Военный вестник. Челночная политика сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Брайза: Соглашение может быть подписано до весны 2008 года. В Степанакерте.

Военный вестник

Перестрелки

В азербайджанских СМИ вновь участились сообщения о нарушениях армянской стороной режима прекращения огня. Так, по сообщению Day.Az, вечером 18 октября были обстреляли позиции азербайджанской армии в селах Шыхлар (Агдамский район) и Куропаткино (Ходжавенский район). Согласно агентству, потерь нет.

По сообщению бакинской "525-й газеты", подразделения армянских вооруженных сил 21 октября с 18:50 до 19:00 с позиций, дислоцированных на безымянных возвышенностях Физулинского района, а также 22 октября с 02:15 до 02:35 с постов близ селения Чилябурт Тертерского района подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив позиции Национальной армии Азербайджана. Согласно газете, 22 же октября были обстреляны азербайджанские позиции близ селения Чилябурт Тертерского района, а 23 октября - близ селения Джавахирли Агдамского района. Газета пишет, что во всех случаях ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

По сообщению Day.Az, 24 и 25 октября армянская сторона нарушила режим прекращения огня на ходжавендском и физулинском направлениях. Были обстреляны позиции азербайджанской армии близ села Куропаткино Ходжавендского района и сел Ашагы Вейселли и Гараханбейли Физулинского района.

По сообщению 1news.az, 25 октября были обстреляны позиции азербайджанских войск около безымянной высоты "оккупированного" Геранбойского района. Согласно агентству, обстрелы велись также с армянских позиций на безымянных высотах села Ашагы Абдулрахманлы Физулинского района и села Джафарли Газахского района. Потерь нет.

На вопросы "АрмИнфо" ответил бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ (МГ), посол Владимир Казимиров:

"В последний период сильно активизировалась азербайджанская пропаганда, одним из проявлений которой являются ежедневные "сообщения" о нарушении армянской либо карабахской стороной режима перемирия. Армянская и карабахская стороны систематически опровергают такие сообщения. Есть ли у вас данные о том, действительно ли ситуация на линии соприкосновения напряженная либо это один из элементов картины "армяне-оккупанты"?

Мне уже не раз приходилось напоминать, что 6 февраля 1995 г. вступила в силу единственная договорённость в этом конфликте, оформленная под эгидой ОБСЕ, - бессрочное соглашение между АР, РА и Нагорным Карабахом об укреплении режима прекращения огня, определившее порядок улаживания инцидентов на линии соприкосновения. Подписали министры обороны, но с прямого благословения высших руководителей трёх сторон. К сожалению, оно не выполняется. Причём Ереван и Степанакерт не раз высказывали готовность вернуться к его выполнению, если так же поступит Баку. Но там по этому поводу упорно молчат уже много лет. Зато дня не проходит, чтобы Минобороны АР не сообщило о нарушениях и стрельбе со стороны армян. Значит, Баку хотел бы избавиться от инцидентов! Но почему же молчит о соглашении? Может, оно несовершенно, но почему тогда не предложить дополнить либо изменить его, в конце концов - заключить новое? Это же сакраментально: если какая-то сторона, а тем более государство не способно выполнять официально подписанное им соглашение, то зачем искать с ним новых договорённостей, соглашений или договоров? Просто не стоит. Стало быть, Баку дороже инциденты, чем жизни гибнущих в них собственных военнослужащих и мирных жителей.

Как вы считаете, насколько вообще велика сила пропаганды в вопросах урегулирования конфликтов и не пасуют ли Армения и НК в вопросах пропаганды?

К сожалению, роль пропаганды в карабахском конфликте чересчур велика и крайне негативна. Лжепатриоты и крикуны глушат робкие голоса трезвомыслящих людей, даже верховодят молчаливым большинством. Жаль, что ОБСЕ не продолжила той работы, которую вела Россия в годы карабахской войны, организуя встречи парламентариев, журналистов и телевизионщиков, религиозных деятелей, чтобы противопоставить трезвые голоса "партиям войны" во враждующих лагерях.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев периодически выступает с угрозами решить карабахский конфликт военным путем. Насколько реалистичны такие заявления и какой будет реакция со стороны международного сообщества в этом случае?

Ответ на такой вопрос многослоен, кратким не будет. На днях выходит в Москве журнал "Россия в глобальной политике", где мне пришлось разложить свой ответ "по полочкам": что значит эта воинственная бравада Алиева, сможет ли он перейти от слов к делу и с чем столкнулся бы тогда в международном сообществе? Ограничусь сейчас напоминанием, что согласно статье 9 своей конституции Азербайджанская Республика отвергает войну как способ решения международных конфликтов. Осмелится ли он изменить или нарушить отцовскую конституцию - посмотрим". ("АрмИнфо").

Азербайджан продолжает вооружаться

1 млрд 300 млн долларов планируется выделить на военные расходы Азербайджана в 2008 году. Об этом, по сообщению бакинского агентства "Туран", заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев на совещании, посвященном итогам социально-экономического развития страны за 9 месяцев 2007 года. По его словам, в текущем году военные ассигнования Азербайджана составили 1 млрд долларов. По словам Алиева, в условиях, когда "оккупационные силы" ведут себя на переговорах "неискренне", Азербайджан должен укреплять свой военный потенциал. "Никто не может нас вынудить отказаться от этого. Это наше суверенное право", - сказал Алиев. Он подчеркнул, что Азербайджан намерен и дальше принимать меры по повышению профессиональной подготовки армии, приобретать вооружения, создавать собственный военно-промышленный комплекс.

Польская компания Bumar, один из крупнейших производителей военной и гражданской техники, намерена предложить свою продукцию Азербайджану. Как сообщил директор отдела экспорта компании Влодзимеж Сташкевич, Азербайджан может приобрести у Bumar современную военную технику: военные вертолеты, танки РТ-91М "Тварды", машины технического обеспечения WZT-4, бронированные мостоукладчики "PMC Легуан" и инженерные машины MID-M. Вопросы возможного сотрудничества будут обсуждены в ходе второго заседания межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Азербайджаном и Польшей, которое пройдет 7-8 ноября в Баку. "Мы готовы для начала предложить Азербайджану свою продукцию по низким ценам", - сказал Сташкевич. Кроме военной техники, компания также производит двигатели и агрегаты для сельскохозяйственных машин, малогабаритные сельхозмашины, оборудование для шахтеров и нефтегазовой отрасли, которые будут предложены правительству Азербайджана, сообщил Сташкевич. ("Зеркало").

По сообщению "АПА", армянские подразделения начали военные учения на территории Агдамского района Азербайджана. Согласно агентству, учения проходят на горе Шахбулаг и в местности, называемой Узундере. В ходе учений используются тяжелая артиллерия, бронетехника, стрелковое оружие, сообщает "АПА".

Военная доктрина Армении

"В военной доктрине Армении республика берет на себя обязанности гаранта безопасности народа НКР". Об этом, передают "Новости-Армения", заявил министр обороны Армении Микаел Арутюнян, выступая в среду, 24 октября, на экспертных и общественных обсуждениях проекта военной доктрины в Институте национальных стратегических исследований Минобороны. "В преамбуле военной доктрины содержатся четкие положения, согласно которым Республика Армения является гарантом безопасности народа Нагорно-Карабахской Республики и избранного им пути развития", - сказал Арутюнян. Как отмечает агентство, военная доктрина Армении будет представлена на утверждение президента республики в декабре 2007 года после международной экспертизы и обсуждений в правительстве, Национальном собрании (НС) и Совете национальной безопасности. Военная доктрина является ориентиром для всех государственных ведомств, ответственных за систему военной безопасности и обеспечивает их единую стратегию в деле обороны страны.

На заявление министра обороны Армении в Азербайджане откликнулись сразу. "Наличие в военной доктрине Армении утверждений, что эта страна является гарантом безопасности Нагорного Карабаха и избранного им пути развития, является лишним доказательством того, что Армения является оккупантом и агрессором". Об этом, комментируя по просьбе корреспондента Day.Az слова Микаела Арутюняна, заявил глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Это еще раз говорит о том, что вооруженные формирования Армении оккупировали азербайджанские территории и на сегодняшний день именно ее военнослужащие находятся на оккупированных территориях Азербайджана", - сказал он. По его мнению, передает агентство, это является прямым доказательством того, что вся пропаганда, которая ведется Арменией для того, чтобы показать всему свою миру непричастность к военным действиям на территории Азербайджана, является всего лишь пустыми словами. Помимо этого, касаясь возможности проведения международной экспертизы военной доктрины Армении, в которой фактически говорится об "аннексии территорий соседней страны", Ибрагим подчеркнул, что международное сообщество, к которому АР обратится, настроено более реалистично. "Они четко понимают международное право и правила игры на международной арене. Думаю, что они направят правильные сообщения о неправильном подходе властей Армении", - заявил Ибрагим.

Турция и Иран

Азербайджан и Турция обсудили вопросы военного сотрудничества. Как сообщили 19 октября в МИД Азербайджана "525-й газете", переговоры прошли между главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым и замминистра иностранных дел Турции Уналом Чевикозом. Детали встречи не раскрываются. Согласно МИД АР, обсуждались вопросы безопасности, военно-политического и евро-атлантического сотрудничества.

"Турция поощряет Азербайджан не идти на уступки в отношениях с Арменией". Об этом, передает "АрмИнфо", заявил в интервью агентству Associated Press премьер-министр Армении Серж Саркисян. По его словам, армяно-турецкие отношения не напрямую, но влияют на армяно-азербайджанские отношения. "Турция также является членом Минской группы ОБСЕ, сопредседатели которой сегодня очень активно заняты процессом переговоров. Но турки постоянно привязывают армяно-турецкие отношения к армяно-азербайджанскими отношениями. В итоге, будучи в плохих отношениях с Арменией, они косвенно поощряют Азербайджан не идти на уступки в отношениях с Арменией. Таким образом, Турция в этом конфликте однозначно и безоговорочно защищает Азербайджан", - подчеркнул премьер, добавив, что нет ни одного государства, которое в этом вопросе безоговорочно защищало бы армянскую сторону.

"Глава правительства рассуждает на уровне школьника, играющего в "морской бой" в тетрадке в клеточку. От официального человека его ранга в мире ожидают гораздо более серьёзных заявлений, а не интерпретации простой формулы "враг моего друга - мой враг". Так прокомментировал заявление армянского премьера в беседе с Day.Az азербайджанский политический обозреватель Вугар Сеидов, назвав такое суждение "примитивным". Как отметил политолог, тот факт, что в карабахском конфликте Азербайджан твёрдо стоит на своём, является свидетельством принципиальной позиции официального Баку и всего народа Азербайджана, а не следствием воздействия каких-то внешних сил. "Воздействовала бы Турция на Азербайджан или нет, будь на месте Турции хоть США или Берег Слоновой Кости, позиция Азербайджана твёрдая и принципиальная - любое самоопределение двухобщинного народа Нагорного Карабаха при условии неизменения карты Азербайджана. Это просто и справедливо, при этом интересы обеих сторон будут учтены", - сказал он. Сеидов заявил также, что "своего лимита уступок Азербайджан уже достиг". По его словам, "Армения без азербайджанцев и Азербайджан с широкой армянской автономией - это самый большой компромисс (причём бескровный) с нашей стороны, закрепляющий изменения баланса, произошедшие с 1988 года". "А изменения баланса, безусловно, в пользу Армении - это апгрейд армянской автономии в Азербайджане и избавление своей страны от почти десятипроцентного азербайджанского нацменьшинства", - заявил Сеидов. По его мнению, больше этой уступки никто в мире ожидать от Азербайджана ничего не должен, "в противном случае Азербайджан вынудят силой восстановить нарушенный баланс".

Иран создал несколько военных баз, которые охраняют плотину, расположенную на ирано-азербайджанской границе, на территориях, находящихся под "армянской оккупацией". Об этом, пишет бакинская газета "Эхо", сообщил представитель Движения национального пробуждения Южного Азербайджана в Азербайджанской Республике Агры Гарадаглы. По его словам, пишет газета, армянские войска отошли вглубь азербайджанской территории. Гарадаглы также сообщил, что по имеющимся у них сведениям иранцы создали три или четыре базы. "В основном там служат военнослужащие-персы. Хотя среди них имеются и военнослужащие других национальностей, в том числе и азербайджанцы, однако у этих наших соотечественников отсутствуют национальные чувства, и они служат интересам Ирана. Нашим информаторам не удалось выяснить, сколько именно военнослужащих находятся на этих базах. Кроме того, они пользуются поддержкой иранских пограничников, дислоцирующихся на ирано-азербайджанской границе", - продолжил он. Помимо этого Гарадаглы указал, что, хотя на вышеупомянутых базах и отсутствует тяжелая военная техника, там есть средние виды вооружений, в том числе легкие артиллерийские установки. Гарадаглы также сообщил, что власти Ирана продолжают переселять иранских азербайджанцев, проживающих на ирано-азербайджанской границе, неподалеку от плотины. "В основном их переселяют в городок Хумарлы и поселок Джалаллы", - отметил он. В свою очередь глава пресс-службы Министерства иностранных дел АР Хазар Ибрагим сообщил "Эхо", что МИД Азербайджана не располагает сведениями о такой деятельности Ирана. Тем не менее он также указал, что "представители посольства Азербайджана в Иране постоянно наблюдают за ситуацией".

Челночная политика сопредседателей Минской группы ОБСЕ

22 октября в Париже начались очередные консультации между сопредседателями Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзой (США), Бернаром Фасье (Франция) и Юрием Мерзляковым (Россия). Сопредседатели обсудили переговорный процесс, итоги прошедших на прошлой неделе отдельных встреч сопредседателей с главами МИД Азербайджана и Армении, а также предстоящий визит в регион. Как сообщает бакинская "525-я газета", из офиса Фасье сообщили, что по итогам консультаций была согласована программа визита сопредседателей в регион. Также отмечалось, что минская "тройка" рассмотрела некоторые новые предложения. По мнению газеты, новый визит в регион минской "тройки" вызывает интерес. "Видимо, сопредседатели хотят добиться какой-либо положительной отметки накануне президентских выборов в Армении и, как всегда, завершить год на положительных нотах", - пишет газета, по мнению которой, "прикрываясь предстоящими президентскими выборами, Армения не будет проявлять интерес к переговорному процессу". "Также можно сказать, что для Роберта Кочаряна, время правления которого подойдет к концу через четыре месяца, процесс переговоров по карабахскому урегулированию остался позади и проявление им активности в этом вопросе в оставшийся период времени не кажется реальным".

В те же дни, сообщает бакинская газета "Зеркало", американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза отметил, что в данный момент позиции Армении и Азербайджана по вопросу урегулирования карабахского конфликта очень близки: "Позиции настолько близки, что осталось согласовать всего несколько технических вопросов". Одновременно, по словам американского сопредседателя, вряд ли стоит ожидать в ближайшее время организации очередной встречи президентов двух стран. "В проведении встречи двух президентов еще нет необходимости", - заявил Брайза. Газета считает, что международные посредники ведут себя "не лучшим образом". "Не будем говорить о позиции России. С нею все ясно. Россия ведет себя так, как и должно вести себя государство в отношении собственного, причем единственного, "форпоста на Южном Кавказе". Что касается США, то, считает "Зеркало", несмотря на декларации Вашингтона о заинтересованности в скорейшем урегулировании конфликта, на деле американская политика в этом вопросе не способствует реализации заявленной цели. "По сути, политика Вашингтона в армяно-азербайджанском конфликте направлена на поощрение агрессора".

В Баку в свете предстоящего визита дипломатов призывают не ждать чего-то особенного от МГ ОБСЕ, роль которой сводится к тому, чтобы не допустить возобновления полномасштабных военных действий между Арменией и Азербайджаном, пишет бакинская газета "Эхо". Как заявил газете депутат азербайджанского парламента Захид Орудж, каких-либо основательных шагов для разрешения конфликта МГ ОБСЕ не предпринимает. "По моему глубокому убеждению, работа МГ ОБСЕ никогда не была направлена на решение конфликта, напротив, способствовала сохранению сложившейся ситуации. При этом каждая из стран сопредседателей преследует свою цель, то есть воюющие страны управляются посредством нерешенного конфликта". Как напомнил Орудж, недавно президент Армении заявил, что до окончания срока его правления урегулирование конфликта не будет достигнуто. "О чем может идти речь в таких условиях? Что могут привезти с собой нового сопредседатели МГ ОБСЕ? - удивляется депутат. - Мы должны подумать и проанализировать: варианты привлечения новых сил в наш регион, изменение формата МГ ОБСЕ и т.д. То есть постараться аккумулировать мысли политической элиты страны".

По словам пресс-секретаря МИД РА Владимира Карапетяна, сопредседатели намерены представить новые идеи и формулировки по вопросам, по которым пока не достигнуто согласие. Комментируя заявление пресс-секретаря МИД Азербайджана Хазара Ибрагима, согласно которому "Баку рассчитывает на то, что сопредседатели МГ ОБСЕ представят Армении необходимость проявления конструктивного подхода в вопросе карабахского урегулирования", Карапетян сказал, что армянская сторона всегда настроена конструктивно. "Мы не ждем того, чтобы нам это предложили, мы сами надеемся на то, что процесс сдвинется с места и будут достигнуты ощутимые сдвиги", - сказал пресс-секретарь МИД РА. ("Республика Армения").

24 октября президент РА Роберт Кочарян принял сопредседателей Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова (РФ), Мэтью Брайзу (США) и Бернара Фасье (Франция), а также личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика. По сообщению "Ноян Тапан", ключевым вопросом обсуждений был нынешний этап мирного урегулирования карабахского конфликта, в частности те вопросы, относительно которых стороны пока не пришли к соглашению. В тот же день, передает агентство, сопредседателей МГ ОБСЕ принял министр иностранных дел РА Вардан Осканян.

Коснувшись в ходе своей пресс-конференции визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион, министр иностранных дел РА Вардан Осканян отметил, что эти визиты начали приобретать "характер челночной дипломатии". По его словам, основной причиной является то, что до президентских выборов в Армении осталось очень немного времени и это обстоятельство затрудняет возможность организации встречи между президентами Армении и Азербайджана. Министр выразил надежду на то, что "челночная политика будет эффективной". По мнению Осканяна, сопредседатели попытаются в ходе своих визитов сблизить позиции сторон конфликта по вопросам, по которым пока не достигнуто соглашение. ("Ноян Тапан").

Глава МИД Армении Вардан Осканян заявил, что положительно оценивает прошедшие в Ереване встречи сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Как передает ИА REGNUM, по словам главы МИД, в ходе встречи были обсуждены и уточнены все несогласованные вопросы. "Сопредседатели направились в Баку, и при необходимости они вернутся в Ереван в субботу для обсуждения с армянской стороной ответов, прозвучавших в Баку". "Переговорный процесс протекает в нормальном русле, о результатах будет объявлено", - добавил министр. Осканян также сообщил, что в ходе визита сопредседатели не выдвигали новые предложения по урегулированию. "Все знают, что конкретно есть сегодня на столе переговоров, разногласия также очевидны, и сопредседатели активно ведут челночную дипломатию для сближения позиций сторон", - отметил он. Комментируя непрекращающиеся заявления Азербайджана об увеличении военного бюджета страны, Осканян заметил, что они не способствуют урегулированию конфликта. "Нам необходимо сосредоточиться на переговорах, существующий документ не исчерпал себя и имеет серьезный потенциал для решения вопроса. Если Азербайджан откажется от подобных заявлений и сосредоточится на переговорах, наши возможности увеличатся", - заключил он.

"До президентских выборов в Армении сопредседатели будут пытаться сблизить позиции сторон конфликта посредством челночной дипломатии. Дело в том, что до президентских выборов осталось совсем немного, и в этот период не будет больших возможностей для организации встреч президентов Армении и Азербайджана", - сказал министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в ходе своей пресс-конференции. Посему, отметил Осканян, у сопредседателей нет иного выхода, кроме как самим стать более активными и посредством челночной дипломатии попытаться сблизить позиции сторон и до президентских выборов достичь каких-то подвижек. "Проблемы всем ясны. Сегодня наряду с множеством согласованных вопросов есть и несогласованные, на которых и концентрируются посредники. В ходе каждого визита они пытаются выступать с предложениями, прояснить позиции сторон и сблизить их. В настоящий момент они находятся в Баку. Их встречи в Ереване были хорошими. Есть позитивные тенденции. Мы ждем, с чем они вернутся из Баку. В субботу сопредседатели снова приедут в Ереван, снова встретятся со мной, а в случае необходимости - и с президентом. Надеемся, эта челночная дипломатия даст какие-то результаты", - сказал глава МИД Армении. ("Республика Армения").

Газета "Новое время" отмечает, что в сообщениях о предстоящих в Азербайджане встречах сопредседателей твердо констатируется лишь то, что они обязательно проведут переговоры с главой МИД АР Эльмаром Мамедъяровым. Интересно, что о встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым сообщается лишь, что она "предположительно" может состояться.

На вопросы 1news.az ответил заведующий отделом международных связей аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов:

"На днях состоялась встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а сегодня должна начаться их очередная поездка в регион. Ваш комментарий по этому поводу.

О встрече сопредседателей и ее результатах можно будет обстоятельно говорить лишь после ее окончания. Конечно, после последней встречи двух президентов 10 июля в Санкт-Петербурге мы ожидаем от международных организаций и в целом от мирового сообщества, а также от Армении конкретной позиции по армяно-азербайджанской проблеме. От мирового сообщества мы ждем конкретного отношения к позиции Армении, а от Армении - более конструктивной позиции на переговорах. Пока ничего этого мы не наблюдаем. События последних месяцев показывают, что армянская сторона по-прежнему стремится под различными предлогами оттянуть очередную встречу и задержать переговорный процесс. Все знают, что именно армянская сторона всячески торпедирует переговорный процесс. Теперь в качестве предлога они приводят выборы. Но нас это не интересует - Азербайджан готов вести переговоры в любой обстановке.

Действительно ли выборы являются помехой для продолжения переговоров и сближения позиций сторон?

Конечно, нет. Если бы с армянской стороны имелась добрая воля, заинтересованность в выработке единой позиции, то ничто этому не помешало бы. Просто руководители Армении, издавна использующие армяно-азербайджанский конфликт в собственных конъюнктурных интересах для удержания у власти, непрерывно ищут те или иные предлоги и отговорки. Подойди они к делу прагматичнее, то поняли бы, что такая позиция противоречит интересам Армении и армянского народа. Ибо справедливое урегулирование конфликта отвечает и их интересам.

Ожидается ли в ближайшее время новая встреча президентов Азербайджана и Армении?

Пока мне об этом ничего неизвестно. Лишь после окончания этого турне можно будет сказать что-то определенное. Вероятно, наш министр иностранных дел проинформирует президента, а затем уже все будет ясно. То есть я не знаю, создадут ли эти переговоры в рамках турне предпосылки для встречи президентов или нет. Одновременно наш президент сказал, что мы хотим урегулировать конфликт. Если есть конкретная позиция, конкретная тенденция к этому, тогда президент на переговоры пойдет. В противном случае и смысла встречаться нет". (1news.az).

В отношении визита посредников азербайджанские политэксперты оказались настроены весьма пессимистично, пишет бакинская газета "Эхо". Экс-дипломат Расим Агаев считает, что "все происходящее в рамках деятельности МГ ОБСЕ является "переговорной рутиной". "Ждать каких-либо серьезных предложений не стоит. То есть какие-то вещи действительно обсуждаются, но это лишь детали, сопутствующие основным принципам. А принципы, связанные с судьбой Нагорного Карабаха, так и не урегулированы. Они и не могут быть урегулированы, потому что позиции сторон в этом смысле не сдвинулись ни на йоту - Азербайджан требует территориальной целостности с предоставлением внутренней автономии Нагорному Карабаху, а Армения настаивает на придании ему статуса и атрибутов безусловной фактической государственности. Вот в этом главном вопросе никаких подвижек нет и не ожидается. Тем более сейчас, когда дело движется к президентским выборам, внимание обеих сторон сосредоточено на внутренних проблемах". Глава Центра мира и разрешения конфликтов Эльхан Мехтиев отметил, что "целью посредников остается демонстрация того, что вот, мол, переговорный процесс продолжается и они на правильном пути, благодаря их усилиям встречаются высокопоставленные чиновники. А в реальности следует обратить внимание на недавние слова Роберта Кочаряна о том, что в этом году никаких продвижений в карабахском вопросе не ожидается. То есть это протянется до их выборов, после которых будет создано новое правительство в Армении, а потом начнутся такие же выборы в Азербайджане. Поэтому цель сопредседателей только в том, как они сами выражаются, чтобы процесс переговоров не останавливался, чтобы стороны сохраняли режим прекращения огня и между ними продолжался обмен мнениями. Все как на Ближнем Востоке".

Визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион не приведет к каким-либо изменениям в карабахском урегулировании, заявил в четверг, 25 ноября, журналистам в Ереване директор Кавказского института СМИ Александр Искандарян. "Я не вижу ничего такого в формате карабахского урегулирования, что может резко изменить ситуацию", - сказал Искандарян. По его словам, передает "АРКА", не стоит ожидать каких-то серьезных предложений по карабахскому урегулированию перед выборами в Армении и в Азербайджане, после выборов в Карабахе и в сложившейся ситуации вокруг Ирана. Политолог считает, что сегодняшнюю активность сопредседателей можно назвать рутинной.

Как сообщает информационный портал "Кавказский узел", глава азербайджанской общины Нагорного Карабаха Низами Бахманов сообщил о подготовке в формате Минской группы ОБСЕ встречи армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха. Возможность переговоров с армянской общиной Нагорного Карабаха в беседе с "КУ" не исключили и в МИД Азербайджана: "Но для этого официальный Ереван должен признать территориальную целостность Азербайджана". "Если возникнет необходимость, Баку может дать согласие на участие в переговорах армянской и азербайджанской общин НК. Такие вопросы уже обсуждаются", - отметил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров.

На вопросы "АрмИнфо" ответил бывший сопредседатель МГ ОБСЕ, посол Владимир Казимиров:

"Как вы считаете, не зашел ли в тупик переговорный процесс на нынешнем этапе, несмотря на заверения руководства Армении и Азербайджана? Возможны ли активные переговоры до завершения президентских выборов в Армении и Азербайджане?

Ваш вопрос уже содержит ответ, с которым я вполне согласен. Придётся ждать года два, но и это пока не сулит сдвигов.

В то же время видите ли вы готовность проявить политическую волю со стороны действующих властей той или другой стороны? Может ли на данном этапе общественность Армении и Азербайджана принять необходимость компромиссов и как долго Нагорному Карабаху суждено оставаться "внутренним рычагом давления"?

Абсолютно ясно, что ни одна сторона не получит всего, чего добивается. Но уяснить это общественность никак не может, живет в дурмане завышенных иллюзий, а у лидеров не хватает ни воли, ни смелости, чтобы помочь людям убедиться в этом. В дефиците сама культура компромисса. Многое могли бы сделать журналисты, но не смеют. В итоге радикалы и демагоги обманывают и обкрадывают оба народа. Нелепы и попытки решить судьбу Нагорного Карабаха без его участия. Рано или поздно придётся включить его в переговоры, но сначала потеряют ещё несколько лет.

Представители официального Баку периодически выступают с обещаниями предоставить "высочайший статус автономии" Нагорному Карабаху, но при этом не хотят уступить населению НК даже в мелочах, продолжая именовать Степанакерт "Ханкенди". Как вы считаете, можно ли назвать такую политику продуктивной и в состоянии ли Баку отказаться от нее или же ситуация зашла слишком далеко?

Это одна из многих непоследовательностей официальных властей Азербайджана. Шараханья из одной крайности в другую, от "самой современной автономии" к силовому реваншу и вытеснению армян лишь усиливают недоверие карабахских армян к Баку. Очень хотелось бы надеяться, что нынешний президент сможет выправить линию, но так нелегко поверить в это.

Усилиями азербайджанской стороны и ГУАМ в повестку Генассамблеи ООН включены уже два вопроса, касающихся нагорно-карабахского конфликта. Вопрос избитый, но все же: может ли принести хоть какую-то пользу обсуждение такого деликатного вопроса в такой, с позволения сказать, неоднородной структуре?

Это погоня за пропагандистскими очками - не более того. Реального влияния на урегулирование конфликтов Генассамблея ООН оказать не сможет. Если и вопреки четырем резолюциям Совета Безопасности ООН ещё год в Карабахе продолжались военные действия, да и поныне всеми сторонами не выполнено ни одного сущностного требования этих резолюций, то чего ждать от рекомендаций Генассамблеи ООН? К тому же представители многих государств ещё найдут на карте, где был СССР, а где там "заморозки" сковали четыре конфликта со странными названиями... Пойдёт просто "распродажа" голосов. Главная задача инициаторов этой затеи - возложить там вину за "заморозки" на тех, кто как раз помог остановить кровопролитие во всех четырёх конфликтах. А где они были, когда ещё лилась там кровь?

Еще один избитый вопрос. Сейчас активно решается вопрос Косово. При этом делаются категорические попытки представить косовский конфликт уникальным, со всеми вытекающими обстоятельствами. Как вы считаете, являются ли эти попытки демонстрацией двойных стандартов и каковы шансы непризнанных республик в этой борьбе?

Конечно, каждый конфликт специфичен, но вряд ли уникален: это не означает, будто вообще нет никаких сходств или аналогий, если не с этим, то с другим конфликтом. Но суть дела гораздо проще, чем нам морочат голову. Она состоит в том, какое совокупное сочетание характерных черт и особенностей конфликта с учётом позиций конфликтующих сторон в самых разных аспектах делает более действенным принцип территориальной целостности, а какое - принцип самоопределения. На мой взгляд, всё зависит от многоликой конкретики". ("АрмИнфо)".

Ни один президент Армении не может "сдать" Нагорный Карабах. Об этом заявил первый президент Армении Левон Тер-Петросян, выступая на многотысячном митинге в Ереване. Он призвал власти не вводить в заблуждение народ. По его словам, "сдача" не может произойти по двум причинам - будущее Нагорного Карабаха должен решить карабахский народ. Более того, решением Верхового Совета РА от 1992 года Армения не может подписать ни одного документа, который предполагает нахождение Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Левон Тер-Петросян заявил, что для него нагорно-карабахская проблема изначально была не вопросом территорий, а вопросом нарушения прав человека. "Неприемлемость нахождения НКР в составе Азербайджана связана не с невозможностью совместного проживания азербайджанского и армянского народов, не в религиозном антагонизме, а в том, что власти Азербайджана не в состоянии обеспечить безопасность карабахского народа", - отметил он. (ИА REGNUM).

Брайза: Соглашение может быть подписано до весны 2008 года

Как сообщает 1news.az, комментируя заявление президента Армении Роберта Кочаряна о том, что, скорее всего, до завершения президентских выборов в Армении и Азербайджане соглашение по нагорно-карабахскому конфликту достигнуто не будет, спецпредставитель Евросоюза по Кавказу Питер Семнеби заявил журналистам, что очень важно в этой связи сохранить то, что было достигнуто в ходе последних двух лет в рамках "пражского процесса" МГ ОБСЕ. "Думаю, что не стоит ждать окончания предвыборных кампаний. На время президентских выборов не надо тормозить переговорный процесс и проигрывать во времени. Переговорный процесс следует ускорить", - отметил Семнеби. Спецпредставитель по Южному Кавказу также отметил, что Евросоюз поддерживает работу МГ ОБСЕ. И изменение формата этой организации не стоит на повестке дня.

Рамочное соглашение по карабахскому урегулированию между Арменией и Азербайджаном может быть подписано до весны 2008 года. Как передает радио "Свобода", об этом сообщил сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза (США). "Есть вероятность того, что до президентских выборов в Армении, которые состоятся весной следующего года, главами государств Азербайджана и Армении будет подписано какое-то рамочное соглашение по нагорно-карабахскому конфликту", - заявил Брайза. По словам Брайзы, сообщает радио "Свобода", 24 октября в ходе встречи с сопредседателями Минской группы ОБСЕ президент Армении Роберт Кочарян посчитал возможным подписание "джентльменского соглашения" до президентских выборов. "Я сам задал такой вопрос президенту, и он сказал, что такая возможность есть, - сообщил бакинским журналистам Брайза и добавил: - Хотя, конечно, это не будет означать конца переговорного процесса". Американский дипломат выразил надежду, что следующий президент Армении поддержит это соглашение.

В Степанакерте

22 октября президент Нагорного Карабаха Бако Саакян принял предстоятеля Арцахской [Арцах - армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM] епархии Армянской апостольской церкви архиепископа Паргева Мартиросяна. Согласно сообщению Главного информационного управления аппарата президента НК, собеседники обсудили взаимоотношения между государством, церковью и обществом. В ходе встречи рассматривался также ряд вопросов, касающихся подготовки к предстоящему в ноябре с. г. в США телемарафону в поддержку Арцаха. (сайт МИД Нагорного Карабаха).

Как сообщает степанакертская газета "Азат Арцах", 23 октября президент НК Бако Саакян посетил ряд объектов сферы здравоохранения и образования республики, в частности Республиканский кожно-венерологический диспансер, бюро судмедэкспертизы Министерства здравоохранения НКР, инфекционную больницу, степанакертские филиалы Ереванского института менеджмента и Армяно-Российской гуманитарной академии, а также Центр стандартизации, метрологии и сертификации. Основной целью поездки было ознакомление с ситуацией в этих учреждениях и их проблемами. Президент подверг резкой критике санитарно-гигиенические и рабочие условия в этих медицинских и образовательных заведениях. Саакян поручил в короткий срок устранить имеющиеся недостатки, отметив, что государство окажет содействие в этом вопросе. Во время поездки президента сопровождали премьер-министр Ара Арутюнян, министр здравоохранения Армен Хачатрян и мэр Степанакерта Вазген Микаелян.

24 октября президент НКР Бако Саакян принял членов технической комиссии по использованию и охране водных систем Республики Армения во главе с председателем комиссии ректором Ереванского государственного архитектурного университета Ованнесом Токмаджяном. Собеседники обсудили вопросы, касающиеся гидротехнической и градостроительной сфер Арцаха. Обсуждался вопрос улучшения водоснабжения города Степанакерта, а также строительства небольших гидроэлектростанций. В то же время была отмечена необходимость подготовки молодых специалистов. На встрече присутствовали премьер-министр НКР Ара Арутюнян, председатель Государственного комитета водного хозяйства Сейран Микаелян и мэр Степанакерта Вазген Микаелян, сообщило Главное информационное управление аппарата президента НКР. ("Азат Арцах").

ЦИК Карабаха подвел окончательные итоги состоявшихся в минувшее воскресенье муниципальных выборов. В четырех селах выборы были признаны несостоявшимися, и там 4 ноября состоится повторное голосование. В двух населенных пунктах результаты голосования были обжалованы в суде. В итоговом сообщении ЦИК отмечается, что выборы прошли в соответствии с демократическими стандартами. Однако предстоит еще многое сделать в направлении уточнения избирательных списков и составления избирательного регистра, решения различного рода организационных вопросов, повышения активности избирателей. Согласно данным ЦИК, в ходе выборов был переизбран 101 из 156 глав общин. Новые главы 50 общин в основном беспартийные. 37 из ныне действующих глав общин являются членами Демократической партии, 15 - "Дашнакцутюн", по два - партии "Свободная Родина" и компартии. В целом 100 глав общин позиционируют себя как беспартийные. (KarabakhOpen).

Премьер-министр Ара Арутюнян подписал постановления о новых назначениях. Как сообщает KarabakhOpen, Карлен Петросян назначен начальником Контрольной службы премьер-министра НКР. Глава Контрольной службы правительства Грант Мелкумян переведен на должность начальника отдела Контрольной службы по выполнению поручений премьер-министра и жалоб и заявлений граждан. Другим постановлением премьер-министра Валерий Балаян назначен начальником управления по производственным инфраструктурам аппарата правительства.

19 октября у премьер-министра Нагорного Карабаха Ара Арутюняна состоялось совещание с участием министров сельского хозяйства и финансов, а также глав районных администраций. Как сообщает "Кавказский узел", обсуждались вопросы, связанные с предоставлением землепользователям беспроцентных кредитов на осуществление сева озимых. До этого года собственники земли пользовались государственными кредитами в виде дизтоплива и семян. В этом году объявили, что новое правительство предоставит собственникам и арендаторам земли финансовые кредиты. На совещании обсуждались объемы кредитного содействия крестьянам и механизмы выдачи и контроля. Дело в том, что до сих пор не возвращены кредиты, выданные в течение последних нескольких нет. Причем, как сказал премьер-министр на совещании, должны государству не рядовые крестьяне, а крупные арендаторы. Исходя из этого опыта, участники совещания попытались определить оптимальный механизм выдачи кредитов.

Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что в Нагорном Карабахе опубликован список крупнейших налогоплательщиков республики за 2007 год. Список, как и в прошлые годы, возглавляет горнодобывающая компания "Бейз Метлз", заплатившая с начала года в бюджет около 1 млрд 877 млн драмов (около $6 млн). На втором месте находится ЗАО "Карабах Телеком" - около 533 млн драмов, а на третьем - Арцахэнерго (около 361 млн драмов).

Степанакертская электронная газета KarabakhOpen предложила своим читателям ответить на вопрос, противоречат ли европейские ценности национальным императивам. Более половины опрошенных ответили на данный вопрос положительно. Причем наибольшее количество противников европейской интеграции оказалось среди читателей русскоязычной версии KarabakhOpen. 38% опрошенных не видят в евроинтеграции опасности для национальных ценностей, еще 9% считают, что европейские ценности в определенной степени противоречат национальным императивам.