Для введения местного самоуправления Ингушетии необходимо решить проблему спорных границ: мнение
Член альтернативного парламента "Народное собрание Ингушетии", бывший депутат официального парламента Магомед-Сали Аушев и руководитель ингушского отделения партии "Яблоко", также бывший депутат парламента, Дауд Гаракоев считают, что прежде чем ввести местное самоуправление, государственным органам Ингушетии предстоит решить множество проблем и, в первую очередь, проблему установления границ Ингушетии, которые являются спорными с двумя соседними республиками - Северной Осетией и Чеченской Республикой. Об этом Магомед-Сали Аушев и Дауд Гаракоев рассказали корреспонденту ИА REGNUM 14 ноября, комментируя одобренный 12 ноября Советом Федерации федеральный закон "О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике".
Магомед-Сали Аушев отметил, что считает невозможным установление местного самоуправления до тех пор, пока Ингушетии не будет возвращен Пригородный район в рамках осуществления федерального закона "О реабилитации репрессированных народов". В том, что до сих пор Пригородный район законодательно не закреплен за Ингушетией, Аушев винит бывшего президента Ингушетии Мурата Зязикова, который, по его мнению, всячески этому препятствовал.
"Местное самоуправление уже несколько лет назад должно было быть введено на территории всех субъектов Российской Федерации, и оно введено, за исключением Ингушетии и Чечни. Но в Ингушетии стоял и стоит вопрос, и он сохраняется до сих пор, - вопрос спорных территорий с Чеченской Республикой, где не установлена административная граница, и вопрос аннексированных территорий в пользу Северной Осетии. Пока Пригородный район не будет возращен под юрисдикцию государственных органов Ингушетии, ни о каком местном самоуправлении не должно идти речи. Чтобы не говорили, возвратом изгнанных со своих мест лиц ингушской национальности в Пригородном районе вопрос не решается, пока территория Пригородного района не будет в соответствии с законом "О реабилитации репрессированных народов" возвращена под юрисдикцию государственных органов Ингушетии", - заявил Аушев.
"Местное самоуправление не может вводиться частично на территории субъектов. В соответствии с ФЗ "О реабилитации репрессированных народов" все незаконно изъятые территории должны быть возвращены. А Пригородный район до сих пор не возвращен Ингушетии", - считает Аушев.
По его словам, еще в 2005 году по вопросу о введении местного самоуправления на территории РСО-Алании осетинская сторона проводила митинг возле мемориала жертвам сталинских репрессий. "Митинг проводился для того, чтобы обязать наш предыдущий парламент третьего созыва принять закон, устанавливающий территориальные границы Ингушетии, к чему нас обязывал и Конституционный суд Российской Федерации. Тогда Сунженским районным судом был принято решение, обязывающее парламент Ингушетии законодательно установить границы республики, включив в нее незаконно отторгнутые территории Пригородного района. Но парламент республики, депутаты парламента, не смогли найти достаточного мужества для данного шага. Тому, что такое решение, полностью соответствующее закону, не было принято, поспособствовал экс-президент Ингушетии Мурат Зязиков. Впоследствии органы государственной власти Северной Осетии определили границы своих муниципальных образований, включив территории исконно ингушских населенных пунктов Пригородного района в органы своего местного самоуправления. Они обозначили органы местного самоуправления и провели выборы. Фактически сегодня на территории Пригородного района действует местное самоуправление Северной Осетии", - продолжит Аушев.
(Напомним, что в марте 2005 года в Назрани также прошел митинг с требованием решить вопрос о границах Ингушетии, и, в частности, о принадлежности Пригородного района, в котором приняли участие около 200 человек).
По мнению Магомед-Сали Аушева, решение о том, чтобы все-таки включить территорию Пригородного района в органы местного самоуправления Ингушетии, зависит от парламента Ингушетии. "У нас новый президент, и, возможно, ситуация с этим улучшится. Это изменение должно быть внесено в Конституцию Ингушетии, в ст. 109. Вопрос об отнесении Пригородного района должен решаться в соответствии с федеральным законодательством. Территория Пригородного района должна отойти к его законным хозяевам-ингушам, так что без обозначения этого вопроса об установлении местного самоуправления нельзя говорить. Северная Осетия не имеет никакого законного права включать в свои органы местного самоуправления территорию Пригородного района", - рассказал корреспонденту ИА REGNUM Магомед-Сали Аушев.
Дауд Гаракоев считает, что введение местного самоуправления не решит проблему коррупции, но сможет предоставить больший объем прав жителям населенных пунктов республики.
"Трудно сказать, как Ингушетия будет адаптироваться к местному самоуправлению. Вопрос адаптации больше относится к простым жителям Ингушетии. Конечно, уже стоит вопрос о том, насколько успешно будет исполняться местное самоуправление, если на территории Ингушетии отчасти не исполняется Конституция и нарушаются федеральные законы. Не решена проблема вынужденных переселенцев из Пригородного района. Постоянно сталкиваемся с внесудебными расправами силовиков над мирными жителями", - говорит Гаракоев.
Открытым остается вопрос о том, как сможет повлиять введение местного самоуправления на обстановку в Ингушетии. Здесь же возникает вопрос о границах республики. Они должны быть установлены. Вопрос - создаст ли установление границ республики прецедент? В этом вопросе масса краеугольных камней. Это и Пригородный район, исконно принадлежащий Ингушетии, но на территории которого сегодня действует местное самоуправление Северной Осетии. Разумеется, проблему коррупции и взятничества это тоже не снимет. Коррупция существует со времен Каина и Авеля. Искоренить ее законом о местном самоуправлении невозможно. Но можно, конечно, частично избавиться от нее, если в этом будут задействованы многочисленные органы власти и само население. Если местное самоуправление будет реально действовать, то это, вне всяких сомнений, наделяет жителей населенных пунктов республики большим объемом прав, что позволит им непосредственно участвовать в законодательно-исполнительной жизни своего населенного пункта", - отметил Дауд Гаракоев.
Напомним, что Пригородный район до 1992 года был зоной совместного проживания осетин и ингушей. После кровопролитного конфликта 1992 года район покинуло более 30 тысяч ингушских вынужденных переселенцев. Их возвращение по-прежнему остается одним из "больных" вопросов. По официальным данным государственных органов Ингушетии, в частности Миннаца, и правозащитных организаций, Пригородный район вынужденно оставили более 70 тыс. ингушей, и до сих пор не могут вернуться более 18 тыс. вынужденных переселенцев.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Временные ограничения на полёты ввели во всех аэропортах Москвы
- Первый полёт истребителя шестого поколения засняли на видео