Введение новых санкций Вашингтона против российских банков практически никак не скажется на ведении бизнеса. Такое мнение ИА REGNUM выразил доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, аналитик FIBO Group Василий Якимкин.

"Опять много разговоров, а реализация - почти нулевая. В банковском секторе под санкции попали Газпромбанк и ВЭБ. Причем речь идет не о заморозке активов, а всего лишь об отлучении от долговых американских рынков на среднесрочных и долгосрочных горизонтах. А вот брать кредиты сроком до 90 дней на американском межбанке этим кредитным организациям не возбраняется. То есть кредиты по ставке 2% и более брать у американских банков стало нельзя этим банкам, а по ставке 0.2% годовых - пожалуйста, берите, сколько надо. Чепуха какая-то. В итоге, если будет необходимость, эти кредитные организации будут на американском долговом рынке чаще брать дешевые кредиты, чем брали раньше. А скорее всего, они уйдут с американского рынка на рынки Европы или Азии и Тихо-Океанского региона. В итоге, как сказал наш президент, санкции бумерангом вернутся самим американским кредитным организациям из-за потери перспективных клиентов", - сказал эксперт.

Но вот имиджевый ущерб - налицо, отмечает Якимкин. "Выбранные кредитные организации обслуживают сотни межгосударственных и тысячи корпоративных счетов нерезидентов. И здесь в ожидании более серьезных санкций могут быть проблемы в форме закрытия некоторых счетов или уход ряда импульсивных клиентов в смежные структуры, которые еще не под санкциями", - сказал он.

В санкционный список попали также нефтяные компании Новатэк и Роснефть. "И опять здесь пока речь не идет о заморозке активов, а об ограничении этих структур в получении кредитов и новейших технологий. Но что касается допуска к новым технологиям российских компаний, то и до этих санкций допуск был серьезно ограничен", - отметил Якимкин.

"Здесь также налицо попытка вытеснить российские компании с западных европейских рынков. То есть недобросовестная конкуренция. Кроме того, Роснефть - крупнейший налогоплательщих, санкции в отношении ее - это сигнал российскому правительству, чтобы оно было послушно и внимательно к американским хотелкам", - заявил эксперт.

"На мой взгляд, именно с целью получить доступ к новейшим технологиям компания Роснефть начала в прошлом году сотрудничать с корпорацией "ЭксонМобил". Так, примерно год назад между этими компаниями было подписано соглашение о совместном использовании технологий в различных регионах мира и был создан так называемый Арктический центр. Арктический центр представляет собой площадку для разработки самых актуальных и эффективных технологий, которые будут направлены на реализацию проектов в климатически и технологически сложных условиях. Технологии, разработанные в Арктическом центре, позволят Роснефти развивать совместные проекты максимально безопасно и эффективно, особенно касательно серии задач арктических и глубоководных проектов", - считает Якимкин.

Пока что санкции в целом напрямую не затрагивают проект Арктический центр. Но там могут начаться неприятности с осени текущего года, когда США планируют ужесточить секторальные санкции. С прошлой осени Роснефть и "ЭксонМобил" ведут совместную работу в рамках проектирования и инжиниринга в проекте СПГ на Дальнем Востоке России, считает Якимкин. По ряду заявлений должностных лиц Роснефти, они до сего момента не опасались американских санкций в отношении этого проекта с американской компанией. "Надеюсь, текущие санкции также не повлияют на совместную работу этих двух корпораций. Если даже будут аннулированы некоторые кредитные линии со стороны ряда американских банков, то для таких авторитетных корпораций, как Роснефть и ЭксонМобил без труда найдут других кредиторов в лице европейских, японских или китайских банков", - сказал эксперт.

"Санкции могут действительно бумерангом ударить по американским компаниям, поскольку это сигнал крупнейшим нашим корпорациям, что надо больше уделять внимания внутреннему бизнесу и осторожнее приобретать зарубежные активы, поскольку последние могут в любой момент могут быть заморожены. То есть наши корпорации начнут осознавать, что бизнес за рубежом имеет не только экономические аспекты, но и политические", - заключил Якимкин. А это все льет воду на мельницу импортозамещения, что не так уж и плохо, добавил он.