крыма с перспективой вступления Украины в НАТО по логике - "вы вступаете в НАТО, мы поднимаем крымский вопрос"?

Не исключено, что эта тема будет подобным родом освещаться. Я уже сказал, что это очень острая и опасная тема, говоря о ней, нужно находить правильные слова. Я сторонник очень взвешенного и осторожного подхода в ее обсуждении, поскольку уже неоднократно видел последствия легковесных суждений на примере других "клубков" вопросов. Очень легко сказать что-то, но тяжело выправлять последствия сказанного. Необходим всесторонний анализ. А окончательный ответ на вопрос, вступать Украине в НАТО или нет, должен дать украинский народ. Мы же должны работать друг с другом - подходить к собственной политике сдержанно и ответственно. Конечно, сложно выработать некий универсальный рецепт, применив который, мы снимем все острые углы в двусторонних российско-украинских отношениях. Но, тем не менее, стоит попытаться найти и обозначить те конкретные точки, вокруг которых следовало бы развивать эти отношения.

Справка: Бабаков Александр Михайлович

Родился 8 февраля 1963 года в Кишиневе. Окончил школу с золотой медалью. В 1985 году окончил экономический факультет Московского государственного университета им. Ломоносова, кафедру экономики зарубежных стран. После окончания университета поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию по теме "Государственное регулирование аграрных отношений в развивающихся странах". 25 марта 2006 года на Шестом съезде партии Александр Бабаков избран Председателем Политической партии "РОДИНА". 4 апреля 2006 года избран руководителем фракции "РОДИНА". С апреля 2006 года - член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов. 28 октября 2006 года избран Секретарем Президиума партии "Справедливая Россия: Родина/ Пенсионеры/ Жизнь". 2 декабря 2007 года избран депутатом Государственной Думы V созыва. Заместитель Председателя Государственной Думы V созыва от фракции "Справедливая Россия". 25 апреля на III Съезде партии избран Первым Секретарем Центрального совета Политической партии "Справедливая Россия: Родина/ Пенсионеры/ Жизнь". Женат, имеет троих детей.