Внутренняя политика

За последнюю неделю октября киргизская пресса активнее всего обсуждала тему предстоящего митинга. Чем меньше времени до него оставалось, тем явственнее становились опасения беспорядков и мародерств, тем ярче и острее высказывались политики, выступая "за" и "против" протестной акции. Власти использовали любую возможность, чтобы доказать обывателям, что "митинг - это плохо" и продемонстрировать политическим противникам готовность пойти на переговоры. Оппозиционеры же, напротив, старательно пытались привлечь в свой стан новых сторонников, и тем самым "увеличить свой вес" на переговорах.

"Обеспокоенность царит и в душах простых обывателей. Известно, что торговцы магазинов и ларьков ко 2 ноября сворачивают свой бизнес, опасаясь повторения мартовских погромов. В воздухе витает страх, - пишет правительственная газета "Слово Кыргызстана" и добавляет, - все это работает на руку оппозиционерам, привыкшим именно к такой реакции. И благодаря ей постоянно держащим власть и общество в напряжении". По мнению издания, на митинги обращать внимания не стоит, "собака лает - караван идет", впрочем, полностью акции протеста игнорировать не стоит, просто надо охранять правопорядок и наблюдать за тем, как Киргизия приобретает статус демократичной страны, благодаря митингам. "Ну и пусть себе митингуют, укрепляя расхожий имидж страны, как островка демократии. Главное, чтобы ситуация не вышла из-под контроля. А это уже забота исключительно действующей власти. На этом ей и нужно сконцентрироваться".

Впрочем, сами организаторы митинга в очередной раз заверили - "беспредела не будет". Совместно с правоохранительными органами, на которые они, кстати, возложили основную ответственность за охрану порядка в столице, лидеры движения "За реформы!" намерены проводить митинг мирно, без инцидентов.

"Мы понимаем всю ответственность и хотим, чтобы этого не было, предпринимаем меры. Пусть милиция работает не против организации митинга, а против нарушений правопорядка. Если же они со всех районов сосредоточат силы в центре столицы и 2 ноября Бишкек останется без милиции, тогда, возможно, и будут всякие эксцессы. Но мы предпринимаем меры. У нас должна состояться встреча членов штаба с предпринимателями, владельцами кафе, магазинов, рынков. Мы попросим их, чтобы они организовали свою охрану, и никто не мог подумать, что остались без присмотра. Еще раз хочу заявить: у штаба нет планов захвата зданий. Будем требовать лишь добровольной отставки тандема". ("Вечерний Бишкек")

Президент, слухи о возможном "свержении" которого "гуляют" по столице, говорит об уверенности в себе и старается "охладить горячие головы". "Вы меня своей силой не пугайте, - заявил Курманбек Бакиев. - Все действия организаторов митинга 2 ноября будут четко фиксироваться сотрудниками правоохранительных органов. И в случае нарушения закона, виновные понесут заслуженное наказание. Вне зависимости от положения и статуса. Помните, если застанут на месте преступления, то его можно привлечь к уголовной ответственности, несмотря на статус неприкосновенности", - сообщает "Комсомольская Правда в Кыргызстане".

Беспокойство горожан росло, разнообразные слухи "расползались" по Бишкеку, бизнесмены эвакуировали свои товары. Никто не хотел оказаться на месте тех, кого в марте 2005 "смело революционной толпой". Вот как прокомментировал происходящее "Вечерний Бишкек": "Считанные дни отделяют нас от 2 ноября. И вновь - который уж раз за последнее время - напряжение в обществе стремительно нарастает, нервы у многих и очень многих подобны натянутой струне. Порой кажется, что все происходящее - просто смутный сон, который однажды все-таки должен закончиться, и на смену ему придет нормальная, спокойная реальность. Но этот сон, к сожалению, и есть наша реальность, от которой не уйти и не спрятаться".

В печати появились заявления "общественности" с призывами ограничить проведение митингов, а то и просто запретить их. "Вечерка" опубликовала заявление "работников культуры", в котором те призывали объявить мораторий на митинги. Как утверждают представители интеллигенции, "2 ноября - День работников культуры, когда единственный раз в году мы отмечаем свой профессиональный праздник". "В связи с этим хотелось бы чуточку расслабиться и устроить для себя праздник. К сожалению, именно на день праздника отдельные политики планируют митинг, который омрачает не только наш праздник, но и настроение всех мирных жителей города", - отмечается в статье.

Агитация разделила киргизстанцев на "наших", "не наших" и тех, кому все "по фигу", отмечают СМИ. Последних оказалось гораздо больше. Первые две группы готовы и хотят бороться и доказывать "что-то", последние устали от потрясений и желают лишь спокойствия. "Одни поддерживают инициаторов бессрочного митинга, другие категорически против него, полагая, что не то время на дворе, чтобы усугублять и без того очень непростую ситуацию" ("Моя Столица. Новости"). Усталость большинства легко объяснима: так, по сведениям той же "МСН", только за прошлый год по Киргизии "прокатилось около 4,5 тысячи больших и малых акций протеста".

Тактику достижения своих целей озвучил в интервью "Вечернему Бишкеку" один из лидеров движения "За реформы!" Темир Сариев. "Когда второго числа соберемся, будем просить, чтобы работники Дома правительства покинули здание и рабочие места, дадим им возможность выйти. Но намерения заходить в "Белый дом" и захватывать власть нет. Мы об этом четко и ясно говорим. Просто будут блокироваться "БД" (Белый Дом - прим. ИА REGNUM) и некоторые учреждения. Поставим палаточный городок и будем оказывать давление, чтобы президент выполнил решение митинга. Мы уже закупили около 300 палаток. Есть несколько человек, желающих ставить юрты, может, их будет около 10. Количество людей, по подтвержденным спискам, до 30 000".

Как стало известно "Комсомольской Правде в Кыргызстане", митингующие намерены выйти на площадь под... красными знаменами. "Нынешняя оппозиция решила вернуть традиции большевиков и выйти на митинг 2 ноября под красными флагами. Объяснили свой выбор весьма пафосно. Дескать, это цвет государственного флага Киргизии. "Красный цвет символизирует патриотизм и высокое чувство ответственности за судьбу киргизской государственности, - заявил член движения "За реформы!" депутат Темир Сариев. - Символика митинга призвана объединить всех граждан и политические движения, выступающие за честную власть и болеющие за судьбу нашей Родины".

Предполагаемый цвет особого энтузиазма в народе не вызвал, киргизские коммунисты оппозиционеров за "своих" не приняли. Некоторые же политологи вообще связали кумач не со "светлым будущим", а с пролитой кровью. "Очень не хотелось бы, чтобы Киргизия пережила еще одну "цветную" революцию, тем более под красным цветом - цветом крови, - сообщил "Комсомолке" политолог Эмильбек Байкоджоев. - Если оппозиция выбрала цвет крови, то и переворот будет соответствующим".

Издания, близкие к нынешним властям, обвиняли оппозиционеров во всех тяжких. "Моя столица - Новости": "Ни в одном нормальном обществе горстка политиканов ни при каких обстоятельствах не сможет взбаламутить общественно-политическую ситуацию в стране так, как это происходит сегодня у нас". Внешне нейтральные - давали высказаться и членам Движения "За реформы!": "На встречу с президентом лично я не пойду, - отметил Омурбек Текебаев. -... О чем нам еще говорить? И потом, мне тошно будет подать руку столь низкому и подлому человеку". (Комсомольская Правда в Кыргызстане")

На неделе политические страсти накалились настолько, что политики позволили себе выражаться "нехорошими словами" в присутствии журналистов. Матерный глагол сказал вице-премьер, а "Комсомолка" скромно заменила его точками. "...К Текебаеву подошел вице-премьер Данияр Усенов и буквально накинулся на нардепа: "Ты что вые...я? - горячился вице-премьер, норовя схватить Текебаева за пиджак. - Что, не можешь себя нормально вести?". Стоявшие рядом журналисты были в шоке: цирк, да и только... ".

Кто-то обвинял в жизненных неурядицах оппозиционеров, кто-то власти, кто-то "магнитные бури и расположение звезд на небосклоне". "Комсомольская Правда в Кыргызстане" пошла дальше: "Митинговая вакханалия, или Все беды в стране - от баб", так называется статья, опубликованная газетой на прошедшей неделе. "Горожане матерятся: опять сидим на бочке с порохом! Опять будет черт знает что, опять не будут ходить маршрутки, опять припрутся самозахватчики, опять развернется криминал. Вспомните 2005 год. Кто в передних рядах митингующих, захватчиков земель и административных зданий? Какие-то отвратные тетки: не поймешь - то ли мужик, то ли баба. Помните, в "Собачьем сердце" профессор Преображенский вопрошает некое существо в характерной кожанке: "Вы вообще-то мужчина или женщина?". А оно ему: "Какое это имеет значение, товарищ?". Вот и наши - оттуда же...

Странно только, что весь нынешний властный раздел-передел собственности сопровождается истерическими воплями революционерок-ниспровергательниц. И среди них - не столько политики, сколько журналисты. Рина, Замира, Елена... Русскоязычная пресса вообще отдана на растерзание слабому полу; сплошь женские имена: на "Пирамиде" - Ирина, на КООРТе - Оксана, в "24.кг" - Асель, в "Лицах" - Бермет; даже правительственная "Слово Кыргызстана" и та -"подкаблучная"... Но их слушают, и им почему-то верят". По мнению автора статьи, секрет женской политической и революционной активности - море амбиций, постоянное чувство неудовлетворенности, идеализм или прагматичный расчет.

На женской неудовлетворенности журналист остановился отдельно, упомянув редактора газеты "Белый Пароход" Елену Авдееву и ее отношение к премьеру Феликсу Кулову. "Что ни статья, то разоблачение, с непременной, впрочем, эротикой (главное отличие от предшественницы-революционерки): "Я села. Медленно, плавно, наслаждаясь каждым движением - поворотом ключа зажигания, податливостью педалей, тонкими компьютерными всплесками - тронула машину с места. Потом мы летели, автомобиль чувственно откликался на каждый мой призыв, и я уже сама улетала, переставая замечать дорогу, зажмуриваясь от блаженства". Это полный абзац, согласитесь, это круто - водить машину с закрытыми глазами, тут даже на автопилоте по нашим дорогам и с нашими водилами дальше метра не проедешь. И шоферы-профессионалы таких лихачей хотят видеть только в одном месте - в самом глубоком. Вообще, 99 процентов материалов - все об одном: по форме вроде бы о политике, а по содержанию - о нем, единственном и неповторимом, о самом сексуальном политике, "броненосце" - о Железном Феликсе. О том, как она его ценит и любит, как неистово хочет, а ей это запрещают и даже угрожают. Уже не только Феликс, а весь Бишкек, да что там - вся страна подключилась к чтению эротического триллера, которому, судя по всему, нет конца. "Для меня имеет значение мнение только одного мужчины!" - Опять, что ли, Феликса? Ну, нам-то что до этого? Но читать приходится".

Без сомнений, женщин на митинге 2 ноября будет много. Так, к "Белому Дому" собираются выйти преподаватели некоторых вузов Киргизии. По информации ИА 24.kg, "они будут требовать отставки министра образования, науки и молодежной политики Нур уулу Досбола". "Решение это вызвано недавними действиями Министерства образования, науки и молодежной политики по отзыву лицензий у некоторых вузов. Представители вузов намерены потребовать не только отставки Нур уулу Досбола, но и его уголовного наказания", - говорится в статье.

Кроме возможности инцидентов и провокаций газеты говорили и о крайнем варианте развития событий - удавшемся свержении президента. По мнению "Вечерки", простым людям жить в Киргизии после этого лучше не станет. "Думаете, если нынешние оппозиционеры свергнут власть, что-то в стране изменится к лучшему? Может, кто-то из вас лелеет надежду, что сразу же чуть ли не в одночасье восстановится экономика, вырастет уровень ВВП, по мановению волшебной палочки поднимутся жилые дома, школы и детсады? Ошибаетесь. Никто этим заниматься не будет. В очередной раз начнется дележка полномочий". Газета считает, что оказавшимся "в одной упряжке" политикам-тяжеловесам не удастся мирно поделить портфели, в результате, по мнению "Вечерки", страну будут сотрясать очередные митинги.

"Чуть больше полутора лет назад Атамбаев, Эшимканов, Роза Отунбаева, Анвар Артыков вместе с Курманбеком Бакиевым делали революцию, дружно шагали по центральной площади навстречу новому будущему. Вокруг них объединились тысячи людей. И что теперь? Кому-то не хватило министерских портфелей, кого-то не утвердили в должности депутаты Жогорку Кенеша. И все пути-дороги с президентом у них разошлись. Глава государства стал для них самой критикуемой фигурой. Вообще, среди штабистов немало тех, кто хотел бы быть премьер-министром, госсекретарем или просто занять себе какой - нибудь кабинет в "Белом доме" с солидной приемной и смазливой секретаршей". ("Вечерний Бишкек")

Впрочем, оппозиционеры заявляют, что власть в свои руки взять готовы. "Когда нас обвиняют, что у нас нет единой программы дальнейших действий, мы не можем четко и ясно сказать, чего хотим, власти начинают этим злоупотреблять. Я уже с трибуны парламента сказал: у нас много программ. И они составлены грамотно, с привлечением специалистов, над этим работало и правительство, и международные организации...Кто будет лидером? Этот вопрос многих волнует. Мы договорились так: не надо ставить вопрос, что Бакиева, дескать, заменим на другого. Мы боремся против системы. Когда мы, члены штаба, проведем реформу и пойдем на выборы, то будем уже оппонентами друг другу", - отметил один из лидеров движения "За реформы!" Темир Сариев. ("Вечерка")

Экономика

На юге Киргизии начато строительство цементного завода. Пресс-служба главы государства распространила информацию о том, как закладывал памятную капсулу в фундамент Курманбек Бакиев и что говорил: СМИ Киргизии историю опубликовали. "Моя Столица - Новости" пишет: "Курманбек Бакиев, находясь в Баткенской области, стал участником закладки памятной капсулы в фундамент цементного завода в городе Кызыл-Кия. Строительство цементного завода - важное событие для республики и южного региона. Оно придаст импульс развитию экономики, строительству жилья и промышленных объектов... Завершение строительства завода планируется в следующем году. Объем инвестиций - 100 млн. долларов США. Годовой объем производства - 1 млн. тонн цемента, что обеспечит потребность всего региона. Запуск завода повлечет оживление и угольной промышленности, улучшение инфраструктуры Кызыл-Кии, решение многих социальных проблем. Ожидается создание около 5 тыс. рабочих мест. Проведена временная ЛЭП более 4 км и выполнена электрическая часть для строительства завода".

Кстати об электричестве. Как стало известно "Вечернему Бишкеку", Киргизия и Китай занялись проблемой сооружения новой линии электропередачи, с помощью которой можно поставлять электроэнергию в Поднебесную. "Вопросы такого экспорта и строительства ВЛ 220 кВ Нарын - Торугарт - Кашгар рассмотрены во время посещения специалистами ОАО "Национальная электрическая сеть Киргизии" и "Электрические станции" Государственной электросетевой корпорации КНР. Заинтересованная в долгосрочном сотрудничестве в этой области китайская сторона намерена принять участие и в сооружении, реконструкции электростанций, ЛЭП в самой Киргизии. По мнению первого вице-премьера Данияра Усенова, появление еще одного крупного потребителя электроэнергии крайне важно для Киргизии. Помимо чисто экономической выгоды, это позволит гибче взаимодействовать и с двумя главными нашими партнерами в данной сфере - Россией и Казахстаном". По данным издания, с начала года за рубеж продано уже около 2 миллиардов киловатт-часов.

Общество

На прошедшей неделе к президенту обращались не только оппозиционные политики. Как сообщало ИА REGNUM, люди, захватившие административный корпус бывшего завода им. Фрунзе, попросили Курманбека Бакиева решить проблему жилья. Представители захватчиков обратились к главе государства с просьбой помочь с жильем. Свои действия они объяснили тем, что им негде жить, а здание, по их данным, нынешний собственник собирался продать китайцам. Также захватчики пообещали в случае, если милиционеры и ОМОН попытаются их выселить из захваченного пятиэтажного дома, держаться до последнего: "Погибнем, но здания не отдадим".

Своего обещания столичные бездомные не сдержали - утром они давали пресс-конференцию, а вечером их уже выселяла милиция. "Городские власти пытались убедить захватчиков, что административно-бытовой корпус непригоден для жилья и никто не будет вкладывать деньги в его реконструкцию. Что в регионах у желающих прописаться в столице есть собственная недвижимость и, продав ее, можно будет что-то купить в Бишкеке. Что у государства нет средств, чтобы обеспечить бесплатным жильем тех, кто решил обстроиться в столице. Но захватившие корпус сельчане твердо стояли на своем. Тогда милиция была вынуждена пойти на крайние меры. Любителей чужой собственности вывели из здания, что называется, под руки. Тех, кто сопротивлялся, доставили для составления административных материалов в Ленинский ОВД, а скарб выбросили из окна. Входные двери были намертво заварены, а вокруг здания выставлена охрана". ("Моя Столица - Новости")