Обрушение еврозоны по периферии: Словения - самый успешный может пасть первым
"Ночь над Любляной. Взойдет ли вновь солнце над экономикой Словении?", - так ставят сейчас вопрос ведущие европейские эксперты, наблюдающие развитие кризиса в еврозоне. 2 августа 2012 года рейтинговое бюро Moody's в очередной раз снизило рейтинг Словении с понятных только ему "А2" до роковых "Baa2". В заявлении по этому поводу было сказано следующее: "Негативный прогноз отражает мнение Moody's, что риски и вызовы суверенной финансовой системе остаются существенными... Ухудшение макроэкономического состояния усиливает эту опасность и открывает возможность того, что внешняя помощь может потребоваться". Предположение, высказанное за две недели до этого, что Словения может стать шестой страной еврозоны, нуждающейся в прямой помощи своих партнеров, вновь подтверждается.
Еще недавно единственный "успешный" осколок бывшей Югославии - Словения с ее населением в 2 млн. человек в момент вступления в еврозону имела самую быстрорастущую экономику в ЕС. Если славянская Чехия является экономическим мини-филиалом Германии, то Словения - Австрии. Правда, производительность труда в Словении составляет сейчас только 50% от австрийского уровня. Несмотря на это, реальный сектор экономики Словении до последнего времени производил на экспорт автомобили Renault, комплектующие для автопромышленности, продукты химии, бытовую технику (наиболее известна марка Gorenje) и фармацевтику. Словения имела сбалансированный бюджет и была предметом зависти со стороны всех своих восточных соседей, как на Балканах, так и в регионе Центральной Европы. Минимальная зарплата в Словении и сейчас равна 600 евро, а средняя - 1500. GDP - per capita (PPP) Словении сравнялся с показателем для "золотого миллиарда", составив в 2011 году $29 тыс.
Эксперты называют цифру 70% экспортного потенциала экономики Словении, поэтому она сильно пострадала от финансового кризиса 2008 года, прежде всего, из-за экспортной ориентации своей экономики. Кстати, в условиях кризиса торговый баланс стал отрицательным для Словении. Сокращение экспортных возможностей страны в результате кризиса привело к сокращению ВВП. В 2009 году падение составило минус 8%. В 2010 году ситуация стала чуть выправляться и был дан прирост на 1,4%. Однако в 2011 году падение возобновилось - минус 0,2%. В 2012 году прогнозируемое сокращение ВВП составит минус 0,9%. Макроэкономическая ситуация стала оказывать влияние на бюджет, дефицит которого в 2011 году составил 6,4%. Что касается государственного долга Словении, то в 2012 году, по утверждению министра финансов Шуштершича, он составит €17,848 млрд. или 50,1% от ВВП страны. Проблема с госдолгом не выглядит слишком драматичной на фоне других стран еврозоны, если бы не одно обстоятельство - с 2008 года он резко возрастает с 21,9% до нынешних 50%. Таким образом, за 4 года произошел более чем двукратный рост государственного долга.
Международные рейтинговые агентства стали "беспокоить" Словению с сентября 2011 года. В декабре 2011 года Moody's лишил Словению высшего рейтинга в еврозоне. В январе 2012 года риски 10-тилетних облигаций Словении поднялись до критических 7%. По рейтингам World Economic Forum, Словения по своей конкурентоспособности в 2012 году переместилась с 45-го на 57-ое место в мире. Финансовые рынки Европы явно демонстрировали недоверие к финансовым возможностям этой страны. Уровень рисков государственных облигаций Словении заставил правительство этой страны в апреле 2012 года отказаться от размещения своих облигаций на сумму в €1,5 млрд. Риски этого займа в 5% показались словенцам слишком большими.
В мае 2012 года парламент Словении в связи с европактом от марта месяца этого года вынужден был принять комплекс антикризисных мер по бюджетной экономии. Целью экстренных мер является сокращение дефицита бюджета с 6,4% в 2011 году до 3,5%. В абсолютных значениях пакет предполагает экономию на сумму в €1 млрд.
На новом этапе развития финансового кризиса в Словении главным источником кризисных явлений стал ведущий банк этой страны - Nova Ljubljanska Banka (NLB). NLB является государственным банком, с долей участия государства в 64%. К июлю месяцу 2012 года выяснилось, что NLB отягощен плохими кредитами на сумму в €1,5 млрд. Министр финансов Словении заявил, что банк нуждается в рефинансировании. Однако уже 6 июля исполнительный директор NLB заявил, что объем плохих кредитов в портфеле этого банка достигает 20% или €3 млрд. Ранее местный институт по изучению экономики предупреждал, что общая сумма плохих кредитов во всех банках Словении на апрель месяц 2012 года составляла еще бóльшую сумму - €6 млрд.
Между тем, NLB с момента вступления в еврозону Словении получил от государства уже четыре вливания капитала на общую сумму примерно в €1 млрд. Последний раз это произошло в начале июля 2012 года. Тогда NLB получил от государства €381 млн. Именно явный кризис главного банка Словении и породил в июле 2012 года упорные слухи в ЕС, что Словения станет шестым членом еврозоны Евросоюза, который обратится за помощью в Брюссель. Проблемы с NLB породили серию политических скандалов, когда руководству банка пришлось отрицать связь выдачи кредитов с персональными политическими предпочтениями.
Однако премьер-министр Словении Янез Янша (Словенская демократическая партия) публично признал в телевизионном интервью, что ведущие словенские политики пользовались своим положением, чтобы получать по связям с банкирами из государственного банка льготные кредиты на сумму от 1 до 10 млн. евро. На этом фоне самой малостью выглядит льготный кредит от NLB в €350 тыс., полученный 2009 году бывшим премьер-министром Словении Борутом Пахором. Отметим то обстоятельство, что в настоящее время упреки в растаскивании под видом льготных кредитов капиталов NLB обвинены в основном лидеры ведущих оппозиционных партий "За правду" и "Социал-демократия".
Министр финансов Словении Янез Шуштершич заявил, что NLB нуждается в государственном рефинансировании на сумму в €500 млн. до конца этого года. Что касается двух других крупнейших банков Словении: государственного Nova Kreditna banka Maribor (NKBM) и частично государственного Abanka Vipa, то они нуждаются в €150 млн. для покрытия плохих кредитов. Плохие кредиты в общей корзине банков, как уже говорилось, составили в Словении долю в 11,8% (€6 млрд.). Чтобы понять глубину проблемы, суммы, необходимые для такого рефинансирования, надо сопоставить с размером ВВП Словении, составляющим €36 млрд.
Словения теперь вынуждена расплачиваться за то, что раньше было источником ее гордости - банковский государственный сектор. Из стран Европейского Союза в Словении самый большой государственный сектор в экономике. О сохранении его в предшествующий докризисный период существовал надежный национальный консенсус. Никто не хотел "распродавать" экономику и финансы своей страны иностранным инвесторам. После вступления в 2004 году в Евросоюз банковский сектор Словении на 60% оставался в государственной собственности. В настоящее время телекоммуникационная компания и крупнейшая национальная нефтегазовая компания также остаются в государственной собственности.
Консолидация банковского сектора Словении, по-видимому, потребует сумм, равных 8% ВВП. Это означает, что капитализация кризисных банков на практике выльется в двадцатипроцентный дефицит бюджета. Внешне события напоминают ирландскую модель кризиса 2010 года, где спусковым крючком для обвала послужил кредитный кризис банков, которые ирландцам пришлось национализировать. В Словении даже нет нужды проделывать эту операцию. Ее кризисные банки находятся в государственной собственности. По примеру Ирландии, кризис в банковском секторе обрушит всю экономику. Средства для рекапитализации кризисных банков будут приплюсованы к национальному долгу, который взлетит для маленькой Словении до небес.
Правительство в лице министра финансов Словении Янеза Шуштершича четырежды 5, 13, 22 и 25 июля 2012 года публично опровергало информацию о том, что Словения нуждается в финансовой помощи. Однако Шуштершич признал, что существует финансовая проблема с банками Словении. Тем не менее, 25 июля он утверждал, что у Словении нет нужды получать внешний кредит в ноябре 2012 года в размере €1.3 млрд. Сведения о благополучии финансовой ситуации с бюджетом, предъявленные Шуштеричем, должны были утвердить представление о финансовой стабильности этой страны. И, тем не менее, Moody's 2 августа 2012 года в очередной раз понизил рейтинг Словении.
Все предшествовавшие правительства страны отказывались от сокращения государственного участия в ведущих банках страны: NLB, Nova KBM и Abanka Vipa, контролирующих около 60% банковского сектора страны. Возникшая теперь проблема с их рекапитализацией не позволяет правительству Словении приватизировать свою долю активов. В условиях кризиса оно лишилось возможности финансового маневра за счет этого ресурса. Для выхода из кризиса у правоконсервативного правительства Словении остается единственная возможность - это рекапитализировать кризисные словенские банки, а потом продать международному капиталу государственные доли в них. Вырученные средства можно было бы использовать для выплат по имеющимся займам. Приватизация в банковском секторе Словении прошла в начале 2000-х годов. В 2001 году словенский банк SKB был приобретен французским Societe Generale. В 2002 году Banka Koper был продан итальянскому Sanpaolo IMI. В том же году словенское государство продало 34% NLB бельгийской финансовой группе KBC.
Правительство Словении планирует сейчас уменьшение своей доли в NLB и Nova KBM до 25%. Вырученные средства могли бы пойти для оплаты по займам государственных облигаций. Оно также планирует создать государственный холдинг для плохих кредитов своего банковского сектора.
Нужда в рекапитализации банков Словении потребует от словенского правительства уже в ближайшее время обращение к ЕС за помощью. При этом недавний испанский вариант получения прямой помощи из фондов спасения евро ЕС выглядит для Словении более предпочтительным, поскольку исключает участие МВФ с его "разбойничьими программами".
У Словении есть и иные объекты для приватизации, которые могли бы стать источником дополнительных финансовых средств. Так, в частности, предыдущее левоцентристское правительство Словении упорно отказывалось от приватизации ведущей розничной торговой сети Словении - Mercator под предлогом того, что мера эта может повредить пищевой промышленности страны.
В 2008 году правоцентристское правительство Янши отвергло продажу национального оператора сотовой связи германскому Telekom.
Правительство может снизить имеющиеся резервы прочности социальной системы Словении. Безработица здесь в настоящий момент составляет 8,2%, при средней по еврозоне 11,2%. Правительство Словении может продолжить "либерализацию" рынка труда, что в интересах Германии и соседней Австрии. Оно может под предлогом достижения эффективности продолжить экономию на системе общественного здравоохранения. Наконец, словенцы могут провести пенсионную реформу. Сейчас в еврозоне в Словении самый ранний возраст выхода на пенсию - 58 лет для женщин и 61 год для мужчин.
Подобно Кипру, Словения слишком мала, чтобы создать тяжелую проблему еврозоне. Однако финансовый кризис в этой стране демонстрирует общую тенденцию обрушения еврозоны по ее периферии. Ну, и кроме того, Словения дает урок всему посткоммунистическому миру Центральной Европы - самый успешный в нем может пасть первым.
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM
- В Курской, Брянской и Орловской областях объявляли ракетную опасность
- Подростка, ударившего ногой в грудь девочку, так и не отчислили из школы
- Экс-глава МИД Австрии Кнайсль оценила последствия ударов Украины по РФ
- В Госдуме заявили о возможных изменениях платы за капремонт в 2025 году
- Мадуро назвал безумием разрешение на удары вглубь России — 998-й день СВО