Власти Молдавии 13 октября объявили о запрете на въезд в страну сроком на 5 лет исполнительному директору российского Центра политических технологий «ПолитКонтакт» Андрею Медведеву и его коллеге Дмитрию Галкину. Социологов, прибывших в Кишинев для участия в международной конференции «Экономические аспекты евразийской интеграции Республики Молдова», обвинили в «подрыве государственной безопасности» и «пропаганде антиевропейских идей». В интервью ИА REGNUM Андрей Медведев рассказал об обстоятельствах инцидента, ожидаемой реакции Москвы и прогнозах относительно выборной и поствыборной ситуации в Молдавии.

ИА REGNUM: Кишиневские власти как-то разъяснили вам свои действия?

Этот неприятный инцидент свидетельствует, прежде всего, о том, что молдавские власти полностью пренебрегают правовыми нормами. 13 октября, когда я уже вылетал из Кишинева, при прохождении пограничного контроля мне объявили, что я признан в Молдавии «нежелательным лицом», и мне запрещен въезд в страну в течение пяти лет. Данная процедура заняла чуть больше 10 минут. Чиновник, вручавший мне копию решения об объявлении иностранца нежелательным лицом, как положено, представился и сразу заявил, что от него ничего не зависит, его функция заключается лишь в том, чтобы получить от меня письменную расписку о получении копии данного документа. Сам документ тоже не содержит каких-либо разъяснений, назвать его «юридическим» достаточно сложно. Нужно сказать, что с различными проблемами на территории Молдавии я сталкиваюсь, по меньшей мере, с февраля этого года — когда я проходил пограничный контроль в Кишиневском аэропорту, меня неожиданно стали спрашивать, зачем я приехал в Молдавию, где планирую остановиться, с кем встречаться. При этом, как говорят, граждане РФ, регулярно посещающие Молдавию, стали подвергаться подобным опросам с начала этого года. Вскоре на сайте Deschide.md, который сами молдавские СМИ называют близким к спецслужбам Молдавии, появилась статья под заголовком «Кто готовит в Молдавии второй Крым?» В статье утверждалось, что я являюсь чуть ли не идеологом состоявшегося референдума в Гагаузии (2 февраля 2014 года в Гагаузии состоялся референдум, по итогам которого 98,09% участников проголосовали за то, чтобы Гагаузия автоматически стала независимым государством в случае утраты Молдавией суверенитета (подразумевается присоединение Молдавии к Румынии), а более 97% проголосовали против вступления в ЕС и за интеграцию Молдавии в Таможенный союз. Власти Молдавии объявили гагаузский референдум «незаконным» и начали уголовное преследование его организаторов — прим. ИА REGNUM). Мне могла бы польстить такая оценка, но абсурдность данного утверждения была очевидна — я занимаюсь политической аналитикой, а потому по определению не могу выступать в качестве идеолога чего бы то ни было. Для того чтобы нормально выполнять профессиональные обязанности, мне нужно сохранять беспристрастность.

ИА REGNUM: Так чем же вы не угодили молдавским властям?

Ежегодно, начиная с 2011 года, мы проводим социологические исследования, результаты которых неизменно публикуем и пытаемся публично обсуждать с молдавскими и российскими экспертами. Очевидно, что обнародованные нами данные, которые, кстати говоря, в упомянутой статье не подвергались сомнению, вызвали раздражение у представителей политических сил Молдавии, находящихся сегодня у власти. Между тем, мы не ставили перед собой каких-либо политических целей. У меня ни тогда, ни сейчас, не было и нет политических обязательств перед какими-то молдавскими партиями или политиками, мы не выполняем в Молдавии политический заказ, мы занимаемся исследовательской работой и стараемся делать ее добросовестно и качественно. Лично я, участвуя в конференциях и проводя собственные социологические исследования, каких-либо законов Молдавии не нарушал. Так было и в этот раз — я приехал на презентацию доклада группы молдавских ученых-экономистов. Кроме того, хотелось, во-первых, самому понять ситуацию в преддверии парламентских выборов и, во-вторых, уточнить предмет нашего следующего исследования после их завершения. Но на въезде вновь возникли проблемы, теперь уже не у меня, а у моего партнера по нескольким проектам — у Дмитрия Галкина — его достаточно долго опрашивали при прохождении пограничного контроля, зачем он ездил в Приднестровье. Встретившись в Кишиневе и побывав первоначально на самом мероприятии, которое по дате совпало с «обменом любезностями» между Владимиром Путиным и Николаем Тимофти в Минске, почитав молдавские СМИ, мы в общем-то поняли, что политическая власть в стране находится в состоянии предвыборной истерии, что в такой ситуации любым нашим действиям и заявлениям неизбежно будет придана политическая окраска. В итоге мне и моему коллеге, как я уже говорил, запретили въезд в Молдавию на пять лет. Насколько я знаю, аналогичные меры (не имеющие никаких рациональных оснований) приняты по отношению к некоторым другим российским экспертам. При этом я не склонен драматизировать действия молдавской власти или искать в них конспирологическую подоплеку. Думаю, что мы, как говорится, «попали под раздачу». Политические силы, пытающиеся сохранить власть, утратили способность адекватно воспринимать происходящее.

ИА REGNUM: В отличие от других объявленных в последнее время «нежелательными» для молдавских властей граждан России, вам запрет вынесли не при въезде в страну, а при выезде. С чем это может быть связано?

Вполне возможно, что подобную неадекватную реакцию власти могло вызвать участие в презентации и обсуждении доклада, посвященного экономическим аспектам геополитического курса Молдавии. Думаю, что раздражение экспертов, обслуживающих власть, должны были вызвать не столько данные, содержащиеся в докладе, сколько глубина и качество исследовательской работы, проделанной его авторами. Этот доклад представляет собой честную и объективную попытку разобраться в том, что происходит в стране. А потому для сторонников геополитического курса нынешней власти он намного опаснее, чем любая идеологически мотивированная критика. Кстати говоря, за сутки до нашего приезда в Кишинев, в молдавских СМИ были опубликованы материалы об успешном завершении кампании по агитации населения Молдавии в пользу проевропейской ориентации. Кажется, Фонд Сороса заплатил за эту кампанию 300 тысяч евро — в течение двух месяцев во всех без исключения крупных городах Молдавии прошли конференции, семинары, встречи с гражданскими активистами и прочие аналогичные, но не оригинальные мероприятия. Насколько я понял, данная кампания была признана удачной, за исключением того, что в Бельцах представители гражданского общества, принимавшие участие в мероприятии, выступили с аргументированной позицией против дальнейшей евроинтеграции. А в Комрате агитаторов просто не стали слушать. Думаю, что в этих условиях кому-то захотелось отчитаться, а мы стали удобным объектом для «демонстрации результатов». Случаи депортации российских граждан, следующих транзитом через кишиневский аэропорт в Приднестровье, «маски-шоу» с Василием Кашириным в том же кишиневском аэропорту, а также аналогичный случай с российским академиком Валерием Тишковым в Эстонии, говорят, что мы, что называется, оказались «в тренде».

ИА REGNUM: Вы считаете, что все разговоры о вмешательстве России в предвыборную ситуацию в Молдавии и попытке повлиять на итоги парламентских выборов — не более чем выдумки?

Конечно же, я так не думаю. Молдавские политики разных уровней и разного личного потенциала «вереницей» ездят в Москву. Не менее бурным потоком (причем, зачастую, одни и те же) «путешествуют» в Брюссель, Лондон, Вашингтон и Бухарест и там также обивают пороги. Является ли это вмешательством? И с чьей стороны? Лично я не участвую в данных «прожектах», но постоянно о них слышу. Если бы в Молдавии (и не только) были бы не карманные, а иные политические партии, то, возможно, Молдавия была бы сейчас иной. Что касается выбора Молдавии между ЕС и ТС, а вопрос подводит к этой теме, то приведу цитату молдавского эксперта-экономиста Виктора Чобану (наверное, он тоже агент ФСБ, или, как минимум, из «пятой колонны»), которую записал в ходе круглого стола 10 октября: «В долгосрочной перспективе стандарты ЕС и ТС будут одинаковы, но готова ли Молдавия конкурировать по ним? Но все же, в течение 4-5 лет восстановить свои позиции на рынке ТС для Молдавии легче, чем завоевать позиции на рынке ЕС». Мне, к слову, очень понравились и тезисы представителей молдавского бизнеса, которые выступили с позиции того, что Молдавии вообще на какое-то время нужно забыть об интеграции куда-либо, а сначала навести порядок у себя дома. Не являясь экономистом, сложно разобраться в цифрах, но когда слушаешь компетентных людей, есть желание внять их доводам. Опять же, о наших исследованиях — по их результатам 8% нами опрошенных против интеграции Молдавии куда бы то ни было и считают, что нужно за счет собственных резервов сначала что-либо привлекательное (в том числе и с точки зрения иностранных инвестиций) создать самим. При этом почти 80% респондентов — за то, чтобы интегрироваться одновременно и в ЕС, и в ТС. Но на данном историческом этапе, это невозможно. И здесь наиболее наглядным примером является не Украина, а Армения. Думаю несложно самостоятельно проанализировать информацию о том, как еврочиновники (по всей видимости, не очень компетентные, но чрезмерно политизированные) «подтолкнули» президента Армении к трудному, но окончательному решению в пользу ТС. Я против вмешательства кого бы то ни было в предвыборную ситуацию в Молдавии, а двумя руками за то, чтобы не только в ходе предвыборных кампаний, а до и после них в открытом информационном пространстве на постоянной основе появлялись качественные аналитические продукты, изложенные языком, доступным для понимания электоратом.

ИА REGNUM: Высылка из Молдавии российских граждан в последнее время действительно превратилась в своего рода тренд. Чего, на ваш взгляд, боятся в Кишиневе?

Этот тренд весьма сложно понять, если мыслить категориями соблюдения прав человека, общеевропейских ценностей, которые, как декларируют молдавские власти, являются основой для выбора европейского вектора дальнейшего развития Молдавии. По всей видимости, это нервозность, связанная с неуверенностью в победе на выборах. Экономика Молдавии находится в плачевном состоянии. Сохранять хорошую мину при плохой игре в такой ситуации все сложнее и сложнее. Обещаний много, а жизнь объективно становится все хуже и станет еще хуже. Поэтому существует необходимость в предвыборной истерии, в «охоте на ведьм», в поиске агентов ФСБ и «вежливых людей».

ИА REGNUM: Почему на эти действия не реагирует Россия? Хотя диапазон рычагов воздействия достаточно широк. Уже упоминаются в этом контексте, к примеру, сотни тысяч молдавских гастарбайтеров в РФ

Я частное лицо, и у меня, честно говоря, нет никаких иллюзий относительно того, что в данном инциденте российское государство встанет на мою защиту и будет отстаивать мои интересы, заставит молдавское правительство извиниться перед нами и снять запрет на въезд. Но со мной и с моими коллегами все понятно — мы НПО, значит — изначально подозрительны, поэтому, чтобы еще и за нас «впрягаться»… Но вот Василий Каширин, академик Валерий Тишков — они являются, по сути, государственными чиновниками, учеными, работающими в государственных научных учреждениях. Отсутствие официальной реакции на правовой беспредел по отношению к ним со стороны органов исполнительной власти иностранного государства и у меня вызывает вопрос, на который, надеюсь, получим ответ. Что касается «сотен тысяч молдавских гастарбайтеров в РФ», то на личном уровне я готов проглотить обиду, потому что любые баталии на политическом, в том числе межгосударственном уровне, не стоят того, чтобы они имели последствия для конкретных молдавских семей. Но, как технолог, понимаю, что предстоящие парламентские выборы будут самыми грязными в истории Молдавии. В этот раз молдавскими политиками еще циничней, чем в прошлый раз, кроме всего прочего, будут задействованы подтасовки с голосами на зарубежных избирательных участках, тем более что «подсчет» голосов на них будет проводиться на следующий день после выборов. Всего, по последним данным, будет открыто 95 участков, и речь, по имеющимся оценкам, будет идти о 70-75 тысячах голосов, манипуляции с которыми серьезно скажутся на количестве мандатов, прежде всего, Партии коммунистов Владимира Воронина. При этом на территории России будет открыто всего 5 избирательных участков. Таким образом, по всей видимости, чем больше молдавских трудовых мигрантов, работающих на территории РФ, проголосуют у себя дома, тем лучший результат будет у партий Владимира Воронина и Игоря Додона.

ИА REGNUM: Насколько вероятен, на ваш взгляд, сценарий общественного взрыва в стране или «украинизация» Молдавии после ноябрьских выборов? И какова тенденция — куда, говоря языком клише, идет Молдавия?

Уверен в том, что после ноябрьских выборов никакого общественного взрыва, а тем более «украинизации» в Молдавии не будет. Люди настолько устали от бесконечных выборов и несменяемых лиц, что выйти на улицу они захотят лишь за хорошие деньги. Для меня уже понятно, какие партии гарантированно пройдут в парламент, и примерно какое количество мандатов они возьмут. При этом на общий расклад не сильно повлияет фактор Партии социалистов Игоря Додона — пройдет или не пройдет она в парламент. Основная интрига и главные манипуляции будут происходить вокруг количества мандатов, которые возьмет партия Воронина. От этого будет зависеть уверенность последнего в поствыборном закулисном торге по поводу распределения сфер влияния в исполнительной ветви власти. Но не буду сейчас углубляться в данные рассуждения — для анализа не хватает качественной достоверной информации, значительная ее часть противоречива, а без этого все прогнозы — гадание на кофейной гуще. Важнейший вопрос состоит в том, куда идет Молдавия, что произойдет со страной в среднесрочной перспективе. И ответ на него, может оказаться крайне неприятным. Опаснее всего то, что большинство молдавских политиков боятся даже обсуждения сложившейся ситуации.

ИА REGNUM: Планируете в итоге как-то разрешать ситуацию с запретом на въезд в Молдавию?

Дождусь окончания выборов, подожду, когда после них «ситуация утрясется». Потом обращусь в молдавские спецслужбы и министерство по миграции с просьбой разъяснить ситуацию и отменить данное решение. Тем более, статья 13 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: «Иностранец, законно находящийся на территории какого-либо из участвующих в настоящем Пакте государств, может быть выслан только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью или лицом или лицами, специально назначенными компетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для этой цели перед этой властью лицом или лицами». В общем, готов буду приехать и разрешить данное недоразумение. В заключение перескажу анекдот, который услышал как раз в ходе последней конференции в Кишиневе: "Идет пастух и гонит отару баранов. Навстречу ему мужчина в дорогом костюме, дорогих ботинках и с портфелем. Поравнявшись, мужчина говорит: «Хочешь, я сейчас точно назову количество баранов в твоем стаде. И если не ошибусь, то заберу одного себе». — «Ну, давай». — «146». Забирает барана, разворачивается и уходит. Пастух ему вслед: «А хочешь, я назову, кем ты работаешь?» — «Ну, давай». — «Ты работаешь экономистом в молдавском правительстве. И отпусти мою собаку».