Ануш Левонян: Азербайджан-Армения: кто кому больше навредил?
Армения и Азербайджан продолжают обмениваться колкими заявлениями, что вполне в духе бушующей между двумя странами уже почти 20 лет информационной войны. Президент Армении Серж Саргсян на днях заявил, что Азербайджан вскоре столкнется с серьезными проблемами и власть Ильхама Алиева потерпит фиаско уже через два три года. Баку обвинил армянского президента в популизме, изящно намекнув на экономические сложности, с которыми Армения сталкивается уже сегодня. В частности, глава азербайджанской государственной нефтекомпании ГНКАР Ровнаг Абдуллаев заявил, что Азербайджан, будучи "гуманной страной и осознающей свою роль в качестве регионального лидера", готов оказать помощь Армении в газовом вопросе. Шла ли речь о том, что Баку готов поставлять Армении газ дешевле, чем это делает российский "Газпром", осталось непонятным. Впрочем, и эту реплику Абдуллаева, можно назвать чистым популизмом.
Другое дело заявление азербайджанских государственных чиновников о намерении подать иск против Армении в Международный суд и потребовать "компенсацию за ущерб, нанесенный в результате оккупации". Сумма иска, по представлениям Баку, должна составить $300 миллиардов. Об этом сказал журналистам вице-премьер Азербайджана, председатель Госкомитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Али Гасанов.
Чиновник сообщил также, что соответствующая оценка с участием международных экспертов уже производится, "устанавливается масштаб нанесенного ущерба". "По завершении подготовки документа будет выдвинуто требование о компенсации. А осилит Армения ее или нет, это ее дело. Армяне уже много лет не только добывают полезные ископаемые на оккупированных территориях, но и живут за счет другого оставшегося на этих землях нашего добра", подытожил Гасанов.
Не приходится спорить с тем, что переход в 1994 г. под контроль карабахских сил семи районов вокруг Нагорного Карабаха и создание там "зоны безопасности" наносит определенный вред азербайджанской экономике. Однако при этом озвученная вице-премьером Гасановым цифра в $300 млрд выглядит не только астрономической, но и просто несообразной. Ведь речь идет о сельских, периферийных, малоразвитых в экономическом отношении районах, жители которых занимались пастбищным животноводством, овощеводством и плодоводством. Сколько-нибудь серьезных предприятий в этих местах никогда не было. Единственным заметным городком был 40-тысячный райцентр Агдам, хорошо известный в бывшем Советском Союзе благодаря производимому здесь одноименному популярному забористому портвейну.
Конечно, говоря об ущербе от оккупации, азербайджанская сторона вспоминает также о беженцах. Но этот козырь, причем куда более сильный, есть и у армянской стороны. Более 500 тысяч армян были вынуждены покинуть Азербайджан в период 1988-1991 гг. И, заметим, в своем подавляющем большинстве это были не сельчане, а жители Баку и Кировабада (ныне Гянджа). Никакой компенсации за свои очень хорошие многокомнатные квартиры в центре указанных городов они не получили. Достаточно подсчитать нынешнюю рыночную стоимость этих квартир, чтобы понять, каких сумм лишились эти люди, многие из которых, занимая в советские годы высокие социальные позиции, имели и другое ценное движимое и недвижимое имущество - престижные автомобили, дачи на берегу Каспия и т.п. И все это пропало безвозвратно. Серьезный ущерб был нанесен боевыми действиями приграничным районам Армении и самому Нагорному Карабаху, его инфраструктурам и жилфонду.
Но указанные потери - капля в море по сравнению с тем, какой удар нанесла армянской экономике длящаяся вот уже более 20 лет азербайджанская и турецкая транспортно-энергетическая блокада. Напомним, что президент Азербайджана Ильхам Алиев нередко с удовлетворением говорит о том, что блокада ведет к экономической стагнации в Армении, падению жизненного уровня, росту эмиграции из страны, депопуляции и т.п. Действительно, доля истины в этом есть. Ведь из-за закрытых границ транзит одной тонны ввозимых в республику и вывозимых из нее товаров обходится на 30% дороже обычного. За 20 с лишним лет грузооборот составил сотни миллионов тонн и обошелся стране на треть дороже, чем было бы в обычных условиях. Всеохватный отрицательный мультипликационный эффект данного обстоятельства трудно переоценить. Рост всех без исключения цен и тарифов, торможение промышленного производства, трудности с созданием новых рабочих мест и, как следствие, - вынужденный поиск гражданами работы за рубежом, низкий уровень оплаты труда, серьезнейшие проблемы социально-культурного характера, связанные с навязанной изоляцией страны... Специалисты без труда продолжат это перечисление, прибавив к нему и т.н. "упущенную выгоду". Простой пример: по мнению экспертов, деблокада одной только армяно-турецкой границы в течение 12-18 месяцев привела бы к пятикратному росту товарооборота между странами, который ныне осуществляется по территории третьих государств.
Как известно, блокада с точки зрения международного права - это особая форма ведения военных действий, которая заключается в изоляции блокируемого объекта с целью не допустить осуществление им своих внешних сношений. Между тем, ни Азербайджан, ни Турция в состоянии войны с Арменией официально не находятся, то есть осуществляемая ими сухопутная блокада является абсолютно незаконным действием. Однако ни на официальном уровне, ни на уровне многочисленных общественных организаций, в том числе - организаций беженцев из Азербайджана, этот вопрос не поднимается, проблема возмещения ущерба не ставится. В свете сказанного было бы логично, если бы Ереван, в ответ на инициативу Баку, направил в международные судебные инстанции встречный иск, потребовав произвести независимую оценку истинного ущерба, нанесенного азербайджанско-турецкой блокадой.
Есть все основания думать, что этот урон в разы превосходит тот вред, который нанесла Азербайджану т.н. оккупация семи малонаселенных сельских районов вокруг Карабаха.
Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)