Скандал вокруг челябинского экс-губернатора получил продолжение
В споре крупного уральского дорожного подрядчика против решения ФАС РФ, фигурантом которого выступал бывший челябинский губернатор Борис Дубровский, — новый поворот. Кассационная инстанция, рассмотрев жалобу Дубровского и акционерного общества «Южуралмост», фактически утвердила позицию ФАС по делу о сговоре на торгах. При рассмотрении дела в суде всплыл ряд весьма примечательных подробностей, связанных с сыном тогда ещё главы региона. Подробности — в материале ИА REGNUM.
Справка: пост губернатора Челябинской области Борис Дубровский занимал в 2014—2019 годы. В досрочную отставку он ушел в марте 2019 года, а уже в октябре стало известно, что Дубровский стал фигурантом уголовного дела, связанного со злоупотреблением должностными полномочиями. Дело инициировали после проверки ФАС о крупном картельном сговоре на дорожно-строительных торгах. Позднее стало известно, что дело в отношении экс-губернатора прекратили. До губернаторского поста Дубровский занимал должности в ряде крупных коммерческих компаний Урала. Дети экс-губернатора — Анна и Александр Дубровские — занимаются бизнесом, имея активы в том числе и в Челябинской области.
Антимонопольное дело: с чего всё началось?
Материалы судебного спора приоткрыли завесу тайны и над уголовным делом, с которого всё и началось.
В июле 2018 года в ФАС России поступили материалы уголовного дела, которое расследовал следственный департамент МВД РФ. Оно было возбуждено в отношении пяти экс-руководителей компании по добыче декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев. Те проходили фигурантами дела по статье «Присвоение или растрата, совершённое организованной группой или в особо крупном размере». При этом одна из фамилий позднее будет упоминаться и в судебном споре с участием губернатора, и в антимонопольном расследовании.
Изучив материалы, ФАС РФ в августе 2018 года возбудила антимонопольное дело по признакам нарушения губернатором Челябинской области (тогда им был Борис Дубровский), министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и АО «Южуралмост» одной из норм закона о защите конкуренции при проведении тендеров на строительство, ремонт и реконструкцию автодорог в Челябинской области в 2016—2018 годах. По мнению ведомства, заказчик и участник торгов организовали картель, что привело к преимуществу для участника торгов — АО «Южуралмост». Решение было вынесено ФАС России по десяти закупкам на общую сумму начальных максимальных цен контрактов 2 378 791 123 рублей.
Рассмотрение спора в пункте, касающемся Дубровского, антимонопольным ведомством в тот период было прекращено. Итоговые материалы ФАС направила в следственный департамент МВД РФ и в Генпрокуратуру РФ.
В марте 2019 года Борис Дубровский и компания «Южуралмост» обратились в арбитраж Москвы, оспаривая позицию ФАС РФ по четырём из пяти пунктов. Первая инстанция удовлетворила иск частично, потом были долгие годы пересудов и наконец в августе 2021 года дело снова пересмотрели. В этот раз не в пользу заявителей.
Как следует из материалов судов, ФАС РФ пришло к выводу о заключении двух антиконкурентных соглашений: между губернатором Челябинской области, министерством и хозяйствующим субъектом — АО «Южуралмост» и между заказчиком торгов и участником торгов. При этом, по мнению ФАС, первое соглашение стало «предпосылкой для заключения заказчиком и участником торгов соглашения №2, приведшего к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для АО «Южуралмост».
»Наличие соглашения, запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом обосновано совокупностью доказательств, свидетельствующих о заинтересованности губернатора Челябинской области в победе в закупках АО «Южуралмост» и фактом реализации указанной заинтересованности», — отмечалось в решении суда от августа 2021 года.
ФАС РФ при своей проверке пришло к выводу, что подавляющее число дорожных тендеров в 2015—2018 годах закончилось победой вышеуказанной компании, хотя на торгах выдвигались и более выгодные для бюджета предложения от других юрлиц. И это при том, что до избрания губернатором Дубровского между миндортрансом и АО не было ни одного контракта.
В материалах суда упоминается также «наличие устойчивых взаимоотношений корпоративного характера между губернатором Челябинской области Дубровским Б. А. и АО «Южуралмост».
А что же Челябинская ФАС все эти годы? Как оказалось, региональное ведомство, получая жалобы по дорожным тендерам, неоднократно выносило предписания миндортрансу, но тот их попросту систематически не выполнял. К примеру, в июле 2016 года Челябинское УФАС направило письмо в адрес Дубровского, в котором сообщало, что действия министерства по укрупнению лотов приводят к ограничению конкуренции, и просило принять меры. Ответ на это письмо подготовил руководитель того ведомства, на которое УФАС и жаловалось, а подписал — и. о. губернатора Челябинской области Редин, временно замещавший Дубровского. Из ответа следовало, что нарушений не усматривается. И что интересно: с проектом этого ответа еще до направления в УФАС были ознакомлены представители «Южуралмоста» (это подтверждают материалы судебного дела).
В марте 2018 года УФАС по Челябинской области снова пишет губернатору Дубровскому и жалуется на то, что министерство не исполнило целую пачку предписаний, а именно все, выданные в 2017 году. И снова просьба — примите меры. В ответ на это была организована служебная проверка, по результатам которой Дубровский сообщил ведомству, что нарушений не выявлено.
Так в чём же был личный интерес? Чтобы ответить на этот вопрос, снова обратимся к материалам дела. В них, в частности, приводится цепочка взаимосвязей Александра Борисовича Дубровского — сына губернатора с акционером «Южуралмоста». Антимонопольное ведомство установило также, что «в пользу родственника Б. А. Дубровского участниками и сотрудниками АО «Южуралмост» составлены завещательные распоряжения в отношении средств на банковских счетах и ценных бумаг». Этими доводами ФАС подтверждала наличие интереса у губернатора к победе определенной компании на тендерах.
Свежий вердикт
19 января 2022 года уже кассационная инстанция выносит решение (пока обнародована только результативная часть), которым она фактически утвердила позицию ФАС по делу о сговоре на торгах. Вероятнее всего, Дубровский и вся группа товарищей-соистцов будут и дальше обжаловать позицию суда.
Тем временем сын экс-губернатора Александр Дубровский, владеющий долями в пяти компаниях, пытается инициировать собственное банкротство. Обосновал он свою позицию наличием неподъемного долга в размере 274 млн рублей. 25 января 2022 года арбитраж Челябинской области ввел в отношении Дубровского-младшего первый этап в процедуре банкротства — реструктуризацию долгов.
Читайте также: «Долговая яма» — сын челябинского экс-губернатора собрался в банкроты?
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России отмечают День матери
- Есть ли «Южмаш»? Захарова призвала Киев определиться — 1004-й день СВО
- В Турции при посадке загорелся самолёт, прилетевший из Сочи