Интервью ИА REGNUM Новости с азербайджанским политологом Расимом Мусабековым.

ИА REGNUM Новости: Как дальше будут складываться отношения США и Турции в свете принятия резолюции о геноциде армян?

Говорить о принятии этой резолюции преждевременно. Она всего лишь с перевесом в один голос принята Комитетом по внешним отношениям нижней палаты Конгресса. Такое раньше бывало, но Белый Дом, понимая риски лишиться поддержки своего стратегического союзника, блокировал дальнейшее продвижение этой резолюции.

Сейчас официальный представитель Белого Дома, а также Госсекретарь Хиллари Клинтон уже объявили, что с руководством Конгресса достигнуто понимание несвоевременности этой резолюции и на голосование ее не поставят. Принимая во внимание, что вся нижняя палата и треть Сената осенью переизбирается, то и данную резолюцию ждет судьба предыдущих аналогичных попыток, то есть сдача в архив. Но свою роль сама попытка уже выполнила. Проармянские конгрессмены продемонстрировали, что отрабатывают выделенные им денежные пожертвования и голоса. Еврейское лобби продемонстрировало Турции свою силу и необходимость не задевать интересы Израиля. Ну а администрация США взамен за блокирование этой резолюции будет добиваться от Турции поддержки своей политики в Ираке, Афганистане и Иране.

ИА REGNUM Новости: Могут ли эти процессы остановить армяно-турецкое сближение?

На какое то время, как минимум, до конца апреля, безусловно, затормозят. Но затем процесс армяно-турецкой нормализации, пусть медленно, но продолжится. В конечном счете, это нужно не США, России и Европе, а в первую очередь самим армянам, а затем и Турции. Как бы ни отрицал это Ереван, но без продвижения вперед карабахского урегулирования, рассчитывать на ратификацию Цюрихских протоколов и открытие армяно-турецкой границы, не приходится.

ИА REGNUM Новости: Каковы будут последствия этой резолюции для региона Южного Кавказа?

Особых последствий я не вижу. Несколько усилится антиамериканская риторика, но, повторюсь, ситуация не новая. Такое уже было, не далее как в 2007 году.

ИА REGNUM Новости: Станет ли сейчас Турция дрейфовать в сторону Москвы?

Не совсем уместная постановка вопроса. Турция - крупная региональная держава, влиятельный член НАТО. Она будет, как вы выразились, "дрейфовать" в сторону Москвы ровна настолько, насколько сама Россия будет "дрейфовать" в сторону Анкары. Но дальнейшее взаимное сближение Турции и России, полагаю, продолжится. Соперничество между ними в борьбе за влияние на Южном Кавказе и Центральной Азии сменится нормальной конкуренцией, уравновешенной тесным политическим диалогом и масштабным экономическим сотрудничеством.

Оказавшиеся в некотором смысле на периферии постиндустриального развития обе державы в равной мере ощущают на себе эгоизм самодовольного Запада. Они преодолевают схожие во многом проблемы, связанные с догоняющим характером модернизации. Россия и Турция одинаково сталкиваются с трудностями положения своего пограничного евразийства, озабочены укреплением демократических институтов и нейтрализации этнического сепаратизма. Россия, равно как и Турция, весьма недовольна тем, что США и ведущие западные страны рассматривают их в качестве инструментов своей глобальной политики и не очень склонны считаться с национальными интересами и устремлениями этих государств. Восстановление Россией и Турцией своей былой роли в качестве великих государств не входит в планы либерального Запада. Кампания признания так называемого "армянского геноцида", косвенная поддержка курдского сепаратизма и намеренное придерживание Турции у порога Евросоюза вполне укладываются в эту схему. Да и Россию также не особо жалуют в Брюсселе. Не удивительно, что Москва и Анкара предпочли не тратить энергию и ресурсы своих стран на ожесточенное соперничество друг с другом, а договариваться и развивать партнерство, которое усиливает их позиции, что мы и наблюдаем.

ИА REGNUM Новости: Как повлияет эта резолюция на Карабахский конфликт?

Как ни парадоксально, но в конечном итоге тот факт, что резолюция вновь застрянет в Комитете и не будет доведена до конца, окажет положительное влияние на процесс карабахского урегулирования. Правительство Саргсяна сможет сказать своим радикалам, которые сопротивляются разумным компромиссам, что их расчеты на то, что США заставят Анкару отступить или же что признание "геноцида 1915 года" политически и морально укрепит армянские позиции, оказались несостоятельными. После апреля шансы, возможно последние, на достижение прогресса в переговорах по карабахскому урегулированию, на основе обновленных "Мадридских принципов", могут быть реализованы.

ИА REGNUM Новости: Можно ли считать, что США потеряли интерес к Азербайджану?

Я бы так не сказал. Только за последнее время с азербайджанским руководством имели встречи трое из числа заместителей и помощников Госсекретаря США. Высокий интерес к Азербайджану традиционно поддерживает Министерство энергетики и Пентагон. Проекты в энергетической области и в сфере безопасности, которые были начаты в прошлом, успешно реализуются. Просто в Вашингтоне осознали, что Азербайджан стал другим, более уверенным и не таким "послушным" как прежде, и склонить Баку к решениям, которые не отвечают его интересам или же кажутся рискованными, не так просто.

ИА REGNUM Новости: Почему Вашингтон уже полгода не назначает своего посла в Баку?

Лучше спросить об этом у кого-то в Госдепартаменте. Есть хорошая кандидатура. Это бывший американский сопредседатель в Минской группе ОБСЕ Мэтью Брайза. Он хорошо знает регион, наладил тесные контакты не только с политическим руководством Азербайджана, но и с оппозицией, лидерами гражданского общества. Насколько мне известно, Баку дал согласие на его кандидатуру. Возможно, это назначение тормозится по каким-то внутригосдеповским соображениям или же решение о кандидатуре посла хотят дать по результатам завершения переговорного раунда на основе "мадридских принципов"? Но, полагаю, что вопрос решится до лета.

ИА REGNUM Новости: Как сложится судьба NABUCCO?

Это отдельная тема. Если коротко, то ситуация не благоприятная для новых крупных газопроводов. Это относится не только к NABUCCO, но и к продвигаемому "Газпромом" конкурирующему проекту "Южный поток". На Европейском рынке переизбыток газа и одновременно, из-за кризиса трудно получить банковские кредиты и мобилизовать необходимые финансовое ресурсы. Пока по этим вопросам не произойдут существенные перемены, дело не пойдет дальше прикидок и разговоров. Конечно, если бы Азербайджан или Туркменистан предложили бы свой газ по бросовым ценам, желающие реализовать NABUCCO и крупно заработать на нем нашлись бы. Газ, по цене на 20-30 процентов дешевле существующих, пристроить всегда можно. Да и деньги на реализацию проекта, обещающего сверхприбыли, нашлись бы. Но какой резон Баку и Ашхабаду в убыток себе обрушать газовый рынок? Когда экономика проектов сложится, то и разговор станет предметным. Азербайджан озабочен не судьбой NABUCCO, а решением задачи найти долговременных покупателей, причем по приемлемой цене на объемы, которые предполагается получить по второй стадии проекта Шах-Дениз. Без этого невозможно санкционировать внушительный инвестиционный пакет, который потянет на 10, а то и больше миллиардов долларов.