Визит экс-президента Латвии Валдиса Затлерса в декабре 2010 года в Москву и его встреча с президентом России Дмитрием Медведевым должны были принести некоторые экономические блага для двусторонних отношений, такие как рост российских инвестиций в экономике Латвии. Большинство наблюдателей за подготовкой визита сходились во мнении, что этот визит активно лоббировался российским послом в Риге Александром Вешняковым на протяжении полутора лет. Сам же визит носил во многом деловой характер, ведь вместе с экс-президентом в путь отправилось 120 предпринимателей. Ради инвестиций был даже резко, до нуля, снижен градус российской критики неполноправного положения русских в Латвии. Сбылись ли надежды посла и предпринимателей после этого визита?

Совершенно логично любому инвестору ожидать от этого визита налоговых льгот, возможности использовать еврофонды в полном объёме, и саму близость рынков сбыта всего Евросоюза, но по прошествии полутора лет стало известно, что ощутимых изменений визит не принёс. Чтобы не быть голословными рассмотрим все возможности, которые открывают инвестиции в страну ЕС.

Так газета "КоммерсантЪ" после внеочередных парламентских выборов 2011 года опубликовала материал об увеличение интереса со стороны российских инвесторов и привела в пример данные от руководителя юридической фирмы BDO Zelmenis & Liberte Яниса Зелмениса. По итогам сентября, по данным BDO, Россия лидировала в рейтинге наиболее часто упоминаемых стран происхождения инвесторов, вкладывающих в латвийскую экономику (далее идут Украина, Казахстан, Узбекистан и Белоруссия). Согласно статистике BDO, основными направлениями "русских" инвестиций в Латвию в период с 1991 по 2011 год являются трубопроводный транспорт, монетарное посредничество, производство автомобилей, розничная торговля товаров для дома и производство газа (распределение газового топлива с использованием трубопровода). Зелменис предположил, что основной плюс для инвесторов - это территориальная близость ЕС и наличие доступа ко всем возможностям Евросоюза в виде субсидий, рынков сбыта и доступа к финансированию - даже при условии европейского же уровня налогов и т.д. А возможным риском для инвесторов, Зелменис назвал отток населения, что сильно влияет на спрос, а также отсутствие долгосрочной государственной программы развития страны.

Однако, здесь стоит отметить, что получить достоверные данные о благах финансирования невозможно в принципе. Министерство финансов пишет, что еврофонды доступны предприятиям, зарегистрированным в Латвии, и даже предлагает ознакомиться со списком, но вычислить по этому списку какое из предприятий имеет российский капитал представляется невозможным. Наиболее точную информацию смогло предоставить Латвийское агентство инвестиций и развития. По их сведениям лишь 2 компании с российским капиталом осваивают программы структурных фондов Европейского союза. Это AMO PLANT, SIA (ООО AMO PLANT) с проектом по созданию структурной единицы по производству деталей пластиковых кузовов для транспортных средств и предприятие Redius RSEZ SIA, которое пользуется услугами оператора инкубатора в Резекне (Работа операторов инкубаторов финансируется из средств Структурных фондов Европейского союза)

Возможно, не стоит делать акцент на знаменитых еврофондах. Территориальное нахождение в ЕС - это прежде всего доступ к рынкам всех стран участниц. Ведь есть ряд предприятий, работающих на территории Латвии, о которых рассказывает и посол России в Латвии А.А. Вешняков в интервью газете "Телеграф". "Российские инвестиции направляются в основном в банковскую сферу, энергетику, промышленность, транспорт и недвижимость. Российский капитал присутствует в таких крупных компаниях, как Latvijas Gaze, Lukoil, Itera Latvija, LatRosTrans, Severstaļlat, Рижский электромашиностроительный завод (РЭЗ), автосборочный завод АМО Plant в г.Елгаве, рыбоперерабатывающее предприятие Kolumbija в г. Лиепае, Балтийский угольный терминал в г.Вентспилсе, а также банках SMP Bank, Latvijas Krajbanka."

Следовательно упомянутые послом компании так или иначе использует такое территориальное преимущество. Так например, ООО ЛатРосТранс могло бы перекачивать нефть и нефтепродукты во все страны ЕС, используя по максимуму нефтепровод. На сайте компании узнаём, что ЛатРосТранс является "крупнейшим в странах Балтии латвийско-российским совместным предприятием, обеспечивающим транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам на территории Латвии и Литвы". Вывод: польза от нахождения в ЕС исчисляется перекачкой нефти в 2 прибалтийские страны. Что же касается старейшего предприятия АО "Рижский электромашиностроительный завод" (АО "РЭЗ"), то ни о каких связях со странами ЕС предприятие не пишет, равно как и завод АМО Plant, находящейся в Елгаве, который даже не ставит перед собой цели выхода на европейский рынок. Что касается пресловутой банковской сферы, то банк с российским капиталом SMP расположен лишь в Риге с филиалом в Лиепае и расчётными группами в других латвийских городах. В данной ситуации на офисе в Риге и филиалах по Латвии преимущества ЕС для банка очевидно заканчиваются.

С наибольшей выгодой использует своё положение латвийско-российское А/О "Severstallat". По информации самой компании, "Severstallat" - лидирует в балтийском регионе стального рынка, а объёмы продаж увеличиваются на рынки Скандинавии, Германии и других стран. Более того В 2008 году АО "Severstallat" основало дочернюю компанию в Польше, чтобы быть ближе клиентам из Центральной Европы.

Таким образом, при том, что Латвия - страна ЕС, большинство компаний в итоге ограничивается использованием сохранившейся технической базы, как это происходит в Елгаве, для продажи оборудования в лучшем случае в страны СНГ и России, но о европейском рынке речи пока не идёт. Более того, пресловутые еврофонды использованы лишь двумя предприятиями, а о налоговых льготах говорить не приходится. Их нет.

Что же касается каких-либо других положительных последствий визита Затлерса в Москву, то похоже их пока тоже нет. Российская компания, работающая на латвийском рынке Itera Latvija уже успела выразить недовольство последствиям визита Затлерса в Москву. Глава компании Itera Latvija Юрис Савицкис сообщил, что в 2012 году переговоры о цене на газ для Латвии будут очень тяжелыми, в связи с тем, что российские поставщики недовольны решением латвийских властей повысить налоги на газ. По его словам, решение латвийского правительства повысить налог на природный газ нивелирует успехи, достигнутые в 2010 году в переговорах с Россией о снижении цены на газ. Савицкис отмечает, что тот факт, что президент Латвии Валдис Затлерс и министр экономики Артис Кампарс во время визита в Москву добились снижения цены на газ на 15%, никак не отразится на жителях страны. "Латвийцам никакой пользы от этого не будет", - подчеркнул Савицкис. По его словам, российские поставщики также недовольны сложившейся ситуацией. Они иронизируют, что могли бы разницу между старыми и новыми ценами на газ платить напрямую в Брюссель. Савицкис уверен, что при переговорах о новых ценах на газ это будет учтено.

Всё дело в том, что 22 марта 2011 года правительство Латвии решило отменить с 1 июля пониженную ставку НДС на природный газ для домашних хозяйств, установив ее на уровне 22%. Во время переговоров по снижению цены поставки российского природного газа в Москве латвийская сторона указывала на чрезмерную дороговизну голубого топлива для латвийских потребителей, доходы которых резко упали в период экономического кризиса.

Но самое интересное, что посол настроен позитивно. Ведь в том же интервью А.А. Вешняков сумел выделить некоторые другие моменты успешного сотрудничества двух стран. По его словам транзит российских грузов через территорию Латвии продолжает оставаться одним из основных направлений российско-латвийского сотрудничества. "Россия является главным партнером Латвии в сфере транзита. Через морские порты проходит не менее 40 млн тонн российских грузов (около 70% от общего объема). Интерес к строительству в Рижском порту терминалов по перевалке минеральных удобрений, угля и металлов проявили российские компании "Уралхим" и Уральская горно-металлургическая компания." Неужели скандал вокруг предприятия "Уралхим" известен лишь представителям СМИ и их читателям? С момента заявления о том, что "Уралхим" появится в Латвии журналисты ИА REGNUM пытались узнать не опасна ли перевалка минеральных удобрений, но в процессе расследования выяснилось, что строительство терминала уничтожит исторический район Риги - Кундзиньсала. Кроме того достоверно известно, что благодаря протестам экологов во французском городе Дьепп строительство такого терминала было запрещено. Что же касается строительства скоростной железнодорожной магистрали Рига - Москва, и интереса российских компаний к расширению сотрудничества в сфере энергетики, а эти примеры посол также упоминает, говоря о перспективах сотрудничества, но это пока только проекты, а тут нельзя не вспомнить гоголевские "Мёртвые души".

Потому на данном этапе говорить о российских инвестициях, как о константе, не приходится. Латвийские политики, такие, как Янис Домбрава, представляющий национальный блок "ВЛ/ТБ/ДННЛ" ничего не могут сказать о наличие таковых. Интересно, что и депутат Андрей Юдин, "Единство" также крайне расплывчато высказывался о сотрудничестве с Россией. Что же касается такого зубра политики, как Август Бригманис, Союз Зелёных и Крестьян, то он сообщил, что особенно не интересовался этим вопросом, но что-то знает о заводе Amo Plant, однако о состоянии этого завода на данный момент Бригманис не знает нечего. Также он предположил, что есть некое строительстве кораблей, в котором занято много людей из бывших союзных республик, что тоже своего рода инвестиция. Он также задался вопросом, можно ли назвать инвесторами собственником вилл в Юрмале и решил, что вряд ли, ведь тогда можно говорить и о датчанах, скупающих сельскохозяйственную землю, как об инвесторах. "Я не чувствую больших инвестиционных проектов, но, возможно, они есть", признался Бригманис. Интересно, что отвечая на совершенно обратный вопрос о латвийских инвестициях в Псковскую область, Бригманис также выразил удивление и уточнил, где имеется такая информация. Узнав, что ей располагает посол А.А. Вешняков, Бригманис высоко оценил информированность посла. Сам же латвийский политик такой информацией не располагает.

Следовательно, пока мы можем говорить только о присутствии инвестиций и возможном дальнейшим развитии этого сегмента экономики.

Одним словом, главным российским инвестором пока остаётся Владимир Антонов, печально известный мошенническими схемами в банковской сфере. Об остальных инвесторах обычно говорится так: российский капитал прослеживается, но ведь прослеживаться может и 10 процентов акций, а разве можно 10 процентов назвать серьёзным капиталом? Ведь даже посол России в Латвии А.А. Вешняков признает, что по данным Банка Латвии, Россия занимает только шестое место по объему накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике страны - 510 млн долларов (5% от общего объема), что явно недостаточно, по словам посла, для экономического сотрудничества двух соседних стран.