Димитрий Кленский: Эстония после выборов: государственный национализм, русофобия и "десталинизация"
Победа на мартовских парламентских выборах в Эстонии проамериканских правых сил - национал-либеральной Реформистской партии и либерал-националистической IRL отмечена мощным наступлением радикального национализма.
Наблюдается и очередное оживление среди русофобов, которые инициирует прославление нацистского прошлого "освободителей" Эстонии, служивших в 20-й дивизии СС и карательных отрядах немецко-фашистских оккупантов на территории СССР.
Русских нет, но их дискриминация есть?!
Даже у прогибающейся перед властями либеральной русскоязычной интеллигенции вызвало недоумение сообщение о том, что в коалиционном соглашении упомянутых выше двух партий, которые сформировали новое правительство страны, предлагается изучать и поддерживать культурное наследие национальных меньшинств - евреев, балтийских немцев, эстонских шведов, староверов и ингерманландцев. Традиционное и самое крупное (четверть населения) в Эстонии русское национальное меньшинство не упоминается.
Объяснили так: русские и русскоязычные жители, кроме староверов, не считаются коренными меньшинствами, то есть жившими в Эстонии в течение веков.
Во-первых, отказ причислять большинство русских к национальному меньшинству на том основании, что оно не "коренное", не имеет никакого юридического обоснования. Это исторический и этнографический термин. И не потому ли власти демонстративно вызывающе препятствуют даже имеющим гражданство Эстонии русским создать предусмотренную законом национально-культурную автономию.
Во-вторых, это - ложь. Пятая часть неэстонского населения - коренное, в том смысле, что их предки жили в Эстонии и до войны или даже до Октябрьской революции 1917 года, а староверы составляют незначительную часть этой группы русских Эстонии.
В-третьих, более трети неэстонского населения (около 150 тысяч человек) имеют гражданство Эстонии и среди них почти сто тысяч - приехавших в Эстонию после Второй мировой войны или их потомки, родившиеся в Эстонии. Если эстонские власти не считают их русскими, то от этого они не перестанут быть таковыми.
Далее. Если русских и русского национального меньшинства в Эстонии нет, как же тогда международные правозащитные организации, структуры Евросоюза и ООН годами признают неравноправное социально-экономическое и общественно-политическое положение именно этого меньшинства?
Или разве самому правительству не смешно, что крупный Центр русской культуры в Таллине, Союз русских образовательных и просветительских обществ Эстонии и многочисленные организации русской культуры существуют, причем официально, но русского меньшинства, оказывается, нет!
Даже признаваемый только официальной Эстонией лидером общественного мнения русского и русскоязычного населения, лояльный моноэтническому государству, историк Давид Всевиов недоумевает в интервью порталу Delfi: "Отсутствие упоминания в коалиционном соглашении русского национального меньшинства, которое там сведено к более узкой группе населения - староверам, в каком-то смысле отражает реальную политику и в этом смысле это символично. Но это не значит, что нет проблемы".
Святая наивность! Нет такой проблемы у государства, она - забота самих русских.
"Неполноценные" русскоязычные депутаты
В интервью интернет-порталу Delfi депутат Рийгикогу (парламент в Эстонии), член Реформистской партии, художник Райво Ярви (Raivo Järvi), кстати, ярый сторонник варварской расправы над "Бронзовым солдатом" в апреле 2007 года, заявил, что новые депутаты парламента - члены поддерживаемой русскоязычным населением оппозиционной Центристской партии "привнесли в парламент ледяное дыхание". Другими словами, "русский дух".
Более того депутат-русофоб, любящий ссылаться на доморощенную индульгенцию (мол, его жена - русская) не постеснялся заявить: "У меня такое чувство, что пришли такие люди, которые не являются патриотами Эстонии".
Ему вторит товарищ по партии, парламентарий и юрист Игорь Грязин: "Центристам-новичкам придется мириться с тем, что они - не бесконтрольные господа". Позвольте, но это что, угроза? Или ментальность эстонского политика-стукача, который органично вписывается в нормы полицейского государства?
Г-н Грязин тоже не стеснялся в выражениях, характеризуя избранных в парламент "русскоязычных" - председателя Нарвского горсобрания Михаила Стальнухина, вице-мэра Таллина Яну Тоом и особенно президента Эстонского союза таэквон-до, члена Исполкома Международного Комитета Боевых Искусств (IMCC), молодого политика Михаила Кылварта.
Рупор русофобии в партии IRL, парламентарий Марко Михкельсон, которого уже выдвинули на пост председателя парламентской комиссии по международным делам, осудил назначение Михаила Кылварта, согласившегося вместо парламентария работать вице-мэром Таллина за то, что... тот в прошлом году возглавлял эстонскую делегацию в международном молодежном лагере "Селигер". А это, оказывается, по Марко Михкельсону, "не место для уважающих демократию политиков и молодежи".
С этим согласился в эстоноязычной передаче TV3 даже член считающейся в Эстонии "прорусской" Центристской партии, парламентарий и бизнесмен Айвар Рийсалу.
Позвольте. А это что? Эстонская "охота на ведьм"?
Нужно отдать должное Михаилу Кылварту, который культурно ответил на хамство Райво Ярви на том же портале Delfi, мол, нельзя монополизировать право определять, кто патриот, а кто нет. Еще - критика русских парламентариев неэтична, так как за ними стоят избиратели, и не сотни, а десятки тысяч, причем не просто русских, а граждан страны.
И все же, такая вежливая отповедь г-на Кылварта для эстонских националистов, как с гуся вода. Эстонская интеллигенция любит говорить, что "эстонцы - культурная нация" (не варвары, то есть, не азиаты, как русские). Но каким бескультурьем надо быть, чтобы не уважать выбор народа, и если не самих депутатов, то хотя бы сам депутатский статус.
Ужас: тут русский дух и Русью пахнет
Что касается патриотизма, то еще вопрос, кто больше патриот: прислуживающий Западу эстонский националист, превративший Эстонию в некий заморский доминион, в котором все банки принадлежат шведам, а торговля финнам, или местный русский, который отстаивает становление гражданского общества в независимой Эстонии и любит ее не меньше, чем эстонский националист.
Но любить Эстонию не означает признать своей собственной провинциально-хуторскую ментальность эстонской элиты или моноэтнизм Эстонского государства и общества.
Как видно, эстонской элите невдомек, что можно оставаться патриотом и считать Эстонию своей (пусть и второй после России) родиной, быть европейцем, имея при этом иной взгляд на мироустройство, и - о, ужас - оставаясь русским.
Именно русскость раздражает националистов и всех мастей ксенофобов. Показательно, как иезуитски с ней борется власть. Сначала она "смотрела сквозь пальцы" на то, как, не очень выбирая средства, Центристская партия в своих интересах разрушала самостоятельную русскую политику (выжила-таки русские партии из парламента). А теперь, когда теперь эта партия обязана вхождением во власть (особенно успешно в местную) русскому же электорату, то есть "обрусела", эта же власть применяет в отношении центристов еще более мерзкие методы. Цель - любой ценой вытеснить эту, имитировавшую защиту интересов русских Центристскую партию с политического поля страны. Разумеется, вместе с ее русскостью.
И не зря "серый кардинал" правящей Реформистской партии, уходящий из политики Райн Розиманнус (Rain Rosimannus), "вручил" очередную "черную метку" реформистов Центристской партии, объявив обществу, что к осени она расколется. Всем ясно: начата очередная подковерная игра проамериканской Эстонии против ставшей для националистов слишком российской и даже прорусской партии мэра Таллина Эдгара Сависаара (Edgar Savisaar).
Или такой пример. В Эстонии озадачены тем, что перед завершением 1 сентября этого года пятилетнего перехода русскоязычных гимназий на эстонский язык обучения, русское общество вдруг воспротивилось этой навязанной реформе. Ее подоплека и цель очевидны - эстонизация образования для русских с последующей их ассимиляцией.
Власть и общество хорошо знают, что русские хотят учить эстонский язык, владеть им. Кстати, даже в "страшное" советское время эстонцы учились и в высших учебных заведениях Эстонии тоже, на родном, эстонском языке. Разговоры о русификации - миф.
Да, в советское время много внимания уделялось преподаванию русского языка. Но годами демагогически упрекая местных русских в незнании эстонского языка, Эстонское государство "почему-то" не смогло обеспечить обучение эстонскому языку в течение 20 лет! При этом русское и русскоязычное население еще и попрекают за лень и шовинизм, объявляют активистов "рукой Москвы", население - "оккупантами", "колонистами".
А какими хотят видеть эстонцев русские?
В газете "Ээсти Пяэвалехт" (Eesti Päevaleht) в своей со спесивым заголовком статье "Какого русского мы хотим?" известный в Эстонии писатель Андрус Кивиряхк (Andrus Kivirähk) пишет: "Но хотим ли мы и в Эстонии видеть подобных русских, успешных на работе и говорящих на эстонском, но у которых в комнатах и машинах на видном месте российский триколор и Георгиевская ленточка? Граждан Эстонии, которые на самом деле живут в русском культурном пространстве и вдохновенно продвигают русское дело, неважно, что мы под этим подразумеваем. Очевидно, не очень. Такие соседи показались бы нам немного подозрительными".
И далее: "Но представим проживающих в Эстонии русских, для которых слово "родина" означает именно Эстонию, а не Россию, которые не знают больше настоящего русского языка и не проявляют ни малейшего интереса к политике Кремля. У них друзья эстонцы, эстонские супруги, и дети - эстонцы. Не правда ли, именно таких русских мы и желаем видеть рядом с собой, мы были бы им рады. Следовательно, достижение именно такого результата и должно стать нашей целью? Это называется ассимиляцией? Это слово с плохим привкусом? Жаль, но не имя портит человека".
Увы, призванная смягчить высказанное писателем стремление ассимилировать русских, известная объективным подходом к межнациональным проблемам социолог Ирис Петтай (Iris Pettai), подпевает Андрусу Кивиряхку на русскоязычном интернет-портале mnenie.ee. Вот ее слова: "Эстонцы хотят видеть рядом, прежде всего, тех, с кем жить безопасно и спокойно, кому можно доверять, а также тех, с кем можно общаться на эстонском языке".
Простите, а кого-то волнует позиция русских, - и какими они хотят видеть эстонцев? Социолог глух: "В среде русских уже давно идёт процесс естественной "эстонификации", она неизбежна, она усилится, но речь будет идти только о личном выборе и доброй воле".
И такое говорится в превращенной в полицейское государство Эстонии! Сегодня любой инакомыслящий становится не только объектом слежки, но и его самого, его родственников и знакомых, а также их работодателей, начинают соответствующим образом подвергать современным методам психологического воздействия. Для уничтожения инакомыслия широко применяется пресса, давно прозванная в Эстонии "придворной". Один из эффективных методов - замалчивание оппозиционеров, отказ им в возможности высказываться в СМИ.
Да и в целом т.н. свободный выбор, не совпадающий с идеологией и планами правящей коалиции, в жизни оборачивается добровольно-принудительным, то есть вынужденным. Пример - "добровольное" определение родителями-неэстонцами своих детей в детсады и школы с обучением эстонскому языку методом языкового погружения.
Непосвященным могут посчитать такое сравнение циничным, но подобным обманом узников концлагерей гнали в крематорий, объявляя им, что они направляются в баню.
Русофобия и десталинизация: два сапога пара
От интеллигенции можно было ждать большей толерантности и снисходительности, да и прагматизма, ведь неэстонцы составляют все-таки только треть населения страны. Но межэтническое взаимопонимание не только в национальной политике страны, но и в эстонской культурной среде и в общественном мнении - острый дефицит.
Впрочем, чему удивляться? В Конституции записано: Эстония - национальное государство (rahvusriik). Парадокс? Нет, эта самая треть населения, по сути, второсортна. Много писано-переписано о социально-экономическом и общественно-политическом неравенстве русских и русскоязычных Эстонии.
А потому напрашивается некая смутная, но аналогия с гитлеровским планом Ost - программой колонизации "восточных" земель: "хороших" эстонцев немцы собирались ассимилировать, а "плохие" должны были стать приказчиками для рабов-славян, обслуживания арийцев. Кстати, "очень плохих" должны были сослать на Новую Землю.
Есть и другие сходства. Вслед за гитлеровской Германией довоенная Эстония считалась чуть ли не второй страной в мире по достижениям в области евгеники. Доморощенные светила советовали эстонским богачам-нуворишам облагораживать генотип нации путем кровосмешения с эмигрировавшими после 1917 года в Эстонию образованными и культурными русскими эмигрантками, особенно дворянками.
Еще: как Гитлер камуфлировал свое страстное желание закабалить славян борьбой с большевизмом, также и нынешние эстонские правители подавляют местных русских и "воюют" с Россией под флагом приравнивания Сталина Гитлеру, то есть "десталинизации".
На этом сходство не заканчивается. Недавно местное книжное издательство Grenader выпустило в свет очередное творение - об "одном из самых легендарных эстонских офицеров" Харальде Рийпалу.
Чем же он прославился? В аннотации написано: он дважды дезертировал, сначала из Красной Армии, потом и немецкой. И еще службой в 36-м полицейском батальоне, который участвовал в ликвидации еврейского гетто в Новогрудках, жертвами которого стало более 3000 человек, включая женщин и детей. Воевал он и на восточном фронте, а также в составе эстонского легиона - 20-й дивизии СС. Имеет гитлеровские награды - два "Железных креста" и "Рыцарский крест".
Для наивных написано, что этот "герой" и его подчиненные не расстреливали жителей, а "лишь арестовывали и конвоировали к месту расстрела". Вот она, западная свобода! Пиши, что хочешь, никто не спросит за ложь. Такие нравы нынче и в Эстонии.
Местные власти и СМИ всячески обеляют "легендарных героев". Например, в связи с мартовским шествием латышских легионеров в Риге руководитель действующего в Эстонии Балтийского центра исследований России Владимир Юшкин заявил интернет-порталу Delfi: "Не надо сравнивать это с возрождением какого-то фашизма, нацизма, это все имеет совсем другую подоплеку - группа пенсионеров всего-навсего хочет себя конституировать в статусе борцов за независимость". Как мило, однако.
Охота на антифашистов и защита русофобов
Эстонский "специалист по России" Владимир Юшкин полагает, что такое внимание к "ветеранам-освободителям" не заразительно. Все это, мол, вне политики, а молодежи все это уже не касается. Стоп! Но это ведь не так!
В рижском шествии участвовали и молодые поклонники освободителей в эсэсовских мундирах, и политики Латвии. Или такая цитата из только что увидевшей свет книги "Дважды независимые". Ее написал политик и член Союза журналистов Эстонии Тийт Маде (Tiit Made), известный тем, что уже 15 лет назад разъяснял ультра-националистам, что местные русские пригодятся Эстонии как обслуживающий персонал. И вот его нынешнее напутствие молодежи: "... эта книга - помощник всем, для кого важны... упорство в борьбе за право на самоопределение и против восточного оккупанта...."
И такие "упорные" получают в Эстонии всяческую поддержку. После размещения в интернете ролика, в котором член добровольного Cоюза обороны (Kaitseliit) Юри Бём распевал песню "Клятва верности Отечеству", в которой призывал убивать оккупантов, он был-таки исключен из этой военизированной массовой организации. Но русофоб подал в суд, который признал исключение незаконным. Союз обороны с судом спорить не стал.
Короче, враги страны - антифашисты, но никак не эстонские скинхеды или объявленные "борцами за независимость Эстонии" ветераны, воевавшие на стороне Гитлера.
Жалеют в Эстонии и профессиональных русофобов. Например, показавшая свое расистское нутро депутат Европарламента от правящей Реформистской партии Кристийна Оюланд (Kristiina Ojuland), известная своими наскоками на "отсталую" Россию.
Газета Eesti Ekspress написала, что в ночном клубе Venus Кристийна Оюланд, по словам жительницы города Тарту Мерле, оскорбила ее и ее друга, баскетболиста команды "Тарту рок" (Tartu Rock) нигерийца Каллистуса Эзиукву. Мол, евродепутат произнесла: "И не противно тебе обжиматься с негром?" Европарламентарий все отрицает, ее партия не комментирует инцидент. Но показательно: в суд за "клевету" никто не подает! И тишина!
На этом фоне можно представить, что Владимир Юшкин прав: мол, не надо критиковать уже немногочисленных эсэсовских ветеранов Прибалтики, которые скоро канут в Лету. Но тогда почему этот эксперт и его коллеги не осуждают тех, кто отказывает ветеранам Советской Армии называть себя освободителями Эстонии и Европы от гитлеризма? Их в Эстонии публично называют оккупантами. А недавно уже и официально: по указанию Минобороны Эстонии памятник Воину-Освободителю Таллина от немецко-фашистских захватчиков, известный как "Бронзовый солдат", переименован в "монумент воинам Советской армии, оккупировавшим 22 сентября 1944 года Таллинн". Так написано (орфография сохранена) на плите, установленной у ворот Воинского кладбища в Таллине.
Не отстает и другая госструктура - Полиция Безопасности Эстонии. Она только что опубликовала свой ежегодник, где в числе "подозрительных" организаций, имеющих отношение и к Эстонии, числится и Международное правозащитное движение "Мир без нацизма". Кстати, оно имеет аккредитацию в ООН!
Откуда растут ноги радикал-национализма?
В "черном списке" властей Эстонии числятся многие антифашисты, в том числе и зарубежные, даже живущие в Евросоюзе. Среди "своих" - секретарь Эстонского антифашистского комитета имени Героя Советского Союза Арнольда Мери. Это - Андрей Заренков, которому спецслужба вменяет в вину пропаганду великорусского шовинизма. Путать антифашизм и шовинизм - это пошлый политический дальтонизм, точнее ноу-хау эстонских националистов.
Но ведь Эстония провозгласила себя правовым, демократическим государством, вступив в Евросоюз, обязалась гарантировать соблюдение западных ценностей, среди которых и гуманизм, права человека, короче равноправие, в том числе и этническое.
Но всего этого как не было 20 лет назад, так нет и сегодня. Мораль общества - "двойные стандарты". Все это сопровождается непрекращающимся истерическим осуждением ушедших в прошлое русификации в царское время и мнимой оккупации - в советское.
Националистические пороки в Эстонии нельзя оправдывать, но можно и нужно объяснять их истоки, разоблачать суть кричащих противоречий в доводах и действиях властей страны, насквозь пропитанных пещерным национализмом.
Например, чем объяснить неуемное стремление эстонских властей и общества эстонизировать местных русских, совершить свой, пусть виртуальный, Drang nach Osten?
Ответ надо искать, прежде всего, в истории Эстонии. Ее многострадальный народ веками был под властью самых разных иноземцев. Стремительное становление государства в последние сто лет сопровождалось проявлениями комплексов неполноценности и поиском врага, как оправдание этих комплексов.
Болезненное подчеркивание во всем национального начала объяснимо страхом потерять его в силу молодости эстонской нации и запоздалым в силу исторических причин формированием государственности, отсюда и отсутствием опыта, традиций.
"Советская оккупация" и "непрекращающаяся угроза с востока" придуманы для того, чтобы компенсировать любую неудачу амбициозного молодого и неопытного государства. Отсюда - потешный эстонский реваншизм (национальная забава - русофобия), который работает безотказно - успешно отвлекает эстонского обывателя от всех жизненных неурядиц. Ведь так все просто: во всем виноваты русские и Россия.
Когда Эстония чрезмерно увлекается русофобией, ее видимо несколько осаждают западные покровители. Во всяком случае, время от времени приступы русофобии чередуются с испытанным "оружием" - националистической истерией.
Так сейчас, когда Кремль всячески стремится смягчить отношения с Западом и с Эстонией, женская патриотическая организация "Защита очага" (Kodukaitse) организовала акцию "Время быть эстонцем!" Весьма странная диспозиция. Ведь еще 20 лет назад в годы "Поющей революции" в популярной песне были слова: "хорошо быть эстонцем" (eestlane olla on hää)? Или за два десятилетия эти ощущения и впрямь стали фальшивыми?
Москва слезам не верит, а Кремль верит
Давно известно, что советская, очень творческая интеллигенция обожествляла Прибалтику за сервис, бытовой уют и покой. Заворожены этим и нынешние российские либерал-демократы. Но самое потешное то, что они отождествляют этот комфорт еще и со свободой и демократией, справедливостью и равенством.
Изумляет, как правящая российская элита, да и местные русскоязычные либералы и демократы не замечают или снисходительны к проявлениям пошлого национализма и русофобии, вольного или невольного прославления нацистского прошлого, что давно переросло из области риторики в повседневную политику и жизнь Эстонии.
Суммируя рост националистических настроений в Эстонии, приходится удивляться тому, как снисходительно относится к проявлениям эстонского трайбализма Евросоюз. Но еще больше поражает Кремль, его провалившаяся (или все-таки сознательно проваленная?) соотечественная политика, а также унизительные уступки и низкопоклонство перед Западом, страстные панегирики современных российских "западников" ЕС, США, НАТО.
Тут не тот случай, чтобы напомнить о себестоимости ценностей Запада, построенного и на костях колонизированных народов, о лицемерии, претензиях на мировое господство.
Вопрос проще: что получила Эстония за свою наивную открытость перед миром от Запада? Да, что там Запад! Чем поступилась не выходящая из кризиса Эстония в ответ на внушительные шаги Москвы по нормализации межгосударственных отношений с этой высокомерной прибалтийской страной?
После апреля 2007 года Россия резко расширила свою культурную "экспансию" в Эстонию, забыла про "Бронзового солдата", полицейскую расправу над русскими Эстонии, унижение самой России. Она простила противодействие строительству газопровода Nord Stream, открыла свой рынок для продукции вымирающего сельского хозяйства Эстонии, даже слегка увеличила транзит, перестала ставить "русский вопрос", свернула до символического уровня помощь российским соотечественникам в Эстонии. Москва закрыла глаза на продолжение преследований стариков, обвиняемых в депортациях и прочих надуманных преступлениях против человечности, а также на переписывание истории второй половины XX века в Прибалтийском регионе, наконец, стала вести диалог на уровне народной дипломатии...
И что мы имеем на другой чаше весов? Ноль! Впрочем, нет, в ответ Россия получила усиление ультра-национализма и преследование русских, их эстонизацию (та же гимназическая реформа).
Высокомерное отношение эстонской элиты и СМИ к местным русским, ко всему русскоязычному сообществу привычно и незыблемо. Может оно и не заметно за пределами Эстонии, но живущие в ней русские чувствуют себя холопами эстонцев - новоявленных баронов, коими себя очевидно в подсознании уже считают истинные арийцы - настоящие хозяева страны. Увы, ужасен раб, который стал рабовладельцем.
Дерусификация Эстонии - вытеснение России
Только что новый состав парламента принял по предложению ставленника США - Президента страны Тоомаса Хендрика Ильвеса (Toomas Hendrik Ilves), поправку в Основной закон - отныне абзац 2 статьи 128 звучит так: "В случае направленной против Эстонской республики агрессии Президент Республики объявляет военное положение и мобилизацию, не дожидаясь решения Рийгикогу".
Это - очевидная уступка парламентской Республики, каковой во многом формально является Эстония, в пользу усиления единоличной президентской власти. По Конституции президент - глава государства, но фигура она во власти все-таки представительская. Принятая поправка - шаг к тоталитаризму, которых с приходом к власти нынешнего Президента Эстонии становится все больше, но что тщательно скрывается от общественности.
И вот в это же время, нацелившись на "десталинизацию", Кремль делает то, за что еще недавно сам критиковал Эстонию. К примеру, разве планируемый под сомнительным идеологическим и преступным политическим предлогом снос памятников и символов советской эпохи в России не напоминает "войну памятникам", которую затеяли несколько лет назад Прибалтийские государства и Польша под знаменем искоренения последствий советской "оккупации"? Разве это не переписывание истории, которую еще недавно осуждал сам Кремль?
И вообще, позволительно ли отказываться от истории собственного Отечества, торговать ею? И в Эстонии вызвало возмущение исчезновение аббревиатуры СССР на шлеме первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина!
И разве не настораживает то, что нормализация отношений России с прибалтийскими государствами, Польшей, вообще с Западом сопровождается только ее уступками, да еще наносящими ущерб национальным интересам России? Пора говорить об их предательстве.
И почему в Кремле трудно придти к такому же выводу, к которому пришло издание The Brussels Journal в начале года в статье под убедительным заголовком "Дерусификация Прибалтики служит геополитическим целям". Она заканчивается так:
"Все это сходит прибалтийским странам с рук, так как они занимают стратегически важную территорию, двести лет бывшую западным побережьем России. Их нынешняя дерусификация служит простой геополитической цели - вытолкнуть Россию на север и восток, подальше от европейских дел, в которых она естественно должна бы принимать участие. Это геополитическая игра с нулевой суммой, выгоду от которой получают только США".