Каменные могилы ДНР. Как российские бойцы спасают древние изваяния
В конце сентября в украинском сегменте Сети и среди сочувствующих Киеву блогеров начала разгоняться новость о том, что бойцы ВС России якобы разграбляют заповедник «Каменные могилы» (Володарский район ДНР, у границы с Запорожской областью). Скоро «оккупанты» полностью уничтожат природное и историко-культурное наследие, внушали свой аудитории проукраинские паблики. Но это не просто ложь — дело обстоит, как говорится, «с точностью до наоборот».
Бойцы Росгвардии при выполнении боевых задач — содержание которых по объяснимым причинам не разглашается — в районе «Каменных могил» нашли и аккуратно извлекли из земли несколько каменных изваяний.
После чего, как проинформировал официальный Telegram-канал Росгвардии, находку обследовали специалисты и выяснили — фигуры датируются домонгольским периодом, XI–XII веками.
Артефакты были переданы Мариупольскому краеведческому музею — в рамках соглашения, которое он заключил с московским Центральным музеем войск национальной гвардии РФ.
«Один из основных пунктов нашего соглашения — сохранение исторической памяти и культурного наследия. Мы очень благодарны военнослужащим войск национальной гвардии за то, что, выполняя боевые задачи, они бережно относятся к артефактам и помогают сберечь их для потомков», — цитировал канал 360 директора Краеведческого музея Мариуполя Раису Божко.
Пропагандистские страшилки Киева, как водится, оказались ложью — российские силовики не уничтожают, а спасают культурное наследие освобождённых Донбасса и Приазовья.
Однако судьба загадочных статуй, подобных тем, что были найдены в «Каменных могилах», складывается не всегда так удачно для их сохранности. Кто их воздвиг и что с ними происходит во время СВО?
Идолы у Лукоморья
На всём протяжении огромной степи — от Иртыша до Дуная — такие изваяния, именуемые в народе «каменными бабами», встречаются повсеместно и чаще всего датируются XI–XIII веками. Их строителей древнерусские летописи звали половцами, а европейские — куманами. Это кочевые тюркоязычные племена кыпчакской ветви, близкие родственники современных казахов.
Дешт-и-Кипчак (как называли Половецкую степь персидские историки) простиралась от озера Балхаш и Иртыша до Карпат, охватывая и нынешние Центральное Черноземье и Донбасс. В нижнем течении Днепра жили половцы поднепровские, на Буге — соответственно, побужские.
Обитали степняки и у Лукоморья — по побережью Азовского и Чёрного морей, где оно образует заливы (слово «лука» означает излучину). От лукоморских половцев и сохранились многочисленные статуи, которые находили в нынешних ДНР, Запорожской и Херсонской областях.
Половцы кочевали по необъятной степи далеко не первыми.
С раннего бронзового века, с ямной культуры разные этнические группы осваивали эти пространства — пасли скот, грабили соседей и с появлением государств в Центральной Азии, современном Иране и Причерноморье, то есть рынков сбыта, захватывали рабов на продажу. До Великого переселения народов это были индоевропейские, преимущественно ираноязычные народы, а затем — тюркские и монгольские. Гунны, авары, хазары, печенеги, торки… Разве что угры, предки венгров, были родом из другой части Азии.
Все степняки приблизились к созданию собственного государства. Венгры, поселившись в Паннонии, стали католиками, и их государственность на месте до сих пор. Хазарская знать приняла иудаизм и стала выпускать документы, но целостного механизма управления своими подданными так и не создала. Ни те, кто были в степи до них, ни после, к письменности так и не подобрались. Словарь половецкого языка «Codex Cumanicus» был составлен европейцами только в 1301 году, когда монголы прошлись по степи и фактически истребили её прежних обитателей.
И историю за кочевников писали другие — греки, римляне, арабы, персы и русские. Вплоть до китайцев, фиксировавших у своих северных границ отправную точку их движения на запад.
Из древнерусских летописей мы знаем, как князья боролись с половцами и, наоборот, вступали с ними в союзы против своих соседей и родственников. Вступали Рюриковичи и в браки с дочерьми половецких ханов, как Юрий Долгорукий или Владимир Игоревич. Столкновения между половцами и русичами описаны достаточно подробно. И «Слово о полку Игореве» поэтизирует лишь один из походов в степь в 1185 году.
Спецоперация Мономаха
Русский историк Пётр Голубовский в своей книге «Печенеги, Торки и Половцы до нашествия татар. История южно-русских степей IX–XIII вв.», вышедшей в Киеве в 1884 году, подробно перечислил места тогдашних боестолкновений. И если их наложить на карту СВО, то совпадений окажется немало.
Территория современных Полтавской, Сумской, Курской и Харьковской областей в течение почти двух веков была линией разграничения между Русью и половцами.
Например, поход Владимира Мономаха 1097 года проходил в окрестностях Изюма. Неподалёку, в современном Изюмском районе, находилась и описанная в «Слове о полку Игореве» река Каяла. Там и происходили 839 лет назад события столь же печальные, как и в сентябре 2022 года.
Половецкие захоронения были найдены и на территории современного Харькова, но никакого города Шарукани там не прослеживается, только руины древнерусского городища Донец на реке Уды.
В 1127 году, то есть почти 900 лет назад, половцы напали на северские земли. Лаврентьевская летопись сообщает: «Всеволод (Ольгович) послался на половцѣ. И приде их семь тысящ… И изьимаша послы их на Локне». Именно в районе этой речки в Курской области сейчас идут бои. Большое количество пленных вывели кочевники из Курской земли в 1139 году.
«Два-три кургана, видимых поднесь»
Монгольское нашествие положило конец половецким кочевьям. Степь, где раньше паслись стада, превратилась в безлюдное Дикое Поле на целых четыре столетия. Как писал Фёдор Тютчев под впечатлением от поездки по Орловской губернии (которая в средние века также была частью Половецкой степи),
От жизни той, что бушевала здесь, / От крови той, что здесь рекой лилась, / Что уцелело, что дошло до нас? / Два-три кургана, видимых поднесь… / Да два-три дуба выросли на них, /Раскинувшись и широко, и смело.
Половцы были преимущественно язычниками. И погребальный обряд их предполагал положение в курган вместе с покойным оружия, домашней утвари и лошадей. Над насыпью ставилась каменная статуя, по которой и сегодня можно определить пол покойного или покойной.
Женщины обычно держат в руках разные сосуды, а мужчины — мечи. Сохранилось более двух тысяч таких изваяний. Они пережили и войны, и активное сельскохозяйственное освоение края.
Каменные бабы и «бронзовая бабушка»
В процессе русского освоения края и превращения Дикого Поля в Слобожанщину и Новороссию поселенцы встретились со следами степной жизни прошлого.
Каменных баб свозили в барские усадьбы. Так, например, поступил известный персонаж истории Харькова XVIII–XIX веков, отставной майор (служил у самого светлейшего князя Потёмкина), «весельчак и самохвал» Юрий фон Минстер. Он поставил половецкие статуи у каретного въезда в свою городскую усадьбу.
Люди попроще разбивали «баб» на части, чтобы использовать в качестве гнёта для бочек с квашеной капустой и компостных ям.
Затем статуи стали собирать в губернские города и ставить возле музеев, как в Харькове, Киеве и Екатеринославе — нынешнем Днепропетровске. В последнем рядом с ними поставили знаменитую «бронзовую бабушку» — статую Екатерины Великой, ранее бывшую приданым на свадьбу Пушкина. Но она не пережила советские времена.
В заповедниках «Каменные могилы» и «Хомутовская степь» или на острове Хортица также можно увидеть такие изваяния. «Парк-музей антропоморфных стел и половецких каменных изваяний», а в народе — «Парк с каменными бабами» устроен на территории Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (бывший Луганский пединститут).
Украинские разрушители
Горячая фаза конфликта в Донбассе 2014–2015 гг., а затем и СВО стали для них испытанием — точнее, главной опасностью стали обстрелы со стороны ВСУ, не щадящих якобы «своё, древнеукраинское» наследие. Во время обстрелов Донецка в 2014 году пострадал местный краеведческий музей. Журналист из ДНР Руслан Мармазов увидел такую картину, которую описал на портале Украина. ру:
«В музейном дворе символично сошлись две невероятно далекие друг от друга по времени, но совпадающие территориально эпохи. В смысле, присущие им артефакты. Это половецкие истуканы, изобильно в прошлом торчавшие по курганам в степи. И обломки украинской военной техники, набитые совсем недавно ополчением ДНР во время страшных боев за Саур-Могилу».
На горе Кременец у города Изюма сохранились восемь из девяти каменных половецких баб, одна разрушена почти прямым попаданием снаряда. Украинские власти, конечно, обвиняют в этом россиян, но если внимательнее посмотреть хронологию и направление обстрелов, то становится очевидным, что «держи вора!» громче всех кричит сам вор.
К счастью, статуи из «Каменных могил» не были уничтожены «защитниками Украины» и пополнят экспозицию мариупольского музея. И мы обязательно дождёмся тех дней, когда в русских городах, построенных на месте половецкой степи, артефактам прошлого не будет ничего угрожать.