Господин министр, как Вы расцениваете нынешний этап переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта: в частности, насколько близко сегодня, через 9 лет после установления режима прекращения огня, стороны стоят к решению проблемы?

2003 год - год выборов как в Армении, так и Азербайджане. Естественно, это привело к некоторому спаду активности в переговорном процессе. На наш взгляд, на данном этапе очень важно, чтобы карабахская проблема не стала предметом спекуляций во внутриполитических процессах, происходящих в этих республиках. И если в Армении, где президентские и парламентские выборы уже позади, удалось избежать такого развития событий, то в Азербайджане, где в октябре предстоят выборы главы государства, можно с большой долей вероятности спрогнозировать, что практически все претенденты на президентский пост в ходе предвыборной борьбы попытаются разыграть карабахскую карту.

Что касается готовности сторон прийти к окончательному и взаимоприемлемому соглашению, то должен отметить, что за минувшие 9 лет шанс приблизиться к развязке карабахского узла появлялся не раз. Однако без установления атмосферы доверия эта задача выглядит труднодостижимой. С этой целью Нагорный Карабах подготовил и предложил вниманию посредников и своего оппонента целый комплекс конструктивных мер, реализация которых, на мой взгляд, позволила бы в определенной мере продвинуться на пути к созданию доверительных отношений между сторонами.

Вынужден с сожалением констатировать, что наши предложения так и не получили ответа азербайджанской стороны. Тем не менее считаю, что поиск точек соприкосновения сторонам необходимо продолжить, чтобы в перспективе наладить сотрудничество в сферах, представляющих взаимный интерес.

В последнее время азербайджанская сторона часто говорит о несостоятельности Минской группы ОБСЕ в деле урегулирования конфликта. Как Вы считаете, исчерпала ли свою миссию МГ?

Минская группа со дня своего создания приложила немало усилий для разрешения нагорно-карабахской проблемы, и сейчас она продолжает эффективно работать и изыскивать пути достижения всеобъемлющего и взаимоприемлемого урегулирования конфликта. Мы убеждены, что проблема должна быть решена именно в рамках Минской группы ОБСЕ, так как формат самой МГ ОБСЕ и, в первую очередь - ее сопредседателей, является наиболее оптимальным и представляет действенный инструмент для разрешения данного конфликта.

Участившуюся в последнее время критику в адрес Минской группы ОБСЕ и ее сопредседателей со стороны первых лиц Азербайджана, на наш взгляд, необходимо рассматривать в контексте предстоящих президентских выборов в этой республике. Очевидно стремление властей Азербайджана свалить всю вину за неудачи на всех фронтах на Минскую группу ОБСЕ. Между тем общеизвестно, что мирный процесс зашел в тупик по той причине, что, в отличие от НКР и Армении, Азербайджан отказался принять последние предложения Минской группы ОБСЕ.

Господин Гулян, как Вы полагаете, не проще ли было достичь урегулирования нагорно-карабахского конфликта с привлечением к переговорному процессу карабахской стороны?

Нагорный Карабах на этом как раз и настаивает. В своей позиции мы исходим из той очевидной истины, что лишь при полноценном участии карабахской стороны переговоры могут быть наиболее эффективны для достижения скорейшего и прочного урегулирования конфликта. Напомню, что реальный прогресс в процессе урегулирования - заключение 12 мая 1994 года соглашения о прекращении огня - стал возможным лишь после того, как Нагорный Карабах принял участие в переговорах в качестве полноправной стороны конфликта.

Мы не раз подчеркивали, что соблюдение режима прекращения огня без участия третьих сил указывает на тот потенциал, который есть у сторон для достижения политического решения конфликта. К сожалению, этот потенциал используется не в полной мере, на наш взгляд, по вине Азербайджана, пытающегося вытолкнуть Нагорный Карабах из процесса урегулирования. Официальный Баку отказывается учитывать сложившиеся реалии - Нагорно-Карабахская Республика является серьезным фактором в регионе и непосредственной стороной конфликта. С активизацией процесса урегулирования первостепенной задачей должно стать возобновление полноценных переговоров с непременным участием карабахской стороны, ибо без учета мнения народа и властей Нагорного Карабаха достичь реального политического урегулирования конфликта невозможно. А значит, мир и стабильность в регионе требуют вовлечения Нагорного Карабаха в переговорный процесс.

В прошлом году с целью поддержки переговорного процесса был создан формат личных представителей президентов Армении и Азербайджана. Как Вы думаете, насколько действенен этот формат?

Создание формата личных представителей президентов Армении и Азербайджана является позитивным моментом для поддержания диалога между президентами Армении и Азербайджана. Однако переговоры личных представителей глав Армении и Азербайджана, равно как и диалог самих президентов РА и АР, никоим образом не могут подменить собою полноценных переговоров в трехстороннем формате, о значении которых я уже говорил. И следовательно, вопрос их возобновления сохраняет свою актуальность. Кстати, международные посредники и политическое руководство Армении не раз высказывались о необходимости подключения Нагорного Карабаха к переговорному процессу.

Можно ли спрогнозировать, как отразится на переговорном процессе смена главы азербайджанского государства? Ведь вероятность этого довольно велика, учитывая состояние здоровья Гейдара Алиева и грядущие президентские выборы в Азербайджане.

Будем надеяться, что смена руководства в Азербайджане пройдет без особых потрясений, в рамках демократии, и к власти придут здоровые силы, осознающие безальтернативность мирного решения нагорно-карабахской проблемы. Разумеется, обеспечить перемирие в зоне конфликта позволяет военно-политический баланс сил, сложившийся в нашем субрегионе. Однако вызывает обеспокоенность другой аспект предстоящей предвыборной борьбы в Азербайджане, о чем я уже сказал выше. С приближением выборов все очевиднее становится желание политических сил этой страны использовать нагорно-карабахскую проблему во внутриполитической борьбе, что, несомненно, приведет к усилению воинственных и антиармянских заявлений. Возможны также попытки дискредитации Минской группы ОБСЕ, торпедирования всех мирных инициатив. Все это еще более осложнит и без того нелегкий мирный процесс. В этой связи необходимы усилия международных структур по недопущению осложнения обстановки как в самом Азербайджане, так и в регионе в целом. Совершенно очевидно, что новый лидер Азербайджана, пришедший к власти на волне антиармянских и реваншистских настроений, окажется заложником собственных, не до конца продуманных заявлений, что также отдалит перспективу окончательного урегулирования конфликта.