"Сахалин-2": "Газпром" получит долю в гиперпроекте
Проект строительства в ледяных водах у острова Сахалин газового трубопровода стоимостью 12 млрд долларов, важнейшая составляющая одного из самых крупных инвестиционных проектов компании Royal Dutch / Shell, как и ожидалось, обернулся на этой неделе неприятным сюрпризом. Сегодня группа независимых международных экспертов созданная под эгидой Международного союза охраны природы (IUCN), обнародовала результаты научной экспертизы о воздействии нефтегазового проекта "Сахалин-2" на вымирающую популяцию серых китов. Как сообщает "ЭХО-ДВ" со ссылкой на региональную общественную организацию "Экологическая вахта Сахалина", проект "Сахалин-2" группы Royal Dutch / Shell подвергся серьезной критике за негативное влияние на популяцию западных серых китов.
Эксперты считают, что проект поставит серых китов под угрозу полного вымирания, если, как и планируется, морская нефтедобывающая платформа и подводный нефтепроводы будут построены в исключительной кормовой зоне китов. Группа независимых экспертов пришла к заключению, что "малочисленная популяция западных серых китов, насчитывающая лишь около 100 животных, находится на грани полного исчезновения". Независимая группа экспертов делает вывод, что проект "Сахалин-2" компании Shell ставит на грань выживания находящуюся и без того в критической ситуации популяцию серых китов, создавая дополнительную угрозу из-за строительства, производственных операций, столкновений с судами, разливов нефти и повышения шумового фона. Группа ученых-экспертов считает, что "подлинно предупредительными мерами должны стать приостановка нынешних производственных операций и отсрочка дальнейшей разработки ресурсов нефти и газа вблизи кормовых районов серых китов и берегов Сахалина, особенно, в критической близости к кормовым зонам у побережья, - излюбленным местам кормления самок с детенышами".
Между тем, по проекту "Сахалин-2" уже скоро должны пойти крупномасштабные поставки сжиженного газа на рынки, и поэтому к нему начинают проявлять интерес крупные игроки. Но мощностей сжиженного природного газа СПГ не хватит для всех тех контрактов, которые были заключены по проекту в последние два года.
Проект важен не только своими размерами, но и тем, что это первый крупномасштабный проект, реализуемый иностранными инвесторами на территории России. Осложняет ситуацию то, что среди акционеров компании Sakhalin Energy - оператора проекта "Сахалин-2" - нет российских компаний. Проект реализуется полностью под контролем иностранных инвесторов, в первую очередь корпорации Shell, которая владеет 55% акций проекта. Sakhalin Energy - оператор проекта "Сахалин-2" - была учреждена в 1994 году для разработки Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин в Охотском море. Акционеры - Shell Sakhalin Holdings с долей 55%, Mitsui Sakhalin Holdings (25%) и Diamond Gas Sakhalin - компания Mitsubishi (20%).
"Сахалин-2" - самый масштабный в России проект с привлечением прямых иностранных инвестиций: требуется около $10 млрд. На первом этапе проекта с июля 1999 года ведется добыча нефти с производственно-добывающего комплекса "Витязь". Второй этап проекта включает сооружение первого в России завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) с ежегодным объемом производства в 9,6 млн тонн.
Как известно, проект "Сахалин-2" осуществляется на условиях СРП. Согласно этому договору практически все издержки связанные с какими-либо проблемами, возникающими при реализации проекта, ложатся на российскую сторону. Российская сторона также обязуется воздержаться от принятия законодательных актов, которые могут неблагоприятно сказаться на реализации проекта. Несмотря на недостаточную проработанность СРП, проект "Сахалин-2" в долгосрочном плане при правильной политике должен, по идее, открыть путь широкому потоку иностранных инвестиций в Россию.
Однако здесь есть один казус: сжиженного природного газа может не хватить на всех желающих. Дело в том, что большая часть сжиженного природного газа, который будет добываться и перерабатываться в рамках проекта "Сахалин-2" уже продано вперед. Поставки сжиженного природного газа необходимы как северо-восточной Азии, так и западному побережью США и Мексики, где ожидается большой разрыв между спросом и предложением природного газа.
В 2003 Sakhalin Energy заключило договор с компанией Tokio Gas на поставку 1,1 млн. тон СПГ в год в течение 24 лет начиная с 2007 г. В 2004 году с компанией "Токио Электрик" подписан договор на поставку 1,5 млн. тонн СПГ в год в течение 22 лет, начиная с 2007 г.; с компанией "Кюсю Электрик" на поставку 0,5 млн. тонн СПГ в год в течение 21 года начиная с 2009 г.; с компанией "Тохо Гэс" на поставку 0,3 млн. тонн СПГ в год в течение 23 лет начиная с 2010 г.; а также подписан договор купли-продажи СПГ с компанией "Шелл Истерн Трейдинг Лтд." в отношении 37 млн. тонн СПГ в течение 20 лет с поставкой через приемный терминал в Коста Азул, шт. Баха Калифорния, запланированный к строительству компаниями "Шелл" и "Семпра", для удовлетворения растущих потребностей на рынках Мексики и США. Данный договор предусматривает поставки в объеме 1,6 млн. тонн СПГ в год. Наконец, на прошлой недели компания Sakhalin Energy объявила о подписании с компанией Tokio Gas договора купли-продажи сжиженного природного газа (СПГ), который предусматривает поставки 1,1 млн тонн СПГ в год в течение 24 лет.
Особенно интересной новостью в отношении внешних рынков проекта является недавнее сообщение о том, что Sakhalin Energy выиграла конкурс на заключение крупного контракта на продажу СПГ в Корею. 16 февраля 2005 Министерство торговли, промышленности и энергетики Республики Корея объявило о победе проекта "Сахалин-2" в конкурсе на поставку в Республику Корею сжиженного природного газа (СПГ) в количестве 1,5 млн тонн СПГ в год, с дополнительной возможностью на поставку 0,5 млн тонн СПГ в год.
Sakhalin Energy подписала основные условия соглашения с KOGAS, результатом чего станет заключение первого контракта на поставку российских энергоносителей в Республику Корея, что имеет важное стратегическое значение и означает начало первых поставок российского природного газа в эту страну. Переговоры с корпорацией KOGAS будут продолжены, с тем, чтобы заключить в первой половине текущего года окончательный договор купли-продажи. В рамках этого соглашения поставки СПГ будут осуществляться на протяжении 20 лет. Первую партию газа намечено отгрузить в начале 2008 г. Указанная сделка обеспечила увеличение общего объема СПГ, договоренность на продажу которого подтверждена рамках проекта "Сахалин-2", приблизительно до 7 млн тонн, поставляемых ежегодно в течение более 20 лет.
Корпорация KOGAS - самый крупный в мире покупатель СПГ. Данное соглашение имеет для Sakhalin Energy особое значение также в связи с той ролью, которые играют корейские компании в работах по реализации Второго этапа проекта "Сахалин-2". В настоящее время в Республике Корея ведутся работы по изготовлению верхних строений двух новых морских платформ для проекта. Южнокорейские компании также принимают участие в строительстве объектов проекта на о.Сахалин.
Заключению соглашения о поставках СПГ предшествовал конкурсный процесс, который проводился корпорацией KOGAS среди крупнейших мировых поставщиков СПГ в течение последних 5 месяцев. Общий объем спроса корпорации KOGAS составляет до 6 млн тонн СПГ в год, поставляемых на протяжении свыше 20 лет начиная с 2008.
Необходимый объем поставок будет обеспечиваться несколькими (до трех) поставщиками. Представив свое конкурсное предложение, компания "Сахалин Энерджи" была включена в окончательный список потенциальных поставщиков, отобранных для проведения дальнейших переговоров. СПГ будет поставляться с крупного завода компании Sakhalin Energy, строительство которого ведется в районе пос. Пригородное, расположенного на юге о. Сахалин, на побережье залива Анива.
Данное соглашение с Кореей о поставках СПГ означает, что Сахалин становится новым стратегическим источником газа для Азиатско-Тихоокеанского региона, а Корея - новым важным рынком для российских энергоносителей.
Но при этом все эти контракты и объемы уже значительно превышают мощности одной из двух технологических линий завода СПГ, который сейчас строится на юге острова Сахалин. Кроме того, компания рассчитывает поставлять сжиженный природный газ и на внутренний российский рынок. В соответствии с соглашением о разделе продукции Российская Федерация также должна по идее получить причитающуюся ей долю от реализации проекта в виде природного газа.
Именно этими соображениями и руководствовалось правительство России при заключении проекта. Поэтому вероятность приостановки, а тем более закрытия проекта практически равна нулю. Россия просто не может позволить себе такой роскоши. Информационный эффект этого шага нанесет непоправимый ущерб имиджу России. Кроме того, без иностранных технологий добывать нефть на шельфе Сахалина невозможно, так как в России нет достаточного опыта разработки нефтяных месторождений на шельфе.
При этом руководство страны через представителей заинтересованных компаний не желает что-либо инвестировать в проект, но при этом хочет заполучить в нем некую долю. Показательным в этой связи, был тот факт, что уже летом 2004 года к проекту начал проявлять интерес "Газпром". Вообще говоря, в тот момент "Газпром" начал проявлять интерес чуть ли ни ко всем проектам на территории России от Ковыкты до Роснефти и Юганскнефтегаза. И сейчас, что называется, результаты налицо: что со структурой ЮКОСа, что с Ковыктой. Так, например, на прошлой неделе ТНК-BP заявило, что согласовала с министерством природных ресурсов лицензионное соглашение по Ковыктинскому месторождению. Потом последовало заявление, что "Газпром" вместо Ковыкты уделит внимание именно Сахалинским проектам.
Летом 2004 государство начало предпринимать активные попытки войти в проект. Это привело к охлаждению взаимоотношений компании Sakhalin Energy и органов власти. За этим последовала встреча Михаила Фрадкова и руководства корпорации Shell. В октябре 2004 года сайт газеты Financial Times сообщал о том, что "Газпром" сможет получить долю в проекте "Сахалин-2". Обострение ситуации вокруг проекта в последнюю неделю может свидетельствовать о том, что государственные компании вновь будут предпринимать попытки получить долю в проекте, хотя очевидно, что выкупать доли у акционеров проекта "Сахалин-2" никто не собирается.
При этом во всей этой ситуации сочувствие вызывают не финансовые проблемы, а экологические, в особенности угроза популяции серых китов. Никто ради них прекращать добычу нефти не станет. По большей части китов просто используют, чтобы получить что-то от акционеров сахалинских проектов. Налицо все признаки того, что федеральные и региональные органы власти вкупе с "Газпромом" раскручивают протесты экологов и местных малых народов с тем, чтобы добиться уступок в плане перераспределения долей собственности в проекте в свою пользу.
Так, например, в октябре 2004 Счетная Палата завершила проверку "Сахалина-2" и пришла к выводу, что от действия соглашения о разделе продукции (СРП) по этому проекту бюджету России нанесен ущерб в $2,5 млрд. "Мы считаем, инвесторы должны возместить ущерб государству", - заявил тогда аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын.
Конечно, экологи (например, в лице общественной экологической организации "Экологическая вахта Сахалина" или Всемирного фонда дикой природы) и сами по себе без каких-либо политических или экономических целей пытаются привлечь внимание общественности к этой проблеме. Экологам даже удалось выиграть суд против Sakhalin Energy. Суд обязал государственные органы провести заново ряд государственных экологических экспертиз по второстепенным объектам проекта. Кроме того, сейчас рассматривается иск о закрытии всего проекта "Сахалин-2", но этот иск вряд ли имеет перспективу. Если принять во внимание текущую конъюнктуру цен на энергоносители, можно уверенно утверждать, что Сахалинским нефтегазовым проектам не грозит остановка, максимум что им грозит, это некая новая схема дележки долей в "Сахалине-2", благодаря которой в проект войдет "Газпром".
- Продолжение "Чебурашки" выйдет в кинотеатрах на год раньше
- IT-эксперт оценил последствия блокировки Viber в России
- ВСУ пытались ударить по Донецку дальнобойными ракетами — 1024-й день СВО
- Для людей и бизнеса: как нацпроект развивает транспортную систему страны
- Гастротур по России: где вкусно поесть на зимних каникулах