Динамика роста внешнего долга Белоруссии приковывает к себе внимание не только белорусских экспертов, но и зарубежных. Рост внешнего долга республики не может быть рассмотрен вне контекста специфики "белорусской модели", показателей социально-экономического развития республики за последние годы. Особую актуальность данная тема приобретает в контексте изменений в белорусско-российских отношениях и перспективах эволюции Таможенного союза в единое евразийское экономическое пространство (ЕЭП).

Белоруссия выйдет со своими рублевыми гособлигациями на российский рынок в середине ноября, сообщил 13 октября член правления Сбербанка России Андрей Голиков. Сбербанк является ведущим организатором выпуска, а предельный объем выпуска составит до 15 млрд. рублей. "Теперь мы вступаем в технический процесс и готовим проспект эмиссии в Федеральной службе по финансовым рынкам России", - сообщил Андрей Голиков. - "Этот процесс занимает до 20 дней. Размещение состоится в середине ноября, объемом до 15 миллиардов рублей. Выпуск может быть осуществлен несколькими траншами, что будет указано в проспекте эмиссии" (цит. по РИА Новости). Представитель Сбербанка России не смог конкретизировать предполагаемые размеры доходности и траншей ценных бумаг РБ.

В тот же день стало известно, что Александр Лукашенко своим указом от 9 октября предоставил Совету министров Белоруссии право осуществлять выпуски государственных облигаций РБ на российском рынке на период в 2010-2011 годов на общую сумму 15 млрд российских рублей со сроком обращения до 5 лет. Указ опубликован на сайте Национального правового портала Белоруссии. На Совмин возложены обязательства по организации размещения облигаций на территории России, обеспечению обслуживания облигаций (включая выплату комиссий, вознаграждений и иных расходов) и т.д. за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на обслуживания внешнего госдолга.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, министр финансов Белоруссии Андрей Харковец в сентябре обнародовал данные, согласно которым средняя процентная ставка внешнего долга Белоруссии составляет 3,74% годовых, средний срок допогашения - 6,3 года. Несвязанные кредитные ресурсы в портфеле составляли 85,4%, связанные - 14,6%. Наибольший удельный вес в общем объеме кредитов занимали кредиты МВФ (40,7%), России (38,4%) и Китая (около 9%). В свете новых договоренностей Александра Лукашенко с руководством КНР и других стран о привлечении иностранных кредитов данные показатели могут быть скорректированы.

По данным Нацбанка РБ, динамика средней объявленной ставки рефинансирования за последние годы росла, в то время как в США, ЕС и ряде других стран она уменьшалась и приближалась к нулевой отметке. Анализ поквартальных отчетов с 2006 по 2010 годы показывает, что Нацбанк последовательно увеличивал ставку рефинансирования. Пиковая отметка пришлась на январь-сентябрь 2009 года, составив 13,95%, с февраля по ноябрь она удерживалась на уровне 14%. Для сравнения: в январе-марте 2006 ставка рефинансирования застыла на отметке 11%, а в январе-марте 2010 года составила 13,26%. В сентябре был утвержден показатель 10,73% - максимально приближенный к благополучному 2006 году.

Ставка рефинансирования Нацбанка имела вполне осязаемые последствия для реального сектора белорусской экономики, прежде всего - для крупных промышленных предприятий, но для развития малого бизнеса тоже. Дорогие кредитные ресурсы сыграли значительную роль в сдерживании темпов роста производства и его модернизации именно в тот период, когда еще была возможность воспользоваться менее дорогим импортным промежуточным импортом и более лояльным к белорусским промтоварам традиционным рынкам (прежде всего - емкостью и платежеспособностью спроса на российском рынке).

В отличие от ряда стран, депозиты населения в белорусской банковской системе играют весьма значимую роль. Отток вкладов населения способен спровоцировать коллапс и поставить крест на всех макроэкономичеких планах. С огромным трудом правительству удалось удержать ситуацию в начале 2009 года. Не менее сложная ситуация стоит перед ним сейчас в свете заявленного повышения средней заработной платы по стране, что предполагает рост социальных расходов и необходимость удержать ситуацию, по крайней мере, до второго квартала 2011 года. По мнению министра финансов Андрея Харковца, "колоссально сложной задачей будет удержать эту зарплату".

В данной ситуации белорусские власти предсказуемо обратились к источникам внешних заимствований, привлекая ресурсы по более высоким ставкам, чем это можно было сделать, обратившись к традиционным заемщикам. Данные по размещению евробондов подтверждают такой вывод. Они также наглядно показывают, как политически мотивированные решения в госрегулировании экономикой отражаются на совокупном внешнем долге и госдолге. Один из самых мрачных прогнозов развития ситуации - дефолт - предполагает, что "с молотка" уйдут наиболее ценные активы огосударствленной общенародной собственности и таким радикальным способом будет развязано немало гордиевых узлов - вопрос о собственности на землю, госмонополию на ряд сфер экономической деятельности и т.д.

По прогнозам МВФ, в 2010 году валовой внешний долг Белоруссии достигнет пикового значения в 52% ВВП (против 45% ВВП на конец 2009 года), а госдолг в 2009 году составит около 24% ВВП (против 18% в 2009 году). При этом прогноз роста ВВП Белоруссии экспертами МВФ был недавно повышен до 7,2%.

По данным Нацбанка РБ, валовой внешний долг Республики Беларусь по состоянию на 01.07.2010 составил 23,171 миллиардов долларов. Из них примерно 10,5 млрд - краткосрочные обязательства и почти 12,7 млрд - долгосрочные. Долг органов госуправления на тот же период составил почти 9 миллиардов долларов США. Таким образом, в структуре внешнего долга Белоруссии почти половина заимствований составляет госдолг, который стремительно увеличился за последние 1,5 года.

Международные резервные активы Республики Беларусь, рассчитанные в соответствии с методологией МВФ по состоянию на 1 октября (предварительные данные) 5 984.8 млн долларов США - не многим больше, чем в начале года (5 652.5 млн по состоянию на 01.01.2010) несмотря на привлеченные извне ресурсы. Примечательно: те же международные резервные активы республики, но в национальном определении (т.е. рассчитанные по оригинальной методике) по состоянию на 01.10.2010 составили 6 485.2 млн долларов - т.е. почти на полмиллиарда больше, чем отражают расчеты по методологии МВФ. Вышеприведенные данные уместно учитывать в случае, когда речь идет о планировании бюджета, определении планов мероприятий на текущую пятилетку и анализа реального положения дел в экономике. Есть все основания считать, что методология МВФ более адекватна, хотя при ее расчете используются оперативные данные, рассчитанные по оригинальным белорусским методикам.

В связи с этим стоит отметить, что выносимый в начале ноября на одобрение IV Всебелорусского собрания план социально-экономического развития Белоруссии на очередную пятилетку рассчитан не по общепринятым в мировой практике методикам, а по оригинальным белорусским. Учитывая политический аспект данного мероприятия можно с большой долей уверенности сказать о том, что изначально, на стадии планирования госорганами закладываются показатели, которые будут противоречить оперативным данным МВФ, международных рейтинговых агентств, выводам независимых экспертов и т.д., которые используют альтернативные методики - как правило, не оригинальные, а общепринятые в мировой практике.

Такое положение вещей во многом объясняет постоянную критику белорусских властей со стороны белорусских и зарубежных экспертов. Уже сегодня слышна критика проекта основных положений социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы. Но правительство полно оптимизма: "Достижение намеченных целевых ориентиров позволит увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с $14 тыс. в 2010 году до $26-27 тыс. в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого - в эквиваленте с $26 тыс. до $49-51 тыс.", - заявил в конце сентября министр экономики Белоруссии Николай Снопков.

Учитывая актуальные тенденции, уже сегодня можно ставить под вопрос реалистичность достижения заявленных показателей. Подобного рода оптимистичные прогнозы правительственных чиновников в одном ряду с ежегодно повторяющейся ситуацией неадекватного прогноза по росту валового внутреннего продукта (ВВП) Белоруссии.

Так, несмотря на кризисные явления в национальной и мировой экономике, в планах правительства на 2009 был заложен показатель роста ВВП 13%. В ноябре 2008 года замминистра экономики Андрей Тур заявил: "Мы естественно ожидаем рост ВВП на уровне 10-12%, в то время как рост мировой экономики прогнозируется на уровне 1-2%. В настоящий момент у нас нет оснований для понижения наших прогнозных индикаторов".

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Белоруссии, в 2010 году предусмотрен рост ВВП на 11-13%. В конце июня нынешнего года первый вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко заявил об уверенности в достижении запланированных темпов роста ВВП на 11-13% и промпроизводства на 10-12% в 2010 году.

Сложно говорить об ошибках при реализации планов, когда изначально избрана иная парадигма мышления. То есть анализ реального положения вещей в белорусской экономике наталкивается на проблему ценностей и приоритетов, фундаментальных подходов анализа, иначе говоря - на проблему идеологического характера, а не чисто технические сложности применения к белорусской ситуации общепринятых в мировой практике методик.

Пока что объективная реальность фиксирует не фантастический рост ВВП, а рекордный рост внешнего долга и отрицательного сальдо внешней торговли. По данным Нацбанка РБ, сальдо товаров и услуг за январь-август 2010 г. сложилось отрицательное: -3 612.7 млрд долларов США. Особенно тревожит стабильно отрицательная динамика сальдо внешней торговли товарами. Если в январе 2010 года удалось отразить в отчетности положительное сальдо в 14,2 млн. долларов, то на протяжении всех остальных месяцев оно было отрицательным и по состоянию на август составило -4 732.2 млн. долларов. Традиционно в статистику внешней торговли мажорную ноту внес показатель сальдо торговли услугами: 1 119.5 млн. долларов. Тем не менее, обобщенные данные по внешней торговле с учетом тенденций 2010 года вызывают серьезную озабоченность у экспертов.

Данные по внешнеэкономической деятельности дополняют общую картину состояния белорусской экономики и во многом объясняют мотивацию белорусских властей в поиске внешних источников заимствования. Кредиты и займы России, МВФ, Китая, размещение евробондов, гособлигаций на российском рынке и т.д. идут на поддержание экономической модели, успехи которой, судя по вышеприведенным данным, весьма относительны и спорны. Стратегические просчеты при планировании оборачиваются для республики ростом внешнего долга, который отнюдь не является частной проблемой президента и правительства, но имеет вполне конкретное выражение для каждого жителя республики.

По прогнозу Нацбанка РБ, во втором квартале объем совокупного внешнего долга увеличился на 927,5 млн долларов, или 4,2%. В расчете на душу населения валовой внешний долг составил: на 1 июля - 2 тыс. 447 долларов против 1 тыс. 596 долларов на начало 2009 года. К концу года, учитывая динамику роста внешней задолженности, может быть преодолена планка в 3 тыс долларов на душу населения.

Устойчивость "белорусской модели" во многом зависит от доступа к недорогим кредитным ресурсам, льготным ценам на импортное сырье и удержании традиционных рынков сбыта своего промтоварного экспорта. Предоставить такую возможность в настоящее время может только Россия, с которой Белоруссия входит в Союзное государство, Таможенный союз и тесно связана торгово-промышленной кооперацией. Вместе с тем кризис белорусско-российских отношений, который начался отнюдь не 1 октября сего года и имеет не столько экономическую, сколько политическую подоплеку вносит чрезвычайно важные коррективы в развитие не только двусторонних отношений, но и базиса "белорусской модели".