Интервью ИА REGNUM с руководителем грузинской делегации в Парламентской ассамблее "Евронест", главой комитета евроинтеграции парламента Грузии Давидом Дарчиашвили.

ИА REGNUM: В Баку состоялась вторая сессия Парламентской ассамблеи "Евронест". Как вы считаете, какой путь в своем развитии должны выбрать страны Закавказья?

Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем выступлении в ходе прошедшей в Баку второй сессии Парламентской ассамблеи "Евронест" дал наиболее точную оценку того, насколько Евросоюз и европейская направленность важны для развития южно-кавказского региона. Потому что это означает интеграцию в ту систему ценностей, которая оказалась самой эффективной на протяжении мировой истории. То есть Евросоюз является уникальным образованием, обеспечивающим долгосрочное развитие тех обществ, которые в него входят.

Конечно же, у Евросоюза есть проблемы. Но, в целом, имеющаяся в ЕС система взаимоотношений, с добровольным объединением, нацеленным на защиту прав человека с одной стороны, и с другой стороны, на защиту прав и суверенных интересов народов, его населяющих, является самым подходящим для любого общества. Евросоюз является самым подходящим объединением для Кавказа, исторически привязанному к европейской цивилизации. Это касается Азербайджана, Грузии и Армении. Будущее нашего региона я вижу лишь в тесной интеграции в ЕС. Это не значит, что завтра или послезавтра мы станем членами Евросоюза. Но мы стремимся к достижению этой цели.

ИА REGNUM: Имеется ли у Европейского Союза достаточный потенциал для активного участия в урегулировании имеющихся в регионе конфликтов?

Я уверен, что у Евросоюза для урегулирования этих конфликтов есть огромный потенциал. Эти конфликты должны быть решены, невозможно, чтобы они продолжались до бесконечности. Однако, одного лишь наличия у ЕС потенциала для выполнения этой задачи недостаточно, поэтому требуется применение определенных механизмов. ЕС в настоящее время занят решением многочисленных вопросов. Кроме того, в нашем регионе имеются силы, которые, с одной стороны, будут препятствовать продвижению европейцев сюда и участию Европейского Союза в урегулировании конфликтов, с другой стороны, сам Евросоюз на данном этапе может быть не до конца готов делать все, чтобы эти конфликты решались. Поэтому главным в данном случае является сдерживание внешних сил, которым выгодно продолжение этих конфликтов.

Пока, как я считаю, Евросоюз в вопросе участия в урегулировании конфликтов в Южном Кавказе, будет наращивать дипломатическую активность. По отношению к Грузии так и произошло. Но это пока что не тот уровень, который кардинально изменит ситуацию. Тем не менее, мы будем работать в этом направлении.

ИА REGNUM: В какой степени реализуемые Азербайджаном и Грузией совместные проекты привлекательны для ЕС, чтобы Евросоюз видел эти страны в качестве своих партнеров?

Конечно, кроме культурных и духовных ценностей важна и экономическая составляющая сотрудничества. Не следует упускать из виду, что без взаимосвязи культуры и духовных ценностей отчуждение бывает довольно серьезным, и одной только экономики может оказаться недостаточно для того, чтобы интегрироваться в более крупную семью, чем национальные общества. Но с другой стороны, без инфраструктуры, без экономических интересов и конкретных проектов только лишь диалог тоже не поможет. Безусловно, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум и строящийся железнодорожный путь Баку-Тбилиси-Карс связывают Европу с Востоком и повышают нашу роль в Европейском Союзе. Эти проекты являются составной частью геополитики и геоэкономики, которые делают взаимосвязанной Азербайджан и Грузию, и, кроме того, помогают дальнейшей интеграции наших стран в цивилизованный и свободный мир.

ИА REGNUM: Насколько полезным для стран Закавказья может стать присоединение к предложенной Россией идее Евразийского Союза?

Я не вижу долгосрочной перспективы в идее Евразийского Союза. Потому, что в этом союзе, как мне кажется, экономическая заинтересованность гораздо ниже, чем политическая. Иными словами, странам, стремящимся к вступлению во Всемирную Торговую Организацию, налаживанию свободной торговли с Евросоюзом, по сути, предлагается вступление в закрытый клуб, каким является Евразийский Союз. К тому же непонятным остается то, к каким ценностям опирается этот союз. То есть в этом союзе будет иерархия, элементы феодализма. Мы же хотим свободную интеграцию в союз свободных народов, каким является ЕС.

ИА REGNUM: Осенью 2011 года в Польше состоялся саммит глав государств Восточного партнерства, на котором основной упор ЕС при реализации этой программы делает на Украину, Беларусь, Молдавию и Грузию. Очень мало в рамках мероприятия упоминались Азербайджан и Армения. Означает ли это, что Закавказье для ЕС является какой-то буферной зоной?

Я бы не хотел с каким-то намеком или с элементами эгоизма говорить о том, что, возможно, Грузия все-таки в чем-то преуспела больше во взаимоотношениях с Евросоюзом. Но это важно не только для Тбилиси. То есть вхождение или вовлечение Евросоюза в регион хотя бы через Грузию это является перспективным для всего региона. Это обязательно охватит в будущем весь регион, потому что в конечном итоге как европейцы, так, между прочим, и американцы видят мир в региональных измерениях. Без развития тесных взаимоотношений с соседними государствами, без создания региональных отношений, без взаимозависимости, когда страны поворачиваются друг к другу спиной, стабильность и развитие невозможны. Наши страны не могут развиваться друг без друга.

Наша страна приступила к переговорам по свободной торговле с ЕС. Азербайджан ведет интенсивные переговоры об ассоциативном соглашении, так же как и Грузия. Просто сейчас в диалоге между Грузией и ЕС добавились еще переговоры по свободной торговле. Со временем это обязательно произойдет и между ЕС и Азербайджаном. Фактор того, что кто-то ушел несколько вперед, а кто-то немного задержался, большой проблемы не создает.

Что касается акцента касательно четырех стран, которые вы перечислили. Беларусь для всех нас и для европейцев тоже стоит как проблемный вопрос. В Украине новые какие-то проблемы возникают. Она преуспела в том плане, что закончила переговоры о свободной торговле и ассоциированном соглашении, но там возникли другие политические моменты, что мешает Евросоюзу довести дело до конца. Молдова и Грузия чуть впереди, чем остальные страны, но это ничего не значит. Нас всех называют восточными партнерами, значит мы все в основном, качественном плане одинаковы и важны для Евросоюза.

ИА REGNUM: Какую реакцию у Москвы может вызвать реализация различных проектов в рамках этой программы, и какой вы видите перспективу развития отношений между Грузией и Россией?

Восточное партнерство - это не затрагивание российских интересов. Однако, к сожалению, российская правящая политическая элита смотрит на это дело иначе. Они воспринимают это как влезание в задний двор России. Но мы суверенные страны. Мы не желаем и никогда не захотим больше считаться задним двором России. Уверен, что в самой России процессы будут развиваться так, что они поймут, что настоящие интересы российского народа, российского государства заключаются в том, чтобы иметь нормальные взаимоотношения с соседями и с Евросоюзом. У России тоже нет другой альтернативы, но, к сожалению, так пока что превалирует чисто иррациональная, я бы сказал, мифологизированная ностальгия о прошлых империях. Но рано или поздно это закончится. Просто нам необходимо держаться, нужно пережить, переждать те моменты, которые происходили в недавнем прошлом и могут продолжаться в будущем. Речь о довольно-таки агрессивном отношении, которую, в первую очередь, Грузия испытывает на себе.

ИА REGNUM: Каковы перспективы урегулирования конфликтов вокруг Грузии, что для этого необходимо?

Необходимы три вещи. Во-первых, нужно развивать территорию, подконтрольную правительству и обществу Грузии, укреплять экономические институты, демократическую направленность развития. Чтобы развитие здесь служило примером для тех людей, которые живут на оккупированных территориях. Во-вторых, надо развивать сотрудничество с международным сообществом на разных уровнях дипломатии, в том числе и парламентской дипломатии, каковым и является "Евронест". И чтобы пресс на Россию моральный и дипломатический не только не уменьшался, но постепенно увеличивался, и это тоже реально. Есть конкретные резолюции, которые этому служат. Иногда журналисты говорят: ну что такое резолюции, их ведь игнорируют. Знаете, как говорил русский писатель - "рукописи не горят". Это создает легальную базу для того, чтобы в нужное время, когда плод созреет, он упал.

И третье, это диалог с российским обществом, в том числе и с политиками. Естественно, опираясь на принцип территориальной целостности. Работа с российским обществом, чтобы оно для себя прояснило, в чем проблема, кому это выгодно. России это ни в коем случае в долгосрочной перспективе не выгодно. Как можно портить отношения из-за каких-то клочков земли, которые никогда России не принадлежали. И в самом российском обществе эти процессы уже начались. Я не имею в виду только лишь те выступления в Москве, которые демократически мыслящее общество устраивало. Переоценка ценностей обязательно произойдет и в самих деловых и руководящих кругах. Вот в этом я может быть оптимист, но, скажу так, информированный оптимист.

ИА REGNUM: Видите ли вы при президенте Путине возможности для решения юго-осетинского и абхазского конфликтов?

К сожалению, нет. Но я не думаю, что правление или стиль, или режим Путина, или путинизм имеют долгосрочную перспективу. Я не имею в виду конкретную личность, я говорю о системе. Система не выдержит. Или Путин изменится, в конце концов. Затрудняюсь сказать, когда это произойдет - через 6 месяцев или через 5 лет, у них очень ущербная система. Или, значит, к власти в России придут другие люди. Потому что никто в мире не будет бесконечно терпеть попытки возрождения стародавней империи, опираясь на методы мафии, КГБ и монополизируя энергетику.