Россия и Узбекистан - "мы быстро учимся": интервью Надиры Хидоятовой ИА REGNUM
На фоне развития российско-узбекских отношений в течение последних лет и перехода их 14 ноября 2005 года на уровень союзнических в тени внимания СМИ оказались общественные организации двух стран, которые также заинтересованы в развитии государственных и гражданских институтов, укрепления связей между Россией и Узбекистаном. Сегодня мы представляем мнение одного из лидеров созданной в 2004 году коалиции "Солнечный Узбекистан" Надиры Хидоятовой.
ИА REGNUM: Надира, Вы приехали в Россию как общественный деятель или по частным делам?
Я приехала сюда как представитель гражданского общества Узбекистана. Мой приезд в Россию связан с большими надеждами.
ИА REGNUM: Где вы живете в Узбекистане?
Я живу Ташкенте в квартире-музее моей бабушки Сары Ишантураевой, народной артистки СССР, лауреата премии Шекспира. В Москве у нее прошли самые лучшие годы в театре-студии Вахтангова. Знакомые говорят, что я на нее очень похожа. Это была хрупкая, но обладавшая заразительной энергией женщина. Ее судьба достойна описанию в книгах о великих женщинах современности. Она родилась в отдаленном кишлаке Ферганской долины, в беднейшей семье. Из-за нищеты родители вынуждены были отдать ее на воспитание чужим людям. Она стала ярким общественным деятелем, депутатом Верховного Совета СССР, председателем Фонда Мира. Не буду пересказывать историю ее жизни, но остановлюсь лишь на главном. Она прививала мне и моей старшей сестре Нигаре любовь к жизни, веру в себя, и сострадание к людям, испытывающим нужду. В детстве меня шутливо называли адвокатом Нигары, отличавшейся со школьных лет твердым и решительным характером. Несмотря на занятость в театре, моя бабуля с огромной самоотдачей посвящала себя общественной работе. В то время я была несознательным ребенком, но очень хорошо помню, как домой ей звонили круглосуточно. Это были и ученые, и бурильщики, и колхозники. И на всех у нее хватало времени. Такой она осталась у меня в памяти - неуемной активисткой до глубокой старости. Наверное, я просто продолжаю семейные традиции.
ИА REGNUM: Чего Вы ожидаете от своей поездки?
Позитивные сдвиги, которые происходят сегодня в отношениях между нашими государствами, имеют логическую основу. Мне, как представителю молодой общественной организации "Солнечный Узбекистан", хотелось бы принять активное участие в совместном процессе расширения сферы общения между развивающимися структурами гражданского общества наших стран. Успех этого сотрудничества мне видится в первоочередном восстановлении и развитии культурных, научных и информационных связей. Хотелось бы, чтобы наши дети понимали и любили Россию также как наше поколение и поколение наших родителей. Ясные перспективы также имеются в совместных образовательных программах и научно-техническом сотрудничестве. Поэтому здесь, в России, я нахожусь для того, чтобы предложить свои идеи, которые бы позволили быстрее и эффективнее возродить близость между узбекским и российским народами, а, возможно, и между народами других стран бывшего СССР.
ИА REGNUM: В чем состоят ваши идеи?
Сами идеи просты. Мы предлагаем совместные проекты, которые позволят нашим странам сотрудничать на более высоком организационном уровне. Для реализации этих проектов нужно создать международный общественный институт, объединяющий экспертов, причем не только Узбекистана и России, но и других государств, чьи интересы будут совпадать с форматом решаемых проблем. Таким образом, мы сможем эффективно концентрировать усилия для совместной работы над той или иной выделенной темой, актуальной для развития региона.
ИА REGNUM: Но ведь в Среднеазиатском регионе присутствуют такие международные структуры как ЕврАзЭс, ОДКБ и ШОС. Кроме того, действует Межпарламентская ассамблея СНГ, в которую входят российские и узбекские парламентарии. Россия и Узбекистан взаимодействуют также в рамках Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Разве этих структур не достаточно для реализации совместных проектов по самому широкому спектру проблем в Средней Азии?
В июне 2005 года на одном из международных форумов в Москве обсуждались проблемы стран Средней Азии. К сожалению, Узбекистан на форуме не был представлен, но мы узнали о нем от наших друзей в России, Казахстане и Киргизии. Так вот, участники форума признали, что одним из дефицитов региона является дефицит демократии. А демократия - это, если коротко, власть народа. Во всех перечисленных международных структурах работают чиновники, многие из которых заняты отстаиванием клановых, корпоративных интересов, а не интересов общества.
Мы же стремимся к созданию такого международного общественного института, в который вошли бы представители заинтересованных неправительственных организаций из различных стран СНГ и, прежде всего, Среднеазиатского региона. Люди, живущие в разных странах СНГ, но объединенные общими гуманитарными и экономическими интересами, получат возможность на международном уровне напрямую влиять на интеграционные процессы в этих сферах.
В этом случае мы приблизимся к идеальной формуле демократии, согласно которой "народ избирает власть - власть управляет народом - народ контролирует, как власть управляет". Кстати, Россия движется по этому пути. У вас в стране завершается формирование Общественной палаты, в которую избираются авторитетные в народе фигуры для согласования общественно значимых интересов простых людей, неправительственных организаций и органов государственной власти. Надеюсь, что рано или поздно власти Узбекистана тоже сделают такой шаг на пути формирования гражданского общества.
ИА REGNUM: То есть вы предлагаете создать некую международную Общественную палату для НПО из России и стран Средней Азии?
Да, без такого института сегодня вряд ли можно по-настоящему эффективно продвигаться в направлении гуманитарной и экономической интеграции. На наш взгляд, выверенные взаимодействия стран Средней Азии и России смогут конструктивно повлиять на стабилизацию общей политической ситуации в регионе. Я уверена, что широкие слои общественности Узбекистана ожидают от этого сотрудничества возникновения новых демократических политических институтов. Это сотрудничество должно дать импульс ускорению развития рыночных отношений и модернизации экономики.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете подписание Россией и Узбекистаном Договора о союзнических отношениях?
Это новый этап в российско-узбекских отношениях. Надеюсь, что договор станет знаковым для дальнейшего сближения и взаимной поддержки двух стран. К сожалению, некоторые публикации на тему договора особое место уделяют военному сотрудничеству двух стран и неким опасностям, которые, будто бы, возникают для Узбекистана в связи с его подписанием. Однако консультации с российскими экспертами в ходе моего пребывания в Москве убедили меня в некорректности этих предположений.
Общей угрозой безопасности стран во всем мире, Узбекистан и Россия здесь не исключение, остается терроризм и религиозный экстремизм. Договор создает мощный фундамент для всех упомянутых мною интегративных начинаний и привлечения глобального экономического и финансового потенциала для реализации задуманного. Этот документ обречен на широкую поддержку общественности, как только появятся первые результаты пока еще декларированных перемен. Понятно, что поставленные президентами наших стран задачи требуют привлечения больших ресурсов и не могут быть выполнены одномоментно.
ИА REGNUM: Очень неудобный для вас вопрос. С образованием коалиции "Солнечный Узбекистан" многие связывают появление "оранжевых отблесков" в вашей стране. Подозрения усилились в связи с резкими заявлениями коалиции в адрес официальных властей Узбекистана и лично президента И.Каримова. Даже арест в октябре 2005 года лидера коалиции С.Умарова связывают с устранением угрозы "цветного" переворота и неизбежной в этих случаях дестабилизацию общества.
Я не считаю этот вопрос неудобным. Все новое воспринимается с настороженностью. Особенно, если что-то новое возникает в политической жизни нашей страны. Коалиция "Солнечный Узбекистан" хотела бы внести свой вклад в современные преобразования в обществе. Мы стремимся оказать позитивное влияние на развитие политической и экономической ситуации, построение полноценного гражданского общества в стране. Хочу подчеркнуть, что мы не ставим своей целью совершение революций, верхушечных переворотов и прочих зловещих акций, которым сопутствует насилие. Мы за цивилизованный диалог общества и власти Узбекистана.
Действительно, одно время высказывания ряда представителей нашей коалиции в адрес власти были резкими и воспринимались ею, мягко говоря, без симпатии. Но ведь за последний год наша страна пережила так много тяжелых событий, которые вызывали заметную реакцию общества. Мы не могли молчать!
Вместе с тем, мне кажется, что некоторые наши резкие высказывания были вызваны эмоциями от пережитого, а не холодным расчетом. Сказывается недостаток политического опыта. Но мы быстро учимся и нарабатываем опыт в общении с политологами, политиками, журналистами и представителями общественности.
Следующим этапом развития "Солнечного Узбекистана" станет концентрированная интеллектуальная работа по формированию конкретных программ, направленных на строительство светского демократического государства и модернизацию экономики в рамках рыночных отношений. Мы будем добиваться возможности доведения наших проектов до самых широких слоев населения, до власти, лично до И.Каримова. Мы уверены в своем потенциале, но также осознаем, что в организационном плане мы еще не совершенны. Во многом это связано с арестом в октябре 2005 года С.Умарова. Я не слышала от него каких-либо заявлений о насильственном свержении власти. Санжар - общественный деятель, а не преступник. Поэтому я уверена, что связанное с его арестом недоразумение будет разрешено.
ИА REGNUM: И все-таки, некие силы, делающие бизнес на попытках "разноцветных революций" на постсоветском пространстве, заявляют, что полгода назад в Киеве они совместно с вашей сестрой Нигарой наметили пути для подготовки и проведения революции в Узбекистане по "бархатному сценарию".
Если те силы, о которых вы говорите, делают такие заявления, то пусть они за них несут ответственность, а не Нигара. Моя сестра достаточно взвешена и умна для того, чтобы слепо следовать каким-либо рекомендациям или поучениям, от кого бы они не исходили. Мы реализуем самостоятельную и ни от кого не зависимую программу, в которой нет места экстремизму, насилию и обману. Я не принимаю выражение "политика - грязное дело". Политика - это отражение интересов народа, которые изначально чисты. Поэтому я бы очень хотела, чтобы отношения между политическими и общественными организациями также были бы чистыми, чтобы не было обмана!
ИА REGNUM: Какие у Вас планы?
Очень хочется скорее вернуться на Родину и продолжить работу по реализации намеченного. Еще мечтаю весной вернуться в Москву с дочерью и походить по музеям и театрам. Ей шестнадцать лет. Хочу исправить свою ошибку. Она была во многих странах, но никогда не была в России. Пусть ей тоже будет дорого то, что всегда являлось частью моей жизни.
- Лукашенко заявил, что Зеленский хочет втянуть Белоруссию в войну
- Путин встретил Рождество с ветеранами и волонтёрами — 1048-й день СВО
- Умер экс-лидер французского «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пен
- В РФ объяснили порыв Киева вступить в НАТО по западногерманской модели
- Российские силы поразили ВСУ в районе шести сёл Курской области