Куда закопали "дорожный" миллиард: Обзор СМИ Красноярска за 4 июня 2008 года
Война за двор
(Юлия Спирина, "Красноярский комсомолец", 04.06.2008)
Жители семь лет защищают детскую площадку от строителей
Двор на улице Юшкова - настоящее яблоко раздора между жителями, строителями и городской администрацией. Дело в том, что на месте спортивной и детской площадок строители собираются развернуть стройку многоэтажного жилого комплекса. Жители противостоят застройщикам всеми имеющимися силами, заявляя, что уничтожения двора они не допустят. Строители же намерены начать стройку в самые короткие сроки. А чиновники наблюдают за происходящим, занимая нейтральную позицию. Конфликт не может разрешиться уже семь лет.
Начало
Построить дом - дело выгодное, а восемь домов - тем более. Особенно если землю под застройку отдают "почти даром". В 2001-м получить разрешение на строительство жилого дома было не особенно хлопотным мероприятием. Земельные участки выдавались бесплатно - стоило только оплатить аренду земли за три года вперед, разработать и утвердить проект строительства жилых объектов и получить разрешение на застройку. Строительная компания ЗАО "Сибнефто" поступила по вышеизложенному плану. Под точечную застройку местные власти выделили территорию двора между домами 28в, 38а и 36а улицы Юшкова. К непосредственной стройке ЗАО "Сибнефто" приступило через пару лет. План был простой: сравнять с землей детскую площадку, выкорчевать деревья, обнести двор забором и начать строительство жилого комплекса. Жители в это время и не подозревали, что на месте родного двора планируется грандиозная стройка. У "юшковцев" на земельный участок были свои виды: создать уютный скверик, поставить хоккейную коробку, организовать большую детскую площадку. От своих планов ни первые, ни вторые отказываться не собирались.
Суд
Чтобы защитить свои интересы, жители обращались в районную и городскую администрации. В 2003 году "юшковцы" позвонили на "горячую" линию и через несколько дней пришли на прием к главе города. Петр Пимашков обещал разобраться с ситуацией. И, надо сказать, обещание выполнил. Стройку запретили, но, как выяснилось, только на время. Городская администрация отказала ЗАО "Сибнефто" в строительстве многоэтажного жилого комплекса. И все бы хорошо, да только повод для отказа в строительстве чиновники выбрали странный: несоответствие строительных документов законным требованиям. Замечу, что эти же самые документы послужили основанием в 2001 году стройку разрешить.
Жители улицы Юшкова праздновали победу. Только рано.
В 2004 году ЗАО "Сибнефто" подало в суд на департамент градостроительства администрации Красноярска, оспаривая неправомерный, по его мнению, отказ местных властей в продолжении строительства. Судились долго. В декабре 2006 Арбитражный суд края обязал начальника департамента градостроительства Анатолия Григоренко выдать ЗАО "Сибнефто" "распоряжение на продление срока действия разрешения на строительство объектов на улице Юшкова". И департамент градостроительства решение суда выполнил: разрешение на строительство продлили до апреля 2009 года. "Война" за двор возобновилась.
Настоящее
В 2007 году ЗАО "Сибнефто" заключило договор и передало право строительства на земельном участке на Юшкова ООО "Красноярец плюс". В мае этого года на Юшкова пришел новый "хозяин" земли. Сейчас жители вновь собираются на сходки, встречаются с застройщиками, отстаивают свое право на двор в городской и районной администрациях.
- Согласно статье 16 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса", мы имеем право распоряжаться придомовой площадью, у нас все квартиры приватизированы. Значит, двор - наша собственность, - рассказывает Валентина Анциферова, жительница дома № 28в. Закон такой действительно есть, он был принят в марте 2005 года. Согласно ему, жители приватизированных квартир автоматически становятся собственниками придомового земельного участка. Ведь все газоны, клумбы, детские площадки закреплены за определенным домом с конкретным адресом. Но это обстоятельство застройщиков не смущает.
- Документы на строительство у нас с 2001 года, а закон принят в 2005 году, - комментирует ситуацию директор по развитию ООО "Красноярец плюс" Владимир Пальчик. - В связи с этим на нас все законы и подзаконные акты не распространяются.
Вопросы
- У застройщиков все документы за 2001 год, оформлены на ЗАО "Сибнефто". Строить ООО "Красноярец плюс" будет на основании заключенной с прежними застройщиками субаренды, - рассказывает Нина Василенко, жительница дома № 36а. - Генпроект застройки утвердили семь лет назад. Почему строители не разработали новый план после выхода закона, ведь стройка к тому времени еще не началась?
Это не единственное обстоятельство, которое наводит на сомнение о законности будущего строительства. В ходе судебного разбирательства между ЗАО "Сибнефто" и департамента градостроительства прошли две судебные экспертизы. Одну из них проводила санитарно-эпидемиологическая служба, другую краевая администрация. Обе свидетельствуют: строительный проект нормам и правилам соответствует. И первая, и вторая экспертизы должны были рассматривать один документ - генплан строительства, где все данные должны, по меньшей мере, совпадать. В реальности все иначе. Здесь, как говорится, без бутылки не разберешься. Площадь застройки по документам санитарно-эпидемиологической экспертизы равна 13572 кв. м. В планирующемся доме 109 квартир, в подземном гараже 40 машино-мест. А по вневедомственной экспертизе, площадь - 13740 кв. м, квартир в доме прибавилось до 113, а количество машино-мест в гараже выросло до 45... На прошлой неделе "Красноярец плюс" предъявлял жителям план, в котором значилась строительная площадь 14283 кв. м. А корреспонденту "КК" застройщик показывал проект все с теми же 13740 кв. м строительной площади. Интересная деталь: оба проекта созданы в одно время (в 2001 году), только разными службами. Утвержденный и рассматриваемый в суде генплан разработал " Гражданпроект", его показывают чиновникам и журналистам. А второй, рассчитанный на гораздо большую площадь, разработал "Красноярскгорпроект". На нем нет ни одной печати и подписи, только фамилия разработчика. Вот и получается - суд рассматривал один строительный проект, а жителям показывают другой. И по какому из них будут строить? Ответов на вопросы никто не дает. Застройщики повторяют, что все законно.
- Генплан подписан и утвержден, - объясняет Владимир Пальчик. - Арбитражный суд доказал, что документы действительны. Если бы что-то было не так, застройку нам бы никто не разрешил. А жители имеют право обращаться, куда хотят. Но перспектива разбирательства нулевая.
"Ответы"
К кому только не обращались за помощью жильцы... Районная администрация говорит: мы вас поддерживаем, но добивайтесь всего сами. Юристы советуют создать ТСЖ и оформить землю в собственность. Специалисты департамента градостроительства разводят руками. Все, что обещают чиновники, - это сформировать комиссию и принять детскую площадку, которую "в подарок" жильцам построит ООО "Красноярец плюс". После этого застройщик обещает начать строительство. Жители Юшкова намерены бороться до конца и стройку не допустить. Сегодня у дверей в городскую администрацию "юшковцы" проведут пикет. Жители будут требовать, чтобы глава города стройку запретил не временно, а раз и навсегда. В случае неудачи у "юшковцев" есть запасной план действий.
- В крайнем случае, мы просто не пустим грузовики во двор, - рассказывает Валентина Анциферова. - Выйдем с детьми и будем стоять на дороге. Если хотят - пусть давят, но во двор не пустим.
Но застройщиков это не останавливает.
- В случае чего, мы просто вызовем участкового, поставим охрану, и никто нам помешать не сможет, - уверен Владимир Пальчик.
Перспектива
Ситуация на улице Юшкова - увы, не единичный случай. Сколько известно историй, когда точечная застройка становилась объектом бесконечных судебных разбирательств между жителями, строителями и властями. Особенно нервы накаляются, когда на месте детских площадок неожиданно начинают рыть котлован или когда рядом с одним домом начинается строительство другого. Все это знают, но точечные застройки все равно разрешают. "Любовь" строителей к такому строительству объяснима: ведь в "готовом" районе есть все коммуникации, а значит, можно сэкономить. А вот логика действий чиновников объяснению не поддается. Зачем разрешать строительство там, где уже все застроено? Зачем лишать людей свободного пространства, детских площадок, солнечного света и спокойной жизни? Зачем плодить судебные издержки, жалобы, митинги и пикеты? Неужели нельзя раз и навсегда поставить точку в этом вопросе, запретив точечную застройку там, где она по логике абсурдна? Эти вопросы должны решать не жители, не строители и тем более не журналисты, а местные власти. Но до тех пор, пока они молчат, говорить об этом приходиться нам.
Рынок до конца
(Александр Силаев, "Вечерний Красноярск", 04.06.2008)
Все исчезнет, и торговая цивилизация тоже. Но она еще покажет себя на пике. Если смотреть по последним десятилетиям, пик еще не настал. К нему идем, и там будем.
У Жака Аттали была такая формула: рынок разовьется настолько, что уничтожит рыночное государство, будет апофеоз, плавно переходящий в апокалипсис, а после - новая земля и новое небо. А Жак Аттали, говоря языком российских элит, пацан конкретный. Конкретнее не бывает, даром что философ (желающих можно отозвать к его биографии политтехнолога, основателя Европейского банка, автора, советника, эксперта и прочее, и прочее). Формулу можно развить в картинках.
Денежный эквивалент
Во-первых, рынок будет везде. Иными словами, все, что актив, будет приватизировано и введено в денежный оборот. Все, что пассив, будет сброшено на государство и так умрет (государство - любое в мире - рано или поздно просто окажется практически без бюджета, как Россия в начале 90-х). То образование, где учат, и та медицина, где лечат, - встанут в денежный порядок вещей. Стоить будет дорого. Та медицина, где дают справки, и то образование, что спасает училку от безработицы, а школьника от колонии, - может еще пожить своей жизнью, пока не умрет своей смертью... Это элемент контроля, но это пассив, есть более дешевые способы того же контроля. Например, колючая проволока, отделяющая "хорошие" районы от "плохих", - дешево, сердито, без лишних трансакций.
Услуги силового блока - несомненный актив. Значит, будет приватизировано. Службы безопасности корпораций будут подрастать, министерства обороны - хиреть. Элитные подразделения будут выставлять себя на закрытый рынок ландскнехтов, спецслужбы - работать частные заказы по прейскурантам, а транснациональные ЧОПы, раздутые до маленьких армий, - решать государственные задачи. В пределе: "эскадрилья разбомбит город, недорого", "танковая колонна сопроводит особо ценный груз" и т. д. Правоохранительная система воспримет себя как корпорацию, которую наняло население. Как наняло - так и делаем. Но что такое "население"? Заказчика надо уважать и дифференцировать. Поэтому население населению рознь. Как финтят некоторые школы, вузы, больницы? Медицина формально бесплатная - вот тебе бесплатный анальгин, и прием через неделю, и УЗИ через месяц, а чего сверху - то уже платный блок. Представьте себе силовую систему, работающую по тому же принципу. Услуги ППС ночному прохожему, так и быть, еще бесплатны...
Сначала - неофициально. А потом то, что в двадцатом веке считалось "беспределом" и "коррупцией", станет, к примеру, "системой дифференцированных модулей абонентской подписки". Безопасность жилища стоит столько-то, защита деловой репутации - слева, гарантии от рейдерства - справа, по центру - помощь в рейдерстве. Реальные пацаны на стрелке будут не стрелять в оппонента, а меряться, так скажем, тарифным планом: "А у меня включен арбитраж первого плана общей поддержки, куда же ты, лошок, полез-то?". И лошок, заценив уровень, уползает.
Можно даже систематизировать. Разные страты - в разной системе права. Как в Средние века: что позволено барону, не позволено холопу. И оба про это знают. Холоп, правда, знает меньше. Но ему, в случае чего, объяснят.
На рынок будут вынесены - все наркотики, все виды сексуальных услуг, все органы человека. "Борьба с наркобизнесом" будет ровно такая, чтобы максимизировать выручку - цену, помноженную на трафик. Аналитические центры будут биться за героиновую логистику. Народу объяснят: "Каждый имеет право на свою жизнь, здоровье и смерть, это дар свободы". Элиты кивнут: "Уроды сдохнут, люди заработают".
Понятие "сексуальное извращение" будет отменено хотя бы затем, что мешает рынкам. На детскую проституцию будет спрос? Законодательство ряда стран - в тестовом режиме - введет педофилию в норму. "Нам больше нечего предложить мировому рынку". Бомжей будут отлавливать, отмывать, лечить. Потом резать на органы. А потом - не только бомжей. "Колония номер восемь производителей искусственной почки".
Боги хаоса
Рано или поздно слишком тяжелое рушится от собственной тяжести, слишком легкое ломается от легкости. Мир тотального рынка будет прост по идее, но сложен в исполнении. Каждый сам за себя. В итоге рынок уничтожит государство.
Люди были эгоисты всегда, но столетиями был арбитр. "Как царь сказал, так и будет". Единый царь отменяется, полномочия все более распыляются. Этнические мафии, секты, братки с функциями арбитража, спецслужбы с функциями братков, родовая знать, мировые банкиры и смотрящий по району Колян - в принципе, все они акторы, все в игре. Лорд Джон, наверное, покруче Коляна-смотрящего, но каждый - сам себе хозяин-барин. Биржевой игрок сам за себя, террорист-любитель за себя, 5000-й по счету парень, объявивший себя Христом, - за себя. А ведь купить можно будет не только кокс на базаре и сексуального раба за углом, но и армию под ключ, и, страх сказать, ядрену бомбу. Функции государства соберутся у того, кто будет торговать правовым полем. Без полей, в которых тебе гарантирована безопасность и выполнение договоров, - все равно никуда. Государство может и сдохнуть, но без адвокатов, охранников и спецназа - не получится. Нечто, где есть юристы и спецназ, все равно будет претендовать на роль "разводящего" в последней инстанции. Даже если это будет собрано по образу и подобию ЗАО. Будут совсем глобальные крыши, например, что-нибудь на основе НАТО. Будут локальные конторы по регионам, будет совсем мелочь. Все это - в перекрестных договорах, союзах, гарантиях и... постоянной войне. За окончательное решение, новый порядок, старый порядок, последний порядок. Земной шарик начнет дымиться.
Население планеты, не нужное уже никому, сократится. Биржа падет так, как не падала со времен Великой депрессии. Серьезным людям станет серьезно плохо (10-кратное падение бирж - это тебе не миллиард трупешников в Азии, это кризис). Несерьезным - станет плохо еще раньше. Ситуацию придется как-то разруливать. Богов хаоса потеснят, и начнется... А никто не знает, чего начнется. Можно за неимением слов сказать - новая земля и новое небо.
Вольные в неволе
(Ирина Александрова, "Красноярский комсомолец", 04.06.2008)
Корреспондент "КК" побывала в детском доме при женской колонии
- Мама?
- Нет. Я не мама. А тебя как зовут?
- Женя.
- Привет, Женя.
Двухгодовалый мальчуган все время путает свою маму с незнакомыми женщинами. Еще бы, свою родную он видит только один час в день - таковы правила этого детского дома. Все дело в том, что он находится в необычном месте - за высоким забором и колючей проволокой на территории женской исправительной колонии № 35.
В небольшой городок Мариинск отправляют осужденных женщин - беременных или тех, кто имеет на руках грудничка, - из девяти регионов России - Якутии, Хакасии, Тувы, Новосибирской, Иркутской, Читинской и Кемеровской областей, из Алтайского и Красноярского краев. Сейчас в колонии 126 ребятишек и столько же мамочек - так их ласково называют на зоне.
Никаких решеток на окнах детского дома нет, только ажурные занавески. Белое здание в два этажа, возле домика - клумбы и целая игровая площадка - качели, песочница, несколько скамеек. А в десяти метрах от дома - КПП, через который каждый день к малышам приходят их мамы. За КПП другой мир, уже без ажурных занавесок и игровой площадки. Там жилая зона, швейная фабрика, медпункт и полторы тысячи осужденных женщин.
Мамочки
В младшей группе детского дома женщина качает на руках малютку.
- Это твоя?
- Да. Галиной зовут, - улыбается Маргарита. - Ей всего полгода, но она уже с характером - если что не нравится, сразу сообщает. Причем не плачет, а говорит "ай-яй-яй!". Галя - уже третья у Риты. Первые два ребенка живут на воле, сын - с престарелой бабушкой, дочка - с отцом. Галей Маргарита забеременела здесь, на трехдневном свидании с законным мужем. Судимость она заработала, убив ножом любовницу мужа.
Маргарита с дочуркой проводит очень много времени - она работает нянечкой в детском доме. До конца срока Рите осталось еще шесть лет, но есть шанс выйти раньше - освободиться условно-досрочно за хорошее поведение. Всегда учитывается наличие грудничка, но не только это подталкивает женщин рожать на зоне. По статистике, на аборт соглашается только половина из тех, кто забеременел за решеткой, хотя каждой такой вариант предлагают. Беременным объясняют, что с ребенком они не смогут находиться постоянно, да и не лучшее это место для появления малыша. Уговоры действуют не на всех. Пока ребенку не исполнится один год, женщины могут не работать. Это первое. Второе - усиленное питание, неограниченное количество передач и свиданий с родственниками. Мам не сажают в штрафной изолятор за любое нарушение режима. К тому же первыми попадают под амнистию, как правило, женщины с детьми. Вот и становится мамочек в 35-й колонии с каждым годом все больше и больше.
- А тебя не смущает, что ты родишь ребенка в колонии? - спрашиваю я у беременной Насти. Она здесь совсем недавно, до Мариинска отбывала срок в красноярской колонии.
- Нет, это долгожданный ребенок, мы его хотели, - отвечает не задумываясь Настя.
"Мы" - это она и ее гражданский муж, который дожидается любимую в Красноярске. Беременной женщине всего 24 года, свой срок она получила за хранение и сбыт наркотиков. Кстати, по этой статье здесь сидит процентов 80 всех осужденных.
Малыши
- Вот как мы поем! Детки, давайте покажем тетеньке, как мы умеем хоровод водить! - уговаривает воспитательница старшей группы. - Детки у нас славные, мы их очень любим, они же на глазах растут. Потом, правда, расставаться сложно. До трех лет растим, а потом малышей забирают.
Забирают детей в основном бабушки. Отцы - крайне редко. Если же у родственников нет желания взять ребенка под опеку, а срок у мамаши еще долгий, - ее чадо попадает в приют.
Заболевания у детишек, рожденных в колонии, очень схожи между собой. Практически у всех рахит, патологии сердечно-сосудистой и нервной систем. Большинство мамаш во время беременности не прекращают курить и чифирить. К тому же разгульная жизнь на свободе, наркотики дают о себе знать. В колонии есть семеро ребятишек, мамы которых - носители ВИЧ-инфекции. Доктора особо следят за развитием этих малышей. Здесь, в колонии, местные воспитатели и врачи деток лелеют. Иногда и сами мамы проявляют заботу. На территории она - "мамочка". За пределами - мать. Не иначе. После освобождения для многих женщин ребенок становится обузой. Это здесь его оденут и накормят, научат ходить и говорить. Это забота не осужденной, а воспитателей. А на воле - уже бывшей преступнице приходится самой зарабатывать на питание малыша. И ноша эта становится непосильной. Случается, что воспитатели находят "своих" детей брошенными в приютах.
В 35-й колонии есть даже свои династии. Сейчас тут отбывает срок Наташа Соломатова. Она сама родилась в стенах этой колонии, в 1969 году. Наташина мать отбывала срок за воровство. Дочка пошла по стопам матери. В 1991 году Соломатова-младшая родила здесь Пашу, а в 2000 году - Оксану. На воле у нее есть еще двое детей. Кстати, никаких пометок в их свидетельствах о рождении нет. В детском документе стоит обычная печать городского загса.
Папочки
Малыши мужчин видят редко. Вокруг них только тетеньки в белых халатах - воспитатели, нянечки, врачи. Что такое отцовская ласка, многие дети даже не представляют. Если папы и есть, то не многие поедут на свидание с ребенком так далеко. В основном сюда приезжают уже "с животами" - зачать ребенка на долгих трехдневных свиданиях дело не сложное. Такие свидания разрешены в "родных" колониях, откуда присылают женщин. Часто беременные возвращаются в зону из колоний-поселений. Там жить совместно мужчине и женщине никто не запрещает. Видимо, роддом, который стоит на территории 35-й колонии, будет и дальше принимать рожениц из девяти регионов России.
УФАС считает ситуацию в дорожном строительстве ненормальной
(Марк Захаров, "Вечерний Красноярск", 04.06.2008)
Как стало известно "ВК", комиссия аппарата полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе уже два месяца проводит в Красноярском крае проверку состояния дорожной отрасли. Выводы управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, которое также участвует в проверке, неутешительны - попытки создания краевыми властями конкурентной среды в дорожной сфере региона пока не привели к успеху. Кроме того, антимонопольщики нашли ряд серьезных недочетов в освоении средств, выделяемых на дорожное строительство, и проводимых конкурсах.
По словам заместителя руководителя УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко, попытки создания администрацией края конкурентной среды в сфере дорожного строительства региона предпринимались еще с 2004 года. Именно тогда единое дорожное управление было решено разделить на отдельные организации. Однако сегодня, по мнению Харченко, происходит обратный процесс: администрация края решила объединить разрозненные предприятия в единое целое. При этом, по версии управления антимонопольной службы, проходит обыкновенная "зачистка" рынка.
- Недавно созданное ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" (предприятие Минтранса России, в том числе контролирует федеральные и магистральные трассы в Красноярском крае. - "ВК") занимается чисткой через обыкновенную конкурсную процедуру, - рассказывает Олег Харченко.
По его словам, по бумагам схема выглядит следующим образом: при сдаче объекта дорожного строительства (как раз в тот момент, когда поступили средства федерального бюджета) заказчики требуют провести конкурс, чтобы окончательно оплатить работу. При этом подрядчикам (местным ДРСУ - дорожным ремонтно-строительным управлениям) рассказывают, будто это чистая формальность, которую требует законодательство. Учитывайте, что до этого момента ДРСУ несколько лет уже проводят большую часть работ на объекте. Однако "чистая формальность" в итоге приводит к тому, что ДРСУ проигрывают в конкурсах.
- Если бы это были единичные случаи и ДРСУ действительно не соответствовало определенным конкурсным требованиям, то все было бы понятно. Однако такие случаи носят массовый характер и это уже тенденция, которая заставляет задуматься, не являются ли такие конкурсы простым выдавливанием с рынка неугодных подрядчиков. Наше управление просто завалено обращениями по поводу подобных действий заказчиков, - говорит Харченко.
На практике это выглядит следующим образом. На первоначальном этапе работ дорожникам выплачивается лишь 20 процентов всех средств. Оставшиеся деньги перечисляются, как правило, лишь по факту сдачи объекта федеральных дорог. Как правило, ДРСУ к моменту проведения конкурса успевают выполнить порядка 80 процентов от объема работ. В основе своей на свои либо заемные деньги. Все бы ничего в этой процедуре, если бы не "конкурс".
- Дальше еще интереснее, - поясняет Олег Харченко, - получается, что предприятие, которое таки выигрывает конкурс, доделывает за неудачником-ДРСУ всего лишь 20 процентов оставшегося объема работ, но получает за это 80 процентов выделяемых средств.
Ситуация с "маленькими" дорожными организациями осложняется еще и тем, что в этом году их решили объединить под эгидой недавно созданного государственного предприятия Красноярского края "Дорожно-эксплуатационная организация" (ГПКК).
- Краевая власть решила, что первоначальная идея создания конкурентной среды из большого количества госпредприятий не удалась и всех дорожников нужно собрать в "единый веник" под названием ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация", - рассказывает Харченко. По его словам, перед пока еще независимыми от ГПКК ДРСУ два пути - влиться в государственное предприятие или находиться в роли постоянного неудачника, проигрывающего все конкурсы. Второй путь - это, по сути, прямая дорога к банкротству.
На прошлой неделе в отношении Уярское дорожно-строительное управление в УФАС поступило заявление о согласовании присоединения к "главному" ГПКК. Одна из первых соломинок в "едином венике".
Частники сопротивляются. Заместитель генерального директора по общим вопросам ОАО "Красавтодорстрой" Николай Пугач признает, что такие конкурсы проводятся в рамках 94-го федерального закона.
- Другое дело, что сами условия конкурсов могут не соответствовать требованиям антимонопольного законодательства. "Красавтодорстрой" написал жалобу в УФАС на неправомочные действия ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" в отношении проведения конкурсов по одному из объектов. Антимонопольщики признали условия конкурса не удовлетворяющими требования закона. ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства", не согласившись с мнением УФАС, решило обжаловать его в арбитражном суде. Пока они выигрывают суды, - заявил "ВК" Пугач. Представители ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" от комментариев воздерживаются, ссылаясь на то, что руководство предприятия находится в командировке в Москве.
Заместитель руководителя агентства экономического планирования и промышленной политики Денис Пашков считает, что ситуация, когда с рынка выдавливаются участники посредством конкурсов, в принципе невозможна.
Шли по городу принцессы
(Юрий Чувашев, "Красноярская неделя", 04.06.2008)
Что самое главное в празднике? Правильно - его нетерпеливое ожидание. Что и читалось явственно на лицах малышни, запрудившей первого июня практически весь центр Красноярска.
Одни только юные принцессы да королевишны в роскошных платьях и при коронах вполне могли бы составить отдельную колонну в общем буйно красочном и улыбчивом дефиле от Красной площади до Центрального парка имени Горького. Но принцессы, понятное дело, публика штучная и гуляющая не строем, а сама по себе. Вернее, крепко держась за руки родителей. Потому как королевишну растить надо правильно с самого детства. И тогда потом она будет гордо нести себя по дальнейшей жизни. И корона ей будет очень даже впору.
Кроме того, венценосным особам, даже самым юным, полагается свита. А она на многотысячном детском карнавале была на любой вкус: от телепузиков и малышей-каратистов в кимоно до лихих попрыгунчиков, с проворством кенгуру скакавших по перекрытой улице Карла Маркса. Ну а Дед Мороз со Снегурочкой на 30-градусном пекле - это вообще особая песня, с напоминанием о самом главном и любимом детском празднике.
Впрочем, у детворы и в этот жаркий июньский день глаза горели по-новогоднему и разбегались. Причём на праздник привезли массу ребятишек и из других городов и районов края, так что торжество действительно вышло общим. А взрослые, что и говорить, постарались. Детская жизнь кипела повсюду: и в парке, и на площади перед оперным театром, и на набережной Енисея, где юные поклонники водно-моторного спорта в этот день открыли сезон. Благо погода шептала ласково и народ - правда, тот, что постарше, даже успел позагорать и поплескаться в Енисее.
А прочая малышня с родителями вольготно расположилась на газонах на площади Революции, в окрестностях памятника дедушке Ленину, который, как известно, очень любил детей. И то сказать - когда ещё удастся праздничный семейный пикничок спроворить прямо в центре города, напротив здания краевой администрации. Так что душевно вышло всё, по-доброму и от сердца. Ведь чтобы ребятёнок человеком нормальным вырос, надо не забывать его почаще по макушке гладить, и уж тем более когда он этого заслужил. А то ведь натюкать его по темечку жизнь потом всяко-разно успеет. Так что будем беречь детей здесь и сейчас, а не только первого июня.
Осторожно: памятник архитектуры!
(Екатерина Юсьма, "Красноярский комсомолец", 04.06.2008)
Красноярцы живут в доме, который обещали снести 50 лет назад
Открываем синюю потрескавшуюся дверь. Она противно скрипит. А вот крутая покосившаяся лестница, которая ведет на второй этаж, не скрипит. Скрипеть может относительно крепкое дерево, а трухлявое, скорее, безмолвно рассыплется. Неуверенно звоним в один из трех звонков. За дверью слышатся шаги. Надо же, здесь все-таки кто-то живет!
Когда проходишь мимо этого старого двухэтажного дома на Ленина, 84, почему-то не задумываешься, как в нем живут люди. Не задумываешься, наверное, потому, что подсознание уверенно твердит: здесь жить нельзя. Когда заходишь внутрь этого дома, убеждаешься в этом еще раз. Только вот люди все-таки живут. Этот памятник деревянного зодчества построили еще в позапрошлом веке, в 1895 году. Когда-то в этом доме жил известный в Красноярск купец Вольфганг. Потом здание превратили в коммунальную квартиру. За 120 лет в доме не проводили ни одного капитального ремонта. Теперь, несмотря на престижность района, здесь живут не купцы, а обычные пенсионеры, которые еще не потеряли надежду добиться справедливости.
Обещания
Екатерину Вардая принесли сюда из роддома. Было это в далеком 1945 году. Екатерина Николаевна вспоминает, что когда ей было 17 лет, тогдашняя администрация города собрала с жильцов все документы - планировала переселить. Не переселила. В 70-х годах сделали еще одну попытку. Она так же закончилась ничем. По данным инвентаризации 1981 года, общий износ здания составлял 54 процента. В заключении специалисты Красноярского отделения Центра инвентаризации и учета объектов недвижимости писали, что "эксплуатация конструктивных элементов возможна при условии капитального ремонта". Уже тогда Екатерина Вардая обивала пороги с просьбой провести этот самый капитальный ремонт.
Состояние
Время шло, а ремонта все не было. Переселения тоже не было. Собственно, не менялось ничего, разве что увеличивалось количество ответов, присланных из разных инстанций на запросы и просьбы жителей. Ничего не изменилось до сих пор, и история начинает приобретать совсем уж анекдотичную форму. Как говорится, было бы смешно, если б не было угрозы разрушения дома.
Год назад в одной из комнат 3-й квартиры обвалился потолок. Дом трясет от любой проезжающей мимо машины, и не нужно объяснять, сколько машин проезжает по ул. Ленина. В прошлом году ее расширили, и этому радовались все автомобилисты. А вот Екатерина Вардая и ее соседи не радовались. От старости здание и так по окно вросло в землю, а теперь нет даже деревьев, которые защищали бы его от пыли.
- Мы живем, как в газовой камере, - объясняет Наталья Бронникова. Она занимает одну из комнат в 4-й коммунальной квартире.
Наталья Алексеевна рассказывает и держит в руке ингалятор. У нее астма. И когда она волнуется, начинает задыхаться. Она все время волнуется, когда начинает рассказывать про свой дом. А рассказывать ей приходится все чаще и чаще. Она уже устала бегать на приемы к чиновникам. Только вот результата эта беготня пока не принесла. Разве что лекарства быстрее заканчиваются.
Чиновники
Самое интересное начинается, когда пытаешься разобраться в ответах чиновников. Ответы коммунальщиков понятны: тех денег, которые вы платите, на ремонт не хватает. Тысяча рублей с комнатушки, в которой нет личного санузла, горячей воды и проводка не всегда выдерживает, - разве это деньги, недоумевают коммунальщики? С чиновниками все сложнее. Еще в 2003 году в письме с грифом администрации города написали: "Дом входит в перечень сноса аварийного жилья в соответствии с законом, утвержденным Законодательным собранием края от 02.11.2002 №16-1559 по краевой целевой программе "Строительство жилья взамен ветхого и аварийного" жилищного фонда в Красноярском крае на 2002-2005 годы". Последние цифры - ключевые. Как вы понимаете, 2005 год давно минул, а дом как стоял, так и стоит. Его никто не сносил, не ремонтировал и не собирается этого делать.
Правда, в этом же документе указано, что жилой дом на ул. Ленина, 84 является памятником архитектуры и сносу вообще не подлежит. Здание планируют сохранить, но исключительно как памятник. Жить в нем никто не будет. Это опять же намерения 2003 года. Что же есть сейчас? Есть дом, который является памятником. Есть люди, которые в этом доме живут. И есть вероятность, что этот дом скоро развалится вместе с памятью и людьми.
А еще есть документ, датированный 2007 годом. На обращение жителей специалисты администрации Центрального района ответили, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. По логике администрации Центрального района - это сами жильцы. А вот по логике руководителя службы по охране объектов культурного наследия администрации края Юрия Тихоновича, этот дом - муниципальная собственность. В ответе на депутатский запрос г-н Тихонович сослался на решение городского Совета народный депутатов аж 1993 года. Этим самым решением дом на ул. Ленина, 84 включили в реестр муниципальной собственности Красноярска. А это значит, что и ремонтировать его должны на деньги из муниципального бюджета.
Сергей Перегудов: "Многомиллионные конкурсы выигрывают "мальчики с ручками"
(Дмитрий Иванов, "Вечерний Красноярск", 04.06.2008)
О проблемах дорожной отрасли, недостатке финансирования и качестве выполняемых работ в интервью "ВК" рассказал руководитель Управления Главгосэкспертизы России по Красноярскому краю Сергей Перегудов.
На минимальном уровне
- Сергей Геннадьевич, каково на сегодняшний день состояние дорожной отрасли в Красноярском крае?
- Можно с уверенностью сказать, что по сравнению с прошлыми годами отрасль развивается, причем достаточно динамично. И целый ряд решений правительства России говорит о том, что на нее будет обращено очень серьезное внимание федеральных органов власти. Если разделить дорожную отрасль Красноярского края на две составляющие, то можно выделить дороги собственно федеральные, а также находящиеся в ведении субъекта. И если говорить о федеральных дорогах, то им внимания уделяется намного больше. В прошлом году мы рассмотрели порядка 30 проектов федеральных дорог в Сибирском федеральном округе, выдали им положительные заключения. На строительство и ремонт этих дорог направляется довольно существенный объем финансовых средств. Нельзя не признать, что за последние годы грузопоток увеличился в сотни раз, поэтому нагрузки на дорожное покрытие кратно возросли. Срочно требовался новый норматив, определяющий нагрузки на дорожное покрытие, поэтому в прошлом году вышел новый ГОСТ Р. В нем было определено увеличение нормативной нагрузки на дорожное покрытие, это будет учитываться при строительстве, капремонте и реконструкции автомобильных дорог, что приведет в режиме эксплуатации к увеличению срока эксплуатации дороги. Если же говорить о муниципальных дорогах, то здесь ситуация совершенно иная: мы прекрасно видим, в каком состоянии они находятся. Хотелось бы, чтобы в Красноярске уже навели порядок в дорожной отрасли. В 2007 году при рассмотрении ряда проектов городских магистральных дорог мы настояли на том, чтобы администрация Красноярска системно подходила к развитию дорожной отрасли, и такая комплексная транспортная схема г. Красноярска на 2005-2007-2010 гг. уже есть, хотя она и нуждается в ряде корректировок и доработок. Конечно, по этой концепции нужно еще много работать, но мы надеемся, что городская администрация доведет ее до конца.
- А в чем главная проблема с муниципальными дорогами: выделяется недостаточно средств, отсутствует контроль за их расходованием, нет добросовестных подрядчиков?
- Здесь нужно рассматривать вопрос возможностей субъекта Федерации. К сожалению, на сегодняшний день средств на дорожную отрасль выделяется на предельно минимальном уровне, меньше уже просто некуда. Но ведь всем понятно, что никакие масштабные проекты не будут развиваться, если не построить качественных дорог. Сейчас большое внимание уделяется развитию Нижнего Приангарья, поэтому там проекты развития автомобильных и железных дорог уже существуют. Нельзя сказать, что краевая администрация не выделяет деньги на инфраструктуру в зоне Нижнего Приангарья, но опять же в минимально необходимом объеме. К сожалению, сейчас мы несколько запускаем освоение северных территорий, этого нельзя допустить. Простой пример: обходиться только реализацией проекта обхода Лесосибирска - это мизер, необходимо комплексное решение проблем. Если говорить о дороге Красноярск - Енисейск, то, если еще года два на нее не будут обращать внимания, она станет "убитая". Большое дело - глубокий обход вокруг Красноярска, очень сильно уменьшатся нагрузки на наши дороги. Но это, во-первых, федеральные деньги, а во-вторых, не решение проблемы. Даже метро, о котором много говорят, не разгрузит город и не даст кардинальных результатов. В краевом центре очень плохое соединение с правым берегом. Четвертый мост через Енисей будет строиться лет пять, а за это время количество автотранспорта увеличится вдвое, и новый мост уже не будет решением проблемы. Я считаю, что с развитием дорожной отрасли мы лет на десять опаздываем. Посмотрите на примере Китая - там же все до безобразия просто, как в книжках написано: сначала развивают инфраструктуру, а уже потом строят какие-либо объекты, а не наоборот.
- Вы говорите о комплексном развитии отрасли. Что конкретно имеете в виду?
- Факторов множество. Обратите внимание, когда в Красноярск приезжает президент, премьер-министр - в городе нет пробок за исключением тех улиц, который блокируются для проезда гостей. Потому что выполняется элементарное правило парковок. В свое время настроили зданий как попало и где попало, а ведь при соблюдении определенных нормативов мы бы сегодня не пришли в такой тупик. Можно ехать по любой улице Красноярска, и прекрасно видно, что первые этажи зданий в большинстве своем отданы под магазины и офисы. Это, наверное, хорошо, но ни заказчиком, ни проектировщиком не предусмотрены стоянки для автотранспорта. В отрасли множество проблем, и решая только одну, из кризиса ее не вывести.
Стандарты качества
- Почему так мало уделяется внимания качеству дорожных работ? До смешного ведь доходит: осенью асфальт положили, а он весной с первым снегом сходит...
- Дело в том, что федеральный закон о государственном заказе определяет приоритеты при определении победителя конкурса. Здесь определяющими факторами являются цена и сроки выполнения работ. А качество - понятие аморфное, потому что вроде как изначально подразумевается, что работы должны быть выполнены надлежащим образом. Вот и получается, что приходят "мальчики с ручками" и выигрывают многомиллионные конкурсы, а опыта в проведении строительно-ремонтных работ у них нет. Но они имеют право участвовать в конкурсах, поскольку есть лицензия и все необходимые документы. Таким организациям просто нужно "пенку снять", а те, кто мог реально хорошо выполнить работы, проигрывают в конкурсах, и это огромный пробел в законодательстве. Ответственность строителей должна быть закреплена нормативными актами, они должны пожизненно отвечать за качество выполненных работ. И, конечно же, понятие качества должно быть не столь аморфным. Сейчас что мы видим: работы ведут граждане непонятной национальности, инженерно-технических работников в таких структурах нет, исходящего контроля тоже нет. Приведу вам простой, но очень показательный пример - улица Игарская. Мы с большим трудом и даже с некоторой долей скандала ее экспертировали. Деньги-то выделялись бюджетные, а в задачи нашего управления входит не только приведение всех сметных расчетов в соответствие с нормативами, мы также должны просчитать всю экономику проекта и при возможности сэкономить бюджетные средства. Мы очень много внесли изменений в проектно-сметную документацию, но именно на этом проекте мы заставили краевую и городскую администрацию выработать схему развития транспортной сети в Красноярске... Сейчас очевидны большие просадки, образовались ямы и трещины, работу необходимо проводить повторно.
- Почему же законодательно не указаны стандарты качества при проведении строительно-ремонтных работ?
- Все стандарты прописаны в федеральном законодательстве. Если буквально читать проект и делать все по правилам, то никаких проблем не будет. И если на всех этапах строительного процесса будет осуществляться надлежащий контроль со стороны органов власти, заказчика и самого подрядчика, то дело с мертвой точки сдвинется. Нельзя же бесконтрольно выделять огромные средства отрасли. Кроме того, сама идеология планирования неверна: зимой кладем асфальт, потому что иначе деньги пропадут. А планирование осуществляются от достигнутого: если в текущем году "сделал" 10 млрд руб., то тебе больше на следующий год не запланируют. Психология и практика советского планирования глубоко еще в нас сидит. В любой структуре, которая осуществляет функции заказчика, должен быть черный список недобросовестных подрядчиков, и при проведении конкурса необходимо учитывать историю компаний. Я уверен: если заказчик будет принципиален и требователен, то работа будет выполнена качественно. Если нет, то через короткое время асфальт дождем смоет, и опять нужно будет выделять деньги, то есть осуществлять двойное финансирование.
- Ваше мнение о так называемом ямочном ремонте, который у нас считается едва ли не панацеей при ремонте дорог.
- Я вообще не понимаю, что такое ямочный ремонт, простое латание дыр никогда к добру не приводит. Такого понятия просто нет ни в одной технической документации, ни в одном справочнике. Есть строительство дороги, капитальный ремонт и реконструкция. У нас же делали и продолжают делать что попало, называя этот процесс "ямочным ремонтом", что и приводит к неутешительным результатам. Но даже если и проводить "ямочный ремонт", то его даже технологически не так нужно делать, а у нас асфальт кладется в любую погоду. Наверное, иногда это оправдано, когда необходимо устранить небольшие изъяны дорожного покрытия. Но и здесь нужно соблюдать технологический процесс, а мы даже ямы заделывать как надо не научились.
Выгодное удешевление
- Что из себя представляет проектно-сметная документация на строительство дороги?
- В этом документе должны быть включены все необходимые решения с точки зрения нормативов федерального, краевого и муниципального законодательства. В том числе должны быть соблюдены санитарные, пожарные, экологические нормы. Это многочисленные графики и чертежи, расчет нагрузок и конструктивных решений, правила землепользования. Это действительно очень большой объем документации, основной документ, который затем позволяет строить. Затем проектно-сметная документация согласовывается с нашей структурой, проектировщики разрабатывают проект, а мы ее рассматриваем на соответствие утвержденным нормативам. К сожалению, уровень проектных работ настолько низок, что только 2-3 проектные организации проходили экспертизу с первого раза. Заказчик сам не всегда дает верное задание на проектирование, а потом еще и сами проектировщики примут нерациональное решение. Вот нам и приходится документацию несколько раз рассматривать. В результате работа затягивается, и иногда ситуация складывается таким образом, что деньги уже выделяются, а утвержденного проекта все нет. Финансовый год заканчивается, и средства попросту пропадают, но мы не можем выпускать проект, не соответствующий нормативам. По тем же автодорогам мы сталкивались с тем, что строительство велось на земле, на которой нельзя строить: землях сельхозназначения, сельхозугодьях. Есть порядок перевода этих земель, но не всегда строители делают все по закону, мы заставляем пройти всю процедуру по переводу земель. А они иногда пытаются так: проскочит - не проскочит. Не проскакивает, заставляем работать по закону.
- Сколько проектных организаций в Красноярском крае работают качественно и в полном соответствии с нормативными требованиями?
- Всего в Красноярском крае порядка 2 тыс. проектных организаций, мы работаем с 200-300 в год. Из них половина никогда с первого раза не проходили экспертизу. Нас обвиняют, что мы ставим палки в колеса, но если мы просмотрим какое-либо несоответствие в проектно-сметной документации, то погибнут люди.
- На ваш взгляд, почему подрядчики хотят обойти закон?
- Дело в том, что подрядчики пытаются максимально удешевить строительство. Приведу такой пример: в проекте указана транспортировка скальной породы для земполотна от определенного участка, где она прошла экспертизу и был получен необходимый сертификат. Но эту скальную породу нужно везти из Уяра, это далеко, а значит - дорого. Подрядчик знает, что где-то под Красноярском есть похожая скальная порода - пытаются возить оттуда. Если для подрядчика это объективный процесс, то для заказчика он должен быть неприемлем. Так происходит и в жилищном строительстве: если проектной документацией предусмотрен линолеум, то подрядчик не будет класть самый дорогой. Не секрет, что одна строительная фирма при сдаче жилого дома в квартирах наклеила обои фирмы "ЦБК", которой уже много лет не существует. Нет злого умысла у подрядчика, но контроль за проектными решениями и используемыми материалами со стороны заказчика должен быть максимальным.
Системный подход
- Есть у вас "рецепт", как привести дороги Красноярского края в порядок?
- В первую очередь необходимо желание всех заинтересованных сторон. Деньги в отрасль выделяются, и, если люди качественно выполнят свою работу - проблем не будет. Что касается дорог муниципальных, то здесь в первую очередь необходим системный подход. В Красноярске есть ряд объектов, которые расширяются, качество дорожного покрытия улучшается, а куда эта улица выходит - никому и дела нет. К примеру, улица Свердловская - хорошая улица, хоть "боком катись", никогда пробок нет, а к Матросова подъезжаешь - всегда пробка. Нет развязок, потому что развитие дорог идет не комплексно.
- Многие аналитики говорят о том, что отрасль коррупционна. Вы с этим согласны?
- Бизнес и власть не должны быть "двумя берегами у одной реки". Я часто слышал, что отрасль считают коррумпированной. Но от стадии принятия решения о строительстве до начала строительства строитель не может обойтись без контакта с властными органами. Необходимо провести сбор технических условий на проектирование, согласование и отвод земельного участка, выдачу архитектурно-планировочного задания. Поэтому контакт с чиновниками у строителей будет всегда, а дальше уже все зависит от самих людей.
Эра педократии
(Александр Силаев, "Красноярский комсомолец", 04.06.2008)
Лимонов пишет, что "молодежь является эксплуатируемой группой". Но скорее уж современный мир - педократия, власть детей. Все в их интересах. Точнее, в интересах подростков и молодежи. В таком мире все реже рожают, но если уж ты родился...
Подросток как эталон
Никогда подростку в мировой истории не жилось так вольготно, как сейчас в "цивилизованных странах". Ты никому не должен, все вертится вокруг тебя. Все к твоим услугам. Стандарты культуры подогнаны под тинейджера. Не тинейджеры их подогнали, и не мировое правительство. Как-то оно само, помаленьку... но факт. Если 30 лет назад по ТВ взрослые люди обращались ко взрослым людям, то сейчас молодежь колбасит и зажигает на молодежь. Или, точнее, так: взрослые люди, ведущие себя как 15-летние, - для зрителей, которые смотрят как 15-летние. А может быть, это хреново - для настоящих 15-летних. Они же никогда не вырастут. А зачем? Все, что в этом мире ценно - секс, здоровье, новизна ощущений, энергичность, работоспособность, наркотики всех мастей, - удел молодежи. Единственная проблема молодежи лишь в том, что ее-то нет. Есть люди. А люди стареют.
В наши годы...
Может, я чего-то не видел, но в моем детстве (1980-е годы) - дети не использовали мат как фон. То есть они знали слова, но говорили в специальных случаях. Не было такого: "ну я в..бал тому у..ку, он е..улся" и т. д. Мат был все-таки выделением, а не контекстом, не речью быта. И был все-таки нижний возрастной ценз. Шестилетние не слали на х... А сейчас иду поздно вечером, с горки катаются ребята лет 5-6, и кто-то орет: "Я тебя сейчас е..у!" Или я чего-то не видел? Не с теми детьми рос? Но видел-то вроде всех. Могли и е..уть - но звали это как-то иначе.
Девственность: период полураспада
В 10-м классе одноклассники показывали на девчонку из школы и шепотом: "А она дает..." Подразумевалось, что другие - так себя не ведут. На первом курсе в вузе сокурсник шепчет про сокурсницу: "По-моему, она еще девочка". Подразумевалось, что остальные - нет. Когда же успело сформироваться новое большинство? Разные люди - типа жизнь знающие, типа сами себе социологи - называли мне совершенно разные цифры периода полураспада девственности, и для девочек, и для мальчиков.
Давайте определимся?
Общество двойных, тройных, пятерных стандартов. В газете фотография 14-летней участницы конкурса красоты. Я так понимаю, что девичья красота = сексуальность. И честное жюри должно голосовать за того, кого хотело бы. То есть имплицитно полагается, что эту школьницу можно и должно хотеть. Притом, что статья за совращения в РФ до 16 лет. Гнусь какая-то. Или школьницы не имеют право быть "мисс города", или отменяйте статью. Любой из вариантов - лучше дурной реальности, сложенной без всякого замысла, из спонтанных импульсов эгоизма на фоне общего пофигизма.
Метаклассовый пацан
Происходит путаница с понятиями. Например, пацан - это что такое? Это маргинал, сидящий в трико на лавке, сшибающий на технарь и крепленое пиво? Или это парень в навороченном джипе? Или тут идея в синтезе, и ближе всего к сути окажется чел на джипе в трико и с крепленым пивом? Какой-то метаклассовый тип. Мог бы добавить, поддавшись метаклассовому чутью: "доминирующий тип эстетической ублюдочности в РФ".
"А сам дурак"
"Золотую молодежь" не любят. Не столь за внешнее золото, сколь за несоответствие оному, за нутро. За всякую шнягу, которая дисгармонирует. "Шампанское за сто евро, а сам хамло и дурак". По типу это не столь "юные карьеристы", сколько "дети родителей". А родители - они как? Хотят скорее, чтобы "детям было хорошо", а не чтобы "дети были хорошими". Всегда приоритеты такие. Но бывают эпохи, когда элитных детей - элитно же и строят... Тут родитель судит по себе. Элитарий нашего времени - это человек, прочно сидящий на заднице, как минимум, последние десять лет. Как максимум - последние 30-40. Его не сдвинуть. Он может завороваться, оскотиниться, забухать, залаять - не подсидят. Система так собрана, что великие задницы должны занимать великие кресла десятилетиями. Застой, загримированный под нестабильность. Ну и потомство воспитывают, из того исходя. Поэтому "золотая молодежь" в сегодняшней РФ - так себе, выражаясь мягко.
Тузики и грелки
Позвали нас, типа экспертов, полемизировать со студенчеством. С молодежными политиками, как они себя называли. На "дискуссионный клуб". Приперлись: философ, политтехнолог, деятель от православия, я... Все пришли. Как один. "Нам тут обещали, что нас порвут, аки тузик грелку, - радуется технолог. - Грелка пришла. Где же тузики?" "Молодежные политики" не пришли ни один. У нас, сказали, было много занятий, и мы устали. Редкая "дискуссия" проходит с такой наглядностью. Потеряли всего полчаса, и все ясно. По теме молодежной политики.
В защиту смерти и дедовщины
Дедовщина в широком смысле - чрезмерное почитание старших, основанное только на возрасте. Выслуга лет с самыми широкими полномочиями, дети как собственность отца, и т. д. В социальном смысле отвратительно. Но в каком-то экзистенциальном, что ли, - более чем понятно. Ведь неизбежен вопрос: зачем жить дальше-то? Ради чего? Именно здесь и сейчас, где потребление, секс, здоровье - единственные религии. Еще, может быть, наркотики. Все это удел молодых. Энергии не те, сексапильные не дают, и куча болячек, и ничего не надо, устал. Ладно, если живешь познанием или властью. А если ты обычный - куда тебе? В петлю? Если проникнут духом этого времени, и ничего не остается, кроме страданий. А как обычный - может быть не проникнут? То есть людям, чья молодость прошла в СССР, или европейцам, отгулявшим до 1960-х, жить еще можно. Нынешней молодежи светит только хана. Два варианта, оба звучащие жутко, но ведь самое жуткое - уже совершилось. Или массовая практика эвтаназии - желанной, по трезвому своему решению. Социальная реклама про это, как это хорошо. Пятьдесят лет, и привет (или сколько тебе надо, чтобы впасть в свое внутреннее ничтожество?). Или как-то искусственно обустраивать вселенскую дедовщину.
Закопанный миллиард
(Марк Захаров, Дмитрий Иванов, "Вечерний Красноярск", 04.06.2008)
В прошлом году на ремонт дорог Красноярска выделили около 1,3 млрд рублей. "ВК" узнавал, насколько эффективными оказались бюджетные вложения.
Откуда деньги
Как приходят деньги в дорожную отрасль? Средства поступают из федерального и краевого бюджетов, что-то (в достаточно незначительном размере) выделяется муниципалитетами. Только в 2007 году из бюджета Красноярского края на развитие дорожной сети было выделено около 7 млрд руб. Федеральный центр выделил дополнительно 1 млрд руб. на создание "глубокого обхода" вокруг Красноярска, более 1 млрд рублей получил из Москвы краевой центр на развитие городских дорожных сетей и благоустройство улиц. Судьбу этих денег определили на заседании сессии Законодательного собрания Красноярского края 10 июля 2007 года парламентарии, рассмотрев поправки к целевой программе "Дороги Красноярья". Соответствующий закон был подписан губернатором края 24 июля 2007 года и опубликован 30 июля 2007 года. Позже представители дорожной отрасли Красноярского края будут сетовать на то, что деньги из федерального бюджета поступили слишком поздно, поэтому и осваивались в спешке, откуда и результат - часть выполненных дорожниками работ в этом году будет переделываться.
Итак, в августе 2007 года проводились конкурсы на проведение строительно-ремонтных работ - освоению того самого миллиарда с лишним рублей. В основном в сентябре были определены подрядчики.
Победителями конкурсов были признаны следующие компании: ЗАО "ИЛАН" - реконструкция проспекта Авиаторов; ОАО "Красноярскавтодорстрой" - капитальный ремонт улиц Борисевича, Партизана Железняка и Ленина; ОАО "Сибмост" - капитальный ремонт Октябрьского моста; ЗАО "Сибспецстрой" - оптимизация дорожного движения на участке Копыловский мост - Красная площадь; ООО "Красноярскдорремстрой" - текущий ремонт городских дорог.
То, что больший объем работ предстоит выполнить в октябре, то есть в неблагоприятные погодные условия, и заказчики, и подрядчики осознавали. Наверное, понимали это и краевые парламентарии, тем не менее проголосовавшие за выделение немалых бюджетных средств...
Пустые обещания
По условиям проведенных администрацией Красноярска конкурсов подрядчики обязались: "обеспечить выполнение работ надлежащего качества с соблюдением требований, норм и правил, утвержденных технической документацией; безвозмездно устранить недостатки и дефекты в выполненных работах по требованию заказчика в течение 7 дней; в гарантийный срок, который составляет 3 года, устранить выявленные недостатки".
Звучит прекрасно. Однако, по словам заместителя руководителя департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края Дениса Пашкова, требования к участникам подобных конкурсов минимальны. Основной критерий - экономия бюджетных средств.
- Сегодня любая фирма может заявиться на аукцион и выиграть его, в том числе и недобросовестный подрядчик. В случае срыва госконтракта у заказчика есть право внести подрядчика в черный список, который не позволит ему в дальнейшем участвовать в конкурсах на размещение госзаказа на территории России, - заявил "ВК" Пашков.
Черный список
Черным списком подрядчиков пугают сегодня многие. Денис Пашков, руководитель управления Главгосэкспертизы России по Красноярскому краю Сергей Перегудов, мэр Красноярска Петр Пимашков, начальник департамента городского хозяйства администрации краевого центра Виктор Ящук... Вот только показать его никто не может. Один из сотрудников администрации Красноярского края, пожелавший остаться неназванным, признался "ВК", что никакого черного списка в природе не существует.
- Это образное выражение. Документального его воплощения нет, - уточнил он.
Председатель совета участников Движения автовладельцев (КРОДА) Иван Смолин подтверждает информацию о том, что никакого черного списка подрядчиков в регионе нет.
- В принципе, списки недобросовестных поставщиков услуг вывешиваются на сайтах многих властных структур. Однако ни одной дорожной организации из Красноярского края там нет. Все идеальные? Но ведь нет же. В дорожном департаменте администрации Красноярска на мой вопрос "почему?" мне ответили, что у нас и так мало дорожников и отлучать их от работ нельзя. Поэтому, видимо, черных списков нет ни на сайте администрации региона, ни на сайте администрации краевого центра, - отметил Смолин.
Единственно верное решение
Но вернемся к прошлогодней ситуации. По мнению Сергея Перегудова, при проведении работ в осенний период нарушаются все технологии.
- По тем технологиям, которые применяются в Красноярском крае, асфальто-бетонную смесь нельзя класть "на сырое". А работы проводились и в снег, и в дождь, отсюда и соответствующее качество. Заказчику в большей степени необходимо сдать объект, все остальное его волнует постольку-поскольку, - считает Перегудов.
Денис Пашков говорит, что самое опасное для дороги - многократный переход нулевой температуры.
- Днем происходит таяние воды, ночью температура отрицательная: в микротрещинах происходит накопление льда и разрыв дорожного полотна. К сожалению, мы живем в таких климатических условиях, - уверен Пашков.
Никто не спорит о суровости сибирского климата, только вот действительно ли он является причиной того, что мы сегодня наблюдаем в дорожной отрасли?
Дорожники оправдываются за свои действия, ссылаясь на то, что деньги на обустройство дорог пришли поздно. Однако спорят о качестве проведенных работ.
- Идеальный вариант - когда средства поступают в первом квартале года и работы начинаются в начале летнего сезона. Однако я считаю, что прошлогодняя история не повлияла на качество исполнения работ. То, что было сделано в конце сентября, подразумевало лишь подготовительный этап - проведение канализационных и земляных работ, - заявил "ВК" заместитель генерального директора ОАО "Красноярскавтодорстрой" Николай Пугач.
С ним согласен депутат Законодательного собрания Красноярского края Александр Многогрешнов (по совместительству он еще и председатель совета директоров и основной владелец ОАО "Красноярскавтодорстрой"), который в 2007 году в июле голосовал за принятие "дорожного миллиарда".
- Глава Красноярска Петр Пимашков принял единственно правильное решение - провести подготовительный этап работ на дорогах краевого центра. К работам приступили лишь в конце сентября, тогда как в октябре уже нельзя положить асфальт в силу погодных условий. В прошлом году дорожники положили нижний слой основания из черного щебня, перенесли электросети, устроили бордюры - провели черновую работу. Повторные работы 2008 года на тех городских магистралях, на которых работали дорожники в прошлом году, - это не исправление предыдущих ошибок, как думают многие, а планомерная работа по дальнейшему совершенствованию дорог. Мы заканчиваем то, что начали в прошлом году. Это решение главы города позволило увеличить количество объектов и в конечном итоге поднять качество выполняемых работ, - говорит Многогрешнов. Интересно, что в условиях многих прошлогодних конкурсов было черным по белому написано: "капитальный ремонт". В соответствии с Бюджетным кодексом РФ выделяемые властями средства должны быть освоены в течение бюджетного года. То есть тот самый капитальный ремонт должны были провести до конца 2007 года. При чем тут подготовительные работы?
Директор филиала "Сибмост" Мостоотряда (проводит работы на Октябрьском мосту Красноярска) Василий Ильинов тоже говорит о том, что федеральные средства пришли поздно. Но при этом уверяет, что качество выполняемых работ на Октябрьском мосту соответствует СНиПам.
- Вопрос качества - это общая боль всех дорожников. Возможно, ухудшение качества нашей работы связано с тем, что на мосту укладкой асфальта занимается субподрядчик, - добавляет Ильинов.
Странная ситуация. Тендеры выигрывают одни, работы проводят другие. Что касается вопроса контроля за качеством выполненных работ, то он висит в воздухе. Руководитель службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края (не так давно к функциям службы добавился контроль за ситуацией в дорожной отрасли) Андрей Пряничников заявил "ВК", что "дать четкую оценку соответствия дорог края требованиям нормативов нельзя".
- Это то же самое, что посчитать, сколько в крае больных и здоровых людей. Сегодня таких данных нет... Очень важный вопрос - паспортизация дорог. Ведь проблема в Красноярске не решена - 90 процентов дорог не имеют подобных документов. По сути, не дороги, это лишь направления. Именно в паспорте должны быть прописаны характеристики дороги, ее протяженность, техническая категория, типы покрытий, информация о том, когда была построена, производились ли реконструкция и капитальный ремонт, наличии искусственных сооружений и многое другое Для того чтобы реализовать эту работу, нужно серьезное финансирование. На мой взгляд, это одна из основных проблем в дорожном строительстве, и она характерна для многих российских городов, - уточнил Пряничников.
Вторят чиновнику и аудиторы Счетной палаты. В 2007 году Счетная палата Красноярского края проводила проверку эффективности использования предоставленных Красноярску субсидий из краевого бюджета на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию автодорог в 2006 и первом полугодии 2007 года. По результатам проверки были выявлены серьезные недостатки - отсутствие паспортов городских автодорог и дорожных сооружений, согласований проектно-сметной документации с контролирующими организациями. Кроме того, по данным аудиторов, в Красноярске отсутствует независимый контроль качества используемых подрядчиками материалов и выполнения ремонтных работ... Прошел год. Воз и ныне там.
Игарская притча во языцех
Гордость городских властей - дорога на улице Игарской (работы проводила компания "Сибагропромстрой"). Иначе как "развязка мирового уровня" ее и не называют. Но это смотря с чем сравнивать. Если судить по масштабам вложенных средств, то дорогу эту действительно можно сравнить с подобными мировыми развязками. Однако если учесть состояние дорожного покрытия, которое меньше чем за год после строительства стало, мягко говоря, неудовлетворительным и потом переделывалось, то до мировых стандартов еще далеко.
Сергей Перегудов говорит, что при проведении экспертизы строительно-монтажных работ в проектную документацию было внесено множество изменений. - Когда этот объект очень активно и быстро, даже демонстративно, начали строить - это противоречило логике технологического процесса. Как ни укладывай скальную породу, как ни отсыпай грунтом, но ему нужно усесть либо его нужно трамбовать, как положено. Качество работ могло быть иным, если бы у некоторых наших строителей кроме лопат были бы еще и головы на плечах, - считает Перегудов.
В ЗАО "Сибагропромстрой" "ВК" заявили, что все работы на Игарской проводились строго в соответствии с требованиями и СНИПами, согласно проекта, выданного заказчиком.
- В том числе и скальная отсыпка грунта осуществлялась с послойными укатками и трамбовками, как положено. Что касается провалов, образовавшихся на дороге, то причина их возникновения в другом. Это нарушение одного из элементов технологии. По правилам необходимо было полностью закрыть дорогу, но несмотря на наши неоднократные требования, это условие нам не было предоставлено. Работа велась практически при открытом движении, что недопустимо. Сейчас мы восстановили дорогу. Ни заказчик, ни контролирующие органы не имеют претензий по выполненным работам, - уточнили в компании...
По итогу, в дорожной отрасли края вырисовывается довольно неприглядная картина. И для исправления ситуации головы на плечах необходимо иметь не только строителям...