"Ответ Турции на запрос башкана Гагаузии Михаила Формузала об ее официальной позиции по поводу совместной с Молдавией евроинтеграции Гагаузии вряд ли может в полной мере удовлетворить гагаузов", - заявил 17 февраля в интервью корреспонденту ИА REGNUM гагаузский политолог Александр Ангели.

По его словам, турецкая сторона "очень дипломатично предложила гагаузам не лезть в высокие сферы молдавско-турецких отношений". "Все это конечно было сдобрено порцией ласкающих гагаузское ухо увещеваний о "братьях-гагаузах" и Гагаузии как мосте дружбы между Турцией и Молдавией. Но суть от этого не меняется: Анкара вслед за Кишиневом, очевидно, не воспринимает интересы гагаузов всерьез и при случае готова пожертвовать ими ради "более важных" целей", - отметил эксперт.

"Остается открытым вопрос о том, что это за "более важные" цели, - продолжил Ангели. - Не являясь членом ЕС, Турция вряд ли имеет столь уж принципиальный стратегический и политический интерес в евроинтеграции Молдавии, чтобы поддерживать ее вопреки известной воле "братьев-гагаузов". Остается два варианта. Первый: молдавская сторона все же приукрасила соответствующее заявление турецкого президента, а Анкара в свою очередь не пожелала прямо обвинить молдаван во лжи, считая это не столь принципиальным, чтобы портить отношения с Кишиневом. Но, во-первых, для гагаузов это вопрос принципиальный, иначе не было бы запроса со стороны башкана. А во-вторых, схожее заявление в поддержку евроинтеграции РМ, правда, уже без увязки с гагаузским вопросом, сделал (опять же, по информации молдавских официальных источников) в ходе визита в Кишинев в начале февраля министр экономики Турции Хаяти Языджи".

"В контексте идущей в Молдавии острой полемики по поводу внешнеполитического курса, выходит, что Турция, как минимум, не против, чтобы Кишинев использовал ее в своих внутриполитических целях, очевидно враждебных Гагаузии и ее народу. Будучи серьезным геополитическим игроком, едва ли Анкара допустила бы такое потребительское к себе отношение со стороны Кишинева. Если же попытаться найти другое объяснение, то первое, что приходит в голову, - это известная увязка создания Молдавией зоны свободной торговли с ЕС с созданием аналогичной ЗСТ с Турцией, которая ввиду дисбаланса экспорта-импорта явно выгоднее турецкой стороне, чем молдавской. То есть соглашение о создании ЗСТ с Турцией является для Молдавии условием создания ЗСТ с ЕС, прописанного в важном для официального Кишинева соглашении об ассоциации. Не в открытии ли молдавского рынка для турецкой продукции кроется интерес Анкары в евроинтеграции РМ, ради которого она готова перешагнуть через мнение "братьев-гагаузов"?" - заявил эксперт.

"Любой из упомянутых вариантов не слишком красит турецкую сторону в глазах гагаузов. Но в отсутствие четкого и ясного ответа с турецкой стороны, к сожалению, приходится рассматривать и не слишком приятные гипотезы", - подвел итог Александр Ангели.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, позиция не входящей в ЕС Турции по вопросу "евроинтеграции" Молдавии в декабре прошлого года стала поводом для политического скандала. 19 декабря президентура Молдавии распространила сообщение по итогам визита молдавского лидера Николая Тимофти в Анкару и его встречи с президентом Турции Абдуллой Гюлем. Согласно молдавской президентуре, комментируя тогдашнее намерение властей Гагаузии провести референдум по внешнеполитическому курсу Молдавии, Гюль заявил, что "все граждане Республики Молдова, в том числе в Гагаузии, выиграют от последствий интеграции в Европейский союз", и добавил, что внешняя политика страны "должна продвигаться исключительно центральными государственными органами", притом что согласно молдавскому Закону об особом статусе Гагаузии от 1994 года, Гагаузская автономия имеет право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии. Руководство Гагаузии усомнилось в достоверности сообщения молдавской президентуры, и 21 декабря башкан Гагаузии Михаил Формузал отправил официальный запрос на имя президента Турции Абдуллы Гюля с просьбой озвучить официальную позицию Анкары относительно представленных пресс-службой президентуры Молдавии заявлений турецкого лидера по поводу Гагаузии и ее совместной с Молдавией "евроинтеграции". Ответ турецкой стороны оказался уклончивым, и в нем отмечалось лишь то, что Турция выступает за усиление влияния "братьев-гагаузов" на политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь Молдавии.

Тем временем в Гагаузии состоялся референдум, по итогам которого за отложенный статус независимости Гагаузии проголосовали 98,09% принявших участие в плебисците, против - 1,9%, за вступление в Таможенный союз - 98,47%, против - 1,52%, за вступление в ЕС - 2,57%, против - 97,43%. Явка избирателей составила 70,04%. Власти Молдавии назвали гагаузский референдум "незаконным", а также заявили о решимости не допустить подобных мероприятий в других районах страны. В свою очередь правящая Либерально-демократическая партия Молдавии выступила с инициативой подписания местными властями в тех регионах страны, руководство которых поддерживает внешнеполитический курс Кишинева, декларации в поддержку "евроинтеграции" и с осуждением "сепаратистских действий" на примере Гагаузии.