В последние две недели главной политической темой в Литве продолжает оставаться формирование так называемого национального инвестора. Этот орган предполагается создать из трех самых крупных литовских энергетических компаний для последующего строительства Игналинской АЭС. Именно "трехголовый змей" - так окрестили в Литве национального инвестора из-за того, что он будет состоять из трех предприятий: "Lietuvos Energija", RST (в переводе "Восточные распределительные сети") и VST ("Западные распределительные сети") - будет администрировать весь процесс постройки новой АЭС в Литве.

Следует отметить, что создание национального инвестора - это первый конкретный шаг на пути строительства будущей АЭС. До этого Литва вместе с Латвией, Эстонией и Польшей декларировала только словесное желание и подписывала различные договоры и меморандумы о будущем строительстве. Вторым таким шагом можно считать Программу оценки влияния на окружающую среду (ОВОС), которая в настоящий момент проводится в Литве и результаты которой должны дать ответ на вопрос, какой мощности реактор будет построен. Программу обещают завершить весной 2008 года.

Однако уже на первом шаге по созданию национального инвестора рабочую группу и руководителей компаний ждало препятствие, которое не удалось обойти. Энергетические компании не смогли договориться, а президент Литвы послал запрос в Госконтроль, который вынес вердикт, что проходящие переговоры могут не соответствовать экономическим интересам Литвы. 20 ноября правительство Литвы объявило, что переговоры по созданию национального инвестора приостанавливаются на неделю, а в прессе промелькнули сообщения о том, что создание национального инвестора и планы по строительству АЭС хотят сорвать российские спецслужбы. Это упомянул член правления энергетической компании NDX energija Жильвинас Марцинкявичус в эфире национального телевидения. Обвинения в сотрудничестве со спецслужбами России было адресовано другому частному предпринимателю - президенту компании MG Baltic Дарюсу Моцкусу. "Мне известны факты долгого сотрудничества господина Моцкуса с резидентами служб безопасности России и созданными этими резидентами компаниями в Литве. Это факт первый. Факт второй: взгляните на почерк. В свое время компания Status контролировала средства массовой информации и занималась шантажом. Сегодня аналогичные действия проводит концерн MG Baltic - сообщил в передаче Марцинкявичюс. Подробности он уточнять не стал. "Я говорю это обдуманно", - цитирует слова предпринимателя, сказанные в передаче DELFI.

Сообщение произвело эффект разорвавшейся бомбы. Депутаты срочно потребовали публично отчитаться о слухах премьер-министра Литвы Гедиминаса Киркиласа и руководство спецслужб Литвы.

Спецслужбы отчитались 21 ноября во время закрытого заседания комитета по национальной безопасности Сейма. Председатель комитета коротко сообщил журналистам, что все разговоры являются слухами, а спецслужбы внимательно следят за процессом создания "трехголового змея". Премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас отчитывался перед парламентом сегодня, 22 ноября.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, сегодня глава правительства отвечал на вопросы депутатов дважды: во время традиционного правительственного часа в парламенте и сразу после него, во время специально запланированного повесткой дня ответов Киркиласа о создании национального инвестора.

Правительственный час в парламенте Литвы уже давно стал традиционной площадкой для критики правительства. Особенно нынешнего, 14 правительства, которое первое в истории Литвы - правительство меньшинства. Естественно, на правящую коалицию во главе с социал-демократами оппозиционные депутаты набрасываются, как голодный на еду. Как отмечает корреспондент ИА REGNUM, во время сегодняшнего правительственного часа ситуация обострялась из-за остановки переговоров по формированию национального инвестора, из-за продолжающейся забастовки учителей в разных городах Литвы, из-за растущей инфляции и опасений финансового кризиса и девальвации лита и, наконец, из-за активизации оппозиционных партий, которые не жалеют критики в адрес правительства перед парламентскими выборами, которые пройдут осенью следующего года.

"Видите ли вы такую возможность, что правительство будет должным образом подготовлено к переговорам по созданию национального инвестора", - первым получив право на вопрос, спросил лидер самой крупной оппозиционной фракции Сейма Литвы, вице-спикер парламента Андрюс Кубилюс ("Союз Отечества", консерваторы), по всей видимости намекая на выводы Госконтроля.

Хорошо понимающий, что правительственный час может превратиться в настоящую публичную порку, глава кабинета министров Гедиминас Киркилас избрал тактику меланхоличного, едва ли не флегматичного поведения, чем в самом начале заседания сразу же разозлил депутатов. "Мы готовы и начнем на следующей неделе. Давайте мы отбросим эмоции", - спокойным и тихим голосом говорил премьер, чем еще больше злил разгоряченных депутатов. Глава правительства уверял, что "все идет по плану", и волноваться "не о чем". Остановка переговоров, по его мнению, также рабочий процесс.

"В государстве кризис! Все экономисты об этом говорят. В стране правительственный кризис. Растут цены, растет инфляция, только вы один спокойный! Это ваш такой стиль? Где вы говорите правду?" - на повышенных тонах спрашивал депутат.

"Да, это мой стиль. Я никогда не беспокоюсь, когда нет повода", - еще тише отвечал Киркилас. Казалось, он вот-вот заснет. "Инфляция у нас самая низкая в Прибалтике. Рост экономики у нас 10%, у людей растет зарплата - из-за этого, кстати, и инфляция", - продолжал премьер. "А экономисты, о которых вы говорите, так я с ними встречаюсь каждую неделю и обсуждаю ситуацию в стране. Я вам еще раз повторяю, предлагайте варианты улучшения экономической ситуации. Вы не предлагаете. А знаете почему? Потому что единственная возможность тормозить инфляцию - это остановить рост зарплат, но мы на это никогда не пойдем", - на этот раз концовку премьер сказал более оживленно, явно довольный собственным аргументом. По залу пробежал шум негодования.

Тогда премьера спросили о бывшем лидере социал-демократов, экс-президенте и экс-премьере Альгирдасе Бразаускасе, который якобы собирается вернуться в большую политику и начать продвигать проект строительства АЭС в Литве, так как "нынешнее правительство с этим не справляется". У Киркиласа поинтересовались, как он это прокомментирует и действительно ли правительство не может справиться с проектом подготовки к строительству АЭС.

"Я не знаю, о каком конце вы говорите", - вдруг сказал премьер, чем вызвал смех в зале. "Мы действуем в различных векторах. Международном - договариваясь с Латвией, Эстонией и Польшей. Создаем национального инвестора, проводится программа оценки влияния на окружающую среду", - перечислял руководитель кабинета министров и в очередной раз заверил депутатов в том, что все идет "нормально", и он "не понимает", где именно правительство "не справляется".

Далее депутаты решили пробить оборону правительства с другой стороны. Очевидно, вспоминая трагический случай 7 ноября, когда полицейский насмерть сбил трех десятилетних детей, премьера спросили, что делается по поводу улучшения подготовки кадров. Киркиласу напомнили, что в стране всего лишь одна школа обучения полицейских. За премьера ответил глава МВД, который заверил, что и в этом направлении разработан конкретный план действия, и нехватки кадров полицейских не будет, хотя "проблема и существует".

"В прессе все время появляются пессимистичные прогнозы развития экономики Литвы. Причем не только в литовской, в Евросоюзе. Разве вы это не видите и не принимаете всерьез?" - продолжали атаковать парламентарии.

"Могу ответить, что самые пессимистичные прогнозы в литовской прессе. В этом мы первые в Европе. Но мы на все реагируем и ничего не пропускаем", - не меняя своего ровного тона, отвечал Киркилас.

За весь правительственный час Киркилас ни разу так и не повысил голоса и на каждый вопрос, даже который граничил с грубостью, отвечал, начиная словами: "Благодарю коллега за ваш вопрос". Депутатам так и не удалось в первом раунде вывести из терпения премьер-министра. Сразу после правительственного часа Киркилас занял место на центральной трибуне и начал отвечать на вопросы, касающиеся сугубо создания национального инвестора.

"Говоря о своем намерении, если это необходимо, самому начать работать в создании национального инвестора, Альгирдас Бразаускас заявил, что не нашел данных, какой мощности будет электростанция. Нет таких данных. Вы сами-то знаете?" - спрашивал экс-спикер Сейма, лидер партии "Новый союз" Артурас Паулаускас.

"Не закончена программа оценки влияния на окружающую среду. Когда она закончится, тогда и будет известно, какой мощности будет АЭС", - парировал Киркилас.

"Вы сами-то ориентируетесь в ситуации?" - спрашивала на этот раз депутат от Рабочей партии Лорета Граужинене, вспоминая одно из интервью премьера, где он не смог вспомнить было ли принято одно из решений, касающееся энергетики.

"А вы сами разбираетесь? Вы знаете, сколько в Литве институций?" - чуть более эмоционально в ответ спросил Киркилас.

И все-таки под конец депутатам удалось вывести из равновесия главу правительства. Премьеру не хватило буквально пяти минут. Предпоследний вопрос, на котором Киркилас взорвался, задал консерватор Юргис Разма. Депутат спросил премьера, почему он не хочет принять критику Госконтроля, что "правительство не готово вести переговоры по созданию национального инвестора так, чтобы соответствующие защитить финансовые интересы государства".

"Вы можете нормально спрашивать? Вы можете нормально говорить?" - неожиданно не выдержал премьер и, очевидно, дал волю выплеснуть скопившееся напряжение. "Что за тон? Правительство вам что, враг? Откройте выводы Госконтроля. Перечитайте. Нет, прочитайте вслух. Там вообще упоминается правительство? Там хоть в одном месте написано слово "правительство"? Нет", - отрезал премьер.

На последний, какой-то несущественный и нейтральный вопрос, Киркилас ответил спокойно, после чего молча ушел из парламента.